Великий пост – это еще одна лакмусовая бумажка. Любовью и трепетом к Великому посту можно проверять истинность носительства христианства. Если их нет, то человека держит в Церкви только обрядоверие. Он еще не вырос из «младенческого возраста». Церковь, как чадолюбивая мать, не сразу нам предлагает окунуться в спасительную купель поста, ибо знает, что ледяная вода воздержания сразу может отторгнуть человека. Постепенно она нас вводит в великопостную радостнотворную печаль. Сначала по колено, потом – по пояс, по грудь, и уж затем можно вобрать полные легкие воздуха и нырнуть, чувствуя, как сердце останавливается от холода и трепещет от радости, ибо мы бросились вплавь к дивному острову Пасхи. Сырная неделя – это уже погружение по пояс и по грудь. Она нужна для того, чтобы равномерно тормозить в развлечениях. Это полоса разгона для поста и молитвы. Если эту «разгонную» неделю проигнорировать, может случиться ДТП – искушение первых постных дней. Господь через невольные искушения восполняет у нас недостаток добровольных подвигов Вообще, великопостные искушения – тема отдельная. Мне так кажется, что Господь через невольные искушения восполняет у нас недостаток добровольных подвигов. Нужно пройти через велипостную печь закалки, чтобы Пасхальный огонь не сжег нас дотла. Поэтому, братия, возрадуемся и возвеселимся в предвкушении «весны духовной». Пост призван разогнать наше уныние и тоску, зарядить наши духовные батареи надолго. Это прожектор, по-новому освещающий всю нашу жизнь. И то, что вне поста нам казалось важным и первостепенным, во время поста может умалиться и поблекнуть, а вещи заурядные могут преобразиться и заиграть в новом свете. «Не помолимся, братие, фарисейски», но облобызаем Великий пост, ибо это свобода и гимн свободе. Это схождение в глубины покаяния и парение в высотах молитвы. Это «свиток», горький на устах, но сладкий во чреве. Это духовная брань, ведущая не к «перемирию», а к истинному миру и благодати. Рейтинг: 10 Голосов: 899 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/119724.html

10 серпня 2006 р. 11:44 Смоленская икона Божией Матери [Стаття] 10 августа по новому стилю (28 июля ст. ст.) Православная Церковь отмечает праздник в честь одной из наиболее почитаемых на Руси икон — чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрией. 30 липня 2006 р. 19:45 Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь [Стаття] 2 августа состоится визит Святейшего Патриарха Алексия в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который отмечает 910-летие со дня своего основания. В связи с предстоящими юбилейными торжествами Пресс-служба Московской Патриархии публикует материал об истории и сегодняшнем дни жизни одного из древнейших русских монастырей. 25 2006 р. 12:52 «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая» [Стаття] Во вторник Светлой седмицы Церковь установила празднование в честь одного из наиболее почитаемых в православном мире чудотворных образов Пресвятой Богородицы — Иверской иконы. 21 2006 р. 09:00 Пасха в Дахау, 1945 г. [Стаття] Воспоминания бывшего узника «R 64923», Глеба Александровича Рара († 2006). Настоящий рассказ был написан в 1998 г. на английском языке. Ниже приводится перевод, сделанный в 2006 году после кончины автора. 16 2006 р. 18:17 О Страстной седмице [Стаття] Каждый день Страстной неделивеликий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. 11 березня 2006 р. 20:19 Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника [Стаття] Статья посвящена истории установления празднования Торжества Православия в первую неделю Великого поста и рассмотрению состава богослужения в этот день 3 березня 2006 р. 18:04 4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы) [Стаття] В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников — святых жен и мужей.