Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Страшный суд, Джотто ди Бондоне 1306 г. Неделя о Страшном суде 4 мин., 22.02.2020 Радость Страшного суда В ходе церковного года мы вспоминаем события истории нашего спасения, которые уже находятся в прошлом, —такие как Благовещение, Рождество Спасителя, Его Крещение и выход на общественное служение, жертвенная смерть и Воскресение. Исторически мы не присутствовали при них и не могли, хотя они и имеют определяющее значение для нашей жизни здесь и сейчас. Но одно событие, которое мы вспоминаем в Церкви, еще только должно произойти — и произойти со всеми нами. Мы все станем его свидетелями, и более того, будем вовлечены в него самым непосредственным образом. Это событие, которое называется Последним судом. Мы привыкли к тому, что его называют Страшным , и часто его образы в средневековом искусстве должны были именно нагнать страху в педагогических целях, чтобы люди испугались и исправились. Это не то чтобы неверно, но это неполно. Босх " Страшный суд " Суд одновременно является и невыразимо пугающим — и невыразимо радостным событием. Христос приходит в этот мир во славе, чтобы исцелить, спасти и преобразить его. Долгие века греха, смерти и боли оказываются позади; все ужасы и трагедии человеческой истории приходят к концу, чтобы никогда более не вернуться. Мертвые воскресают, и наступает та «жизнь будущего века», «жизнь вечная и блаженная», которую верующие ожидали с трепетом и надеждой. Благословенные наследуют Царство, уготованное им от создания мира, все земные скорби оборачиваются вечным торжеством. Это радость настолько огромная, что мы не могли бы ее вместить сейчас — нам еще нужно расти и через многое пройти, чтобы сделаться достаточно большими для нее. Но с другой стороны, этот суд обоснованно называют Страшным. Человек может и не войти в это Царство — у него есть свободная воля, он может и отказаться. Причем входим в это Царство — или отказываемся войти — мы уже здесь и сейчас. Чтобы стать жителями Небесного Града, мы должны глубоко измениться, вернее, позволить Богу нас глубоко изменить. Иначе мы не можем войти в Град — даже не потому, что нас не пустят, просто потому что мы не сможем и даже не захотим быть его гражданами.

http://foma.ru/nedelya-o-strashnom-sude....

В Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста, поскольку в 843 году праздник пришелся на первое великопостное воскресенье. В тексте службы Торжества Православия провозглашается победа Церкви над ересями, и утверждаются постановления семи Вселенских Соборов . Подробнее о значении Торжества Православия и иконопочитании читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Тропарь воскресный, глас 1 Камени запечатану от иудей/и воином стрегущим Пречистое Тело Твое,/воскресл еси тридневный, Спасе,/даруяй мирови жизнь./Сего ради Силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче:/слава воскресению Твоему, Христе,/слава Царствию Твоему,//слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче. Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы Небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!» Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2 Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./Тем благодарственно вопием Ти://радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир. Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!» Кондак Недели Торжества Православия, глас 2 Неописанное Слово Отчее,/из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/и оскверншийся образ в древнее вообразив,/Божественною добротою смеси,/но исповедающе спасение,//делом и словом сие воображаем. Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

