Потому пост и есть добро, что он устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к ней самой (32,320). Пост есть пища для души, и как телесная – утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни (35,5). Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе (35,75). Пост – матерь смиренномудрия и источник всякой мудрости. Как врач, излечив больного, запрещает делать ему то, от чего произошла болезнь, так и Христос после Крещения установил пост (38,131). Ошибается тот, кто полагает пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотеи, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступлении (39,860). Невозможно, совершенно невозможно пребывать с Богом тем, которые прежде не позаботились уврачевать себя постом (40,907). Благодаря посту утихают страсти и унимается мятеж удовольствий, а ум плывет как бы по спокойному морю и, благополучно преодолевая при посредстве этого воздержания треволнения бури злых дел, приводит корабль в пристань добродетели… Пост избавляет от рабства и дает свободу, возвращает из плена в отечество; пост исцеляет душевные раны, пост обновляет растленную грехами душу, возбуждает ее, укрепляет ум, внушает страх Божий, уничтожает страсти, смиряет помыслы. Во дни поста угасают похоти, процветают добродетели, является в большей чистоте красота целомудрия и тело обращается в душу, делаясь, вопреки природе, духовным… Не отвращайтесь, возлюбленные, от поста, так как он есть мать добродетелей, корень благ, источник целомудрия, страж благочестия, совоскормленник святых, сожитель Ангелов, враг диавола, друг Духа Святого (40,910). Прекрасен сев поста, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и возращает (42,924). Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил тебя от смерти, спас тебя от искушений и привел тебя к пристани Царства Небесного (40,911).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  Суббота. (Еф. 1, 16–23; Лк. 12, 32–40). “Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи”. Надо быть готовым на всякий час: не знать когда придет Господь или для последнего суда, или для взятия тебя отсюда, что для тебя все одно. Смерть все решает; за нею итог жизни; и что стяжешь, тем и довольствуйся всю вечность. Доброе стяжал — блага участь твоя; злое — зла. Это так верно, как верно то, что ты существуешь. И решиться все это может сию минуту, — вот в эту самую, в которую ты читаешь эти строки, и затем — всему конец: наложится печать на твое бытие, которой никто уже снять не сможет. Есть о чем подумать!.. Но надивиться нельзя, как мало об этом думается. Что за тайна деется над нами! Все мы знаем, что вот–вот смерть, что избежать ее нельзя, а между тем совсем почти никто о ней не думает; а она придет внезапно и схватит. И то еще… когда даже схватывает смертная болезнь, все не думается, что конец пришел. Пусть решат это психологи с ученой стороны; с нравственной же нельзя не видеть здесь непонятного самопрельщения, чуждого только внимающим себе.   Неделя двадцать восьмая по Пятидесятнице   (Кол. 1, 12–18; Лк. 14, 16–24). “Много званных, но мало избранных”. Званные это все христиане, избранные же это те из христиан, которые и веруют и живут по–христиански. В первое время христианства к вере призывала проповедь; мы же призваны самым рождением от христиан и воспитанием среди христиан. И слава Богу! Половину дороги, то есть вступление в христианство и вкоренение начал его в сердце с самого детства проходим мы без всякого труда. Казалось бы, тем крепче должна быть вера и тем исправнее жизнь во все последующее время. Оно так и было; но с некоторого времени стало у нас не так быть. В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы. И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века — противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