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Книга Притчей есть изображение мыслей и действований человека, проникнутого истинною, небесною мудростью. По словам св. Василия Великого 81 , «книга Притчей есть образование нравов, исправление страстей и вообще учение жизни, заключающее в себе множество правил для деятельности. Она различными средствами изгоняет порок, и опять многими способами вводит добродетель. Она обуздывает язык неправдивый, исправляет глаз, который смотрит лукаво, не дозволяет начинать рукам неправедным, отгоняет праздность, наказывает неуместные вожделения, учит благоразумию, учит мужеству, превозносит целомудрие». Потому каждое чтение из этой книги есть зеркало, в котором можем видеть, насколько мы в своей жизни далеки от образца жизни человека духовно мудрого, и на сколько близки мы к изображению тех безумцев, какие описываются в ней. Чтения из всех книг предлагаются здесь не в подстрочном переводе, а для краткости указывается только содержание их, с переводом некоторых только мест, к которым особенно обращается внимание слушателей. Неделя первая Главное содержание стихир великопостных не одинаково во всех неделях поста; для каждой недели есть своё особое содержание стихир, особенно стиховных самогласных на утрени и вечерни. В первую неделю предметом этих песнопений служит изложение условий истинного, богоугодного поста и многообразной пользы, происходящей от поста; убеждения с радостью и усердием начать подвиг постный. Чтения из книги пророка Исаии на первой неделе излагают сильную обличительную речь Исаии к неблагодарному народу израильскому (гл. 1), призвание язычников в благодатное царство (гл. 2) и угрозы немилосердным и надменным (гл. 3 до 14 ст.). Чтения из книги Бытия изображают творение мира и человека, блаженное состояние человека в раю и оканчиваются повествованием о падении первых людей и проклятии, наложенном на них Богом (гл. 1, 2, 3 до 20 ст.). Чтения из книги Притчей изображают происхождение мудрости, убеждения держаться её и указание на многоразличную пользу, какую доставляет мудрость человеку, исполняющему предписания её (гл. 1, 2, 3 до 34 ст.). Воскресенье сырное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержание Триоди состоит в кратком воспоминании благодеяний Божиих, явленных в сотворении и спасении мира. Она представляет, что человек, Богом созданный для блаженства, завистию змия нарушил заповедь Божию, данную для научения его послушанию и преданности воле Божией, в чем заключается наше блаженство, и утратил свое блаженство. Отверженный Богом, грешник водим был диаволом. По неизреченной любви к падшему человеку, Сын Божий снисшел на землю, сделался человеком и открыл ему Своим учением и примером новый путь к блаженству в вере в Бога, в смирении, посте, самоотвержении и других добродетелях и подвигах. Спаситель пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. По вознесении Своем ниспослал Он Духа Святого на Своих учеников и Апостолов. Руководимые Духом Божиим, они проповедали миру Спасителя Сыном Божиим и Богом совершенным, и от всех концов земли призвали членов в царство благодати и славы 210 . Таким образом содержание Триоди вкратце объемлет времена от сотворения мира до искупления его ходатайством Сына Божия. По неделям Четыредесятницы, заключающимся в Триоди, она разделяется на Великопостную и Цветную. Посему недели и в продолжение года можно разделить на три проследования, – на недели 1) Великопостной Триоди, 2) Цветной и 3) на недели вне Триоди. Недели Великопостной Триоди Как Господь по крещении Своем удалился в пустыню и там в уединении, посте и молитве провел 40 дней, так Православная Церковь вскоре после праздника Крещения своим Богослужением начинает приготовлять нас к подвигам великого поста, со времени проследования Великопостной Триоди. Триодь Великопостная содержит седмицы от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи, и начинается постоянно за 70 дней до этого великого и светлого праздника. Но как для празднования Пасхи положены 35 дней, в которые она попеременно бывает, то и начало Великопостной Триоди, завися от времени празднования Пасхи, бываетъ между числами 11 января и 15 февраля. Сверх недель великого поста Триодь великопостная заключает в себе и четыре предшествующие ему недели, назначенные Церковию для приготовления нас к подвигам св. Четыредесятницы – священными воспоминаниями, руководствующими к истинному покаянию, и постепенным водворением пощения, которое после сплошной или первой приготовительной к великому посту седмицы, на следующей начинается двумя постными днями, и увеличивается на неделе сырной или мясопустной 211 . Из приготовительных недель первая, т. е. неделя мытаря и фарисея, принадлежит кругу Триоди только воскресным днем, а прочие дни ее стоят вне Триоди: ибо она начинается и оканчивается воскресным днем. Следовательно полных приготовительных к Четыредесятнице седмиц три, и, по словам Симеона, епископа Солунского, установлены в честь Св. Троицы 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

