Кто хиротонисал Мцхетских епископов до учреждения М. К., неизвестно. Нек-рые ученые, основываясь на 2-м прав. II Вселенского Собора, полагают, что до IV Вселенского (Халкидонского) Собора (451), определившего канонические связи Поместных Церквей со Вселенской Церковью, Мцхетского епископа хиротонисали по «обыкновению отцов», т. е. иерархи соседних стран, в случае Картли - Армении или Сирии ( Болотов. Лекции. 1913. Т. 3. С. 221; Кекелидзе. 1957. С. 343-345; Тархнишвили. 1994. С. 135). Большинство исследователей (П. Иоселиани , Ф. Жордания , А. Натроев, И. Лолашвили, Б. Ломинадзе, З. Абашидзе и др.), опираясь на косвенные указания ряда источников, склонны считать, что Мцхетское епископство в раннее время относилось к юрисдикции Антиохийского престола ( Абашидзе. 1997. С. 28). Следует также учесть, что постоянное соперничество Ирана с Римской империей (позже - Византией) за обладание странами Закавказья оказывало сильное давление на Мцхетское епископство. В 373 г. царство Картли было поделено на сферы влияния Рима и Ирана, со 2-й пол. V в. оно было полностью подчинено Ирану, поэтому нельзя исключить возможности того, что Мцхетскими епископами становились ставленники несторианского толка Церкви Востока , распространявшие в груз. пастве официально гонимые в Византии еретические учения (Жизнь Вахтанга Горгасала. 1992. С. 59; Мамулия. 1992. С. 12-16). Напр., в 40-х гг. V в. по приглашению вдовствующей царицы Сагдухт, матери царя св. Вахтанга Горгасали , на Мцхетский престол был хиротонисан визант. свящ. Михаил I (50-е - кон. 60-х гг. V в.), к-рый велел уничтожить еретические сочинения предыдущего еп. Глонокора , поставленного из Сирии (ок. 40-х гг. V в.) (Жизнь Вахтанга Горгасала. 1992. С. 59). Точная дата учреждения М. К. неизвестна, ученые определяют ее по-разному, в пределах 60-х - 80-х гг. V в. ( Алексидзе. 1976. С. 103; Джавахишвили. 1979. Т. 1. С. 341-348; Ломинадзе. 1999. С. 15-16). В последнее время большую поддержку находит мнение, что М. К. был основан после издания в 482 г.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

С 1863 г. в Грузии по примеру внутренних областей России правительство осуществляло программу помощи бедным священно- и церковнослужителям. При мон-рях были основаны т. н. попечительства (), работа к-рых была направлена на улучшение условий жизни сельского духовенства. При церквах появились кассы помощи, к-рые собирали пожертвования. При Тифлисском Сиони функционировало братство Пресв. Богородицы, в Кутаиси - братство святых Давида и Константина Аргветских ( Хуцишвили. 1987. С. 26). Возобновление храмов и спасение святынь во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Дабский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Дабский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. В 1-й пол. XIX в. приходили в упадок храмы и монастыри К.-К. е., в т. ч. действующие. В особенно тяжелом положении оказался мцхетский кафедральный патриарший собор Светицховели , после упразднения Патриаршества в Грузии лишившийся своего статуса (главным собором Грузинского Экзархата стал Тифлисский Сиони). В 20-х гг. XIX в. разрушились ограда и колокольня Светицховели, под угрозой оказалось здание храма. Экзарх Грузии архиеп. Евгений (Баженов) (1 сент. 1834 - 12 нояб. 1844) выделил на восстановление ограды и колокольни Светицховели 30 тыс. р., но проблему решить не удалось. Светицховели реставрировали еще 2 раза: в 1860-1874 и 1891-1900 гг., но храм постоянно требовал внимания ( Натроев. 1900. С. 221, 310-312). В 1897 г. экзарх Грузии архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский) (18 окт. 1892 - 21 февр. 1898) основал и возглавил Комитет обновления храма Двенадцати апостолов Мцхетского Патриархата. В разное время председателями Комитета были епископы Леонид (Окропиридзе ; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), Кирион (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Кирион III ) и др. «Развалины монастыря Квели-Цминда-Мхтис-Ашо-Бем в Большисском ущелье». Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание) «Развалины монастыря Квели-Цминда-Мхтис-Ашо-Бем в Большисском ущелье». Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание) При экзархе Грузии архиеп. Исидоре (Никольском) (12 нояб. 1844 - 1 марта 1858) был отреставрирован Тифлисский Сиони, а также мон-ри Алаверди, Самтавро, Марткопи, Кватахеви. В 1889 г. по распоряжению российского имп. Александра III был возобновлен и восстановлен мон-рь Бодбе, где покоились мощи просветительницы Грузии св. равноап. Нины.

