Каких же наказаний должен ожидать тот, который отдаст отчет не только за грехи, совершенные им самим, но подвергнется крайней опасности и за грехи других? Если мы, помышляя об отчете за собственные прегрешения, трепещем, не надеясь избежать вечного огня; то какое мучительное ожидание должно быть у того, кто будет отвечать за столь многих? А что это справедливо, выслушай блаженного Павла, или лучше говорящего в нем Христа: « повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет » (Евр. 13:17). Разве мал ужас такой угрозы? Нельзя сказать этого. Впрочем, всего этого достаточно для убеждения самых недоверчивых и суровых людей в том, что я не по гордости и честолюбию, но единственно устрашась за себя и представив трудность дела (пастырского), обратился в бегство. О СВЯЩЕНСТВЕ. СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. Возражения Василия, что все сказанное его другом относится к тем, которые сами добиваются священства, а не к тому, кого против воли привлекают к нему. — Опровержение этого возражения. — Примеры Саула, Илии, Аарона и Моисея. — Иуда был призван к апостольству. — Рукополагающие недостойных подлежат одинаковому с ними наказанию. — Необходимо рукополагать с крайней осторожностью. — О церковном служении. — Дар слова, как необходимая принадлежность священника. — Без дара слова не достаточно ни доброго примера, ни даже дара чудотворения. — Слово, как единственное оружие, которым можно отражать врагов Церкви. — Сравнение Церкви с сильной крепостью. — Главные враги, с которыми приходится Церкви иметь дело: иудеи, язычники, манихеи, валентиниане, маркиониты, савеллиане, ариане. — Враги домашние, возбуждатели праздных и неразрешимых вопросов. — Возражения Василия: не презирал ли красноречия ап. Павел? — Нет, он осуждал только легкомысленное искусство риторов своего времени. — Если какой служитель Иисуса Христа мог бы обойтись без дара слова, то именно ап. Павел, обладавший даром чудотворения и несравненной любовью к Господу Иисусу. — Красноречие ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Он даже прибавляет еще другое уничижение. Какое? Не говорит: как сделавшийся верным; но « получивший милость быть верным ». Не думайте, что только апостольство, проповедничество и учительство суть дары Божьи, но даже самая вера произошла у меня по Его милости. Не потому, что я был достоин, я удостоился веры, говорит он, но только потому, что я был помилован; а милость — по благодати, а не по заслуге: так что если бы Бог не был в высшей степени милосердным, то я никогда не мог бы сделаться не только апостолом, но и верным. Видишь ли признательность и сокрушенное сердце раба, который не приписывает себе никакого преимущества перед прочими, но даже о том, что было общим у него с учениками, о вере, говорит, что она не его, а дар милости и благодати Божьей, выражая этими словами как бы следующее: не считайте недостойным принять от меня совет, ибо и Бог не признал меня недостойным Своей милости; впрочем, это только совет, а не повеление; я советую, а не узакониваю; никакой закон не запрещает представлять и предлагать что–нибудь полезное для каждого, в особенности, если это делается по просьбе слушателей, как например, теперь по вашей; « признаю », говорит, « за лучшее » (1 Кор. 7:26). Видишь, какая скромная и чуждая всякой власти речь. Можно было бы сказать так: если Господь не заповедал девства, то и я (не заповедаю), но советую и увещеваю вас стремиться к этому, ибо я ваш апостол; — подобно тому, как он сказал им дальше: « если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]» (1 Кор. 9:2). Здесь же не говорит он ничего такого, но употребляет слова с большой скромностью, вместо: советую — « совет даю », вместо: как учитель, — « как получивший от Господа милость быть [Ему] верным »; и как–будто этого было недостаточно, чтобы сделать речь смиренной, он, начав с совета, снова умаляет власть, не просто предлагая его, но и приводя причину: « ибо », говорит, « по настоящей нужде за лучшее признаю » (1 Кор. 7:26). Когда он говорил о воздержании, то не сказал: « думаю », и не привел никакой причины, а просто сказал: « чтобы все люди были, как и я »; здесь же: « за лучшее признаю ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Дело примирения людей с Богом Господь Иисус