Таким образом, греческое богословие и церковно-историческая наука весьма разнообразны. В них уживаются противоречивые тенденции и взгляды, идет постоянная научная дискуссия и полемика на страницах печати. В Греции ежегодно проводятся десятки разнообразных исторических конференций, материалы которых публикуются на регулярной основе значительными тиражами 294 . 21 сентября 1999 г. в греческом городе Гуменисса открылась конференция « Никодим Святогорец : жизнь и учение». Участие в ее работе приняли не только ведущие греческие ученые, но и ряд зарубежных специалистов, занимающихся изучением личности св. Никодима. Материалы конференции изданы в 2 томах 295 . В октябре 2007 г. в Афинах прошла крупная международная конференция « Софроний Сахаров – богослов нетварного света», где выступили десятки ученых и церковных деятелей, среди которых выделим Г. Мандзаридиса , о. Николая Сахарова, митр. Иоанна Зизиуласа , преосвященного Афанасия Евтича , митр. Афанасия (Лимасол, Кипр), митр. Иерофея Влахоса , Жана-Клода Ларше, о. Николая Людовикоса, иеромонаха Рафаила (Нойку). Ее материалы опубликованы 296 . В Греции ежегодно проходят Всеэлладские богословские конференции (с участием представителей других православных стран). Организатором выступает Всегреческий союз богословов в сотрудничестве со Священным Синодом Элладской Православной Церкви. В работе греческих богословских конференций принимают участие ученые самых разных направлений и взглядов. Например, в упомянутой выше конференции, посвященной Никодиму Святогорцу , помимо богословов участвовали историки, этнографы, философы, церковные и общественные деятели. Из новых фундаментальных трудов по церковной истории, помимо классических работ Стефанидиса 297 , Конидариса 298 , Вафидиса 299 и Фидаса 300 , интересны труды Рамиотиса 301 , Воволиниса 302 , Панотиса 303 , Атесиса 304 и других ученых 305 (по истории Элладской Церкви); Ставридиса 306 , Янникопулоса 307 , о. Димитрия Констанделоса 308 , Ф. Пападопулоса 309 , Г. Диакофотакиса 310 и П. Фуяса 311 (по истории Константинопольской патриархии); Калокириса (по византийской археологии) 312 . Несколько интересных монографий вышло в последнее время по истории древней Церкви 313 , византийской эпохе 314 и периоду турецкого владычества 315 , Поместным Православным Церквам 316 и истории взаимоотношений отдельных христианских конфессий 317 в разные периоды церковной истории. Интересны исследования, рассматривающие развитие Церкви на длительном временном промежутке 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Международная выставка-форум «Неделя православной книги» пройдет в болгарской Варне Москва, 2 сентября 2009 г. В Варне с 7 по 13 сентября 2009 г., согласно сложившейся традиции, состоится международная книжная форум-выставка «Неделя православной книги», сообщает Седмица.Ru со ссылкой на официальный сайт Болгарской Патриархии. «Неделя православной книги» в этом году пройдет в 11-й раз: впервые она была проведена в Варне в 1998 г. по благословению митрополита Варненского и Великопреславского Кирилла. По мнению владыки Кирилла, это мероприятие является продолжением традиций церковного просвещения и культуры, заложенных учениками святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, основателей Преславской книжной школы. В «Неделе» принимают участие авторы и издатели православной литературы, как из Болгарии, так и из других стран. В программе запланирована презентация следующих книг: «Православный мир» митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, повествующей об истории и современном состоянии Поместных Православных Церквей; «Подвиг дворянина Николая Киреева и освобождение Болгарии» владыки Варненского Кирилла, посвященной судьбе русского офицера, участвовавшего в освобождении Болгарии от османского ига; «Православная психотерапия» митрополита Иерофея (Влахоса); «Исторический путь православия» протоиерея Александра Шмемана; «Путь к сердцу» архимандрита Захарии; «Значение Креста Христова в послании св. апостола Павла галатянам» свящ. Теодора Стойчева; «2000000 киломметров в поисках любви» нем. богослова К. Кенета; «Таинство брака: (Догматико-патрологическое исследование)» доц. Л. Тенекеджиева; «Византийские иконы — практическое руководство к написанию» З. Карчевой; «Тырновская епархия в начале ХХ в.» доктора Р. Русанова. Кроме этого, для посетителей форума-выставки будут проведены три публичные лекции: «Исихазм в святогорском монашестве в ХХ в.: (Умносердечная молитва в гармонии с аскетичной жизнью» митрополита Струмицкого Наума, «Книжник Иосиф Доброписец» преподавателя Московской Духовной академии архимандрита Макария Веретенникова и «Образ России в подвиге святых царственных мучеников» преподавателя Екатеринбургской духовной семинарии А. Разина. Также в ходе работы «Недели православной книги» будут показаны несколько документальных фильмов, в том числе «Николай II: Прерванный триумф», который представит зрителям священник Екатеринбургской епархии Олег Шилков. 2 сентября 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31765.html

