Вслед за этой кощунственной выходкой патриарх начал говорить перед онемевшим от ужаса народом о крестном знамении. «В Антиохии, а не в ином месте, – говорил Никон, – верующие во Христа (впервые) были наименованы христианами. Оттуда распространились обряды. Ни в Александрии, ни в Константинополе, ни в Иеросалиме, ни на Синае, ни на Афоне, ни даже в Валахии и Молдавии, ни в земле казаков никто так не крестится, но всеми тремя пальцами вместе». 26–31 марта 1655 года, на пятой седмице Великого поста, вновь был созван собор – на этот раз с участием иноземных гостей – патриарха Антиохийского Макария и патриарха Сербского Гавриила (которого Никон, свято веривший в учение о «пентархии», упорно называл архиепископом). Основным вопросом было несоответствие русских церковных книг и обрядов новогреческим. Были заслушаны результаты сличения богослужебных книг и рукописей, привезенных Арсением Сухановым с Востока, с древними славянскими. На Соборе был одобрен подготовленный никоновскими справщиками Служебник, изменен текст Символа веры , установлен новый для России внешний вид антиминсов, а перекрещивание католиков заменено миропомазанием. Уже после закрытия собора Никон передал патриарху Макарию для присоединения шестерых униатских священников. Макарий помазал их миром, им выдали новые ставленые грамоты для служения в православных храмах 571 . Одобренный Собором новый Служебник вышел из печати 31 августа 1655 года и был введен для всеобщего употребления в Русской Церкви. Как уже говорилось выше, он представлял собой перевод греческого Евхология, напечатанного в иезуитской типографии в Венеции в 1602 году. В Служебнике было узаконено троеперстие, трегубая аллилуйя и прочие церковные новины. При этом новый текст содержал ложные ссылки на старые русские и греческие грамоты. Публикация нового Служебника вызвала крайне резкую реакцию со стороны противников новшеств и способствовала еще большему разделению русского общества. Кроме Служебника в том же году была напечатана книга «Скрижаль», которая занимает особое место среди символических книг никонианства. В самом названии содержалась отсылка к Ветхому Завету: Никон возомнил себя новым Моисеем, давшим Закон своему народу. По сути, «Скрижаль» представляла собой компиляцию, в основу которой было положено одноименное сочинение греческого иеромонаха Иоанна Нафанаила, напечатанное в Венеции в 1574 году и присланное Никону Иерусалимским патриархом Паисием. Сочинение Иоанна Нафанаила содержало толкование чина литургии, зодчества, священнических облачений и церковной утвари. К этому толкованию Никоном были прибавлены выдержки из послания патриарха Паисия 1655 года, несколько статей, объясняющих богослужение, а также еще 12 статей, состав которых в разных экземплярах книги не всегда совпадал (статьи о троеперстии, слово Николая Малаксы о именословном перстосложении, статьи о тексте Символа веры ). Все эти статьи объясняли и оправдывали различные никоновские нововведения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

При том, в Православной Церкви единство обеспечивается не внешним авторитетом, подобным авторитету папскому в римо-католической церкви, а исключительно внутренним единством жизни. Это единство жизни есть соборность. В первые века христианства при великом напряжении церковной жизни, когда христиане полностью жили в Церкви, и вне Церкви у них не было никаких интересов, эта соборность проявлялась с особенной силой. На разных концах тогдашнего христианского мира: в Испании и в Месопотамии, в Мавритании и в Галлии, христиане не сговариваясь между собою, проводили жизнь настолько совершенно внутренне единую, что христианин, перенесенный из Дамаска в Массилию, чувствовал себя в церковной общине чужой страны совершенно так же, как у себя на родине. И все, что без официальных собраний и без особых постановлений вырабатывалось тогда внешне пестрыми, но внутренне совершенно едиными, разнообразными христианскими общинами, было выявлением