-Отец Владимир, скажите, пожалуйста, вам не попадалась на глаза  книга  митрополита греческого Иерофея Влахоса «Православная психотерапия»? Разговор в ней ведется о том, что что бы что в мире ни делалось, какие бы ни изобретались системы -  все, в конечном счете, сводится к спасению души, которая вечна. Он там представляет нашу церковь, наше православное учение как методику, чтобы человек понял, как ему спастись. Очень трудная, но интересная книга. -Я, к сожалению, не читал ее. Я читал другие книги этого автора. Но я познакомлюсь с этой книгой. Идея, которую вы изложили -  я с ней согласен, потому что мы здесь, в этом мире учимся. Поэтому все, что с нами случается, должно быть нами осмыслено. Но ничего, в общем-то, не бывает случайного. Каждый человек в этом мире получает в каждый  конкретный момент то, что он может воспринять и сделать полезным для своего спасения. К сожалению, мы неправильно относимся к тому, что с нами происходит. Мы начинаем роптать, обвинять ближних. Мы обвиняем масонов, американцев, украинцев, кого угодно. Но все дело в том, что мы сами поступаем неправильно. И получаем сигнал, чтобы задуматься над тем, в чем мы поступили неправильно, что мы сделали не так. Собственно, грех по-гречески -  это непопадание в цель, это ошибка, которую мы должны исправить. То есть не просто назвать ошибку, но исправить. А как именно исправить  - как раз и есть подлинная психотерапия. Потому что врачующая благодать божия изменяет человека. Человек, который причащается благодати божьей, постепенно меняется. Он начинает  одолевать свои страсти. Но  не сам, а божьей благодатью. В том то все и дело, что человек, какие бы он методики ни сочинял – природы своей не изменит. Поэтому я не очень люблю термин «психотерапия». Принимаю его только в смысле «святоотеческая». Психология святоотеческая и психотерапия святоотеческая. Но врачующая есть божья благодать. Об этом надо всегда помнить.   -Вопрос по поводу празднования дня преподобного Сергия. Как мы, православные, должны относиться к тому, как было организован прием паломников? Эти карты паломника, рамки, браслеты с числом 666? Это выглядит как издевательство над православными паломниками, над преподобным Сергием.

http://radonezh.ru/text/skazhite-pozhalu...

5. Позиция еп. Василия (Родзянко) не совпадает с креационизмом. Утверждать о её несоответствии (или соответствии)православному учению может только Церковь, причём только СОБОРНО (решением Соборов, или – в межсоборный период – Синодом). Непомнящих Игорь 25 сентября 2009, 19:50 Юрию Из современных русских богословов, создавших курсы по православному богословию, нет лучших курсов, чем курсы В. Лосского, о. Георгия Флоровского и архимандрита Киприана (Керна). Если Вы их не признаете, то это Ваши проблемы. Непомнящих Игорь 24 сентября 2009, 20:06 Юрию PS: Рад, что Вы согласны с православной позицией по поводу эволюции и несогласны как с эволюционистами, так и с протестантами. По первому Вашему вопросу - приведите ссылку. По второму - верно. По третьему - ответ определяется ответом на второй вопрос. Непомнящих Игорь 24 сентября 2009, 18:14 Юрию. Вы повторяетесь в своем стремлении обвинять. Вчитайтесь внимательно. Я только цитировал православных богословов, чтобы показать отличие православной позиции от протестантской и подтвердить неправославность позиции еп. Василия (Родзянко). А Вы согласны с приведенными цитатами? Юрий 24 сентября 2009, 17:45 Игорю, Александру (дополнительно). Вы привели в качестве аргументов слова митрополита Навпактского Иерофея (Влахоса), Прот. Георгия Флоровского и В. Лосский. Но ведь это всего лишь частные мнения отдельных богословов. С КАНОНИЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ точки зрения Вы были бы убедительны, только ссылаясь на труды Святых Отцов, Вселенских Соборов и Поместных Соборов Православных Церквей. Только эти труды являются частью Священного Предания. Особенно неуместны ссылки на труды парижских богословов, которые известны своими про-протестантскими взглядами. За это их очень критиковали свмч. еп. Илларион (Троицкий), свиспов. еп. Серафим (Сахаров), и ряд других богословов, ныне прославленных в лике Новомученников и Исповедников Российских. Ваш единомышленник Александр (жалко, что он не откликнулся на мои замечания, но может быть он сейчас читает) упрекает еп. Василия в том, что он " опирается на лжеучения еретиков, анафемствованных Православной церковью (Т. де Шардена, Оригена и т.п.) "

http://pravoslavie.ru/31960.html

