Закрыть Святая Русь: очертания… Крестопоклонная неделя и современные события Священник Евгений Хованский   05:24 28.03.2022 573 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Воскресенье 3-й недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносился Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого совершались перед Крестом три поклона. При поклонению Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поётся и на Литургии вместо Трисвятого. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение. Крест – Ангелов слава и демонов язва» (Светилен Кресту). Так объясняет значение Креста одно из церковных песнопений. Крестом Христовым пришла радость всему миру об избавлении от пагубы греха, крестом открылся вход в Небесный рай, который был закрыт до этого. С другой стороны, каждый человек и каждый народ несет свой крест. В Евангелии Христос, обращаясь к народу, говорит: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25), « и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38-39). И мы должны пронести этот крест через всю свою жизнь. И этот путь зачастую скорбный, тесный… И необходимо противостоять своей самости, эгоизму, своим греховным желаниям, даже своей воле, если она без Бога, если противна воле Божией. И крест скорбей в любом случае придётся нести, но можно его нести или с ропотом и осуждением или со смирением, благодарением и упованием на помощь Божию. Для первых, кто хулит свой крест, как для безумного разбойника, крест не служит во спасение, а для вторых – послужит во спасение.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/28/sv...

И наоборот: когда есть единство духовное и сердечное, то люди выучиваются непонятной понятливости и понимают один другого. Будем же помнить, что Господь в соединение всех призвал, и будем согласно славить Пресвятого Духа. Аминь. Праздник Св. Троицы В дни Святой Троицы 1927 г. торжественные богослужения в Русской Церкви в Белграде совершил владыка митрополит Антоний. Владыка произнес глубоко назида-тельные проповеди – на первый день о догмате Пресвятой Троицы, а на второй об Исаакиевском соборе в Петрограде. Как известно, владыка в своих творениях раскрыл нравственное значение догмата Пресвятой Троицы, ясно показав, что без этого догмата невозможна ни христианская любовь, ни христианская жизнь, ни само христианство. В весьма простых и ясных выражениях владыка изложил сущность своих глубоких мыслей в отношении изъяснения этого важнейшего догмата христианства. На другой день владыка говорил “о 1001 несчастье России” – превращении большевиками Исаакиевского собора в Петрограде в музей. Сведения, касающиеся построения этого собора, его символического значения, особенного его почитания Петроградскими жителями, о самом Исаакие Далматском, в честь которого собор сооружен – почти неизвестные слушателям, – были трогательно изложены владыкой, посещавшим этот собор с самых юных лет. 4. Недели после Пятидесятницы Неделя Всех Святых ( Мф.10:32-33, 37-38; 19:27-30 ). “Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, сия исполняйте; и Бог мира будет с вами” ( Флп.4:8 ). Так говорит Апостол Павел и мы с благодарной любовью обращаемся к нему и ко всем святым, в которых мы видели и от которых научились тому, что только есть добродетель и похвала. С горячей, благодарной любовью мы взираем на них: они -“божественные угли,” горящие огнем Господней любви, они – сеятели “честное проповедание православно сеющие” и от них “прозябло божественным земледелием и благодатью” все что честно, праведно, пречисто и прелюбезно – “аще кая добродетель и аще кая похвала” – на земле.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

Неделя закончилась двумя важными праздниками для всех православных верующих: Лазаревой субботой, когда Церковь славит воскрешение праведного Лазаря, и Вербным воскресеньем. «Святой праведный Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией жил в селении Вифания недалеко от Иерусалима. Господь Иисус Христос любил Лазаря и часто посещал его дом. В свои последние дни Спаситель скрывался от преследований. Узнав, что Лазарь умер, Он решил идти в дом сестер. К тому времени, как Иисус пришел, почивший уже четыре дня пролежал во гробе. Христос пришел к пещере и произнес: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Затем воззвал громким голосом: «Лазаре! гряди вон». И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет», - рассказывает читателям о событии, вспоминаемом верующими в Лазареву субботу,  газета «Труд» . 4 апреля, в последнее воскресенье перед Пасхой, Православная Церковь праздновала Вход Господень в Иерусалим. Смысл этого праздника разъясняет Евангельское повествование : «Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос торжественно, как Царь, въехал в Иерусалим. Ученики Христа привели ему ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него. Народ, собравшийся на праздник, узнал, что идет Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, множество людей вышли Ему на встречу. Многие снимали с себя одежды и расстилали их на Его пути, как ковер, а другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. Народ радостно восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев! Осанна в вышних!». О смысле этого праздника рассказывает «Православная газета» : «это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы, все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом: разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании...

