Более того, я убежден в личной святости владыки Лавра, обращаюсь к нему за молитвенной помощью – и ее получаю. Помню, случился у меня очень трудный период как у директора школы в Джорданвилле. Каждая летняя сессия была непредсказуема: трудности с визами для преподавателей, влажная, жаркая погода, всевозможные искушения. И тогда я пошел на могилку к владыке Лавру и попросил его молитвенной помощи, которую и получил по всем статьям, включая идеальную погоду. Владыка Нектарий (Концевич) После окончания семинарии я служил в Наяке, потом шесть лет в Сан-Франциско диаконом в соборе иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Там в эти же годы служил владыка Нектарий (Концевич) – Божий человек. Он стал нашим с матушкой духовником. Владыка Нектарий (в миру Олег Михайлович Концевич; 1905–1983) рассказывал мне о себе. Он был с детства отличным спортсменом, прекрасным пловцом, чемпионом Украины, а мама отговаривала его от занятий спортом: – Олеженька, твое увлечение спортом не духовно. Вот поедем в Оптину пустынь к старцу Нектарию, и он тебе запретит. Мама стала жаловаться на пристрастие сына к спорту, и вдруг старец Нектарий говорит: «Спорт – очень хорошо!» Приехали к старцу, мать жалуется на пристрастие сына к спорту, и вдруг старец Нектарий говорит: – Спорт – очень хорошо! Бог благословит, занимайся! Матушка сникла, а юноша воспрял духом. Но эта история имела продолжение. Будущий владыка Нектарий после окончания механического факультета Института путей сообщения работал инженером, но про свое увлечение не забывал и по совместительству подрабатывал инструктором по спорту (пятиборье). Вдруг он получает повестку в военкомат. – Мамочка, меня вызывают в военкомат – я пойду в армию! – Старец Нектарий сказал, что тебя не возьмут. Он идет в военкомат, его признают годным по всем статьям. – Мамочка, я ухожу служить в армию: годен по всем статьям! А она с уверенностью: – Старец сказал, что тебя не возьмут, – значит, не возьмут. И приходит письмо из военкомата: хоть призывник и годен, но как спортивный инструктор, по причине их нехватки в этом году, освобождается от воинской повинности и остается на гражданской службе.

http://pravoslavie.ru/118526.html

Основные работы К. были изданы в России уже после его смерти, в 90-х гг. XX в. Арх.: Holy Trinity Seminary Archives (Jordanville, NY). Archimandrite Amvrosii (Konovalov) Papers. Box 3. Folder 15; Ivan Andreevsky Papers. Box 1. Folder 16. Соч.: Стяжание Духа Святого в путях Др. Руси. П., 1952. М., 1993 (англ. пер.: Acquisition of the Holy Spirit in Ancient Russia. Platina (Calif.), 1988); Свт. Димитрий Ростовский//ПрПуть. 1952. С. 58-83; Иеросхим. Нектарий, последний оптинский старец. Джорд., 1953 (англ. пер.: Elder Nektary of Optina. Platina, 1998); Православие, Церковь и раскол: (По поводу статьи А. Л. Толстой «Православие там и здесь»)//Правосл. слово. Буэнос-Айрес, 1955. 46. С. 42-43; День Господень//Правосл. Русь. Джорд., 1956. 3. С. 6; По поводу отзыва в парижском журнале о рус. святости//Правосл. обозр. Монреаль, 1958. 24. С. 6-10; Отец Иоанн Кронштадтский и духовный кризис в России//50-летие преставления приснопамятного о. Иоанна Кронштадтского: Юбил. сб. Utica (N.Y.), 1958. С. 91-115; Антихрист и современность//Правосл. Русь. 1959. 19. С. 8-10; Истоки душевной катастрофы Л. Н. Толстого. Мюнхен, 1960; Памяти о. игум. Иннокентия//Правосл. Русь. 1962. 2. С. 8-9; Книга, долженствующая стать настольной: [Рец. на кн.: Очерк жизни старца Оптиной пуст., иеросхим. Иосифа. Джорд., 1962]//Там же. 19. С. 6; Оптина Пустынь и ее время. Джорд., 1970. [Козельск], 2008; Introduction//The Northern Thebaid: Monastic Saints of the Russian North. Platina, 1975; «Государство в государстве», или космополитизм духа?//Кубань. Краснодар, 1992. 3/4. С. 70-75; 5/6. С. 74-81; Православие и буддизм//Христианство и индуизм: Сб. ст. М., 1994. С. 105-119. Лит.: Подмошенский Г. Д. Проф. И. М. Концевич//ПрПуть. 1965. С. 154-165; он же (Герман, игум.). Е. Ю. Концевич//Рус. паломник. 1999. 20. С. 121-135; Зёрнов Н. М. Рус. писатели эмиграции: Биогр. сведения и библиография их книг по богословию, религ. философии, церк. истории и правосл. культуре: 1921-1972. Бостон, 1973. С. 75; Александров Е. А. Русские в Сев. Америке: Биогр. словарь. Хэмден; Сан-Франциско; СПб., 2005. С. 268; Бушуев С. В. Об авторе// Концевич И. М. Оптина Пустынь и ее время. [Козельск], 2008. С. 8-12; Российское зарубежье во Франции, 1919-2000: Биогр. словарь. М., 2008. Т. 1. С. 729.

