Без проповеди, говорит ап. Павел, не может быть и веры: как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? ( Рим.10:14–15 ). А посланничество на проповедь апостолы, получивши от Христа, передали и преемникам своего служения, пастырям и учителям чрез священное руковозложение. Таким образом ясно, что в словах Евангелия Иоанна о научении всех от Бога ничего не говорится о праве каждого христианина заниматься делом евангельской проповеди. Пророчество же Иоиля об излиянии Святого Духа на всех людей тоже исполняется в православной Церкви чрез преподание людям благодатных даров в таинствах. На всякую плоть… т. е. на всех людей, желающих и достойных принять дары Св. Духа, независимо от того, к какому племени и народу принадлежит известный человек. Словом пророчество здесь указывается на общее действие Св. Духа в приемлющих дары Его, а не на частный дар Св. Духа, выражающийся в предсказании будущего. И в словах ап. Павла: когда вы (христиане) сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование: всё сие да будет в назидание. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много, трое, и то порознь, а один изъясняй ( 1Кор.14:26–31 ; Кол.3:16 ) – не заключается ничего, свидетельствующего о всеобщем праве каждого христианина проповедовать Евангелие в обществе людей. В вышеуказанном месте ап. Павел говорит о необыкновенных, чудесных дарованиях, даре пророчества, даре говорения на ином языке, даре истолкования речи говорящего на ином языке или пророчествующего. В апостольское время, в Церкви Христовой эти чрезвычайные дарования были обильны, – особенно в Коринфе. Эти дары проявлялись у христиан особенно в молитвенных собраниях. Иногда бывало так, что одновременно несколько христиан получали эти дары: один – дар пророчества, другой – дар говорения на ином языке, третий – дар истолкования. В вышеуказанном месте ап. Павел делает наставление, чтобы христиане, получившие какой-либо из вышеуказанных даров, не говорили одновременно в несколько голосов, но один за другим, чинно, по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вам преподана, – как-бы так говорит Апостол, – единая, вечная, неизменная истина, и всякую попытку учить вас чему-нибудь не согласному с этою истиною всячески отклоняйте. «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». ( Гал.1:8 ). Таким образом христиане не нуждаются в учительстве ложном антихристианском, а не в учительстве вообще и особенно в учительстве церковном ( Еф. 4:11–13 ; 1Кор.12:28 ). 1Ин.3:6 . Всяк, иже в Нем пребывает, не согрешает. 1Ин.3:9 . Всяк рожденный от Бога, греха не творит, яко семя Его в нем пребывает: и не может согрешати, яко от Бога рожден есть. Раньше Апостол сказал: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ); если говорим, что мы не согрешили, то делаем Его лживым и слова Его нет в нас» (1:10). Как же, спрашивается теперь, понимать слова Апостола, что рожденный от Бога греха не творит… и не может согрешати? Смысл этих слов таков: новая благодатная жизнь, в которую вступил верующий, не соединима со грехом. Аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се быша вся нова ( 2Кор.5:17 ). Верующий стоит в решительной противоположности ко греху. Он ненавидит грех, вступает с ним в ожесточенную борьбу, в какой борьбе терпит раны, но не слагает оружия, не вступает в мир со грехом. Грех уже более не обладает им, он не может намеренно согрешать. Из раба греха верующий становится рабом праведности ( Рим.6:18 и дал.). По силе присущей ему благодати Св. Духа, или, как говорит ап. Павел, по внутреннему человеку ( Рим.4:22 ), он желает и может творить одно добро. Но грех все-таки прилепляется к нему и он постоянно имеет нужду в прощающей и примиряющей любви Отца Небесного. Под «семенем», которое пребывает в верующем, разумеется Дух Божий, или благодать Св. Духа, подаваемая в крещении и других таинствах, которая переводит человека от смерти к жизни ( 1Ин.3:14 ), делает его новою тварью ( 2Кор.5:17 ). 