Христос предоставил святым Апостолам в качестве служения. Апостольство – это «служение примирения» ( 2Кор.5:18 ). Поэтому Апостол и пишет христианам: «Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ). Святой Златоуст так объясняет эти слова Апостола: «Отец послал Своего Сына вразумить людей и совершить дело, вверенное Ему Отцом. Но после того, как был Он умерщвлен и, воскреснув, вознесся на небо, Он поручил это дело Апостолам. И они просят людей вместо Христа, ибо им вверено Его дело. Делают же они это не только вместо Христа, но и вместо Отца. Посему Апостол и добавил: «Как бы Сам Бог увещевает через нас». Этим Апостол говорит: Бог призывает людей не только через Сына, но и через нас, которым доверено Его дело. Итак, не помышляйте, что вас просим мы: Сам Христос просит вас через нас и даже Сам Христов Отец. Что может сравниться с таким преизбытком благости? Незаслуженно оскорбленный после бесчисленных благодеяний, Он нас не только не осудил, но и Сына Своего отдал, чтобы примирить нас с Собою. И когда те, к которым Он пришел, не только не примирились, но и убили Его, Он снова отправил других посланников с призывом и через них просит Сам. О чем просит? – «Примиритесь с Богом». Не сказал: примирите с собою Бога, – ибо не Бог враждует, а вы; Бог же никогда не бывает врагом». Как совершенно безгрешный Господь Иисус Христос олицетворяет Собой совершенный мир – мир и с Богом, и с людьми, насколько люди не отождествили себя с грехом. Грех вообще является началом смятения, беспорядка, бунта, вражды; Господь Иисус Христос – это совершенная безгрешность, и потому «Он есть мир наш» ( Еф.2:14 ) – мир наш с Богом, мир наш с людьми и мир наш со всеми тварями, насколько люди и твари не на стороне греха. Чем Господь Христос – наш мир? Тем, что устраняет грех как посредника между человеком и Богом, между человеком и людьми, между человеком и тварью; и тем самым, благодаря Ему, грех перестает быть средством человеческого общения с Богом, с людьми и с тварями.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Победа над всеми силами греха и ада у апостолов будет происходить тогда, когда их души и тела станут храмами Духа Святого, когда их сердца наполнятся благодатью Божией, а умы станут благодатно просвещенными. Исполнение Духом Святым произойдет вскоре, в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21–23). После того, как у апостолов появилась крепкая и живая вера в Воскресшего Богочеловека Иисуса Христа, Господь посвящает апостолов на дело будущего служения, даруя им благодать Святого Духа на Апостольство. Бог Отец послал Своего Сына в мир для совершения дела спасения человеческого рода. Господь, в свою очередь, посылает Своих апостолов и Свою Православную Апостольскую Христову Церковь в мир для того, чтобы люди могли принять плоды спасения, совершенного Им, и через веру и Крещение усыновиться Богу, духовно обновляясь и благодатно возрастая в Его Церкви. Дунул – символическое действие, обозначающее дарование апостолам даров Святого Духа. Но с этим символическим действием соединена духовная реальность, о чем свидетельствуют слова Христовы: приимите Духа Святого. Дуновение – внешний символ невидимого действия – сообщения благодатных даров апостолам на их служение в земном мире. Это дарование Духа Святого можно назвать предварительным, как говорит святитель Иоанн Златоуст, Господь даровал им «некоторую власть и духовную благодать». Это апостольское посвящение относится к полному собору апостолов, то есть ко всем апостолам вместе. Спаситель не повторял это действие отдельно над Фомой, хотя его и не было вместе с ними при этом явлении Воскресшего Господа: Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус (Ин. 20, 24). То обетование, которое Спаситель дал апостолам в лице апостола Петра, ныне становится реальностью: что€ свяжешь на земле, то€ будет связано на небесах, и что€ разрешишь на земле, то€ будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19). Господь выполняет Свое обещание и действительно дает эту власть собору (собранию) апостолов, которую они передадут истинной Православной Церкви Христовой. Эта власть лечения грехов человеческих на земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Христианство возвестило о том, что казалось безумием древним, а подчас кажется