Правда, не все, которых мы называем счастливыми, непременно погибнут, и не все, которые зовутся у нас несчастными, непременно спасутся. Но счастье земное, как мы его понимаем, всегда было и будет прямым путём к погибели, а земное несчастье — путём ко спасению. Как бы то ни было, а нет ни одного праведника на небесах, который бы не страдал на земле, и не испытал так называемых несчастий жизни. Итак, нам следует терпеть всё, что не случается неприятного в жизни, и терпеть без ропота, досады и зависти, так как терпением спасается душа наша ( Лук.21:19 ). Кроме того, нам следует непрестанно бороться со своими греховными желаниями, наклонностями, страстями и привычками, а это такой произвольный крест, который не вынесет человек без вышней помощи, нο кто страдает в угождение Иисусу Христу, тот может смело надеяться на Его всесильную помощь: “ибо как Он Сам претерпел искушение, так может помогать и искушаемым” ( Евр.2:18 ). Что Он вознёсся на небеса, это ещё не значит, будто Его уже вовсе не стало с нами на земле: нет, Он обещал пребывать с нами “во все дни до скончания века” ( Мф.28:20 ). Аминь. 23. Поучение в седьмую неделю Пасхи, — святых отец “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” ( Ин.17:3 ). Нельзя знать Бога и не любить Его, всё равно, как нельзя видеть солнце, и не чувствовать его света. “Бог есть любовь” ( 1Ин.4:16 ), и кто знает Его, тот узнает блаженство любви. Бог обладает такими совершенствами, что никакая душа, созерцающая их, не может не пожелать вечной жизни с Господом. О, если бы мы короче узнали Бога Отца и Спасителя нашего Иисуса Христа, — мир и всё нами теперь любимое потеряло бы для нас всю свою обычную привлекательность. Всякий грех, как нарушение воли Божией, стал бы казаться нам гнусным и ужасным, и никакая посторонняя сила не могла бы отвлечь нас от любви к Господу ( Рим.8:35 ). Бог есть красота неописанная, мудрость беспредельная, сила всемогущая, благо неизменное, вечная и неистощимая радость для всех тварей, Существо во всех отношениях всесовершенное. И если бы мы всё это знали в Нём с точностью и уверенностью, то никогда не предпочли бы Ему мира и обольщающих нас вещей, которые не могут доставить нам истинного благополучия.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за Царя и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте: ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу ( 1Тим.2:3 ). Всякая душа да будет покорна высшим властям ( Рим.13:1 ). Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: Царю-ли, как верховной власти, правителям-ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Такова есть воля Божия ( 1Пет.2:13–15 ). Противящийся власти, противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. ( Рим.13:2–5 ). Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело ( Тит.3:1 ). Повинуйтеся не только благим и кротким, но и строптивым ( 2Пет.2:18 ), с уважением в простоте сердца, как Господу, а не человекам . ( Еф.6:5, 7 ). Если же кто имеет жалобу на кого-нибудь, (из них), то есть судебные собрания: пусть жалуются друг на друга. А если вы ищите чего-нибудь другого, то это решено в законном собрании ( Деян.19:38, 39 ). Для сего и подати платите: ибо они Божии служители, – сим самим постоянно занятые. Отдавайте каждому должное: кому подать – подать, кому честь – честь ( Рим.13:1–7 ). 6) Какие главнейшие заповеди закона Божия об отношениях подданных к Царю и поставленным Им властям? 1) Благоговейное почитание помазанников Божиих, так как имя помазанника Божия представляет лицо, запечатленное от Самого Бога печатью сыновства и божественной власти, как священное, превознесенное, достойное благоговения и потому неприкосновенное. (Читай Пс.104:15 ; 1Пет.2:17 ; Мк.12:17 ; Исх.22:18 и др.). 2) Самоотверженная любовь и верная преданность Ему ( Ин.15:13 ; 1Цар.26:15 ; Апок.2:10 ; Лк.16:10 ). « Не прикасайтесь к Царям, ибо они суть Мои , – говорит Вседержитель, не прикасайтесь , ибо они суть помазанные от Меня. Благоверные Россияне! храните же внимательно и благоговейно зеницу ока Господня. Не прикасайтесь к святыне царского Величества даже и так, как прикасаются к чему-либо священному без злого намерения, по легкомыслию, по неосторожности. Душа христианская! Ты призвана повиноваться за совесть ( Рим.13:5 ). А потому, не прикасайся к царской власти ни словом ропота, ни мыслью осуждения и веруй, что яко возвеличится душа помазанных во очию твоею, тако возвеличишься ты пред Господом и покрыет тя, и измет тя от всякия печали ( 1Цар.26:10, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Признание в жизни вечной Если мы исключим из нашего сознания перспективу вечной жизни, если мы признаем за реальность страшный миф о том, что вечной жизни не существует, то вся история превращается в бессмысленность, у которой нет предназначения, потому что не может быть предназначением истории более счастливая жизнь следующего поколения. Такого не бывает, потому что в каждом поколении — свои герои, свои мученики, свои пророки, свои великие люди, и очень часто большинство из них неведомы нам, но ведомы Богу.      