702 Мейендорф И. Жизнь и труды... С. 325, 326; Meyetidorff J. Byzantine theology. P. 78; etc. Ср. также указанные труды А. Радовича, И. Влахоса, Ф. Зисиса и других представителей греко–сербского православного богословия (обнаруживающие тенденцию к возрастанию год от года). 707 Ignace aux Éphésiens. II. 2//Ignace d’Antioche; Polycarpe de Smyrne. Lettres; Martyre de Polycarpe/Texte grec, intr., trad, et notes par P. T. Camelot, O. P. Paris, 1998. P. 58. (SC, 10 bis). 708 Этот термин употребляется в патристике, по меньшей мере, со св. Иустина Мученика (2-ая Апол. 7. 3–9). (См.: Сидоров А. И. Курс патрологии. С. 184). Другой термин со сходным значением – αθαρετος – не играл сколько-нибудь заметной роли в богословии св. Григория Паламы позднего периода; во всяком случае, он не встречается в гомилиях в концептуально значимых контекстах. 709 Буквально – «...его творя, по Своему образу сего творит и подобию ( ατν ποιν, κατ’εκνα τοτον αυτο ποιε κα μοωσιν)...» На русском языке буквально передать этот плеоназм не удается. 710 Ср. в 44-й главе «Ста пятидесяти глав»: Бог «...создал разумное естество свободным и самовластным ( λεθερν τε κα ατεξοσιον)...» (Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. P. 134.44.13). Эта свобода проявлялась именно в том, что человеку была дана власть над всеми земными тварями ( ρχειν ττακται)» (Ibid. P. 134.44.9). Как отмечает Р. Э. Синкевич, представление об образе Божием в человеке как о способности владычествования над земными тварями характерно для антиохийского богословия и, в частности, для св. Иоанна Златоуста (Sinkewicz R. E. Note 47//Ibid. Р. 135). 711 Вряд ли стоит напоминать, что для средневековых авторов абсолютная благость и красота неразрывно связаны в Боге, Который и есть абсолютное Благо и абсолютная Красота (равно как и Истина, Свет и многое другое). См., например: S. Dionysii Araeopagitae De divinis nominibus//PG. 3. 596AC, 640В, 645A и др. Блаженнный Августин выразил эту мысль уже в одном из своих первых сочинений – «Против академиков» (I. 9; III. 1) (Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. С. 236; в более общей перспективе см.: Фокин А. Р. Августин Блаженный //Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 99–100; и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Крупных, признанных исследователей в этой области за последние десятилетия выдвинули все страны Православия и все христианские конфессии. Выделяя лишь главные и наиболее авторитетные имена, помимо уже упомянутых основоположников нового этапа, еп. Василия (Кривошеина), В.Н. Лосского, оо. Георгия Флоровского и Иоанна Мейендорфа, мы будем обязаны назвать россиян игумена Софрония (Сахарова), архим. Киприана (Керна), М. Лот-Бородину, Г.М. Прохорова, греческих богословов митроп. Иоанна Зезюласа и митроп. Иерофея Влахоса, П. Христу, Г. Манцаридиса, И. Романидеса, Хр. Яннараса, А.-Э. Тахиаоса, митроп. Амфилохия Радовича, митроп. Иринея Буловича, еп. Афанасия Евтича из Югославии, оо. Думитру Станилоаэ и Иоанникия Балана из Румынии, представителей западного Православия еп. Каллиста (Уэра) и О. Клемана. Аналогично, в сообществе инославных исследователей нельзя не назвать оо. Иринея Осэра, Фому Шпидлика, Герхарда Подскальского, Б. Шульце и Ф. фон Лилиенфельд, А. де Алле, Ж. Лизона, А. Риго. Многие из перечисленного ученого собрания здравствуют и продолжают трудиться ныне. Вопреки превратностям церковной политики, продолжает сохраняться и атмосфера открытого межконфессионального диалога и сотрудничества. Безусловно, важнейшим успехом в этой сфере является деятельность католической общины монастыря Бозе в Италии, установившей традицию ежегодных международных конференций по православной духовности и, в первую очередь, по исихастской традиции. Сегодня эта традиция насчитывает уже 13 встреч; труды их всех изданы и составили вкупе ценнейшую, представительную коллекцию современных исихастских штудий. Из намечаемых проектов стоит отметить специальный выпуск католического журнала «Символ», посвященный исихазму и подготавливаемый православными учеными. Наряду с продолжающейся разработкой традиционных тем, таких как древнее монашество и анахоретство, исихазм и гуманизм и проч., в настоящий период в исихастских исследованиях назревает и очередное обновление проблематики. Можно заметить закономерность: с течением времени, ведущие и преобладающие темы постепенно перемещаются от древности к современности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