Первым из таких понятий является Пентархия. По мнению исследователя этого вопроса, протоиерея Андрея Новикова, «с одной стороны – это некий орган, с другой – скорее, некая совокупность носителей особых прав, потому что в полном составе идеальный собор “пентархов”, включая римского папу, никогда не собирался. Что касается полномочий и прав этого органа, то тут существует спектр мнений – от относительно осторожных заявлений о том, что пентархи лишь сформируют “предварительные и основополагающие принципы общеправославной позиции”, до тезиса о том, что пентархия “является институтом, обеспечивающим управление Церковью и решение встающих перед нею вопросов”, и высшим органом общецерковной власти в период между Вселенскими Соборами» 14 . Хотелось бы обратить внимание на то, что «в жизни и учении Церкви пентархическая система в том виде, в котором ее пытаются навязать сегодня православной полноте, никогда не присутствовала, а существовала в головах отдельных богословов Средневековья, причем не всегда вдохновлявшихся проверенными и канонически неоспоримыми источниками» 15 . По мысли отца Андрея, несостоятельность этой теории должна была стать ясна для всех еще в XII веке, после окончательного отпадения первого из членов священного института «пентархии» от Церкви 16 . В исследовании, к которому мы можем отослать всех интересующихся этой проблемой, аргументированно высказывается тезис о том, что пентархия – это искусственная модель, которая, несмотря на современные попытки греческих богословов наполнить ее якобы исторически оправданным содержанием, не выдерживает никакой критики и не может быть названа экклезиологической истиной. Проблемным является вообще сам вопрос о возможности иерархии между Поместными Церквями. В свое время это учение развивал митрополит Максим (Цаусис) 17 . Он писал от том, что «история и давние традиции Церкви создали и закрепили практику “иерархии чести”, отрицание ее во имя непродуманного “равенства” есть преднамеренная и подрывная подмена подлинной соборности “демократического” равенства» 18 . Продолжателем этой линии в наше время можно считать митрополита Иерофея (Влахоса) . Он говорит, в частности, о «сохранении единства Церквей под надзором и попечительством “Первого”, которым является Вселенский Патриарх» 19 , и относит понятие иерархичности не к троичной структуре священноначалия (епископат, священство, диаконство), а к внутри-епископальным отношениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Что же заключает в себе очищение сердца? «Очищение сердца, нашего внутреннего мира, – по замечанию владыки Иерофея (Влахоса), – состоит, во-первых, из исцеления душевных сил, чтобы они действовали согласно естеству и сверх естества, но не вопреки ему. Ум, желание и воля в своем естественном состоянии должны быть направлены к Богу. Во-вторых, очищение – это освобождение человека от наслаждения и страдания. В-третьих, очищение – это избавление сердца от различных помыслов, которые гнездятся в нём. Их местопребыванием должен быть рассудок, а не сердце» . Можно ли сказать, что путь очищения сердца, путь духовного делания есть путь нравственного совершенствования? Митрополит Иерофей замечает, что «деланием в святоотеческом предании называется и нравственность, ибо, когда святитель Григорий Палама в своих творениях говорит о нравственности, он, по сути, развивает тему очищения сердца, и там описывается весь путь исцеления человека. Нравственность в Православном Предании – не отвлеченное понятие и не фарисейский внешний образ жизни, это – подвижничество. И когда святые отцы говорят о нравственности, то они имеют в виду подвижничество» . Следовательно, нравственное совершенствование и духовное делание есть дорога, которая ведёт нас к очищению сердца. Благодаря духовному деланию душа христианина сподобляется глубокого единения с Богом. Человек ещё здесь на этой земле, становится причастником Небесного Царствия.   Источники: 1.  Библия. М.: РПЦ, 2010. 2.  Добротолюбие в русском переводе. Дополненное. Св. преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления. Гл. 5. Том 4. Издание второе. Русский Свято-Пантелеимонский монастырь на Афоне. М.: 1901 3.  Добротолюбие в русском переводе. Дополненное. Преподобного Симеона, новаго Богослова деятельные и богословские главы. Том 5. 71 глава. Издание второе. Русский Свято-Пантелеимонский монастырь на Афоне. М.: 1901, 4.  Преподобный Макарий Египетский. Духовные Беседы. Сокровищница святоотеческой письменности. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.

