«Радуйся, Живоносный Кресте…» Обращение к Кресту, как живому существу в стихирах (также как поклонение Кресту), вызвало в своё время немало дебатов среди богословов. С поэтической же точки зрения не поспоришь, что это пример великолепного тропа, разом передающего всё ликование верующих по поводу обретения утерянной главной Святыни и возвращения плененного Патриарха. Древо Животворящего Креста Господня, найденное ранее византийской царицей Еленой, в 614 году было захвачено персидским царем Хосроем II, вернулось в Иерусалим только через 16 лет, как раз в середине Великого поста, в сопровождении вызволенного из плена Патриарха Захарии. Можно ли представить, какая радость переполняла в эти дни каждого христианина? Только позже, когда историческая память немного ослабла, праздник, по утвердившемуся обычаю, перенесли на ближайшее воскресенье и связали его с началом подготовки оглашенных к великому Таинству Крещения. «…благочестия непобедимая победо…» «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим». Сегодня мы с трепетом пели это песнопение вместо Трисвятого. Настоятель нашего прихода о. Андрей Овдиенко в Прощеное воскресенье сказал на проповеди: «Пост это подвиг ради Христа, и дьявол так восстаёт на подвизающихся, что выдержать это без помощи Божьей просто невозможно!» Каждый из нас, наверно, слышал рассказ от своих недавно воцерковленных знакомых, которые ранее выдерживали какие-то «лечебные голодовки» по 40 дней на одной воде, или вовсе лишали себя даже питья во имя каких-то политических протестов, и вдруг оказывались бессильными даже перед такими мягкими условиями жертвы Христа ради. И каждый из нас наверняка чувствовал это «воспринимание на рамо» Христа, когда уже малодушно хотелось ослабить тяготы поста. Великое смирение, которое Господь явил нам на Кресте, стало и страшным оружием, поражающим гордого дьявола. Крест – это то, что делает возможным наше благочестие, единственное непобедимое оружие наше против врага, без Креста мы не прошли бы и шагу.

http://predanie.ru/velikijpost/nedelja-k...

Татьяна Ларионова, заместитель председателя Государственного совета Республики Татарстан, исполнительный директор Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры: «Воссоздание Казанского собора Богородицкого монастыря — одно из проявлений межрелигиозной и межнациональной политики нашей республики, чтобы все люди в Татарстане жили в мире и дружбе. Об этом свидетельствуют предшествовавшие работы по строительству Болгарской исламской академии и благоустройству острова-града Свияжск, предпринятые на паритетных началах как в смысле бюджетных ассигнований, так и в смысле привлечения различных консолидированных программ финансирования (федеральных и республиканских), а также пожертвованных средств предприятий, организаций и граждан, причем не только из Татарстана. В ходе реализации этих двух проектов отреставрировано 59 памятников. Построены такие впечатляющие сооружения, как Белая мечеть в Болгаре, Успенский монастырь в Свияжске, который внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В попечительский совет нашего фонда входит митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Если бы не постоянное взаимодействие с ним, если бы не наше взаимопонимание по всем ключевым вопросам охраны культурного наследия, возможно, и результат не был бы сегодня столь впечатляющим. Мы понимаем: воссоздать Казанский собор — дело чести нашего поколения. Вероятно, поэтому на него жертвуют люди разных национальностей, даже разных религий. Так, руководители предприятий, делающих основные вклады, — мусульмане. Многие организации, вносящие средства на Казанский собор, находятся в других регионах (например, в Башкирии). Есть и программа семейных ежегодных пожертвований. Например, регулярно перечисляет личные средства семья казанцев Хасановых. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).

http://patriarchia.ru/db/text/5829813.ht...

Преподобный Симеон Дайбабский преставился ко Господу 1 апреля 1941 года. В 1996 году состоялось обретение честных мощей преподобного Симеона, и теперь они покоятся в раке, поставленной в глубине пещер монастыря, основанного им, доступные для поклонения паломников. Преподобный Симеон является автором нескольких богословских произведений, часть из которых — поэтические. Новомученики Ясеновацкие память 31 августа/13 сентября В годы Второй мировой войны на территории оккупированной Югославии было создано так называемое Независимое государство Хорватия, в котором к власти пришел крайне националистический хорватский усташский режим во главе с Анте Павеличем. С первых дней существования НГХ (с апреля 1941 года) на его территории развернулся настоящий геноцид в отношении православного населения, была создана целая система концентрационных лагерей. Аресту, издевательствам и пыткам подверглись десятки священнослужителей, православные храмы и святыни массово уничтожались. За первые три месяца существования НГХ на его территории была практически полностью уничтожена административная структура Сербской Православной Церкви, не осталось ни одного действующего сербского архиерея из пяти несших свое служение здесь до войны. Десятки сербских священников были депортированы или оказались за решеткой. Самой крупной была система концентрационных лагерей Ясеновац, через которую прошли сотни тысяч православных сербов. По оценкам историков, в Ясеноваце погибло около 700 тысяч сербов, а также евреев, цыган и противников усташского режима. В системе концлагерей Ясеновац окончили свои дни десятки священнослужителей, включая нескольких архиереев, прославленных позднее в лике новомучеников. Подготовил иеромонах Игнатий (Шестаков) «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).

http://patriarchia.ru/db/text/2328053.ht...

