2. За три недели до начала поста в богослужении начинает использоваться специальная книга, Постная триодь . Этот день известен у нас как Неделя (т.е. воскресенье) о мытаре и фарисее (евангельское чтение Лк.18:10-14 ). Ошибка фарисея в том, что он отказывается видеть в мытаре своего брата. В безлюбовном неприятии мытаря фарисей отвергает сущностное отношение  koinonia — общения , которое соединяет его с ближними. Он являет собой пример того пагубного состояния, которое мы стараемся преодолеть Великим постом. 3. Следующее воскресенье — Неделя о блудном сыне (евангельское чтение Лк.15:11-32 ). Притча о блудном сыне — это, в первую очередь, история потери и нового обретения личных взаимоотношений. В начале младший сын сбивается с правильного пути, поскольку думает более о вещах, нежели о людях: “Дай мне следующую мне часть имения…” ( Лк.15:12 ), — говорит он отцу. Он не заинтересован в личных взаимоотношениях с отцом, ему важно лишь имущество, которое он собирается наследовать. В результате этого отречения со своей стороны от личных взаимоотношений он обнаруживает себя “на стороне далече” ( Лк.15:13 ) — отчужденным, изгнанным, одиноким и изолированным. Путь покаяния, который он должен пройти, включает восстановление личностных отношений с отцом, своей семьей и всеми домашними. Его возвращение запечатлевается великим пиром, а цель всякого пира — именно выразить koinonia и братство людей. Пища здесь — связующее звено, и поэтому каждая совместная трапеза есть утверждение общности. Отказываясь принять участие в пире, старший сын исключает себя из отношений и из общности. Это становится ясно по его отношению к возвратившемуся. Он не обращается к нему, не называет его “брат”, но говорит отцу: “этот сын твой” ( Лк.15:30 ). Пока старший сын снова не научится говорить “мой брат”, он обречен быть вне, в холоде самоисключения из человеческой общности — одним словом, в “неличностности”; поскольку без взаимной любви не может быть подлинной личностности. 4. В следующую за этим субботу мы совершаем специальное поминовение усопших, всеохватное по своей идее:

http://azbyka.ru/velikij-post-i-obshhest...

Душа, к сожалению, грубеет, и тем людям, кто не познал Бога опытно в своей собственной жизни, не приобрел подлинное благоговение и трепет пред неисповедимыми Его путями, не смирил свою гордость пред Его Промыслом, не размягчил своего сердца подвигами милосердия, со временем становится все труднее и труднее это сделать. Хотя, конечно же, Господь волен в любом возрасте и в любом положении изменить «естества уставы». Но желание – должно быть от человека! Вспомним Закхея: у него было лишь любопытство, но сопряженное с подвигом. Он поднялся на дерево, чтобы увидеть Христа в толпе, а Христос – возвысил его пред всеми и на все времена: «Днесь спасение дому сему, яко и сей сын Авраама есть…» Перед началом Поста потрудимся растопить лед сердечный: не из страха пред воздаянием, а по любви ко Христу, к Его Правде. А вдруг и мы сможем в этом закрученном и безумном мире увидеть своими глазами Христа? Не услышать только о нем от проповедников и из книг, а своими глазами – сердечными и душевными – узреть Живого Христа: как Закхей, как старец Симеон, как безнадежно потерянный для всех людей, но обретенный Богом благоразумный разбойник, в самую страшную и последнюю минуту своей преступной жизни? И тогда мы вдруг обретем тот рай, об утрате которого днесь плачет первый Адам: «Раю мой, раю, ктому твоея сладости не наслаждуся…» Будем плакать вместе с ним. Это благодатный плач, отверзающий и для нас двери Царствия Божия! Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/analytics/nedelya-o-s...