В состав воскресных богослужений от Недели Фоминой до Пятидесятницы входят песнопения: 1) пасхальные; 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения помещены последовательно в Цветной Триоди. Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словам «Пасха», например, «канон Пасхи». Воскресные песнопения обозначаются словом «воскресны», например: «стихиры воскресны». Песнопения Триоди обозначается словами: «Триоди», «праздника», «праздника Триоди», «настоящий Недели», или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого, или словом «дне», например: «седален дне». Но после Преполовения (т.е. в дни попразднства Преполовения, которое продолжается 7 дней) слово «праздника» указывает на песнопения Преполовения, а не Недели расслабленного или самарянына. Во все Недели (воскресенья) Цветной Триоди Минея оставляется, за исключением служб св. вмч. Георгия, св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, святителю Николаю и храмового праздника. Службы остальным святым (полиелейным) и бдением совершаются на повечериях. В седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи службы Цветной Триоди соединяется с Минеей, причем песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду предваряют песнопения Минеи. Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе...» От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе...». Так, в начале всенощного бдения «Христос воскресе...» поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Перед шестопсалмием этот тропарь трижды поет хор. На литургии после возгласа: «Благословенно Царство...» священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тропарь: «Христос воскресе...», хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». (Царские врата в это время открываются.) «Христос воскресе...» поется (один раз) также вместо «Видехом свет истинный...» и после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» (трижды). Но в конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» – конец обычный: «Слава, и ныне» и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

«Как жилы и кости в теле, так псалмы проходят во всем богослужении, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский , – составляют его основу, связывают Ветхий Завет с Новым, ветхозаветное пение с новозаветным, пророческое с апостольским и святоотеческим» 900 . По прочтении кафизм начинается самая торжественная часть утрени – полиелей . Слово «полиелей» с греческого означает буквально «много милости». В Типиконе этот термин дословно переводится как «многомилостиво» (17-я глава «О стихологиях»). Название происходит от повторения в этой части богослужения рефрена всех стихов 135-го псалма: «Яко в век милость Его». В это время в храме возжигаются все светильники. Последование утрени связано с идеей нетварного Света Христова, явленного в Его Воплощении и Воскресении из мертвых. «По всем церквам востока, – пишет блаженный Иероним (IV в.), – когда следует читать Евангелие, возжигаются светильники, даже при свете солнечном, – конечно, не для прогнания темноты, но в знак радости... чтобы под образом света вещественного представлялся тот Свет, о котором в Псалтири читаем: “Светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим” ( Пс.118:105 )» 901 . Полиелей начинается пением хвалебных стихов из 134-го и 135-го псалмов – Хвалите Имя Господне ... и заканчивается чтением Евангелия 902 . Симеон, архиепископ Солунский, говорит, что полиелейные псалмы – «песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа... после искушения и трудов – вселение в обетованную землю и небесное наследие через Иисуса» 903 . В это время воспоминается Воскресение Спасителя из мертвых, Его победа над смертью , и Святая Церковь хвалит Господа за Его неизреченные милости к роду человеческому. Открываются царские врата. Священнослужители совершают каждение всего храма, изображая жен мироносиц и апостолов, которые рано утром пришли ко Гробу Спасителя и, узнав от ангелов о Воскресении Христовом, возвестили эту радость всем верующим ( Лк.24:1–10 ). Об этом событии повествуют тропари Ангельский собор (то есть собрание, лик ангелов). Если с воскресным днем совпадает большой праздник, то перед этими тропарями поется величание празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших. Бог — Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне. Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Обступив, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им. Не умру, но буду жить и возвещу дела Господни. Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла: от Господа это было, и дивно в очах наших. Это стихи из 117-го псалма, который предназначался у евреев для пения в праздники, в знак благодарности народа Богу за Его милости. В них — пророчество о пришествии Мессии, Его полной преследований жизни, смерти и Воскресении. Этими словами когда-то встречали Иисуса Христа, когда Он входил в Иерусалим для страданий и крестной смерти. Ими встретят Его и во Второе Пришествие (Лк 13:35). После ветхозаветного пророчества поется тропарь — песнопение, в котором кратко выражается смысл праздника, и читаются кафизмы. В современной богослужебной практике они часто сокращаются, а то и не читаются вовсе. Однако кафизмы — это возможность посмотреть на псалмы с другой стороны: не как на молитву, а скорее как на назидание или молитвенное размышление. Это еще и возможность насладиться ветхозаветной поэзией. Может быть, поэтому во время чтения кафизм даже разрешается сидеть. Полиелей — весть о Воскресении Христа После чтения кафизм Царские врата открываются, зажигаются все светильники и начинается самая торжественная часть Утрени — полиелей. Хор поет избранные стихи из 134-го и 135-го псалмов с припевом «Аллилуия», «яко в век милость Его», где Бог прославляется как Творец и Промыслитель за многие милости к человеческому роду. Слово «полиелей» и переводится как «много милости» (от греческого слова «поли» — много, и «елеос» — милость). Елеем также называется масло для светильников и лампад, которые особенно много зажигали в этот момент Утрени.

http://blog.predanie.ru/article/utrennee...