воли и жизни Духа Святого, живущего в Церкви. Впоследствии, когда явилась к тому возможность, этот же дух соборности, орган Святого Духа, стал проявляться на собраниях епископов, получивших наименование Вселенских и Поместных Соборов, дерзновенно, с полным сознанием своего на то права, заявлявших: «Изволися [угодно] Духу Святому и нам». Соборность не есть общее подчинение какому-либо авторитету, не есть повиновение распоряжениям о том, как надо веровать или думать, не есть и кропотливое изыскание по вопросу о том, как о том или ином учили в древности. Православный христианин верит и исповедует не так, как это приказывает ему делать тот или иной церковный авторитет, не так, как это предписывает тот или иной древний святой отец, но так, как подсказывает ему его совесть, его сознание, живущее в Церкви. Но эту свою совесть и сознание он проверяет голосом Церкви – Вселенских Соборов, святых отцов и тех своих современников, о которых он знает, что они подлинно православны. И если он обнаруживает в своем сознании расхождение с ними, он не утверждает его в противность церковному сознанию, как протестант, но сознавая, что, если его сознание вошло в противоречие с сознанием церковным, значит в его сознании есть какая-то погрешность, и нужно не простое подчинение, но исправление своего духовного облика – покаянием и смиренной молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Значит ли это, что Церковь Православная есть Церковь семи Вселенских Соборов, и что Вселенский Собор есть высший в ней авторитет? Да, и это значит, но не это главное. Соборной кафолической Церковь была еще задолго до Вселенских Соборов, прежде даже до самого первого. Иерусалимского Собора святых апостолов, от самого своего основания, ибо наравне с ее единством и святостью, соборность является основным свойством Церкви. Господь мог бы спасти каждого человека в отдельности, отдельного человека или отдельный народ привлекая к Себе. Но не таков план Божий. Он основал Церковь – собор людей, подобный Предвечному Божиему Собору, и не отдельным людям, но соборному единству их открыл Он Свою волю. Свое учение, дал великую и страшную силу благодати. Соборность Православия проявляется в том, что православные христиане, поскольку они живут в Церкви, как бы ни были различны внешние условия их существования, – веруют, мыслят и чувствуют совершенно одинаково, не сговариваясь о том предварительно. В 1938 г. происходила конференция православных и англикан. Среди православных были русские, греки, сербы, румыны, болгары и сирийцы – люди разных народов и рас, разных культур и культурных уровней, у которых в мирской жизни не было ничего общего между собою. Но в деле веры, поскольку они оставались на почве Церкви, были они совершенно единодушны (к сожалению, некоторые из участников этой конференции, хотя и были официально православными, но не оставались на церковной почве; это надо всегда помнить, что не официальная принадлежность делает человека православным, а церковность ума и воли). В то же время другие участники конференции, принадлежавшие к одному народу, к одной культурной среде, во всех вкусах и обычаях представлявшие полное единство, в деле веры глубочайшим образом разобщены, хотя и принадлежали официально к одной и той же Церкви. При том, в Православной Церкви единство обеспечивается не внешним авторитетом, подобным авторитету папскому в Церкви латинской, а исключительно внутренним единством жизни. Это единство жизни есть соборность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