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Плита над могилой царя Ираклия II в соборе Светицховели, Мцхета Плита над могилой царя Ираклия II в соборе Светицховели, Мцхета В последние годы царствования И. составил особую покаянную молитву, текст которой преподаватель Тифлисской ДС И. Перадзе (впосл. сщмч. Григорий (Перадзе) ) нашел среди рукописей и издал в 1898 г. в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» . Перадзе называет И. печальником, молитвенником и ходатаем перед Богом за свой народ, царем-героем, избавителем Грузии, подобным прор. Моисею. По его мнению, И. «спас Грузию от исчезновения с лица земли, приютив ее под мощный покров единоверных русских Государей» и выразил в молитве «мысль о наступлении лучшей и светлой будущности Грузии... под покровом России, имевшей освободить ее окончательно от бедствий и искушений и дать в ней торжество Православию» ( Перадзе. 1898. 2. С. 1-3). Большую часть жизни И. провел в военных походах и часто жил как солдат. В народе за невысокий рост И. прозвали Патара Кахи (Маленький Кахетинец). И. был похоронен через 40 дней после кончины, 22 февр., в Светицховели, справа от амвона. Позже рядом с ним был захоронен один из его сыновей, последний царь Картли-Кахети Георгий XII. В 1812 г. по приказу российского имп. Александра I главноначальствующим в Грузии маркизом Ф. О. Паулуччи над могилой И. была установлена плита с надписью на русском языке ( Натроев. 1898. 5. С. 28-29; Он же. 1900. С. 322), в 1968 г. рядом была положена другая, с надписью на грузинском языке, с изображением меча и щита. В 1898 г., в год столетия со дня кончины И., в Мцхете и Тифлисе были устроены многодневные празднования. На заупокойных богослужениях в Светицховели (11 янв. и 22 февр.) присутствовали экзарх Грузии архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский) и представители высшего груз. духовенства и дворянства, представители груз. городов, а также католиков и мусульман; число молящихся превышало 5 тыс.; 3 хора (экзарший, Тифлисской ДС и дворянской школы) исполняли песнопения на груз. и церковнослав. языках ( Он же. 1898. 5. С. 23).

http://pravenc.ru/text/673857.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Евфимий Новый (1005-1019) ктитор монастыря Иверон         Евфимий Новый (1005-1019) ктитор монастыря Иверон   13 мая   В игуменство прп. Евфимия       В игуменство прп. Евфимия (1005-1019) Иверон стал одним из крупнейших мон-рей Афона, в нем подвизалось уже ок. 300 насельников: преподобный охотно принимал опытных в хозяйственных делах монахов, большинство из к-рых были греками. Появившееся в то же время название Иверон как «монастыря, лавры иверов» прочно закрепилось в документах.   Т. о., Иверон , основанный прп. Иоанном-Торникием как родовой монастырь, стал восприниматься как монастырь грузин на Афоне. Прп. Евфимий управлял монастырем 14 лет, в документах 1007-1015 гг. встречается лишь его подпись. Известен только один документ этого периода - акт протоспафария и судьи Волерской, Стримонской и Фессалоникийской фем Андроника от 1017 г, на основании которого можно заключить, что прп. Георгий Строитель также был наделен некоторой властью. Последний подписанный прп. Евфимием документ относится к янв. 1018 г., подписи прп. Георгия появляются в документации с сент. 1019 г.         «Портаитисса»           Именно с периодом настоятельства в Иверон прп. Евфимия церковная традиция XIX в. связывает явление на Афоне иконы Божией Матери « Портаитиссы ».     Согласно греч. сказаниям, сохранившимся в рукописях XVI в., икона была брошена в море вдовой из Никеи в правление имп.-иконоборца Феофила (см. подробнее в ст. Иверская икона Божией Матери). Еп. Порфирий (Успенский) считал, что фигурирующее в поздних греч. источниках имя груз. настоятеля Павла относилось к мон-рю Афо и что период игуменства Павла в Афо пришелся на одно время с настоятельством прп. Евфимия в Иверон По мнению епископа, описание и история иконы были известны груз. инокам Афона благодаря рассказам подвизавшегося в Афо сына вдовы из Никеи (Порфирий (Успенский).       А. Натроев, ссылаясь на описание в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев чудесного выздоровления прп. Евфимия, полагал, что в месте, где речь идет о молитве прп. Иоанна за сына перед образом Пресв. Богородицы, подразумевается именно « Портаитисса ».

