Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. М. Концевич. Фотография. 3-я четв. XX в. Иван Михайлович (19.10.1893, Полтава (по др. сведениям, 13.10.1893, Варшава) - 6.07. 1965, Сан-Франциско, шт. Калифорния, США), историк Церкви, публицист, брат Сиэтлского еп. РПЦЗ Нектария (Концевича). Из семьи чиновника судебного ведомства (впосл. податного инспектора). После окончания Полтавской гимназии поступил на математический фак-т Киевского ун-та. В 1915 г., во время первой мировой войны, при эвакуации ун-та из Киева перешел в Харьковский ун-т. В Харькове жил в доме свящ. Николая Загоровского, к-рому прислуживал в церкви. В 1916 и 1917 гг. К. приезжал в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. , где, по его словам, «родился духовно», пользовался руководством оптинского старца прп. Нектария (Тихонова) . К. стремился к монашеству, но старец не благословил его на этот путь и посоветовал продолжать образование. Впосл. они поддерживали связь через переписку. Во время гражданской войны К. ушел с 4-го курса ун-та и вступил в Добровольческую армию. Принимал участие в боевых действиях, был контужен. Побывал в Балаклавском во имя вмч. Георгия Победоносца мон-ре . В 1920 г. вместе с войсками Белой армии эвакуирован из Крыма. В лагере для интернированных рус. военных в Галлиполи окончил Николаевско-Алексеевское инженерное уч-ще, был произведен в офицеры. Позднее работал на прокладке туннеля в Болгарии, затем переехал во Францию. В 20-х гг. XX в., когда появилась возможность посылать письма в Советскую Россию, смог возобновить переписку с прп. Нектарием и до самой его смерти пользовался непосредственным духовным руководством одного из последних подвижников Оптиной пуст. В 1930 г. К. окончил физико-математический фак-т в Сорбонне, а затем парижскую Высшую физико-электрическую школу, получил специальность электроинженера. Занимался проведением электролиний на юге Франции. В 1935 г. женился на Елене Юрьевне Карцевой (1893-1989). Их обвенчал в г. Алжир прот. В. В. Шустин, с к-рым они поддерживали связь в дальнейшем. Невеста была племянницей камер-фрейлины Е. А. Озеровой, жены известного религиозного писателя С. А. Нилуса . Е. Ю. Концевич стала помощницей и продолжателем дела своего мужа. У супругов Концевичей оказались нек-рые рукописи Нилуса, они занимались публикацией этих текстов, использовали их в своих произведениях. Во время второй мировой войны К. поступил в парижский Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского , который окончил в 1948 г. Был удостоен звания кандидата богословия за диссертацию, к-рая была написана под рук. проф. А. В. Карташёва . В 1952 г. в Париже была издана подготовленная на материале диссертации главная работа К., кн. «Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси». Работа над книгой проходила при поддержке Свято-Сергиевского богословского ин-та, предоставившего К. стипендию, и при помощи Троицкого еп. Серафима (Иванова ; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2057170.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Хранимый молитвами Оптинских старцев Посвящается памяти Ивана Михайловича Концевича († 6 июля 1965 года) 08.07.2021 697 Время на чтение 19 минут Источник: Православие.Ru Неизвестный герой Первой мировой войны Фото: pravoslavie.ru У Оптинских старцев В июле 1922 года 17-летний Олег Концевич, будущий епископ Русской Православной Зарубежной Церкви Нектарий, и его мама, Александра Ивановна, приехали в Оптину пустынь: помолиться, взять благословение Оптинских старцев и особенно старца Нектария – духовного отца Александры Ивановны. Еще они очень хотели узнать о судьбе старшего сына Ивана, который когда-то и привел всю семью в Оптину. Сначала подошли к старцу Анатолию (Потапову). На дворе стояла июльская жара, а старцу Анатолию оставалось жить чуть больше двух недель. 