Патриарх Константинопольский объявил епископа Мефодия запрещенным в священнослужении. Ходатайства Москвы перед Константинополем не имели успеха. Митрополит Дионисий (Балабан) на ту же Мстиславскую епископию поставил своего епископа Иосифа (Нелюбовича-Тукальского). Это усугубило и государственный раскол: Днепр разделил Украину на Левобережную (русскую) и Правобережную (польскую). Правобережный Киев остался в составе русской Украины. Сечевой гетман казачества Иван Брюховецкий признавал церковное возглавление Москвы. Кроме того, на днепровском острове Хортица был образован центр нейтральной Запорожской Сечи. По смерти митрополита Дионисия (Балабана; 1663) новый общий гетман Петр Дорошенко (польской ориентации) связал свою деятельность с занявшим Киевскую кафедру епископом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). Сечевой гетман И. Брюховецкий вызвал из Москвы задержанного там на Соборе 1666—1667 гг. епископа Мефодия (Филимонова). Иван Брюховецкий практически требовал, чтобы Москва назначила наконец митрополита. Но Москва по-прежнему не склонна была идти против воли Константинопольского Патриарха, о чем и был уведомлен И. Брюховецкий. Москва даже приняла от Константинопольской Патриархии как жест благоволения возведение Черниговской кафедры на степень архиепископии и дарование занимавшему ее епископу Лазарю (Барановичу) титула архиепископа. Тем временем между Россией и Польшей в январе 1667 г. был заключен Андрусовский мир. Над разделенными частями исконно русской территории образовались три православные юрисдикции. В восточной Украине остался архиепископ Лазарь (Баранович). Он не поехал в Москву для получения титула митрополита, так как не отказывался от юрисдикции Константинопольского Патриарха. Но в то же время он принимал осуществлявшееся здесь фактическое возглавление церковных дел Москвой. В Запорожской Сечи со званием Экзарха Константинопольского Патриарха пребывал епископ Иосиф (Нелюбович-Тукальский). А над православными, жившими в польских границах, король Ян Казимир утвердил управляющим православного епископа Перемышльского Антония (Винницкого), канонически подчиненного Патриарху Константинопольскому.

http://sedmitza.ru/lib/text/436393/

еп. Мефодий прибыл в Киев и взял на себя управление владениями Киевской митрополии на землях Левобережной Украины. В ответ Д. хиротонисал на ту же кафедру своего родственника и близкого сотрудника архим. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), настоятеля Лещинского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , 3 авг. 1661 г. получившего от кор. Яна II Казимира привилей на кафедру. После этого Д. и Ю. Хмельницкий обратились к К-польскому патриарху Парфению IV и добились от него церковного проклятия еп. Мефодия за то, что он изгнал с престола Д. и захватил кафедру с помощью светской власти. В этих действиях приняли активное участие связанные с Д. влиятельные лица из среды местного правосл. духовенства. Так, игум. Трехтемирова мон-ря Краковецкий отвез грамоты Д. и гетмана в Стамбул, а игум. киевского Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила мон-ря Климент (Старушич) привез грамоту патриарха в Киев. В грамоте, отправленной К-польскому патриарху 1 янв. 1663 г., царь принес извинения за поставление еп. Мефодия, которое было предпринято в силу необходимости, т. к. изменивший царю и оставивший свою паству Д. склонял людей к тому, чтобы они подчинились его власти и соединились с католиками. Вероятно, при участии Д. послы правобережного казачества на сейме 1661 г. снова выступили с требованием ликвидации унии. Это требование было отклонено участниками сейма, и все ограничилось созданием комиссии для раздела храмов и владений между православными и униатами, к-рая так и не приступила к работе. Реагируя на начавшиеся захваты правосл. церквей и мон-рей униатами, Д. и гетман Ю. Хмельницкий перед сеймом 1662 г. обратились к королю с просьбой о возвращении этих храмов и обителей православным. Была создана очередная комиссия, к-рая также не приступила к работе. В кон. 1662 г. Ю. Хмельницкий отказался от гетманства, 6 янв. следующего года Д. совершил над ним монашеский постриг, дав имя Гедеон. Возможно, благодаря участию Д. новый гетман П. Тетеря стал снова добиваться возвращения церквей, занятых униатами.