http://pravoslavie.ru/4887.html

Приближался конец страданий и трудов. Его ожидала неизреченная Небесная Слава. «Непрестанными усты и немолчными славословениями» предстояло Павлу восхвалять Господа в Небесных Обителях, в которых он, еще будучи во плоти, удостоился побывать и о которых говорил, что «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Святые отцы открывают, что славу, которой Господь сподобил его, невозможно перенести, находясь в теле, и остаться живым. Но к этому Вечному Торжеству великий Павел пришел через свою Голгофу. Будучи римским гражданином, он получил почетную, как считали его истязатели, казнь через отсечение главы. Всем нам предстоит, говорят святые, пройти свой крестный путь во искупление своих грехов, как Иисус прошел крестный путь во оставление грехов всего человечества. И так же, как Он и святые Апостолы, мы должны взойти каждый на свою голгофу — могилу, чтобы за труды, понесенные на земле, получить Небесную Обитель. В неизреченной Вечной Славе пребывают ныне первоверховные Петр и Павел. Сердечно поздравляю вас, дорогие друзья, с великим праздником в честь этих святых, победивших мир проповедью Евангелия! Молитвами святых Петра и Павла помилует и спасет всех нас Творец и Вседержитель Господь Иисус Христос. Аминь. О насыщении пятью хлебами пяти тысяч человек. Неделя 7я по святой Пятидесятнице Бурные события разыгрались в земной жизни Спасителя в описанные Евангелием дни. Только что принесли Иисусу весть о кровавой казни Иоанна Крестителя, Господу рассказали, что в разгар безумного пира по требованию беспутной девицы Соломин и ее матери Иродиады захмелевшему царю Ироду на блюде принесли окровавленную голову Крестителя. О нем Иисус говорил, что никто «…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Потрясающее преступление не нарушило пир жестокого царя. В те времена не только во дворцах восточных деспотов, но и на пирах римских императоров смерть даже уважаемого человека не смогла бы остановить дальнейший разгул безрассудного веселья.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Русские православные самодержцы являются единственными в мире независимыми правящими православными монархами и ктиторами Православного Востока, находящегося под мусульманским игом. И, конечно же, для духовно-нравственного самодержавного стержня, для жизни Церкви весьма органично было иметь празднование Собора Русских святых. Но, как известно, произошло далее в истории усиление смуты, разрыв великого русского народа на разные княжества, иногда враждующие между собою. Следующая попытка введения этого праздника в РПЦ предпринималась при Патриархе Никоне. Он как идеолог соединения Великороссии с Малороссией стремился, чтобы празднование Киево-Печерских и Московских святых выпадало в один день! Свержение патриарха остановило воплощение этих идей на долгий период. Эта идея забылась. И только в 1918 году на Соборе РПЦ эта идея нашла воплощение. Кровавые многомиллионные жертвы безбожного режима, а далее чудесное спасение Руси в период ВОВ от фашистской орды с помощью покровительства Матери Божьей (откровение митрополиту Илии Гор Ливанских) вновь возвратило народ к Церкви. В 1946 году было восстановлено торжественное празднование «Собора всех святых в земле Российской просиявших» – вторая неделя после Троицы. Говоря о происхождении русской православной цивилизации и возникновении празднования «Собора всех святых в земле Российской просиявших», нужно отметить, что это не только каноническая территория Русской Церкви от Закарпатской Руси (Пудкарпатская Русь на местном наречии) до Приморской Руси (Владивостока), от Севера – Поморской (Голубой) Руси до древней Тавриды (Крыма) и Кавказа, но и в первую очередь это духовный и метафизический феномен – Святая Русь – Цивилизация Христа. Это нравственный идеал христианина. По словам апостола Павла: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:23-24)

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/23/na...

Суббота . (Евр.1:112; Мк.2:233:5) Приступили к чаше Господней, были на вечери у Господа: слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! Великий ныне день у Господа! Преславное торжество на небе! Нет города, ни села, ни дома, где не было бы причастников. На всем пространстве России, по всему югу и востоку сколько лиц, облеченных в белую одежду оправдания, вкусили жизни Божественной, и преискренно соединились с Господом! Обновилось тело Господне тело Церкви, и облеклось в свойственную ей славу, скрытую от очей человеческих, но видную для очей ангельских. Поклонились ангелы Первородному, когда введен Он был во вселенную в силе Своей: ныне же поклонились Ему потому, что вселенная вводится опять к Нему Самому. Поклонились и воспели: " Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты жезл царства Твоего; Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие " (Пс.44:78) Неделя первая поста (Евр.11:2426, 3212:2; Ин.1:4351) Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны недобросовестно. Припомни, как и почему нарушил, и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно, славна верность. Не славно ли быть в завете с царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету. От начала мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности: " испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли... посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей,.. с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса... " (Евр.11:3638, 12:12) Понедельник (2-й нед. поста) " Больше всего хранимаго храни сердце твое; потому что из него источники жизни " (Притч.4:23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1937...