таковым и современным людям: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Бог открывает эту истину не только в словах, но и величайшим Своим деянием. Сын Божий воплотился, стал Человеком, пошел на добровольные страдания и смерть, чтобы людей избавить от смерти и от страданий. Чего же такой Бог ждет от нас? Церковь нам отвечает: Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1 Ин. 4, 11). Сын Божий был послан Богом Отцом, чтобы явить согрешившему миру бессмертную и всепобеждающую Божию любовь. Иисус Христос, сразившись с силами ада и смерти, Своим Воскресением одержал над ними сокрушительную победу. Но эту победу Он совершил не для Себя, а для сотворенных Им людей. Бог сотворил нас без нас, но не спасет нас без нас! С подвигом любви воплощенного Сына Божия должен соединиться подвиг любви человека, ответившего взаимностью на жертвенную любовь своего Творца. Поверив Богу, человек должен, со своей стороны, восстановить отношения с Богом, которые оказались искаженными в результате грехопадения. Потомки Адама духовно испорчены и ослаблены тяжкой болезнью греха. Эту болезнь не сможет вылечить ни один доктор на земле. Но Небесный Врач – Спаситель мира – лечит и грех, и последствия греха, в том числе и смерть, в Своей духовной «лечебнице» – Святой Православной Церкви. Это та Церковь, о которой Господь сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). В Священном Писании Церковь уподобляется семье Христовой и живому организму – Телу Христову. В этом живом организме есть взаимная связь между Главой этого Тела – Христом и живыми органами – членами Святой Церкви, христианами, которые живут общей, таинственной, непостижимой для посторонних глаз жизнью. Бог Отец послал Своего Единородного Сына на землю совершить дело спасения. Господь Иисус Христос еще во время Своей земной жизни посылает Своих учеников в мир, чтобы они, помогая Ему в служении, учили, вразумляли и исцеляли людей. Господь назвал их Апостолами, то есть посланными. После Воскресения, укрепив учеников благодатными Дарами Святого Духа в день Пятидесятницы, Сын Божий посылает их на апостольство во все концы земли для возвещения Евангелия Царства Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Видя заблуждение Савла в вере, Христос является ему Сам: Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь (Деян. 9, 3–5). С этого момента в жизни Савла произошел крутой поворот: он уверовал во Христа, принял в Христовой Церкви Крещение и получил благодать Святого Духа. В новом члене Церкви вспыхнула и ярко загорелась истинная вера, озарила его пламенной любовью к Богу. После этого Савл не мог продолжать жить по-прежнему. Ему было необходимо, во-первых, переосмыслить все то, во что он верил и чем он раньше жил. Во-вторых, поняв, что приобрел в христианской вере бесценное сокровище, он не мог не делиться им с другими. Еще во время Своей земной жизни Христос поставил наиболее духовно зрелых учеников апостолами, то есть посланниками Божиими в нашем грешном мире. Такими были Петр, Иоанн и остальные десять, такими стали несколько позднее и еще семьдесят. Все они видели и слышали Христа, приняли Его учение и как верные свидетели возвещали Евангелие в мире. После Воскресения Христова и Сошествия Святого Духа апостолы в разных концах земли совершали проповедническое служение и созидали Православную Христову Церковь. Савл был среди них. Но он не общался со Христом, не слышал Его речей, не видел совершенных Им чудес, после своего обращения не обучался у апостолов. Его путь был иным. Сам он пишет так: Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1, 11–12). Если Петр по малодушию оступился и отрекся от Христа, то Савл, будущий Павел, был несправедливым гонителем христиан, неразумным врагом Спасителя. Отнюдь не даром Савлу далась вера и апостольство от Христа. Они требовали от него не только волевых усилий и преданности в служении Господу, но и преодоления очень многих страданий, вплоть до мученической смерти через усечение мечом. Служителю Православной Церкви Анании, крестившему Савла, Спаситель возвестил откровение о Савле: Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое (Деян. 9, 15–16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Молитва о соблюдении учеников завершилась. Теперь Учитель молится об освящении учеников. Евангельское учение, которое Господь передал Своим ученикам и которое они проповедовали впоследствии, вызвало против них ненависть мира так же, как и против Него Самого. Продолжать дело Христово им предстояло в этом враждебном мире. Поэтому Спаситель не молится о том, чтобы Бог Отец забрал их из озлобленного мира, но о том, чтобы сохранил от того зла, которое может им причинить мир греха во главе с сатаной. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною (Ин. 17, 19). Ученики приняли и по мере своих сил поняли истину – Евангельское учение, уверовали в Иисуса Христа как Мессию. В этом – суть христианской веры. Освятить истиною – означает выделить из числа остальных людей, призванных на служение Богу. В другом смысле – помочь на пути духовного совершенствования в достижении святости. Принятие в ум и сердце слова Божиего делает человека духовно близким к Всесвятому Богу. Сын Божий исполнил Свое посланничество в мир Богом Отцом – явил истину в словах, делах и всей Своей жизни. Теперь Сын Божий посылает в грешный мир продолжать это посланничество – апостольство – Своих учеников, чтобы являть людям святость Божию и приобщать их к ней. Сами ученики нуждаются в благодатном укреплении, освящении Духом Святым. Такое благодатное освящение они получат в День Пятидесятницы. Послание апостолов на всемирную проповедь и произойдет в этот день рождения Церкви. И за них Я посвящаю Себя (Ин. 17, 19) – освященный от Отца перед посланием в мир Господь Сам совершает во времени это освящение принесением Себя в жертву спасения людей. Это освящение отличается от освящения апостолов. Спаситель есть Сам и Первосвященник, и Жертва, потому Сам освящает Себя. Апостолы получают освящение от Духа Святого, ученики Христовы должны приносить в жертву Богу на служение истине свою любовь, свое усердие, свои силы, свое здоровье, а если потребуется, и свою жизнь. Это есть новая и совершенная жертва любви: Чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17, 19–21). Теперь Господь молится об учениках всех времен, верующих по слову их, то есть апостолов. Таким образом, мы можем говорить, что в Церкви совершается благодатное преемство веры от апостолов через Священное Писание Нового Завета и благодатный опыт понимания и исполнения воли Божией. Нельзя истинную веру придумать самим или взять ее с иной стороны, минуя преемство спасительной веры от апостолов, как живой поток благодатной Евангельской жизни, напояющей человеческий мир во все времена последующей истории.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Во второе воскресенье после дня Сошествия Святого Духа – Пятидесятницы – мы празднуем память Всех святых, в Земле Российской просиявших. Их великое множество, у них разные судьбы, разные призвания, разные подвиги, но всех их объединяет одно: почувствовав в своей духовной жизни радость Пасхи, они смогли оказаться верными свидетелями этой пасхальной радости в дни трудностей, страданий и даже мучительной смерти. Их кровью обильно полита наша родная земля. Имена многих из них, в том числе – многих тысяч мучеников XX столетия, для нас остались неизвестными. Но их молитвы, их пример помогают нам преодолевать самые тяжелые испытания и так проходить свою земную жизнь, чтобы она была достойна вечности и будущего преображенного мира – Царства Небесного. 2006 год 97. Святые Первоверховные апостолы Петр и Павел Апостол Петр был рыбаком, а апостол Павел – ремесленником с хорошим религиозным образованием. По-разному они жили. Апостол Петр имел семью, и жена была верной его спутницей в проповеди слова Божия у разных народов. Павел не был женат. По-разному они пришли ко Христу. Петра ко Христу привел его брат Андрей, которого Господь первым призвал на апостольство. До своего призвания апостол Андрей был учеником святого Иоанна Крестителя, но когда услышал его слова об Иисусе Христе: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29), то нашел брата своего Симона и сказал ему: Мы нашли Мессию, что значит: Христос (Ин. 1, 41). И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42). Слово кифа – еврейское, соответствует греческому петр – камень. Узнав в Иисусе Христа Сына Божия, Петр всем своим горячим сердцем полюбил Его. Был в духовной биографии Петра и страшный момент отречения от своего