Он был воплощением любви Каким еще был владыка? Он был воплощением любви. Будучи уже стареньким архиереем, мог сделать земной поклон, испрашивая прощения. Всегда брал вину на себя. Если кто-то ссорился – он очень переживал, старался всех примирить. Он мне звонит и говорит, что не спал всю ночь, переживал, что обидел меня своей шуткой, и теперь ему нужно срочно испросить у меня прощения Помню, как-то за ужином владыка сказал мне какую-то совершенно безобидную шутку. На следующее утро он мне звонит и говорит, что не спал всю ночь, переживал, что, возможно, он обидел меня своей шуткой, и теперь ему нужно срочно меня увидеть, чтобы испросить у меня прощения и положить земной поклон. Я пришла в ужас и ответила, что это была совсем невинная шутка, и ему совершенно не нужно передо мной извиняться. Когда же мы встретились – я с трудом удержала его от земного поклона. Слева - направо протоиерей Стефан Павленко, владыки Лавр (Шкурла), Антоний (Медведев), Нектарий (Концевич), протоиерей Петр Перекрестов, в последнем ряду будущий протоиерей Сергий и Матушка Мария Котар Скромность и смирение владыки Владыка Антоний вел очень скромную жизнь. Он был архиереем, но никогда не имел никаких келейников, сам прибирал и готовил для себя. Сам угощал всех приходящих к нему в гости, накрывал на стол, убирал потом посуду. Много ли других таких архиереев вы знаете? Владыка не имел ни автомобиля, ни водителя. Плохо говорил по-английски, и непонятно, как вообще выживал, передвигаясь на общественном транспорте среди американцев. Он был в схиме, но об этом никто из прихожан не знал, это выяснилось только впоследствии. Владыка Антоний благословляет будущего протоиерея Сергия и Марию Котар, за спиной владыки Антония - владыка Нектарий (Концевич) Истории отца Сергия Котар Владыка Антоний и кот Владыка Антоний приезжал к нам в гости, когда я еще служил диаконом в кафедральном соборе «Всех скорбящих Радость». Он очень любил наших детей, всегда привозил им подарки. Матушка суетилась на кухне, накрывала на стол.

http://pravoslavie.ru/140660.html

В Сан-Франциско были замечательные священники и архиереи. Например, 32 года в городе прослужил архиепископ Тихон (Троицкий). Он окончил Казанскую академию, был в Сербии и даже преподавал в Призренской семинарии греческий и латынь. Во всяком случае, в 1930 году митрополит Антоний (Храповицкий) направил его в Сан-Франциско. Это тоже был архиерей «старой школы». Глядя на владыку Тихона, я понимал, что меня очень привлекает монашество. И когда меня спрашивали, кем я хочу быть, я не говорил, потому что думал: «А вдруг не выйдет?». В Сан-Франциско я ведь застал старых священников. Отец Михаил Польский, автор двухтомника о новомучениках, отец Павел Калинович, миссионер, окончивший Житомирскую семинарию и долгое время проповедавший в Польше, отец Афанасий Стуков, основавший гимназию в городе. Его папа был благочинным церквей на станциях восточной части Сибирской железной дороги. Отец Афанасий с ним ездил в Москву в 1912 году и рассказывал мне про Успенский собор и архиерейские службы там. Старые священники помнили старую Россию. Владыка Тихон в 1962 году уехал по состоянию здоровья в Джорданвилль, и в Сан-Франциско приехал его викарий, владыка Антоний из Лос-Анджелеса. Но начались нестроения по поводу возведения нового собора. У владыки Антония были свои взгляды на это, и он наткнулся на сопротивление. Получился раскол. И владыка Тихон на Соборе 1962 года в Нью-Йорке попросил архиепископа Иоанна приехать и примирить паству. Владыка приехал в конце того года и так и остался там. А владыка Тихон скончался в 1963 году в Свято-Троицком монастыре. Его смерть была поистине праведной. Епископ Сиэтлийский Нектарий (Концевич) – Расскажите! – Была Суббота Акафиста. В Свято-Троицком монастыре шла литургия. Было столетие со дня рождения митрополита Антония (Храповицкого). Во всей Зарубежной Церкви это событие отмечали. Повсюду было указано служить панихиды. Еще после «Отче наш» на литургии духовник владыки Тихона, отец Нектарий (Концевич), взял Дары и пошел в келью, где лежал больной и слабый архиерей. Туда провели специальный аппарат, чтобы владыка мог слушать службу. Когда отец Некатрий вошел, владыка Тихон встал, сделал земной поклон, причастился, прочитал благодарственные молитвы. А в церкви в это время началась панихида. А когда запели «Со святыми упокой», владыка Тихон перекрестился и скончался.