Так и Господь безмолвно ожидает каждого, кто захочет вернуться к Нему, взывая «Отче, согрешил я пред Тобою!». Возвращение в дом отчий – таков смысл «Недели о блудном сыне». В это воскресенье поётся песнь изгнанников, псалом 136 «На реках Вавилонсках». Тоска древнего Израиля по утраченной отчизне обретает новый общечеловеческий смысл. Грешник, томящийся на духовной чужбине, вспоминает о доме отчем. «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя...». Суд Божий Третья «неделя», предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром. Ни одна древняя религия не верила в возможность полного и окончательного искоренения зла в творении, хотя во многих ощущалась необходимость нравственного воздаяния. Только пророки Ветхого Завета провозгласили наступление Суда Божия, который очистит и преобразит миропорядок. Суд этот начал вершиться ещё в Ветхом Завете, когда грехи народа Божия влекли за собой возмездие. Но небывалую остроту приобрёл он с началом проповеди Христа. «Суд же состоит в том, что Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет» ( Ин.3:19 ). Суд продолжается и ныне, в глобальных масштабах; это было предсказано в Евангелиях и Апокалипсисе. Мы читаем там, что «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» ( Лк.21:26 ), что явится Зверь, на челе которого будут написаны имена богохульные («И дивилась вся земля, следя за Зверем... и поклонились Зверю, говоря: кто подобен зверю сему?»). Отравлены земля, воздух, треть мирового океана, гибнет треть живых существ ( Откр.8:7 сл.; 13:1 сл.). Зверь ведёт войну со святыми и «побеждает их». Все кричат: «мир и благоденствие», но новые катаклизмы потрясают землю... Были времена, когда о таких пророчествах говорили с насмешкой. Но в наш век, век Освенцима и Хиросимы, даже люди, далёкие от веры, невольно заговорили апокалиптическим языком. Добро и зло мира поляризуются, битва между ними приобретает всё более ожесточённый характер. Она никого не оставляет в стороне. Исторические бури – предвестники Последнего Суда, точно так же, как все добрые семена, прорастающие в людях, подготавливают конечное торжество Правды Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так и Господь безмолвно ожидает каждого, кто захочет вернуться к Нему, взывая: «Отче, согрешил я пред Тобою!» Возвращение в дом Отчий — таков смысл «Недели о блудном сыне». В это воскресенье поется песнь изгнанников, псалом 136, «На реках Вавилонсках». Тоска древнего Израиля по утраченной отчизне обретает новый общечеловеческий смысл. Грешник, томящийся на духовной чужбине, вспоминает о доме Отчем. «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя…» СУД БОЖИЙ Третья «неделя», предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром. Ни одна древняя религия не верила в возможность полного и окончательного искоренения зла в творении, хотя во многих — ощущалась необходимость нравственного воздаяния. Только пророки Ветхого Завета провозгласили наступление Суда Божия, который очистит и преобразит миропорядок. Суд этот начал вершиться еще в Ветхом Завете, когда грехи народа Божия влекли за собой возмездие. Но небывалую остроту приобрел он с началом проповеди Христа. «Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет» (Ин 3,19). Суд продолжается и ныне, в глобальных масштабах; это было предсказано в Евангелиях и Апокалипсисе. Мы читаем там, что «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк 21,25), что явится Зверь, на челе которого будут написаны имена богохульные («И дивилась вся земля, следя за Зверем… и поклонились Зверю, говоря: кто подобен Зверю сему?»). Отравлены земля, воздух, треть мирового океана, гибнет треть живых существ (Откр 8,7 ел.; 13, 1 ел.). Зверь ведет войну со святыми и «побеждает их». Все кричат:«мир и благоденствие», но новые катаклизмы потрясают землю… Были времена, когда о таких пророчествах говорили с насмешкой. Но в наш век, век Освенцима и Хиросимы, даже люди, далекие от веры, невольно заговорили апокалиптическим языком. Добро и зло мира поляризуются, битва между ними приобретает все более ожесточенный характер. Она никого не оставляет в стороне. Исторические бури — предвестники Последнего Суда, точно так же, как все добрые семена, прорастающие в людях, подготавливают конечное торжество Правды Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Это чудо особенно ясно показывает, что Иисус есть Сын Божий и Бог и что, как Он воскресил из мертвых Лазаря четверодневного, подобным образом Он силен воскресить и любого человека: полностью истлевшего или даже того, чей прах развеян по ветру. Ибо нет никакой разницы между четверодневным трупом и тем человеком, тело которого разложилось сотни или тысячи лет назад. Итак, воскресение мертвых – это евангельский догмат. Наша вера основана на Евангелии. Отвлеченные, утонченные рассуждения святых отцов представляют собой евангельский опыт; они происходят от внимательного, искреннего, непредвзятого чтения Святого Евангелия. Мы видим проявления человеческого и Божественного естества Спасителя и исповедуем Господа Иисуса Христа Богочеловеком. На этих евангельских событиях – чудесах, совершенных Спасителем, – гораздо более, чем на всевозможных словах, учении и какой-либо логике, основывается наша Православная вера. Аминь. О восприятии евангельских событий сердцем (Неделя 6-я Великого поста, Вайи. Вход Господень в Иерусалим) Мы собрались в храм Божий, чтобы отпраздновать событие, произошедшее очень давно, без малого две тысячи лет назад. Постараемся уяснить для самих себя значение этого праздника, не только понять его умом, но и, главное, почувствовать сердцем. Почему народ так торжественно, с ликованием встречал входившего в Иерусалим Господа Иисуса Христа? Вот как говорит об этом евангелист Иоанн: Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо ( Ин.12:17–18 ). Стечение народа из всего Иерусалима, пальмовые ветви, одежды, постилаемые под ноги осла, на котором восседал Господь Иисус Христос, ликующие возгласы «Осанна в вышних» – вся эта торжественная встреча была устроена потому, что всех поразило непостижимое, не вмещающееся в человеческий разум чудо – воскрешение из мертвых четверодневного мертвеца. В наше время находятся люди, которые, стремясь, так сказать, «свести на нет» чудеса Спасителя, говорят, что случаи воскрешения из мертвых дочери Иаира и сына наинской вдовицы были «кажущимися». Вероятно, говорят они, здесь имел место просто сон или глубокий обморок. Но можно ли подобное сказать о воскрешении почти разложившегося Лазаря Четверодневного?