Божественного Учителя. Перед страданиями Христа, на которые Он шел добровольно, зная все наперед, Петр поклялся Ему в верности даже до смерти: Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26, 33). Но вот настала трудная минута, и Петр испугался признаться перед иудейскими начальниками, что он ученик Христа, и трижды отрекся от Него. Придя же в себя, он заплакал горько и ушел со двора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Петр Мамонов И он шел, точно так же, как некогда апостольствующие первохристиане. Ничего они с собой не брали, – да у них ничего и не было. Ничего ни у кого не просили, – да им ничего и не надо было. Кто тебя чем удивить может, если у тебя Сам Бог есть. Такие люди всех обогащали. Само это поведение уже было проповедью Истины не от мира сего . Они просто делились своим опытом. И люди готовы уже за эту драгоценную жемчужину всё, что имеют, продать (Мф. 13, 45–46). Когда Ксения Петербургская надела кафтан своего безвременно умершего мужа, – это что было, как не ее умышленная жертва Богу? Отказ от себя, от своей жизни, она после ухода мужа себя уже даже как женщину не воспринимала. Это исповедание: моя любовь больше, чем я есть. Значительнее всего в этом мире. Она уже не этой жизнью жила, а пребывала в предчувствии вечной – в ожидании Страшного суда, встречи с супругом. Она за него всей своей последующей жизнью уже молилась. Любящая жена исполняла за отлучившегося все те добрые дела, которые он, возможно, только мог бы в лучшем случае сделать, – ночами не спала, кирпичи таскала для строящейся церкви! Это же не женское – мужское занятие! А она всё это делала за него, и трудилась самоотверженно, преумножая и преумножая добро, дабы никто не претерпел никакого не то что урона от ухода почившего, но наоборот, чтобы прославляли Бога, ощущая и в этой кончине еще более просиявший свет любви. Кто больше любит, тот и продолжает У христиан всегда так. Помните, у апостола Павла сказано: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования» (Фил. 1, 12). А он в тюрьме сидел, а после и вовсе казнен был. Но на смену ему пришли десятки, сотни, тысячи, миллионы проповедников! – и безмолвно, своей жизнью, проповедующие Христа, и сражающиеся словом. Потому как «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Умирают брат или сестра во Христе, их дело тут же другие подхватывают. Кто больше любит, тот и продолжает.

http://pravoslavie.ru/140641.html

По отпадении Иуды от лика двенадцати Апостолов, последний, — так как вместо Иуды никто не был избран, — утратил свою полноту, а с ним и право на именование двенадцати; поэтому верховный из Апостолов, святой Петр, став посреди собрания первых христиан, обратился к верующим со словом о том, что на место отпавшего и погибшего Иуды должны избрать кого-либо из тех, которые находились с Апостолами во всё время, когда пребывал с ними Господь Иисус, чтобы избранный Им сонм двенадцати ближайших Апостолов был цел и неизменен. «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою… и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда… И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян.1:23–26), как двенадцатый. Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков: ибо Дух Святой опочил как на прочих святых Апостолах, так и на святом Матфие, даруя ему равную благодать с учениками Господа. По сошествии Святого Духа Апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской; святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси и благовествуя о явлении во Христе Иисусе спасения миру; впрочем, не только среди Иудеев, но и среди язычников проповедовал он имя Христово. Предание говорит, что святой Матфий обращался с благовестием Христовым и к жителям Эфиопии [ 1 ] и претерпел здесь множество различных мучений: его влачили по земле, подвергали побоям, привешивали к столбу, строгая бока железом и поджигая огнем; но, укрепляемый Христом, святой Матфий мужественно и с радостью переносил эти мучения. По некоторым же известиям святой Матфий проповедовал Евангелие и в Македонии [ 2 ], где нечестивые греки, желая испытать силу возвещаемого святым Апостолом учения, схватили его и заставили выпить отраву, лишавшую человека зрения: кто выпивал ее, тот делался слепым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010