И как те ветхозаветные праотцы и отцы, свидетельствованные верой, не получили обещанного, так и ныне живущие или нам предшествовавшие люди часто не получают признания в следующих поколениях, но все они получают призвание и признание в жизни вечной. И если бы не было вечной жизни, то не было бы никогда полной и абсолютной справедливости, потому что по неведению, по забвению, по окамененному нечувствию люди не могут выносить праведный суд об истории. Только Бог выносит этот праведный суд, и в Его Царство вступают герои духа, святые подвижники, — и те, о ком знали и, быть может, забыли, и те, о ком никто не знал и не помнил. В вечности осуществляется высшая Божественная справедливость. И когда мы пытаемся оценивать прошлое, выносить свой суд, в том числе о событиях столетней давности, мы должны помнить, что всякое человеческое суждение условно. Оно ограничено возможностями человеческого разума, человеческой памяти, оно ограничено теми данными, которыми люди располагают. Но есть Божий суд, как сказал великий поэт. Этот Божий суд являет абсолютную справедливость, и в этом суде является слава тех людей, которые жизнью своею утвердили веру, утвердили великие нравственные принципы. Из слова по окончании Литургии 1 января 2017 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, в храме Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах в Москве. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей Каржавин 2 января 2017, 20:19 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

http://pravoslavie.ru/99893.html

Св. Иустин философ и мученик и Ириней еп. Лионский говорят, что в их время, т. е. во втором веке, этот дар был в христианской церкви. 35 Но с течением времени эти чрезвычайные дары между христианами проявлялись всё реже и реже, а в четвертом столетии, по свидетельству св. Иоанна Златоуста , прекратились совершенно. (Св. Иоанна Златоуста слова и беседы на разные случаи т. 2, стр. 199–201. С.-Петербург 1865 г.). Таким образом в указанном месте ап. Павел вовсе не говорит того, что право церковного учительства при богослужении принадлежит каждому христианину. Напротив, в том же послании относительно права церковного учительства Апостол ясно говорит, что оно есть достояние только известных, особых лиц, получивших это право от Бога: иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями и проч. ( 1Кор.12:28 ), и затем спрашивает: все ли апостолы? все ли пророки? все ли учители? и проч. (29 ст.). Из последних слов ясно видно, что право учительства имели далеко не все христиане. Согласно с этим и ап. Иаков говорит; не многие делайтесь учителями ( Иак.3:1 ), а относительно женщин ап. Павел прямо заметил, что они в Церкви должны молчать ( 1Кор.14:34 ). И в следующих словах ап. Павла нет никакого свидетельства о праве каждого христианина на церковное учительство: некоторые по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа ( Флп.1:15 ). В этих словах Апостол свидетельствует о том, что, когда он был и под стражею в Риме, евангельское учение проповедовалось в Риме. Проповедниками его были частью ученики апостольские, которые это дело делали с добрым расположением к Апостолу, а частью люди неприязненно относившиеся к Апостолу, иудействующие, которые, при вере во Христа, держались некоторых иудейских мнений и были не довольны на ап. Павла за его постоянную и настойчивую проповедь об отмене обрядового закона Моисея. Эти иудействующие, зная нерасположение к христианскому учению римского кесаря и римской знати и желая более возбудить кесаря против Апостола, увеличить тяжесть его уз ( Флп.1:16 ), начали открыто проповедовать в Риме о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Столб облачный был мраком и тьмою для египтян, а для израильтян – освещающим светом. Отроки еврейские в Вавилоне, верные единому Богу, не поклонились