Огромное значение в богослужебной жизни Церкви и в жизни каждого христианина имеет последняя неделя перед Пасхой. Хотя христианская жизнь в целом неотделима от богослужения, от Литургии, за которой верующие причащаются Тела и Крови Христовых, но богослужения именно этих дней особенно важны и непохожи ни на какие другие богослужения церковного года. Символ радости и торжества Вход Господень в Иерусалим. Василий Нестеренко. Западный тимпан Храма Христа Спасителя г. Москвы, 1999 год      Все начинается в последнее предпасхальное воскресенье, когда Церковь вспоминает вход Господень в Иерусалим. Есть у этого дня и еще одно название — Вербное воскресенье. Оно связано с совершаемым во время богослужения освещением вербы в память о том, что люди, приветствовавшие Иисуса Христа у входа в город, держали в руках пальмовые ветви — символ радости и торжества. В России первым растением, расцветающим при наступлении весны, является верба, по-этому возникла традиция использовать ее. Для чего Господь отправился в Иерусалим и почему именно в этот раз (ведь Иисус Христос приходил сюда и ранее) Его посещение для нас, христиан, приобрело такое огромное значение? Иисуса из Назарета встречало множество людей необычайным ликованием, со всех сторон раздавались приветственные возгласы: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). Словосочетание «Сын Давидов» использовалось иудеями как одно из имен обещанного Богом Спасителя народа Божиего. То есть, ученики и многочисленные паломники, шествовавшие в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи, который установлен в память о чудесном избавлении евреев от египетского рабства, приветствовали Иисуса Христа как Мессию, встречали Его как своего царя, несмотря на то, что Сам Христос не являл Своим видом никаких признаков царственного достоинства, и даже въезжал в Иерусалим не на лошади, а на молодом ослике. Одна из причин такого ликования — чудо, совершенное Господом незадолго до этого — воскрешение Лазаря, находившегося в гробу уже четыре дня, так что ни у кого не было сомнений в его смерти (см. Ин. 11, 38–45). Об этом говорит евангелист Иоанн: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12, 17–18). Никто и никогда не возвращал к жизни четверодневного мертвеца. Многие радовались столь явному явлению Божественной силы, другие – испугались: «первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11, 47–48). Поэтому «С этого дня положили убить Его» (Ин. 11, 53). Воскрешение Лазаря стало прообразом скорого Воскресения Христа. Именно об этом можно услышать в храме во время праздничного богослужения.

http://pravoslavie.ru/78375.html

Это событие описано у всех четырех евангелистов (Мф.21:1–11; Мк.11:1–11; Лк.19:29–44; Ин.12:12–19). Этот праздник посвящен воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Господь вошел для страданий и крестной смерти. За шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Царь и идет на смерть добровольно. Приблизившись к Иерусалиму, Иисус Христос послал двух учеников Своих, чтобы они привели Ему ослицу и молодого осла, на которого еще никто из людей не садился. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Учитель. Они покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него. В Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, приближается к городу. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и покрывали ими путь. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: « Осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне ( т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, посланный Богом ) Царь Израилев! Осанна в вышних! » (Мф.21:9) После торжественного входа в город, Иисус Христос пришел в Иерусалимский храм и выгнал из него всех продающих и покупающих. В это же время Христа обступили слепые и хромые, и Он всех их исцелил. Народ, видя власть Иисуса Христа и чудеса, Им совершенные, стал еще больше прославлять Его. Первосвященники же, книжники и старейшины народа завидовали любви народа к Христу и искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его. За Входом в Иерусалим начинается Страстная седмица. Господь по Своей воле приходит в Иерусалим, зная, что идет на страдания. Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется Церковью в последнее воскресенье перед Пасхой. Этот праздник называется также Вербным воскресеньем или неделей Ваий (в церковнославянском языке «ваия» — ветвь, «неделя» — воскресный день). Во время всенощного бдения в храме совершается освящение ветвей (в некоторых странах – пальмовых ветвей, в России – цветущих ветвей вербы). Ветви – символ победы Христа над смертью и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Иконопочитание утверждено было после того св. отцами на 7 вселенск. соборе. Вместе с воспоминанием восстановления иконопочитания ублажаются и все ревнители Православия, т. е. истинной, христианской веры и жизни , и подвергаются отлучению от Церкви (по гречески «анафеме»), т. е. от церковного общения с верными здесь на земле п от вечного блаженства на небе, если не покаятся, все враги православия. В соборн. храмах, при архиерейском служении пред иконами на аналоях, совершается особенное торжественное молебствие, на котором провозглашаются догматы , т. е. спасительная истина веры христианской, затем взрекается анафема на еретиков, т. е. на упорных противников православия, вместе и на предателей отечества; возглашается «вечная память», истинно православным, скончавшимся, и «многая лета» живущим. Цель обряда этого – предостеречь заблуждающихся в истине и благочестии. Первая неделя вел. поста называется неделею православия от торжества православия, и, в просторечии, сборным, или лучше, соборным воскресеньем, так как иконопочитание, равно как и все прочие догматы  и постановления православной церкви, утверждены были на соборах. Сообразно воспоминанию восстановления иконопочитания и совершаемому торжеству православия, в евангелии 1-ой недели благовествуется о веровании во Христа апостолов Филиппа и Нафанаила, которые при этом исповедовали Его прямо Сыном Божиим, где примером Нафанаила внушается, что неверие часто бывает от неведения: Нафанаил доколе не увидел Иисуса Христа, не веровал, когда слышал о Нем от Филиппа; но лишь увидел, то исповедал: «Ты Сын Божий! Ты царь Израилев!». Иоанн. 1, 43–51. Зач. 5 43 Иисус восхотел идти в Галилею, и находить Филиппа, и говорить ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифасаиды, из одного города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила, и говорит ему: мы нашли того, о котором писали Моисей в законе и пророки, Ииуса, сына Иосифа, из Назарета. 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди, и посмотри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   Последующие чтения, чтения великопостных Недель, разделены между евангелистами Иоанном и Марком.    Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется Неделей Православия, или Торжества Православия над всеми ересями, и в частности над иконоборческой. Иконоборцы, отрицая иконы и священные изображения, подрывали основной христианский догмат о воплощении, то есть, что Сын Божий стал подобным нам человеком, а следовательно, и описуемым. Поэтому в это воскресенье и положено поклонение Нерукотворенному образу Спасителя.    Евангельское чтение дня говорит о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила (Ин. 1:43-51). Нафанаил, сначала сомневавшийся, что Иисус из Назарета есть Христос, – «из Назарета может ли быть что доброе», – затем, когда Спаситель сказал ему о виденном Им под смоковницею, признал Его, как Сына Божия и Царя Израиля.    Указывая на нечто большее, Господь сказал: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».    И действительно, в воплощении была разрушена преграда между Богом и людьми, вновь началось общение между миром горним и дольним миром, так как Бог стал Человеком, чтобы последний мог стать богом по благодати. Через Иисуса Христа, принявшего человеческий образ, люди получили возможность восстановить в себе образ Божий. И Церковь, предлагая в начале поста это евангельское чтение, указывает и на цель человека в его покаянном делании – на обожение. «Подобное познаётся подобным», только очистив себя от страстей и уподобившись Богу чистотой и святостью, мы можем познать Бога и соединиться с Ним. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).    Второе воскресенье Великого поста посвящается памяти святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского († ок. 1360), защитника учения о несозданном Фаворском свете. Указав в предшествовавшее воскресенье на обожение как цель христианского делания, теперь Святая Церковь говорит о его плодах, о преображении человека, когда существо его осиявается Божественным светом. Не случайно на иконах святых угодников Божиих вокруг их головы изображается сияние, или нимб.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Последующие чтения, чтения великопостных Недель, разделены между евангелистами Иоанном и Марком. Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется Неделей Православия, или Торжества Православия над всеми ересями, и в частности над иконоборческой. Иконоборцы, отрицая иконы и священные изображения, подрывали основной христианский догмат о воплощении, то есть, что Сын Божий стал подобным нам человеком, а следовательно, и описуемым. Поэтому в это воскресенье и положено поклонение Нерукотворенному образу Спасителя. Евангельское чтение дня говорит о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила ( Ин. 1, 43–51 ). Нафанаил, сначала сомневавшийся, что Иисус из Назарета есть Христос, – «из Назарета может ли быть что доброе», – затем, когда Спаситель сказал ему о виденном Им под смоковницею, признал Его, как Сына Божия и Царя Израиля. Указывая на нечто большее, Господь сказал: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». И действительно, в воплощении была разрушена преграда между Богом и людьми, вновь началось общение между миром горним и дольним миром, так как Бог стал Человеком, чтобы последний мог стать богом по благодати. Через Иисуса Христа, принявшего человеческий образ, люди получили возможность восстановить в себе образ Божий. И Церковь , предлагая в начале поста это евангельское чтение, указывает и на цель человека в его покаянном делании – на обожение. «Подобное познаётся подобным», только очистив себя от страстей и уподобившись Богу чистотой и святостью, мы можем познать Бога и соединиться с Ним. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ). Второе воскресенье Великого поста посвящается памяти святого Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского († ок. 1360), защитника учения о несозданном Фаворском свете. Указав в предшествовавшее воскресенье на обожение как цель христианского делания, теперь Святая Церковь говорит о его плодах, о преображении человека, когда существо его осиявается Божественным светом. Не случайно на иконах святых угодников Божиих вокруг их головы изображается сияние, или нимб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,  2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Свернуть Комментирует священник Стефан (Домусчи) День памяти святых Священномученик Пионий, пресвитер Смирнский, и иже с ним (250) Рассказ о священнике города Смирны (ныне Измир), который готовился к мученической кончине постом и молитвой, слушайте на радио «Вера» . Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский (639) Краткое житие соавтора книги «Луг духовный» слушайте на радио «Вера» . Преподобный Софроний, затворник Печерский, в Дальних пещерах (XIII) Он жил в темной пещере, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и всегда носил на себе власяницу и железный пояс. В каноне преподобным Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося слышания ангельского пения. Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, чудотворец (1458) Слушайте рассказ о епископе-аскете на радио «Вера» . Преподобный Алексий Голосеевский, Киевский, иеромонах (14 апреля 1840 — 24 марта 1917) Преподобный Алексий Голосеевский родился в первый день Пасхи, в многодетной дворянской семье Шепелевых, которой покровительствовал Киевский митрополит Филарет Амфитеатров. До 13 лет мальчик был немым. На Пасху 1853 года владыка Филарет благословил матери прийти с сыном на вечернюю службу в его домовую церковь. На третье приветствие митрополита «Христос воскресе!» мальчик ответил: «Воистину воскресе!» Читать житие После исцеления его отдали на воспитание в Киево-Печерскую лавру. Когда мальчик остался сиротой, заботы о его воспитании владыка Филарет взял на себя. После обучения в Киево-Печерской лавре, в 19 лет послушник принял монашеский постриг с именем Алексий, был рукоположен в сан диакона, а затем священника. В Киево-Печерской лавре отец Алексий прожил более 38 лет, в ее скиту, Голосеевой пустыни, — более 20 лет. Господь удостоил его дара прозорливости. Среди духовных чад старца были митрополиты и наместники монастырей, монашествующие и миряне, дворяне и интеллигенты, студенты и крестьяне.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