http://isihazm.ru/1/?id=1870

святых. Тифлис, 1899; он же. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910; Карбелов П. , свящ. Католикосы и архиепископы Церкви Грузинской. Тифлис, 1900 (на груз. яз.); Натроев А. И. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900; Протопопов И. А. , свящ. Краткое жизнеописание главнейших деятелей груз. церк. истории. М., 1902; Тамарашвили М. , свящ. История католичества среди грузин. Тифлис, 1902 (на груз. яз.); он же. Грузинская церковь со дня основания до сегодняшнего дня. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Дурново Н. Н. Исторический очерк автокефальных Церквей: Иверской и Имеретинской, со списками 120 епархий и Католикосов Мцхетских и Имеретинско-Абхазских. М., 1910; Такаишвили Е. С. Древняя Грузия. Тбилиси, 1913-1914. Т. 1-3; он же. Распорядок царского двора. Тифлис, 1920. С. 12 (на груз. яз.); он же. Археол. экспедиция 1917 г. в юж. провинции Грузии. Тбилиси, 1952. С. 96; Николадзе Эв. История Грузинской Церкви. Кутаис, 1918; Какабадзе С. Церк. док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921; он же. Великая грамота Абхазского Католикосата//Ист. вестник. Тифлис, 1925. Т. 2 (на груз. яз.); Джанашиа С. Н. Труды. Тбилиси, 1949. Т. 1. С. 229-235 (на груз. яз.); Днепров Р. Церковь Иверской земли//ЖМП. 1950. 10. С. 52-58; Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954 (на груз. яз.); Кекелидзе К. С. , прот. Канонический уклад древней Грузии//Этюды. Т. 4. С. 326-357 (на груз. яз.); Марр Н. Я. Краткое описание груз. рукописей б-ки греческого Патриархата в Иерусалиме. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.); Метревели Е. Мат-лы к истории иерусалимской груз. колонии. Тбилиси, 1962; она же. Поминальная книга груз. мон-ря на Афоне. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); Сергий (Ларин), архиеп. Грузинская автокефалия и ее реставрация. Пермь, 1962. Ркп.; Бердзенишвили Н. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1966. Т. 1-3; Бгажба Х. С. Из истории письменности в Абхазии. Тбилиси, 1967; Свешников Н. , прот. История взаимоотношений Рус. и Груз. Церквей. Баку, 1968; Герман (Веретенников), иеродиак. Грузинская Православная Церковь: 1800-1970: Курс.

http://pravenc.ru/text/639853.html

На страницах вестника активно обсуждался поднятый в эти годы в среде груз. общественности и духовенства вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ. Материалы и исследования публиковали С. Горгадзе - «Рецензия на книгу К. Цинцадзе «Автокефалия Церкви Грузинской»» (1906. 1/2. С. 37-47); И. Перадзе - «К материалам по истории автокефалии Грузинской Церкви» (1906. 6. С. 21-28), «Свобода совести и свобода Церкви» (1906. 1. С. 2-19), «Свобода совести и свобода Церкви в Византийской империи» (1906. 6. С. 4-15); А. Натроев (Натрошвили) - «Капиталы Грузинской Церкви» (1906. 5. С. 9-14; 6. С. 9-13), «К вопросу об автокефалии» (1906. 8. С. 21-25); сщмч. Амвросий (Хелая) - критическое письмо «По поводу ст. «Голос из Сухуми»» (1906. 9/10. С. 20-47); прот. Корнелий Кекелидзе - «Литургическая справка по вопросу об автокефалии Грузинской Церкви» (Там же. С. 3-9); Каллистрат (Цинцадзе ; впосл. Католикос-Патриарх Грузии) - «Историческая справка по вопросу об автокефалии Грузинской Церкви: Ответ Г. В. Самуилову» (1906. 7. С. 16-28; 8. С. 2-21; 9/10. С. 54-56) и др. Публиковались и открытые письма читателей: «Священник и политика» П. Кудрявцева (1906. 5. С. 4-8), «Когда и почему был приостановлен выбор Католикоса Грузинской Церкви?» (1906. 6. С. 13-16) свящ. Никандра Покровского; отзывы «сторонников умеренности» в вопросе об автокефалии и полемика между ними и автокефалистами: «Заметки сельского священника» благочинного свящ. А. Гулисашвили (1916. 8/9. С. 293-296), «Ко вниманию грузинского духовенства» еп. Имеретинского Леонида (Окропиридзе) (1906. 9/10. С. 16-18). В 1-й пол. 10-х гг. XX в. в вестнике в основном печатались материалы информационного характера: определения (Определение Синодальной конторы от 14 окт. 1910 г. за 1755 о прекращении хождения монашествующих по сбору на монастырские нужды//1910. 19. С. 2-3 и др.), памятки, списки учащихся или состоявших на службе, отчеты по Тифлисскому епархиальному свечному заводу, указы (1911. 21. С. 1-2; С. 2-4); журналы заседаний (см. напр., Журнал заседаний Комиссии о храмовом сборе с прихожан в пользу духовенства Грузинской епархии//1912. 12. С. 3-20), программы (Программа в г. Тифлисе: 50-летие деятельности Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе//1910. 15. С. 3-4).