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.5:23-24; 6:14-18 ). Особенности великопостного богослужения. Так как дни Великого поста преимущественно суть дни покаяния, то и все богослужение великопостное расположено так, чтобы оно возбуждало сокрушение и раскаяние в грехах. Всякая торжественность из него удалена: царские врата открываются редко; светильники возжигаются только немногие; священнослужители облачаются в ризы траурные (темные) ; песнопений бывает мало, а слышится более чтение; многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Вечернее Богослужение в Великом посту состоит — из великого повечерия; утреннее — из утрени и первого часа; полуденное — из часов: 3го, 6го, 9го и вечерни; по средам и пятницам — к этому присоединяется, еще — литургия Преждеосвященных Даров. По субботам, дням воскресным и в великий четверг совершается полная литургия: по субботам литургия Златоуста, а по дням воскресным, в великий четверг и в великую субботу — литургия Василия Великого. Великое Повечерие Важнейшие песнопения Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных. Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите о нас грешных. Святый Иоанне, пророче и Предтече и Крестителю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас грешных. Святии славнии Апостоли, пророцы и мученицы и вси святии, молите о нас грешных. Преподобнии и Богоноснии отцы наши, пастырие и учителие вселенныя, молите о нас грешных. Непобедимая и непостижимая и Божественная сило честнаго и животворящаго креста, не остави нас грешных. Боже, очисти нас грешных. Боже, очисти нас грешных и помилуй нас. Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

   Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, поются «Бог Господь», тропари и славословится Псалтирь с седальнами и ектениями.    К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, по своему содержанию покаянная. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона.    Великое повечерие начинается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, возглашает «Благослови, Владыко» и возвращается в алтарь. Священник возглашает «Благословен Бог наш», после чего совершается полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.    Чтец читает великое повечерие: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный» и прочее по обычаю. КРАТКАЯ СХЕМА ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ    1 часть. После обычного начала читаются шесть псалмов: 4, 6, 12, «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3) и 24, 30 и 90. Затем — «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Слава, и ныне».    Хор: «С нами Бог».    Чтец читает прочие стихи до 20 стиха: «Отец будущаго века».    Хор припевает к каждому стиху «Яко с нами Бог», и конечный стих завершается пением «С нами Бог».    Чтец: «День прешед», «Верую». Стихи: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных». Трисвятое по «Отче наш». Хор: тропарь праздника (царские врата на время пения открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40 р.). «Честнейшую Херувим». И заключительная молитва святого Василия Великого «Господи, Господи, избавлей нас».    2 часть. Чтец: «Придите, поклонимся», псалмы 50,101 и молитва Манассии. Трисвятое по «Отче наш» (вместо тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» поется кондак). Хор: кондак праздника (царские врата на время пения открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40 р.). «Честнейшую Херувим». Заключительная молитва «Владыко Боже, Отче Вседержителю».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

