923 . Как указывал отец Серафим Алексею, цель их будущей книги – не доказать несостоятельность эволюции и истинность Божия творения, а показать, что «эволюция», преподносимая широким массам как «факт» и «истина», не имеет под собой надежных научных доказательств. Все доводы, используемые для утверждения эволюции, могут также служить любой другой теории, в зависимости от субъективных предположений. 924 Отец Серафим не дожил до выхода в свет их с Алексеем труда «Книга Бытия. Творение и первый человек», хотя продолжал работать над ней до самой смерти. Алексей прислал ему на отзыв свои главы, отец Серафим дополнил их, даже отослал на рецензию профессору естественных наук, а сам тем временем продолжал делать записи и составлять план новых глав. Лишь за год до смерти, в 1981 году, он вновь всерьез взялся за эту работу. Летом 1981 года он прочел серию лекций – в рамках курса Ново-Валаамской богословской академии 925 – паломникам на тему святоотеческих толкований первых трех глав книги Бытия. В подготовку этого курса он вложил много сил, составив пространную рукопись последовательных комментариев каждого стиха с цитатами из святых отцов, многие из которых сам и перевел на английский. Восемь лет, проведенных им за книгами, в раздумьях и молитве об успехе этого начинания, не пропали даром. Мысль его, возросшая и окрепшая в общении со святоотеческим Преданием, излагалась в этих лекциях как никогда емко, ясно, зрело. Ведь он как, может быть, никто другой в наше время поднял огромнейший пласт святоотеческих писаний, стремясь разыскать и явить людям учение святых отцов о сотворении мира. Сколь воодушевляло святоотеческое слово, которое отец Серафим нес слушателям! Сколь разнилось оно с «толкованием» иных богословов, старавшихся «приспособить» святых отцов к веяниям современной интеллектуальной моды! Следующий курс лекций отец Серафим прочел летом 1982 года, изложив комментарии на Книгу Бытия, главы с четвертой по одиннадцатую. Через две недели после завершения курса он внезапно заболел, а спустя еще неделю отошел ко Господу. Таким образом, святоотеческое толкование Книги Бытия стало последним большим делом в его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Следующее заседание происходило в воскресенье, 6-го марта; здесь отобраны были подписи к протоколу предыдущего заседания. Далее, сообщаемое автором под рубрикой заседание четвертое, не входит в протоколы, а касается истории собора. В изложении Н. Акомината под заседанием четвертым читается: «Приближался день, в который читается Синодик о восстановлении святых икон и о торжестве православия». Легко допустить, что заседание второе приходилось на воскресенье сырной недели (6-го марта), неделя православия тогда падает на 13-е марта. Этот расчет может быть возможным, если в 1166 году пасха была около двадцатых чисел апреля. Но характерно в изложении Н. Акомината то, что он приурочил к торжеству в неделю православия то, что составляет необходимый элемент соборного деяния. Составлены четыре главы и вписаны в синодик не ради недели православия, а конечно, новое соборное определение прочитано было в неделю православия 1166 года, увеличивши обычно читаемый в церкви Синодик новыми четырьмя главами. Не упомянув об этом соборном определении и излагая заседание 6-го марта, писатель приводит его при изложении церковного торжества в неделю православия 1166 года. Приводимые им четыре главы 180 вполне совпадают с тою частью Синодика, которая касается вопроса: Отец мой больше Меня, и служат в свою очередь подтверждением официального характера наших списков 181 . Но при всем значении материала, вставленного под означенной рубрикой, нельзя не видеть, что в изложении Н. Акомината мы не имеем соборных актов и что церемония прочтения синодика никак не может быть рассматриваема как заседание четвертое. Под этой же рубрикой находим следующую прибавку: случилась тогда хиротония на кафедру епископа Неокесарийского, от рукополагаемого потребована была присяга, в которую включено и соборное определение о словах «Отец мой болий Мене есть». С тех пор и все другие хиротонисаемые архиереи обязаны были давать присягу на принятие этого определения. – Как