На утрени, после «Аллилуиа», в первые три дня поется (трижды) особым напевом умилительный тропарь: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном огяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишася; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской Духовной академии, при пении «Се, Жених...» отверзаются царские врата, и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются. Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм ектении не полагается, но тотчас по окончании третьей кафизмы в седальна диакон произносит: «И о сподобитися нам...». Царские врата открываются и читается (на Престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник – от Ин., зач. 84; во Вторник – от Мф., зач. 90; в Среду – от Ин., зач. 41). После Евангелия, 50-го псалма, молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя...» и возгласа: «Милостию и щедротами...» поется трипеснец Триоди (в Понедельник – 1-я, 8-я и 9-я песни; во Вторник – двупеснец, 8-я и 9-я песни; в Среду – 3-я, 8-я и 9-я песни). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Библейские стихи не поются, но сразу ирмос и чтение канона. По окончании трипеснца в первые четыре дня поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды). Открываются царские врата. В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога. Далее – хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. По окончании стихиры на «И ныне» – чтец: «Тебе слава подобает...» и читает вседневное славословие. После просительной ектении и возгласа: «Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси...» – священник: «Мир всем». «Главы наша Господеви...» и произносится второй возглас: «Твое бо есть еже миловати...». Далее стихиры на стиховне, и чтец: «Благо есть исповедатися...» (дважды), Трисвятое по «Отче наш», тропарь: «В храме стояще славы Твоея...», «Господи, помилуй» (40), «Слава и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Небесный Царю...». Иерей произносит молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-й час, начиная: «Приидите, поклонимся...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Начало вечерни сопровождается священнодействиями. Открываются царские врата и, при пении псалма «Благослови, душе моя, Господа», священник, предшествуемый диаконом со свечею, кадит весь храм. Этими священнодействиями мысль христианина переносится ко времени сотворения мира, к блаженному состоянию прародителей. Каждением изображается сказание Бытописателя, что при творении мира Дух Божий, истинный свет и благоухание во спасаемых, носился над бездною (Быт. гл. 1). Отверстые царские двери в алтарь знаменуют, что с созданием мира человеку назначено было пребывание в раю. Но непродолжительно было блаженное состояние людей, в знак того, что люди были изгнаны из рая после их грехопадения, затворяются царские двери после каждения храма. После предначинательного псалма радостное, торжественное богослужение переменяется в скорбное о грехах. Молитвословия, чтения иерея, диакона, пение певцов содержат прошения о том, чего лишились люди по их грехопадении. После каждения, при пении псалма «Благослови, душе моя, Господа», иерей стоит пред затворенными царскими вратами и тайно читает светильничные молитвы, изображая Адама, кающегося пред вратами рая. В знак покаяния и смирения священник читает эти молитвы с открытою главою. После предначинательного псалма диакон произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся», в которой испрашивается то, чего лишились люди и в чем нуждаются по грехопадении, именно – мира с Богом, мира с ближними и мира с самими собою. Нужды падших людей, их разнообразные чувствования, мысли особенно ясно раскрываются в псалмах. После ектении стихословится, поется по стихам, или читается Псалтирь. На вечерне иногда читается целая кафизма, иногда поется только первый антифон ее 36 . Чтение кафизм бывает и на утрени, а иногда и на часах. Порядок, в каком следуют на вечерне кафизмы, находится в связи с порядком стихословия кафизм на утрени и часах. Порядок рядового чтения кафизм в течение года На утрени по две кафизмы На утрени по три кафизмы На утрени по три кафизмы и, кроме того, кафизмы на часах

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» Славословие (греч. Доксология; от δξα — «слава» и λγος — «слово») –  1. Молитвословия: • Малое славословие – а) молитва Святой Троице: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь». б) стих «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» перед шестопсалмием, читаемый трижды. • Великое славословие – древний гимн, начинающийся евангельским стихом «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ); входит в состав богослужения утрени и повечерия . В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется (перед этим открывают Царские врата), в будние – читается. В современной практической литургике «великим славословием» называется только праздничная версия, которая поется; в то же время будничный вариант называется «вседневным славословием» или