Помоги нам в этом, Господи! Проповедь в неделю святых отец (3 января 1998 года) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшнее воскресенье носит название недели перед Рождеством, недели святых отец. Святыми отцами мы обычно называем учителей Церкви, а здесь имеются в виду люди, принадлежавшие роду, из которого вышел Спаситель. Почему мы их вспоминаем? Потому что хотя в каждом из них, как и в любом человеке, как и в нас, действовал грех, но в то же время они жили ожиданием пришествия Спасителя, Мессии, Избавителя, и эта главная идея их жизни была для них путеводной звездой. Они согрешали, потому что в те времена у них не было возможности приобщиться к благодати Божией, как мы сейчас приобщаемся, но тем не менее умели и каяться в своих грехах, и оплакивать их по-настоящему. Они ждали Христа-Спасителя, ждали прощения своих грехов, и хотя и заблуждались на этом пути, но все-таки главным для них было это ожидание, которое передавалось из рода в род и началось с Авраама. Авраам не был праведником, но Бог его веру вменил ему в праведность, потому что тогда на всей земле верующих оставалось меньше, чем пальцев на одной руке, и, несмотря на свои грехи и какие-то немощи человеческие, Авраам имел эту главную добродетель, которой не имел почти никто из живущих в то время. Он постоянно молился единому Богу и, будучи уже старым, поверил, когда Господь сказал, что у него будет дитя и что от него произойдет целый род, из которого придет Спаситель мира. Мы часто сомневаемся и в милостях Божиих, и во многих важных основах нашей веры, а Авраам не усомнился в словах Господних. И когда у него родился сын и Господь повелел: " Пойди и принеси его Мне в жертву " , Авраам не сказал: " Если я сына своего в жертву принесу, как же от меня произойдет род? " Он взял сына и повел на гору, чтобы закласть, потому что действительно имел глубокое доверие к Богу, имел эту добродетель в наивысшей степени совершенства. Он был человеком несокрушимой веры, и она вменилась ему в праведность, святая Церковь называет его отцом всех верующих. Поэтому Авраам для нас может быть таким образцом, хотя были у него и слабости, и немощи, и всякие заблуждения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2207...

  Слово в Неделю о блудном сыне Собор новомучеников и исповедников Российских Всенощное бдение 10 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Неделя о блудном сыне и праздник новомучеников и исповедников Российских, наш престольный праздник. Эти праздники говорят нам о судьбе русского народа и о нашей Церкви. Празднуя память святых новомучеников и исповедников Российских, мы исповедуем, что воистину врата адовы не одолеют Церкви Христовой. Мы молимся святым новомученикам, чтобы в час испытаний нам дано было такое же мужество, какое явили они, и чтобы не было в нас того страха и уныния, которым, как говорит Христос, по причине бедствия охвачены сегодня все народы. То, что пережила наша Церковь, несравнимо со всем тем, что было в истории человечества, и благодарение Богу, что мы сподобились быть свидетелями раскрытия в мире зла до конца и раскрытия до конца любви Христовой. Никогда еще не был так поругаем человек, и никогда еще так не расцветала его святость. Среди апокалиптической, дышащей холодом смерти зимы Церковь наполнена сегодня цветами, и, как говорит священномученик Киприан, нет недостатка ни в лилиях, ни в розах - от святых Царственных мучеников и священномучеников Владимира и Вениамина до преподобномученицы Великой княгини Елизаветы и самых простых, бесчисленных верующих людей. Сколько их было расстреляно, сколько замучено! Сколько их сгинуло за колючей проволокой концлагерей, в тюрьмах и на каторгах ГУЛАГа: епископов, священников, монахов; женщин, мужчин и детей! Сколько было их во всем нашем народе! И ни один дом, воистину, не минула чаша сия. Когда мы читаем в Евангелии слова Христовы, предупреждающие о том, что " предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей.., и будете ненавидимы всеми за имя Мое... " (Мф. 10; 2122), то невольно размышляем: неужели такое действительно может случиться? И это на самом деле случилось в годы гонений, когда в двадцатые, тридцатые и сороковые годы совершался беспримерный геноцид русского православного народа, и дети предавали своих родителей, и брат предавал брата на смерть так, что это считалось доблестью.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_9....