http://pravenc.ru/text/180680.html

Др. сохранившиеся сходные греч. версии Сказания (BHG, N 1070, 1070b и 1070c) не могли служить источником для редактора версии 1540 г. (BHG, N 1070е) из-за отсутствия в их повествовании ряда подробностей. Видимо, все версии восходят к одному несохранившемуся архетипу. Наиболее ранняя из версий - «Воспоминание» (Υπμνημα), к-рая содержится в Сборнике из Линкольн-колледжа в Оксфорде (Oxon. Lincoln. 10), была переписана в К-поле Михаилом Анеристом в 1599 г. Сказания в Сборнике Paris. Suppl. gr. 1116, XVII в., и опубликованное по неизвестной рукописи в «Проскинитарии Иверского монастыря» отличаются нек-рыми деталями. Сказание в рукописи ГИМ. Син. греч. 436, 1-я пол. XVII в., озаглавленное «Повествование» (Διγησις), помимо ряда различий содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов в отместку за погибших товарищей (Л. 32 об.- 34). В нек-рых поздних источниках арап назван Рахаем и указано его имя в монашестве - Дамаскин ( Θεοφλακτος (Μαρινκης). 2001. Σ. 168-169). Однако он просил братию именовать себя Варваром. Ни в одной версии, кроме BHG, N 1070е, не упоминаются проэстос Павел и местность Сисик, а рассказ об обретении И. и. предваряется историей распространения христианства на Афоне и основания Иверского мон-ря. Подчеркивается, что икона была подарена Пресв. Богородицей населявшим Иверский мон-рь грузинам за их простоту. В этих версиях содержится ряд противоречий. Сын вдовы, живший во времена императора-иконоборца Феофила, принимает постриг в Иверском мон-ре, к-рый в тот период не существовал (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 20; Προσκυνητριον. 1857. Σ. 11; Bury. 1897. Р. 93). Согласно «Повествованию», икона находилась в море 70 лет (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 20; «Воспоминание» и «Проскинитарий...» не уточняют срока), тогда как если считать, что время ее обретения приходится на игуменство преподобных Иоанна или Евфимия Святогорцев, то срок составляет примерно 170 лет. Груз. историки П. Иоселиани и А. Натроев согласны с тем, что никейская вдова и ее сын жили в правление имп. Феофила, однако архиеп. Кутаисский Тимофей (Габашвили), митр. Руисский Иона (Гедеванишвили), Д. Пурцеладзе, М.-Г. Сабинин , А. Калиновский считали, что икона не могла находиться в воде долгое время и была пущена по морю в кон. X в. Архим. Сергий (Спасский) предполагал, что она приплыла к Св. Горе еще в годы правления Феофила и была помещена в груз. обители Афо, а после основания прп. Иоанном Святогорцем Иверского мон-ря перенесена туда ( Сергий (Спасский). 1880. С. 658).