http://pravoslavie.ru/143309.html

Нилусы были верными учениками Оптинских старцев, и Оптина пустынь вошла в жизнь Елены Карцовой еще в отрочестве. В юности она думала о монашестве, как и Иван Концевич, но Промысл Божий соединил судьбы этих людей. Елена Юрьевна Карцова в юности Иван Михайлович и Елена Юрьевна вскоре после свадьбы,1935 год Елена Юрьевна Карцова стала верной спутницей и незаменимой помощницей в литературных трудах Ивана Михайловича. Интересно, что познакомились они у художницы, которая написала для Елены Юрьевны копию любимой иконы протоиерея Николая Загоровского – того самого, кому в юности прислуживал Ваня Концевич. А венчал Ивана Михайловича и Елену Юрьевну в Алжире ученик и духовный сын Оптинских старцев Варсонофия и Нектария, настоятель Свято-Троицкого храма в Алжире, протоиерей Василий Шустин. Отец Василий Шустин в Алжире Общая мечта Символично, что первой совместной покупкой супругов Концевичей стали 12 томов житий святых. Первой совместной покупкой супругов Концевичей стали 12 томов житий святых Свято-Сергиевский Православный Богословский институт Иван Михайлович закончил только в 1948-м году, поскольку ему приходилось много работать. По окончании института он защитил кандидатскую работу на тему «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси». Неоценимую помощь в годы учебы и в подготовке будущей книги с одноименным названием Ивану Михайловичу оказала Елена Юрьевна – она собирала фактический материал для работы мужа в библиотеках Парижа. Тогда у них появилась общая мечта: написать трилогию «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси», «Старец Паисий и его ученики» и «Оптина пустынь и ее время». В 1952-м году Концевичи переехали в США, где Иван Михайлович преподавал патрологию в духовной семинарии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле Встреча родных после 35-летей разлуки В 1954-м году Иван Михайлович и Елена Юрьевна перебрались в Сан-Франциско, где была большая русская диаспора и где жили его любимые брат и сестра: Олег, в те годы иеромонах Нектарий (с 1962 года епископ Сиэтлийский), и сестра Вера.

http://pravoslavie.ru/140319.html

Духовником моей супруги и её семьи был викарный епископ Западно-Американской епархии РПЦЗ Нектарий (Концевич, †1983), который был духовным чадом преподобного старца Нектария Оптинского и близким сподвижником преподобного Иоанна Шанхайского. Епископ Нектарий приобщил семью Ревуцких к Оптиной, он очень живо рассказывал им о монастыре, и они все Оптину полюбили. Епископ Нектарий_(Концевич) Владыка Нектарий служил панихиды по Царской Семье, проводил беседы об их значении для России. Именно по его настоянию был решен вопрос о канонизации Царской Семьи РПЦЗ уже в 1981-м году, за 19 лет до их прославления РПЦ. Императрица Александра Фёдоровна с дочерьми ассистирует в операционной 1915 год Я познакомился с владыкой Нектарием через мою жену, когда он уже был стареньким, больным человеком, но его духовная мощь чувствовалась даже при всей его телесной немощи. Преподобный Иоанн Шанхайский, Сан-Францисский чудотворец Ольга, мы с вами сейчас беседуем в старом соборе, где служил столп нашей Зарубежной Православной Церкви, преподобный Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (†1966). Настоятель собора, отец Иаков (Коразза), только что отслужил молебен перед иконой святителя, и мы все приложились к мантии преподобного, бережно сохраняемой здесь. И это очень символично, потому что святитель Иоанн Шанхайский – самый главный в духовной жизни нашей семьи. Молебен с мантией преподобного Иоанна Шанхайского Моя супруга Мария Николаевна и ее семья знали владыку Иоанна Шанхайского еще по Бельгии. Супруга вспоминала, как служил владыка Иоанн: он был невысокий ростом, но его духовная сила просто поражала, чувствовалась благодать его служения. Когда он благословлял своих прихожан крестом, то осенял их крестным знамением во весь рост, до самого пола, с убедительной верой во всепобеждающую крестную силу. И хоть я сам видел святителя Иоанна Шанхайского только один раз, когда приехал в Сан-Франциско в 1965-м году, но сейчас мы ходим и в этот старый собор, где он служил, и в новый кафедральный собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость», строительство которого закончилось благодаря его неутомимым трудам за год до его блаженной кончины. В новом соборе покоятся мощи этого великого молитвенника и чудотворца.