http://pravenc.ru/text/178367.html

С просьбой повлиять на митрополита к И. обращались и польск. власти. В 1670 г. на переговорах с Речью Посполитой в Остроге представители Войска Запорожского главным условием возвращения Правобережья под польск. власть ставили полную ликвидацию унии. Польск. политики связывали появление острых формулировок с укр. стороны с влиянием митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), и король пытался через И. убедить митрополита, чтобы тот способствовал заключению соглашения. Переговоры завершились безрезультатно ( Perdenia J. Hetman Piotr Doroszenko a Polska. Kraków, 2000. S. 234). В 1676 г., когда в К-поле узнали о смерти митр. Иосифа, последовавшей 26 июля 1675 г., патриарх Парфений IV отправил грамоту с предложением возвести на Киевскую кафедру И. Однако на сейме 1676 г. кор. Ян III Собеский передал управление митрополией Иосифу (Шумлянскому) . В 60-70-х гг. XVII в. в донесениях киевских воевод в Москву И. неизменно характеризовался как один из наиболее верных сторонников России среди укр. правосл. духовенства. В трудных ситуациях И. помогал воеводам деньгами и продовольствием. Во время поднятого гетманом Брюховецким восстания в февр. 1668 г. И. не впустил мятежников в Киево-Печерский мон-рь, выступив против них со всеми монастырскими людьми. Печерский архимандрит неоднократно выполнял посредническую миссию в отношениях рус. правительства с гетманами. Лояльность к России сочеталась у И. с приверженностью политике сохранения Киевской митрополии в юрисдикции К-польского патриарха (несмотря на неоднократно высказывавшееся царем пожелание о переходе митрополии под власть Московского патриарха). Так, в 1666 г. И. заявил московскому послу Ионе Леонтьевичу, что в случае назначения в Киев митрополитом великоросса (о чем просил в Москве гетман Брюховецкий), он запрется со старцами в мон-ре. Однако в позиции печерского архимандрита были существенные особенности. При определенных условиях и И., и киевское духовенство могли выйти из подчинения К-полю, но для них было важно, чтобы Киевский митрополит избирался местным духовенством, а не присылался из Москвы. Именно об этом просило Алексея Михайловича посольство киевского духовенства, отправленное в Москву в 1-й пол. 1666 г. И. относился к той части укр. духовенства, связи к-рой с Москвой с течением времени становились все более тесными, а желание отстаивать автономию ослабевало.

http://pravenc.ru/text/389655.html

В Пинске был женский Варваринский монастырь, основанный в 1581 г. князем Феодором Ярославичем. При самом начале унии король Сигизмунд III отдал его униатке Евфросинии Тризнянке. Православные монахини хотели основать новый монастырь, но король воспретил это грамотой на имя польского магистрата. 820 1648 год был страшный для православных жителей Пинска. Во время бывшего в городе мятежа, поляки и униаты сожгли семь православных церквей, которые уже и не отстраивались. Город горел два дня; радцы, лавники и поспольство разбежались по окрестностям, а некоторые убиты, так что в Пинске осталась только малая часть жителей. Из православных церквей уцелела только одна Феодоровская. С наступлением казацкой войны казаки отплатили им той же монетой: сожгли униатскую епископскую кафедру и монастыри мужской и женский. Выше упомянули мы о Лещинском монастыре, захваченном униатами. В 1639 г. он отдан был королем в пожизненное управление православному архимандриту Лозовскому; и после него удержан православными, и киевским митрополитом поручен в 1654 г. в управление старшему Виленскому, архимандриту Иосифу Нелюбовичу Тукальскому. Под защитой казаков Тукальский овладел пинским кафедральным собором, «выгнал отца Золотого» униатского епископа, 821 и возвратил благочестивым много других церквей, городских и сельских, в которых уже несколько лет распоряжались униаты. Но с удалением казаков униаты опять начали отнимать у православных церкви и вытеснять Тукальского из Лещинского монастыря. Православные обратились к королю с жалобой, вследствие которой король Ян Казимир в 1661 г. 18 июня выдал им заручный лист, с запрещением униатскому пинскому епископу Андрею Кваснинскому – Золотому самовольно забирать православные церкви и принуждать православных к унии. Тукальский, и по назначении его белорусским епископом и потом киевским митрополитом крепко удерживал Лещинский монастырь, несмотря на то, что уже в 1651 году назначен был в оный настоятелем униат Гавриил Коленда. В 