Неделя 3-я Великого поста



  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Рождественский пост: Пост №1 | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... ПОСТ НАЧНЕТСЯ 28 НОЯБРЯ «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5: 8 ) Приближается Рождественский пост. Как обычно, и накануне поста и в его течение, а также и в любое другое время приходской священник слышит сотни раз повторяющийся вопрос — что можно есть в рождественский пост, в какие дни, б о льшая часть вопросов именно о еде или о не-еде. Рождественский пост: Пост №1 В народном сознании, особенно людей малоцерковных, любой пост это прежде всего гастрономическое, диетическое предприятие. Видимо, наша проповедь была не настолько дерзновенной, чтобы вместо постной скатерти-самобранки мы в наших дома прежде всего, и во-вторых и в-третьих видели Христа-Спасителя, слышали Его слово. Слово о спасении верой, спасении через напряженную повседневную работу над собой, через труд по очищению своих сердец. Печалят газетные и интернет-рубрики: «В Рождественский пост едим с удовольствием», «Изысканные блюда традиционной русской постной кухни» и так далее. С другой стороны, волнуют люди, которые боятся оскверниться наличием в хлебе молочной сыворотки, следов якобы сливочного масла в печенье; люди, которые знают, что такое «оскоромиться» и поэтому дышат ... далее ...
Великий пост и потребительское общество | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... христианского общества, как на Востоке, так и на Западе, период Великого поста – семь недель перед Пасхой – традиционно считается высшей точкой церковного года. Это kairos – время решений и новых возможностей, специально отделенный отрезок времени. Но специально отделенный для чего? Как мы должны в современном потребительском обществе понимать цель Великого поста, или Великой четыредесятницы, как мы называем этот пост в православии? И какое отношение имеет Великий пост к экологическому кризису, с которым мы сегодня сталкиваемся? Воздушные змеи Раньше в Греции первый день Великого поста всегда отмечали как самый ранний уличный праздник в году. Семьи выезжали на природу, лазали по горам, пускали воздушных змеев. Здесь мы имеем образ начала Великого поста, который можно сравнить с западными обрядами Пепельной среды. Безусловно, эти дни – очень разные по смыслу. Посыпание головы пеплом, его следы на лбу и все, что это действие символизирует – память смертную и раскаяние, – бесспорно, является одним из основных значений Великого поста. Но не на этом заостряет внимание Православная Церковь с наступлением поста. Напротив, нас учат ассоциировать Великий пост со свежим ... далее ...
ВЕЛИКИЙ ПОСТИскать в Источникеpravenc.ru
... В. п. в ранней Церкви Формирование структуры и принципов проведения В. п. заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки В. п. следует видеть в пасхальном посте, к-рый во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, к-рые позднее легли в основу В. п. - подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане ( Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2 ) и подготовку к празднику Пасхи (см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12-13) . 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании свт. Дионисия Великого (Ɨ 265) . В александрийских источниках 2-й пол. III-IV в. (напр., Orig. In Lev. 10. ... далее ...
ВЕЛИКИЙ ПОСТ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... ( см., напр. : Didache 7. 4 ) ; предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения. Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу) , по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого [3]. Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы) , но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Vв. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье (а в некоторых местностях – и в субботу) с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции ... далее ...
Великопостная молитва святого Ефрема Сирина | ...Искать в Источникеchurch.ua
... молитва святого Ефрема Сирина Великопостная молитва святого Ефрема Сирина Протопресвитер Александр Шмеман Для подавляющего большинства верующих Великий пост это прежде всего короткая молитва, известная как молитва Ефрема Сирина, одного из восточных христианских учителей IV века. Молитва эта повторяется в конце каждого великопостного богослужения, верующие читают её дома, в частной своей молитве. Про неё можно сказать, что она лучше всего, проще и короче всего выражает смысл и дух того, что христиане вот уже столетиями называют Великим постом. «Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Старые слова. Древние славянские формы. Но попробуем пробиться сквозь этот пласт древности к смыслу и к сущности. Великий пост. Колокол, созывающий на молитву. Ольшанский женский монастырь Лет 50-60 назад учёные-специалисты научились снимать пласты пыли и копоти с древних русских икон. И то, что казалось тёмным — таким тёмным, что ... далее ...
Кухня Великого Поста / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Кухня Великого Поста Великий пост составляет сорок дней, так называемую Великую четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней — Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, которые им предшествовали. По церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц, рыбы. С понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего два раза: на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников — 22 марта, святителя Григория Двоеслова — 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста Чистый понедельник — и предпоследний — Великий Пяток (Страстную Пятницу) — рекомендуется проводить без пищи. Разумное воздержание полезно. Наоборот, неумеренность — причина болезней. Церковь ... далее ...
