Собственно Сакраментарий начинается с инципита In nomine Domini и молитв мессы вигилии Рождества Христова, затем идут мессы дня праздника и ряд памятей Рождественской седмицы. После октавы Рождества помещаются молитвы мессы мученикам и неск. формуляров воскресных месс. Далее - праздник Богоявления, ряд памятей (14 янв.- 25 марта), праздники Сретения (названный Ypopanti - от греч. παπαντ) и Благовещения (только в ред. H и ред. T), мессы подготовительных к Великому посту недель и мессы великопостного цикла. В субботу 1-й седмицы поста совершается служба 12 чтений (пост 1-го месяца). 5-я неделя носит название De passione, 6-я - Вход Господень в Иерусалим. В Великий четверг совершается воспоминание Тайной вечери (в ред. H и ред. T выписаны еще и чины благословения мира (хрисмы) и заклинания елея). Далее следуют молитвы Великой пятницы (в ред. H и ред. T добавлены благословение соли, молитвы принятия в число оглашаемых и молитвы св. Четыредесятницы над детьми) и Великой субботы , к-рые читает папа (в ред. H и ред. T еще и благословение вод источника и помазание детей), молитвы ночной и утренней месс. На 8-й день после Пасхи (post albas) указаны молитвы, «завершающие праздничные дни» (в ред. P - празднование годовщины Крещения (In Pascha annotina) и праздник Благовещения). Далее возобновляется санкторал (памяти 14 апр.- 25 мая). 25 апр. совершается великая литания. В ред. P имеется праздник Обретения Креста (3 мая). В субботу перед Пятидесятницей читаются молитвы схождения в воды и восхождения из вод источника. В субботу 1-й седмицы после Пятидесятницы совершается служба 12 чтений (пост 4-го месяца). Затем снова идут памяти святых (1 июня - 13 дек.) и праздники Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) с вигилией, апостолов Петра (29 июня) с вигилией и Павла (30 июня) с общей октавой апостолов, Успения (15 авг.) и Рождества Девы Марии (8 сент.). В ред. P к ним добавляется воспоминание мученичества (passio) Иоанна Предтечи (29 авг.). 14 сент. празднуется Воздвижение Креста, в субботу по Воздвижении совершается служба 12 чтений (пост 7-го месяца). 29 сент.- Освящение базилики арх. Михаила. После памяти ап. Андрея (30 нояб.) - молитвы начала периода Адвента . В субботу 3-й седмицы Адвента - служба 12 чтений (пост 10-го месяца).

http://pravenc.ru/text/Григория ...

ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/144729.html

B наше время, время, как говорят, скудное благочестием, сколько однакож храмов Божиих ежегодно сооружается, обновляется, освящается. Видали ли где? Есть ли примеры, чтобы где-нибудь храм, застроенный, оставался недостроенным? – Нет, в самых бедных селениях, при крайней скудости прихожан, средства являются и храмы сооружаются; кто, как не Бог , помощник во святом деле. – Так, братья, не будем же много страшиться; к Богу с молитвой. Он подвиг некогда сердце бедной вдовы отдать на храм Божий последние две лепты – все достояние свое; помолимся, чтобы Он подвиг и сердца всех нас с ревностью взяться за святое дело, так чтобы и самые беднейшие из нас, хоть с малыми лептами, но были бы участниками в созидании св. храма. Помолимся, чтобы Он сохранил нас в мире и единодушии, и устранил бы очень возможные при постройке неприятности и неудачи. Триипостасный Боже! Отче, Сыне и Душе Святой! Благослови начало нашего дела» Зимнее время прошло в заключении разного рода подрядов и в заготовке материалов. Производить постройку и производить бесплатно взял на себя труд церковный староста, архитектор М.П. Иванов; сломка старой церкви и кладка новой сдана по условию известному в Москве каменщику, Московскому, 2-й гильдии, купцу Ивану Венедиктовичу Веденееву. 20-го января 1885 года – в воскресенье, в холодной церкви св. Троицы, совершена последняя литургия, на которой возносилось особое моление о упокоении создателей храма; после литургии отправлено молебное пение Пресвятой Троице; затем, при пении тропаря св. Троице, напрестольная святыня – св. антиминс, Крест и Евангелие перенесены в теплую церковь ; 5-го февраля разобран иконостас; 6-го февраля по церковному чиноположению, разобран и сожжен престол; в течение великого поста сломана церковь ; 3-го мая приступили к постройке новой; после подготовительных работ, днем закладки ее назначено 19-е мая – неделя Всех Святых. Священник и церковный староста, за три дня пред сим, были у владыки-митрополита, и получили от него благословение совершить закладку.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/z...