Торжество веры В этом рассказе заключена некая тайна, большая, чем даже в притчах, которые, при всем богатстве их содержания, заключают в себе довольно определенный нравственный смысл. 16 марта, 2008 В этом рассказе заключена некая тайна, большая, чем даже в притчах, которые, при всем богатстве их содержания, заключают в себе довольно определенный нравственный смысл. (Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия.) Внутренний смысл евангельского чтения этого дня очень насыщен глубоким содержанием, но при созерцании только внешней стороны евангельского рассказа в нем не обретается ничего сложного. Но если сердце не слишком находится в плену поверхностного рационалистического сознания и руководит умом, ухом и глазом, если сердце хоть сколько-то дышит евангельскими бытийными смыслами, даже при простом слышании или чтении этого евангельского текста ощущает некоторую таинственность. И действительно, в этом рассказе заключена некая тайна, большая, чем даже в притчах, которые, при всем богатстве их содержания, заключают в себе довольно определенный нравственный смысл. В сегодняшнем рассказе нет почти никакого прямого нравственного откровения, или оно занимает сравнительно второстепенное место. И если ум не понимает, то сердце чувствует, что здесь очень много сказано, хотя и не все понятно. То, что понятно — просто: встречаются два человека, ставшие потом учениками, апостолами Христовыми, и один говорит другому: «Вот, там есть человек, который пришел из Назарета. Кажется, что Он и есть Христос». А тот ему отвечает: «Из Назарета ничего доброго ими, не может». Для них разговор понятный, для нас -требует разъяснения. Смысл этого разговора религиозный, а не рационалистический и не националистический. Не в том дело, что в Назарете живет другой народ, который «ниже сортом» и потому ждать «и оттуда нечего. Религиозное ожидание в тогдашнем еврейском народе было очень сильным. Но это религиозное ожидание отчасти было связано с определенным местом, поэтому, когда родился Христос, достаточно было Ироду позвать своих мудрецов, и они ему сразу, в один голос, сказали, где Он родился — в Вифлееме. И если это родился новый Царь Израилев, то по поводу места, в котором ожидалось Его рождение, сомнений не было. Но место, где происходил этот разговор, много севернее Вифлеема. Там, рядом с Галилеей, жил народ не очень чистого религиозного сознания, и именно поэтому ожидать чего-то доброго в религиозном смысле, какого-то мощного действия с той стороны не представлялось возможным: Галилея в религиозном ожидании была бессмысленна и бесплодна.