1Ин.4:2 . Всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот братия Господни, кровожадные Евреи, мняся службу приносити Богу, вывели Христа Господня вне града своего в поле и убили. Кричали они: Кровь Его на нас и на чадех наших. И кровь эта пала на них и на чад их и жгла их, как и продолжает жечь, в продолжении тысячелетий. Но вот к тем же Евреям апостол Павел пишет: Вы, хотя и богоубийцы, приступали к горе Сиону, и ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, к торжествующему собору и к церкви первенцев, написанных на небесах, и к судии всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета, Иисусу, и к жертвенной крови кропления, лучше говорящей, нежели Авелева ( Евр. 12:22–24 ). Да и мы так же, как Каин и евреи, не только братоубийцы, но и богоубийцы. И мы вторично распинаем Сына Божия и проливаем кровь Иисус Христову. Тем не менее, милосердая и премудрая правда Божия сподобляет нас, по-видимому, и счастья и долголетия. Но сподобляет, чтоб и из нас многие, подобно Каину, вечно стонали в душе и тряслись за свою судьбу и жизнь; чтоб нас угнетала печаль мира сего, которая не редко причиняет слабодушным самую смерть; и чтоб, угнетая нас, эта печаль мира сего перерождалась в нас в печаль по Боге, которая соделывает покаяние нераскаянное, твердое и неизменное, чтоб мы постоянно отвыкали от каиновых воплей: Казнь моя больше, чем можно снести; вина моя вящше, еже оставитися ми, – а привыкали к воплям христианским: Ослаби, остави, прости, Боже, вся прегрешения моя, к воплю кающегося разбойника: Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем; чтоб очистила и спасла нас пролитая и всегда проливаемая нами кровь Сына Божия, лучше и громче глаголющая на небо о всепрощении, нежели кровь Авеля, пролитая Каином. Аминь. Источник : Епископ Никанор. Поучение в неделю святых отец. О Каине и Авеле.//«Странник», духовный журнал. – СПб., 1884. – Том III. – С. 579–593. Поучение в день Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Всех скорбящих Радости, 24 Октября. О христианском идеале. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, сущую Богородицу Тя величаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль — νατολν –праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле (Иер 23:5). Когда мы привычно поем в тропаре Рождества: «и Тебе ведети с высоты Востока» — это и есть то самое мессианское имя νατολ — восход и росток. Если внимательно слушать богослужение Рождества, вы обязательно услышите важную подсказку о том, как же понимать этот загадочный Восток и при чем тут ветви? Четвертая песнь канона Рождества начинается буквальной цитатой из Исаии: Жезл из корене Иессеева и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси… «Прозябл» значит не «продрог» или «замерз», а вырос, пророс. Христос — это молодая веточка, которая проросла от Чистой Девы. Первые строчки ирмоса — не велеречивость поэта, а начало знаменитой одиннадцатой главы книги Исаии, которая по-русски звучит так: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (Ис 11:1). На месте слова «жезл» в греческом тексте стоит ρβδος — посох, палка, трость (напр., жезл Ааронов расцветший — Евр 9:4), но также и магический жезл, волшебная палочка — последнее мне особенно нравится! Есть и «ботаническое» значение: «лоза», «розга», «ветвь». А там, где по-русски перевели «ветвь», стоит прекрасное слово νθος, которое так и переводится — «цветок»! Христос — звезда! Христос — цветок! Христос — свежая веточка! Под главою Христом Молодой побег от увядшего корня Иессеева — вот знамение истинного Мессии! Иессей — это отец царя и пророка Давида, дедушка Соломона. Для иудеев и христиан первого века очень важно было знать, что Иисус из Назарета — это истинный потомок Давида. Вот почему самое первое Евангелие начинается длинным списком родословия Иисуса Христа, Сына Давидова. Этот евангельский отрывок настойчиво и навязчиво читают в воскресенье накануне Рождества — в неделю святых отцов, и ты чувствуешь себя лишним и посторонним в этой счастливой семейной саге. Во-первых, другая национальность — народ богоизбранный, и мы можем за них только порадоваться. Порадоваться и отойти в сторонку, потому что это все про чужое счастье — трогательное, временами трагичное, но — чужое, не наше.