1665 году пинский униатский епископ Белозор жаловался, что пинский магистрат состоит из одних схизматиков и что поблажка схизме причиняет большой ущерб святой унии: 822 но наконец в 1668 г. им овладели униаты и с того времени монастырь этот оставался за униатами во все время унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Лазарь Баранович уехал в Черниговскую епархию. Не имея в Чернигове, где главы подклонити, он выехал в Новгород–Северский и поселился в тамошнем Спасском монастыре и тотчас послал в Москву просить милостыни для устройства епископского престола в Чернигове при церкви Бориса и Глеба. При непостоянстве своей судьбы и судьбы своей кафедры он просил дать ему на всякий случай грамоту, с которой он мог бы найти приют в Путивле, Севске или Брянске, а если можно, и в самой Москве. Царь сделал все 1044 . Мефодий, сделавшись блюстителем, плохо блюл интересы Москвы. Он запутался в интригах искателей гетманства левобережной стороны и вместо того, чтобы жить в Киеве, переходил из города в город. Сначала он пристроился в своем старом городе около полковника Золотаренка, потом склонился на сторону киевского наказного гетмана Самко, но скоро разошелся и с ним. Самко после 4 июня 1662 г. писал в Москву, что «место митрополитское киевское за нерадением епископа без пастыря стоит два месяца». Доносчик просил назначить нового блюстителя или Иннокентия Гизеля, или Лазаря Барановича, или кого изберет духовенство, потому что Мефодий «смуту учинил и войско его не любит». Но и после этого Мефодий не живет в Киеве; он действует с кошевым Брюховецким и живет в Гадяче, куда переехал из Зенькова. Царь велел блюстителю возвратиться в Киев. Мефодий, ссылаясь на подозрительное поведение Самко, просился в Гадяч – город своей епископии. Самко всячески обвинял Мефодия и сделался его заклятым врагом 1045 . А тут еще м. Дионисий Балобан жаловался константинопольскому патриарху на Мефодия, что он похитил митрополичий престол посредством мирской власти. Патриарх послал проклятие Мефодию. О проклятии узнали в Киеве и заволновались 1046 . Смерть м. Дионисия Балобана (10 мая 1663 г. в Корсуне), посвятившего Иосифа Нелюбовича Тукальского на мстиславскую и оршанскую кафедру, проклятие константинопольского патриарха и анафема п. Никона на Питирима крутицкого, коснувшаяся блюстителя, посвященного им с титулом кафедры, бывшей в чужой области, послужили началом новых иерархических замешательств на западной и восточной сторонах Малороссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Несомненно, одною из таких покорных овец был и св. Феодосий. Можно указать на один, относящийся ко времени игуменства св. Феодосия в Корсунском Онуфриевском монастыре, факт, в котором некоторым образом обнаружились политические убеждения Святителя. 10 Мая 1663 года скончался удалившийся с Киевской кафедры митрополит Дионисий Балабан, который проводил последние свои дни в Корсунском монастыре. Духовенство польской Украйны, собравшись в Корсунском монастыре, управляемом тогда Феодосием, выбрало на Киевскую митрополию белорусского епископа Иосифа Нелюбовича-Тукальского. Как отнесся к этому избранию св. Феодосий? Хотя новоизбранный митрополит «был православия преславный ревнитель» (по выражению печерского архимандрита Иннокентия Гизеля), но его политические убеждения были не согласны с убеждениями Лазаря Барановича, и Московское правительство не согласилось признать его в звании митрополита. Св. Феодосий предвидел это и, зная, что избрание его породит новые смуты, не изъявил своего согласия подписью на избирательном акте. Еще яснее и определеннее обнаружились политические убеждения Феодосия в последующей деятельности его. В 1664 году корсунский игумен Феодосий был назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря, одного из древнейших и важнейших монастырей Киевской епархии, на место скончавшегося игумена Климента Старушича. Сюда требовался теперь настоятель опытный, деятельный и распорядительный. Эта знаменитая обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов, вернее – даже в руках поляков-католиков, и была отобрана от них в совершенно разоренном виде. Большая часть иноков рассеялась: никто не хотел идти на житье в неустроенную обитель; монастырские здания находились в упадке, и некоторые монастырские земли несправедливо были захвачены частными лицами. Много пришлось потрудиться новому настоятелю, св. Феодосию, чтобы собрать иноков и привести Выдубицкий Михайловский монастырь к должному внешнему и внутреннему благоустройству. Но св. Феодосий не пал духом и с помощью Божиею в продолжение своего 24-летнего игуменства привел знаменитую древнюю обитель в прежнее благолепие и благоустройство.