В Константинополе жил очень богатый купец Феодор. Однажды его корабль утонул и все богатство погибло. Пошел он к одному еврею Аврааму и попросил у него в долг золота, взяв в свидетели Господа Иисуса Христа, что вернет ему все сполна. Но корабль с прибылью его опять затонул. Второй раз берет в долг золото и опять крушение. Еврей начал хулить Господа, но Феодор остановил его и в последний раз просил в долг золото, твердо уповая на помощь Божию. Приобретя много богатства, купец возвращался домой. Вложив в ковчег четыре тысячи златниц, запечатал его и бросил в море, сказав: «Господи Иисусе Христе, на корабль не могу надеяться, но на Тебя возлагаю упование. Ты Сам знаешь, как доставить мой долг Аврааму – моему заимодавцу». Сильный ветер разбил корабли на пристани. Вышли к морю жители и тот еврей тоже. Волны выбросили к ногам его ковчег с деньгами и с запиской: «Феодор – благодетелю моему Аврааму. Господь вручает тебе этот ковчег». По-еврейски же была дописка: «Я, Иисус Христос, принес тебе от Феодора золото, чтобы ты не хулил имя Мое» (75,127). НЕДЕЛЯ 19-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Лк. Зач. 26. (6,31–36) О ЛЮБВИ К ВРАГАМ Если любишь не только любящих, но и враждующих против тебя, подражаешь по силе своей твоему Господу (35,30). Христос желает, чтобы мы не только прощали, но и принимали врагов в число первых друзей (32,139)… Если мы будем любить врагов, то, по мере сил человеческих, становимся подобными Богу (33,452). Заповедь о любви к врагам очень трудна, но если подумаешь о награде, уготованной исполняющим ее, то она хоть и весьма трудна, отнюдь не покажется такою (35,30). Не должен ли ты считать за милость, что своими благодеяниями врагу можешь отворить себе двери дерзновения пред Богом и достигнуть прощения своих грехов? (35,30). Научись никогда не называть врага именами презрительными, а почетными… Душа, услышав это, и будучи вразумляема языком, охотно примирится с ним. Самые слова будут наилучшим врачевством сердечной болезни (35,843). Если ты исполняешь заповедь любви к врагам, то пребываешь с Богом… (38,211).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как размещаются чтения в году, содержащем в себе 54 седмицы, это можно видеть из 8 таблицы 450 , для которой взят пасхальный год, первая Пасха которого 3 апреля, вторая – 18-го апреля, под буквами И–Щ. При таком размещении рядовых чтений, их всегда бывает достаточно для 54-недельного года, но для 55-недельного всегда одного чтения недостает. Для таких годов богослужебное Евангелие устанавливает следующее правило: «аще бо за еже не снизится Пасце, не достанет и в Луце суббот и недель, чтется тамо сия неделя Матвеева, яже есть Ханааныня, прежде Закхеевы» (см. Сказание, приемлющее всего лета число евангельское...); другими словами – в таком году на неделе, предшествующей неделе о Закхее (по расписанию 32-й), надобно читать евангелие, повествующее о Хананеянке и в расписании назначенное на 17 неделю по Пятидесятнице. Чтобы видеть, как в таком году размещаются чтения, мы помещаем таблицы 9, 10 и 11. В таблице 9 первая Пасха 5 апреля, вторая 24 апреля, под буквами Н–; в таблице 10 первая Пасха 29 марта, вторая 18 апреля, под буквами S – Щ; в таблице 11 первая Пасха 22 марта, вторая 11 апреля под буквами А–У. Всё доселе сказанное нами о рядовых чтениях из Евангелия, падающих на недели Праотцев, пред Рождеством Христовым и т.д., относится и к Апостолу, т.е. если, напр., в какой-нибудь год бывает излишек в чтениях из Евангелия, то в тот же год бывает такой же излишек и в чтениях из Апостола; если, напротив, оказывается недостаток в чтениях из Евангелия, то точно так же и такой же недостаток открывается и в чтениях из Апостола, или как, напр., иногда в рядовых чтениях из Евангелия надобно делать перерыв, то точно так же надобно делать его и в рядовых чтениях из Апостола. В приложенных ниже таблицах 1, 2 и 3 находится примерное размещение чтений из Апостола с пропусками, по недостатку недель, некоторых чтений, в 4 и 7 без пропусков, а в 9, 10 и 11 с добавлением чтения 17 недели. За образцы правильного распределения чтений из Апостола надобно принимать то, которое помещено не в 1, 2 и 3 таблицах, а в 4, 7, 9, 10 и 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Будем же пренебрегать деньгами, чтобы не пренебречь нам своей души (43,172). НЕДЕЛЯ 31-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Лк. Зач. 93. (18,35–43) О СОВЕСТИ Бог, сотворив человека, напечатлел в его природе знание закона (совесть), который если бы человеком по намерению Господа был сохранен как получен, то не было бы необходимости давать другой, который после обнародован посредством письма (50,319). Видишь, что совесть не дает своего согласия на помыслы, повинующиеся греху, но тотчас обличает их, ибо она не лжет, всегда обличая, свидетельствует, что будет говорить пред лицом Божиим в День Суда (30,127). Если же не захотим