Ибо Он Сам увещевает нас: будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть ( Лк.6:36 ). Итак, будем твердо держаться нашей веры во Христа, Сына Божия, и – стараться жить по вере, – во всякой исправности и в делании благих дел. Иначе и с нами будет то же, что с евреями, – и мы, новый Израиль, сыны Царствия, будем изгнаны во тьму кромешнюю, где будет плач и скрежет зубов; не спасет нас наша вера православная, если мы маловерны и неверны, горды и жестокосердны, – невоздержны, нечисты, сквернословы, сварливы, непокорны, вероломны, лживы, неуважительны, ленивы, если не будем носить тяготы друг друга и помогать друг другу в житейских нуждах. Вера без дел благих мертва ( Иак.2:20 ) и не спасет нас; ведь и бесы веруют в Господа и трепещут Его, а все остаются такими же бесами, и им уготована вечная мука, вечный огонь. Итак, будем себя испытывать, в вере ли мы, и по вере ли мы живем, каемся ли искренно, исправляемся ли, освещаемся ли, в трудах ли и делах благословенных упражняемся на всякий день? – Нынешнее Евангелие еще вразумляет нас, сколь много значит ходатайство за других пред Богом, если оно соединяется с верою и любовию. Верующий сотник, исходатайствовал у Господа дар здравия больному своему слуге; и слуга, без сомнения, воздал славу Богу за свое исцеление и сказал сердечное «благодарю» своему господину. Это урок нам прибегать усердно к ходатайству за нас святых угодников Божиих, ибо много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ), говорит Апостол, и вообще к ходатайству за нас Церкви. И мы ежедневно просим за нас ходатайства Богоматери, Св. Ангела Хранителя и всех святых, коих молитвами коих молитвами и ходатайством да спасет всех нас Господь Бог . Аминь. 17. Поучение в неделю 4-ю по Пятидесятнице Слышав Иисус (ответ сотника), удивися, и рече грядущим по Нем: аминь глаголю вам: ни во Израили толики веры обретох ( Мф.8:10 ). В нынешнем Евангелии, братия, Господь восхвалил веру одного сотника, который просил Господа исцелить сильно болевшего слугу его. Было так: Спаситель вошел в город Капернаум: за Ним шли ученики Его и множество народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Скорбь и теснота – удел чад Христовых на скорбной и грешной земле. Зато и готовится им удивительная возможность последовать за своим Спасителем на Небо. Распявшие плоть свою со страстьми и похотьми, они и воскреснут вместе с Распятым. Ещё при жизни отказавшиеся от рабства плоти, от рабства “земле”, ещё здесь и среди нас сбросившие оковы земной привязанности, они, святые, легко и радостно вознесутся в небесные чертоги вслед за своим Богом, не обернувшись подобно Лотовой жене на оставляемую землю. Потому что способность летать, возможность вознесения отныне предоставлена каждому. Надо только захотеть святости, надо только заскучать о ней среди грешных и скорбных дел наших. Надо только последовать за Спасителем туда, куда Он давно зовёт нас. На Небо. Аминь. Соблюди их во имя Твое… Проповедь в неделю 7ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора 23 мая 1999 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня, когда Церковь Христова молитвенно вспоминает святых отцов Первого Вселенского Собора, которые по вдохновению Святого Духа смогли сформулировать, объяснить и передать нам с вами истину о Боге, запечатленную в чеканных определениях Символа веры, сегодня за богослужением читается отрывок святого благовествования апостола Иоанна Богослова, называемый часто первосвященической молитвой Христа. Господь молится за людей. Господь, подобно священнику, предстоящему пред Престолом, молится за малых мира сего. Перед тем, как взойти на Крест, перед тем как принять страшную муку и страшный позор, наш Спаситель молится за тех, кто останется сиротами после Его ухода. Он молится за тех, кто предаст Его при первой же опасности. Господь молится за людей, потому что любит их. И человеку это знакомо. Когда умирает мать, когда пред гробовой чертой стоит отец малых и неразумных детей, сердце их переполняется ужасом за судьбу тех, кого они оставляют – за малых своих, которые вот-вот станут сиротами. Это бывает не так уж и часто на земле. Все-таки, как правило, отцы и матери покидают мир сей, когда их дети уже выросли, твердо стоят на ногах и не нуждаются в помощи своих состарившихся родителей. Но какой тревогой