После отпуста утрени Архиерей и все священники крестятся, прикладываются к престолу, Архиерей осеняет духовенство общим благословением, а священнослужители кланяются Архиерею. Диаконы закрывают Царские врата. Архиерей и все священнослужители разоблачаются. Священник, начинавший службу, в епитрахили, поручах и головном уборе становится на предстоятельское место и заканчивает, по обычаю, 1й час. Во время чтения молитвы часа Архиерей и все духовенство крестятся и прикладываются к престолу. Иподиаконы открывают Царские врата. Архиерей исходит из алтаря Царскими вратами, а священники и диаконы боковыми дверями. Все священнослужители встают в два ряда перед амвоном лицом к алтарю. Священник, стоя у иконы Богоматери лицом к народу, делает отпуст часа, уходит в алтарь, разоблачается, выходит из алтаря и встает на свое место в ряду духовенства. После отпуста 1го часа хор поет: “Господи, помилуй” (трижды). Архиерей, стоя на амвоне в мантии, говорит слово верующим. После этого все поют тропарь или величание праздника, и Архиерей в предшествии духовенства идет в конец храма. В конце храма духовенство становится в два ряда лицом друг к другу. Архиерей становится на орлец, и иподиаконы снимают с него мантию. Хор поет: “Утверждение на Тя надеющихся…” (ирмос 3й песни канона на Сретение Господне, глас 3). Архиерей и все духовенство три раза крестятся, и Архиерей осеняет народ на три стороны. Хор поет: “Ис полла”. Архиерей в сопровождении благочинного и настоятеля исходит из храма. Последование Божественной литургии Архиерей идет по ковру к амвону, священники в 2 ряда идут за Архиереем, старшие впереди. Диаконы идут к алтарю (впереди Архиерея) и становятся в ряд перед кафедрой лицом к ней. Архиерей поднимается на кафедру. Диаконы трижды кадят Архиерея, благословляющего их, и уходят в алтарь боковыми дверями. Архиерей доходит до амвона. Протодиакон, стоя по правую руку от Архиерея, крестится, кланяется Архиерею и начинает чтение входных молитв. На Литургии на входных молитвах к иконам Спасителя и Божией Матери прикладывается только Архиерей, а священники во время чтения молитв стоят на своих местах, снимая в положенный момент клобуки и камилавки.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

На утрени вспоминаются события утра и дня Пятницы Страстной седмицы. Можно было бы назвать это реконструкцией, потому что двенадцать отрывков из Евангелий, которые читаются на утрени, восстанавливают в деталях шаг за шагом весь Крестный путь. Однако это не реконструкция. У церковного богослужения свое время и свой опыт пространства. Созерцание Пасхи Крестной на церковной службе переносит нас туда, в жаркий и людный Иерусалим, заставляет ощущать ногами холод наборного пола лифостротона, прохладу воды из умывальной чаши Пилата, боль в глазах от солнечного света после мрака темницы, усталость от криков толпы и эмоций первосвященников, тяжесть в плечах от неподъемного дерева, которое поддерживает Киринеянин. Все это – на утрени, при зажженных свечах, под пение хора и чтение Евангелия. Утреня начинается привычным чтением шестопсалмия и мирной ектении. А потом открываются Царские врата, и священник выносит на середину Евангелие и раскрывает его перед Распятием, которое стоит в этот день в центре храма. Совершается большое каждение, и читают первый отрывок. Потом идет череда песнопений, которые названы в Триоди антифонами. Каждый антифон – глубокое богословское размышление над прочитанным Евангелием, настоящее богомыслие Креста! tatarstan-mitropolia.ru Один из самых древних, антифон пятнадцатый, обычно поют при полном молчании церкви. Поет или дьякон, или один из певцов. Его можно петь и самому, потому что поется антифон на все тот же напев шестого гласа: Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый! Венцем от терния облагается, Иже ангелов Царь! В ложную багряницу облачается, Одеваяй небо облаки! Заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама! Гвоздьми пригвоздися – Жених Церковный! Копием прободеся – Сын Девы! Покланяемся Страстем Твоим, Христе! Покланяемся Страстем Твоим, Христе! Покланяемся Страстем Твоим, Христе! Покажи нам и славное Твое Воскресение! Это молитвенное созерцание Страстей Христовых. Противопоставление, на котором строится антифон – «висит на древе – повесивший небо», «облагается тернием – Царь ангелов», – это свидетельство глубокой древности текста. Заметим важный урок: созерцание, каким бы богословски глубоким оно ни было, непременно выливается в молитвенное поклонение:

http://pravmir.ru/velikiy-chetverg-kogda...

   Но после Преполовения (т.е. в дни попразднства Преполовения, которое продолжается 7 дней) слово «праздника» указывает на песнопения Преполовения, а не Недели о расслабленном или о самаряныни.    Во все Недели (воскресенья) Цветной Триоди Минея оставляется, за исключением служб св. великомученику Георгию, св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, святителю Николаю и храмового праздника. Службы остальным святым (полиелейным и бденным) совершаются на повечериях.    В седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду предваряют песнопения Минеи.     Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе...»    От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе...». Так, в начале всенощного бдения «Христос воскресе...» поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Перед шестопсалмием после возгласа: «Благословение Господне на вас...» этот тропарь трижды поет хор.     На литургии после возгласа: «Благословенно Царство...», священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тропарь: «Христос воскресе...», а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». (Царские врата в это время открываются).    На литургии только вместо «Видехом свет истинный» поется «Христос воскресе» (один раз), а в остальном литургийная служба обычная. Например, после возгласа: «Со страхом Божиим...» хор поет: «Благословен Грядый во имя Господне...». После возгласа: «Всегда, ныне и присно...» поется песнопение «Да исполнятся уста наша...». Но в конце, перед отпустом, по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...» поется «Христос воскресе…» (трижды, скоро). В конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), перед отпустом, после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» – конец обычный: «Слава, и ныне» и прочее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