http://pravenc.ru/text/2057170.html

Старец Нектарий предсказал монашество Олегу Концевичу и его маме «С нежной сыновней любовью я вспоминаю незабвенного, духоносного, прозорливого Оптинского старца иеромонаха Нектария, уже давно отшедшего к Богу, к епитрахили которого в ранней юности привела меня моя незабвенная, возлюбленная мать». Старец Нектарий предсказал монашество Олегу Концевичу и его маме, вдовице Александре Ивановне. Оба будут пострижены в монашество с именами Нектарий и Нектария – в память о духовном отце. Духовником семьи Концевич старец Нектарий был до самой своей блаженной кончины в 1928-м году. Могила старца Нектария до перенесения его мощей Рядом со старцем Ночью 12 мая 1928 года старец Нектарий скончался на руках у священника Адриана Рымаренко, который накануне, в весеннюю распутицу, с трудом добрался до Холмищ, словно для того, чтобы проводить своего любимого духовного отца в последний путь и прочитать ему отходную молитву. Согласно завещанию старца, похоронили его в двух-трёх верстах от села Холмищи, на сельском кладбище. Его мощи обрели в 1992-м году, причем братия возрожденной Оптиной пустыни сначала обнаружили гроб матери епископа Нектария – схимонахини Нектарии (Концевич), а потом, немного в стороне, гроб с мощами старца. Мощи янтарного цвета торжественно перенесли во Введенский собор Оптиной пустыни. Братия Оптиной вспоминали: «Когда торжественная процессия двигалась по обители, с честью встречавшей своего старца через 65 лет разлуки с ним, от мощей исходило чудесное благоухание, которое чувствовалось на расстоянии до 30 метров и более». Рака со святыми мощами преподобного Нектария «Правила благочестивой жизни» Незадолго до своей кончины старец Нектарий благословил Олега Концевича окормляться у другого своего духовного сына – священника Адриана Рымаренко (1893–1978) – того самого, на чьих руках старец отошел ко Господу. Впоследствии отец Адриан вспоминал, как в день его Ангела, в 1925-м году, старец Нектарий подарил ему листок «Правила благочестивой жизни», составленный архиепископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским; 1809–1877), добавив при этом:

http://pravoslavie.ru/140514.html

В молодые свои годы отец Герман был секретарем в Джорданвилле епископа Лавра (Шкурла) - объединителя, вместе со Святейшим Патриархом Алексием II, двух ветвей Русской Церкви. В последние годы земной жизни отца Серафима братия окормлялись у дивного, неотмирного духа епископа, бывшего викарием у владыки Иоанна (Максимовича), того же духа, что и блаженный святитель - владыки Нектария (Концевича), родного брата профессора И.М. Концевича. Отец Герман называл епископа Нектария, Ивана Михайловича и Елену Юрьевну «мои три Концевича» - носители старых оптинских традиций. Окормлялись отцы Герман и Серафим и у еще одного замечательного человека, духовного сына архиепископа Иоанна - архимандрита Спиридона (Ефимова), которого считали самым близким по духу Владыке. Еще одним духовным наставником отцов был близкий друг архиепископа Иоанна архимандрит Митрофан (Мануйлов), который в молодости в России, до своей эмиграции, знал юродивую Феоктисту Михайловну и позже свидетельствовал, что тот же дух почивал на блаженном архиерее Иоанне. Конечно, праведник без искушений не бывает. Гонимый миром, блаженный святитель Иоанн предсказывал отцам платинским, что после его смерти гонения дойдут и до них. Незадолго до своей смерти, последовавшей в 1983 году, и епископ Нектарий предсказал платинской братии сугубые искушения, тайно оставил им запасной антиминс. Казалось, не очень понятно было это тогда: все шло хорошо, Братство выпускало довольно много душеполезных изданий, которые расходились по всему миру, отцы Герман и Серафим становились известными и уважаемыми. И отец Герман просил молитвенно Бога дать знак, все ли у них правильно на пути ко спасению - уж очень все хорошо, без искушений. ... И пришло - и сколько же раз отец Герман будет жалеть о той своей молитве... Вскоре тяжкая болезнь повергла отца Серафима. В мученических страданиях окончен был его земной путь. А отца Германа политики от веры лишили сана. Большой темной тучей надвинулось недоброе. Но это долгий рассказ - не теперь об этом. Скажем, что взор свой с того времени отец Герман сугубо обратил на Россию, благо пал вскоре железный занавес, и стало возможным приезжать и свидетельствовать о том опыте, который был накоплен в православном Русском Зарубежье.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

28. Советы Оптинских старцев христианам, живущим в миру. М., 1996.   notes Примечания 1 Литература, использованная при составлении данного издания, указана в библиографии в конце книги 2 Федотов Г. П. Святые Древней Руси//Собрание сочинений: В 12 т. Т. 8. М.: " Мартис " ; " Sam & sam " , 2000. С. 199 3 Цит. по: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. ТСЛ, 1995. С. 538; ср.: Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. С. 128 4 Здесь и далее в тексте до 1918 года даты указаны по старому стилю; после 1918 года — по старому и новому стилю. В подзаголовках также приведены оба стиля. — Ред. 5 Законы Российской империи предписывали ряд правил для желающих поступить в монастырь. Эти правила касались различных обязательств перед государством и обществом, регулировали социальные, имущественные, семейные и другие отношения. Уходящий в монастырь должен был исполнить все свои обязательства и получить разрешение (увольнение) от общества. Подробнее об этом см.: Смолич И. К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев. М., 1999. С. 257–269.— Ред. 6 Василий (Родзянко), епископ. [Из выступления на пресс-конференции, состоявшейся в Московском Свято-Даниловом монастыре 28 апреля 1993 года]//Московский церковный вестник. 1993. (96–97). С. 4.— Ред. 7 Гоголь Н. В. Письмо гр. А. П. Толстому от 10 июля 1850 года. См.: Барсуков Н. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 11. СПб., 1897. С. 145–146. Цит. по: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. ТСЛ, 1995. С. 594; см. также: Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М., 1952. Т. 1. С.194–195.— Ред. 8 Богданов Д. П. Оптина пустынь и паломничество в нее русских писателей//Исторический вестник. 1910. Цит. по: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. ТСЛ, 1995. С. 594–595.— Ред. 9 Вероятно, не отцу Макарию, а отцу Амвросию, так как Достоевский побывал в Оптиной в 1878 году, а преподобный Макарий почил о Бозе в 1860-м. — Ред. 10 Публ. по изд.: Оптинская Голгофа. К убийству иноков на Святую Пасху. М., 1996. С. 23–25; " Хотим или нет, но величит нас Бог… " . Дневники, духовные беседы, стихи иеромонаха Василия (Рослякова). М., 2002. С. 24–29; Монахи — возлюбленные дети Господни: Книга воспоминаний о иеромонахе Василии (Рослякове) и о иеромонахе Рафаиле (Огородникове). М., 2003. С. 228–231.— Ред. 11