переполнено сердце материнское, когда она видит, что любимому ее чаду ничем уже, кроме молитвы помочь не может. Иные скажут: все от маловерия! Чего матери бояться за детей своих, когда с ними Бог? Но давайте вслушаемся еще раз в эти любовные, тревожные слова, которые Христос произносит, молясь за Своих учеников, а значит и за нас с вами: “Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне… Я уже не в мире, но они в мире… Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал…”( Ин.17:9-11 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Увидел бы, конечно, очень много таких, которые гораздо выше его по жизни, и уж не сказал бы этих пагубных слов: «несмь, якоже прочии» (Лк. 18:11). Вот и наука нам, братие. У врага всегда та же уловка — и теперь, как и тогда. И теперь, как и тогда, внушает он: «Вон — посмотри, и тот — такой-то, и тот — такой-то, ты же — совсем иное дело!» Послушает бедный человек этой льстивой речи и в самом деле начинает думать, что он хорош, а там — отуманивается самомнением и лишается милости Божией. Но зачем тебе смотреть на живущих нерадиво? Смотри на строгих ревнителей добродетели и благочестия — и просветишься познанием своих недостатков. Или, лучше, не смотри ни на кого из живущих здесь, ибо кто чист? Минуй всех и содержи в мысли только те образцы, которым подражать обязывает тебя слово Божие. «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1), — говорит Апостол. «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:15), или «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48), — говорит Господь. Вот на кого смотри и с кем сличай жизнь свою! С добродетелями святых Апостолов, с деяниями Господа Спасителя, с совершенствами Отца Небесного. В сей чин вставляя себя, кто осмелится подумать: «Не таков, как прочие» ? Не скорее ли, стыдом покрывшись и очи потупя долу, вопль испустит из сердца: «Боже, милостив буди» ? Тут то же произойдет, что бывает, когда кто вступит в общество высшего тона, не зная его приемов, или явится в блестящее собрание не в принятой одежде. Так, сопоставление себя с высшими и совершеннейшими бывает самым сильным и действительным врачевством против самомнения. Далее фарисей говорит: «Пощуся дважды в неделю , десятую часть доходов своих раздаю бедным и на Церковь» (Лк. 18:12). Вот вторая прелесть! Смотреть только на одни дела правые, скрывая от себя самого грехи свои, и в делах правых смотреть только на внешнюю их сторону, не обращая внимания на внутренние чувства и расположения, с какими они совершаются. Так поступал фарисей и омрачался самомнением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2943...

Ап. Павел пишет Фессалоникийцам, что день Христов не придет, «доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в Храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… которого (т. е. антихриста) пришествие по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Сол.2:4, 9 ). В послании к Тимофею ап. Павел пишет: «дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ; ср. 2Тим.3:1 ). Ап. Петр напоминает христианам, что «в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» ( 2Пет.3:3 ). Ап. Иуда говорит: «вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям» ( Иуд.1:17, 18 ). Такой же признак «последних дней», указывает и ап. Иоанн, когда говорит: якоже слышасте, яко антихрист грядет и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть. Господь сокрыл от нас время «последних дней» и «последнего дня». О дни же том, сказал Иисус Христос, никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един ( Мф.24:36 ср. Мк.13:32 ). Поэтому и ап. Павел, а так равно ап. Петр и Иуда, не говорят, что наступили последние дни, а они указывают только признаки последних дней, усматривая в современных еретиках дух тех «наглых ругателей», которые, по слову Господа, должны появиться в последние дни. И ап. Иоанн не пишет, что антихрист уже пришел, а говорит, что антихрист, как слышали читатели, грядет, и в появившихся лжеучителях усматривает только дух антихриста ( 1Ин.4:3 ; 2Ин.1:7 ). Поэтому слова: последний час есть имеют предположительный смысл: есть, т. е. готов, или может во всякое время открыться, – скоро ли, или нет, Апостол не говорит, ибо это известно только Отцу небесному, у Которого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Пет.