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Роман Magician/www.flickr.com/ Петров пост по дням 3 мин., 20.06.2016 Петров пост — один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. В течение самого поста каждый день тоже имеет свое особое значение. Предлагаем читателям " Фомы " небольшой рассказ о каждом дне Петрова поста со ссылками на публикации сайта foma.ru о некоторых святых и святынях. также: Календарь питания Петрова поста 2023 по дням 12 июня Начало апостольского поста Память преподобного Исаакия Далматского (383) 13 июня Память апостола от 70-ти Ерма (I) 14 июня Память мученика Иустина Философа (166), святого праведного Иоанна Кронштадтского (прославление 1990), преподобного Иустина (Поповича)(1979) 15 июня Обретение мощей мц. прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской (1819) 16 июня Память реподобного Варлаама Хутынского (1192) (переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста). Иконы Божией Матери «Знамение» Курско-Коренная 17 июня Память преподобного Мефодия, игумена Пешношского (XIV). Обретение мощей священномученика Петра (Зверева) , архиепископа Воронежского (1999). 18 июня Неделя всех святых, в земле Русской просиявших. 19 июня Память Преподобного Паисия Угличского (1504) 20 июня Память мученика Феодота Анкирского (303), праведного Павла Таганрогского (прославление 1909). 21 июня Память Феодора Стратилата (319), а также чествуют образ Ярославской иконы Божией Матери. 22 июня Память святителя Кирилла, архиепископа Александрийского (444); преподобного Кирилла, игумена Белоезерского (1427); праведного Алексия Московского (Мечёва) (1923). 23 июня Память священномученика Тимофея, епископа Прусского (361–363); обретение мощей святителя Василия, епископа Рязанского (1609); собор Рязанских святых; память святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского (1715); собор Сибирских святых.

http://foma.ru/petrov-post-po-dnyam.html

Тип. и Триодь).    На Лазареву суббботу Ипотипосис, Орбельская Триодь и Типикон иером. Нила разрешают рыбу, первый уравнивая ее в этом отношении с неделей Православия, Крестопоклонной и праздником 40 мучеников, вторая и третий- с праздником Благовещения. Но устав п. Алексея — разрешает только на вариво с елеем, уравнивая ее тоже с праздниками Предтечи, 40 мучеников и Благовещения. Нынешний устав примиряет это разногласие, разрешая в эту субботу на икру: „на трапезе учреждаемся варением с елеем; аще же икру имамы, да дастся комуждо брату по три онгии, и вино пием“ (49 гл. Тип. и Триодь; 32 гл. Тип. не упоминает).    Как это ни странно может показаться нам теперь, но древние уставы в Вербное воскресенье давали меньшую льготу в посте, чем в Лазареву субботу. Это могло быть, конечно, потому только, что этот день почти причислялся уже к Страстной неделе (без него, действительно, эта неделя не является неделей, седмицей). Как известно по нынешнему уставу — это один из двух дней всего поста, в который разрешается рыба (что упомянуто и в 32 гл. Типикона и в 49 гл. два раза: в уставе 1-ой субботы поста и в уставе самой недели Ваий: „на трапезе утешение: ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога»). Между тем Ипотипосис не только не разрешает на рыбу в Вербное воскресенье (разрешая ее для 4 дней поста: 1 и 3 недели, субботы Лазаря и 40 мучеников), но и на масло, а только на маслины при вареном блюде и на вино, уравнивая это воскресенье по трапезе с праздником Предтечи. Устав же п. Алексея не упоминает об этой неделе в главе о постах, след. не выделяет ее из ряда других воскресений поста. Из всех известных нам древних уставов, только Пандократорский упоминает о ней и разрешает на рыбу (не говорим об уставах, разрешающих на рыбу во все субботы и воскресенья поста).    Кроме этих дней особенной льготой в посте отмечались дни, на которые падали какие-либо праздники. На пост могут приходиться следующие праздники: Благовещение (очень часто), память 1 и 2 обретения честныя главы Иоанна Предтечи 23 февраля (реже), и память 40 мучеников Севастийских 9 марта (всегда).