С 1901 года: (20 сентября) Иоанн (Кратиров), епископ Саратовский и Царицынский (во внимание к его долговременной полезной деятельности на поприще служения духовному просвещению в средней и высшей школах), † 1909 г. февр. 12 на покое. Заслуженный ординарный профессор С.-Петербургской Духовной Академии Михаил Иванович Каринский (во внимание к его многолетней глубоко-полезной преподавательской деятельности и философским трудам высокой научной ценности). Заслуженный ординарный профессор Казанской Духовной Академии Пётр Васильевич Знаменский (во уважение к его учёно-литературной и многолетней профессорской деятельности). —885— Ординарный академик Императорской Академии Наук, Феодор Иванович Успенский (во уважение к его многочисленным и ценным научным трудам по церковной и гражданской истории Византии и церковной археологии). С 1902 года: (18 сентября) Арсений (Брянцев), архиепископ Казанский и Свияжский (во уважение его многоплодной педагогической, пастырской и архипастырской деятельности и просвещенного содействия к изданию богословских учёных трудов), впоследствии – Харьковский и Ахтырский. † 1914 г. апр. 28. Нафанаил (Соборов), епископ, управляющий Московским Спасо-Андрониевым монастырём (во внимание к его свыше пятидесятилетней педагогической, пастырской и архипастырской деятельности). † 1907 г. апр. 29. Иоанн (Митропольский), епископ Аксайский (во уважение его профессорской службы в Академии и учёных трудов по истории древней церкви и современных инославных исповеданий и сект), † на покое 1914 г. мая 2. Благочинный придворных соборов в Москве, настоятель Верхоспасского собора, протоиерей Николай Васильевич Благоразумов (во уважение его долговременной педагогической и духовно-административной деятельности и богословско-литературных трудов). † 1907 г. дек. 21. Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Григорий Александрович Воскресенский (во уважение к тридцатилетнему профессорскому служению его в Академии и многочисленным и плодотворным научным трудам его по современному славяноведению, по русской литературе и особенно по исследованию истории древне-славянского рукописного новозаветного текста).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В самые первые века христианства при величайшем напряжении жизни церковной, когда христиане полностью и совершенно жили в Церкви, и вне Церкви не было у них никаких интересов, эта соборность проявлялась с особенной силой. На разных концах тогдашнего христианского мира: в Испании и в Месопотамии, в Мавритании и в Галлии, христиане не сговариваясь между собою, проводили жизнь настолько совершенно внутренне единую, что христианин, перенесенный из Дамаска в Массилию, чувствовал себя в церковной общине чужой страны совершенно так же, как у себя на родине. И все, что без официальных собраний, без особых постановлений вырабатывалось тогда внешне пестрыми, но внутренне совершенно едиными, разнообразными христианскими общинами, было выявлением воли и жизни Духа Святого, живущего в Церкви. Впоследствии, когда явилась к тому возможность, этот же дух соборности, орган Святого Духа, стал проявляться на собраниях епископов, получивших торжественное наименование Вселенских Соборов, дерзновенно, с полным сознанием своего на то права, заявлявших: «изволися Духу Святому и нам». Соборность не есть общее подчинение современному или древнему авторитету, не есть рабское повиновение распоряжениям о том, как надо веровать или думать, не есть и кропотливое изыскание по вопросу о том, как о том или ином учили и думали в древности. Православный христианин верит и исповедует не так, как это приказывает ему делать тот или иной патриарх или архипастырь, не так, как это предписывает тот или иной древний святой отец, но так, как подсказывает ему его совесть, его сознание, живущее в Церкви, но эту совесть свою, это сознание он постоянно проверяет голосом Вселенских Соборов, святых отцов и тех своих современников, о которых он знает, что они подлинно живут в Церкви. И если он обнаруживает в своей совести и в своем сознании расхождение с ними, он не утверждает свое сознание в противность сознанию церковному, как протестант, и не подчиняется рабски, внешне авторитетному голосу Собора или архипастыря, но сознавая, что если его сознание вошло в противоречие с сознанием церковным, значит в его сознании есть какая-то капитальная погрешность, и нужно не простое подчинение, но исправление всего духовного своего облика покаянием и смиренной молитвой, пока он не достигнет снова внутреннего единства с Церковью. Стояние в соборности не легко. Оно требует постоянного духовного напряжения и подвига. Но ведь об этом, как и о всей жизни в Церкви, говорит Христос: «Царство Небесное (т.