15:37 Неделя вторая Великого поста: память свт. Григория Паламы [Стаття] В неделю 2-ю Великого поста Церковь совершает память свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского. Портал Патриархия.ru публикует раздел, посвященный истории празднования этой памяти и службе святителю, из статьи «свт. Григорий Палама», содержащейся в представленном 2 марта 2007 года XIII алфавитном томе «Православной Энциклопедии». 1 березня 2007 р. 16:56 2 марта — память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца [Стаття] В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о Патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю Русскую у Престола Вседержителя. В тяжкие годы отечественных бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти Патриарха-героя. 26 лютого 2007 р. 18:01 27 февраля — память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского [Стаття] Летописцы считали Кирилла едва ли не единственным наставником в истинах веры первых русских князей. Так, св. Кирилл явился после чудесного поражения под Константинополем Аскольда и Дира для их оглашения и наставления в христианской вере; он назидал и утверждал в Православии равноапостольную великую княгиню Ольгу; он же являлся, по некоторым летописям, к мудрому нашему великому князю Владимиру для ознакомления с христианством. 8 лютого 2007 р. 16:32 9 февраля — перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста [Стаття] Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. 7 лютого 2007 р. 11:26 7 февраля — память святителя Григория Богослова [Стаття] Сочинения святителя Григория — слова, письма, стихи, показывают, что он стремился быть проповедником достойным истины Христовой. Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу — Слову. 2 лютого 2007 р. 18:55 3 февраля — память преподобного Максима Грека [Стаття] Ревнитель истины и благочестия прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Прочтите толкования Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста Все мы понимаем слово «религия» как ту или иную форму веры в существование Бога (или, как у язычников, — богов), веру в существование высших сил. Но мы понимаем также, что понятие «религия» означает не просто пассивную веру или совокупность неких представлений, но и определенную связь с высшими силами, то есть такие действия, которые образуют систему поклонения, обрядов, организованную систему культа. Да и само слово «религия» содержит в себе мысль об этом, так как оно и означает «соединение, связь». А всякая связь осуществляется через средства связи. В нашем земном быту это транспортные, телефонные, почтовые и прочего рода средства связи, требующие определенных знаний, умений, действий и затрат. В религиозной жизни связь с высшим миром тоже всегда осуществлялась сложной системой культовых действий, требующих знаний, умений, напряжения воли и затраты немалых сил и материальных средств. Так принципиально было, есть и будет во всякой религии кроме одной — христианства как веры в Бога, явленного нам в воплощении Сына Божия, в Иисусе Христе. Там, где Богочеловек Иисус Христос утверждал, — а в Своем Воскресении, Вознесении и ниспослании Святого Духа доказал, — что Он и Отец — одно ( Ин 10:30 ); там, где Он учил: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин 14:9 ), где Он учил о непосредственном пребывании верующих в Нем, и Его пребывании в них: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин 15:5), — там принципиально не требуется иного Посредника между людьми и Богом кроме Самого Иисуса Христа. С Ним же и друг с другом искренняя вера и любовь объединяет нас в единое Тело Христово: «Ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал 3:28 ). Сын Божий Иисус Христос — единственный Посредник между людьми и Богом. Все Послание к Евреям — об этом. Сын Божий выше всех других посредников: пророков, ангелов, законодателя Моисея, всего священства Ветхого Завета! Все прежние религии, — даже такая возвышенная как откровение Ветхого Завета, — лишь обещали нам спасение, а Он — принес. Оттого мы и называем откровение в Иисусе Христе Новым Заветом, новым союзом с Богом: «древнее прошло, теперь все новое» ( 2 Кор 5:17 ).