29 июля/11 августа в Оптину приехали чекисты, долго допрашивали 67-летнего иеросхимонаха-молитвенника, посвятившего всю свою монашескую жизнь служению Богу и людям. Потом потребовали, чтобы старец поехал с ними в тюрьму. Старец Анатолий (Потапов) с келейником Фото: pravoslavie.ru Отец Анатолий смиренно попросил дать ему хоть вечер на сборы, дабы он мог подготовиться и собраться в путь. Чекисты, будучи сами уставшими с дороги, решили передохнуть и отправились спать, грозно наказав келейнику, отцу Варнаве, приготовить старика-монаха к отъезду. Когда они ушли, старец Анатолий уединился у себя в келлии и ночью, 30 июля/12 августа, в молитве предал свою душу Богу. Но пока до блаженной кончины старца оставалось еще немного времени, и Александра Ивановна с Олегом успели его увидеть, получить благословение и даже спросить про своего драгоценного и любимого Ваню. Он воевал в Добровольческой армии, но белые уже давно покинули Крым с Врангелем, а от Ивана до сих пор не было никаких известий. Старец Анатолий, а за ним и старец Нектарий благословили молиться о здравии Вани, а батюшка Нектарий добавил: – Скоро получишь о нем известие. Тебе было неполезно о нем знать. По возвращении домой Олег Концевич записал:

http://ruskline.ru/opp/2021/07/08/hranim...

Содержание Об авторе Введение 1. Краткий Обзор Аскетики Сущность «внутреннего делания» Последовательность в Духовном Восхождении Борьба со Страстями Молитва Древность и непрестанность Иисусовой молитвы Строение души Нисшествие ума в сердце Духовные Созерцания Созерцание в Библии и язычестве Прелесть Старчество Значение старческого окормления Откровение помыслов Характерные свойства старца Старчество и духовничество в истории Святость 2. Древнее Восточное Монашество Введение Иерархичность духовного мира и место в нем монашества Зарождение Монашества по Святым Отцам Краткий Обзор Истории Древневосточного Монашества Исихазм Григорий Синаит и Григорий Палама 3. Связь с Востоком Домонгольский период Московская Русь Южнославянское литературное влияние Болгарские церковные деятели Связь с Сербией Московские митрополиты – паламисты Непосредственное общение с Востоком 4. Русское Монашество (X-XVII века) Характер эпохи Преподобный Антоний Печерский Преподобный Феодосий Печерский Московская Русь Вступление к XIV веку Великий печальник земли русской Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Павел Обнорский Характеристика XV века Преподобный Кирилл Белозерский († 1429) Преподобный Нил Сорский († 1508) XVI и XVII века Преподобный Корнилий Комельский († 1537) XVII век Старец Нектарий Оптинский: Как надо благодарить Обзор Последующей Эпохи (XVIII-XX вв.) Период гонения монашества (XVIII в.) Возрождение в XIX в. и Оптина Пустынь Антропология и гносеология философии И.В. Киреевского Приложение. Древнерусское Искусство Об авторе Концевич Иван Михайлович (1893–1965). Родился 19 октября в Полтаве в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Учился на математическом факультете Харьковского университета. В 1916 г. посетил Оптину Пустынь и с тех пор находился под духовным руководством старцев. Участвовал в гражданской войне. Окончил военно-инженерное училище в Галлиполи. В 1930 году окончил физико-математический факультет Сорбонны, одновременно зарабатывая физическим трудом. Стал специалистом по электрификации. В 1948 г. окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Написал кандидатскую диссертацию на тему «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси». В 1952 году переехал в США. Некоторое время преподавал патрологию в Свято-Троицкой семинарии в г. Джорданвилль. Скончался в Сан-Франциско 6 июля. Некролог в «Православном Пути» (Джорданвилль, 1965).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Глава 14. Старец иеросхимонах Варсонофий I. Возрождение В миру он был полковником, происходил из Оренбургского казачества, служил при штабе военного Казанского округа. Тяжко заболев однажды воспалением легких и находясь при смерти, он велел денщику читать ему вслух Евангелие. В это время ему последовало видение: отверзлись небеса, и он содрогнулся от великого страха и света. В его душе произошел переворот, у него открылось духовное зрение. По отзыву старца о. Нектария, «из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем». Он носил в миру имя Павла, и это чудо, с