09.09.2019 Подпишитесь на наш Телеграм Книги «Искусство иконы. Богословие красоты» — книга одного из лучших современных православных мыслителей — француза Павла Евдокимова. Книга много шире своего заголовка: философия Красоты и искусства, философия богослужения, аутентично православное свидетельство в современном мире. «Православие» французского богослова Павла Евдокимова — классическая книга «парижской школы богословия». Книга представляет собой введение в православное богословие, синтез современной православной мысли: история Православия, учение о человеке, Церкви, богослужении, о Последних временах. Собрание избранных статей священника Сергия Булгакова, одного из столпов русского религиозного ренессанса, одного из главных православных богословов и философов XX века, одного из основателей «парижской школы богословия». «Господские праздники» — книга выдающегося современного богослова митрополита Иерофея (Влахоса). Это не просто книга про церковные праздники: это богословие; автор разбирает христологическое учение, вложенное Церковью в свои праздники. Добавили несколько аудиокниг Диккенса: — Честертон писал о романе «Тяжелые времена» в своей книге «Чарльз Диккенс»: «“Тяжелые времена” — поражает нас почти неожиданной суровостью. Я бы сильно преувеличил, если бы назвал Диккенса социалистом. Суть и своеобразие его взглядов можно передать так: когда все думали, что либерализм неотделим от индивидуализма, он пылко защищал либерализм и пылко отвергал индивидуализм. Или так: он видел, что таинственному созданию по имени человек одинаково и глубоко безразличны и крайний социализм, и крайний индивидуализм». — « Посмертные записки Пиквикского клуба» . Честертон о романе: «И вечная радость народной веры, и вечный смех народной книги исчезли в наши дни. Диккенс близок к народной вере — самой глубокой и надежной из вер: он исповедует вечную радость, он верит в существа нетленные, как Пэк или Пан, чье жизнелюбие не могут погасить неисчислимые тысячелетия» . — «Наш общий друг» — поздний роман Диккенса с превосходно выстроенным сюжетом и прекрасным юмором. Честертон считал, что в этом романе Диккенс во многом вернулся к своему раннему творчеству, не потеряв, однако, достижений позднего.

http://blog.predanie.ru/article/melhised...

На наш взгляд, текст основывается на целостной экуменической концепции, которая выстраивается последователями экуменизма последние 100 лет. Основополагающим моментом в данной концепции является отрицание Православной Церкви как Una Sancta (Единой Святой)7, и это отрицание связывается с опорной идеей о «наличии множества церквей на земле». Давайте вспомним, что на соборе именно этот тезис стал спорным моментом и явился причиной того, что многие епископы не подписали заключительных документов. Напомним свидетельство митрополита Навпактского Иерофея (Влахоса) о том, что на делегацию Элладской Православной Церкви было оказано невероятное давление, с тем чтобы она признала неверное утверждение, будто существуют и иные церкви кроме Православной8. В этой связи в текст было вписано утверждение о том, что «Православная Церковь признаёт историческое наименование других, не находящихся в общении с ней инославных христианских церквей и конфессий» (п. 6), «несмотря на то, что они включают в свой состав не все инославные христианские церкви и конфессии» (п. 16)9 (выделено и переведено мной. — Р.К.). В связи с указанными моментами Святой Синод Болгарской Православной Церкви отмечает, что «наличие множества церквей недопустимо в соответствии с догматами и канонами Православной Церкви... Добавление выражения ”историческое наименование”, а также пояснения о том, что инославные исповедания не находятся в общении с Православной Церковью, не отменяют проблематичности и ошибочности данного текста»10. Святой Синод четко поясняет, что «первоначально в п. 2 документа полагается за основу, что „Православная Церковь основывает единство Церкви на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и на общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольской преемственности и святоотеческой традиции и переживается в ней [Церкви] доныне”. Добавление выражения „историческое наименование”, а также пояснения о том, что инославные исповедания не находятся в общении с Православной Церковью, не отменяют проблематичности и ошибочности данного текста.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=277...