Все памяти событий перестроены в прямые поминовения. Например, было «Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786)» — стало «Свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (перенесение мощей, 1786)» (и так же с многочисленными обретениями мощей). Было «Воспоминание III Вселенского Собора (431)» — стало «Святых отцов III Вселенского Собора (431)» и т.д. В Соборах святых слово «Собор» заменено на слово «Всех»: «Всех Липецких святых», «Всех святых Санкт-Петербургской митрополии», «Всех новомучеников и исповедников...» и т.п. Подавляющее большинство дней расположены в пределах страницы или разворота. Но если список святых дня не умещается на одной странице и продолжается на следующей, то в конце текущей страницы поставлена заметная стрелка зеленого цвета. Книга сделана в виде блокнота формата А5 (145 х 210 мм) на пружине. Это позволяет полностью перекидывать страницу на другую сторону, не «утолщая» блок в корешке. Пружина металлическая. У «Месяцеслова для проскомидии» плотность бумаги — 150 г, это создает дополнительное удобство в захватывании листа при перелистывании. Формат блокнота дает возможность или положить блокнот слева от тарелочки, или взять в руки, не боясь им ничего задеть. Можно и поставить его в конце жертвенника, если позволяет его площадь и расстановка сосудов (чтобы не загораживался дискосом). Сторонки блокнота напечатаны на плотной бумаге и заламинированы с двух сторон, внешние углы для практичности скруглены. Книга прошла апробацию во многих храмах и очень полюбилась священникам своим удобством и наглядностью. Помимо проскомидии ее используют также и для поминовения святых на отпусте. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432).

http://patriarchia.ru/db/text/5864700.ht...

Пусть мои слова никого не приводят в смущение и ни у кого не вызывают чувство гордыни, потому что Бог слышит молитву только смиренного сердца и сердца чистого. А это означает, что внутренняя работа над самим собой, над очищением себя от всякой скверны плоти и духа сегодня, как и всегда, является главным духовным деланием инока. И через это делание каждый из вас преодолевает притяжение греха и становится способным чистым сердцем возносить молитву Богу. Мы верим в непреходящую молитву Святого Афона и просим, чтобы Господь оградил гору сию, афонские обители от всякой скверны плоти и духа, от всяких лжеучений и соблазнов века сего, чтобы вы оставались всегда способными хранить чистоту Православия и чистоту своих сердец, дабы видеть Бога и обращаться к Нему с горячей молитвой. Покров Пречистой Царицы Небесной да пребывает со всеми вами. Аминь». Святейший Патриарх Кирилл подарил Пантелеимоновой обители на Афоне лампаду, многие десятилетия назад вывезенную из монастыря и обретенную в России. Лампада прежде висела у мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона. Еще один памятный дар от Патриарха — Курская-Коренная икона Божией Матери. В дар от возглавляемого председателем российского Правительства Д.А. Медведевым Фонда по восстановлению Пантелеимонова монастыря обители была передана икона с изображением всех прославленных Церковью русских афонитов. Игумену обители архимандриту Иеремии Святейший Патриарх Кирилл вручил наперсный крест, все братия Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря получили иконы Спаса Нерукотворного. После богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви разделил с братией трапезу. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432).

http://patriarchia.ru/db/text/3021931.ht...