“Подобает и слезам здесь быть.” Нельзя было слушать о. Иоанна Кронштадтского без умиления и благодатных слез. Нельзя без умиления слушать Великий канон Андрея Критского , настолько он полон благодатной силы. Есть слезы покаянные, есть слезы радостные. Благочестивые богомольцы достойны этих слез и на каноне Андрея Критского некоторые вытирают слезы умиления, некоторые рыдают, укоряя себя. Чем резче эти укоры, тем легче чувствует себя потом человек. Но есть плач радостнотворный. Если вы обидели Отца и идете просить у Него прощение, заранее зная, что Он простит вас, то у вас слезы смешиваются с радостью. Во Св. Писании мы часто видим, что слезы и радость соединяются. Хотя в покаянии есть горечь, но покаявшийся не променяет эту горечь на сладость мира. Да дарует нам Господь приближаться к тому настроению, когда горечь покаяния разрешается в сладостных слезах о милости Божией. Да даст чувствовать умиленную радость и без горечи, что впрочем есть удел только благочестивых и опытных в духовной жизни. Мы же будем молиться, да даст нам Господь быть внимательными к молитве и всегда готовыми к покаянию. Пятая Неделя Великого Поста (Восхождение в Иерусалим; Мк.10:32-45 ). Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди, а ученики ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Спаситель их подозвал и снова начал говорить о предстоящем Ему, и потому они следовали за Ним в страхе. И вот Он снова говорит о том же, как бы в ответ на их страх и ужас. “И поругаются над Ним… и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.” И вот после этого страшного предсказания два ученика, Иаков и Иоанн, стали просить Иисуса исполнить их просьбу – дать им сесть у Него одному по правую, другому по левую руку в славе Его. По Евангелисту Матфею ( Мф.20:20 ) эту просьбу высказали не они, а их мать, но дальнейшую беседу Спаситель ведет не с нею, а с ними и от них получает ответ. В этой просьбе выражается желание великой чести и великая преданность. Однако знали ли они с чем связана последняя и на что они идут? Если не вполне, то догадывались, потому что следовали за Ним в страхе. Вот, чтобы уяснить им это вполне, Спаситель, перед тем сказавший на что Он идет, предупредил их за что они берутся: “Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?” Они отвечали: “можем.” Торжественная обстановка вокруг этого трагического обещания. Оно было сделано так сильно и убежденно, что Спаситель подтвердил их готовность к подвигу и благосклонно отнесся к их просьбе о возвеличении. Это место Евангелия плохо понято, потому что не поняли его торжественности и трагичности, как не поняли и вознегодовали остальные апостолы за то, что братья Заведеевы просили себе особого великого положения в славе Его. Сущность этой беседы в том, что Спаситель открывает ученикам, что получение великой чести на небе связано с уничижением, страданием и мучением на земле. Братья Заведеевы поняли это и прося великой чести на небе, просили быть убитыми за Него на земле.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

В воскресенье третьей недели Великого поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому затем всю последующую неделю поклоняются верующие… Эта необыкновенная и торжественная служба всегда была для меня и памятью о смерти Спасителя, Его Жертве за нас, Орудии нашего спасения, и вместе с тем она же является своеобразным напоминанием о том, как быстротечно время и что мы уже прошли почти половину поста. Сделали ли мы что-то за это время? Дни Великого поста — это особое время. Это важное духовное упражнение, это напоминание о назначении человека, цели его жизни. Бог приходит в нашу жизнь Одним из нас, то есть Человеком, для того, чтобы на Древе Крестном, на Своих плечах поднять из мрака и смертной пустоты падшую человеческую природу, дать надежду и укрепить человека, благословив его на непростой, но спасительный путь несения своего креста. Это время удивительное, потому что за сорок скоротечных дней нам предстоит преодолеть путь от падшего Адама до ликующей о Воскресении Христовом Вселенной, славящей Торжество и Победу Бога над диаволом и смертью. Сможем ли поднять себя из своей повседневности и пережить за эти полтора месяца то, к чему ветхий человек шел тысячи лет? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) любил говорить: «Без креста не увидим и Христа». Неделя Крестопоклонная — это напоминание о нашем жизненном кресте, том, что как залог дан нам Богом в этой жизни, знак о том, что мы Христовы. Да, мы носим кресты, но несем ли мы свой крест? Можем ли мы своей жизнью свидетельствовать о том, что мы готовы терпеть скорби, переносить искушения и не роптать на жизнь, быть хоть в чем-то сострадающими Христу? Требуется ли от нас многое? Если Господь безропотно переносит муки и саму смерть ради меня, а мы верим, что Господь жертвует Собой ради каждого из нас, то что мне необходимо в этой жизни сделать, чтобы если уж не Самому Господу подражать, то хотя бы издалека быть похожим на Симона Киринеянина, который разделил тяготы Спасителя на Его пути к Голгофе, понеся Его Крест? Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 34, 35).