повиноваться совести, то она умолкнет и оставит нас, и мы впадем в руки врагов наших, которые уже не пощадят нас… (31,31). Кто попирает свою совесть, тот изгоняет из сердца своего добродетели (31,94). Ища врачевания, заботься о совести, и, что она тебе говорит, делай, и получишь пользу (51,14). Будь внимателен к совести, чтобы она была стражем твоим и показывала каждый раз, во что ты впадаешь (23,595). Грех низлагает совесть, а покаяние служит ей жезлом к упокоению (24,155). Бог устроил, чтобы обличение совести восставало на нас с промежутками времени, так как оно весьма жестоко и обыкновенно уязвляет грешника сильнее всякого острия (32,834). Бог вложил в нас судилище неподкупное и никогда не изменяемое, хотя бы мы впали в глубину зла… Поэтому и сами порочные люди осуждают сами себя и, если кто-нибудь назовет их тем, что они на самом деле, стыдятся, гневаются и обижаются (43,197). И во время совершения греха, и прежде совершения, и после совершения наша совесть является суровым обличителем (42,683). Должно внимать себе, не перестала ли совесть наша обличать нас, не ради чистоты нашей, но как бы утомившись (54,70). Потщимся хранить совесть нашу, пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле; не будем попирать ее ни в чем, хотя бы то было и самое малое. Знайте, что от пренебрежения сего малого и в сущности ничтожного мы переходим к пренебрежению великого (55,50).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Смерть – святым блаженство, праведным – радость, а грешникам – скорбь, нечестивым – отчаяние (25,403). Всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое истинные черты любомудрия (45,250). (Христианин), ты воин и непрестанно стоишь в строю, а воин, который боится смерти, никогда не сделает ничего доблестного (33,77). Когда ты слышишь о смерти души, то не подумай, что душа умирает. Она бессмертна, а смерть души – есть грех и вечное наказание (33,488). Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом. Не смерть родила грех, но грех произвел нам смерть, смерть же стала врачевством греха (33,739). Не случайным учителем любомудрия вошла в нашу жизнь смерть, воспитывая ум, укрощая страсти души, утишая волны и водворяя тишину (34,514). Не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть. Поэтому перестань грешить, и смерть будет для тебя вожделенною (36,342). Есть смерть телесная, есть и духовная. Подвергнуться первой не страшно и не грешно, потому что это дело природы, а не доброй воли, явившееся вследствие первого грехопадения… Другая же смерть – духовная, так как происходит от воли, и подвергает ответственности, и не имеет никакого извинения (41,32). Смерть души есть отделение от Бога. Если умрешь (за Христа), не будешь побежден, но тогда-то и одержишь победу самую совершенную, до конца сохранив в себе истину непоколебимою и дерзновение за истину неизменным. И перейдешь от смерти к Вечной Жизни, от бесчестия у людей к славе у Бога, от скорбей и мучений в миру к вечному упокоению с Ангелами. Земля не приняла тебя в свои граждане, но приимет небо; мир гнал, но понесут Ангелы представить тебя Христу, и наречешься другом и услышишь вожделенную похвалу: добре, благий рабе и верный ( Мф. 25, 21 ) (5,34). Когда человек, оставив всеплодие благ, по преслушанию насытился тлетворным плодом, имя же плоду сему – смертный грех, тогда немедленно умер для лучшей жизни, жизнь Божественную обменяв на неразумную и скотскую. И поскольку однажды примешалась к естеству смерть, то мертвость вошла в рождающихся по преемству. От сего и нас прияла в себя мертвенная жизнь, так как самая жизнь наша некоторым образом умерла. Ибо в прямом смысле мертва жизнь наша, лишенная бессмертия. Посему между двумя сими жизнями занимает середину тот, кто познается среди двух жизней, чтобы истреблением худшей доставить победу не потерпевшей изменения. И человек, как тем, что умер истинной жизни, впав в эту мертвую жизнь, так, когда умирает этой мертвой и скотской жизни, предоставляется всегда в жизнь живую, и поэтому несомненно, что невозможно прийти в эту блаженную жизнь, не став мертвым греху (16,303).