Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не по беззакониям нашим сотворил нам и не по грехам нашим воздал нам. Потому что Он знает состав наш: дни человека как трава, как цвет полевой, пройдет над ним ветер – и нет его. Благословите Господа все дела Его. Благослови, душа моя, Господа» ( Псал. 102 ). После первого антифона диакон произносить малую ектенью, для возбуждения внимания верующих, а священник славит Господа Бога, Вседержителя: «Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа». Затем начинается пение второго антифона или псалма Давида: «Хвали, душа моя, Господа. Буду хвалить Господа всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока существую. Не надейтесь на князей и сынов человеческих, в которых нет спасения. Выходит из человека дух, возвращается он в землю – и тотчас исчезают все замыслы его. Блажен, у кого надежда на Господа Бога его, Который сотворил небо и землю и все, что в них. Господь разрешает узников, отверзает очи слепых, любит праведных, хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову и ниспровергает путь нечестивых. Господь – Царь во веки, Бог твой, Сионе, в род и род» ( Псал. 145 ). По окончании второго антифона поется глубоко трогательная песнь, в которой мы, прославляя Господа нашего Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения, просим Его спасти нас: «Единородный Сын и Слово Божие! Ты, бессмертный, ради нашего спасения благоволил принять на Себя человеческое естество от святой Богородицы и Приснодевы Марии, претерпеть страдания и крестную смерть и тем разрушить нашу смерть. Ты, единый из лиц Святой Троицы, так же чтимый, как Отец и Святой Дух, спаси нас!» После малой ектеньи, оканчивающейся возгласом: «Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу»... царские врата открываются, читаются или поются молитвы благоразумного разбойника: во царствии Твоем помяни нас, Господи, – и изречения из нагорной беседы Спасителя о путях к блаженству. В этих изречениях слышим учение Самого Господа Иисуса Христа о тех высоких качествах, которые необходимы для человека, желающего получить спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его. На 2: Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. на 2: Хвалите Господа все народы, восхвалите Его, все племена. Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек. Слава: Святаго минеи. И ныне: Богородичен. Слава: Стихира И ныне: Богородичен Под праздники во время пения заключительной стихиры открываются Царские врата и совершается вход с кадилом. Молитва входа Иерей: Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или в помышления лукавствия, но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш. Священник: Вечером, и утром, и в полдень, восхваляем, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех, человеколюбивый Господи! Направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помыслам порочным, но избавь нас ото всех, уловляющих души наши, ибо к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тебя мы уповаем, да не постыдишь нас, Боже наш. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон: Благослови, владыко, святый вход. Диакон: Благослови, владыка, святой вход! Священник благословляя, глаголет: Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. И возглашает диакон: Премудрость, прости. Диакон, изображая крест кадилом, возглашает: Премудрость! Станем благоговейно!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

2. В начале 1-го часа отверзаются царские врата и священник и диакон выходят на середину храма, где и находятся вплоть до окончания чтения Евангелия на 9-м часе (см. 24 декабря). После Евангелия на 9-м часе священнослужители уходят в алтарь, закрывают царские врата. 3. Читаются особые псалмы, подобранные в соответствии с содержанием праздника (из трех псалмов на каждом часе читается один постоянный для данного часа (час 1-й – Пс. 5 ; час 3-й – Пс. 50 ; час 6-й – Пс. 90 ; час 9-й – Пс. 85 ), тогда как два других – особые). 4. Во время чтения псалмов совершается каждение: на 1-м и 9-м – каждение священником всего храма, на 3-м и 6-м – малое каждение, совершаемое диаконом (см. 24 декабря). 5. После Богородична часа полагается особая пространная вставная часть: поются стихиры, прокимен, читаются паремия, Апостол, Евангелие. Теперь перейдем к подробному изложению последования Великого часа. Перед началом часов открываются царские врата, священник в епитрахили и фелоне целует Евангелие и престол (диакон – только престол), затем священник с Евангелием в руках (ему предшествуют свещеносцы и диакон с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата и идет к аналою, поставленному в центре храма прямо против царских врат. Положив Евангелие на аналой, иерей произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш...». Затем сразу следует обычное начало (только в начале 1-го часа): Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». Далее общее последование