ним бывшее, напоминает чудесное призвание его небесного покровителя апостола Павла. О своем возрождении он говорит так: Давно, в дни юности минувшей, Во мне горел огонь святой. Тогда души моей покой Был безмятежен, и живущий В ней Дух невидимо хранил Ее от злобы и сомненья, От пустоты, тоски, томленья, И силой чудною живил. Но жизнью я увлекся шумной; Свою невинность, красоту, И светлый мир и чистоту Не мог я сохранить, безумный! И вихрем страстных увлечений Охваченный, я погибал… Но снова к Богу я воззвал С слезами горьких сожалений, И Он приник к моим стенаньям И мира Ангела послал, И к жизни чудной вновь призвал, И исцелил мои страданья. Драгоценные крупицы биграфических сведений, оставшихся о великом Старце, были записаны его духовным сыном Василием Шустиным, впоследствии священником, словами которого мы и начнем нашу повесть о старце Варсонофии. Все остальные данные, собиравшиеся все эти долгие годы, буквально, как говорится, «с миру по нитке», впервые появляются собранными воедино, и составляют «полное» жизнеописание Старца. Отец Василий пишет: «В миру о. Варсонофия звали Павлом Ивановичем Плеханковым. Он происходил из оренбургских казаков, кончил Полоцкий кадетский корпус, и в офицерском чине вышел из Оренбургского военного училища. В Петербурге он окончил казачьи офицерские штабные курсы. Участвовал в пограничных боях, в Туркестане. Служил в штабе Казанского округа… Родился он 5-го июля и считал преп. Сергия Радонежского своим покровителем. – Приходилось, – говорил батюшка, – делать по службе приемы, приглашать оркестр, устраивать танцы; были карты, вино. Меня это очень тяготило. Лучше бы те деньги, которые затрачивали на эти парадные приемы, использовать на другие цели. Но моя служба по штабу заставляла меня так поступать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Закрыть itemscope itemtype="" > Покаяние К 117-ой годовщине со дня рождения убиенного Царевича Алексея Николаевича 11.08.2021 1088 Время на чтение 10 минут «Смертный грех цареубийства тяготеет над всем русским народом, а следовательно, над каждым из нас». Епископ Нектарий (Концевич). «Не остановить кровь посейчас». По преданию, всякий день Пресвятая Богородица обходит вокруг Свято-Троицкого Дивеевского монастыря по канавке, протоптанной её лёгкими стопами. В годы попрания христианских святынь канавка заросла землёй и стала тропинкой. Посёлок Дивеево наступал на монастырские угодья сараями, заборами… Но приезжие паломники упорно и неустанно торили путь вослед незримой поступи Матери Божией. В их числе ходила и я, всегда останавливаясь возле зрелой лиственницы с приветливо широкими ветвями. Знала, что посажена она монахинями в честь судьбоносного для России события – рождения намоленного Наследника Престола Романовых Царевича Алексея 30 июля (по старому стилю) в 1904-м году. Однажды, после бурного ночного ветра, под столетней лиственницей я увидела сломанные упавшие сучья, подняла их и увезла с собой. Тогда ли между мною и Светлым отроком Царевичем Алексеем – сквозь время – протянулась тонкая связь, будто сухая ветвь дерева с коричневыми розетками шишечек стала нашим связным. Потом случилось так, что шесть лет подряд я посещала в Крыму Ливадию, всякий раз с трепетом входя в покои Царского дворца Романовых, где тогда ещё был жив Музей семьи последних Романовых, а главное – их благодатный дух. Давно, ещё до канонизации Царственных Мучеников, мой духовный отец, тогда сельский батюшка о. Борис Николаев, говорил мне, что семья Царя Николая Александровича и Александры Фёдоровны с их детьми по-христиански идеальна. Глубина их взаимной любви, понимания, сострадания друг к другу и к необратимо больному гемофилией мальчику, чистота в воспитании детей – основа для создания их «Жития», иконописный их образ. В Царевиче Алексее, Наследнике Царского трона, уже в отрочестве угадывался идеал будущего Государя. Или – Государя будущего. В последнее время со дна забвенья всплывают, объединяются в сборники воспоминания свидетелей детства и отрочества мальчика.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/11/po...