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но ни греки не признавали этой «робкой» претензии Москвы – аннексировать всю Киевскую церковь , ни часть южных епископов. Не говорим уже о Дионисие (Болобане), перешедшем к полякам. КПльский патриарх даже объявил Мефодия запрещенным в священнослужении. Ходатайства Москвы пред КПлем не имели успеха. Смута разрасталась. Полонофильствующий митр. Дионисий в пику Москве на ту же Мстиславльскую епископию поставил своего епископа Иосифа (Нелюбовича-Тукальского). Церковь раскололась и не могла помочь своим единством расколовшейся Украине. Днепр разделил Украину на Левобережную (русскую) и Правобережную (польскую). Да на острове Хортице среди Днепра организовалась еще нейтральная самостийная зона, так наз. Запорожская Сечь или Сичь. Правобережный Киев со своим тесным округом остался в составе русской Украины. Сечевой гетман казачества Брюховецкий признавал церковное возглавление Москвы. Но все эти киевские русские течения не легко мирились с духом московского централизма. Тем временем, после ряда русских побед над поляками, был заключен между воевавшими державами давший временное успокоение Андрусовский мир в январе 1667 г. На почве этого мира можно было определенно разграничивать церковные компетенции. Восточная каноника делает очень широкие уступки данным государственным размежеваниям, если границы их стали фактически устойчивыми и твердыми. Так оно на деле устроилось в конце концов и здесь. Но нельзя было этого добиться сразу, как бы под секирой великорусского богатыря-дровосека. Над тремя государственно разделенными теперь частями исконно русской территории установились три православных юрисдикции. Над восточной, оккупированной Московскими силами, Украиной остался возглавителем архиеп. Лазарь (Баранович). Он не пожелал ехать в Москву для получения титула митрополита, ибо не отказывался от традиционного возглавления КПльского патриарха. Но толерантно принимал фактическое возглавление здесь церковных дел Москвой. На самостийную маленькую территорию Запорожья оперся с званием экзарха КПльск.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Н. Муравьева  в 1-й части Путешествия по святым местам Русским, в речах об Успенском соборе, и архим. Аполлоса в статье о патр. Гермогене, напечатанной в 3-м Чтений Общ. Ист. и Древн. за третий (1847-й) год, Смеси стр. 28. Но странно, что о случае с мощами патр. Гермогена в нашествие Французов ничего не говорит Н. Розанов в своей Истории Московского епархиального управления, в отделе: «Восстановление святыни в Кремле» (после Французов), читаемом во II книге третьей части, стр. 24 sqq (Bo всяком случае верно то, что останки патр. Гермогена находятся не в земле, а поверх земли, в деревянном, обитом бархатом, гробе, – Снегирева Памятники Московской древности, стр. 24, col. 1 fin. – Были обретены нетленными, только не знаем – остаются ли поверх земли или снова сокрыты в землю, тела еще двоих из сословия иерархов, именно – митрополита Киевского Иосифа Нелюбовича-Тукальского, умершего 26-го Июля 1676-го года и погребенного в Чигирине, но потом перенесенное в Лубенский Мгарекий монастырь, см. Московский Любопытный Месяцеслов Рубана на 1770 год, стр. 97 (Месяцеслов, как будто давая знать, что тело в его время находилось поверх земли, говорит: «Иосиф погребен во Мгарском Лубенском монастыре, где и поныне видимо его еще не истлевшее тело»), и архиепископа Белорусского знаменитого Георгия Конисского , умершего 13-ю Февраля 1795-го года и погребенного в Могилеве, оказавшееся нетленным в 1875-ом году, см. преосв. Сергия Месяцеслов Востока, 2 изд. т. II, второго счета стр. 555 нач. Тело Волынского князя Владимира Васильковича, скончавшегося 10 Декабря 1289-го года, быв оставлено не замазанным во гробе (поставленном в гробнице под церковью) в продолжение четырех без небольшого месяцев, хотя при осмотре, произведенном после сего, найдено было целым и благоухающим,, однако не было вскрыто, но было замазано. В некоторых списках Ипатской летописи читается об этом под 1288-м годом: «Сему благоверному князю Володимеру, нареченному в святом крещении Иоанну, сыну Василкову, вложену во гроб, и лежа в гробе тело его не замазано от 11 дне месяца Декабря до 6 дне месяца Априля;.