Чтобы выполнить свое апостольское назначение, Церковь не только внешне, но и по самому своему существу должна быть именно такой, какою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах, должно сохраняться в ней до скончания века.    Во-первых, в Церкви сохраняется учение, переданное апостолами,апостольское Предание. В апостольских Посланиях много говорится о необходимости держаться этого учения:     Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Сол.2:15).     Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня... (2 Тим.1:13).    Там же неоднократно отмечается, что следует удаляться от тех учителей, чье учение не утверждается на проповеди апостолов:     О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания... (1 Тим.6:20).     Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал.1:8).     Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит.3:10).    Эти слова ап. Павла фактически представляют собой практическое применение нормы, установленной Самим Господом:     ...а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:17).    Необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста... (Тит.1:10-11).    Во-вторых, помимо апостольского учения, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Благодатным основанием и видимым выражением апостольства Церкви является апостольское преемство, т. е. преемство даров Святого Духа, передаваемое через священное рукоположение в таинстве священства, поэтому важнейшая сторона апостольства Церкви — это непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Сами же епископы законны только тогда, когда имеют сей дар через “рукоположение” от других епископов, раньше получивших дар священства, ибо как можно передать власть другим, не имея у себя … И. О признаках истинной Церкви И. Против признаков истинной Церкви 2Фес.2:8,9 “И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия своего того, которого пришествие по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными”. “Уверовавших же будут сопровождать знамения и чудеса сии”... Чем подкреплялось слово св. Апостолов? “Последующими знамениями и чудесами”... Во-первых, говорится о пришествии антихриста, который даст чудеса ложные, а у Христовой Церкви с самого начала совершались чудеса истинные, которые и служат доказательством Ее Божественного происхождения, так как в первые же дни жизни Церкви, слово и проповедь Апостолов подкреплялись последующими знамениями и чудесами ( Мк.16:20 ). Чем Сам Христос доказывал истинность свою? «Последующими знамениями и чудесами»… В чем сказались признаки истинного Апостольства? Да и сам Господь Иисус Христос доказывал Свою Божественность также чудесами, говоря Апост. Филиппу: “Если не верите Мне, то верьте по делам Моим” ( Ин.14:11 ). «Признаки (истинного) Апостольства оказались во мне знамениями и чудесами? И на вопрос посланным от Иоанна ответил: “И сказал им Иисус в ответ: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите; (5 ст.)слепые прозревают, хромые ходят , прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые восстают и нищие благовествуют” ( Мф.11:4–5 ). “Верьте мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам”... У истинной Цервки Христовой должно собл.даться семь св. Таинств Против таинств Крещение Сектанты, не веруя в благодать Святого Духа, не признают таким образом и таинственных действий Св. Духа в таинствах, против которых приводят следующее место: “ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано”. ( Мф.10:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Ученичество у Иоанна Крестителя было связанно со строгой аскезой. Сам Креститель был подвижником: пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет (Лк. 7, 33), и такого же подвижничества требовал от своих учеников. Они много постились и творили молитвы: ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят (Лк. 5, 33). Как-то раз, когда они вместе с наставником стояли на берегу Иордана, Иоанн Креститель указал ученикам на идущего к ним Человека и сказал: вот Агнец Божий (Ин. 1, 36). В этом Человеке Иоанн Заведеев узнал Иисуса из Назарета. Предтеча остался на берегу Иордана, а его ученики, Иоанн и Андрей, направились вслед за Тем, на Кого указал им Иоанн Креститель. Впоследствии в написанном им Евангелии Иоанн Богослов так рассказывал о произошедшем: Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа (Ин. 1, 38–39). Далее Евангелие говорит о том, что будущий апостол Андрей рассказал о Христе своему брату – Симону; возможно, также поступил и будущий апостол Иоанн. В любом случае, вскоре после беседы со Спасителем Иоанн и Андрей оставляют иорданские берега и вслед за Господом возвращаются на родину – в Галилею. Следование за Христом: от встречи со Спасителем до призвания Сэтого времени – еще до окончательного призвания, Иоанн – возлюбленный ученик Христов – один из самых ближайших к Спасителю. Так что если апостол Петр олицитворял общественную составлющую апостольского служения, то Иоанн – духовную. Именно благодаря своему духовному настрою апостол Иоанн подмечал