для всех часов. Чтец: «Приидите, поклонимся…» и псалмы часа по чину. Читаются три псалма, из которых один является постоянным для данного часа, а два других – особые, подобранные в соответствии с содержанием праздника. Во время чтения псалмов совершается каждение. На 1-м и 9-м часах священник вместе с диаконом, идущим впереди со свечой, совершают каждение всего храма: сначала священник кадит Евангелие на аналое с четырех сторон, затем кадит спереди икону на центральном аналое и поднимается на амвон, входит в алтарь царскими вратами и кадит весь храм по чину (подобно каждению на полиелее). Но на 3-м и 6-м полагается малое каждение, которое совершает только диакон: Евангелие на аналое с четырех сторон, икону на центральном аналое, царские врата, иконостас, священнослужителей, хор, народ и вновь царские врата и местные иконы, Евангелие спереди, настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вслед за этой молитвой поется прокимен и читаются Апостол и Евангелие, если положено по Уставу (например, 24 февраля, 9 марта и в день храмового праздника) 138 . Если же нет Апостола в Евангелия, то диакон выходит на солью и произносит сугубую ектению: «Рцем вси...». В это время убирается на Горнее место Престола Евангелие и развертывается Антиминс, как и на обычной литургии. В это время царские врата закрываются (см. Служебник и А. Неаполитанский. Цит. соч., с. 63). Но на практике сугубая ектения произносится при открытых царских вратах. Затем следует ектения об оглашенных и возглас: «По Дару Христа...». На пении: «Ныне силы небесные...» открываются царские врата. Молящиеся становятся на колени. Диакон кадит только святой алтарь. Затем иерей, стоя с диаконом перед Престолом, воздевает руки горе и трижды молится: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится». Диакон доканчивает: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)». После этого все сразу прикладываются к Престолу, идут к жертвеннику и совершают три малых поклона со словами: «Боже, милостив буди ми грешному», затем священник кадит (три раза) Св. Дары, и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо большой воздух. Сам же берет правой рукой Дискос и поставляет его себе на главу, а в левой руке берет св. Чашу и переносит Св. Дары с жертвенника на св. Престол, через северные двери и царские врата. Диакон предшествует ему, держа в левой руке подсвечник со свечой, а в правой – кадило, и кадит им часто 139 . При прохождении иерея по солее все люди падают ниц. При входе в царские врата иерей произносит вполголоса: «Верою и любовию приступим...». Молящиеся поднимаются, хор поет: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)». По доставлении Св. Даров на Престоле иерей снимает покровцы с Дискоса и с Чаши, покрывая воздухом, перед этим окадив его 140 , и читает молитву: «Господи и Владыко живота моего...» с тремя поклонами. Закрываются царские врата, и задергивается завеса наполовину. (Это действие указывает, что литургия Преждеосвященных Даров неполная). Диакон выходит на солею и произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу...». В это время священник читает тайную молитву, в которой просит Бога очистить его от скверны и сподобить достойно принять Св. Дары. Эта молитва приписывается св. Афанасию Великому .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Притвор - пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Рúзница - отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. Солея (лат. solum - ровное место, основание; пол) - возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед (амвон), по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата - двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных (диаконских) врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей.   Богослужебные предметы, церковная утварь ВоздУх - большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Даронсица - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например, в больнице и т.п.). Дарохранительница - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикúрий (греч. «двухсвечник») - подсвечник для двух свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дúскос (греч. «священный сосуд») - блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

http://old.sinfo-mp.ru/123.html