золотому истукану на поле Деире и по повелению царя Навуходоносора были брошены в печь, но остались в ней не опаленными от огня и, славя Бога, ходили в печи, как в цветнике 62 . И среди львов остался невредимый пророк Божий Даниил, который (по словам тропаря в Неделю святых отец) «львов пастырь, яко овцам, являшеся». Но эти же львы тотчас растерзали брошенных к ним обвинителей пророка из числа идолопоклонников. Будем помнить, что Господь наш есть «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» ( Исх.34:6 ). «Саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас» ( Иоил.2:25 ). Господи! «Твоей руки невозможно избежать, ибо нечестивые, отрекшиеся познать Тебя, наказаны силою мышцы Твоей, быв преследуемы необыкновенными дождями, градами и неотвратимыми бурями и истребляемы огнем» ( Прем.16:16 ). 37 «В себе мы носим черты Того, родом Которого должны похваляться; будучи малым миром, мы в то же время представляем собою наместников Бога на земле, чтобы себя и мир представлять Богу и быть живою связью между миром и Богом» (Лютард X. Апология христианства. СПб., 1892. С. 94). 38 «Нравственность, по этимологическому своему значению, – определяет о. И. Янышев , – есть более или менее прочное внутреннее настроение человека, возбуждающее в нем самом известные приятные чувствования и выражающееся в известных действиях или поступках... Более или менее прочное настроение воли человека есть то дерево, о котором Спаситель говорил, что о нем другие могут узнать только по плодам его: «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые... Итак по плодам их узнаете их» ( Мф.7:17–20 ). Внешние действия, в которых выражается это настроение, и постоянство которых составляет нрав людей, суть плоды добрые или худые, свидетельствующие пред всеми о качестве самого настроения; а чувствования, приятные или неприятные, соединенные с сознанием как настроения собственной воли, так и его выражения в жизни, этот внутренний критерий или признак того, нравственно или безнравственно, хорошо или худо это настроение можно разуметь под тем светильником или оком души, о котором Спаситель говорил, что «если этот светильник погаснет в человеке, или если око потеряет свою чистоту, или даже сам превратится в мрак, сделается тьмою, то какова же будет тьма в человеке?» (ср.: Мф.6:22–23 ). Янышев И. Л. Православно-христианское учение о нравственности. СПб., 1906. С. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Таковы, братия, злоупотребления гостеприимством по случаю радостных и печальных случаев семейной жизни. Они совершенно искажают настоящий смысл этого гостеприимства, если оно подает повод к одному греху, если участвующие в гостеприимных трапезах помышляют только о чревоугодии и на любовь, на радость и на горе угостителей не отвечают взаимностью. Это предосудительно во всяком случае, особенно же в том, когда гостеприимство предваряется и сопровождается церковною молитвой, приносимою Господу в радости и скорби. Будем, братия, всячески избегать подобных искушений. Грех чревоугодия, совершаемый под предлогом благочестивых побуждений предваряемый и сопровождаемый молитвами, есть грех кощунства. Да сохранит нас Господь от сего греха. Сравнение дающих с принимающим Поучение в неделю святых отец 1-го Вселенского собора Блаженнее есть паче даяти, нежели приимати. ( Деян. 20:35 ). Сии слова, не встречающиеся в Евангелии, изречены Иисусом Христом и приведены апостолом Павлом в слышанной вами сегодня прощальной речи его к Ефеским пресвитерам, сказанной на обратном пути его во Иерусалим. В этой речи апостол между прочим напоминает им о бескорыстии своего апостольского служения во время продолжительного пребывания в Ефесе. Много он положил трудов для обращения жителей Ефеса к христианству и для утверждения их в вере. За свои труды он имел полное право на вознаграждение, согласно с словами Иисуса Христа: достоин есть делатель мзды своея ( Мф.16:10 ), и согласно со словами самого апостола: «какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное»? ( 1Кор. 9:7, 11 ). Но как ни бесспорно это право, Апостол не пользовался им. «Ни серебра, ни золота, говорил он, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои» ( Деян. 20:33,34 ). Он был скинотворец и деньги, выручаемые от своих изделий, употреблял на пропитание не только себя лично, но и сопровождавших его учеников. Так он поступал, следуя дошедшим до него по преданию словам Христовым: « Блаженнее давать, нежели принимать».