http://bogoslov.ru/article/3225686

Священник Димитрий Сизов, руководитель Кряшенской духовной миссии (Республика Татарстан): - Христианская библиотека огромна по объему и тематике. Но среднестатистический прихожанин, по моим ощущениям, на протяжении жизни довольствуется лишь вероучительной и нравственно-аскетической литературой. Если брать в расчет только эти две области, то рекомендуемые мной книги - «Таинство веры» митрополита Илариона (Алфеева) и «Православная психотерапия» греческого митрополита Иерофея (Влахоса). Эти книги полезны, прежде всего, систематизацией подаваемого материала, что очень важно для людей, не получивших систематического богословского образования. После их прочтения появляется цельное, а не отрывочное, фрагментарное представление об изучаемом предмете. Первая книга поможет человеку ознакомиться с вероучением Церкви, изложенным современным и доступным языком, вторая даст представление о духовной жизни, о ее сути, о ее периодах и встречающихся на этом пути ошибках. Иерей Владимир Шалманов, руководитель информационно-издательского отдела Георгиевской епархии (Ставропольский край): - И прихожанам, и «захожанам», и «ищущим» очень рекомендую две книги известного проповедника, миссионера и богослова, протоиерея Геннадия Фаста - «Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе» и «Кто Она для нас? Книга о Пресвятой Богородице». В первой с разных сторон рассмотрена личность Иисуса. Достаточно просто ознакомиться с оглавлением, чтобы понять, насколько интересной для современных христиан будет эта книга. Не могу удержаться от перечисления ее разделов: «Христос пророческий», «Христос в библейских символах», «Христос - Сын Человеческий», «Христос - Сын Божий», «Христос апокрифов», «Иисус ислама», «Христос исторический», «Христос - Учитель», «Христос - Чудотворец», «Христос - Спаситель», «Христос и Церковь», «Христос таинственный», «Христос в иконографии», «Христос и антихристы», «Христос грядущий». Во второй книге отец Геннадий дает ответы на все важные вопросы о Богородице, обращая при этом внимание читателя на те моменты, которые не являются предметом православной веры и частью церковного Предания. Обе книги написаны теплым, живым и понятным языком. Знакомство с ними поможет не только систематизировать религиозные познания, но и ощутить личную связь с православием.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Из жизнеописаний о. Софрония мать Силуана больше всего ценила книгу митр. Навпактского Иерофея (Влахоса) «Знаю человека во Христе… Жизнь и служение старца Софрония, исихаста и богослова». Русский перевод этой книги вышел в Троице-Сергиевой Лавре в 2013 году. Она всегда улыбалась Покровский монастырь в Бюсси (Париж) За 35 лет монастырской жизни мать Силуана несла самые разные послушания. Она была и на кухне – она замечательно готовила. Я неоднократно оказывался за ее столом, когда она посещала в Иерусалиме свою мачеху, и ел ее борщ на Rue Daru , когда там, в соборе, проходили дни, посвященные Покровскому монастырю. Обладая замечательным слухом и голосом, она была долгое время регентом хора (потом в русском монастыре на Елеоне она занималась фиксацией их певческой традиции). В последние годы жизни мать Силуана заведовала монастырским архивом. Из работы в архиве вышло несколько книг, посвященных сестрам и игуменьям монастыря в Бюсси. История русского женского монашества в XX столетии стала одной из основных тем ее интеллектуальных интересов и исследований. Книги матери Силуаны о женском монашестве очень интересны. В первую очередь это книги о монахине Таисии (Карцевой, 1896-1995), агиографе и насельнице Покровского монастыря, и об игуменье Евдокии (Куртен, 1895-1977), первой настоятельнице Покровского