можно видеть, это есть прибавка, интересная с точки зрения даваемой архиереями присяги, но не имеющая отношения к протоколам соборных деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Стих: Пасый Израиля, вонми, наставляяй яко овча Иосифа. На литургии прокимен, глас 4-й: Песнь отцев: Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Аллилуиа, глас 1-й: Бог богов Господь глагола и призва землю от восток солнца до запад. Стих: Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах. Причастен: Хвалите Господа с небес: Другий: Радуйтеся, праведнии: В субботу прокимен и аллилуиа, и причастен писаны в субботу мясопустную. В неделю 8-ю Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим. На утрени прокимен, глас 4-й: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Стих: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое. Запев на 9-й песни: Апостоли сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый. Отпуст: Иже в видении огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, истинный Бог наш: На литургии входное: Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя. Вместо Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся: Прокимен, глас 8-й: Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Аллилуиа, глас 1-й: Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их. Стих: С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия. Причастен: Дух Твой Благий настави мя на землю праву. Аллилуиа, трижды. На вечерни прокимен великий, глас 7-й: Кто Бог велий, яко Бог наш? Писан в неделю Пасхи на вечерни, стр. 384. Отпуст в ту же неделю вечера: Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с небесе на землю сошедый, и наше все восприемый естество, и обоживый е, по сих же на небеса паки возшедый и одесную седый Бога и Отца, Божественнаго же и Святаго, и Единосущнаго и Единосильнаго, и Единославнаго, и Соприсносущнаго Духа низпославый на святыя Своя ученики и апостолы, и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя и Пренепорочныя Святыя Своея Матере, святых славных, прехвальных богопроповедников и духоносных апостолов и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

29. В неделю святых отец. О жизни вечной Молясь Отцу Небесному, Иисус Христос произнес: се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал еси Иисуса Христа! ( Ин.17:3 ). Что святые апостолы не поняли этих слов, пока не облеклись силою свыше и не просветились Духом Святым, совершенно естественно; но почему те же слова и ныне не разумеются ясно людьми, отнюдь нельзя объяснить недостатком просвещения. Вообще у большинства современных людей, будущая вечная жизнь не является сознательною целью настоящей земной жизни и как будто потому, что о ней ничего неизвестно и она совсем непонятна. Замечается единственная цель: наслаждаться земною жизнью до старости, пока есть энергия, рассудок, a затем навсегда заснуть. Желать же того, что неизвестно, им кажется безумием! Пусть же эти люди не обижаются, если мы скажем, что они стремятся к одной участи с животными. Но Господь создал людей не по образу животных. Он дал им душу и свободную волю. Когда же эта воля привела их к грехопадению и осуждению, то Отец Небесный не пожалел для их спасения вочеловечить и предать мучениям до самой смерти Своего Единородного Сына. Воскресением Своим Христос уничтожил вечную смерть, положенную человеческому роду за грехопадение прародителей. Следовательно, Отец Небесный пожелал, чтобы его дети, находящиеся на земле, могли переселиться к Нему в Царство Небесное и были вечно с Ним. Наконец, ради совершенного Христом искупления, Отец Небесный ниспослал на апостолов и чрез них преемственно на всех христиан Духа Святого, дабы на земле утвердилась вера в Сына Божия, царствовала любовь к Богу и ближним и человечество познало тайны царствия Божия. Люди чрез Иисуса Христа воссоединились с вечным Богом и снова получили вечную жизнь. Как бы теперь не мудрили и не старались извратить закон Божий, но вечная смерть человеческих душ уничтожена и им неизбежна вечная жизнь! Вопрос только в том, стоит ли работать для временной жизни, когда предстоит вечная и где мы будем в этой вечной жизни?