Понятие соизмеримости человека с Богом имеет самое прямое отношение к библейскому выражению «образ и подобие», которое отец Софроний в своих книгах возводит на новый богословский уровень. Книга «His Life is Mine» была своего рода предтечей самой значительной, последней книги отца Софрония – «Видеть Бога как Он есть» (Essex, 1985). Согласно богословскому исследованию архимандрита Захарии (Захару) 213 , книга «Видеть Бога» являет собой замечательный пример совершенного усвоения догматического наследия Церкви. Дерзновение ее идей и языка есть не что иное, как голос многовекового предания Церкви, отразившегося в личном аскетическом опыте отца Софрония. Многие излюбленные темы отца Софрония получают в книге свое завершение – нетварный свет, богопознание и другие. С другой стороны, учение о персоне уже глубоко усвоилось его сознанию. В свете этого учения он переосмысливает многие ранее затронутые темы: истощание и богооставленность, смертная память, любовь до ненависти к себе. На Западе книга имела успех: для некоторых она стала «событием» 214 , и даже эпохальным 215 . В Православном мире книга имела широкое признание. Издание на греческом языке вызвало положительный отклик по всей Греции. Для афонских монахов и ведущих профессоров-богословов Афинского и Салоникского университетов (Г. Галитис, Г. Мантзаридис и др.) книга «Видеть Бога», продолжая традицию греческих отцов-исихастов 216 , стала классическим ответом на многие вопросы современности. С публикацией книги признание отца Софрония стало заметно расти. Спустя несколько лет идеям отца Софрония стала отводиться руководящая роль, что явствует из работ профессора Г. Мантзаридиса 217 , епископа Иерофея Влахоса 218 , митрополита Иоанна Зизиуласа 219 и др. Богословие отца Софрония стало предметом научного исследовния 220 . На Втором Международном конгрессе, посвященном святителю Григорию Паламе (Афины, 1998), имя отца Софрония уже ставится в один ряд с именем святителя Григория Паламы 221 . Не меньший успех книга имела среди православных Запада 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

– Какую цель ставит перед собой христианская антропология? – Эта богословская дисциплина сформировалась в середине XX века. Она выделилась, прежде всего, из догматического богословия, отчасти пересекается с аскетикой, патрологией, агиологией, нравственным богословием. И цель у нее простая, но очень важная – системно изложить церковное богооткровенное учение о человеке, его природе, личности и способе существования. Эта цель пока еще не достигнута, потому что сокровенное знание о человеке представлено во множестве святоотеческих сочинений, но бессистемно. Людям, не имеющим богословское образование, при чтении богословской литературы крайне тяжело составить целостное представление о том, кто есть человек, к чему он предназначен, как он может стать лучше. – Какие источники вы используете, преподавая курс? – Прежде всего, конечно, Священное Писание . В общем же – Божественное Откровение. Божественное Откровение нам явлено, помимо Священного Писания, еще и в постановлениях Вселенских Соборов, где Духом Святым изрекались богооткровенные истины, в творениях святых отцов, особенно если по какому-либо вопросу имеется так называемый consensus partum. Обобщая, можно сказать, что источником антропологического знания является Священное Предание Православной Церкви. А Священное Предание – это опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый в Церкви из поколения в поколение. Леонов Вадим, протоиерей. Основы православной антропологии: учебное пособие. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – Не могли бы вы назвать наиболее удачные, на ваш взгляд, труды современных исследователей антропологии. – К сожалению, с публикацией работ по христианской антропологии пока еще не так хорошо обстоят дела, но, тем не менее, есть ряд весьма примечательных и важных сочинений. Прежде всего, это работа архимандрита Киприана (Керна) «Антропология святителя Григория Паламы», изданная в середине XX века и сначала защищенная как магистерская диссертация, а затем распространенная отдельной книгой. Затем я бы выделил некоторые работы современных православных иностранных авторов: преподобного Иустина (Поповича) , Жана-Клода Ларше , Панайотиса Нелласа, Георгия Мандзаридиса, архимандрита Иерофея (Влахоса) . Мне кажется, они заслуживают внимания, большинство из них переведены на русский язык и доступны современному читателю. Я считаю, что труды этих авторов нужно обязательно изучить тому, кто серьезно интересуется христианской антропологией.