многое, что его собратья по апостольству оставляли без внимания. Благодаря этому в Евангелии, написанном впоследствии апостолом Иоанном, сохранилось свидетельство о событиях, о которых не сказано в синоптических Евангелиях. Так, он рассказывает о чуде в Кане Галилейской, которому стал свидетелем. Можно предположить, что он был одним из тех, кто наполнял кувшины водой, которую Господь Иисус претворил в вино. В любом случае и для него и для его собратьев по апостольству это чудо стало еще одним свидетельством того, что их Наставник – Мессия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Единственное место в Евангелии, где он, предположительно, упоминается лично – Тайная Вечеря: Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца (Ин. 14, 22–24). Этот диалог показывает, что в то время апостолы, еще не просвещенные Святым Духом, мечтали о земном царстве Мессии; о том, что Господь Иисус явит Себя миру; Сам же Спаситель делал акцент не на земном, а на вечном. Впоследствии при сошествии Святого Духа и Фаддей, и его собратья по апостольству поняли, в чем смысл и цель пришествия в мир Спасителя и их собственной проповеди. Последующие несколько лет апостол Фаддей провел в Иерусалиме, вместе со своими собратьями по апостольству, трудясь над созиданием Церкви. Когда же христианская община Иерусалими укрепилась и прошла искушение внутренними нестроениями и гонением, апостолы бросают жребий, дабы нести благовес-тие о Христе далее. Согласно жребию, Фаддей должен был проповедовать на Востоке. Первоначально он направился в Эдессу, где уже проповедовал его тезка Фаддей, апостол от 70. Вероятно, Фаддей должен был подобно тому, как это описано в Деяниях, низвести на местную христианскую общину благодать Святого Духа. Устроив Церковь в Едессе, апостол Фаддей отправился в Армению. Проповедь апостола в Армении сопровождалась многими чудесами. Вскоре ему удалось обратить в христианство множество народа, и среди них была дочь местного царя. Узнав о том, что дочь изменила языческой вере, царь разгневался. Он приказал арестовать ее и других новообращенных. Сначала их заключили в темницу, желая отвлечь от христианской веры. Вскоре в темнице вместе с ними оказался и их наставник – апостол Фаддей. В то время, когда апостол находился в темнице, ему явился Христос. Спаситель ободрил апостола Фаддея, пообещав не оставлять его в тяжелых испытаниях. Свет, осиявший камеру, в которой находился апостол Фаддей, видела тюремная стража – под впечатлением чудесного явления они также приняли христианство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Несколько дней спустя, на Тайной Вечери, во время прощальной беседы Господа Иисуса с ближайшими учениками, Филипп, как другие го собратья по апостольству, еще не осознавал, что их Учитель – одна из Ипостасей Святой Троицы; поэтому он обратился ко Христу с такой просьбой: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас (Ин. 14, 8). Господь же сказал ему на это: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам (Ин. 14, 9–11). Но до Воскресения Спасителя и сошествия Святого Духа апостолы еще не могли вмесить всю полноту сказанных Им слов. Просвещение Святым Духом – начало проповеди После распятия и Воскресения Господа Иисуса Христа Филипп вместе со своими собратьями по апостольству увидел Спасителя уже в бессмертном и прославленном теле, принял от Него мир и благословение. По Вознесении Господа, в день Пятидесятницы, Филипп вместе с другими апостолами принял благодать Святого Духа. Следующие несколько лет Филипп провел в Иерусалиме. К сожалению, до нас не дошло подробностей о первых шагах апостола Филиппа в деле христианской проповеди. Известно лишь, что вместе со своими собратьями он в Иерусалиме пережил первое серьезное гонение на Церковь. По завершении гонения апостол Филипп, согласно Преданию, на некоторое время возвратился в родную Галилею. Здесь он проповедовал слово Божие, сопровождая проповедь чудесами. Наиболее известное из этих чудес – воскрешение младенца. Это чудо произошло при следующих обстоятельствах. Однажды апостол увидел убитую горем женщину – она несла на руках мертвого младенца и безутешно рыдала. Увидев ее, апостол Филипп сжалился над ней, простер руку над умершим младенцем, сказав: «Встань! Так повелевает тебе Христос, мной проповедуемый». И тотчас же младенец ожил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Услышав о Христе, Фома пришел посмотреть на Него и с тех пор неотступно следовал за Ним. Христос, видя такую ревность, избрал Фому одним из двенадцати апостолов. Также как и его собратья по апостольству, Фома, по слову Спасителя, вышел на самостоятельную проповедь. Тем не менее, упоминания об апостоле Фоме нечасто встречаются на страницах Евангелия. После рассказа об избрании двенадцати апостолов имя Фомы упоминается только в повествованиях о конце земного пути Господа, в частности, в рассказе о воскрешении Лазаря. Когда Господь Иисус, узнав о смерти Лазаря, собрался идти в Иудею, апостолы большей частью пытались отговорить Его от смертельно опасного