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В честь креста Господня римская Церковь празднует двукратно в год: 3 мая Обретение и 14 сентября Воздвижение Креста. В восточной Церкви установлены четыре праздника Креста: Обретение и Воздвижение креста (14 сент.), знамение креста (7 мая), крестопоклонная неделя (3 нед. вел. поста) и происхождение честных древ креста Господня (1 авг.). Есть еще у нас праздник положения Ризы Господней (10 июля) и нерукотворенного образа (16 авг.). Праздники Богородичные, общие западной Церкви с восточною, суть: Зачатие Пресв. Богородицы (у латинян 8, у православных 9 дек.), Рождество её (8 сент.), Введение во Храм (21 ноябр.), Благовещение (25 март.) и Успение (15 авг.). Особенные праздники Богородичные в римской Церкви: посещение пресв. Девою Елисаветы (2 июля), праздник семи скорбей Богородицы (в пяток на 6 седм. вел. поста и в 3 воскр. сент.), и многие празднования иконам Божией Матери под разными наименованиями. Особенные праздники Богородичные в нашей Церкви: Покров пресв. Богородицы (1 окт.), знамение её (27 ноябр.), Положение Ризы (2 июля) и Пояса её (31 авг.), и празднования иконам её под многоразличными наименованиями. В честь ангелов римская Церковь имеет следующие праздники: ангелам-хранителям (2 окт.), арханг. Михаилу (8 мая и 29 сент.), и некоторые другие местные. Наша Церковь празднует в честь ангелов четыре раза в год: св. архистратигу Михаилу (6 сент.), Собор его (8 ноябр.) и Собор архангела Гавриила (26 марта и 13 июля). Из праздников в честь св. человеков, общие западной Церкви с восточною, суть: рождество (24 июня) и усекновение главы (29 авг.) Иоанна Крестителя, день свв. апп. Петра и Павла (29 июня) и других апостолов, св. Анны, матери Девы Марии (у латинян 26, у нас 25 июля), св. Иоакима, отца её, (у лат. в авг., у нас 9 сент.), св. Иосифа, обручника её, (у лат. 19 март. у нас в неделю по Р. Хр.) и друг. Перенесение честных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар Град (9 мая) на западе относится к праздникам местным. Из праздников, посвященных воспоминанию замечательных событий в Церкви общие у западных христиан с восточными суть: праздник Пятидесятницы или Сошествие Св. Духа на апостолов, день освящения (dedicatio) известного храма и храмовые праздники (patronus vel titulus ecclesiae). Особенные праздники сего рода у папистов – юбилей, совершаемый чрез каждые 25 лет, у православных – торжество Православия (в 1 нед. вел. поста) и память св. Вселенских Соборов: 1 (в 7 нед. по Пасхе), 7 (в нед. около 11 окт.) и всех шести вместе (в нед. около 16 июля). Сверх сего, у латинян в 1 неделю по Пятидесятнице совершается праздник Пресв. Троицы, а у православных в наутрие Пятидесятницы торжество в честь св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

5) Сретение Господне во храме Симеоном, в сороковой день по рождеству Христове (2-го февраля). 6) Крещение Господне от Иоанна на реке Иордан (6-го января). 7) Преображение Господне на горе Фавор (6-го августа). 8) Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, неделя Ваий, или Вербное Воскресенье (за шесть дней до Пасхи). 9) Вознесение Господне на небо в 40-й день после воскресения (в четверг, на 6-й неделе после Пасхи). 10) Пятидесятница в память сошествия Св. Духа на апостолов, в 50-й день по воскресении Христовом, и вместе во славу Пресвятой Троицы (в 8-е воскресенье по Пасхе). 11)Успение Пресвятой Богородицы (15-го августа) 12) Воздвижение Честного Креста Господня, обретенного царицею Еленою (14-го сентября). Кроме сих праздников, с особенным торжеством отправляются в Церкви: 1) Рождество Иоанна Предтечи от Захарии и Елисаветы (24-го июня). 2) Усекновение главы Иоанна Предтечи Иродом (29-го августа). 3) День верховных апостолов Петра и Павла (29-го июня). 4)Св. Николая чудотворца (6 декабря). 