Притвор — пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Ризница — отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. Солея (лат. solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решеткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед (амвон), по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата — двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных (диаконских) врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей.   Богослужебные предметы, церковная утварь Воздух — большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Дароносица — переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например, в больнице и т. п.). Дарохранительница — священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикирий (греч. «двухсвечник») — подсвечник для двух свечей — принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дискос (греч. «священный сосуд») — блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Если предполагается лития, то на просительной ектении все священники, облаченные в епитрахили, поручи и головные уборы, становятся в два ряда по бокам от престола. Священник, стоявший у Престола, также отлагает фелонь и становится на свое место в ряду священников. Два диакона, назначенные протодиаконом, принимают на Горнем месте у иподиаконов кадила. Архиерей становится на предстоятельское место. После возгласа: “Буди держава…” диаконы открывают Царские врата. Архиерей и все духовенство два раза крестятся, прикладываются к престолу, все еще один раз крестятся, и Архиерей благословляет общим осенением духовенство. В этот момент диаконы берут благословение на кадило. Архиерей исходит на литию Царскими вратами, все иереи и диаконы – боковыми дверьми. После того, как Архиерей вышел из алтаря, Царские врата сразу закрываются диаконами. Диаконы с кадилами совершают каждение. Относительно схемы каждения на литии практика весьма неоднородна. Учитывая то, что мы ставим целью показать практику Московской епархии, мы подробно опишем схему, принятую в Успенском кафедральном храме Новодевичьего монастыря. Диаконы совершают полное каждение алтаря, иконостаса, праздничной иконы (трижды по трижды), Архиерея (трижды по трижды)и духовенства (с середины храма), клиросов и народа (с амвона), Царских врат, икон Спасителя и Богоматери, иконы праздника (трижды) и Архиерея (трижды). Далее диаконы крестятся, кланяются Архиерею и отдают кадила иподиакону, а сами становятся в ряд с прочими диаконами. Далее лития идет обычным чином. На возгласе по “Отче наш”: “Яко Твое есть Царство…” иподиаконы открывают Царские врата. На этом же возгласе протодиакон принимает у иподиакона кадило и испрашивает благословение у Архиерея на каждение. Во время пения тропаря протодиакон кадит литийный прибор вокруг трижды, затем кадит икону праздника, Архиерея трижды по трижды, духовенство, затем крестится, кланяется Архиерею и отдает кадило иподиакону. По окончании молитвы на освящение хлеба, пшеницы вина и елея все священнослужители (они слушали молитву, сняв головные уборы) крестятся, кланяются Архиерею, уходят в алтарь боковыми дверями (младшие идут впереди) и становятся в два ряда около престола. За один стих до окончания пения хором 33-го псалма все духовенство поворачивается лицом к Царским вратам (1я пара священников выходит ближе к Царским вратам), и все кланяются в ответ на благословение Архиерея. Архиерей осеняет народ со словами: “Благословение Господне…” и входит в алтарь. Архиерей и все духовенство крестятся, прикладываются к престолу. Все духовенство кланяется Архиерею в ответ на его благословение. Диаконы закрывают Царские врата. Архиерей отходит на свое место и разоблачается. Настоятель подносит Архиерею освященный хлеб и вино (готовят на подносе иподиаконы). На предстоятельское место становится священник, начинавший службу, и этот же священник во время чтения второй части шестопсалмия выходит на солею к Царским вратам читать положенные тайные молитвы.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» трижды, предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа...» Священник в это время читает светильничные молитвы. После предначинательного псалма священник, а где есть диакон, произносит здесь же, на солее, великую ектению; поется «Блажен муж...», и стихословится вся первая кафизма. После каждой славы – малые ектении три (о возгласах на них см. ниже, в чине всенощной). «Господи, воззвах» «Господи, воззвах» во глас Октоиха; стихиры на 10: воскресных три, Анатолиевых (восточных) 4 и святому рядовому три; если святому поется на 6 или полиелей, то стихиры воскресные три, восточных три и святому четыре; «Слава» святому, если есть, «И ныне»: догматик рядового гласа. Во время пения стихир совершается каждение алтаря, храма, клира и народа. Вход При пении догматика отверзаются царские врата и совершается вход с кадилом. Поется «Свете тихий», воскресный прокимен «Господь воцарися» четырежды. После этого затворяются царские врата. Читаются паремии, если случится святой с полиелеем. На солее священником или диаконом произносится ектения: «Рцем вси...» Чтец: «Сподоби, Господи, в вечер сей...». Священник или диакон произносят просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву...» Стихиры на стиховне На стиховне воскресные стихиры. После «Ныне отпущаеши» тропарь воскресный, «Слава и ныне», Богородичен гласа; если же тропарь святому есть, то «Слава» ему, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу «Славы». При чтении «Ныне отпущаеши» царские врата открываются. После тропарей священник или диакон: «Премудрость». Лик: «Благослови». Священник: «Сый благословен». Лик: «Утверди...» Священник: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Лик: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Лик: «Слава Отцу.