http://pravmir.ru/czvety-i-zvezdy-rozhde...

Господь сказал: вот она, вечная жизнь. Я умру, потом воскресну, взойду на небеса, но Я буду с вами до скончания века. Всегда, когда вы что-либо попросите у Отца Небесного во имя Мое, Я вам дам - Отец ваш Небесный даст через Меня. Когда вы вдвоем или втроем соберетесь во имя Мое, там Я буду среди вас; когда вы соберетесь на эту Божественную службу в Мое воспоминание и будете молиться над хлебом и вином, Господь Дух Святой придет на них, как некогда сошел на Богородицу. И как в Богородице Он сотворил Мне человеческую плоть, так в этом хлебе и вине сотворит Мое Божество. И как с человеческим естеством соединилось Мое Божество - каким образом? это уму человеческому непостижимо,- точно таким образом соединится с ними Мое Божество. Поэтому когда вы будете вкушать от этого хлеба и пить от этой чаши, вы будете соединяться со Мной, ваше человеческое естество - с Моим Божеством, вы приобщитесь, то есть станете причастниками, Божия естества и в эту минуту сами сделаетесь богами, а то место, где вы будете находиться - сарай, лесная поляна или великолепный храм, пенек или престол,- в этот момент станет небом, и вы окажетесь в Царствии Небесном. С этого-то момента и началась Церковь Божия, которая есть Царство святых, потому что каждый причащающийся свят. Не потому, что он хороший, умный, красивый и заповеди послушно выполняет, а потому, что Господь в него входит и его обожает, его освящает. Каждый человек, соединяясь в причастии с Иисусом Сыном Божиим, становится по благодати причастником Божия естества. Господь сказал: кто не будет этого делать, тот не имеет части со Мной. Поэтому первые христиане, апостолы и их ученики, причащались каждый день, они не могли без этого жить, им было легче умереть, чем не причаститься. Господь и молитву такую дал: " Хлеб наш насущный даждь нам днесь " . Он не сказал: подавай нам хлеб раз в неделю, раз в две недели или четыре раза в году постом, а " днесь " - потому что естественна жажда христианина ежедневно соединяться с возлюбленным Христом. И если человека отлучали за грехи от причастия, это была трагедия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Д. Богдашевский Кутепов Н.И. Разбор возражений мнимо-духовных христиан против православного учения о церковной иерархии 34 //Миссионерское обозрение. 1896. 5. С. 16–30 4) Мнимодуховные христиане, доказывая мысль о принадлежности всем христианам права проповедовать людям евангельское учение, ссылаются при этом на следующие места св. Писания: у пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне ( Ин.6:45 ; Ис.54:13 ). И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши… И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего ( Деян.2:17–18 ; Иоил.2:28–29 ). Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию ( 1Кор.14:26–31 ; Кол.3:16 ). Некоторые по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа ( Флп.1:15 ). Наставляйте друг друга каждый день ( Евр.3:13 ; Мф. 11:25 ; Мк.9:38–39 ; Евр.8:11 ). Указывают еще и на то, что никто из рукоположенных в ветхозаветной церкви учителей не последовал за Христом, или не уверовал Ему во время Его проповеди на земле. Относительно всех вышеуказанных мест Св. Писания нужно, во-первых, сделать общее замечание, что ни в одном из них ничего не сказано о праве всех христиан заниматься делом общественной проповеди евангельского учения подобно тому, как занимались этим делом апостолы и преемники их служения, рукоположенные пастыри и учителя. В словах этих из Евангелия Иоанна о научении всех от Бога Отца Христос, говорит, что в царстве Мессии, или истинной Церкви Христовой, будет всеобщее распространение Боговедения, во-первых, – непосредственное благодатное просвещение духа человеческого от Бога, во-вторых, – посредственное чрез проповедь евангельского учения Самим Единородным Сыном Божиим, апостолами и продолжателями апостольского служения, пастырями и учителями ( Мф.28:19–20 ). О непосредственном благодатном просвещении духа человеческого от Бога в царстве Мессии у пророка Иеремии мы читаем следующее: после тех дней, говорит Господь, вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом ( Иер.31:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дорогие