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

– Иди после Причащения Святых Христовых Тайн в лес и побудь там один: постарайся в чистоте и без суеты сохранить благодать Причастия. И я эту короткую историю запомнила на всю жизнь. Ведь мы причащаемся – и тут же впадаем в суету, а нам нужно учиться ценить ту благодать, которая дается нам в Причастии. Мы физически не можем уйти в лес, но можем постараться прожить этот день без ненужной суеты, оградившись молчанием. Если же нам необходимо что-то сказать по работе или по делу, то нужно хотя бы постараться избежать празднословия... Вот такой совет Оптинского старца наш владыка Нектарий передал нам, и я его помню спустя много лет. Те, кто стояли у истоков церковного служения епископа Нектария Владыка Нектарий особенно почитал святых новомучеников и исповедников Российских. Он лично знал некоторых из них. Во-первых, это, конечно, его любимый Оптинский старец Нектарий, гонимый и мучимый безбожными властями. Это Святейший Патриарх Тихон (1865–1925), которому юный Олег Концевич прислуживал как алтарник, и который был прославлен Русской Зарубежной Церковью как исповедник в 1981-м году, а РПЦ как святитель – в 1989-м году. Это священномученик Онуфрий (Гагалюк; 1889–1938), архиепископ Курский и Обоянский. У него была замечательная судьба, множество скорбей и чудесных случаев Божьего промышления о его жизни и спасении. Его отец, будучи лесничим, застал порубщиков леса на месте преступления. Они избили его так, что он скончался от ран в больнице, затем сожгли его дом, оставив вдову и шестерых детей без кормильца и крыши над головой. Мать будущего епископа, Екатерина, вспоминала позднее: «Сын мой, Антон, пяти лет, взобравшись ко мне на колени и обняв за шею, сказал мне: Мама! Ты не плачь, когда я буду епископом – то возьму тебя к себе!” Я была так поражена этими словами, ибо не поняла их значения, и даже испугалась, что переспросила Антошу: Что ты сказал? Кто такой епископ? Где ты слышал такое слово?” Но он мне только повторил уверенно и серьезно: Мама, я буду епископом, я сам это знаю”».

http://pravoslavie.ru/140514.html

Прославлен как местночтимый преподобный отец в Соборе Оптинских старцев 26 июля 1997 г. Прославлен к общецерковному почитанию юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Концевич И. М. Оптина Пустынь и ее время. Джорд., 1970. С. 452-579; Житие иеросхим. Нектария (Тихонова). М., 1996; Преподобные старцы оптинские: Жития и наставления//Оптина пустынь. [Козельск], 2002. С. 407-439; Наставник и чудотворец: Жизнь Оптинского старца прп. Нектария (Тихонова)/Авт.-сост.: мон. Лазарь (Афанасьев). М., 2013. Иконография Прп. Нектарий Оптинский. Рисунок тушью. 1-я пол. 20-х гг. XX в. Худож. Л. А. Бруни Прп. Нектарий Оптинский. Рисунок тушью. 1-я пол. 20-х гг. XX в. Худож. Л. А. Бруни Авторы многочисленных воспоминаний о Н. выделяют следующие черты его облика: «…невысокого роста, согбенный, с округлым лицом и небольшой клинообразной бородкой. Лицо его как бы не имело возраста - то древнее, суровое, то молодое до живости и выразительности мысли, то детское по чистоте и покою…» «На пороге кельи стоял старец с белыми красивыми прядями волос, бородкой редкой с желтизной, с большими серыми глазами» (Житие иеросхим. Нектария. 1996. С. 63, 189); «…в темном подряснике, подпоясанный широким ремнем, в мягкой камилавке… Стан тонкий, худой. Голова его была немного наклонена книзу. Глаза - полузакрыты» ( Вениамин (Федченков), митр. Святой старец о. Нектарий//Оптина пуст. в воспоминаниях очевидцев. 2016. С. 533-534). Прп. Нектарий Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ризница Оптиной пуст.) Прп. Нектарий Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ризница Оптиной пуст.) Известно неск. фотографий и прижизненных рисованных портретов Н., запечатлевших его одного или в кругу монастырских насельников и духовных чад (архив Оптиной пуст., частные собрания). На фотографиях преподобный, как правило, представлен в мантии и клобуке. Так, на снимке 1903 г. братии Иоанно-Предтеченского скита Н. стоит 2-м слева, между мон. Осией (Виноградовым) и рясофорным мон. Стефаном (впосл. иеромон. Зосима) (Амелин)) (Жизнеописания почивших скитян. Козельск, 2016. Вкл.). На фотографии 1922 г. (?) Н. показан крупным планом по пояс вполоборота влево ( Сарабьянов А. Д. Жизнеописание художника Льва Бруни. М., 2009. С. 87). Черты лица преподобного правильные: крупный прямой нос, уголки больших глаз опущены книзу, у него негустая короткая борода, средней длины пряди волос.