монастыря. Незадолго до смерти матери Силуаны ее книга об игуменье Евдокии вышла во французском переводе. Если монахиню Таисию мать Силуана еще застала и много с ней общалась, то игуменью Евдокию она «знала» лишь по воспоминаниям других сестер, а также по монастырскому архиву. Изначально м. Евдокия пыталась создать монашескую общину вместе с м. Марией (Скобцовой), но вИдение монашества у них было разным. Эта близость с преподобномученицей матерью Марией, прославленной в 2004 году Константинопольским патриархатом в лике святых, и некоторое отличие от ее опыта активного служения в миру, стало важным для более «классической» монашеской общины, устроенной м. Евдокией в Муазнэ, недалеко от Парижа, а затем переехавшей в Бюсси в 1946 г. Игуменья Ольга (Слезкина, 1915-2013), настоятельница Покровсого монастыря в 1992-2013 гг., так вспоминала о матери Марии: «У каждого свой путь. Мать Мария — святая, она отдала свою жизнь за других. Она настоящая святая мученица. Но это просто не мой тип человека, и я не думаю, что она была монахиня в том смысле, в каком мы это понимаем. Она говорила: «Вот они делают поклоны, а кому это нужно? Вы думаете, Господу нужны эти поклоны? Да не нужно их». И так далее. Вы понимаете, у каждого человека может быть своя идея… Такое свободное монашество она признавала, и она твердо верила, что это только единственное монашество, которое может быть. Но ведь у каждого свой путь. У нее этот путь, а у других другой». (Александр Занемонец, диакон. «К истории паломничеств в Святую Землю из Русского зарубежья в 50-70х годах XX века». Москва, 2009. Сс. 59-60).

http://pravmir.ru/ona-ne-boyalas-govorit...

Из современных православных богословов хотелось бы выделить следующих авторов архимандрита Софрония (Сахарова) , епископа Иллариона (Алфеева), иерея Вадима Коржевского , греческого митрополита Иерофея Влахоса , игумена Феофана (Крюкова), иеромонаха Митрофана (Волкодава), профессора А. И. Осипова , дьякона Андрея Кураева. Если говорить об истоках западной аскетической традиции, то первым в череде ее основателей необходимо назвать Амвросия Медиоланского (IV в.). Перечислим и другие известные имена Евсевий, епископ Верчелльский (IV в.), Павлин, епископ Ноланский (IV в.), Иероним Стридонский (IV в.), Мартин, епископ Турский (IV в.), блаженный Августин (IV-V вв.), Бенедикт Нурсийский (V-VI вв.), святитель Григорий Великий (VI в.), Бернард Клевросский (XII в.), Фома Аквинский (XIII в.), Францизск Ассизский (XIII в.), Екатерина Сиенская (XIV в.), Фома Кемпийский (XIV-XV вв.), Игнатий Лойола (XVI в.), Тереза Авильская (XVI в.), Иоанн Креста (XVI в.), Лоренцо Скуполи (XVI в.). Если брать авторов, близких нашему времени, то выяснится, что в католической энциклопедии (Catholic Encyclopedia) в разделе Теология аскетики (Ascetical Theology) перечислено около 50 авторов, чьи имена и труды мы здесь не упоминаем, но которые могут быть доступны в тексте диссертации. Важное имя, которое необходимо указать, это имя Ж. Маритэна, известного французского философа и богослова. Новейшими трудами в рассматриваемой нами области являются труды священника Дж. Омэнна, директора Института духовности Папского университета св. Фомы Аквинского в Риме и советника Священной конгрегации по делам духовенства и катехизации Перу Дж. Омэнна принадлежат книги «Мистическое богословие» («Spiritual Theology») и «Христианская традиция в католической традиции» («Christian Spirituality in the Catholic Tradition») Очень известный авторитет в этой области – Фома Шпидлик, профессор Папского Восточного института. Если обратить внимание на протестантское богословие, то будет понятно, что, начиная с родоначальников протестантизма Мартина Лютера и Жана Кальвина, отношение к аскетизму негативное, т к изначально протестантизм отрицал аскетизм вследствие учения об оправдании человека одной верой, без личных заслуг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

