Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же попирает он землю, из которой взят и в которую пойдет, возвышает же Господь смиренных (22,188). И Богу, и людям ненавистна гордыня, а любящих смирение любит Господь (22,210). Гордыня подобна высокому согнившему дереву, у которого ломки все сучья. И если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты (23,100). Гордостью болезнует тот, кто стал отступником от Бога и собственным своим силам приписывает добрые дела (44,219). Гордость надмевает мысли до напыщенности и научает пренебрегать всякого человека… (45,184). Если кто скажет, что лучше гордиться, делая добро, нежели смириться, согрешая, тот совсем не понимает ни вреда от гордости, ни пользы от смирения (32,190). Любишь ли ты праведность? Возненавидь гордыню и возгнушайся ею: она и дела правды делает неблагоугодными Богу (25,117). На великую высоту восходит душа гордого и оттуда низвергается в бездну (44,219). Человек был человеком по природе и устроению Божию, но стал животным чрез приобщение к гордости; был человеком, как носящий в себе образ Божий, и стал зверем, преисполненным тщеславием (42,917). Ведай совершенно, что человек, творящий благое с кичением… впадает в крайнюю погибель (32,42). Гордость может низвергнуть невнимательного и с самих небес (34,320). Гордость в высшей степени вредна и пагубна для того, кто даже ненадолго разделяет ее (34,724). Гордость… может повредить всякую добродетель души: молитву ли, милостыню ли, пост ли или что-либо другое. Сказано: «Что высоко у людей, нечисто пред Богом» (39,108). Представь, если хочешь, что кто-нибудь воскрешает мертвых, исцеляет хромых, очищает прокаженных, но с гордостью, – ничего не может быть хуже, нечестивее и виновнее его (40,277). Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души (41,11). Сколько бы мы не совершали добрых дел, (гордость) не позволяет им укрепиться в нас и неразлучно с нами пребывать… но препятствует им оставаться в нас непоколебимыми (42,576). Знай ясно, что человек с гордостью, живущий добродетельно, – если только вообще это значит жить добродетельно, – неожиданно может впасть в полную погибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может восстать и скорее восстановить свое прежнее положение, если только захочет; тот же, кто по видимому поступает хорошо с гордостью, но не терпит зла, никогда даже не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножит зло и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего… (43,531).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Демоны суть духи злые, отступившие от повиновения Богу и лишенные Царствия, суть завистники и зложелатели рода человеческого: но и они повинуются повелению Святых мужей. Сие утвердили пред лицем Господним седмьдесят Апостолов, сказав ему следующее: « Господи! и бесы повинуются нам о имени твоем»  (Лк 10:17): сие засвидетельствовал делом дух оный пытлив, который, услышав повеление Павлово, тотчас вышел из отроковицы, одержимой им (Деян 16:18). Ангелы суть духи благие, суть невещественные Божии светила, светлости вторые по первой оной пресущественной светлости, служители преначального триипостасного Божества: однако ж и они служат тем людям, которые за веру и добродетель свою имеют наследовать небесное Царствие. Сие подтверждает Богоглаголивый Павел: « не вси ли суть», говорит он, «служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?»  (Евр 1:14) Посмотрите, какое почтение и послушание делает Ангел Иакову, когда он яко человек, и яко вид Божий, явившийся ему, боролся с ним. Ангел просит Иакова, чтобы он отпустил его: « пусти мя» , говорит, « взыде бо заря»  (Быт 32:26): Иаков ответствует ему: « не пущу тебе, аще не благословиши мене». Ангел чтит лице Иакова, и послушав его» Благослови его тамо»  (Быт 32:29). Но почему добродетельным мужам толикая дается власть, толикая честь и благодать? Потому, что они, по причине правого и благого употребления воли своей, бывают образом имеющим еже по подобию Божию, и показывающим, каков был человек в начале когда создан, и каково было благородство естества его до падения: они по любви сущей в них, суть трубы, возвещающие как данный на Синае закон, так и открывшиеся во Иерусалиме Евангелие и величия Божии, посредством коих мы спасаемся: они по совершенству добродетели их бывают сосуды, вмещающие в себе великие Божии дарования, посредством коих видим мы и предувидение Божие в Пророчествах их, и Всемогущество Его в чудесах, ими содеянных, и прочие пресвятые начертания Божества в Святости чудесных их исправлений. Они по ревности своей суть военачальники, чрез которых Бог воинствует против греха, суть орудия, посредством коих он подкрепляет добродетель: Они имея в себе светлый свет добродетели, сияют яко светила, просвещают ум наш, и возбуждают к хвалению и славословию Бога: посему-то Бог дает им толикую власть и благодать: посему-то Он хочет, чтобы мы почитали их и благоговели к ним: Посему-то Он строго наказует тех, которые не почитают их.