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Находите ли вы, возлюбленные, крест Господень для себя таким, каким он был для святых мужей? Нет, отвечу я за большинство ваше… Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? По неверию вашему. Крест сам в себе всегда чудесен и животворен. Для христиан, верных ему и ныне своею верою и благоговением, верен и он, как самый верный и постоянный друг. О! кто мне даст ревность Божию и силу слова возбудить в христианах нынешнего времени живую веру и должное благоговение ко кресту и Распятому на нем! Знаю, что многие невнимательны ко кресту и к крестному знамению. Иногда невнимание и неуважение ко кресту простирается до того, что не принимают идущего в дом со крестом и во имя креста служителя Христова; другие не хотят, как должно, изображать на своем грешном теле знамения креста, или пренебрегают священническим благословением, или же и сами священники пренебрегают им; иногда это делают по невниманию, а иногда – о ужас! – от ложного, проклятого стыда. Креста ли стыдится, возлюбленный, который есть похвала и слава наша? Предостерегаю тебя благовременно: и Сын человеческий постыдится тебя, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми 110 . Возлюбленные! будем всегда чтить крест Господень верою и любовью: и он будет нашим другом, спасителем не по себе, а силою Распятого на нем. Аминь Бесноватые Слово в неделю четвертую великого поста Сегодня, возлюбленный братия и сестры, читано было евангельское повествование от Марка об исцелении Иисусом Христом бесноватого глухого и немого отрока, за которого просил отец его, – через изгнание злейшего нечистого духа, причинявшего несчастному отроку глухоту и немоту. «Дух немой и глухой»! сказал Господь нечистому, «Я повелеваю тебе, выйди из него, и впредь не входи в него. И вскрикнув и сильно сотрясши его, злой дух вышел; и отрок сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус взяв его за руку, поднял его; и он встал». Но послушайте, сколь зол был мучивший отрока демон. Отец этого отрока говорил Господу, что демон, где только ни схватывал его, бросал его на землю, – и несчастный испускал пену изо рта, скрежетал зубами своими, и весь оцепеневал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Похоронили его на общем кладбище и на кресте сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки (4 февраля 1908 г.). «Святые не любили...» Как он сравнял себя с ними! Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича: – Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы! 121 Да святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал апостол любви Иоанн: Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви ( 1Ин. 4:17–18 ). Значит и преподобный Серафим, и батюшка отец Исидор достигли высоты любви. И как просто говорил мне отец Исидор о прославленном уже тогда Саровском праведнике: «Преподобный-то Серафим не обидится на меня». Так мы говорили лишь про подобных или равных себе. Замечательно и другое обстоятельство в кончине батюшки. Он скончался 4 февраля. И в этот день творится память его Ангела, преподобного Исидора Пелусиота . Значит его святой одноменник и покровитель в иночестве призвал к себе, в горние селения, батюшку в день своей небесной славы. И подобные совпадения смерти совершенно не случайны. «Жития святых» отмечают их довольно часто 122 .  «Праведники и по смерти живут», – говорит слово Божие (ср.: Мф. 25:46 ; Притч. 10, 25, 30 ). Мне неизвестны чудеса блаженного батюшки, но сила одного имени его велика и по смерти. И все с тем же И.Ф.Л.. Лет восемь спустя мне снова пришлось устраивать его на новое место, на этот раз в том же городе X, где я служил тогда 123 . Мы здесь встречались часто, – не менее раза в неделю. И странно: редко было, чтобы мы не спорили и не раздражались. –  Да, я – всем лишний. Надоел всем. Жить не стоит! Брошусь в воду или под поезд. И вы – не любите меня. Келейника своего П. любите больше, чем меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Сохраним же навсегда в сердцах своих святое обетование Господа Иисуса: «И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» . Аминь. 