75 Согласно блж. Феодориту, «духом же Пророк называет душу. Пока душа в теле, оно живет и действует; а как скоро душа отлетела, оно угасает и истлевает, так что не узнаешь прежних черт, не различишь, что это – тело одного, а это – тело другого» (Псалтирь с объяснением... С. 186 187). 76 Это затруднение, которое констатирует здесь преп. Анастасий, можно, по нашему мнению, разрешить с помощью рассуждения владыки Иерофея (Влахоса) : «Несмотря на разлучение души с телом, ипостась человека, его личность не разрушается. Конечно, души не существовало прежде тела. Она произошла одновременно с телом. Но и опять, одна душа сама по себе не является человеком и одно тело само по себе не является человеком. Но, несмотря на временное разлучение души с телом, человек не исчезает. Это видно из того, что душа сохраняет сознание и даже, как изъясняют святые отцы, знает элементы своего тела, оставшиеся на земле, разрушившиеся и возвратившиеся туда, откуда были взяты. Во Второе Пришествие Христово душа при помощи благодати Божией обновит элементы своего тела, составится весь человек, и конечно, тела как праведников, так и неправедников будут духовными. Они не будут нуждаться в пище, не будут ограничиваться расстояниями и другими факторами. Воскресение – это дар, подаваемый всем людям, праведным и неправедным. Нужно заметить, что в этой притче (о Лазаре. – А. С.) Христос называет имя нищего, имя же богатого неизвестно. Это показывает, что Лазарь, живший с Богом, сотериологически являлся личностью, истинной ипостасью. А богач, хотя и был человеком, сотериологически ипостасью не являлся. Это означает, что настоящим является тот человек, у которого есть душа, тело, а также благодать Божия в его душе и теле. В то время как человек, не имеющий Духа Святого, онтологически является личностью, но в отношении к Богу он не личность по простой причине: он стал рабом обстоятельств. Ум вместо обращения к Богу обращается к веществу и порабощается ему» ( Иерофей (Влахос) , митрополит Навпакта и Святого Власия. Жизнь после смерти. М., 2013).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Но духовные болезни, в которых часто коренится причина болезней душевных и телесных, врачует Церковь , ее служители, ее отцы. Об этом написаны тысячи и тысячи страниц. Книга митрополита Иерофея – сконцентрированное руководство по лечению духовной немощи, основанное на святоотеческих писаниях, прежде всего – Добротолюбии. Читать ее, возможно, будет не так легко современному человеку: в ней нет «лишних» строчек, в ней сосредоточена на немногих страницах мудрость, приобретенная многими веками. И сам автор предупреждает, что книгу надо не просто прочитать, а изучить. Предвижу и такое: рецепты духовного выздоровления многим из нас покажутся трудновыполнимыми: слишком низко мы пали, слишком высока «планка», уровень требований к нам. Но в православном христианстве иначе не бывает. И заповеди Господа однозначно говорят: чти отца своего и матерь свою, не кради, не прелюбодействуй... Без оговорок. Лукавые оговорки придумал человек. И невозможно, как мы знаем, человеку прожить без греха, но, если хотим приблизиться к Царству Божию, невозможно и прожить без осознания греха, без постоянного покаяния. Потому-то и советует митрополит Иерофей не прочесть, а изучить эту книгу. Изучить – и кому-то начать, а кому-то продолжить трудное, но спасительное восхождение по лествице исцеления духовного. Доктор медицинских наук, профессор А. В. Недоступ От греческих издателей С особенной радостью и глубоким почтением