Скачать epub pdf Определение понятия «старчества» Апостол Павел, независимо от иерархии, перечисляет три служения в Церкви: апостольское, пророческое и учительское. Непосредственно за апостолами стоят пророки ( Еф. 4:2 ; 1Кор. 13:28 ). Их служение состоит, главным образом, в наназидании, увещании и утешении ( 1Кор. 14:3 ). С этой именно целью, а также для указания, или предостережения, пророками предсказываются и будущия события. Чрез пророка непосредственно открывается воля Божия, а потому авторитет его безграничен. Пророческое служение – особый благодатный дар, дар Духа Святого (харизма). Пророк обладает особым духовным зрением – прозорливостью. Для него как бы раздвигаются границы пространства и времени, своим духовным взором он видит не только совершающияся события, но и грядущия, видит их духовный смысл, видит душу человека, его прошлое и будущее. Такое высокое призвание не может не быть сопряжено с высоким нравственным уровнем, с чистотою сердца, с личной святостью. Святость жизни и требовалась от пророка с первых же времен христианства: «Он должен иметь «нрав Господа». От нрава может быть познан лжепророк и (истинный) пророк» 1 , говорит древнейший христианский памятник – «Учение Двенадцати Апостолов». Служения, перечисленные ап. Павлом, сохранялись в Церкви во все времена. Апостольское, пророческое и учительское служения, являясь самостоятельными, могут совмещаться с саном епископа или пресвитера. Пророческое служение, связанное с личной святостью, процветало с подъемом духовной жизни Церкви и оскудевало в упадочные периоды. Ярче всего оно проявляется в монастырском старчестве. Представляя собой прямое продолжение пророческого служения, оно с этим именем и в этой форме появляется лишь в IV веке, вместе с возникновением монашества, как руководящее в нем начало. Остановимся на этом несколько подробнее. Проф. Смирнов, в своей магистерской диссертации «Духовный отец в древней Восточной Церкви», указывает, что «харизматическия явления первых веков христианства повторились среди древнего монашества, что старцы были носителями этих харизм – особых даров Св. Духа, подаваемым человеку непосредственно от Бога по личной заслуге». «Духовные писатели устанавливают чрезвычайно высокую точку зрения на монашество. Подвижник в идеале есть существо богоносное, духоносное, бог. Как таковой он получает духовные дарования, излияниями которых отличались первые времена христианства. Дары пророчества, изгнания бесов, исцеления болезней и воскрешения мертвых не являются исключительными. Они обнаруживают только нормальную степень духовного возраста инока». Тайная исповедь и духовническое врачевание рассматривались тоже, как благодатный дар, дар «рассуждения духовом. ( 1Кор. 12:10 ). Он не связывался с иерархической степенью епископа и пресвитера, а был приобретаем пострижением в схиму».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси» — кандидатская работа Концевича (Св.-Сергиевский Институт в Париже). Концевич последовательно разбирает общие основы восточной аскетики, ее воплощение в древнем восточном монашестве, влияние этого монашества на Русь, а затем разбирает уже собственно русское монашества, его основных представителей. В конце своей книги Концевич разбирает развитие русского монашества в XVIII-XX вв. Концевич пишет о характере своей книги «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси»: «Целью первой теоретической части нашей работы было, хотя бы и кратко, но всесторонне осветить сущность подвига трезвения и духовной молитвы, приводящей к Богообщению и связанного с этим подвигом благодатного старчества, как руководящего начала. Но влияние старчества не ограничивается монастырскими стенами: оно распространяется далеко за их пределы. Будучи руководящим началом в духовно-нравственных проявлениях жизни и не только иноков, но и мирян, оно охватывает и вообще все проявления жизни, как духовные, так и мирские, связанные между собою, хотя и неслитно, но и нераздельно. Вторая часть — историческая — посвящена исследованию того, как развивался этот аскетический подвиг в древнем монашестве на Востоке, а также у нас в 10-17 веках, и как он, будучи оживотворяющей силой, отражался в «путях Древней Руси», когда в периоды своего расцвета проникал в глубину народную.» И.