е. Церковь) усилием берется, и употребляющие усилие (по-славянски – нудящие себя, т.е., принуждающие) восхищают его» ( Мф.11:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Впоследствии, когда явилась к тому возможность, этот же дух соборности, орган Святого Духа, стал проявляться на собрании епископов, получивших торжественное наименование Вселенских Соборов, дерзновенно, с полным сознанием своего на то права, заявивших: «Изволися Духу Святому и нам». Соборность не есть общее подчинение авторитету, не есть просто повиновение распоряжениям, не есть и кропотливое изыскание по вопросу о том, как о том или ином учили в древности. Православный христианин верит и исповедует не так, как приказывает ему это делать тот или иной архипастырь, не так, как это предписывает тот или иной древний отец, но так, как подсказывает ему его совесть, его сознание, воспитанные в Церкви. И эту свою совесть и свое сознание он проверяет голосом Вселенских Соборов, святых отцов и тех современников, о которых он знает, что они подлинно живут в Церкви. И если он обнаруживает в своем сознании расхождение с ними, он не утверждает его в противность учению Церкви, но понимает что в его сознание вкралась какая-то капитальная погрешность, которую нужно исправить покаянием и молитвой. Стояние в соборности не легко, потому что оно требует бдительности и смирения. Но ведь об этом, как и обо всей христианской жизни, Христос говорит: «Царство Небесное усилием берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:12 ). Церковь не только едина, она и единственна , потому что у нее единая глава – Христос. Все, что имеет общение с Ним, едино и с нею. Кроме того, хранимая Церковью истина – одна. Истин не может быть несколько. Если о важных и точных вещах высказываются несколько мнений, то правильным может быть только одно, а остальные – неправильны. Значит, и истинная вера может быть только одна. Итак, Церковь есть совершенно новое, особенное и единственное на земле бытие, которое нельзя с точностью определить понятиями, взятыми из мирской жизни. Наименование Церкви «обществом» – неточно, потому что земное общество состоит из замкнутых в себе личностей нашего несовершенного и грешного мира. Светское общество подчиняется юридическим законам, оберегающим и закрепляющим замкнутость индивидуумов. Мы не можем представить коммерческого общества, основанного не на кодексе прав и обязанностей членов, а на взаимном сострадании и сочувствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

28 июня 1901 года в Московской синодальной Конторе был наречен, а 1 июля того же года в Успенском соборе Кремля хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии; хиротонию совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский), епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский), епископ Можайский Парфений (Левицкий), епископ Волоколамский Арсений (Стадницкий) и члены Московской синодальной конторы епископы Нестор (Метаниев), Григорий (Полетаев) и Нафанаил (Соборов). В 1901 году, во время отпуска митрополита Владимира (Богоявленского), управлял Московской епархией. Как викарный епископ, имел местопребыванием московский Богоявленский монастырь, являясь его настоятелем; состоял епископом Дмитровским и настоятелем этой обители в течение почти пятнадцати лет — до Первой мировой войны. Во время своего настоятельства устроил в Богоявленском соборе монастыря придел во имя святителя Феодосия Черниговского (освящён 17 мая 1904 года), отремонтировал храмы, привел в порядок церковную утварь, провёл электричество. Неоднократно, по назначению Синода, совершал дальние поездки в другие епархии — в Выксунский Иверский