братия и сестры! Господь наш Иисус Христос, вознесшийся на небо, снова придет на землю. В этом — смысл сегодняшнего праздника. Этой радостью, этим ожиданием пришествия Христова, этой счастливой спасительной надеждой жили святые апостолы и все святые угодники Божий. Этим упованием должны жить и мы с вами. «Но о дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один», — говорит Господь. А поэтому необходимо всегда бодрствовать и молиться, быть внимательным в духовной жизни, бороться с нечистыми помыслами, вовремя прогонять их, необходимо всегда быть на страже своего сердца, очищать почаще себя через святые таинства покаяния и причащения, твердо стать на путь добродетельной богоугодной жизни. Не будем страшиться обуревающих нас волн житейских, а с помощью Божией, каждый со своим крестом — символом нашей веры — пойдем узким, тесным путем, ведущим в жизнь. Святые апостолы и все угодники Божий были людьми, подобными нам, но верой в Господа Иисуса Христа, любовью к Нему, неуклонным исполнением Его заповедей и усердием в отношении своего спасения достигали желаемого. Будем же и мы, подобно им, жить по-христиански и молить непрестанно Господа — да сподобит Он нас с верой и упованием встретить Его и войти вместе с Ним и всеми угодниками Божиими в вечное Царство славы Его. Аминь. В седьмую Неделю по Пасхе, святых отцов первого Вселенского Собора Истинная вера Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Жизнь вечная! Кому из нас, дорогие братия и сестры, не близки эти два слова, кого они не заставляют задуматься о том, что ожидает человека за гробом, задуматься о том вечном нашем жилище, где всегда пребывает Господь наш Спаситель и все святые Его. Господь сотворил человека бессмертным для этой вечной радостной жизни. И когда человек согрешил, уклонился от Бога, Господь не оставил его, но сошел на землю, вочеловечился, пострадал и Своей крестной смертью искупил нас от проклятья, диавола и вечной смерти. Христос воскрес, вознесся на небо и открыл нам двери рая, Царство Небесное, которое уготовал от сложения мира для всех любящих Его. Спаситель мира — Вечная Истина — ждет, стучится в сердце каждого человека и зовет нас всех идти за Ним к этому нашему вечному горнему Небесному Отечеству, к правде, к этой Вечной Истине.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Живя на земле, переживая скорби, получая Божественное утешение, мы можем думать и о том Небе, куда вознесся Христос. Через святого Апостола Павла мы можем немного узнать и о том Небе. Апостол рассказывает о себе, что он «восхищен был до третьего неба… в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор.12:2–4). И еще говорит святой Апостол о будущей жизни, ожидающей тех людей, которые любят Бога: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1. Кор.2:9). Для того чтобы Бог даровал нам будущее Небесное блаженство, нам следует утешать друг друга. Начнем с малого. Будем всегда держаться мирных отношений друг с другом, доброго слова, взаимной помощи, и все вместе будем молиться о мире всего мира. Аминь. Слово в Неделю 7ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора (325 г.) 19 июня 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос Спаситель совершил Свое Божественное дело для того, чтобы даровать нам Жизнь Вечную. Что же такое Жизнь Вечная? Сам Христос Спаситель это объясняет. Он говорит: «Сия же есть Жизнь Вечная, да знают Тебя, единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). В этом заключается Вечная Жизнь. В этом заключается религиозная жизнь. В этом заключается жизнь с Богом, и она выражается, прежде всего, в нашей вере. Сперва эта вера исповедуется только в нескольких словах. Так, например, святой Апостол Петр сказал Христу: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16:16 ). И Христос немедленно подтверждает, что это вера истинная. На исповедание Петра Он отвечает: «… не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» ( Мф.16:17 ). И святой Апостол Петр понял, что он находится в живом общении с Отцом и Сыном. Постепенно Христос Спаситель стал открывать своим ученикам Духа Святого. Сперва образно, как бы в притче, Он сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ). Живая вода есть