http://pravoslavie.ru/77917.html

В преполовение Великого поста мы с благоговением выносим крест на середину церкви, чтобы преклонить перед ним колена и осмыслить его значение, ибо «он — христиан упование и прибежище среди бури житейской». Поклоняясь святому древу Креста, будем стараться, чтобы наше поклонение заключалось не только во внешних знаках. Христос требует от нас торжества креста в наших душах, а это выражается в победе над грехами, победе над нашей испорченной природой. Христос с креста взывает к нам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Крест Христов будет также знаком последнего суда. Это предсказал сам Божественней учитель: «Тогда явится знамение сына человеческого на небе, и тогда всплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ). Именно тогда решится, что крест для праведников будет знаком союза с Богом, счастьем и славой, а для грешников вечным осуждением. «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ) — говорит Христос. Истиной является то, «что нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). Итак, для христианина нет более значимого символа, чем Крест и распятый на нем Христос. Дорогие братья и сестры! Стоя в сегодняшний вечер перед Крестом, задумываясь над своей жизнью, вспомним, что благодаря этому Святому Древу мы получили вечное спасение. Будем помнить, особенно в моменты успеха, что каждого ожидает крест, который нужно будет взять и понести его, иногда вопреки нашей воли. А когда он действительно окажется на наших плечах, будем молить Господа, о даровании нам благодатной силы, чтобы не падать под его тяжестью и нести его смиренно, помня слова нашего Учителя: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» ( Мф.10:38 ) и слова апостола Павла: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Взирая на Крест, будем повторять: «Кресте живоносный, будь для меня крепостью и победой, щитом и стеной, бесов отогнанием и ума моего сохранением». Аминь. Неделя 6я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Ещё раз повторяю, что Андрей не благословлял дерево, он благословлял семечко, положенное в землю. Вот в этом я не сомневаюсь, а точные исторические нюансы не были в его компетенции. Апостолы вообще мало обращали внимания на конкретные исторические черты событий, потому что они очень напряжённо ждали второго Пришествия, их историософия была очень короткая: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Апостолы очень сильно ждали, что Христос придёт на Страшный суд при их личной жизни. Они и умирать-то не собирались до Пришествия, они хотели, чтобы Он быстрее пришёл. И чтобы у них там, в планах, империи создавать и распространять — они вообще не думали об этом. Они шли, несли благовествование и ждали, что Христос придёт на суд со дня на день — такой была психология апостольского служения. Вот так я думаю об этом. А Иосиф Волоцкий, при всём уважении к святости человека, уже мыслил другими категориями — категориями Московского царства, его церковной легитимизацией и прочим, и он уже допускал себе другие мысли. А мы сегодня уже можем это фильтровать и переоценивать. Вот так нужно разбираться в исторических ситуациях, мне кажется, и не вертеть историей как нам нравится, а всё-таки относиться к ней и к тем людям, творившим её, с уважением, не приписывать им того, чего у них быть не могло. Так я думаю. — Добрый день, отец Андрей. Евангелие от Матфея, гл.9: «При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» Я ставлю себя на место фарисеев. Но ведь помимо лицемерных фарисеев были и честные люди, которые видели пускай святого человека, но не понимали, что это Господь Бог. Я бы тоже подумал: почему человек имеет право отпускать грехи? И потом Господь говорит: «Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» Я тоже искренне не понимаю, что легче сказать: прощаются грехи или встань и ходи. Ведь если мы не понимаем, что это перед нами Господь Бог...

http://pravoslavie.ru/92163.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010