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Не оставьте, пожалуйста, без внимания моей просьбы. Посмотрите близ себя и вдали; узнаете, где есть порядочная коллекция портретов, и мне сообщите, а я войду в сношение с лицами подлежащими. Один господин уверял меня, будто в Почаевской лавре есть портрет Анны Гулевичевой. Как бы я был рад этой находке. Без нее вся моя галерея не имеет под собой грунта. Поищите Константина Острожского. Мне нужны все, поименованные в списке, напечатанном при «Киеве с его древнейшим училищем академиею» Аскоченского, и многие другие, которых г. Аскоченский пропустил в своем сочинении. В случае, если обретутся искомые мною, уведомьте меня тотчас же. Тогда будем рассуждать о способах приобретения, которые могут быть весьма многоразличны». Труды киевск.акад. 1882 г., стр. 62–63. 165 На собирание портретов и вообще на украшение залы, где они помещаются, преосвященный употребил немало своих средств. Но справедливость требует заметить, что далеко не вся коллекция портретов приобретена им на свои личные средства, как это приписывается в некрологах пр. Филарета (некролог его изд. в Риге, стр. 17; поминки по преосв. Филарете в кишин. семин., стр. 22, Руков. для сел. пастыр., 1882 г., стр.269). На приобретение всех ста портретов потребовалась (полагая от 50–100 р. портрет) такая сумма денег (от 5–10 тысяч), какою и не располагал пр. Филарет, не отличавшийся, как известно, любовью к бережливости. По собранным нами достоверным сведениям, деньги за портреты были постепенно выплачиваемы из остаточных экономических сумм академии. Сколько же преосвященным употреблено на этот предмет своих денег, – с точностью определить мы не можем. 166 В зале находятся портреты следующих лиц (в хронологическом порядке): 1) патриарха Иеремии, 2) Петра Конашевича Сагайдачного, 3) Елисея Плетенецкого, 4) патр. Феофана, 5) царя Михаила Феодоровича, 6) Петра Могилы , 7) Иосифа Тризны, 8) Богдана Хмельницкого, 9) Дионисия Балабана, 10) ц. Алексея Михайловича, 11) Иосифа Нелюбовича–Тукальского, 12) Симеона Полоцкого , 13) Иннокентия Гизеля, 14) Иоанникия Голятовского, 15) Гедеона Святополка Четвертинского, 16) патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Нельзя также не заметить, что неустройства пошли и в самом братстве. Братский монастырь имел несчастье управляться некоторыми недостойными игуменами, которые обирали его имущество и расхищали его, и только при настоятельстве, в половине XVIII в., игумена Никодима Тумиловича (к сожалению – непродолжительном) братство несколько отдохнуло от невзгод. Этот настоятель (по словам историка Чистовича) сделал весьма много для благоустройства обители. Служа примером строгой жизни, он также строго держал монахов, которых при нем уже было достаточное число; для обучения детей завел школу, возвратил захваченные у монастыря разными лицами земли, умножил хлебные доходы, и во всем учредил хороший порядок. 162 Несмотря на все бедствия, причиненные врагами, на изнурительные тяжбы с корыстолюбивыми католиками и униатами, на внутренние неустройства, Минское Петропавловское братство сохранило свое существование до 1795 года. После второго раздела Польши в 1793 году и образования Минской губернии, по воле Императрицы Екатерины II, 13 апреля 1794 года, на территории древней Туровской епископии возникла Минская епархия, и новым православным архипастырем был назначен Виктор Садковский. В 1795 году Минский братский Петропавловский монастырь был возведен на степень первоклассного штатного монастыря и переведен в здания бывшего униатского св. Духова монастыря, под именем Духовского Петропавловского. Здесь он существовал только четыре года, до 1799 г., а в этом году, по Высочайшему указу, переведен в уездный город Пинск, под именем Пинского первоклассного Богоявленского монастыря. Оставшаяся после него каменная Петропавловская церковь возобновлена была на счет казны, в честь Ангела Императрицы Екатерины названа Екатерининской, и обращена в собор, а прежние здания монастырские уступлены для помещения священно и церковно-служителей этого собора. 163 Пинское Богоявленское братство продолжало существовать во второй половине XVII века, а также в течении XVIII века, и получило большие пожертвования от Киевского митрополита Иосифа Нелюбовича-Тукальского, от помещиц Соломерецкой, Пекарской-Володкович, Горватовой, мещанина Семена Курианка и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010