http://pravenc.ru/text/2564872.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Хранимый молитвами Оптинских старцев Посвящается памяти Ивана Михайловича Концевича († 6 июля 1965 года) 08.07.2021 697 Время на чтение 19 минут Источник: Православие.Ru Неизвестный герой Первой мировой войны Фото: pravoslavie.ru У Оптинских старцев В июле 1922 года 17-летний Олег Концевич, будущий епископ Русской Православной Зарубежной Церкви Нектарий, и его мама, Александра Ивановна, приехали в Оптину пустынь: помолиться, взять благословение Оптинских старцев и особенно старца Нектария – духовного отца Александры Ивановны. Еще они очень хотели узнать о судьбе старшего сына Ивана, который когда-то и привел всю семью в Оптину. Сначала подошли к старцу Анатолию (Потапову). На дворе стояла июльская жара, а старцу Анатолию оставалось жить чуть больше двух недель. 29 июля/11 августа в Оптину приехали чекисты, долго допрашивали 67-летнего иеросхимонаха-молитвенника, посвятившего всю свою монашескую жизнь служению Богу и людям. Потом потребовали, чтобы старец поехал с ними в тюрьму. Старец Анатолий (Потапов) с келейником Фото: pravoslavie.ru Отец Анатолий смиренно попросил дать ему хоть вечер на сборы, дабы он мог подготовиться и собраться в путь. Чекисты, будучи сами уставшими с дороги, решили передохнуть и отправились спать, грозно наказав келейнику, отцу Варнаве, приготовить старика-монаха к отъезду. Когда они ушли, старец Анатолий уединился у себя в келлии и ночью, 30 июля/12 августа, в молитве предал свою душу Богу. Но пока до блаженной кончины старца оставалось еще немного времени, и Александра Ивановна с Олегом успели его увидеть, получить благословение и даже спросить про своего драгоценного и любимого Ваню. Он воевал в Добровольческой армии, но белые уже давно покинули Крым с Врангелем, а от Ивана до сих пор не было никаких известий. Старец Анатолий, а за ним и старец Нектарий благословили молиться о здравии Вани, а батюшка Нектарий добавил: – Скоро получишь о нем известие. Тебе было неполезно о нем знать. По возвращении домой Олег Концевич записал:

http://ruskline.ru/opp/2021/07/08/hranim...