наша обитель приступает к третьему изданию книги архимандрита Иерофея Влахоса , озаглавленной «Православная психотерапия». Как явствует из самого заглавия, книга посвящена преимущественно учению об исцелении человеческой души святых отцов нашей Церкви, которые провели свою жизнь в подвигах и сделались опытными врачевателями народа Божия. Отец Иерофей, находясь в миру и будучи истинным духовным отцом, пришел к заключению, что тяжелейшей болезнью нашего времени является душевное расстройство, так называемые психологические проблемы, и сделал вывод, что все они происходят главным образом от помыслов, помрачения ума и нечистого сердца. С увлечением изучив святоотеческие творения, он описал страсти падшего человека и предложил для каждой из них курс лечения, так что читатель, увидев, словно в зеркале, собственную болезнь, сможет начать поиски врача, чтобы приступить к излечению своих души, ума и сердца и достичь боговидения и богообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ III (Коттарас Иоанн) (1888, о-в Идра, Греция - 26 июля 1957, Стокгольм), архиеп. Афинский и всей Эллады с 29 марта 1956 по 26 июля 1957 г. Происходил из семьи бедного моряка. Начальную школу окончил на родном острове, среднюю - в Пирее. С 1901 г. учитель в общеобразовательной школе в сел. Ксирокамби на Пелопоннесе. Окончил с отличием богословский (1909) и юридический (1921) факультеты Афинского ун-та. Специализировался в области церковного, канонического и адм. права в Лейпцигском ун-те. Принял монашеский постриг и был рукоположен во диакона еп. островов Идра и Спеце Иоасафом 17 сент. 1910 г. Служил в храме во имя вмч. Георгия на ул. Карици в Афинах. В этот период был активным членом «Всеклерикального союза». Был избран на епископскую кафедру о-ва Китира. 18 дек. 1922 г. митр. островов Идра и Спеце Прокопий хиротонисал Д. во иерея, а через 2 дня при участии митрополитов Фтиотидского Амвросия, Сиросского Афанасия и Арголидского Иерофея он был рукоположен во епископа. Находился на Китирской кафедре 12 лет. 15 янв. 1935 г. переведен на Ларисскую и Платамонскую кафедру, где служил до 29 марта 1956 г. Занимался теоретическими и практическими вопросами церковной собственности и канонического права, неск. раз избирался руководителем комиссии по экономическим вопросам Свящ. Синода Элладской Православной Церкви (ЭПЦ). 29 марта 1956 г., после смерти архиеп. Афинского и всей Эллады Спиридона (Влахоса) , был избран его преемником. Интронизация состоялась 1 апр. 1956 г. Д. заботился о благосостоянии клира, добивался установления гос. заработной платы для священнослужителей, увеличения размеров пенсий для заштатных клириков и строительства для них больницы, покрыв значительную часть расходов из личных средств. Положил начало созыву конференций проповедников ЭПЦ, возглавил работу первой конференции. Д. выступал против подписания конкордата между греч. правительством и Ватиканом. Он был избран президентом Всегреческой комиссии по самоопределению Кипра, принимал находившегося в ссылке на Сейшельских о-вах Кипрского архиеп. Макария III; посетил с офиц. визитом Сербскую Православную Церковь в ответ на визит Патриарха Сербского Викентия . По оценке церковного историка Г. Конидариса ( Κονιδρης Γ. Σταθμο κκλησιαστικς πολιτικς ν Ελλδι π το Καποδιστρου μχρι σμερον. Αθναι, 1971. Σ. 104), Д. находился под влиянием религ. братств, выступавших за обновление церковной жизни по зап. образцу. Под их давлением способствовал назначению генеральным директором комиссии по религ. вопросам проф. В. Иоаннидиса , к-рый, по оценке того же историка, оказался некомпетентным в проблемах церковно-гос. отношений.

http://pravenc.ru/text/180297.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010