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

От благотворения оскорбившим рождается мир (31,50). Кто Бога ради, для сохранения мира, переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе (31,83). Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу как о виновниках величайших для тебя благ (31,184). Как же просишь Бога, чтобы Он был милостив к тебе, когда сам ты не милостив к оскорбившим тебя? (32,139). Рассказывали о некотором монахе. Если кто обижал или оскорблял его, или думал раздражить его, то он с большей готовностью прибегал к таковым, говоря: «Оскорбители и обидчики наши для тщательных и внимательных людей бывают виновниками их исправления, а ублажающие нас – возмущают душу» (67,362). НЕДЕЛЯ 1-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ВСЕХ СВЯТЫХ. Мф. Зач. 38. (10,32–33,37–38;19,27–30) ОБ ИСПОВЕДНИЧЕСТВЕ, ЛЮБВИ К БОГУ И БОГООТСТУПНИЧЕСТВЕ Великая добродетель – дерзновенное открытое исповедание Христа, и предпочтение этого исповедания всему другому так велико и дивно, что Сын Божий… исповедует такого человека пред Отцем Своим, хотя это воздаяние и несоразмерно (39,109). Исповедовать (Господа) на словах только, а в делах показывать противное – не только бесполезно, но и вредно для нас… (39,135). Те, которые за истину и исповедание Христа подвергаются каким-либо бедствиям и терпят поношение, – удостаиваются за то и особенных почестей (39,385). Посвятивший себя Богу и потом бежавший к другому роду жизни стал святотатцем, потому что сам себя похитил и присвоил себе Божие приношение (5,109). Отчуждение и удаление от Бога несноснее мучений, ожидаемых в геенне. Оно тяжело для страждущего, как для глаза – лишение света, хотя и безболезненно, и как для живого существа – лишение жизни (5,84). Отречение от Бога бывает двоякое: одно – словом, другое – делом… (12,205). Душа человеческая не иначе отлучается от Бога, как страстным расположением. Поскольку Божество всегда бесстрастно, то постоянно пребывающий в страсти отлучается от общения с Божеством (14,395).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

31 «ρος τν λαιν – гора олив, маслин», т. е. оливковых или масличных дерев. Из оливок, плодов оливкового дерева, выделывается елей, т. е. масло, так называемое у нас, деревянное. «Γεθσημαν – масличный жом», место, где выжимали масло, «маслинный завод» – сказать по-нашему. «Χωρον γεθσημαν» – никак не «селение Гефсимания» ( Мк.14:32 ), a «местечко, дача, поле, огород» Гефсимания. «Βηθανα – место фиников» было селение на противоположном склоне Елеонской горы, верстах в трех с небольшим от Иерусалима, теперь ничтожнейшая арабская деревушка «Эль-азирье» (Эль-азир – Лазарь). Близ Вифании были Βηθφαγ (а не Βηθσφαγ, как в «поровском» изд.) – место смокв (фиг, винных ягод), поселок или дача, которой теперь и следов нет. 32 γκινια, по-еврейски или ханука, очищение чего-либо оскверненного, восстановление разрушенного. Восьмидневный праздник, установленный Иудою Маккавейским, в память очищения храма, оскверненного Антиохом Епифаном ( 1Мак.1:54, 59 – за 168 лет до P. X.; 1Мак.7:43, 49 ; 2Мак.15:37 – за 161 г. до Р. Х.). Этот праздник начинался с 25 числа месяца кислева, и представлял ту особенность, что во все восемь суток его в домах евреев горели светильники, отчего он назывался еще «праздником светильников». В противоположность праздникам Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, для празднования его не собирались в Иерусалим, а отправляли – каждый в своем месте. 33 «Βηθαβαρ, beith-abarà – дом, место переправы». Здесь была переправа через Иордан. Отсюда до Иерихона верст около десяти, дорога идет равниной, а от Иерихона к Иерусалиму, верст около двадцати пяти, тянется горный кряж. Эта местность, своей дикостью и крутизной обрывов, из самых страшных и опасных в Палестине. Дорога вьется по горе карнизом, а под ней бездонная пропасть и скалы; или спускается в узкое, извилистое я мрачное ущелье – с пещерами по бокам, и тянется по ним целые версты. Отсюда, нигде не было столько разбоев, как в этой местности. О ней-то и говорит Господь Иисус. ( Лк.10:30 и далее). 34 «Συνγαγον συνδριον – созвали синедрион».