http://pravoslavie.ru/113783.html

Преп. Варсонофий Оптинский советовал иноку: «Произносите всегда Иисусову молитву, и всё предоставьте воле Божией». Я снова отправился в Скит. С удивлением, как некий перст судьбы, обнаружил его открытым. И с трепетом ступил на его территорию. Глаза разбегались, мне отчего-то важно было уяснить – где же чья келия. За храмом Иоанна Предтечи обнаружился не беленький, а бежевого цвета, с зелёными наличниками, домик – музей Пустыни. Сотрудник музея Татьяна Афанасьевна Беликова, 36 лет проработавшая школьным учителем начальных классов и истории, живущая ныне в Оптиной, любезно согласилась провести экскурсию для нашей группы. И я побежал за своими, оказавшимися к тому моменту частично рассеянными по окрестностям. Оптина Пустынь была неразрывно связана с русской культурой – начала XX вв Оптина Пустынь была неразрывно связана с русской культурой – начала XX вв. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремилось именно в Оптину. А между тем перед октябрьским переворотом 1917-м г. в Российской империи было более 1000 монастырей, около 100 тысяч храмов. Но именно сюда, в Оптину Пустынь, к старцам, приезжали многие представители русской культуры: братья Киреевские, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, П. А. Вяземский, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, С. М. Соловьев, К. Н. Леонтьев (в монашестве Климент), С. А. Нилус, Е. А. Нилус, С. А. Есенин, В. В. Розанов, И. М. Концевич, Е. Ю. Концевич (в монашестве Нектария). Посещали обитель П. И. Чайковский и его брат М. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, Гончаровы (почти все родственники А.С. Пушкина по жене), граф Л. Н. Толстой, граф А. П. Толстой (человек святой жизни, который непрестанно молился и даже носил вериги), Великий князь Константин Константинович Романов (президент Императорской Академии Наук, религиозный философ, драматург, поэт), его дети – Великие князья Олег (поэт), Игорь, Иоанн, Константин (замученные большевиками в Алапаевске), Великая княгиня Татиана (в монашестве Тамара), прмц. Великая княгиня Елизавета и многие другие. Большинство из вышеназванных лиц не просто посещали монастырь, а были духовными чадами Оптинских старцев.

http://pravoslavie.ru/111471.html

Серапион (Машкин; 20 февр./5 марта 1905), философ; иером. Даниил (Болотов), иконописец, портретист, член Петербургской Академии живописи; иером. Алексий (Виноградов; 13/26 мая 1919), выдающийся синолог, знаток Китая (чтобы изучить собранные им китайские рукописи Оптину пустынь посетил академик Н. И. Кондрад). Приезжали в Оптину многие иностранцы: была одна африканская царевна; сенатор Н. О. Тизенгаузен (лютеранин). Да и многие иностранцы принимали Св. Православие здесь. Любила Оптину Пустынь и бывала здесь прмц. Великая Княгиня Елисавета (5/18 июля 1918), настоятельница Марфо-Мариинской обители. Духовник обители прот. Митрофан (архимандрит Сергий (Серебрянский), исповедник, 23 марта/5 апр. 1948 г.) был духовным сыном прп. Анатолия Оптинского, Младшего (30 июля/12 авг. 1922). Оптинские старцы были хорошо известны Императору Николаю II и Его Семье. В Оптине после октябрьского переворота 1917 г. жил несколько лет личный врач Императора А. В. Казанский, служивший прежде на императорской яхте «Штандарт»; после побега из плена он с любовью лечил оптинских монахов. Бывали в Оптине И. М. Концевич своей женой Е. Ю. Концевич (в монашестве Нектария; 6/19 марта 1989), известные деятели духовной жизни русской эмиграции. Посещал обитель и известный религиозный философ В. В. Розанов (24 янв./6 февр. 1919), изменивший в значительной степени свои взгляды в сторону церковности именно под влиянием общения с Оптиной. Большинство из вышеназванных лиц не просто посещали монастырь, а были духовными чадами оптинских старцев, разнося свет Оптиной по всей стране. В 20-х годах у стен Оптиной пустыни жили художник Л. А. Бруни (1948) с женой Н. К. Бруни (Бальмонт); Бальмонт Е. А.; М. Ф. Мансурова (Самарина); поэтесса Н. А. Павлович (18 февр./3 марта 1980); Г. В. Чулков (1939); А. Рещикова (Угримова), переводчица трудов В. Н. Лосского. Вокруг Льва Бруни в монастыре (уже после его официального заткрытия — декрет СНК от 23 янв. 1918 г.) складывается своего рода художническое братство — «коммуна пастухов всемирного искусства», которую власти отказались регистрировать.