О проведении Великого поста — протоиерей А. МеньИскать в Источникеazbyka.ru
... главное Господь говорит нам, что Он есть единственные врата в царство чистоты и света. Только обратившись к Нему, только в молитве найдя силу Его Благодати, мы можем с вами ожить, преобразиться, стать иными. О проведении Великого поста Время Великого поста специально дается Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече пасхальных дней. Великим постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить пробелы в нашей духовной жизни, которая так пострадала от жизненных неурядиц, рассеянности, лености и прочего. Общие правила 1. Воздержание от мясной пищи обязательно. Относительно всего прочего следует уточнить с духовником. Кроме того, хорошо избрать какую-нибудь житейскую вещь и отказаться от нее на эти дни, сохраняя воздержание до Пасхи. 3. Необходимо отказаться от всех лишних встреч, дел — всего, что рассеивает. Отдых, разумеется, не отменяется, но виды его нужно избрать такие, которые не нарушали бы мир души (например, прогулки, поездки за город и т. д.) . 4. Ежедневно надо читать молитву св. Ефрема Сирина, желательно медитативно, т. е. сосредоточиваясь мыслью на словах. Размышлять нужно преимущественно над одной частью (например, ... далее ...
Беседы пастыря на воскресные литургийные ...Искать в Источникеazbyka.ru
... нынешний день воспоминается восстановление почитания св. икон, разрушенного было иконоборцами. Некоторые вообразили, что почитание икон подобно поклонению идолам и запрещается 2-ю заповедью, а того не хотели понять, что иконы – суть изображения истинного Бога и Святых во плоти, а идолы – изображения «богов» ложных и, поклоняясь иконам, поклоняются не веществу, из которого сделаны иконы, а Самому Богу и Святым, представляя их в уме своем. Иконопочитание утверждено было после того св. отцами на 7-м Вселенском соборе. Вместе с воспоминанием восстановления иконопочитания ублажаются и все ревнители Православия, т. е. истинной христианской веры и жизни, и подвергаются отлучению от Церкви ( по-гречески, «анафеме» ) , т. е. от церковного общения с верными здесь, на земле и от вечного блаженства на Небе, если не покаются, все враги Православия. Сегодня в соборных храмах при архиерейском служении пред иконами, на аналоях совершается особенное торжественное молебствие, на котором провозглашаются догматы, т. е. спасительные истины, веры христианской, затем изрекается анафема на еретиков, т. е. на упорных противников православия, вместе и на предателей отечества, возглашается «вечная ... далее ...
Слово Божие — всегда крестное - Moral.RuИскать в Источникеmoral.ru
... что говорит о Кресте Христовом слово Божие? Мы слышали, как всегда за литургией Преждеосвященных Даров, книгу Бытия, пророчество Исаии и Притчи Соломоновы. Как будто не о Кресте это слово, но слово Божие — всегда крестное, как свидетельствует апостол. Крестное в самом конкретном смысле, как сейчас мы увидим. Все, что открывает нам жизнь, — две противостоящие друг другу тайны: «тайна беззакония» и «тайна благочестия», тайна греха и тайна креста. Тайна креста заключается в отдаче себя Богу и людям. А тайна греха — в сосредоточенности на себе. Некоторые спрашивают, откуда появилось зло. Почему тот, кто был светлее всех, денница, стал темнее всех? Каждый из нас может увидеть на себе эту коренную причину греха. Отсюда произрастают все прочие грехи, и никто не свободен от этой порчи. Только любовь Божия, Крест Христов, Его жертвенная отдача может исцелить нас от этой замкнутости на себе, от этого саморазрушения, ищущего утвердиться в душе человеческой и в истории. Сегодня книга Бытия повествует нам о Ное, о том, как после спасения от потопа, единственный со своей семьей во всем роде человеческом, он устраивает пир. Праздник у него, он пьет вино. Но он пьет, от избытка радости, ... далее ...
Неделя 5 Великого поста - Moral.RuИскать в Источникеmoral.ru
... вступаем в последнюю седмицу Святой Четыредесятницы. В течение всех этих недель святая Церковь открывала нам Божественные тайны. Торжество Православия, сияние Фаворского Света, поклонение Кресту Христову. И наконец, нам предлагаются образы восхождения к Богу: в прошлое воскресенье — преподобный Иоанн Лествичник и сегодня — преподобная Мария Египетская. В минувшую среду у нас было Мариино стояние, когда целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — то покаяние, которое принесла Мария Египетская в своей борьбе с грехом. И то покаяние, через которое должен пройти каждый христианин, чтобы достигнуть спасения. Мы помним, из какой пропасти Господь возвел эту женщину, в каком грехе блуда она пребывала долгое время. И как бы нечаянно, не ища, внезапно обрела Бога. Потому что Господь Сердцеведец знает глубины каждой души человеческой, даже погибающей в нераскаянных грехах. Она отправилась во Святую Землю с паломниками с целью греховного увеселения, и не смогла войти вместе со всеми в Иерусалимский храм Воскресения Господня, чтобы поклониться Кресту Христову. Тогда заступничеством Божией Матери ей вдруг открылся весь ужас ее состояния. Она ... далее ...

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Неделя 3-я Великого поста
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"