предприятия. Но апостол Фома неожиданно проявил необычайное рвение, сказав: пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11, 16). Исследователи полагают, что в этом эпизоде впервые проявился решительный и смелый характер апостола. Следующее упоминание апостола Фомы относится к Тайной Вечере. Во время прощальной беседы, когда Господь прикровенно говорил ученикам о Своем отшествии: Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? (Ин. 14, 5). На это Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Евангелия не сообщают о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Однако, известно, что сразу после этого он на некоторое время покинул Иерусалим, так что когда воскресший Спаситель явился ученикам, Фомы с ними не было. Когда он вернулся: Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). Именно благодаря этому случаю, когда Фома не поверил своим собратьям по апостольству, и появилось выражение «Фома неверующий». Библеисты толкуют неверие Фомы в Воскресение Господа Иисуса либо как промыслительную возможность наилучшего уверения в Воскресении Спасителя, либо как то, что апостолы еще не были просвещены Святым Духом и Фома увидел лишь их человеческую радость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ибо как постороннее дело ниже дела настоящего так и пришлец ниже переселенца. Настоящую надпись нужно читать с перестановкою слов, именно так: Петр, апостол Иисуса Христа, по предведению Бога Отца при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровию Иисуса Христа. Остальные слова должно поставить после сего; ибо в них обозначаются те, кому пишется послание. По предведению Бога. Сими словами апостол хочет показать, что он, за исключением времени, ничем не ниже пророков, которые и сами были посланы, а что и пророки посланы, об этом говорит Исаия: «благовествовать нищим послал меня (Иса. 61, 1). Но если он ниже по времени, то не ниже по предведению Бога. В этом отношении он объявляет себя равным Иеремии, который, прежде образования во чреве был познан и освещен и назначен пророком для народов (Иер. 1, 5). И как пророки, вместе с прочим, предвозвещали пришествие Христово (ибо для сего они были посылаемы), то объясняет служение апостольства, и говорит, что я при освящении от Духа послан к послушанию и окроплению кровию Иисуса Христа. Объясняет то, что дело его апостольства состоит в том, чтобы отделять. Ибо это означает слово освящение, например, в словах: «вы будете у Меня народом преимущественным, освященным» (Втор. 14, 2) т. е. отделенным от прочих народов. Итак дело его апостольства — посредством дарований духовных отделять народы, покорные кресту и страданиям Иисуса Христа, окропляемые не пеплом юницы, когда нужно очищать осквернение от общения с язычниками, но кровию от страданий Иисуса Христа. Словом кровию вместе предсказывает мучение за Христа верующих в Него. Ибо кто с покорностию идет по следам Учителя, тот, без сомнения, сам не откажется пролить собственную кровь за Того, кто пролил свою за весь мир. Благодать вам и мир да умножится. Благодать, потому что мы спасаемся даром, не привнося ничего от себя. Мир, потому, что, оскорбив Владыку, мы были в ряду врагов Его. 3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисус Христа, иже по мнозей своей милости порождей нас, во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых, 4 в наследие нетленно и нескверно и неувядаемо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Преамбула Миссия (свидетельство) - проповедь для пробуждения веры - присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви 1 и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: " Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари " (Мк. 16, 15). Она направлена на спасение каждого человека. Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви " утверждены на основании Апостолов " (Ефес. 2, 20), но и особенно потому, что через неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось " душ около трех тысяч " (Деян. 2, 41). Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: " Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам " (Мф. 28, 19-20). Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: " Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего " (Рим. 8, 21-23). Богословское понимание православной миссии основывается на её тринитарном измерении: источник миссии - в Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом и ниспослании на апостолов Святого Духа (Ин. 20, 21-22). Послание Иисуса Христа включено в план Домостроительства нашего спасения, " ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3,16). Православная миссия имеет пред собой задачу не только научения просвещаемых народов вероучительным истинам, воспитания христианского образа жизни, главным образом она нацелена на передачу опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины. Ведь благовестие Церкви есть свидетельство о Христе как о Воскресшем Господе и введение в мир Его Царства - нового неба и новой земли (Откр. 21, 1), открывающихся в совершении Евхаристии.