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Однажды, когда Феофан Соловецкий совершал молитвенное правило, явились два беса со страшным видом. «Видите, – кричали они, – не хочет старик исправиться, раскидаем его жилище и убьем его». Старцу показалось, что они начали ломать келлию: выбили окна, разбили двери и кричат: «Теперь не уйдет от нас». Феофан испугался, пал на землю, прося у Бога помощи и заступления. Бесы исчезли, а старец, помолившись, встал и увидел, что келлия его цела и невредима (82,151). НЕДЕЛЯ 27-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Лк. Зач. 71. (13,10–17) О СОСТРАДАТЕЛЬНОСТИ И ЖЕСТОКОСЕРДИИ Не оставляй в пренебрежении сострадательность, она Благого Владыку низвела с неба (45,251). Смотри, чтобы за несострадательность не быть тебе преданным… какому-либо неожиданному и несносному искушению (46,104). Прекрасная помощь тебе в День Суда – если ты здесь оказывал сострадание людям (24,246). Если увидишь малодушествующего или немощного, то прекрасно иметь к нему сострадание (22,209). Великой скорби и болезней исполнено наше тело. Потому, зная немощь естества своего, не будем гордыми и несострадательными, но взаимною сострадательностью станем умилостивлять Создателя, Который может сделать больным и потом исцелить, низвести во ад и возвести из ада (22,514). Сострадай к тем, которым во всем неудача, ибо это ведет к любомудрию (45,246). Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть и о себе, ибо все мы повинны во грехах и подлежим наказанию (45,253). Покажи, что ты по великому добродушию желаешь собственное благо сделать общим: закинь приятную уду сострадания и таким образом извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом (32,764). Чтоб не подпасть совершенному осуждению, будем сострадательны к людям. Через это мы соделаемся достойными благ как здесь, так и там (38,480). Будем иметь душу сострадательную, будем иметь сердце, способное сочувствовать страждущим; не будем жестокими и бесчеловечными. Хотя бы ты не мог оказать никакой помощи – плачь, скорби, сетуй о случившемся, и это не останется бесполезным для тебя. И если мы должны сострадать тем, которые праведно наказываются Богом, то тем более тем, которые несправедливо терпят от людей (40,38).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Священного Писания, а именно: содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей, делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (50,306). Всякое благоразумие необходимо нам при рассмотрении сокровища Божественного Писания. Если же мы будем просто поверхностно и невнимательно слушать сказанное в них, то не только произойдут несообразности, но и окажется много противоречий (32,571). СУББОТА. Мф. Зач. 101. (24,34–44) О СМЕРТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, СТРАШНОМ СУДЕ И БОДРСТВОВАНИИ ДУХОВНОМ Бог не объявил нам дня нашей смерти, не открыл, сегодня ли, завтра ли или через целый год, или через несколько лет Он придет, чтобы по неизвестности ожидаемого мы постоянно соблюдали себя добродетельными (43,39). Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и делах добрых: он просветится и не уснет в смерть (22,529). Каждый час надобно нам быть готовыми, чтобы, позванными внезапно, не оказаться нам не готовыми (24,365)… Должно бодрствовать, всюду наблюдать за врагом, чтобы, если употребит какую бесстыдную хитрость, отразить его прежде, нежели коснется души (30,336). Внимательный и бдительный не только не терпит никакого вреда от людей, но отклоняет и небесный гнев (34,492). Если будем бдительны, то враги не только не повредят нам, но и принесут величайшую пользу, делая нас во всем тщательными, только бы скорбь, ими нам причиняемая, вела нас не к ругательствам и обидам, а к молитве (35,788). Зодчий, хотя и опытен, хотя и искусен, все же строит со страхом и трепетом, боясь упасть со здания. И ты уверовал, совершил много доброго, взошел на высоту: держи себя крепко, стой со страхом и смотри бодро, чтобы не упасть оттуда (42,288). Нужно трезвиться и бодрствовать и быть готовыми ко всему, чтобы и в счастии быть нам сдержанными, и в скорбях не унывать, а сохранять великое благоразумие (35,13). Внемли себе и помни, что это, в настоящем сладостное, будет иметь горький конец; это ныне, от удовольствия происходящее в нашем теле щекотание, породит ядовитого червя, который будет бесконечно мучить нас в геенне, и что это разжжение плоти будет матерью вечного огня… (3,41). Блажен, кто от всего отрешившись, внимает себе и дни свои проводит в слезах (25,200).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Т.