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Чрез Него вся премудрость, жизнь, движение и все причастное святыне и всяческой жизни. Как исходящий от Отца, имеет Он попросту все то же, что Отец и Сын, кроме нерожденности и рождения. Когда Дух Святой излился на всякую плоть, мир исполнился всевозможных дарований, и все народы приведены были Им к богопознанию, а всякая болезнь и немощь душевная изгнаны. Трегубо же от Христа учеником дан бысть Дух Святый. Прежде страсти не яве зело. По Воскресении дуновением явственнее. Ныне же низпосла Сего существенно: паче же Сам сниде совершенный, просвещаяй и освящаяй их, и тем паки концы вселенныя приводяй, пришествием Святаго Духа. Молитвами святых апостол, Христе Боже наш помилуй нас. Трижды подавался от Христа ученикам Дух Святой: прежде страданий Его весьма неявно, по Воскресении – чрез дуновение, более явно, ныне же послал Его сущностным образом, вернее, Тот сошел Сам, всесовершенно просвещая и освящая их, а чрез них усваивая Себе и концы вселенной. Наитием Святого Духа, по молитвам святых апостолов, Христе Боже наш, помилуй нас. Синаксарь в неделю Всех Святых Стихи: Господа моего вся пою други: Аще же кто хотя ко всем да идет. Стихи: Господа нашего всех воспеваю друзей я. Коль изволение есть, всяк пусть вступит в их сонм В тойже день в Неделю по Пятдесятнице, иже повсюду вселенныя, во Асии, Ливии и Европии, севере же и юзе, святых всех праздник празднуем: егоже убо по Всесвятаго Духа сошествии божественнии отцы наши узакониша совершати, аки бы образ некий показующе, яко Всесвятаго Духа пришествие, сицевая апостолы действова, освятившее и упремудрившее иже от нашего смешения, в наполнение отпадшаго онаго чина ангельскаго, сих уставившее, и Богу Христом приведшее. Овех убо мучением и кровию, овех же добродетельным житием и пребыванием, и яже паче естества соделовает. В тот же день, первое воскресенье по Пятидесатнице, совершаем празднование всем святым по всей вселенной – в Азии, Ливии и Европе, на севере и юге. Настоящий праздник божественнейшие отцы определили совершать после схождения Всесвятого Духа, как бы указывая, что все это произведено чрез апостолов Его пришествием, которое умудрило и просветило происшедших от нашего смешения, восставило их в [прежнем достоинстве человека] для восполнения отпавшего ангельского чина и чрез Христа к Богу привело: одних – мученичеством и кровью, других – добродетельной жизнью и обычаями.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Теперь он намного лучше чем ранее был готов к тому, чтобы преподнести свои знания так, чтобы они получили практическое применение в жизни современных людей. Он назвал свою серию лекций «Курс выживания», потому что был убежден, что для того, чтобы людям выжить как православным христианам, сегодня необходимо осознать отступничество от Христианской веры, понять почему современный мир такой, каким он предстает перед нами. Чтобы защитить себя, нужно иметь представление о стратегии врага. Отец Серафим также называл свои лекции «Православным кур­сом по самозащите». Двенадцать лекций было прочитано отцом Серафимом, каж­дая длилась по несколько часов. Одиннадцатая лекция была по­священа эволюции. Отец Серафим использовал здесь не только свои ранние исследования, но также и более поздние, предпри­нятые для предполагаемой книги о понимании святыми Отца­ми сотворения мира. В этой лекции он рассмотрел эволюцию с различных точек зрения – исторической, научной, философс­кой и богословской – и закончил ее примерами из различных выражений последователей «христианского эволюционизма», особенно Тейяра де Шардена. Лекция была богатым собранием всех его мыслей по этому предмету за период времени до 1975 года. В последующие годы отец Серафим продолжал писать за­метки и составлять контуры своей работы о сотворении мира и эволюции. Затем, в 1981 году, только за год до своей смерти, он опять серьезно взялся за эту тему. Летом этого года во время курса лекций в «Ново-Валаамской Богословской Академии» он прочитал серию лекций о толковании святыми Отцами пер­вых трех глав книги Бытия. Ранее приложил много усилий для проведения этих лекций, написав расширенные построчные комментарии, включающие цитаты из святых Отцов, многие из которых сам и перевел. Его восьмилетний опыт размышления над этим вопросом, чтения и молитвы не пропал даром. Серия его лекций была результатом зрелого святоотеческого мышле­ния; он, вероятно, как никто другой в наше время направлял свои поиски через все собрание учения святых Отцов для того, чтобы найти и пролить свет на единый догмат святоотеческого учения о Сотворении Мира. И как возвышено было учение От­цов, которое он представил слушателям, насколько вдохновен­нее оно было попыток других приспособить учение святых Отцов к современной интеллектуальной моде! На последующих курсах академии летом 1982 года отец Се­рафим продолжил свои комментарии Бытия, на этот раз с чет­вертой до одиннадцатой главы. Спустя две недели по оконча­нии курсов он неожиданно заболел и через неделю упокоился о Господе. Его святоотеческие комментарии на книгу Бытия стали, таким образом, его последним достижением в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