http://mitropolia.spb.ru/docs/kontseptsi...

Истина – это Сам личный и живой Бог. Второе Лицо Святой Троицы – Иисус Христос , отождествляет истину с Собой: Я есть Истина, путь и жизнь. 2 Истина вечна, неизменяема и абсолютна, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. 3 Бог явил Себя людям через Откровение, достигшее полноты в Воплощении, и вольных страданиях Господа на Кресте, упразднившем смерть, и открывшем людям путь бессмертной и нетленной жизни через причастие Божеского естества 4 по благодати. И Откровение, и Воплощение, и жизнь, и особенно, Крестные страдания Иисуса Христа являют делом, 5 что Бог есть любовь, 6 поскольку Иисус Христос умер за нас 7 не по необходимости логической или онтологической, но абсолютно свободно и добровольно, следовательно, Истина есть и Любовь. Божественная любовь порождает у христиан ответную любовь и к Дарователю вечного блага, и к ближним. 8 Поэтому желание приобщить к Нему еще непричастных должно стать естественным для христианина, ибо если так возлюбил нас Бог , то и мы должны любить друг друга, 9 Он пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его… Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. 10 Провозвестие о спасении как даре божественной любви, есть основание миссии, и сама миссия становится внутренней потребностью миссионера. «Горе мне, – пишет апостол Павел, – если я не благовествую». 11 Православная миссия среди еретиков, иудеев и язычников изначально исходила из опытного ведения Истины апостолами, 12 на которых утверждена Церковь . 13 И преемство по отношению к их опыту и вере – апостольство, служит признаком Ее подлинности. 14 Единственно верное знание Истины, Ее познание и идентичность на протяжении столетий, достигается благодаря тому, что Господь Иисус Христос пребывает неотлучно с Церковью по сей день, и Святой Дух хранит учение Христа, и наставляет Церковь на всякую истину 15 до скончания века. 16 В Церкви, как следует из ее многовекового опыта, постижение Истины неотделимо от самой Истины, и Истина своим содержанием и действием формирует как способ Ее познания, так и критерии достоверности, и формы свидетельства о Ней применительно к разного рода заблуждениям. Вот почему вопрос о церковной методологии противосектантской борьбы должен решаться исходя из многовекового опыта Церкви, то есть святоотеческого отношения к заблуждениям. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/prav...

Православная миссия среди ересей, иудеев и язычников изначально исходила из опытного ведения Истины апостолами (1Ин.1.1 ; 2 Петр.1,16 ), на которых утверждена Церковь( Еф.2:20 ) и преемство их опыту и вере - апостольство - служит признаком Ее подлинности (Символ веры, 9). Единственно верное знание Истины, Ее познание и идентичность на протяжении столетий достигается благодаря тому, что Господь Иисус Христос пребывает неотлучно с Церковью по сей день, и Святой Дух хранит учение Христа и наставляет Церковь на всякую истину (Ин.14,26, 16.13) до скончания века (Ин.15,26). В Церкви, как следует из ее многовекового опыта, методология постижения Истины неотделима от самой Истины и Истина своим содержанием и действием формирует и способ Ее познания, и критерии достоверности, и формы свидетельства о Ней применительно к разного рода заблуждениям. Поэтому и вопрос церковной методологии противосектантской борьбы должен решаться исходя из многовекового опыта Церкви, т.е. святоотеческого отношения к заблуждениям . Поскольку Истина неотделима от Церкви, то попытки Ее постижения вне экклизиологического контекста ведут к ложному представлению о некоем самодостаточном христианстве вне Церкви и к оправданию существования бесцерковного христианства поиском Истины . Отход от принципа истинности в богословии превращает богоискательство в духовное блуждание, что стало одной из причин кризиса в жизни РПЦ в начале 20 века . Церковный подход к разного рода заблуждениям сложился еще в апостольское время и заключается в обличении лжеучений и раскрытии христианской веры применительно к ним (заблуждениям и ересям), пытавшимся переопределить содержание Откровения до такой степени, что они, по слову ап. Павла, стали проповедовать другого Иисуса (2Кор.11,4). В основе апостольского отношения к сектам лежит заповедь ап. Павла своим преемникам: … заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, … проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2Тим. 4, 1-5).

http://bogoslov.ru/article/5177513

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010