Собственно Сакраментарий начинается с инципита In nomine Domini и молитв мессы вигилии Рождества Христова, затем идут мессы дня праздника и ряд памятей Рождественской седмицы. После октавы Рождества помещаются молитвы мессы мученикам и неск. формуляров воскресных месс. Далее - праздник Богоявления, ряд памятей (14 янв.- 25 марта), праздники Сретения (названный Ypopanti - от греч. παπαντ) и Благовещения (только в ред. H и ред. T), мессы подготовительных к Великому посту недель и мессы великопостного цикла. В субботу 1-й седмицы поста совершается служба 12 чтений (пост 1-го месяца). 5-я неделя носит название De passione, 6-я - Вход Господень в Иерусалим. В Великий четверг совершается воспоминание Тайной вечери (в ред. H и ред. T выписаны еще и чины благословения мира (хрисмы) и заклинания елея). Далее следуют молитвы Великой пятницы (в ред. H и ред. T добавлены благословение соли, молитвы принятия в число оглашаемых и молитвы св. Четыредесятницы над детьми) и Великой субботы , к-рые читает папа (в ред. H и ред. T еще и благословение вод источника и помазание детей), молитвы ночной и утренней месс. На 8-й день после Пасхи (post albas) указаны молитвы, «завершающие праздничные дни» (в ред. P - празднование годовщины Крещения (In Pascha annotina) и праздник Благовещения). Далее возобновляется санкторал (памяти 14 апр.- 25 мая). 25 апр. совершается великая литания. В ред. P имеется праздник Обретения Креста (3 мая). В субботу перед Пятидесятницей читаются молитвы схождения в воды и восхождения из вод источника. В субботу 1-й седмицы после Пятидесятницы совершается служба 12 чтений (пост 4-го месяца). Затем снова идут памяти святых (1 июня - 13 дек.) и праздники Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) с вигилией, апостолов Петра (29 июня) с вигилией и Павла (30 июня) с общей октавой апостолов, Успения (15 авг.) и Рождества Девы Марии (8 сент.). В ред. P к ним добавляется воспоминание мученичества (passio) Иоанна Предтечи (29 авг.). 14 сент. празднуется Воздвижение Креста, в субботу по Воздвижении совершается служба 12 чтений (пост 7-го месяца). 29 сент.- Освящение базилики арх. Михаила. После памяти ап. Андрея (30 нояб.) - молитвы начала периода Адвента . В субботу 3-й седмицы Адвента - служба 12 чтений (пост 10-го месяца).

http://pravenc.ru/text/Григория ...

С тех пор и вплоть до ХХ века святые мощи преподобного Сергия крайне редко покидали стены Троицкого собора. Известно, что их выносили на Красногорскую площадь во время пожара 1709 года. На этом месте, напротив Святых врат, позднее построили В дневниках профессора Московской духовной академии Александра Беляева говорится, что честные мощи Преподобного в 1905 году переносили из Троицкого собора в Успенский: «…Ныне пред обедней вынесли мощи прп. Сергия из Троицкого собора, обошли вокруг Успенского с хоругвями и иконами. Евдоким и лаврское духовенство поставили их на приготовленном месте под сенью, между двумя правыми колоннами. И прежде митр. Иоанникий и Леонтий желали на лето переносить их в Успенский собор, но Победоносцев почему-то противился. Теперь согласился, потому что в Троицком соборе ремонт еще После революции Двадцатый век, как известно, ознаменовался жестокими гонениями на Русскую Православную Церковь, и Троице-Сергиева лавра не избежала печальной участи, постигшей многие монастыри и храмы в годы лихолетья. Преследования верующих в различных формах начали проявляться с первых дней советской власти. Осенью 1918 года началась конфискация имущества, принадлежавшего Лавре. В местной газете «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические и хулительные статьи об обители, о мощах преподобного Сергия Радонежского и возможности их вскрытия. В дни Великого поста 1919 года в Трапезном храме Лавры по этому поводу состоялось большое собрание верующих. Архимандрит Кронид (Любимов), последний наместник Лавры перед ее закрытием в 1920 году, произнес речь, в которой призвал верующих защитить от поругания священное место. Вскоре после этого в храмах Лавры, Академии, а также в посадских приходских церквях стали собирать подписи под прошением в Совет народных комиссаров (Совнарком) не вскрывать мощи преподобного Сергия. В начале марта 1919 года братия обители во главе с отцом Кронидом обратилась к председателю Совнаркома Ленину с просьбой запретить вскрытие раки с мощами Преподобного. Двадцатого марта Патриарх Тихон лично написал послание председателю Совнаркома по этому же поводу. Но, несмотря на ходатайства верующих, решение о вскрытии мощей преподобного Сергия было принято на пленуме местного городского Совета 1 апреля 1919 года и 4 апреля подтверждено Московским губернским исполнительным комитетом (Мосгубисполкомом).

http://patriarchia.ru/db/text/5933933.ht...