http://pravmir.ru/torzhestvo-very/

Когда в древности цари торжественным парадом въезжали в город, они въезжали на боевых колесницах, в которые были запряжены кони, специально натренированные для участия в бою! Боевые кони! Тогда это было вместо танков. Но Господь выбрал не боевого коня, а мирного осла. А осел считался мирным животным, уважаемым, чтимым — его любили все, потому что он нес на себе труды человеческие, перевозил груз, детей и мирных путников. Так, как предсказал пророк: «Не бойся, дочь Сиона. Се Царь твой грядет, сидя на молодом осле» . И вот Господь специально выбирает молодого осла, на котором еще никто не ездил, и спускается из деревни Вифании к Иерусалиму. Едет Господь, и народ Его встречает! И мы с вами сегодня встречаем Его и говорим: Благословен Ты, грядущий во имя Господне, чтобы спасти нас. И Царем Ты стал через Свою кровь. Не армией Своей, не силой, не казнями, не пытками, а Своей жизнью Ты стал Царем. И мы Тебя принимаем как нашего единственного Царя и Господа. Сегодня мы вспоминаем день Его последнего земного торжества. Потом пойдет Страстная неделя, которая увенчается Крестом, а затем — победой над смертью. Но сегодня еще день торжества, сегодня у людей есть шанс принять Его как своего Царя. И мы всегда с печалью задумываемся: не были ли в той толпе, которая кричала Ему приветствия, кричала «Осанна!», не были ли люди, которые потом, через несколько дней, подстрекаемые недоброжелателями, уже кричали «Распни его!» Так переменчиво настроение человека, так нетверда его воля, так колеблется он в жизни. Мы сегодня просим у Господа, чтобы Он дал нам твердость, решимость всегда идти за Ним! Не колебаться, не отступать, не отказываться от Него как от своего единственного Владыки и Господа. Чтобы и в радостные, в легкие времена, и в более трудные и тяжкие дни испытаний мы никогда не теряли верности Господу Иисусу, нашему единому Царю, грядущему сегодня спасти нас во имя Господне. Аминь. 1989 г. На акафист Страстям Христовым Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы с вами вспоминаем страдания нашего Господа, те самые дни, ту самую седмицу, которую принято называть Страстной. И вся четыредесятница, весь Пост является своего рода подготовкой к этому, потому что Страстная седмица предваряет светлое Христово Воскресение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Часто посещая псаломщика Галущака, Н. Березовский вступал с ним в откровенные беседы, жалуясь на то, что штунда разочаровала его. Местный священник наделял его через псаломщика полезными душеспасительными книгами, всё более и более утверждавшими его в истине православия. После он стал посещать и священника, вступая с ним в беседы о вопросах веры и пользуясь беседами миссионеров из журнала „Мисс. Обозр.“, который он брал читать на дом, разбирая и тщательно проверяя места св. Писания, которые служат для штундистов камнем претыкания. В октябре 1900 года Н. Березовский заявил приходскому священнику о своём намерении присоединиться к православной Церкви. Желая однако ещё более основательно утвердиться в своём намерении, он откладывал исполнение своего желания на некоторое время. При этом семейные связи с своими родственниками и долговые обязательства родственникам несколько связывали его. В первых числах декабря прошлого года наш приход посетили епархиальный миссионер М. А. Кальнев и разъездной миссионер Белов. Епархиальный миссионер вёл здесь в храме публичные беседы, а после бесед вечером 6 декабря штундисты посетили дом приходского священника, где слушали разъяснения и наставления епархиальных миссионеров М. А. Кальнева и Белова. 7 декабря Н. Березовский высказал желание отвезти миссионеров до соседнего села, куда им предстоял путь. Всю дорогу он беседовал с ними, и это бесповоротно утвердило его в желании оставить свои заблуждения. Посещения его к приходскому священнику ещё более участились, и он ещё усерднее стал читать миссионерские беседы, являясь в столкновениях с штундистами уже защитником православия. В одно из своих посещений приходского священника в конце января месяца он заявил о своём желании крестить своих двоих детей и самому с женой присоединиться к православной Церкви. Об этом было донесено епархиальному миссионеру, который и приехал в Бузиново, чтобы лично принять участие в столь торжественном событии нашего прихода. Днём присоединения назначено было 18-е февраля, неделя православия. В храме было множество народу. Чин присоединения был отправлен очень торжественно и произвёл сильное впечатление на молящихся. Символ веры был торжественно и умилительно пропет всею церковью. Во время чтения молитв над присоединяющимися многие из народа плакали от умиления. Всю божественную службу присоединяющиеся простояли с возожжёнными свечами. Некоторые песнопения, как-то: „Трисвятое“, „Верую“, „Отче наш“ были пропеты также всей церковью. Присоединившиеся на литургии приобщались св. Таин. Перед причащением их епархиальный миссионер М. А. Кальнев произнёс убедительную проповедь на тему о грехе отречения от Христа, которому многие в той или другой мере подвержены, наиболее же тяжкая степень отречения – это заблуждение сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подпишитесь на наш Телеграм Грядущее воскресенье — первое великопостное — Неделя Торжества Православия . Мы знаем, что этот день ознаменован победой над всеми ересями, что создан специальный чин анафемы. Но почему же Синодик, где записаны все, кто «против», после установления «торжества» все пополняется и пополняется? Почему однажды побежденная ересь всплывает в индивидуальном сознании и мешает просто жить, любить Христа и ближнего? Мой любимый момент из первого «Терминатора». Гость из будущего Кайл Риз закладывает динамит в бензовоз, на котором Шварценеггер преследовал Сару Коннор и Кайла, ее защитника. Грузовик взрывается, кадр охвачен огнем, на фоне пожарища главные герои целуются, вроде все хорошо, человечество спасено. Но вот из пламени выходит металлический монстр — оказывается, органические ткани на Т-800 сгорели, но стальному эндоскелету высокие температуры не страшны. Преследование возобновляется, до окончательной победы над злом еще далеко. Это стандартный драматический ход для боевиков и триллеров: ложная развязка обманывает, приуготовляя наблюдателя к более яркому финалу — более яркому в том числе и потому, что наблюдатель только что был разочарован или напуган псевдофиналом. Кадр из фильма «Терминатор», режиссер Джеймс Кэмерон Православный исторический нарратив построен на ложных развязках. Вначале «по молитве их [то есть апостолов]… исполнились все [верные] Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа…» (Деян 4:31–32). Очевидно, что «одно сердце и одна душа» — это не только общие переживания и общая собственность, о чем далее идет речь в 4-й главе Книги Деяний, но и общая вера, некий набор истин, признание которых совершенно необходимо для спасения. Но вот в обществе верных появляются люди, которые эти самые истины интерпретируют на свой лад. Потому что лично Христа не видели и апостолов слушали плохо, зато у них за спиной личный тяжелый рюкзак культурного наследия — эллинского или иудейского.

http://blog.predanie.ru/article/o-lozhny...