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Что еще доброго хотел бы ты, христианин, получить и не получил бы от Святого Причащения? Хочешь праздновать каждый день? Хочешь праздновать Светлую Пасху, когда пожелаешь, и радоваться радостью неизреченной в этой прискорбной жизни? Непрестанно прибегай к Таинству и причащайся с должной подготовкой, и тогда ты насладишься тем, чего желаешь. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души - это Христос, Который приносится в жертву в Таинстве, как говорит Апостол, а вслед за ним и божественный Златоуст: " Четыредесятница один раз в год бывает, Пасха же - трижды в неделю, а иногда и четыре, точнее же - столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха -это не пост, но Приношение (Προσφορ) и Жертва, бываемая на каждом собрании А то, что это истинно, услышь от Павла, говорящего: " Пасха наша, Христос, заклан за нас (1Кор.5,7) " . Так что всякий раз, когда ты приступаешь с чистой совестью [к Таинству], ты совершаешь Пасху. Не тогда, когда ты постишься, а когда этой Жертвы причащаешься. Ведь оглашенный никогда не совершает Пасху, хотя и постится каждый год, потому что Приношения (Προσφορ) он не приобщается " . То есть не причащается. И напротив: " Непостящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит [к Таинству], тоща и совершает Пасху - будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью " То есть наилучшая подготовка к Причащению состоит не в том, чтобы отсчитывать восемь, или пятнадцать, или сорок дней и тоща причащаться, а в том, чтобы очищать совесть. Итак, те, которые, хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют, как говорит этот божественный Отец. Те, которые не подготовлены в каждый праздник причащаться Тела и Крови Господних, не могут по-настоящему праздновать и воскресные дни, и другие праздники в году, потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которыми является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1155...

Слава, храма: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак храма, и праотцев, и воскресен, пременяюще глаголем. На литургии, блаженна гласа на 4: и праотцев песнь 3-я, на 4: и храма песнь 6-я, на 4. По входе тропарь воскресен, и праотцев, и храма. Кондак воскресен. Слава, храма: И ныне, праотцев. Вместо прокимена, песнь отцев: Благословен еси Господи Боже отец наших: Таже храма. Апостол, аллилуиа, и Евангелие праотцев, и ряд: таже храма. Причастен: Хвалите Господа с Небес: Другий: Радуйтеся: [Зри] Тогоже дне бывает отдание храма, яко предписася в первой главе. На Господи воззвах, стихиры храма, 3: и святаго, 3. Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен, по гласу. Прокимен дне. На стиховне октоиха: Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен, по гласу. По Трисвятом, тропарь храма. Слава, святаго, аще есть. И ныне, Богородичен. И отдается служба храма. Такожде поем службу и праотцев во отдание храма. Глава 14. Поем службу храма святых триех отроков, во всем, якоже предписася святаго Симеона Столпника храма в неделю, по тойже главе Поем службу храма святых триех отроков, во всем, якоже предписася святаго Симеона Столпника храма в неделю, по тойже главе. Глава 15. Аще ли случится храм их в неделю святых отец, пред Рождеством Христовым, поем службу храма, по тойже главе, якоже якоже указася храму с праотцы в неделю: точию чтем паремии отцев и храма Аще ли случится храм их в неделю святых отец, пред Рождеством Христовым, поем службу храма, по тойже главе, якоже якоже указася храму с праотцы в неделю: точию чтем паремии отцев и храма. Глава 16. Аще ли случится храм святаго или святыя в неделю пред Рождеством Христовым святых отец, декемвриа в 20, в 21, в 22 и в 23 день На малей вечерни, стихиры воскресны 4. Слава, храма: И ныне, предпразднства. На стиховне стихира воскресна едина, и храма стиховна великия вечерни с припевы его. Слава, храма: И ныне, предпразднства. По Трисвятом тропарь воскресен и отцев. Слава, храма: И ныне, предпразднства. Ектениа малая, и отпуст. На велицей вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и отцев со славным, 4: и храма 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