просто «славословием». Состав Великое славословие делится на 3 части: 1) от начала «Слава в вышних Богу…» до стиха «На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое…»; 2) «Сподоби, Господи…»; 3) «Господи, прибежище был еси…». Вседневная редакция отличается тем, что части 2) и 3) переставлены местами, причем 3я часть видоизменена (самое заметное отличие – троекратное «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим» заменяется отдельным обращением к каждому Лицу Святой Троицы) и почти идентична молитве «Сподоби Господи…» на вечерне. Краткая история великого славословия Составлено великое славословие в IV–V вв., его праздничная версия находится в Александрийском кодексе (V в.) среди библейских песней. Различие между версиями обусловлено территориальным фактором: в Александрии и Константинополе всегда употреблялось великое славословие, в Палестине – вседневное. В IX–XII вв. в Константинополе в кафедральном богослужении употреблялась исключительно 1я версия (великое славословие), тогда как в монастырском – вседневная (за исключением Великой Субботы). В последующих редакциях Студийского Устава были приняты обе версии и введено различие в употреблении в зависимости от степени торжественности службы: в воскресные и праздничные дни – великое славословие, в будние дни – вседневное.

http://azbyka.ru/slavoslovie

Открытие царских врат в это время знаменует блаженное состояние прародителей в раю до грехопадения. После каждения и по окончании пения псалма царские врата затворяются, изображая тем, что чрез преступление Адама райские двери затворились для греховного человека. На вечерне царские врата открываются для входа священнослужителей с кадильницей (а иногда с Евангелием, когда читается Евангелие). Иерей, совершающий вход в алтарь изображает собой Спасителя, пришедшего на землю «с небесных кругов» для нашего спасения и опять восшедшего на небо и возведшого нас с Собою. Диакон, предшествующий священнику при входе, изображает Предтечу Христова. Отверзаются царские врата на Всенощном бдении для выхода на литию и благословение хлебов, а после этого затворяются. б) На вечерни великой иерей говорит отпуст при отверстых царских вратах. в) На утрени царские врата открываются: 1) Пред пением поли елея и для чтения Евангелия. В воскресные дни Евангелие выносится на средину храма после прочтения его в алтаре, и по принесении Евангелия в алтарь царские врата затворяются. В праздники, когда положено величание после полиелея, священники выходят чрез царские врата на средину храма к аналою с иконой праздника. Евангелие читается на средине храма и по прочтении относится в алтарь. Иереи по целовании образа уходят в алтарь, и царские врата затворяются. Царские врата бывают отворенными в Великую Пятницу на утрене при чтении 12 Евангелий и в Великую Субботу во время пения «Непорочных» с похвалами. 2) На утрене праздничной, на которой Великое славословие поется (а не читается), открываются царские врата при Великом славословии и затворяются по отпусте утрени. 3) На часах открываются царские врата тогда, когда на них читается Евангелие, и по прочтении всех Евангелий царские врата затворяются. Обыкновенно и отпуст часов царских бывает при отворенных царских вратах. г) На литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о отверзаются царские врата для входов, малого и великого. 1) Для малого входа с Евангелием, знаменующего явление Господа на проповедь Евангелия, царские врата отверзаются после малой ектении и возгласа: «яко Благ» и стоят отверстыми при чтении Апостола и Евангелия, а по прочтении Евангелия затворяются.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отверзание царских врат для входа с Евангелием знаменует то, что Евангелие Царствия Божия отверзает нам путь к престолу небесной Славы, в нерукотворенная святая, куда вошел Христос, да явится лицу Божию о нас ( Евр.9:24 ). 2) Царские врата открываются для великого входа, на котором Св. Дары переносятся с жертвенника на престол. По перенесении Св. Даров царские врата и завеса закрываются. Закрытие в это время царских врат означает сошествие Иисуса Христа во ад для проповеди заключенным в нем духам, а закрытие завесы – приставление стражи ко гробу Спасителя. 3) Царские врата отворяются при изнесении Св. Даров для причащения народа и остаются отверсты до окончания Божественной литургии. Отверзание царских врат в это время изображает явление Господа Своим ученикам по Воскресении, победу Его над адом и смертью, вознесение на небо и открытие Царства Небесного, утраченного прародителями. На литургии Преждеосвященных Даров открываются царские врата, кроме времени входа, еще после первой паремии, когда иерей произносит: «свет Христов просвещает всех», чем показывается, что свет просвещающий всех, есть свет Небесный. (См. Литургику Нестеровского). III. Зная о том, когда открываются и закрываются царские двери, будем, братие-христиане, настраиваться теми чувствами, какие прилично иметь, в данное время, дабы нам служить Богу разумно, с ясным пониманием смысла тех обрядов нашего богослужения, в которых выражается наше разумное служение Богу. 1 См. Рижские Епархиальные Ведомости, 1889 г., ср. Бингама «Древности церковные», т. 5, стр. 120. 