http://azbyka.ru/palomnik/Оптина_Пустынь

Даром Божия Промысла оказалась и Елена Юрьевна, тоже в своем роде уникум, жена профессора Концевича, племянница известного русского церковного писателя Сергея Нилуса, автора книг об Оптиной, открывшего и впервые опубликовавшего знаменитую «Беседу преподобного Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым». Как и муж, она лично знала многих преподобных старцев и мучеников России. Среди них – старец Анатолий Оптинский Младший. Во Франции же она стала духовной дочерью одного из самых видных русских подвижников и богословов XX столетия архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова) . И мало кому известно, сколько трудов положила она, готовя материалы для книг И.М.Концевича , – ему в то время приходилось работать инженером, дабы прокормить семью. Женщиной она была волевой, открытой и прямой, именно она открыла Глебу с Евгением сокровищницу Православия – кто бы еще смог это сделать? Когда Глеб познакомился с Концевичами, они жили в крошечной сырой полуподвальной квартире, под квартирой епископа Нектария. Оттуда они переехали в маленький домик в Беркли, поближе к университетской библиотеке; там- то и повстречал их Евгений, приметив в этих высококультурных людях благородство и изящество. «У них не было детей, – вспоминает Глеб, – и поэтому все силы и время посвящались самому дорогому – Оптиной и передаче людям святоотеческого мировоззрения – той соли христианства, которую так быстро утрачивает современный мир. И когда она совсем иссякнет, наступит конец света. У Концевичей было замечательное собрание святоотеческих книг. Я приходил к ним и проводил несколько часов в увлекательнейших беседах: мы обсуждали множество самых важных вопросов. Покидал я дорогой сердцу домик на улице Телеграфной всегда в восторженном состоянии, с целой кипой святоотеческих книг, некоторые – из библиотек Оптиной или Валаама. Я вез их домой в поездах и автобусах, прекрасно осознавая: книги эти держали в руках, а возможно, и омывали умильными слезами величайшие оптинские монахи и святые старцы! Непередаваемое чувство! Отец Адриан внушил мне мысль: нужно насадить святость Руси на плодородной американской земле, и книги, над которыми я трепетал, были драгоценными семенами».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Иван Михайлович Концевич родился в Варшаве 13 октября 1893 г., где его отец занимал должность в судебном ведомстве. При переходе его отца на должность податного инспектора, семья, после нескольких лет жизни в Прибалтике, переселилась на Украину. Иван Михайлович кончил в Полтаве гимназию и поступил в Киевский Университет на математический факультет. Военные события в 1915 г. вынудили его перейти в Харьковский Университет. В этот период своей жизни И. М. жил в доме о. Николая Загоровского, которому часто прислуживал в церкви и постоянно сопровождал его. В эти годы И. М. бывал в Оптиной Пустыни и с тех пор остался верным сыном ее старцев. Окончив 4 курса Харьковского университета, он вступил в ряды Добровольческой Армии, был под огнем и был контужен. В Галлиполи окончил Военное Инженерное Училище и был произведен в офицеры. Во Франции он окончил в Сорбонне физико-математический факультет и после этого «Высшее Учебное Заведение» по электричеству. Во время НЭПа, когда приоткрылась возможность переписки, И. М. стал пользоваться непосредственным руководством старца Нектария. Мать его непрерывно ездила к старцу с младшим сыном, ныне Владыкой Нектарием Сеаттлийским. Старец входил во все подробности жизни И. М. и давал указания и наставления, которые ему были пересылаемы. Так продолжалось до смерти старца. В 1935 г. И. М. женился на Е.Ю. Карцовой. Венчал их о. Василий Шустин в Алжире, с которым сохранилась духовная связь на всю последующую жизнь. Во время второй мировой войны И. М. поступил в Парижский Богословский Институт; окончил его со званием Кандидата Богословия. Благодаря предоставлению ему стипендии Богословским Институтом и благодаря некоторой доли помощи со стороны Его Преосвященства Епископа Серафима, ныне Архиепископа Чикагского, явилась возможность выпустить в свет книгу «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси», 1952 г., служащей первым томом к настоящей книге. В 1952–53 гг. Иван Михайлович преподавал Патрологию в Свято-Троицкой Духовной Семинарии. Вторая его книга вышла под заглавием: «Истоки душевной катастрофы Л.Н. Толстого», Мюнхен 1956.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Братья вместе совершали по-монашески каждый день полный цикл богослужений, исполняли келейное правило, упражняясь в Иисусовой молитве, изучая святоотеческие писания, духовно укрепляли себя строгим постом и ночными молениями. И несмотря на все трудности, «The Orthodox Word» не только продолжал регулярно выходить, но и количество подписчиков все росло, даже за пределами американского континента. В своем скиту братья установили строгие афонские порядки: женщин не впускали и никого из светского мира не приглашали. В эти первые годы только несколько человек регулярно навещали их и поддерживали. Благодаря большей частью трудам братства, Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала в августе 1970 года преподобного Германа Аляскинского. Через два месяца после этого торжества Евгений был пострижен в монашество и назван в честь преподобного Серафима Саровского. Одновременно его сподвижник был также пострижен и назван в честь новопрославленного преподобного Германа Аляскинского. Руководителями в их монашеской жизни стали епископ Нектарий (Концевич), ученик последнего оптинского старца Нектария, и архимандрит Спиридон (Ефимов), близкий друг владыки Иоанна (Максимовича). Отец Серафим выстроил себе келью на склоне горы и назвал ее Оптина. Кроме исполнения всех служб, он ежедневно читал святых отцов. Как преданный сын, он старался исполнять их заветы и следовать их боговдохновенной мудрости. Если возникали вопросы, он обращался за разъяснением к своим духовным наставникам, среди которых были отец Михаил Помазанский, Елена Концевич, племянница Сергея Нилуса и духовная дочь Феофана Полтавского, и архиепископ Аверкий, к которому рекомендовал обращаться владыка Иоанн по всем теологическим вопросам. Со временем деятельность скита приняла более широкий характер. Труды отца Серафима заключались главным образом в переводах и статьях для журнала, а в последние годы отец Серафим стал выступать (по приглашению и послушанию) с лекциями. Кроме бесчисленных отдельных житий святых и различных статей, отец Серафим перевел и составил следующие труды: «Северная Фиваида», «Vita Patrum», «Паисий Величковский», первую часть книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Путь к спасению», «Грех Адама» преподобного Симеона Нового Богослова, труд протопресвитера Михаила Помазанского «Догматическое богословие», «Толкование Апокалипсиса» архиепископа Аверкия (Таушева), большую часть труда «Катакомбные святые России».