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-v...

По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (свт. Григория). «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (свт. Григория); кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (свт. Григория), «И ныне» – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». Прокимен – Недели 2-й Великого поста (глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны...»; стих: «Спаси мя, Господи...»), и свт. Григория (глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость...»). Аллилуиарий – воскресный рядового гласа (на основании общего устава, может быть еще второй аллилуиарий – святителя общий, глас 2-й: «Уста праведнаго поучатся премудрости...») . Апостол и Евангелие – Недели 2-й Великого поста и свт. Григория. Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется...». Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и свт. Григория: «В память вечную...». Примечание. «На трапезе же ядим, имиже и в 1-ю Неделю удоволихомся, во славу Божию» (Типикон, гл. 49, «Неделя 2-я святых постов»). 1 См.: Минея-Февраль. М., 2002. С. 755–766. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2019 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученицам Сходненским Наталии Баклановой (память 18 марта), Екатерине Константиновой (память 7 марта) и Елене Коробковой (память 25 мая). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5445882.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/460 ). 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей, кондака и величания преподобномученице Наталии Баклановой. Тексты тропарей, кондака и величания размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5731610.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/521 ).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-31/

Вот сколько дурных последствий из-за безделицы! К тому же надо присоединить волнение и беспокойство мое вследствие рассорения спичек, павших со шкафа, собрал я их в горсть, принес на стол в кабинет, взяло меня нетерпение, швырнул их на кресло, стали собирать с кресла. Многие спички засели вглубь по бокам – давай преследовать врагов с волнением, иные ушли, как клопы, в далекую глубь, я рукой за ними – не поймал, разорвал клеенку, долго шарил рукой в волнении, глотал пыль молча – бросил, измучившись, пошел в баню (понедельник). Вот что значит поспешность и нетерпение. Драпировку с нетерпением забросил на перекладину, а спички уронил. (Записано 10 марта 1873. ) На 13 марта видел сон, что какой-то пластырь я налепил на рака, снял – и пластырь весь в белых пятнах или бугорках. 11-го марта. Воскресение. (3-я неделя поста.) Крестопоклонная. Благодарю Господа, яко не отвратил от меня лица Своего, но милостиво принял моление и служение утрени и литургии, даровал слезы умиления и таким образом меня, предочищенного, сподобил причаститься святых, божественных, бессмертных и животворящих Таин в очищение, освящение, обновление, мир, свободу и в радость и во исцеление не только души, но и тела. Благодарю Господа, приявшего покаяние мое внутреннее по великому милосердию Своему и по входе в гимназию и поклонении с верою образу Господа и Пречистой Богородицы умирившего мою душу. Всю дорогу от дома до гимназии шел я молясь и раскаиваясь в самолюбии, злобе, зависти, ревности, единообладании, любостяжании, сластолюбии по поводу пребывания у меня против воли моей Анны Константиновны с детьми и ее самочиния относительно несоблюдения постов однодневных и многодневных. Опустил я из виду, что любовь выше поста и молитвы. По благодати Господней и боль в боку прошла у меня. Ныне получил посылочку из Веркольского монастыря – деревянное маслице от святого праведного Артемия. Чистым сердцем да употреблю оное. Сколь должно быть завидно мое состояние для диавола, что я живу и служу не для себя одного, но для многих, и притом туне пользующихся моими трудами со славу Божию, во спасение мое и ближних? Видно, завидно, когда он ежедневно приступает ко мне, теснит, беспокоит меня, нудит не служить им, не довольствовать их, враждовать против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Каждый отдельный отрывок колеблется в своем