М. Концевич. Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси Об авторе Концевич Иван Михайлович (1893-1965). Родился 19 октября в Полтаве в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Учился на математическом факультете Харьковского университета. В 1916 г. посетил Оптину Пустынь и с тех пор находился под духовным руководством старцев. Участвовал в гражданской войне. Окончил военно-инженерное училище в Галлиполи. В 1930 году окончил физико-математический факультет Сорбонны, одновременно зарабатывая физическим трудом. Стал специалистом по электрификации. В 1948 г. окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Написал кандидатскую диссертацию на тему " Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси " . В 1952 году переехал в США. Некоторое время преподавал патрологию в Свято-Троицкой семинарии в г. Джорданвилль. Скончался в Сан-Франциско 6 июля. Некролог в " Православном Пути " (Джорданвилль, 1965).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Глава 17. Старец иеросхимонах Нектарий († 1928) Предуведомление Первым старцем в Оптиной был иеросхимонах Лев, сильный и властный: он царственно открывает собою ряд великих старцев. В расцвете жизненных сил России старец Амвросий питает всех духовно божественной пищей – амброзией; а последний старец Нектарий, любимый ученик о. Амвросия, в нестерпимый зной страшных искушений, переживаемых родиной, утоляет жажду и подкрепляет верующих духовными утешениями – божественным питием, нектаром. «В Библии название и имя всегда имеют сокровенный и важный смысл, – говорит старец Варсонофий Оптинский , – но и в жизни часто название местности, фамилия лица, словом, всякое имя имеют некий таинственный смысл, уяснение которого иногда бывает не бесполезно». Жития предшественников о. Нектария составлялись сразу же после их смерти их близкими и их учениками, в мирной обстановке, когда все было свежо в памяти современников, когда легко можно было добыть любое сведение. Мы находимся в иных условиях, вдали от родины, и располагаем немногочисленными источниками, отрывочными сведениями. Пусть этот труд и послужит материалом будущему составителю жития этого великого старца. Кроме того, приступая к жизнеописанию Батюшки отца Нектария, предупреждаем читателя: кто не видел лично Батюшку, тот, по рассказам, не сможет ясно представить его образ. Трудно будет судить ему о характере, о качествах Батюшки: смирении, кротости, скромности. По некоторым рассказам невидевший Батюшку может вынести неправильное впечатление о нем, как о весельчаке и балагуре, чего в действительности не было, да и не могло быть: редкие случаи его «веселости» были весьма своеобразны и трудно передаваемы; их можно воспроизвести только относительно, так как на бумаге не передать ни интонаций голоса, ни взгляда его слезящихся глазок, ни скромной улыбки или другого благодатного выражения его лица, свойственного только ему одному, нашему дорогому Батюшке. Невозможно передать его дивные качества: воплощенного смирения, необычайных кротости и скромности, любви и всего непередаваемого обаяния его благодатной личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Старцы Русской Зарубежной Церкви. Епископ Нектарий (Концевич) Истории матушки Марии Котар Ольга Рожнёва Епископ Нектарий и иеромонах Серафим (Роуз) Мария Котар – супруга протоиерея Сергия Котар, много лет служившего в соборе «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, у мощей святителя Иоанна Шанхайского. Мария с детских лет знала владыку Иоанна Шанхайского, многих старцев и подвижников благочестия РПЦЗ. Протоиерей Сергий и его супруга Мария Котар Они не считали