http://pravoslavie.ru/2517.html

Екатерина отдала детей в сиротский приют и сама устроилась туда кухаркой. Будущий владыка учился так хорошо, что на деньги приюта был отправлен в Духовную семинарию. Блестяще закончил семинарию, а в 1915-м году – Духовную академию в Петрограде. Во время учебы в семинарии заболел воспалением легких и был при смерти – и ему явился святой Онуфрий Великий (раннехристианский святой, египетский пустынник IV века), который его исцелил. Во время учебы в академии снова заболел и снова был при смерти, и ему второй раз явился святой Онуфрий, который снова его исцелил. Не стоит, видимо, удивляться тому, что юношу постригли в монахи в честь святого Онуфрия Великого, который сам решил стать духовным покровителем будущего священномученика. Архиепископ Онуфрий неоднократно подвергался арестам, причем обвинялся и в том, что слишком часто проповедовал, и в том, что критиковал теорию Дарвина, и в том, что оказывал материальную помощь освободившимся из заключения священнослужителям, и в том, что благословлял совершение монашеских постригов. В 1935-м году он был приговорен к лишению свободы сроком на 10 лет, а в 1938-м году, уже отбывая наказание, приговорён к смертной казни и расстрелян. Реабилитирован в 1990-м году. Священномученик Онуфрий (Гагалюк) бывал в доме Концевичей, и Олег хорошо его знал. Икона священномученика Онуфрия (Гагалюка) В 1935-м году Олег Концевич был келейно посвящен во чтеца епископом Таганрогским Иосифом (Черновым) (1893–1975). Епископ Иосиф (Чернов), будущий митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, молитвенник и подвижник благочестия, в этом же, 1935-м году, был арестован НКВД и провел 5 лет в лагерях. Во время Великой Отечественной войны, когда Таганрог был оккупирован немцами, владыка Иосиф возобновил открытое служение в качестве епископа Таганрогского, затем отказался от участия в пропагандистских акциях нацистов и был арестован уже гестаповцами. Сидел в немецкой тюрьме с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года. После освобождения города частями Красной армии снова был арестован НКВД, и с 1944 по 1956 год прошел поэтапно Бутырскую тюрьму, два лагеря особого назначения и ссылку, где 63-летний владыка был вынужден работать водовозом.

http://pravoslavie.ru/140514.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010