монастырь (в июле 1903 г.), в Яблочинский Онуфриевский монастырь Холмской епархии, на западной окраине Российской империи (в 1907 г.), где настоятелем в то время был его постриженник (1904 г.) иеромонах Серафим (Остроумов). В июле 1911 году владыка побывал на севере, в монастырях Соловецком и Трифоно-Печенгском. Принял участие в открытии второго и четвертого Всероссийских монархических съездов в Москве в 1906 и 1907 годах. Летом 1912 года побывал на Святой Горе Афонской. В апреле 1914 года участвовал в суде Московской Синодальной конторы над афонскими иноками-«имяславцами» под председательством митрополита Московского Макария (Невского). В 1914 году был управляющим Московской митрополией. 22 августа 1914 года отправился на фронт; около года провёл в армии, исполняя обязанности полкового священника 168-го пехотного Миргородского полка и благочинного 42-й пехотной дивизии. За отличие во время военных действий был высочайше пожалован панагией на Георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Шредер Дж., доктор. Шесть дней творения и Большой Взрыв: поиски гармонии между современной наукой и Библией. – Иерусалим - Москва: Даат-Знание, 2000. См., например: Мень А., прот. История религии: в поисках пути, истины и жизни. Кн. I. – М.: Издательский дом «Форум» - «Инфра-М», 1997. Иванов Н., прот. И сказал Бог...: Опыт истолкования книги Бытия. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. Нафанаил (Львов), архиеп. О Святой Библии. Священное Писание и богослужение. Апологетические беседы. Избранные труды. – СПб.: Кифа. Из-во Олега Абышко, 2007. Александр (Милеант), еп. Возникновение мира и человека. Опыт согласования Библейского повествования с научными открытиями. – Электр. ресурс: Зеньковский В., прот. Апологетика – М.: Издательский Дом «Грааль», 2001. См. пример из области канонического церковного права (объяснение Зонарой и Вальсамоном 109-го правила Карфагенского Собора): « Хотя и тогда человек имел плоть, но не такую, какую имеет ныне; об этом так говорит Григорий Богослов: в кожаные ризы облекает, может быть, в грубейшую плоть, смертную и противообразную (ее прежнему состоянию); так как до преступления плоть у Адама была и не грубая и не смертная по естеству». - Правила Святых Поместных Соборов: с толкованиями. – Ч.2 – Репр. – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. – С. 703. Четверг сырный.На утрени канон (глас 4), песнь 4, 3 тропарь: «Умервщления ризы прием, в дерзость невоздержания облекохся окаянный: но Ты мя облецы Сыне Божий, одеждею светлою отрождения». Аналогичное осмысление Быт. 3:21 встречается и в церковной богослужебной гимнографии. В неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнание из рая: На вечерне, На Господи воззвах, 2 стихира: «Одежды боготкатнныя совлекохся окаянный, Твое божественное повеление преслушав Господи, советом врага, и смоковным листвием, и кожными ризами ныне облекохся: потом бо осужден бых хлеб трудный снести: терние же и волчец мне принести земля проклята бысть. Но в последняя лета Воплотивыйся от Девы, воззвав мя введи паки в рай». На утрени канона синаксарь: «Преступив убо и смертною облекся плотию, и клятву взем изгнан бысть рая: и пламенному оружию сего врата повелено бысть хранити».7 песнь канона (глас 6), 2 тропарь: «Студными одеян одеждами, увы мне, вместо одеяния светозарнаго, плачу моея погибели, Спасе, и верою вопию Ти Благий: не презри Боже, но воззови мя». На хвалитех стихира 1 (глас 5): «Увы мне, Адам рыданием возопи, яко змий и жена божественнаго дерзновения изринувши мя: и райския сладости, древа снедь отчужди. Увы мне, не терплю прочее поношения: иногда царь сый земных всех созданий Божиих, ныне пленник явихся от единаго беззаконнаго совета: и иногда славою безсмертия облечен сый, умерщвления кожу яко смертный окаянно обношу. Увы мне, кого рыданий содейственника сотворю; но Ты Человеколюбче, от земли создавый мя, во благоутробие оболкийся, работы вражия свободи, и спаси мя».