Е. Е. Голубинский: «Часовня, находящаяся на площади у Московско-Ярославского шоссе, поставлена по тому поводу, что в 1709-м году во время случившегося в лавре пожара были выносимы на занимаемое ею место мощи преподобного Сергия. До 1770 года она была деревянная, а в сем последнем году складена каменная. В 1781-м году был устроен в ней иконостас, который в недавнее время заменен новым» . Сейчас эту часовню называют Красногорской, по названию площади. В дневниках профессора МДА Александра Дмитриевича Беляева говорится о том, что честные мощи Преподобного в 1905-м году переносили из Троицкого собора в Успенский: «…Ныне пред обедней вынесли мощи преп. Сергия из Троицкого собора, обошли вокруг Успенского с хоругвями и иконами. Евдоким и лаврское духовенство поставили их на приготовленном месте под сенью, между двумя правыми колоннами. Во время перенесения все лавки были заперты. И прежде митр. Иоанникий и Леонтий желали на лето переносить их в Успенский собор, но Победоносцев почему-то противился. Теперь согласился, потому что в Троицком соборе ремонт еще продолжается…» . Многострадальный ХХ век ХХ век, как известно, ознаменовался жестокими гонениями на Русскую Православную Церковь, и Троице-Сергиева лавра не избежала печальной участи, постигшей многие монастыри и храмы в годы лихолетья. Гонения на Церковь в различных формах начали проявляться с первых дней Советской власти. Осенью 1918 года началась конфискация имущества, принадлежавшего лавре. В местной газете «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические и хулительные статьи об обители, о мощах преподобного Сергия Радонежского и возможности их вскрытия. В дни Великого поста 1919 года в Трапезном храме лавры по этому поводу состоялось большое собрание верующих. Архимандрит Кронид (Любимов), последний наместник лавры перед ее закрытием в 1920-м году, произнес речь, в которой призвал верующих защитить от поругания священное место. Вскоре после этого в храмах лавры, в академическом храме и посадских приходских церквях стали собирать подписи под прошением в Совнарком не вскрывать мощи преподобного Сергия. 4 марта 1919 года братия обители во главе с отцом Кронидом обратилась к председателю Совнаркома Ленину с просьбой запретить вскрытие раки с мощами Преподобного. 20 марта Святейший ПатриархТихон также обратился к председателю Совнаркома по поводу кампании по вскрытию мощей. Но, несмотря на ходатайства верующих, решение о вскрытии мощей преподобного Сергия было принято на пленуме местного городского Совета 1 апреля 1919 года и 4 апреля подтверждено Московским губисполкомом.

http://pravoslavie.ru/147212.html

Сейчас честная глава Предтечи хранится в студийском Предтеченском монастыре. Неоднократно святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения своей честной главы. Ясно, что воля Божия в том, чтобы мы почитали мощи святых угодников. Через них Господь ниспосылает людям Свои великие и богатые милости. Сам Бог благоволит почтить и прославить мощи святых многими и разными чудесами и знамениями. Примеры этого мы встречаем и в Священном Писании, и в истории христианской Церкви. В Ветхом Завете описан случай, когда из-за набега врагов, покойника, которого несли хоронить, бросили в пещеру, где был похоронен пророк Елисей. Как только мертвый коснулся костей пророка, так сразу ожил (4 Цар. 13, 20-21). В истории Церкви известно такое количество чудес, совершившихся от мощей святых угодников Божиих, что перечислить невозможно. Обычно, даже само открытие мощей какого-либо святого всегда совершается по особенному откровению Божию и сопровождается чудесами и знамениями. Второе основание для почитания мощей состоит в том, что, как сказал святой Иоанн Дамаскин, «мощи святых даруются нам от Владыки Христа, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния». Все с верой притекающие к этим источникам, могут получить от них полезное для себя: больные — выздоровление, слепые — зрение, глухие — слух, немые — речь, несчастные — избавление от бед, счастливые — упрочение счастья, здоровые — защиту от болезней и т.д. Мощи святых угодников благодетельны и для наших душ. С их помощью каждый верующий может найти защиту от искушений, утешение в скорбях, укрепление в добродетели и вообще все необходимое для спасения. Поэтому будет вполне справедливым оказывать благоговейное чествование останкам тех святых людей, которые не только во время своей земной жизни были благодетелями человечества, но и после не перестают быть таковыми и постоянно изливают на нас различные милости Божии. Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й.

http://patriarchia.ru/db/text/87198.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  3.0 из  5) Оглавление Седмица 2я Великого поста (монастырский Устав) 6 марта. Понедельник 2й седмицы. Сухоядение. 7 марта. Вторник 2й седмицы Сухоядение 8 марта. Среда 2й седмицы Сухоядение 9 марта. Четверг 2й седмицы. Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Совершается служба с полиелеем Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушёные овощи, грибы) с добавлением масла. 10 марта. Пятница 2й седмицы Сухоядение 11 марта. Суббота 2й седмицы. Поминовение усопших Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушёные овощи, грибы) с добавлением масла. 12 марта. Воскресенье. НеделяВеликого поста. Свт.  Григория Паламы . Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушёные овощи, грибы) с добавлением масла. Ключевые слова: постный стол Другие рецепты О постах и трапезах Популярное Сейчас в разделе 188  чел. Всего просмотров 4.5 млн. Всего записей 3735 ©2024 Азбука рецептов к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/recept/primernoe-menyu-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010