себя старцами, но они ими были Я уже рассказывала о том, как моя семья окормлялась и в Шанхае, и в Сан-Франциско у святителя Иоанна Шанхайского. О том, как моим духовным отцом стал иеромонах Серафим (Роуз), я расскажу отдельно. А сейчас мне хотелось бы рассказать о других святых людях, рядом с которыми я росла. Это владыка Нектарий (Концевич), который окормлялся у Оптинского старца Нектария и нес нам дух Оптиной пустыни. Это владыка Антоний (Медведев). Владыка Филарет (Вознесенский), который сейчас почивает нетленный... Никакого кликушества – царский путь, строгость к самим себе и любовь к другим Это были святые люди и настоящие старцы. Они сами себя не считали, конечно, старцами, но они ими являлись. Их святость и заключалась в том, что они, помимо других духовных даров, были очень скромными и смиренными. Также они были очень трезвыми людьми – никакого кликушества, никаких страшных видений, ничего дикого – царский путь, строгость к самим себе и милосердие, любовь к другим. Первый из старцев РПЦЗ, о ком я хочу рассказать, – епископ Нектарий (Концевич). Мои истории будут не только о нем самом, но и о тех, кого он любил и почитал. Епископ Нектарий (Концевич) Владыка Нектарий (Концевич) (1905–1983) У меня не было дедушки, он рано умер, и в детстве я считала владыку Нектария своим дедушкой. Мы жили тогда в Сиэтле, а он был епископ Сиэтлийский, викарий Западно-Американской епархии. Моя мама в те годы была старшей сестрой в приходе в Сиэтле (у нас, в Русской Зарубежной Церкви, на приходах обычно есть сестричества, и сестры занимаются организацией совместных трапез всех прихожан после службы, помогают в уборке храма и подготовке его к праздникам, так что у них много дел и забот).

http://pravoslavie.ru/140514.html

Хранимый молитвами Оптинских старцев Посвящается памяти Ивана Михайловича Концевича († 6 июля 1965 года) Ольга Рожнёва Неизвестный герой Первой мировой войны У Оптинских старцев В июле 1922 года 17-летний Олег Концевич, будущий епископ Русской Православной Зарубежной Церкви Нектарий, и его мама, Александра Ивановна, приехали в Оптину пустынь: помолиться, взять благословение Оптинских старцев и особенно старца Нектария – духовного отца Александры Ивановны. Еще они очень хотели узнать о судьбе старшего сына Ивана, который когда-то и привел всю семью в Оптину. Сначала подошли к старцу Анатолию (Потапову). На дворе стояла июльская жара, а старцу Анатолию оставалось жить чуть больше двух недель. 29 июля/11 августа в Оптину приехали чекисты, долго допрашивали 67-летнего иеросхимонаха-молитвенника, посвятившего всю свою монашескую жизнь служению Богу и людям. Потом потребовали, чтобы старец поехал с ними в тюрьму. Старец Анатолий (Потапов) с келейником Отец Анатолий смиренно попросил дать ему хоть вечер на сборы, дабы он мог подготовиться и собраться в путь. Чекисты, будучи сами уставшими с дороги, решили передохнуть и отправились спать, грозно наказав келейнику, отцу Варнаве, приготовить старика-монаха к отъезду. Когда они ушли, старец Анатолий уединился у себя в келлии и ночью, 30 июля/12 августа, в молитве предал свою душу Богу. Но пока до блаженной кончины старца оставалось еще немного времени, и Александра Ивановна с Олегом успели его увидеть, получить благословение и даже спросить про своего драгоценного и любимого Ваню. Он воевал в Добровольческой армии, но белые уже давно покинули Крым с Врангелем, а от Ивана до сих пор не было никаких известий. Старец Анатолий, а за ним и старец Нектарий благословили молиться о здравии Вани, а батюшка Нектарий добавил: – Скоро получишь о нем известие. Тебе было неполезно о нем знать. По возвращении домой Олег Концевич записал: «Приезжаем домой, и мамочка спешит к отцу Николаю Загоровскому сообщить, что Ваня жив. Матушка же Екатерина Ивановна, увидев мамочку в окно, выходит к ней навстречу со словами: Вам письмо от Ванечки”».

http://pravoslavie.ru/140319.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010