http://bogoslov.ru/article/4664280

И сицевым образом творяй отпуст, кадит проскомидию и святую трапезу крестообразно. Таже кадит весь олтарь, показуяй преподание дарований к святым от Бога и святыми – к прочим. Ибо видехом некия, кадящыя и храм, сиречь церковь всю и люди. Еже глаголет святый Дионисий 182 , яко прежде литургии от жертвеника кадится весь храм и паки в жертвеник приходит, – понеже начало и конец добрых есть Бог, место же и престол сего Бога есть жертвеник, – сего ради всегда, егда хощет кадити священник, от жертвеника начинает и паки в нем совершает. Понеже образ Христов есть архиерей и силою Христовою богатеет, и еще кийждо предстатель, сиречь тщатель душ, Христа образует, в них же сие бывает: сиречь первее архиерей знаменает, сиречь благословляет, якоже приносит и Богу; и отнележе кадится трапеза и вся иконы, первый сам архиерей кадится, таже прочии, и после всех паки сам архиерей. Понеже начало и конец святых дел и деяний Той есть, еще и преподателен, и по подражанию Сего обычай есть творити тако. И игумени, иже суть священници поставлени. – Аще и рекохом о оных, яже бывают в проскомидии, паки не был бы вред восприятие творити слова о той проскомидии, ибо обрели быхом негли и ино нечто вящше в ползу нашу. Сего ради подобает не ленитися нам. Глава 72. Чесо ради фимиам по проскомидии Убо священник, совершив проскомидию, приносит фимиам Богу за благодарение дела и действа Святаго духа, Иже имать прийти. Ибо образом Святаго духа богатеет фимиам, и молитва свидетельствует, глаголющи: кадило Ти приносим, Христе, Боже, в воню благоухани 183 . «О, Христе, Боже, мы, раби Твои, приносим Ти фимиам в воню благоухания духовнаго, его же прием в пренебесный Твой жертвеник, возниспосли нам благодать пресвятаго Твоего Духа». Подобие священник чтит Бога приношением фимиама и показует, яко действует со Духом и яко от мира сего благодать Духа в мир дадеся и излияся. Глава 73. Паки о совершаемых в проскомидии Священник, изимая хлеб он от среды хлеба, егоже хощет жрети, являет, яко Спас воплотися от нашего естества и существа, а не от инаго естества, – от единыя жены, благословенныя и святыя приснодевы, отроковицы, избранныя от всех жен, Госпожи Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

И тия церкви имут сие, егда мудрствуют право. Понеже и Спас не отрицание, но исповедание петрово «камень» именова. Кое есть исповедание? Еже: Ты ecu Христос, Сын Бога живаго. И Христос рече на сем камени создатися Церкви Его. Якоже «соборной» Церкви быти оной, в нейже исповедуют Самого Христа с Петром и прочими иными апостолы просте 341 . Церковь. « Церковь » глаголет, якоже есть собрана от всех языков Христу, камени краеугольному, всячески Самому Христу соединена, яко да сохранит невредиму веру Его. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Исповедую омовение едино в прощение грехов, – и сие есть болшее дарование от всех дарований, яже даде Бог. Ибо несть омовение законнаго и ветхаго чина, ниже служба зримая, или жертва, яже многажды совершаема, не имут силы очищати. И наипаче егда приношаху безсловесная животна в жертву о словесных человецех. Яко не явльшейся еще истине, безгрешному Христу, ниже горе носимой крестом живой и истинной жертве тела Его, ниже очищение совершенное бе, ниже обновление естества человеческаго. Понеже бысть сие, и Христос пожреся нас ради, и от ребр Его имамы воду и кровь – сими обновляемся и бываем новое создание. И кровию живем, водою же, соединеною Святому Духу, погрузившеся трищи 342 в воду оную освященную, очищаемся призыванием и именованием Святыя Троицы. Абие же отраждающеся, бываем сынове Света, и сынове Божии по благодати, облекшеся во истиннаго Сына, Иисуса Христа, Бога нашего. Яко обретается Он, Иже крестися кровию Своею нас ради, с нами невидимо в воде, и облекает нас во образ Святыни Своея и нетления. И Павел вопиет 343 и глаголет сие: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. И сего ради Христос крестися, да вложит в воду благодать Духа и вид святыни Своея. И кийждо, иже мыется водою, освященною Духом, именованием Святыя Троицы, приемлет вид чистоты и безгрешия, и просвещения 344 Христова в плоть. И сие есть крещение. Человек, иже облекается во Христа невидимо, и бывает безгрешен весь и исполнен Святаго Духа. И аще сохранит благодать, яко же рече некий благодатный, пророк, апостол, и ангел бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010