Хранимый молитвами Оптинских старцев Посвящается памяти Ивана Михайловича Концевича († 6 июля 1965 года) Ольга Рожнёва Неизвестный герой Первой мировой войны У Оптинских старцев В июле 1922 года 17-летний Олег Концевич, будущий епископ Русской Православной Зарубежной Церкви Нектарий, и его мама, Александра Ивановна, приехали в Оптину пустынь: помолиться, взять благословение Оптинских старцев и особенно старца Нектария – духовного отца Александры Ивановны. Еще они очень хотели узнать о судьбе старшего сына Ивана, который когда-то и привел всю семью в Оптину. Сначала подошли к старцу Анатолию (Потапову). На дворе стояла июльская жара, а старцу Анатолию оставалось жить чуть больше двух недель. 29 июля/11 августа в Оптину приехали чекисты, долго допрашивали 67-летнего иеросхимонаха-молитвенника, посвятившего всю свою монашескую жизнь служению Богу и людям. Потом потребовали, чтобы старец поехал с ними в тюрьму. Старец Анатолий (Потапов) с келейником Отец Анатолий смиренно попросил дать ему хоть вечер на сборы, дабы он мог подготовиться и собраться в путь. Чекисты, будучи сами уставшими с дороги, решили передохнуть и отправились спать, грозно наказав келейнику, отцу Варнаве, приготовить старика-монаха к отъезду. Когда они ушли, старец Анатолий уединился у себя в келлии и ночью, 30 июля/12 августа, в молитве предал свою душу Богу. Но пока до блаженной кончины старца оставалось еще немного времени, и Александра Ивановна с Олегом успели его увидеть, получить благословение и даже спросить про своего драгоценного и любимого Ваню. Он воевал в Добровольческой армии, но белые уже давно покинули Крым с Врангелем, а от Ивана до сих пор не было никаких известий. Старец Анатолий, а за ним и старец Нектарий благословили молиться о здравии Вани, а батюшка Нектарий добавил: – Скоро получишь о нем известие. Тебе было неполезно о нем знать. По возвращении домой Олег Концевич записал: «Приезжаем домой, и мамочка спешит к отцу Николаю Загоровскому сообщить, что Ваня жив. Матушка же Екатерина Ивановна, увидев мамочку в окно, выходит к ней навстречу со словами: Вам письмо от Ванечки”».

http://pravoslavie.ru/140319.html

В 1930-м году Иван окончил Физико-математический факультет Сорбонны дипломированным специалистом по электрификации. Работал инженером-электриком на юге Франции. Как Иван Михайлович наконец дождался свою суженую В 1935-м году, в свой день Ангела, Иван Михайлович Концевич встретил наконец свою суженую. Это была Елена Юрьевна Карцова (1893–1989) – человек духовного устроения. У нее рано умерла мать, и, согласно последней воле почившей, маленькая Леночка с 8 до 15 лет воспитывалась у двоюродной сестры матери – Елены Александровны Озеровой-Нилус (1854–1938), которая была фрейлиной Императрицы Марии Федоровны и супругой известного духовного писателя Сергея Александровича Нилуса (1862–1929). Нилусы были верными учениками Оптинских старцев, и Оптина пустынь вошла в жизнь Елены Карцовой еще в отрочестве. В юности она думала о монашестве, как и Иван Концевич, но Промысл Божий соединил судьбы этих людей. Елена Юрьевна Карцова в юности Фото: pravoslavie.ru Иван Михайлович и Елена Юрьевна вскоре после свадьбы,1935 год Фото: pravoslavie.ru Елена Юрьевна Карцова стала верной спутницей и незаменимой помощницей в литературных трудах Ивана Михайловича. Интересно, что познакомились они у художницы, которая написала для Елены Юрьевны копию любимой иконы протоиерея Николая Загоровского – того самого, кому в юности прислуживал Ваня Концевич. А венчал Ивана Михайловича и Елену Юрьевну в Алжире ученик и духовный сын Оптинских старцев Варсонофия и Нектария, настоятель Свято-Троицкого храма в Алжире, протоиерей Василий Шустин. Отец Василий Шустин в Алжире Фото: pravoslavie.ru Общая мечта Символично, что первой совместной покупкой супругов Концевичей стали 12 томов житий святых. Первой совместной покупкой супругов Концевичей стали 12 томов житий святых Свято-Сергиевский Православный Богословский институт Иван Михайлович закончил только в 1948-м году, поскольку ему приходилось много работать. По окончании института он защитил кандидатскую работу на тему «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси».

http://ruskline.ru/opp/2021/07/08/hranim...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010