“Цветная Триодь содержит в себе последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей всех святых” 587 . Название свое эта богослужебная книга получила, как мы уже заметили, от того, что в древности она начи[на]лась службой в Неделю цветоносную или цветную, ныне в Неделю ваий. “Цветная Триодь поется вместе с Октоихом, но иначе, нежели Триодь Постная. Во-первых, в Цв[етной] Триоди в последовании седмичных дней большей частью находятся молитвословия Октоиха не только из последований седмичных дней, как в Триоди Постной, но и воскресных. Во-вторых, молитвословия Октоиха вносятся в Цветную Триодь, или назначаются в ней для пения, по порядку гласов, с прямым указанием, которого гласа молитвословия Октоиха поются в каждую седмицу и неделю. Тогда как в Постной Триоди при указаниях на молитвословия Октоиха не обозначается, из какого гласа они должны быть петы, потому что в недели и седмицы, в которые поется Постная Триодь, гласы бывают в разные годы не одни и те же, а разные. Во время же пения Цв[етной] Триоди и неделям и дням седмиц указываются одни и те же гласы для всех годов. Гласы для пения, равно и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в Пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас, и песнопения Октоиха внесены в последования Триоди для каждого дня из особого гласа. Так, после дня Пасхи, на которой в Великую Субботу на вечерне (пред литургией) поются воскресные песнопения Октоиха (стихиры на «Господи, воззвах») первого гласа, в понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, во вторник – третьего гласа, в среду – четвертого, в четверток – пятого, в пятницу – шестого, в субботу – осьмого гласа. После же Недели ап. Фомы в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся молитвословия Октоиха для всех дней каждой седмицы из одного гласа, но для каждого дня особые. Гласы недель и седмиц следуют в таком порядке: в Неделю ап. Фомы песни Цвет[ной] Триоди (Октоих не поется в этот день) поются на первый глас, и в седмичные дни за этой неделей в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся песнопения Октоиха 1 гласа. В Неделю мироносиц и в седмичные затем дни поются песнопения Октоиха 2 гласа; в Неделю и седмицу расслабленного – 3 гласа, в Неделю и седмицу самаряныни – 4-го гласа, в Неделю и седмицу слепого – 5-го гласа, в Неделю св. отец [Первого Вселенского Собора] – 6 гласа, в Неделю Пятидесятницы песни Цветной Триоди поются (Октоих не поется в этот день) на глас 1-й, в Неделю всех святых поются песни октоиха 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

При пении Цветной Триоди, на некоторые воскресные дни полагаются стихиры Октоиха, но не рядового гласа, а того, который именно указан для известной Недели. Эти воскресные стихиры Октоиха внесены и в Цветную Триодь: на неделю мироносиц – 2-го гласа, на неделю расслабленного – 3-го гласа, на Неделю самарянина – 4-го, на Неделю слепого – 5-го, на Неделю Святых Отец – 6-го, на Неделю Всех Святых – 8-го гласа. На Недели же: св. ап. Фомы и Пятидесятницы поются стихиры сим праздникам, стихиры Триоди (Тип., послед. сих дней). На вседневной и великой вечернях (и отдельно от утрени и на бдении) в седмичные дни от недели Всех Святых до дней пения Постной Триоди – На «Господи воззвах» поются следующие стихиры: Если нет празднуемого святого и вообще праздника на следующий день, имеющего в Типиконе или Минее знак предпраздничный, то поются три стихиры Октоиха и три Минеи (Тип., 25 сент. и др.) Так бывает и в субботу, если поется «Аллилуиа» (Тип., гл. 13) 350 . Не одинаков бывает порядок пения сих стихир в седмичные дни, кроме субботы, и в субботу. В седмичные дни, кроме субботы, сперва поются стихиры Октоиха, подобно тому, как в эти дни все вообще песнопения Октоиха поются прежде Минеи. Но в субботу сперва поются стихиры Минеи, а потом уже Октоиха. Если случится святой, имеющий в месяцеслове праздничный знак, то стихиры Октоиха оставляются, и поются стихиры святому или празднику из Минеи (Тип., 5 сент. и др.). Если же случатся два празднества, напр. – святым, хотя и не имеющим знака, но таким святым, из коих каждому есть в Минее стихиры, то в этом случае Октоих оставляется, и поются стихиры Минеи тому и другому святому по три (Тип., 2, 3-го сентября и др.) Если в дни седмичные случится предпразднство или попразднство, то тогда стихиры Октоиха, как и вообще другие песнопения его, не поются. Октоих заменяется стихирами предпразднства иди попразднства из Минеи. Между стихирами Минеи и Октоиха то различие, что стихиры предпразднства или попразднства (Минеи) не отменяются даже и в праздник с полиелеем, бдением, а стихиры Октоиха отменяются и для шестеричного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010