образ Святого Духа. Поэтому Евангелист объясняет дальше: «Сие сказал Он о Духе, Котораго имели принять верующие в Него» ( Ин.7:39 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Икона Его установлена нам для памяти и для внешнего нашего поклонения, чтобы мы, имея перед собой лик Божий, всегда воспоминали о Самом Боге. Но смотря на икону Божию, не думайте, будто Бог в действительности таков, как им изображён на иконе: бестелесного, невидимого и вездесущего нельзя нарисовать или изобразить никаким способом. Образа угодников Божиих даны нам также для памяти, чтобы мы не забывали братьев наших, которые на небесах молятся о нас Богу. Свечи к иконам ставятся не потому, чтобы Боги или Его угодники имели в них нужду, и не для очищения нашего от грехов, для которая требуется покаяние, а для благолепия и в знак нашего внутренняя усердия. Бог особенно любит молитву сердечную: кто молится Ему с усердием, сокрушением и с чувством умиления, того молитва непременно будет услышана Богом; а от избытка-чувства должно произносить молитву устами, должно креститься и кланяться. Если хотим узнать, что нужно делать для спасения души, как вести жизнь, чтобы угодить Богу, то будем вслушиваться и постараемся понимать, когда читается апостол, Евангелие и все, что читают и поют в церкви. Чего не досказал, я вам теперь, да откроет вам всё Отец небесный. Аминь. 24. Поучение в первую неделю по Пятдесятнице, — всех святых “Кто любит отца или мать более, нежели Меня,  не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня” ( Мф.10:37 ). Это слова Самого Иисуса Христа. Смысл их тот, что мы должны любить Спасителя нашего Иисуса Христа больше всего на свете, и именно больше, чем родителей и детей. Родителей и детей мы всё-таки должны любить, но только не в такой степени, как должны любить Бога. О любви к Богу в законе Божием сказано так: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь” ( Мф.22:37-38 ). Такая любовь к Богу совершенно справедлива и по человеческому здравому суждению. Нас сотворил Бог. Он же даровал нам всё, что мы имеем. Наша жизнь и все окружающие предметы, которыми жизнь наша поддерживается, — всё это есть не иное что, как Божий дар.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

Итак, дорогие братия и сестры! Велик, труден этот подвиг! Но смотрите — впереди идет Всемогущий Крестоносец Христос! Смотрите на Него! Не отставайте, идите за Ним! Когда мы изнеможем, когда упадем под бременем креста, Он Сам подойдет к нам, поднимет и облегчит нам крест наш! Пойдем за Ним и войдем в славу Его! Придет час, и мы, крестоносцы, как солнце, воссияем в Царствии Его. А если отстанем, если попытаемся сбросить с себя крест, если предадимся всей душой обманчивым утехам земли — тогда что? Вот что: знайте, настанет день, когда еще раз ослепительнее молнии заблистает крест Христов на небе, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Восплачутся — почему? «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, — говорит Господь, — в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами». Ибо кто здесь почтет за стыд следовать Христу, исполнять Его заповеди или постыдится следовать постановлениям Святой Церкви ради угождения миру, плоти и диаволу — того не признает Своим и Сын Божий во второе пришествие Свое и на Страшном Суде Своем. Отбросим же ложный стыд и леность к благочестию, к посещению богослужения, леность к чтению слова Божия и поучению в нем, отвержемся себя, отбросим угождение многострастной плоти, во зле лежащему миру и диаволу, возьмем крест свой и последуем за Христом, за нашим Спасителем и Господом, уготовавшим нам Царство на Небесах от сложения мира. Аминь. В Неделю пред Рождеством Христовым, Святых отец Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Евангелист Ветхого Завета, славный пророк Исайя, возвещая о страданиях грядущего в мир Христа, с благоговением помышляет: «Кто Этот грядущий Спаситель? Откуда и куда Он нисходит?» И, пораженный мыслью о божественном Его достоинстве, пророк вопрошает: Но род Его кто изъяснит? Кто изъяснит нам, земным, Его предвечное рождение от Бога Отца? Оно непостижимо не только для ума человеческого, но и ангельского.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010