Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели); груз. - ; греч. Ιωννης Τορνκιος Σγκελλος] (ок. 920 - 15.12.984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), основатель груз. Иверского монастыря на Афоне (980-983), сподвижник прп. Иоанна Святогорца , полководец. Основные сведения об И.-Т. содержатся в соч. прп. Георгия Святогорца «Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве» (между 1042 и 1044; НЦРГ. А 558, 1074 г.; Афонский сб.//НЦРГ. А 130, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.- ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105); в синаксарной ред. Жития прп. Евфимия, составленной Василием Багратисдзе (НЦРГ. A 97, A 193, H 2211; Hieros. Patr. 24; Sinait. iber. 4; 11 рукописей XII-XIII вв.- ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340); в соч. греч. автора «Повесть о Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах», дошедшем в 2 рукописях 1-й пол. XVIII в. (Ath. Iver. gr. 453 - Lambros. 1900. P. 147; Vat. gr. 2613 - BHG, N 2143; Греч. «Житие» Иоанна. 1982. С. 74-120) и впосл. включенном в сб. «Неон Эклогион» прп. Никодима Святогорца. И.-Т. упоминается в актах Иверского монастыря, хранящихся в ризнице Ивирона (собрание издано франц. византинистами при участии груз. ученых в 4 томах в 1985-1995 гг. (Actes d " Iviron)), и в «Книге агап Афонского Иверского монастыря» (167 расположенных в круге календарного года поминальных записей X-XVII вв.) - это записи 1 (15 дек.), 13 (7 дек.), 16 (16 дек.), 87 (30 июня) ( Натроев. 1909. С. 313-331; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 7; Описание грузинских рукописей. 1986. Т. 1; Бердзенишвили. 2007). Сведения об И.-Т. содержатся также в других рукописях Иверского монастыря и в связанных с основанием монастыря документах, большей частью основанных на указанных источниках. Торникий происходил из знатного груз. рода. Его отец, протоспафарий Чордванели, занимал высокое положение при груз.

http://pravenc.ru/text/578028.html

Соч. «Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве» было создано прп. Георгием Святогорцем между 1042 и 1044 гг. Наиболее ранний текст сохранился в Афонском сб. 1074 г. (НЦРГ. А 558), в рукописи 1713 г. (НЦРГ. А 130) и в 7 др. рукописях XVIII в. (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105). Сведения об И. С. содержатся также в составленном Георгием Мцире в 1066-1068 гг. «Житии и подвижничестве святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца» (НЦРГ. S 353, XI в.; А 130, 1713 г.; 9 рукописей XVIII в.- Георгий Мцире. 1901. С. 279-351; Он же. 1946. C. 180-214; Он же//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 101-207), в греч. Сказании об Иверской иконе Божией Матери (XVI в.), в принадлежащей Василию Багратисдзе синаксарной ред. Жития прп. Евфимия (НЦРГ. A 97, A 193, H 2211; Hieros. Patr. 24; Sinait. iber. 4; 11 рукописей XII-XIII вв.- ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340), послужившей одним из источников для прп. Георгия при составлении им Жития И. С. и прп. Евфимия, а также в сочинении греч. автора «Повесть о Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах», дошедшем в 2 рукописях 1-й пол. XVIII в. (Ath. Iver. gr. 453 - Lambros. 1900. P. 147; Vat. gr. 2613 - BHG, N 2143; Греч. «Житие» Иоанна. 1982. С. 74-120) и впосл. включенном в сб. «Неон Эклогион» прп. Никодима Святогорца. Ценным историческим источником является хранящееся в ризнице Иверского мон-ря собрание документов (актов) мон-ря X-XV вв., изданное франц. византинистами при участии груз. ученых в 1985-1995 гг. в 4 томах (Actes d " Iviron) и снабженное очерками по истории мон-ря франц. византиниста Жака Лефора. И. С. неоднократно упоминается в актах 3 от 16 апр. 982 г.; 4 и 5 от 10 июля 982 г.; 6 от 13 дек. 984 г.; 7 от 13 янв. 985 г.; 8 от 9 сент. 995 г.; 9 от 9 дек. 995 г.; 10 и 11 от 10 нояб. 996 г.; 12 от 14 апр. 1001 г.; 15 от 22 мая 1008 г.; 16 от 9 сент. 1010 г.; 17 от 10 апр. 1012 г.; 20 от 19 апр. 1015 г.; 24 от 9 дек. 1020 г.; 25 от 20 нояб. 1036 г.). Его имя также упомянуто в «Книге агап Афонского Иверского монастыря», содержащей 167 расположенных в круге календарного года поминальных записей X-XVII вв. (записи 13 от 7 дек.; 16 от 16 дек.; 83 от 14 июня - Хаханашвили. 1901; Натроев. 1909. С. 313-331; Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1; Бердзенишвили. 2007). Нек-рые сведения об И. С., основанные большей частью на указанных источниках, содержатся также в др. письменных памятниках, связанных с историей Иверского мон-ря (подробнее см. в ст. Иверский монастырь ).