гл. 2, Нов. Скр.. ч. II. гл. 4. § 16). Обыкновенно затворяются Царские двери по принесении Евангелия в алтарь. В праздники же, в которые после полиелея положено величание, иереи выходят в отверстые Царские врата на средину храма к аналогию с иконою праздника. Туда, после величания и каждения храма, приносится Евангелие для прочтения (Тип.. гл. 2, зри). Обыкновенно оно уносится в алтарь по прочтении. И иереи уходят в алтарь по целовании образа, и Царские врата затворяются (См. Тип., гл. 2. зри). В Великую пятницу, при чтении всех двенадцати Евангелий, на утрени обыкновенно Царские двери бывают отворенными. В Великую субботу иереи выходят чрез Царские двери на средину храма к Плащанице. И врата Царские бывают отворенными во все время пения «Непорочны», «с похвалами». Затем во время великого славословия открываются Царские двери пред выносом Плащаницы и бывают отворены и после принесения ее в храм во время чтения Апостола, Евангелия и до отпуста утрени 195 . И на утрени праздничной, на которой великое славословие поется (а не читается), открываются Царские врата при великом славословии 196 и затворяются по отпусте утрени. И в субботу пятой седмицы Великого поста, по обычаю, отворяют Царские двери при чтении акафиста. На часах открываются Царские врата тогда, когда на них читаются Евангелия. Так, на царских часах в навечерия Рождества Христова (Тип. 24 дек.) и Богоявления Господня (Тип., 6 янв.) и в Великий пяток открываются Царские врата ко чтению Евангелия. Затворяются по прочтении всех Евангелий. Обыкновенно и отпуст часов царских бывает при отворенных вратах. Также и на часах в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы, когда читаются Евангелия, отворяются Царские двери, как и на царских часах. На литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о отверзаются Царские двери для входов (Тип., гл. 23). Для малого входа с Евангелием, знаменующаго шествие Господа на проповедь Евангельскую, Царские двери отверзаются после малой ектении и возгласа: «яко благ». И после Входа стоят отверстыми при чтении Апостола и Евангелия (Служебн., лит.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Царские двери отворяются на богослужении для входов и выходов священнослужителей с кадильницей, с Евангелием, с честными дарами и т. п. Входы и выходы имеют при богослужении особые знаменования, и открытие Царских дверей при них означает иногда путь в те места, где пребывал Спаситель мира, иногда райские двери, иногда вход в Царствие Небесное. На вечерне Царские двери отворяются в начале всенощного бдения. Тогда священник, изшед Святыми Дверьми, кадит (Тип., гл. 23). Пение в это время 103-го псалма: «Благослови душе моя Господа» изображает сотворение мира; каждение знаменует Духа Божия, носившегося в дни творения над бездною, и открытые Царские врата – блаженное состояние людей в раю. После каждения храма Царские двери затворяются, изображая тем изгнание прародителей из рая. На вечерне Царские врага открываются для входа (Тип., гл. 23), который совершают иерей и диакон. Иерей изображает собою Спасителя, пришедшего на землю для искупления людей, а диакон – Предтечу Христова. Шествие их чрез Царские двери в алтарь и приближение к ему месту знаменует вознесение. Господа на небо и сидение Его одесную Бога Отца, и ходатайство искупительное за людей. Обыкновенно закрываются Царские двери после пения прокимна. На вечерне, пред литургиею, в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления и в Великую субботу открываются Царские врата между чтением паремий, при пении прокимнов и последних слов тропарей. На вечерне в Великую пятницу открываются Царские двери еще при чтении Евангелия и потом при выносе Плащаницы. На вечерне великой, торжественной, иерей говорит отпуст при отворенных Царских вратах (Тип., гл. 7) 193 . На утрени Царские врата открываются при пении полиелея (Тип., гл. 2, зри Последов. утрени, вечерни, полунощницы. изд. в Киеве 1861 г., л. 9 на обор.), т. е. при пении стихов – псалмов: «Хвалите имя Господне», «Исповедайтеся Господеви», имеющих отношение к чтению затем Евангелия 194 . В дни воскресные, но прочтении воскресного Евангелия в алтаре, иерей шествует с Евангелием чрез отворенные Царские двери на средину храма, изображая собою Ангела, проповедавшего о воскресении Христа (Тип..

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010