10 Чтения состоят из толкований Апостола, Евангелия, сказаний о происхождении праздника и жизни святого. 11 В 9 гл. Устава, в последовании утрени сказано: «По скончании 2-й кафизмы поем 2-й седален в Октоихе рядовый. Таже чтения, и воставше глаголем: Господи помилуй». Итак, при чтении сидят, ибо после чтения встают. Стоять во время чтений, а не сидеть Устав повелевает в исключительных случаях. Например, в последовании Пасхи, в Уставе сказано: «Чтется Огласительное слово Златоустого...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После отпуста вечерни или Литургии на середину храма выносится свеча. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») «велегласно» – громко и торжественно – поют тропарь и кондак праздника. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме. На этом заканчивается богослужение навечерия праздника. В Киево-Печерской Лавре чин «славления» совершается следующим образом: из алтаря выносится на середину храма икона праздника, совершается ее каждение и затем поклонение при пении тропаря и кондака. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ Всенощное бдение праздника Рождества Христова состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1 часом. ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ Великое повечерие состоит из трех частей. Каждая часть его заключается молитвой, в которой кратко излагаются моления данной части великого повечерия. Части повечерия разделяются между собой молитвой «Приидите, поклонимся». Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, поются «Бог Господь», тропари и славословится Псалтирь с седальнами и ектениями. К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, по своему содержанию покаянная. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона. Великое повечерие начинается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, возглашает «Благослови, Владыко» и возвращается в алтарь. Священник возглашает «Благословен Бог наш», после чего совершается полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. Чтец читает великое повечерие: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный» и прочее по обычаю. КРАТКАЯ СХЕМА ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ 1 часть. После обычного начала читаются шесть псалмов: 4, 6, 12, «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3) и 24, 30 и 90. Затем – «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Слава, и ныне».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Чин «славления» Христа в навечерие Рождества Христова После отпуста вечерни или литургии, выносится на середину храма свеча. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») поют «велегласно» – громко и торжественно – тропарь и кондак праздника. После чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме. На этом кончается богослужение навечерия праздника. Тропарь праздника Рождеству Христову (глас 4-й): «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи: слава Тебе!» 48 Кондак праздника (глас 3-й): «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог». Всенощное бдение Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом. Великое повечерие: Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть его заключается молитвой; разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: «Приидите, поклонимся...». Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, и на которой поется «Бог Господь...» с тропарями и стихословится Псалтирь с седальнами. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава. К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона. Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, слово «Востаните» не произносится, но сразу возглашает: «Благослови, Владыко» и возвращается в алтарь. Священник: «Благословен Бог наш...» и совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. Чтец читает великое повечерие: «Аминь, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный» и прочее обычное начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Краткая схема вечерни в Рождественский Сочельник Чин «славления» Христа в Навечерие Рождества Христова    После отпуста вечерни или литургии выносится на середину храма подсвечник с горящей свечой. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») поют «велегласно» – громко и торжественно – тропарь и кондак праздника, после чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме.    Тропарь праздника Рождества Христова (гл. 4-й):    «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови    Свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою    учахуся Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе    ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе».    