В прочитанном отрывке из Послания к Евреям говорится о превосходстве Иисуса Христа над ангелами. Сегодня нам это кажется излишним. Но мы должны учесть, что вера в ангелов занимала особое место в религиозной жизни той далекой эпохи. Недоступность Бога приводила к мысли о необходимости посредников для связи с Богом. Посредники должны быть существами, имеющими доступ как к людям, так и к Богу. Такими посредниками представлялись ангелы. Это через ангелов Бог извещает людей о Своей воле. Это ангелы относят к престолу Божию молитвы людей. Никаких прямых контактов между Богом и человеком быть не может. Во времена между Ветхим и Новым Заветами возникло множество различных представлений о природе ангелов, этих духовных существ, составляющих окружение Бога. Они нематериальны, бессмертны, неизменны, они не едят, не пьют, не размножаются. В силу своей близости к Богу ангелы знают неизмеримо больше людей. Все эти, часто произвольные, представления вели к опасности того, что ангелы, как существа более высокого по сравнению с людьми уровня, станут восприниматься не только как посредники между людьми и Богом, но и как объекты религиозного поклонения. Так оно и было в некоторых еретических движениях иудейства и даже христианства. Уже в Послании к Колоссянам апостол Павел предостерегает от религиозного почитания ангелов ( Кол 2:18 ). А Книга Откровения Иоанна Богослова описывает ситуацию, когда Иоанн пал к ногам ангела, чтобы поклониться ему: «Но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись» ( Откр 19:10 ; 22:8). Так и Послание к Евреям, цитируя Псалмы Давида, доказывает, что Иисусу Христу отведено место намного выше, чем какому-либо ангелу. Он — Сын Божий, они — слуги Божии, «духи, которых Бог посылает служить тем, кому предстоит наследовать спасение». Одну из своих важнейших задач служения, по верованиям того времени, ангелы исполнили, принеся Израилю от Бога откровение Закона, который был «преподан через ангелов, рукою посредника», то есть Моисея ( Гал 3:19 ). Но Закон был дан «до времени пришествия семени», то есть Иисуса Христа, Который принес не Закон, а Евангелие Царствия Божия. Вот первые слова Его публичной проповеди: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк 1:15 ). Где Иисус — там и Царствие Божие. Где Его нет — там царство греха и смерти. Закон обличал людей в их греховности, звал к избавлению от греха, но избавить от него не мог. Иисус Христос возвестил спасение и принес спасение. Поэтому Евангельское слово спасения, возвещенное Господом Иисусом, бесконечно важнее слова Закона, возвещенного ангелами. До нас спасительное слово дошло через апостолов Христовых, которые услышали это слово из уст Самого Господа и возвестили его «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян 1:8 ).

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-v...