е. Символ веры. 427 Тщета по–славянски означает не столько суетность, сколько ущерб (zhm…a), ср. итал. перевод danno (вред). 428 В рукописи, с которой сделан публикуемый перевод, эта молитва не сохранилась, не приводится она и в переводе А.Риго, хотя в примечании к этому месту итальянский ученый, ссылаясь на другую свою работу (Rigo A. Ancora sulla Preghiera di Gesù nell’Esicasmo bizantino dei secoli XIII—XV. — Studi e Ricerche sull’Oriente Cristiano 10 (1987), 171–82: p.177, n.32), пишет, что упомянутая молитва в самом деле находилась в конце рукописи. 429 Начиная с этого места конец фразы отсутствует в V. 430 V добавляет: но [поешь] в келье. 431 Следующие две фразы > V. 432 Лк. 18, 13. 433 В слав. тексте величайшу сущу, ибо в южных широтах (а в «Предании» имеется в виду, естественно, Греция) время жатвы наступает раньше, чем в северных. 434 Эту фразу > V. 435 Т.е. святок. 436 Союз и добавлен по итал. переводу. В древнерусском тексте: и неделя сыропустная. предреченных дней. 437 Т.е. два дня однократного вкушения во время продолжительных постов — Рождественского и Великого. 438 Эту фразу > V. 439 См. 69 апостольское правило в кн.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско–Истрийского. Т.1. СПб., 1911 (репринт 1994), с.148 («кроме препятствия от немощи телесной»). На это же правило (но в другом контексте) ссылаются свв. Каллист и Игнатий Ксанфопулы (Наставление безмолвствующим, 31: «Как подвизающемуся должно питаться в понедельник, среду и пяток». — В кн.: Добротолюбие. Т.5. М., 21900 (репринт 1992), с.349). 440 Т.е. дозволять вкушать рыбу, вино и елей. Вторая половина фразы в V передана в сокращении. 441 Эту фразу > V. 442 V добавляет: и пятидесятницы. Следующую фразу > V. 443 В итал. переводе иначе: «будь воздержан… и не только на словах». Ср. однако с концом послания (отсутствующим в V), где говорится, что адресат не нуждается в напоминании о причащении. 444 В итал. переводе: о частичном воздержании. 445 Далее V добавляет: родными и. 446

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Некий ловец диких зверей пришел для ловли на гору аввы Афанасия. Увидев, что Авва послабляет братии, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить его, сказал ему: «Вложи стрелу в лук твой и натяни тетеву». Охотник сделал это. Старец говорит: «Натяни больше, еще больше, еще». Охотник сказал: «Если сверх меры натянуть лук, то он переломится!» «Так бывает и в деле Божием, – ответил старец, – если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут отдела Божия, потому по временам необходимы послабления» (77,38). ВТОРНИК. Мф. Зач. 35. (10,9–15) О НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТИ И ЛЮБОСТЯЖАНИИ Нестяжательность приближает к небесам, освобождая нас не только от страха, забот и опасностей, но и от прочих неудобств (32,369). Известно, что не иметь нужды во многом признается величайшим благом… но признается и то, что гораздо высшее благополучие – быть выше даже потребности иметь какую-либо собственность. Посему будем заботиться более о душе, о теле же – сколько нужно, а о внешнем – нисколько не станем прилагать попечения. Ибо таким образом и здесь достигнем высшего блаженства, заключающего в себе Небесное Царство (47,291). Нестяжательный муж молится чистым умом, а любостяжательный во время молитвы представляет образы вещества (54,140). Без нестяжательности душа не может освободиться от мятежа помыслов и, не приведя в безмолвие чувств, не ощутит мира в мысли (52,295). Больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром (59,31). Да не подумает кто-либо, что без труда и легко достигается преуспеяние в нестяжательности (45,99). Никто не может приобрести действительной нестяжательности, если не убедит себя и не уготовится к тому, чтобы с радостью переносить искушения (52,379). Не должно заботиться об избытке нужного для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности, но надобно быть чистым от всякого вида любостяжания и щегольства (3,353). Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости. Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять ненасытимые свои пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, у которого приобретение никогда не служит хотя малым насыщением, но всегда получаемое делается пищею и поджогом к пожеланию большего (15,430).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010