Кондак праздника (гл. 3-й):    «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля    вертеп Неприступному приносит; ангели с пас-    тырьми славословят, волсви же со звездою    путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо    Превечный Бог».    Этим заканчивается богослужение Навечерия праздника. Всенощное бдение    Всенощное бдение праздника состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом.     Великое повечерие    Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением «Приидите, поклонимся…» и завершается особой молитвой.    Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, на которой читается вначале шестопсалмие, затем поется «Бог Господь» с тропарями и стихословятся кафизмы с седальнами и ектениями. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.    К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной.    Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, во время которой поется канон.    Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, возглас «Восстаните» не говорит, но сразу возглашает: «Благослови, Владыко» и возвращается в алтарь. После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Краткая схема вечерни в Рождественский Сочельник Чин «славления» Христа в Навечерие Рождества Христова После отпуста вечерни или литургии выносится на середину храма подсвечник с горящей свечой. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») поют «велегласно» – громко и торжественно – тропарь и кондак праздника, после чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме. Тропарь праздника Рождества Христова (гл. 4-й): «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови Свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе». Кондак праздника (гл. 3-й): «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; ангели с пас- тырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо Превечный Бог». Этим заканчивается богослужение Навечерия праздника. Всенощное бдение Всенощное бдение праздника состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом. Великое повечерие Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением «Приидите, поклонимся…» и завершается особой молитвой. Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, на которой читается вначале шестопсалмие, затем поется «Бог Господь» с тропарями и стихословятся кафизмы с седальнами и ектениями. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава. К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, во время которой поется канон. Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, возглас «Восстаните» не говорит, но сразу возглашает: «Благослови, Владыко» и возвращается в алтарь. После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ ЧАСОВ Священник облачается в епитрахиль и поручи для изнесения святого Евангелия, затем – в фелонь; диакон облачается в стихарь. Заранее поставляется аналой посреди храма, напротив царских врат. Священник в предшествии диакона выходит из алтаря царскими вратами, держа в руках святое Евангелие, диакон – кадило и свечу. Священник полагает святое Евангелие на аналой и творит начало по обычаю. Перед аналоем, на котором лежит Евангелие, ставится подсвечник с горящей свечой или лампадой. Чтец на середине храма после возгласа священника начинает 1 час: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После возгласа «Яко Твое есть Царство» священник в предшествии диакона со свечой совершает полное каждение: он кадит святое Евангелие, алтарь, иконостас, весь храм и народ. На 3 и 6 часах диакон до чтения Евангелия совершает каждение вокруг аналоя, кадит иконостас, предстоятеля, духовенство и всех молящихся. На 9 часе священник в предшествии диакона совершает полное каждение всего храма, как и на первом часе (по Уставу указано совершать каждение всего храма одному диакону). По прочтении святого Евангелия на 9 часе священник в предшествии диакона со свечой уносит Евангелие в алтарь; диакон затворяет царские врата и закрывает их завесой до начала последования изобразительных. В конце изобразительных, при пении «Достойно есть» царские врата открываются, и священник творит отпуст (после отпуста царские врата снова закрываются). ЧИН РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ВЕЧЕРНИ, СОВЕРШАЕМОЙ В НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА Накануненавечерие) праздника Рождества Христова рождественская вечерня совершается днем и отдельно от утрени праздника, для того чтобы совершить ее наиболее торжественно. Для этой же цели рождественская вечеря обычно соединяется с продолжительной Литургией святого Василия Великого . Если навечерие Рождества Христова приходится на субботу или воскресенье, то рождественская вечерня не соединяется с Литургией, а совершается днем самостоятельно. В этом случае Литургия святого Василия Великого переносится на самый день праздника, а великие часы переносятся на пятницу. В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, бывает Литургия святого Иоанна Златоуста – в свое время, и затем особо служится рождественская вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010