-». «Благослови»; священник в царских вратах произносит полный отпуст: «Воскресый из мертвых...» Лик поет «Многолетие». После этого царские врата и завеса закрываются. Малое повечерие По окончании вечерни сразу же начинается малое повечерие возгласом священника: «Благословен Бог наш...», на котором (повечерии) после чтения «Верую» поется канон «Богородичный» на ряду; по «Достойно есть» и «Трисвятом» кондак воскресный; отпуст малый пред царскими вратами и «Многолетие».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   В это время верующие, сознавая свое недостоинство и благоговея пред Христом, как превечным Светом, просвещающим и освящающим человека, преклоняются до земли.    После второй паремии, царские врата снова открываются и посреди храма певцы один или три медленно поют стихи из псалма:    Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.    Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего ...    При пении этих стихов молящиеся преклоняют колена, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение.    Затем, сразу же, после этого, вечерня заканчивается молитвою св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» и начинается главная часть Преждеосвященной Литургии.    В первые три дня (понедельник, вторник и среду) Страстной недели, после этой молитвы, читается Евангелие, а в другие дни сразу произносятся ектении: сугубая, об оглашенных и о верных (две малые ектении), как и на обычной Литургии.    По окончании этих ектений, т. е. во время великого входа, вместо «Иже херувимы...» хор поет: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат...    Во время пения этой песни царские врата открываются. Совершается каждение алтаря.    По окончании первой половины этой песни, после слова: «дориносится», совершается перенесение Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол (великий вход): священник, в предшествии свечи и диакона с кадилом, выходит через северные двери на солею с дискосом на главе и чашей в руке и ничего не произнося, молча вносит их в алтарь и ставит на антиминсе, заранее раскрытом на престоле. После этого царские врата закрываются, а хор оканчивает прерванное пение. Так как Св. Дары уже освящены (т. е., это есть Тело и Кровь Христовы), то молящиеся во время перенесения их, падают ниц.    Ввиду того, что на этой Литургии не бывает освящения Даров, пропускается все, что имеет отношение к этому священнодействию. Поэтому, после великого входа и произнесения священником молитвы: «Господи и Владыко живота моего...», совершаются только три последние части литургии верных: а) приготовление верующих к причащению, б) причащение священнослужителей и мирян и в) благодарение за причащение с отпустом. Все это совершается так же, как и на полной Литургии, с некоторыми изменениями, применительно к значению Литургии Преждеосвященных Даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Во время пения 103-го псалма священник совершает каждение всего храма и молящихся, напоминая этим священнодействием не только о сотворении мира, но и как бы разнося благодать Божию всем предстоящим. Открытые Царские врата символизируют врата райские, отворенные в то время для всех людей. Адам и Ева нарушили волю Божию, согрешили и были изгнаны из рая. В память об этом, после пения псалма и по окончании каждения, Царские врата закрываются. С этого момента и до следующего открытия Царских врат вспоминается бедственное положение человеческого рода, когда появились нужды, болезни и страдания. Люди взывают к Богу: Господи, помилуй! – и просят мира и спасения душ, прощения грехов, избавления от бед и печалей, всю свою надежду возлагая на милость Божию. Затем поются избранные стихи из псалмов: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, и стихиры 8 на Господи, воззвах. Диаконское каждение в это время символизирует жертвы, приносимые в ветхозаветные времена, и наши, возносимые к Богу молитвы. В конце стихир звучит Догматик 9 . Открываются Царские врата, и совершается вечерний вход: из алтаря выходит алтарник со свечой, за ним диакон с кадилом, а затем священник. Священник становится на амвоне лицом к Царским вратам и благословляет вход. Диакон возглашает: Премудрость, прости! 10 – и входит в алтарь. Священник благословляет народ и тоже входит в алтарь. Хор в это время поет песнь Иисусу Христу: Свете Тихий... Текст этого древнего песнопения восходит ко II или III веку. Необычность гимна в том, что в нем отсутствует ярко выраженный хвалебный характер, свойственный данному жанру. Это гимнография созерцательного характера – удивительная и прекрасная молитва. Славянский язык Русский язык Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными Сыне Божий, живот даяй темже мир Тя славит.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010