5) Храмовые праздники. Посты православной церкви 1) Великий пост , или св. четыредесятница, важнейший из годовых постов, продолжается сорок дней в воспоминание и по примеру сорокадневного поста Господа Спасителя. Преимущественно в этот пост христиане говеют – ходят в церковь , исповедают грехи свои и причащаются св. Христовых тайн. Великий пост бывает перед Пасхою, и за ним следует Страстная неделя в память страданий Христовых. 2) Рождественский (или Филипповки) начинается 15-го ноября и продолжается сорок дней – до Рождества Христова (для приготовления к этим великим дням). 3) Успенский пост – перед днем Успения Пресвятой Богородицы – с 1-го по 15-е августа. 4) Петров пост (или Петровки) начинается чрез 7 дней после Пятидесятницы и продолжается до 29-го июня, то есть дня апостолов Петра и Павла, и потому, когда Пасха бывает ранее, – пост продолжительнее, а когда Пасха бывает позже, и Петров пост короче. Дни постные 1) Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14-го сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

383 В означенные субботы каноны Октоиха не поются, но поются в Лазареву субботу два канона Триоди, а в прочие храма и Триоди. 384 Каноны Октоиха, как сказано (Разумеется, если во дни Страстной седмицы и Пасхи не случится другой какой-нибудь праздник, напр. Благовещение, при каковом условии поется не один канон), в период времени пения Триоди Цветной (до 7-й нед.) отменяются; но по субботам поются каноны Триоди, храма святого (этот канон иногда оставляется) и рядового святого из Минеи. Канон храма Христа Спасителя и Богородицы не глаголется во всю Пятидесятницу за исключением той субботы пред праздником Пятидесятницы, в которую творится память об умерших. 385 В Октоихе на каждый день находится по несколько канонов, напр., в неделю: воскресный, крестовоскресный и богородичный. Иногда, и чаще всего, все они и назначаются (см., напр., 2 гл. Типик., л. 6 и 7 на об.; 9 гл., л. 17); но иногда один из них оставляется, напр., на попразднство Сретения в неделю раньше нед. Мытаря и Фарисея назначены: «канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородицы на 2, и праздника на 4, и святаго на 4» (Тип., л. 175 на об.). Здесь опущен крестовоскресный канон Октоиха. Иногда же оставляются два. Так, в нед. 4 и 6 Вел. поста, если случится Благовещение, назначены: «канон воскресен со ирмосом на 4, и Триоди на 4, и праздника на 6» (л. 206 на об.). Здесь опущены каноны Октоиха крестовоскресный и богородичный. 386 Никогда не бывает того, чтобы каноны назначались из одного только Октоиха, а непременно вместе с ними всегда назначаются каноны и из других еще книг, одной или двух. Напр., во 2 гл. Типикона сказано: «Поем канон воскресен со ирмосом на 4, и крестовоскресен на 3, и Богородицы на 3, и Минеи на 4» (л. 6 на об. и 7). Здесь указываются 3 канона Октоиха и 1 Минеи. В попразднство Сретения в неделю раньше недели Мытаря и Фарисея, как мы видели, указываются 2 из Октоиха и 2 из Минеи. На 1 нед. Велик. поста назначены «канон воскресен со ирмосом на 4, и крестовоскресен на 2, и Богородицы на 2, и Триоди на 6» (л. 320 на об.). Здесь указываются 3 канона Октоиха и 1 Триоди. На 2 нед. Вел. поста назначены: «каноны воскресен со ирмосом на 4, и Триоди на 4, и святаго (т.е. Григория Паламы , служба которого помещена в Триоди) на 6» (л. 323 на об.). Здесь указаны 1 канон Октоиха и 2 Триоди. На Обретение главы Предтечи 24 февр., аще неделя Сыропустная, назначены: «канон воскресен со ирмосом на 4 и Богородицы иа 2, и Триоди на 4, и Предтечи на 4» (л. 188). Здесь указываются 2 канона из Октоиха, 1 из Триоди и 1 из Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 3 августа мин., 02.08.2014 Неделя 8-я по Пятидесятнице. Поста нет. Пророка Иезекииля (VI до Р.