далее... Издревле известно о Чуде схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем. Сошедший Огонь обладает уникальным свойством: он не обжигает первые минуты. Повелевая Огню сойти, Господь свидетельствует о Своем Воскресении. Первым свидетелем схождения Благодатного Света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам св. Отцов, апостол Петр. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 14-21 апреля. - Мария Египетская. - Вероисповедание граждан России. - Земля и Церковь. - Демографическая катастрофа. - Информационная политика Рима. - Реабилитация патриарха Тихона. - Вербное воскресенье. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 7-14 апреля. – Благовещение. – Новый митрополичий округ. – В рамках закона. – Цензура толерантного сознания. – Площадь шахидов. – Исчезающая война. – Русская Голгофа. – Маленькие подвиги Великого поста. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 30 марта - 6 апреля. - Спорный джихад. - Государство и Сербская Православная Церковь. - Адекватный дискурс. - Защитить от СМИ. - В поиске правых. - Энциклопедист. - Радость моя. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 24-31 марта. - Феодоровская икона Божией Матери. - Отлучение от Церкви. - Обращения и письма. - Война как шоу. - Статистические данные. - Имущественные вопросы. - Люди наизнанку. - Крестопоклонная неделя. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 17-24 марта. - Праздник святого Даниила. - Миротворческая миссия. - Американская агрессия. - Бомбы на историю. - Обедненный уран и пасхальные куличи. - В поисках идентичности. - Советы атеистов. - Музейное лобби. - Христианская Троя. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 10-17 марта. - Великий пост. - Диетические вопросы. - Духовное очищение. - Под диктовку жизни. - Лженаука и лжекультура. - Свобода любой ценой. - Чудо святителя Луки. - Торжество Православия. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3-10 марта. - Масленица. - Выборы и конфессии. - Избирательная поддержка. - Рок и проповедь. - Церковь и здравоохранение. - Хозяин Москвы. - Семь дорог к храму. - Прыщавое язычество. - Религия как антураж. - Прощеное воскресенье.

http://pravoslavie.ru/4829.html

Как наместник ТСЛ, К. оказался в центре событий, связанных с закрытием обители советскими властями. 31 авг. 1918 г. сотрудники ВЧК произвели обыск в Гефсиманском скиту. Осенью того же года началась конфискация имущества, принадлежащего лавре. После национализации земельных владений лавры Наркомпрос 1 нояб. 1918 г. утвердил Комиссию по охране памятников старины и искусства ТСЛ. В нач. 1919 г. вышло постановление президиума Московского Совета о передаче монастырских помещений Отделу народного просвещения. В лавре была создана трудовая артель. В то же время в местной газ. «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические и хулительные статьи о лавре, о мощах прп. Сергия Радонежского и возможности их вскрытия. В дни Великого поста в Трапезном храме лавры по этому поводу состоялось большое собрание верующих. К. произнес речь, в к-рой призвал верующих защитить от поругания священное место, где отпечатались стопы прп. Сергия. Вскоре после этого в храмах лавры, в академическом храме и посадских приходских церквах стали собирать подписи под прошением Совнаркому не вскрывать мощи прп. Сергия. 4 марта 1919 г. братия лавры во главе с К. обратилась к председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие раки с мощами прп. Сергия. 20 марта патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) также обратился к председателю Совнаркома по поводу кампании по вскрытию мощей. Несмотря на просьбы верующих, решение о вскрытии мощей прп. Сергия было принято на пленуме местного городского Совета 1 апр. 1919 г. Это было подтверждено Московским губисполкомом 4 апр. того же года. Вскрытие мощей прп. Сергия было произведено 11 апр. К. отказался собственноручно вскрывать гробницу, поручив это иером. Ионе, благочинному лавры. Вскрытие мощей продолжалось в течение 2 ч. Ночью 3 нояб. 1919 г. в лавре неожиданно был произведен обыск и изгнание всей братии. Лаврских монахов выселили в Гефсиманский скит. 26 марта 1920 г. вышло постановление Президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой лавры и передаче мощей лавры в московский музей». Закрытие лавры произошло 7 мая 1920 г. патриарх Тихон 10 мая 1920 г. осудил закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи как нарушение декрета «Об отделении церкви от государства...» . Мощи прп. Сергия остались в лавре.