И главное, литургический пост выражается в том, что в седмичные дни Великого поста не положено совершение Божественной литургии . И она, строго говоря, не совершается, то есть не совершается таинство Евхаристии – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Но для того, чтобы верующих не оставлять без Причастия, по средам и пятницам Великого поста совершается так называемая литургия Преждеосвященных Даров. Хотя в ее названии есть слово «литургия», она отличается от Божественной литургии, которую служат ежедневно, кроме Великого поста и еще нескольких исключительных дней. Таинство Евхаристии за этим богослужением не совершается, что подчеркивает само название: те Дары, которых причащаются верные во время Преждеосвященной литургии, были освящены не в этот день – среду или пятницу – а прежде , в предшествующее воскресенье. Таким образом, в литургии Преждеосвященных Даров не совершается таинство. Это очень важное отличие, и оно отчасти разрушает стереотип, в соответствии с которым мы литургию и причастие отождествляем между собой. Мы идем на литургию часто с единственной целью – для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. В этом случае для нас нет большой разницы, когда мы причастились – в воскресенье, в среду ли, когда литургии не положено, а мы причащаемся запасными Святыми Таинами, или, как это бывает для больных, священник пришел к нам домой и причастил нас. Но на самом деле разница очень большая, потому что литургия потому и называется «общее дело», что на ней общее дело совершается. Это понимание, к сожалению, в значительной степени утрачено. Общее – это значит, что совершает литургию не священник или епископ – он только предстоит, – а совершает служение весь народ Божий, и причастие является только проявлением этого общего дела. Неделя Торжества православия Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Торжества православия. Прежде всего я хотел бы рассказать, каким образом возник этот праздник. Сейчас мы слова «торжество православия» воспринимаем в самом широком смысле и в молебне этого дня благодарим Бога и молимся за всю полноту Православной Церкви. Но возник этот праздник в связи с конкретными духовно-историческими событиями, которые имели место в IX веке в Византии, в конце того периода, который в истории Церкви называется вторым периодом иконоборчества. Таким образом, Торжество православия ознаменовало конец иконоборческой ереси, окончательную победу иконопочитания. А поскольку во вселенском аспекте иконоборчество было последней ересью, то это одна из причин, но не единственная, по которой мы это событие понимаем как торжество православия в целом. Вопросы, связанные с иконопочитанием и иконоборчеством, актуальны не только для периода VIII—IX веков. После победы иконопочитания они не потеряли своей актуальности, но как и всё, связанное с догматами, имеют вечное значение.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