размере от нескольких стихов до нескольких глав, самым длинным является 1-е страстное Евангелие, читаемое на службе 12 Евангелий Ин. 13–18:1 . В литургической традиции эти отрывки называются чтения или зачала, в научной традиции также термином греческого происхождения «перикопы» или лат. lectio, ones. Апракосы известны трех типов: полный, краткий и праздничный. Они различаются объемом включенного в них новозаветного текста. Последний объединяет в себе чтения из Апостола и Евангелия, как они читаются на литургии. § 3. Церковный календарь Церковный календарь и с ним вместе церковная служба состоят из двух циклов, каждый из которых охватывает год целиком, неподвижного и подвижного. Неподвижный цикл по происхождению представляет собою старый римский и затем византийский гражданский календарь, он начинается 1 сентября. Его цсл. название месяцеслов происходит от греч. μηνολγιον. Вторая часть этого слова, образованная от глагола λγω «собираю», лишь по недоразумению переведена на славянский через «слово» (подобное же неудачное название часослов от греч. ρολγιον, лучше часовник). Под числами этого календаря расположены дни памяти святых, событий священной истории. Подвижный календарный цикл, называемый синаксарий, синаксарь (от греч. συναξριον), восходит к еврейскому лунному календарю и начинается днем Пасхи, которая выпадает на одно из пяти весенних воскресений, а именно на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Этот подвижный (пасхальный) календарный цикл делится на пять периодов: от Пасхи до Пятидесятницы (Духова дня) продолжительностью 50 дней; от Пятидесятницы до Нового лета (т. е. нового года), приходящегося на начало сентября, продолжительностью 16–17 недель в зависимости от даты Пасхи; от Нового лета до Великого поста продолжительностью 16–17 недель в зависимости от начала поста (его начало на семь недель предшествует Пасхе); Великий пост продолжительностью 6 недель; Страстная седмица (неделя).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Сразу после Литургии помещены молитвы по Святом Причащении в последовательном изложении (молитвы, «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш...», тропарь и кондак свт. Григория Двоеслова, Богородичен и обычное окончание). Отдельно дается молебен вмч. Феодору Тирону в пятницу Первой седмицы с каноном наряду, чтобы священник мог, при желании или необходимости, читать его по Служебнику без дополнительной книги. После канона помещена молитва над коливом и отпуст этого дня. В последовании утрени в заупокойные субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста полностью помещена и 17-я кафисма. В разделе «Неделя третия святых постов» помещено описание переноса блюда с Крестом на престол перед началом службы и порядок выноса Креста после великого славословия. Следом помещен порядок поклонения Кресту в понедельник и среду Крестопоклонной седмицы и в пятницу — порядок поклонения и отнесения Креста в алтарь. В последовании утрени субботы 5-й седмицы (Похвала Пресвятой Богородицы) в каждом месте чтения акафиста указывается диапазон икосов и кондаков с их первыми словами для более удобной ориентации в чтении. В конце книги помещен фрагмент Месяцеслова — с февраля по апрель включительно — в соответствии с возможными границами Святой Четыредесятницы. Месяцеслов приведен в соответствие с составом современного церковного календаря. Вторая и третья части «Великопостного служебника» — последование служб по дням, начиная с утрени субботы святого праведного Лазаря и заканчивая Литургией в Великую Субботу и молитвой благословения хлебов и вина после нее. Вторая часть заканчивается Великой Средой. Третья часть — с Великого Четверга по Великую Субботу. Все службы, имеющие свои существенные особенности, для удобства даны для каждого дня отдельно, начиная с Великого Четверга. На изобразительных в Великий Четверг так же, как и в первой части, помещены входные молитвы. После изобразительных даны молитвы облачения и последование проскомидии. Литургия свт. Василия Великого, начинающаяся с вечерни, помещена полностью в Великий Четверг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5790368...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010