В православной иконографии сложилась древняя традиция изображать череп Адама на иконах Распятия. Череп/череп и кости изображаются ниже уровня вершины горы, часто – на фоне иконографического элемента, напоминающего разлом. Часто такие изображения сопровождаются надписаниями «Г. Г.» – «гора Голгофа» и «Г. А.» – «глава Адамова». Иногда возле головы Адама, несколько ниже нее, бывают представлены скрещенные кости рук: при этом правая перекрывает левую, как при погребении или причащении, впрочем, иногда кости бывают изображены по-другому. Это изображение связывают с преданием, согласно которому там, где был распят Господь Иисус Христос (на Голгофе) прежде были захоронены останки первого человека. Какова посмертная участь Адама? Во времена Ветхого Завета умершие люди сходили душами в ад. Согласно Православному Преданию, отмеченному, в частности, в православной иконографии, туда же, душой, сошел и Адам, откуда, затем был выведен Господом Иисусом Христом вместе с душами многих других людей. Об этом же свидетельствуют и богословские (богослужебные) тексты, к примеру, воскресный кондак 1го гласа: «Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе; Адам же ликует, Владыко, Ева, ныне от уз избавляема, радуется, зовущи: Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение». Почему Адам прославлен в лике святых? Считается, что, понеся наказание за грех, Адам и Ева не отвернулись от Бога, и ревностно молились ему. Господь принял их молитвы и слезы покаяния и простил им грех их. Когда совершается память праотца Адама? Память праотца Адама в православном календаре совершается в Неделю святых праотец и Неделю святых отец, это два последних воскресенья Рождественского поста. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке

http://azbyka.ru/adam

Скачать epub pdf Слово в неделю святых отец С е есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисус Христа ( Иоан. 17:3 ). Слова сии можно почитать сокращением той всемирной проповеди , которую пронесли Апостолы во все концы мира, и преобразовали мир. Что же возвещалось и возвещается в этой проповеди? То, что как начало бытия человеческого в Боге, так и конец его должен быть в Нем же. Сей конец есть блаженное соединение с Богом на целую вечность. Отче, взывает Спаситель к Отцу Своему, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне ( Иоан. 17:24 ). Не предположив сего конца, человек есть несчастнейшее существо во всем множестве тварей, так как все, что ни сопровождает существование его на земли, свидетельствует одну человеческую бедность. Земля и небо, огонь и воздух, люди и звери вооружены против человека. Да и в собственном существе своем он непрестанно испытывает борьбу тяжкую, жестокую и непримиримую: дух восстает на плоть, плоть вооружается на дух ( Гал. 5:17 ), страсти борются со страстями, наклонности противятся наклонностям: нет мира, нет спокойствия. Присовокупите к сему болезни тела, смятение духа и огорчения сердца, почти непрерывно сменяющиеся и довершающие его бедствие. Иногда он и веселится, но кажется для того только, чтобы после горше плакать. Все это не ясно ли свидетельствует, что человек в настоящей жизни блаженным быть не может, но верховного блага своего должен ожидать и искать по смерти? Но, так как и по самому понятию блаженства, не в другом чем искать его должно, как в самом Боге, Который един есть благ; и самою благостию Божиею к достижению оного не предположено другого средства, кроме истинного познания о Боге: се есть живот вечный, говорит Спаситель, да знают Тебе, единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисус Христа; то очевидно, что человек, не знающий Бога, не только в сей жизни, но и по смерти блаженным быть не может. Между тем Бога никтоже виде нигдеже, а только единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда Его ( Иоан. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