http://pravenc.ru/text/293359.html

В 1755 г. И. основал Тбилисскую ДС , в 1782 г. на базе школы при царском дворце в Телави - Телавскую ДС , к-рую возглавил католикос-патриарх Антоний I. В 1782-1783 гг. при поддержке и непосредственном участии И. католикос-патриарх Антоний I провел реформу по преобразованию епархиальных начальных уч-щ в школы гос. типа с более широкой программой обучения: кроме словесности и арифметики в некоторых из них стали преподавать физику, логику и философию. Дважды (1749, 1782-1794) И. возобновлял работу типографии в Тбилиси. В 80-х гг. XVIII в. И. и католикос-патриарх Антоний I провели в Светицховели масштабные реставрационные работы. В надписи (22 июня 1787), помещенной на юж. стене ограды собора, сообщалось, что «выстроена и обновлена ограда святого сего храма с башнями, бойницами, также реставрирован он внутри и снаружи. Паперть храма вновь нарисована и написана...» ( Натроев. 1900. С. 219-220). В 1788 г. престол восточногруз. католикоса-патриарха занял сын И. Антоний II (Багратиони) (царевич Теймураз). Дворец царя Ираклия II в Телави. XVII в. В 1789 г. И. заключил договор с гянджинским Пат Али-ханом о сферах влияния на Юж. Кавказе и о совместной борьбе против иран. правителя Аги Мухаммед-хана. В том же году он принял посольство из Имерети, к-рое возглавили митр. Кутаисский сщмч. Досифей (Церетели) и митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе) : обсуждалось воссоединение Имерети и Картли-Кахети. И. не воспользовался историческим шансом объединения страны, мотивируя свой отказ тем, что он не может лишить своего внука Соломона (сына дочери И. Елены, племянника Соломона I; впосл. царь Имерети св. Соломон II ) имеретинского престола. Однако большинство историков усматривают причину отказа И. в том, что Зап. Грузия входила в сферу влияния Турции и объединение Грузии могло ухудшить отношения И. с Портой, что противоречило интересам Российской империи (Ираклий II. 2000. С. 229). В 1790 г. И. вместе с др. правителями груз. царств и княжеств (царем св. Соломоном II, мтаваром Одиши (Самегрело) Григолом Дадиани, мтаваром Гурии Симоном Гуриели) подписал «Трактат Иверской земли царей и мтаваров (князей) о единстве» (частично опубл.: Грамоты. 1898. Т. 2. Вып. 1. С. 183-195; Мачарадзе. 1995. 9. С. 235-256).

http://pravenc.ru/text/673857.html

Лит.: Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 г. по 1803 г. СПб., 1869. Ч. 1. С. 228-339; Гарсеванишвили А. Царь Ираклий II как военачальник: Ист. монография. Кутаиси, 1889. (Опыт; Кн. 1) (на груз. яз.); Джанашвили М. Царь Ираклий. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Перадзе И. Грузинский царь Ираклий II и его молитва//ДВГЭ. 1898. 2. С. 1-3; Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900. С. 219-220, 322; Чичинадзе З. Крестьяне - герои Ираклия. Батум, 1902 (на груз. яз.); он же. Плач по поводу кончины груз. царя Ираклия/Ред.: Н. Канделаки. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1936 (на груз. яз.); Кикодзе Г. Ираклий Второй. Тбилиси, 1941, 19472 (на груз. яз.); он же. То же/Пер. с груз. яз.: А. Зардиашвили. Тбилиси, 1945, 19482; он же. Войны царя Ираклия. Тбилиси, 1943 (на груз. яз.); Макалатия С. Героизм и самопожертвование Ираклия Второго. Тбилиси, 1942 (на груз. яз.); Сихарулидзе К. Борьба грузин за Родину во главе с Ираклием II: По фольклорным мат-лам. Тбилиси, 1942 (на груз. яз.); Гвритишвили Д. История Тбилиси. Тбилиси, 1952. С. 93 (на груз. яз.); Лионидзе С. Плач плачей по достойному блаженства царю Грузии Ираклию: По автографическим рукописям XVIII в. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); История Грузии. Тбилиси, 1962. Т. 1/Сост.: Н. Бердзенишвили, В. Дондуа и др. С. 400; Маркова О. П. Россия, Закавказье и междунар. отношения в XVIII в. М., 1966. С. 139; Думбадзе М. Освобождение Картли-Кахети от Иранского владычества//Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1973. Т. 4. С. 600-601 (на груз. яз.); Рогава А. Зачатки капитализма в Грузии и политика Ираклия II. Тбилиси, 1974; Табагуа И. Грузия на междунар. арене во 2-й пол. XVIII в.: Из истории внешней политики Ираклия II. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); он же. Европейские сведения об Ираклии Втором. Тбилиси, 2000 (на груз. яз.); Пайчадзе Г. Г. Георгиевский трактат. Тбилиси, 1983; Тухашвили Л. Россия и общ.-полит. движение в Грузии, 2-я пол. XVIII в. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Авалиани С. Антоний I (Багратиони): Жизнь, деятельность, филос. мировоззрение. Тбилиси, 1987. С. 8 (на груз. яз.); Саникидзе Л. Мать-История. Тбилиси, 1996. С. 319 (на груз. яз.); Гоголаури Р. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. и освободительная борьба Ираклия Второго в Самцхе-Джавахети. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Спарсиашвили З. Культ предков и поэзия Важи: Ираклий Второй. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); он же. Этот наш царь Ираклий. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Ираклий II//Цари Грузии. Тбилиси, 2000. С. 225-230 (на груз. яз.); Вачнадзе М., Гурули В. Грузино-русские отношения: История, итоги, уроки. Тбилиси, 2001; они же. Вместе с Россией и без нее. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Швелидзе Д. Европейские знания об Ираклии Втором: По СПб. ведомостям. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/673857.html