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Кто боится Господа, тот выше всякого страха, устранил от себя и далеко оставил за собою все ужасы века сего Далек он от всякой боязни и никакой трепет не приближается к нему, если боится он Бога и соблюдает все заповеди Его (25,97). СУББОТА. Лк. Зач. 88. (18,2–8) О ПОСТОЯНСТВЕ И УСЕРДИИ В МОЛИТВЕ Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия (32,542). Удивительно ли, что молитва может прекращать человеческие горести, если она легко погашает и истребляет самые грехи (32,546). Почему, скажешь, многие бывают не услышаны? Потому что просят бесполезного, в таком случае быть неуслышанным лучше, чем быть услышанным (36,23). Когда мы намереваемся говорить с кем-нибудь из людей, которые выше нас, то приводим в надлежащий порядок и внешний вид свой, и походку, и одежду и потом уже вступаем в разговор. А когда приступаем к Богу, то зеваем, почесываемся, оборачиваемся во все стороны, бываем небрежны; преклоняем колена, а сами блуждаем мыслями по площади (36,13). Тщательность в молитве много нам дарует, только каждый пусть делает это с внимательностью и правою совестью, никак не блуждая мыслию по произволу и не воздавая молитву как бы необходимый, невольный долг, но исполняя ею любовь и желание души… и Сам Господь внушит просящим, как молиться… Итак, прилежный к молитве должен просить (оной) и знать, что в столь важном деле он со многим старанием и усилием должен выдержать тяжкую борьбу. Поскольку с особенною силою нападает на них злоба, отовсюду стараясь ниспровергнуть наше старание. Там ослабление тела и души, здесь изнеженность, беззаботность, нерадение и все прочее, что губит душу, терзаемую по частям и предающуюся врагу своему. Итак, должно, чтобы душою, как бы мудрый кормчий, управлял разум, указывая прямой путь к Горней пристани и предавая душу неповрежденною, вверившему оную Богу (20,280). Плоды искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие, терпение, незлобие и тому подобное; все это и прежде вечных плодов произращает здесь плод в жизни старательного. Таковы плоды, украшающие молитву, если недостанет их, то напрасен ее труд (20,281).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Велика сила покаяния, если делает нас белыми, как снег… хотя бы предшествовавший грех в продолжительное время очернил душу негодными делами (46,217). Никогда Бог не отвергает искреннего раскаяния, но хотя кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять на путь добродетели, и того Он принимает и приближает к Себе и делает все, чтобы привести его в прежнее (и даже лучшее) состояние (32,8). Обратившимся через покаяние можно просиять много и светло, а часто даже и более тех, которые не падали с самого начала… (32,29). Воспользуемся спасительным врачевством покаяния, или лучше получим от Бога врачующее нас покаяние, потому что не мы Ему приносим его, а Он даровал нам его (33,367). Покаяние есть врачевство грехов, средство, истребляющее беззаконие, изведение слез, дерзновение к Богу, оружие на диавола, меч, отсекающий ему голову, надежда на спасение, устранение отчаяния (33,379). Пока мы находимся в настоящей жизни, то для нас возможно исправиться и избежать наказания, а когда отойдем туда, то будем плакать тщетно, потому что Господь уготовал на суд престол Свой (нераскаявшимся) (36,116). Пока ты еще дышишь, и в последний день, на самой постели даже лежа при последнем издыхании и оставляя поприще этой жизни, – и тогда покайся. Ограниченность времени не стесняет человеколюбия Божия (36,652). В киновии египетской был один именитый диакон. Он впал в блуд с одной женщиной, положив срам на всех иноков. Пошел он к любимому им старцу и рассказал ему грех свой. У старца было одно темное потаенное место в келлии. Диакон попросил схоронить его там и никому не открывать сего. Войдя туда, он стал приносить истинное покаяние. Через год наступила засуха. При совершении общей молитвы было открыто одному из святых: «Если не выйдет и не помолится диакон, скрытый старцем, то не будет дождя». Слышавшие это подивились и пошли к диакону, прося его молитв. Диакон помолился, и пошел дождь. Соблазнившиеся прежде получили большую пользу от его покаяния (75,97). НЕДЕЛЯ 20-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Лк. Зач. 30. (7,11–16) О МИЛОСЕРДИИ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИИ БОЖИЕМ

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