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

— Я понимаю ваш вопрос и я его полностью разделяю. Я согласен с тем, что фарисеи были разные: были бесчестные, были честные. С бесчестными вроде понятно: они всегда мыслят в сердцах худое, они горды, сребролюбивы, у них закрыты двери веры. А вот честный фарисей? Если честный фарисей слышит от Христа «прощаются тебе грехи», «встань и ходи», то он действительно должен сказать: «Кто это Такой?» Здесь вопрос становится ребром: либо Он Тот, Кого мы ждём, — я уж там не знаю, как они дальше произносили эти слова — Мессия или Кто-то сверхъестественный чрезвычайный, — либо... Потому что и Моисей такого не говорил — Моисей ведь не говорил «прощаются тебе грехи», и Илия такого не говорил. Т.е. Он выше Моисея и Илии. Кто это? Либо Он хулит, либо это Он, либо это не знаю Кто. Наверное, Он пришёл. Если бы у них был в сердцах вопрос «Кто же это?», тогда, я думаю, они бы не заслужили укоризны. Очевидно, они сказали: «Он хулит». Т.е. там не было вопроса. В случае, если бы вопрос был, и сердце раздвоилось, тогда Господь бы сказал, что сердца ваши разделились, вы не знаете, Я это или не Я? Тогда был бы такой диалог. А они, видимо, всё-таки склонились к более простому варианту: это хульник, Он хулит. Поэтому Он и сказал им: «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» А ничего не легче: и то и другое тяжело. С одной стороны, произнести можно всё, что хочешь: прощаются тебе грехи, допустим, а они не прощаются. Слово сказано как бы, а они не простились. А вот «встань и ходи» — тяжелее: встань и ходи, а он не встал. «Встань и ходи», в этом смысле тяжелее произнести, потому что для того, чтобы подкрепить слова делами, легче сказать «прощаются тебе грехи», потому что не видно, а вот когда «встань и ходи», должно быть видно: встал и пошёл. Вот Он и подтвердил словами «встань и ходи», что прежде сказанное — «прощаются тебе грехи», тоже было сильное и действенное. Повторюсь, может быть, это немножко сложно, мне самому сложно это всё выражать, но мысль очень ясная: Христос реально простил ему грехи; у них возникло сомнение, и Он реально подтвердил, что Он простил ему грехи тем, что сказал ему: «встань и ходи», и он встал и пошёл.

http://pravoslavie.ru/92163.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010