http://pravoslavie.ru/60709.html

Заняв весьма завидный пост в газете «The Christian Science Monitor», одном из влиятельнейших изданий страны, Альфред собирался соединить свою работу с верой. Однако несколько месяцев спустя после произошедших в газете потрясений ему пришлось из нее уйти и вернуться на свою должность в Чикаго. Авторитарная и секулярная сущность его церкви разочаровала Альфреда, искавшего более глубокой духовности. К этому добавилась и личная трагедия. Долгожданная беременность жены Альфреда завершилась рождением мертвого ребенка. По понятной причине его супруга почти потеряла рассудок от горя, а Альфреду показалось, что он потерпел «кораблекрушение в вере». В конце концов они развелись: Альфред принял предложение отправиться учиться в Уэльс (Великобритания), жена не могла поехать с ним, так как занималась бизнесом своей матери, так что они расстались. Спасающая благодать открылась Альфреду при изучении христианской культуры и монашества древней Ирландии, благодаря чему он все больше узнавал о православном христианстве. После посещения нескольких других храмов Альфред пришел в православный приход рядом с университетом. Он нашел прихожан «очень гостеприимными и явившими пример традиционной христианской жизни, в котором я так нуждался». «Я увидел в Православии пример традиционной христианской жизни, в котором я так нуждался» Посещение Божественной Литургии и других богослужений вкупе с его собственными чтением и исследованием помогли Альфреду обновить и переориентировать свою молитвенную жизнь: он чувствовал, что нашел раннюю христианскую Церковь. В душе Альфреда особенно отозвались слова митрополита Иерофея (Влахоса): «Христианство – это не религия, а форма терапии». Он познал всю истинность этих слов, когда попал в православный кафедральный собор в Чикаго и влюбился в иконографию и церковную музыку. Позднее Альфред был крещен, миропомазан, а затем обвенчался в Православной Церкви. Под руководством любящего духовного отца и в теплых объятиях его церковной семьи Альфред имеет возможность трудиться над своим спасением с помощью благодати Божией.

http://pravoslavie.ru/135255.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождественский ирмос 3-й песни 2 мин., 02.12.2016 Ирмос третьей Песнь 3 Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну/и в последняя от Девы/воплощенному безсеменно,/Христу Богу возопиим:/вознесый рог наш,/свят еси, Господи. Вторая песнь канона — обличительная песнь Моисея из книги Второзакония - включается в состав песней канона только в периоды великого Поста и Пятидесятницы, а в остальное время  канон состоит из восьми песней: 1, 3-9. Поэтому от первой песни переходим к третьей. Перевод: Песнь 3 Прежде веков от Отца рожденному/не по земным законам Сыну/и в последние времена от Девы/воплощенному без семени,/Христу Богу воззовем:/«Возвысивший наше достоинство,/свят Ты, Господи!» Толкование: Песнопение повествует о том, что во Христе различают два рождения. Одно – от Бога Отца, которое произошло вне пространства  и времени, другое же – от Девы Марии здесь, на земле, во времени. Важно понимать, что Бог Сын существовал и до своего земного рождения. От неправильного суждения об этом предостерегает св. Василий Великий « Не говори: " Если Он родился, то [до этого] Его не было " , и не присоединяй к коварным словам невежественные рассуждения, искажая истину примерами, относящимися к здешнему миру, и оскверняя богословие ». Оба рождения были бесстрастными и сверхъестественными: в первом Бог Сын рождается от Бога Отца без матери, при этом Бог Отец не терпит ущерба, но остается таким, каким и был, во втором случае Богородица рождает Сына без отца, сохраняя при этом девство. « Оба рождения непостижимы для человеческой логики. Истину-откровение о рождении Христа от Отца недвижимо, а от Богородицы бессемянно мы принимаем на веру без логического осмысления », - из книги митрополита Иерофея (Влахоса) «Господские праздники». В этом  ирмосе, как и во всех других, есть связь с текстом Ветхого Завета. В данном случае это гимн Анны, матери пророка Самуила (книга Царств 2:1-10) и образ рога. Рог – древний символ могущества, достоинства и силы. Здесь он получает новое  значение – возрождение человека Богом, освобождение от греха. Как поют: Послушать на YouTube c ирмоса третьей песни Греческий распев.  Ирмос 3 песни, ноты, скачать . Все ирмосы, ноты, скачать . Послушать на YouTube c ирмоса третьей песни Византийский распев Все ирмосы: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/rozhdestvenskiy-irmos-3-y...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010