Неделя 1-я поста: Торжество православия (Иоан. 1и д.). Православные христиане отмечают сегодня Торжество Православия. Но православны-ли мы с вами, дорогие братья и сестры? Что значит «православный»? Слово «православный» значит – православно мыслящий, верующий в Бога и верующий Богу. Может ли каждый из нас сказать о себе – «Я верую в Бога» и «Верую Богу»? Эти два понятия, как справедливо замечает св. Григорий Палама , не являются тождественными. «Я верую в Бога» означает: я верующий, я признаю бытие Божие и православно о Нем мыслю; а «Я верую Богу» означает: все Божия обетования по отношению к нам я считаю истинными и незыблемыми. Быть православным и означает, иметь и первое и второе. Быть православным означает еще и быть оправданным, т.е. иметь твое Православие оправдывающую веру. В Ветхом Завете, в лице Авраама, дан нам яркий пример православного человека, человека оправданного. О нем ап. Павел говорит: «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в правду» ( Рим. 4:3 ). В чем же выразилась вера Авраама, что он был оправдан? Мы знаем, что Авраам принял от Бога обещание, что в его семени, в его сыне Исааке, благословятся все племена Израиля; и тут же велит Бог Аврааму принести Исаака, бывшего в детском возрасте, в жертву! Как же это понять? – Через Исаака должно исполниться обещание и тут же: принеси его в жертву! Что бы вы, православные, подумали, что бы подсказали вам ваши ум и сердце и что бы сказали вы – в данном случае? Но вот Авраам, Богу верующий, нисколько не возражая, готов был своими руками заклать своего ребенка, не поколебавшись в то же время в вере, что чрез него, чрез Исаака имеющее сбыться обетование остается истинным и незыблемым. Какой яркий пример оправдывающей веры! «Мои мысли не ваши мысли» и «пути Мои, не ваши пути», – говорит Господь. И еще: «Скорее небо и земля прейдут, нежели из закона пропадет черта одна». Авраам, он был воистину православным, он правильно мыслил о Боге и верил Ему. То же следует сказать и о новозаветных угодниках Божиих: об апостолах, святителях, мучениках, о великом сонме подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Следующее заседание происходило в воскресенье, 6-го марта; здесь отобраны были подписи к протоколу предыдущего заседания. Далее, сообщаемое автором под рубрикой заседание четвертое, не входит в протоколы, а касается истории собора. В изложении Н. Акомината под заседанием четвертым читается: «Приближался день, в который читается Синодик о восстановлении святых икон и о торжестве православия». Легко допустить, что заседание второе приходилось на воскресенье сырной недели (6-го марта), неделя православия тогда падает на 13-е марта. Этот расчет может быть возможным, если в 1166 году пасха была около двадцатых чисел апреля. Но характерно в изложении Н. Акомината то, что он приурочил к торжеству в неделю православия то, что составляет необходимый элемент соборного деяния. Составлены четыре главы и вписаны в синодик не ради недели православия, а конечно, новое соборное определение прочитано было в неделю православия 1166 года, увеличивши обычно читаемый в церкви Синодик новыми четырьмя главами. Не упомянув об этом соборном определении и излагая заседание 6-го марта, писатель приводит его при изложении церковного торжества в неделю православия 1166 года. Приводимые им четыре главы 180 вполне совпадают с тою частью Синодика, которая касается вопроса: Отец мой больше Меня, и служат в свою очередь подтверждением официального характера наших списков 181 . Но при всем значении материала, вставленного под означенной рубрикой, нельзя не видеть, что в изложении Н. Акомината мы не имеем соборных актов и что церемония прочтения синодика никак не может быть рассматриваема как заседание четвертое. Под этой же рубрикой находим следующую прибавку: случилась тогда хиротония на кафедру епископа Неокесарийского, от рукополагаемого потребована была присяга, в которую включено и соборное определение о словах «Отец мой болий Мене есть». С тех пор и все другие хиротонисаемые архиереи обязаны были давать присягу на принятие этого определения. – Как можно видеть, это есть прибавка, интересная с точки зрения даваемой архиереями присяги, но не имеющая отношения к протоколам соборных деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В вопросах веры нам нужно искать не общее, а различие. Видообразующий признак. То различие, которое делает тебя правым. Найти его, сформулировать и держаться за него изо всех сил. Всегда иметь его перед глазами. Это всегда труд. Ведь для этого придется быть в меньшинстве, ради любви к Церкви пойти на конфликт с заблуждением, в первую очередь, своих братьев. И всего мира. Это и есть Православие. Чудесное, светлое слово, но оно требует большой личной ответственности. В современном мире под этим словом может притаиться все, что угодно. Теперь его можно даже выменять на конфеты. Ведь многим хочется перед друзьями «каркнуть во все воронье горло». Поэтому и нужен особый день, когда мы радуемся тому, что мы не свои, мы — Христовы. И задаем себе вопрос о том, так ли это. Неделя Торжества православия. Всего лишь один день в году, но помнить о нем нужно каждый день нашей жизни. Мой личный опыт для меня очень важен. Без него я не смогу понимать свою жизнь, поэтому я его внимательно слушаю. И мой опыт говорит мне, что всякий распад в Церкви начинается с того, что человек перестает видеть различия. Мне кажется, я знаю, как сходят в ад. Это делают со словами — «Ой, да какая разница!». Разница всегда есть, и эта разница в том, что православие всегда торжествует. Православие — как Истина, могущая спасать, как Истина, которой можно или принадлежать, или нет. Истина не достигается простым смешением. Принадлежать ей можно, только если любить ее и искать изо всех сил. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 февраля, 2018 5 марта, 2017 23 марта, 2013 1 марта, 2015 4 декабря, 2014 21 марта, 2021 8 марта, 2020 17 марта, 2019 17 марта, 2019 24 февраля, 2018

http://pravmir.ru/radi-lyubvi-k-tserkvi-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010