Х.). Прпп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590). Обретение мощей блгв. княгини Анны Кашинской (1649). Прпп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских (XII-XIII). Обретение мощей св. Романа исп., пресвитера (1999). Сщмч. Петра пресвитера (1938). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ Утр. - Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11-18. Лит. - 1 Кор., 124 зач., I, 10-18. Мф., 58 зач., XIV, 14-22. ЦИТАТА ДНЯ Все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться. Аурелий Августин Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-8-3.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 1 мин., 24.05.2012 Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц.  Поста нет.. Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Сщмч. Ианнуария еп. и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мч. Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (ок. 138-161). Обретение мощей прп. Феодора Санаксарского (1999). Прав. Алексия Бортсурманского (1848). Мчч. Исакия, Аполлоса и Кодрата (303). Свт Максимиана, патриарха Константинопольского (434). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Св. Николая исп., пресвитера (1933). Сщмч. Алексия пресвитера (1938). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ Утр. - Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20. Лит. - Деян., 16 зач., VI, 1-7. Мк., 69 зач., XV, 43 - XVI, 8. ЦИТАТА ДНЯ Помилуй, Боже, тех, кого люблю, спаси их недоверчивые души, дай уцелеть большому кораблю и малому плоту дойти до суши. Меня прости за то, что забывал о жалости, о совести и чести, дай пережить любой девятый вал, дай быть, где скажешь, но со всеми вместе. Александр Ревич Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-5-4.html

о. Августин: В восьмой день Пасхи Торжество Воскресения приходит к нам снова, раскрываясь в воскресении человеческого сердца. Последовательность литургического воспоминания за неделю до Пасхи говорит нам о Лазаре. Друг Христов умер, но Господь воскрешает его, зная, что ценой этого воскресения станет Крест. Неверие Фомы - свидетеля Его смерти, не имеющего сил свидетельствовать о воскресении, -делается верой в приближении к Его ранам, отныне становящимся знамением победы. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие» (Откр. 19, 11-13). Дар веры о. Иосиф: Слова Спасителя, обращенные к Фоме: не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27) - указывают нам на великую тайну перерождения, воскресения человеческой души. Именно в этот момент совершилось новое чудо. Неверующий Фома преображается, уверяется и исповедует: «Господь мой и Бог мой». Обретение потерянной веры, чудо сопоставимое с воскресением физическим. Не случайно, о. Августин, вы упомянули о Воскресении Лазаря. Если Лазаря Господь воскресил телесно, то Фому духовно. Может, поэтому мы празднуем Антипасху, вторую Пасху? о. Августин: Неделя Апостола Фомы - единственное воскресенье пасхального периода, непосредственно посвященное событию Воскресения Христова. Следующие за ним воскресные дни говорят нам о Христе, Его учениках, Его деле и слове. В этой логике литургического воспоминания открывается для нас особый смысл. Свидетелями Его воскресения были Апостолы. Мы же становимся свидетелями через пасхальное прочтение слова Божия, когда деяния и слова Христовы отныне свидетельствуют о прославленном Господе - Кириосе пасхального торжества, и через совершение Евхаристии - дела и Таинства Его воспоминания. Тем самым, и здесь мы вновь возвращаемся к событию явления Господа Апостолу Фоме; делается явным, что вера - не чудо, но абсолютный, неподотчетный дар Того, Кто входит в закрытые навсегда двери сердца. Беспричинность дара кажется анархией, но на недоступном нам уровне замысла Искупителя о человеке она оказывается оправданием в безусловном смысле этого слова.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010