1891. 19. С. 12). К. участвовал в восстановлении некоторых памятников ( Шуамта , Кватахеви, др. мон-ри Шида-Картли), спас от гибели множество рукописей и церковных святынь (иконы, предметы утвари и т. д.), найденных им в полуразрушенных мон-рях. Он нашел и передал музею Историко-этнографического об-ва (позже - Церковный музей) 96 рукописей. К. обнаружил и выкупил неск. списков свода груз. летописей «Картлис Цховреба» и соч. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели . В 1896 г. К. вошел в состав комитета Тифлисского древлехранилища при тифлисском Сионском кафедральном соборе (см. Тбилисский Сиони ). Он был пожизненно избран членом братства св. ап. Андрея Первозванного при Тифлисской ДС. 9-16 мая 1897 г. К. сопровождал экзарха Грузии сщмч. Владимира в поездке по Картли, во время к-рой они посетили 49 церквей, знакомил архипастыря со святынями ГПЦ. К. оперативно составил и опубликовал записки о поездке, снабдил их научными комментариями. Хроника, напечатанная в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» , позволяет судить о том, что К. регулярно сослужил экзарху (ДВГЭ. 1897. 20. С. 27; 24. С. 13; 1898. 5. С. 22 и др.). Нек-рое время К. был председателем груз. Библейской комиссии. Как исследователь старины он был хорошо известен в российских научных кругах, являлся членом Московского археологического об-ва (1897-1899) и редколлегии Православной богословской энциклопедии (1900-1911), в к-рой было опубликовано неск. его статей. Плодотворно сотрудничал К. и со следующим экзархом, архиеп. Флавианом (Городецким) (21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901), сослужил ему и сопровождал его в поездках (ДВГЭ. 1898. 9. С. 10; 15. С. 15; 16. С. 19; 1899. 219. С. 15-16 и др.). 10 мая 1898 г. К. по определению Синода 1231 от 3-9 апр. был возведен в сан архимандрита (Там же. 11. С. 2; 12. С. 2). 22 авг. 1898 г. во исполнение указа императора от 27 июня в тифлисском кафедральном соборе экзархом Грузии архиеп. Флавианом в сослужении епископов Гурийско-Мингрельского Александра (Окропиридзе) и Горийского сщмч. Леонида (Окропиридзе ; впосл. католикос-патриарх Грузии) К. был хиротонисан во епископа и назначен на кафедру Алавердского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата (ДВГЭ. 1898. 16. С. 1; Натроев. ДВГЭ. 1898. 17. С. 8); он окормлял грузинские исторические провинции Кахети и Кизики. За короткое время К., лично покрыв все издержки, обновил кафедральный Алавердский собор , увеличил число церковноприходских школ с 6 до 21 ( Мельникова. 2012. С. 64). В 1901 г. постановлением Синода за успешную деятельность в епархии К. был награжден орденом св. Анны 2-й степени (Цнобис пурцели (Информ. листок). Тифлис, 1900. 190). 12 авг. 1900 г. К. был назначен архиереем Горийского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата. На свои средства К. основал приходские школы и библиотеки-читальни в Ванати, Квемо-Никози и др. селах. Служение во внутренних российских епархиях

http://pravenc.ru/text/1840501.html

   001    002    003    004   005     006