http://pravenc.ru/text/2462035.html

Один только Христос познал, что такое подлинная смерть, потому что Его обоженное человечество не должно было умирать. Один Он мог измерить всю меру агонии, потому что смерть овладела Его существом извне, вместо того, чтобы быть в Нем, как в человеке падшем, плоть которого распадается от болезней и времени. И этой смертью грех уничтожается и исчезает в едином Лице Христа при соприкосновении со всесильным Его Божеством. Безмерность подвига Христа, по слову апостола Павла, непостижима (ср.: Рим. 11, 33). Сам человек, остающийся в заключении греха, не может выйти из этого заключения. Это делает для него Господь, Он выкупает раба, Он Крестом соединяет человека с Богом. Мы должны быть на кресте. Но Христос добровольно заступил наше место, сделался за нас клятвою (как пишет к Галатам апостол Павел [см.: Гал. 3, 13]). Это означает, что оставленность Христа на кресте была необходимой, потому что Бог удаляется от проклятого. Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? — это вопль человеческого отчаяния. Проклятие, осуществляемое над человеком, неосуществимо над Сыном Божиим, и потому становится благословением; через крест все условия греха становятся условиями спасения. Вот для чего, по премудрому плану Божию, нужны были страдания и смерть Господа. Этими страданиями человечество обрело наконец примирение с Богом и мир душевный, дерзновение ко Господу, живущему во свете неприступном, и невыразимо великую радость сыновней близости к Нему. Цит. по: Протоиерей А. Никольский. Страстная седмица Великого поста. Киев, 1905. С. 1. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. Сергиев Посад, 1994. С. 125. «Всех дней Святая Четыредесятница важнее, но эта — еще более того; эта святая и великая неделя больше. Называется же великой седмицей не потому, что больше дни и часы ее, но потому, что великие и сверхъестественные чудеса и особые дела Спасителя нашего в нее совершились». Святой и Великий Понедельник Уже начиная с Вербной субботы, в которую вспоминается воскрешение Господом праведного Лазаря, и Вербного воскресения, или Входа Господня в Иерусалим, церковные песнопения ведут нас по стопам Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2231...

Перед Пасхой у христиан проходит Страстная неделя, на протяжении которой люди готовятся к празднику. В Страстный четверг католики чествуют тайную Вечерю, убираются дома  и стараются завершить все важные проекты на работе. В Страстную пятницу у католиков не принято начинать какие-то важные дела, как личные так и профессиональные. В субботу в костелах начинается Навечерие Пасхи. В костелах проводится Литургия Света — перед храмом зажигают большой костер, от огня которого будет зажжен Пасхал, после чего его внесут в темный храм под древнейший гимн “Exsultet”. Этот гимн извещает верующих о воскрешении Христа, а верующие поочередно зажигают от Пасхала свои свечи. Перед Пасхой католики обязательно украшают дом цветными салфетками и цветами. Утром воскресения прихожане после праздничного богослужения начинают вкушать приготовленную пищу, начиная с яиц. Пищу заранее освящают. Доброй традицией остается традиция дарить друг другу крашенные яйца по одному или целой корзинкой. Считается, что Мария Магдалина подарила императору Тиберию яйцо в знак того, что Иисус Христос Воскрес. Но тот не поверил Марии и сказал, что, как яйцо не может превратиться из белого в красное, так и люди не могут воскресать из мертвых. Яйцо стало красным в ту же секунду. Именно поэтому существует традиция красить яйца в красный цвет. В каждой стране, где проживает большинство католиков существуют свои пасхальные традиции. Так в Австралии популярны большие шоколадные яйца и фигурки пасхального кролика, в Англии в Страстной четверг принято подавать милостыню всем нуждающимся, во Франции в Страстную пятницу замолкают все колокола, а в Италии в день Воскресения Христова Папа Римский всех благословляет и лично произносит праздничную проповедь. Православные на Пасху всегда стараются Причаститься. Но, поскольку многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Вкушение пищи в Светлую Седмицу уподобляется вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4).

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-i-katoli...