СРЕДА- Лк. Зач. 56. (11,9–13) О ПОСТОЯНСТВЕ В МОЛИТВЕ Молитвою своею не наведи на себя негодование, но проси себе того, что достойно Бога. А прося, что достойно Бога, не отступай, пока не получишь (5,322). В молитве должно просить не исполнения собственной своей воли, но предоставлять все Богу, домостроительствующему полезное (7,250). И между делами совершай молитву, благодаря Того, Кто дал силу рук на дела и мудрость ума на приобретение знания (5,149). Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех; напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех (32,569). Где бы ты ни был, везде можешь поставить (молитвенный) жертвенник: покажи только добрую волю, и не помешает тебе ни место, ни время; и хотя ты и не преклонишь колен, не станешь бить себя в грудь и не прострешь рук к небу, а только покажешь горячую душу, ты этим исполнишь все нужное для молитвы (35,820). Кто всегда готов к молитве, тот никогда не впадет в невоздержание и пьянство, никогда не испытает следствий объедения, но, сдерживая свои помыслы ожиданием молитвы, как бы уздою, будет в надлежащей мере употреблять все предлагаемое в пищу и тем доставит душе и телу великое благословение (35,798). Перелагай все житейские дела твои частыми молитвами, как бы связями из бревен, и таким образом со всех сторон огради жизнь свою (35,819). Господь не словом только научает учеников молитве, но и Сам часто совершает молитвы и целые ночи молится в пустыне (32,588). Мы не знаем, как следует польза от молитвы, потому что не внимаем ей со всем усердием и не упражняемся в ней по законам Божиим (36,13). Невозможно, чтобы просящие от Бога целомудрия, и справедливости, и кротости, и честности не получили согласно своей молитве (33,832). Научимся неотступно и постоянно прилежать к молитве и днем и ночью, особенно ночью, когда никто не смущает, когда ум спокоен, когда великая тишина и нет никакого волнения в доме, никто не препятствует нам заняться молитвою и не отвлекает от нее, когда возбужденная душа может обстоятельно высказать все Врачу душ (35,322).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В девстве пусть будет положено как бы некоторое основание для добродетельной жизни, и на сем основании пусть зиждутся все дела добродетели. Ибо, хотя девство признается делом весьма почтенным и богоугодным…. но если и вся жизнь не будет согласовываться с сим благим делом, если будут осквернены нестроением прочие силы души, то оно будет не что иное, как серьга в носу свиньи, или жемчужина, попираемая ногами свиней (20,363). Что сладостнее и светлее девства? Оно издает лучи светлее самих лучей солнечных, отрешая нас от всего житейского и приготовляя взирать чистыми очами на Солнце правды (32,313)… Девство есть название многих трудов и подвигов, но не бойся – оно не есть повеление и не вводится как обязательная заповедь, но тем, которые принимают его на себя добровольно и по избранию оно воздает собственными благами… возлагая на главу их блестящий венец; тех же, которые отказываются и не желают принять его, оно не наказывает и не принуждает к тому против воли (32,334). Нерастленная душою есть (та же) дева, хотя бы она имела мужа; она девственна истинною, чудною девственностью (43,239)… Горлица, будучи разлучена с супругом, не терпит уже общения с другим, но проводит безбрачную жизнь, в память прежнего супруга отказывается от нового союза. Слышите, жены, как часто вдовство и у бессловесных предпочитается неприличию многобрачия (1,130). Хотя вдова не имеет сожителем мужа, но она (может иметь) сожителем Христа, отстраняющего все приходящие бедствия (34,331). Вдова освободилась от дел житейских и уже идет к небу, и то усердие, которое она оказывала мужу, может употребить на дела духовные (34,331). СУББОТА. Мф. Зач. 39. (10,37–11,1) О ЛЮБВИ К БОГУ И КРЕСТОНОШЕНИИ Любовь к Богу требуется от нас как необходимый долг, оскуднение ее в душе есть самое несносное из всех зол (5,84). Какая мера любви к Богу? Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнить волю Божию с целью и вожделением славы Божией (5,266). Душе боголюбивой свойственно подчинять Божеству все человеческое (9,109).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