По временам приезжая в Печоры, я обращался с вопросами к отцу Савве о своих детях, как поступить. И вот однажды стоит отец и дает правило от «злых и хульных помыслов» моему сыну и говорит: «На, читай», – и мне дает: «На, и ты читай, потом, может, кому отдашь». И правда, через несколько лет один мой знакомый монах просит, чтобы и ему иметь что-нибудь от отца Саввы, и я отдал ему эту книжку. В одну поездку я служу диаконом, по службе подхожу к отцу под благословение, а он говорит: «Хорошо здесь служить и молиться, а дома больные ждут, сейчас же поезжай домой». Когда я приехал домой, то матушке вызывали «скорую помощь», была в тяжелом состоянии. По милости Господа я окончательно перешел к отцу Савве, написал исповедь, и он мне благословил общее правило. Один из духовных чад отца изъявил желание поступить в семинарию, но туда принимают, когда отслужишь армию. Но его не берут в армию, так как он один у матери. Мать ходила, просила, и он просил, и не берут. Вот он приходит ко мне со своей жалобой, со своей скорбью, я говорю: «Чем я тебе помогу? Поезжай к отцу Савве». Отец Савва ему: «Поезжай домой, там тебя уже ищут». Приезжает домой, и действительно лежит повестка. По молитвам отца Саввы отец И. служит Богу. Последнее время отец Савва очень приблизил меня к себе. Учил, как молиться, как поступать в трудных вопросах. Я ему задавал вопросы о том, что было мне неясно, а он увещевал меня, приводил примеры. Я часто его посещал. В начале Петрова поста отец принял нас с матушкой в своей келье. Матушке дал четки синие Богородичные, а мне красные пасхальные, так и сказал, указав на наше настоящее положение. Я его попросил, и он благословил. И это удивительным образом сбылось: матушка стала образованной псаломщицей. Благословил меня отец четырьмя книгами: служебник, требник, акафистник, иерейский молитвослов. Потом, когда я стал служить четыре дня в неделю на приходе: четверг, пятницу, субботу и воскресенье, я подумал: а не было ли этими книгами благословения мне так служить? Я все годы старался взять отпуск ко дню Ангела (28 июля). Отец знал задолго до смерти день своей кончины. Я зашел к нему в келью, помолился, прошу благословения. Отец благословил, спросил: «Где ты думаешь проводить свой день Ангела?» «Я думаю, может, в Вильнюсе, там 27-го чествование святых мучеников». «Дома поздравления, цветы, суета, в Вильнюсе хорошо, но здесь, я думаю, тебе будет лучше».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Д. ДЮЖЕВ : Когда же проходит исповедь? ОТЕЦ АЛЕКСАНДР: Мы исповедуем в течение всего поста и во время Страстной седмицы. И те, кто регулярно исповедуется, могут просто подойти под разрешительную молитву, и священник благословляет их причаститься, потому что знает, что у них благочестивая хорошая жизнь, они недавно исповедовались более подробно. Так что сейчас эти прихожане получают благословение на причастие. Е. ПИСАРЕВА: Отец Александр, многие священники говорят, что Пасха такой большой праздник, что люди, которые постились или не постились, исповедовались, не исповедовались, все могут подойти к чаше и причаститься. Как Вы к этому относитесь? ОТЕЦ АЛЕКСАНДР: Все-таки бывают случаи, когда приходит совсем не подготовленный человек… Как-то я исповедовал одного человека, он подходит, а до этого уже выпил. Ну, мне пришлось сказать, чтобы он в другой раз приходил. Д. ДЮЖЕВ : А обязательно ли брать детей, или Вы посоветуете их дома оставлять? ОТЕЦ АЛЕКСАНДР: Это уже зависит от семейных традиций. Но, ведь и утром во многих храмах совершается Пасхальная литургия, где можно причастить детишек, чтобы это было им посильно и в радость. Е. ПИСАРЕВА: Отец Александр, я знаю, у Вас очень большая семья. Как вы проводите этот день воскресный? ОТЕЦ АЛЕКСАНДР: Ну, наша семья уже такая большая, что нам трудно собраться всем вместе, а раньше мы старались собираться дома. Но сейчас у старших — свои семьи, они довольно далеко живут, Москва ведь огромная. Так что трудно нам всем собраться. Но, конечно, мы проводим этот праздник по возможности вместе. Е. ПИСАРЕВА: Но по старым русским традициям, благочестивая православная семья, или семья, которая стремится таковой стать, как она должна провести этот воскресный день и следующие светлые дни Светлой седмицы? ОТЕЦ АЛЕКСАНДР: Прежде всего, в радости, это самое главное! Это праздник особый духовной радости. До сих пор шел разговор о снисхождении Благодатного огня, я тоже пережил эту радость необыкновенную. И ее, пусть немножечко по-другому, конечно, испытывают те люди, которые встречают благодатный огонь в наших храмах. И вот эту радость надо сохранить, передать, пронести через пасхальную неделю. И, конечно, нужно стараться причаститься, можно даже каждый день причащаться, причем, разрешается на трапезе вкушать всё, пожалуй, только за ужином можно немножечко себя ограничить и утром снова причаститься святых Христовых тайн!

http://pravmir.ru/russkij-vzglyad-pereda...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010