29 апреля 1951 г. В неделю антипасхи, о воскресении мертвых Свое соборное послание св. апостол Петр начинает словами: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому…» (1 Пет. 1, 3). Апостол говорит, что они, святые апостолы, были мертвы. Почему мертвы? Потому что после страшной крест-ной казни Господа Иисуса Христа рушились надежды их, и все покрылось непроглядной тьмой — надежды не было, все рушилось. Как могло бы исполниться на них то обещание Христово, какое дал Он им в ответ на вопрос апостола Петра: —  … вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 27, 28). Святые апостолы глубоко веровали в то, что Господь Иисус Христос был Мессия, Спаситель мира, Сын Божий. И что же?! Он пригвожден ко кресту, Он погребен. Как, как же это возможно пережить?! Какое сердце выдержит такое страшное испытание?! Но когда воскрес Господь, тогда сразу воскресли они из мертвых: Он воскресил их Своим воскресением. И мы, все мы, уверовавшие во Христа, тоже были бы мертвы, если бы не воскрес Христос, ибо дух наш требует, как безусловно обязательного, бессмертия. Дух наш не может никак примириться с тем, чтобы такие великие праведники, как, например, преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский, просто умерли, исчезли, канули бы в какую-то бездну небытия. Ведь требует сердце наше, безусловно требует того, чтобы злые дела злых людей были наказаны, ибо в этой жизни, как часто видим, они очень часто остаются безнаказанными. Требует сердце, чтобы страдания праведников были вознаграждены вечной радостью небесной. Если бы не воскрес Христос, то и эти надежды так же рухнули бы, как рухнули надежды святых апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Читается в неделю о блудном сыне. Лк.15:11 . Речé же: человек некий име двá сына: (Еще сказал: у некоторого человека было два сына;) В этой притче Господь пред фарисеями, которые роптали на Него за Его любвеобильное обращение с мытарями и грешниками (ст. 2), с особенною наглядностию и трогательностию изображает любовь Божию к кающемуся грешнику, каковыми были мытари и грешники, окружавшие Господа во время земной Его жизни, и отношение к грешнику людей, считавших себя праведниками, каковыми были книжники и фарисеи. Под образом отца здесь разумеется Бог – Отец всех человеков, Который хочет всем спастись и в разум истины приити ( 2Тим.3:9 ); под двумя сыновьями его – люди: грешные, под именем младшего, и мнимые праведники, еврейские книжники и фарисеи, под именем старшего. Как сын имеет жизнь от отца по рождению, так и всякий человек имеет бытие и жизнь от Бога, по сотворению. Как сын при отце все, что имеет, имеет от отца, так и всякий человек все, что имеет, первоначально имеет от Бога. Некоторые толкователи разумеют под сыновьями иудеев и язычников, – две части рода человеческого до пришествия Христова, первых под старшим, а вторых под младшим. Лк.15:12 . и речé юнейший ею отцý: óтче, дáждь ми достóйную чáсть имения. И раздели има имение. Лк.15:13 . И не по мнóзех днéх собрáв всé мний сын, отъиде на странý далéче, и тý расточи имение своé, живый блýдно. (и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.) Юнейший ею (младший из них), как более легкомысленный и неопытный. Достойную – следующую по закону Моисееву ( Втор.21:17 ) – часть имения. Под имением разумеются дары Божии, получаемые человеком, – естественные, как-то: ум, воля, здоровье и т. п. и духовные, благодатные, получаемые в таинствах, – напр, в крещении очищение грехов, в миропомазании помощь к христианской жизни, в причащении освящение. Удаление сына от отца, который не мог дать ему свободы жить так, как хочется, означает удаление человека от Бога, или оставление пути спасения, который кажется ему тяжел, своеволие и забвение своих нравственных обязанностей. «Удаляемся мы от Бога, пишет Златоуст, не местом, но делами: ибо первое невозможно. Но грехи наши отлучают нас от Бога». Жизнь блудная (распутная) в дальней стране и расточение имения частию буквально изображают жизнь и состояние грешников в удалении от Бога. Вообще же этим означается то, что грешники, перенося свою любовь от предметов духовных и святых к чувственным и греховным, и прилепляясь к ним мыслями, чувствами, желаниями и делами, чрез это прелюбодействуют от любви Божией; и сластолюбивый расточает сокровище здоровья, имение, гордый – злато душевных сил даже до лишения ума (Филар.), теряют свою чистоту и силы Духа Святого, а с этим и надежду на небесное блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010