ЧЕТВЕРГ. Мк. Зач. 57. (12,38–44) О ЖЕРТВЕ БОГУ – МИЛОСЕРДИИ Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением плодоносящего (9,153). Тогда особенно и можешь ты подавать милостыню, когда ты беден (32,572). Милостыня зависит не от количества имущества, а от душевного расположения (32,572). Бог требует от нас не значительности дара, а меры сердечного благорасположения… (39,496). Обращай внимание не на трату денег, но на пользу от этой траты; если сеятель радуется, хотя и сеет в неизвестности на будущее, тем более должен радоваться возделывающий небо. Если ты мало дал, но с радостью, то дал много; равным образом если ты и много дал, но с прискорбием, то из многого сделал мало (40,759). Если ты не хочешь подать столько, сколько евангельская вдова, то отдай нуждающемуся, по крайней мере, лишнее (43,233). Мы не должны говорить, что Царство Небесное покупается за деньги: не за деньги, а за свободное решение, обнаруживаемое через деньги. Деньги, однако же, нужны, скажешь? Не деньги нужны, а решение (делать добро). Имея это последнее, ты можешь и за две лепты купить Небо, а без него и за тысячу золотых не купишь того, что можешь купить за две лепты (42,348). Никто не может сказать: «Я нищ, и мне не из чего давать милостыню». Ибо если ты не можешь давать столько, сколько оные богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно оной убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары оных богатых ( Мк. 12,42 ). Если и того не имеешь, имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Можешь словом утешить брата своего. Итак, окажи милосердие ему словом и услышишь сказанное: слово паче даяния блага ( Сир. 18, 17 ). Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать милость ему и потерпеть во время его смущения, видя его сокрушенным от общего врага, и, вместо того чтобы сказать ему одно слово и тем более смутить его, ты можешь промолчать: сим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага. Можешь также, когда согрешит пред тобою брат твой, помиловать его и простить грех его, чтоб и тебе получить прощение от Бога… Итак, ты окажешь душе брата милость, прощая его, в чем он согрешил против тебя, ибо Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся. Таким образом, не имея чем оказать милосердие телу, ты помилуешь душу его. А какая милость более той, чтобы помиловать душу? Как душа драгоценнее тела, так милость, оказанная душе, больше милости, оказанной телу (55,168).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

·          Мог ли Иисус совершить в то время какое-нибудь чудо? Как понять, что Он «не мог» совершить там никакого чуда? ·          Мешаем ли мы Господу действовать в нас, или через нас, нашим неверием? ·          Мог ли Господь идти против основного духовного принципа: «по вере вашей да будет вам»? (расскажите какой-нибудь случай) ·          Душа, есть проводник для Божьей силы, там Он может действовать? (расскажите какой-нибудь случай) ·          Молитва питает веру, а вера дает силу. Что делать, когда мы бессильны? ·          Как в моей жизни проявляется, что я верю в силу, которую дает мне Иисус? ·          Чем являются пост и молитва для меня? Что укрепляет меня? ·          Как я могу преодолеть свои страхи и неуверенность, что мешает мне, чему Иисус учит здесь? ·          Что было для вас особенно ценным в этом тексте? ·          Почему для вас это важно? ·          Является ли Христос примером для вас, как мысль о Нем, о Его жизни и поступках поддерживает Вас? ·          Как это «ценное» влияет на вашу жизнь? ·          Кто в этой ситуации проявляет недостаточность веры? ·          Что здесь говорится о служении первосвященника? ( Евр.11:33–12:2; Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16) ·          Как именно, можно, «умертвить» блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, а также «отложить» гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие и ложь? (расскажите какой-нибудь случай) ·          О какой сути, здесь, идет речь? (Мф. 10, 32-38; 19, 27-30; Ин. 10:9-16) ·          Молитва питает веру, а вера дает силу. Что делать, когда мы бессильны? ·          Как в моей жизни проявляется, что я верю в силу, которую дает мне Иисус? ·          В каких ситуациях и почему я бессилен? ·          Бывают ли ситуации, когда я не рассказываю другим о чем-то сверхъестественном в моей жизни? Почему?  ·          Когда я больше фокусируюсь на очевидных вещах и понятных мне действиях, не думая о перспективе? ·          Были ли в моей жизни такие препятствия, которые казались непреодолимыми, но были уже устранены, когда я обдумывал их? (расскажите какой-нибудь случай)

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010