Подписано соглашение о сотрудничестве между ГУФСИН России по Кемеровской области и благотворительным фондом просвещения «Вера». Во всех учреждениях смонтировано оборудование для приема спутникового сигнала и организована трансляция духовно-просветительских передач радио «Вера». Библиотеки с православной литературой регулярно пополняются периодическими изданиями — более 350 книг передано в библиотеки учреждений. Проведены беседы с осужденными на тему «Духовно-нравственное воспитание через православную книгу». Для осужденных действуют Православные богословские курсы с помощью трансляции по кабельному телевидению, имеющие большое значение в духовно-нравственном воспитании осужденных. Во всех исправительных колониях организованы кружки обучения колокольному звону. На Пасху, в период Светлой седмицы, в учреждениях проведен предварительный этап конкурса колокольного звона среди осужденных. Православная община из ФКУ ИК-40 была рекомендована для дальнейшего участия во Всероссийском конкурсе колокольного звона, где получила звание лауреата конкурса 3 степени. По благословению митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха в зимний праздник святителя Николая проводится благотворительная акция «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся», дважды в году — на Крестопоклонной седмице Великого поста и перед праздником Покрова — молебные службы «Неделя молитвы», а также ежегодное участие осужденных во Всероссийском конкурсе православной иконописи «Канон» и православной живописи «Явление». Созданная Межрелигиозная рабочая группа ежегодно, начиная с 2016 года, организует в преддверии Дня народного единства проведение акции «Межконфессиональный автопоезд " Дорогами добра " ». Представители традиционных для России религиозных организаций делятся с представителями других вероисповеданий опытом взаимодействия, способствующего преодолению межконфессиональных противоречий и нетерпимости, мешающих организации миссии тюремного служения в местах лишения свободы.

http://patriarchia.ru/db/text/6067854.ht...

Слава, глас 6: Преподобне, треблаженне, святейший отче,/пастырю добрый, и Архипастыря Христа учениче,/положивый душу о овцах:/сам и ныне отче наш Богоносе Григорие,/испроси молитвами твоими,/даровати нам велию милость. Слава, глас 6: Преподобный, треблаженный, святейший отче,/пастырь добрый и архипастыря Христа ученик,/положивший свою душу за овец!/И ныне, отче наш, богоносный Григорий,/сам испроси у Него молитвами твоими/даровать нам великую милость. И ныне, Богородичен первый гласа. И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа. На литии стихира храма. Слава, и ныне, Богородичен. На стиховне по алфавиту. Стихиры на стиховне октоиха Слава, глас 8: Бодрый язык твой ко учительству,/во ушесех сердечных возглашая, ленивых души возставляет,/и боговещанными словесы твоими лествица обретается,/от земли к Богу возносящая./Темже Григорие, Фессалии чудо,/не престай моляся Христу,/просветити Божественным светом чтущия тя. Слава, глас 8: Бодрый к учительству твой язык,/во уши сердечные возглашая,/души беспечных воздвигает/и богодухновенными словами твоими делается лестницей,/от земли к Богу возносящей./Потому, Григорий, Фессалии чудо,/не переставай молиться Христу/о просвещении божественным светом чтущих тебя. И ныне, Богородичен: Безневестная Дево,/Яже Бога неизреченно заченши плотию,/Мати Бога Вышняго,/Твоих рабов мольбы приими, Всенепорочная,/всем подающи очищение прегрешений,/ныне наша моления приемлющи,/моли спастися всем нам. И ныне, Богородичен: Не познавшая брака Дева,/неизреченно Бога зачавшая по плоти,/– Матерь Бога Всевышнего!/Услышь мольбы Твоих рабов, Всенепорочная,/всем подающая очищение от согрешений;/ныне, приняв наши моления,/моли о спасении всех нас. Ныне отпущаещи: Трисвятое. Тропарь, Богородице Дево: трижды. И прочее последование бдения. Ныне отпускаешь: Трисвятое. Богородица Дева, радуйся: (3) НА УТРЕНИ По шестопсалмии, Бог Господь: Тропарь воскресен дважды. НА УТРЕНИ После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха и дважды поем воскресный тропарь гласа. Слава, святаго глас 8:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010