http://pravenc.ru/text/471496.html

Ист.: Бурнашев С. Д. Картина Грузии, или Описание полит. состояния царств Карталинского и Кахетинского, сделанное пребывающим при Его Высочестве царе Карталинском и Кахетинском Ираклии Теймуразовиче полковником и кавалером Бурнашевым в Тифлисе в 1786 г. Курск, 1793. Тифлис, 1896; О тарханстве Алавердского собора//АКавАК. 1866. Ч. 1. С. 18-19; О невзыскании с вотчины собора св. Нины никаких казенных податей//Там же. С. 21; Об освобождении крестьян собора св. Нины от службы в качестве царских конюхов//Там же. С. 41-43; О тарханстве крестьян собора св. Нины от всех казенных податей//Там же. С. 43-44; О размере взысканий с Бодбельских крестьян за разные преступления//Там же. С. 44-45; О невзыскании с крестьян Давидгареджийского мон-ря казенных податей и повинностей//Там же. С. 45-46; Святому и всеблаженному господину католикосу-патриарху, царевичу Антонию//Там же. С. 68; Памяти царя Ираклия, 1798-1898: К 100-летию кончины: Сб. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Грамоты и другие ист. док-ты XVIII столетия, относящиеся к Грузии/Ред.: А. Цагарели. СПб., 1898. Т. 2. Вып. 1. С. 183-195, 395; 1902. Т. 2. Вып. 2. С. 37; Леонидзе С. Надгробное слово, сказанное в 1798 г. главным судьею и канцлером Ираклия II, кн. Соломоном Леонидзе// Натроев А. Ираклий II, царь Грузинский: По случаю 100-летней годовщины его погребения, 1798-1898 гг. Тифлис, 1898. С. 1-15; он же. Грузинские республиканцы времен груз. царей и письма царя Ираклия правительству Венецианской Республики/Ред.: В. Ткешелашвили. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); он же. Мистер Оливер Уордроп и отношение Англии к Грузии: Обращение царя Ираклия к англ. правительству в 1780 г. Тифлис, 1920 (на груз. яз.); Леонид (Окропиридзе), архим. Два слова, сказанные по случаю 100-летия со дня кончины великого царя Ираклия Второго. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Натроев А. Заупокойная литургия и панихида по Ираклии II во Мцхете//ДВГЭ. 1898. 5. С. 22-31; он же. Ираклий II, царь Грузинский: По случаю 100-летней годовщины его погребения, 1798-1898 гг. Тифлис, 1898; Бараташвили Н. Судьба Грузии: Ист. поэма. Батуми, 1911 (на груз. яз.); он же. То же/Пер.: Б. Пастернак. М., 1957; он же. То же/Пер.: Б. Пастернак; вступ.: Г. Абашидзе; коммент.: А. Патаридзе. Тбилиси, 1982, 1983. М., 19832; Героический лик Ираклия II в народном творчестве/Сост.: С. Цаишвили. [Тбилиси], 1942 (на груз. яз.); Мачарадзе В. Соглашение Иверийских царей и мтаваров, 1790 г.//Грузинская дипломатия. Тбилиси, 1995. 9. С. 235-256 (на груз. яз.); О. Херхеулидзе. Царствование Ираклия Второго/Сост., ред., словарь: Л. Микиашвили. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Документы, выданные Ираклием II, 1736-1797 гг./Сост.: М. Чумбуридзе. Тбилиси, 2008 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/Ираклия II.html

Особенно часто встречаются резные камни с изображением Тихе-Фортуны - греко-рим. богини судьбы, случая, счастливого и злого рока. В евр. погребениях превалируют бальзамарии для ароматных масел и благовоний. Христианский период Существование раннехрист. общин в Великой М. до Крещения Картли доказывают предметы, найденные в погребальных комплексах 2-й пол. III в., расположенных на общегородском могильнике и близ Светицховели: якорь между 2 рыбами, рыбы, дельфины и т. д. ( Бибилури. 1983. С. 78-85). Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, связанные с переносом столицы Картли из М. в Тбилиси, в М. по-прежнему наблюдался высокий уровень строительного мастерства и сохранялся статус центра зодчества. Так, в IV и последующие века в М. функционировал институт главного художника и зодчего Картли (греч. ρχιζγραφος κα ρχιτεκτν). Об уровне строительного дела свидетельствует городская оборонительная система V-VII вв., отдельные участки к-рой были раскопаны в 50-х, 60-х и 90-х гг. XX в. Изучены остатки жилых домов и кварталы М. IV-VII вв., к-рые показывают жизнь полиэтнического города. К югу и западу от Светицховели был раскопан плотно населенный и довольно благоустроенный квартал (дома, покрытые черепицей, погреба, водопровод, канализационный коллектор, мощеные булыжником улицы и т. д.), в 1 км к югу от собора был открыт Еврейский квартал. Помимо жилых кварталов, о численности и плотности населения свидетельствуют могильники, раскопанные в разных районах города, в первую очередь общегородской некрополь на Самтаврском поле. Найденный здесь материал показывает, что в М. на высоком уровне сохранялись такие ремесла, как гончарное дело, златокузнечество, художественная обработка минералов, серебра и бронзы, производство стеклянных изделий. Существенную роль играли как внутренняя, так и внешняя торговля. Лит.: Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900; Церетели Г. Армазская билингва: Двуязычная надпись, найденная при археол. раскопках в Мцхета-Армази.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Г. Марсагишвили Зедазенская крепость сохранившаяся в руинах, расположена в 150 м от З. В источниках названа «вратами в Кахети». До XI в. сдерживала натиск иранцев и лезгинских племен, считаясь неприступной. При груз. царе св. Давиде IV Строителе (1089-1125), объединившем Грузию, в систему укрепления крепости входила также Херкская (Сагурамская) крепость; здесь находились гарнизоны хорепископа Кахети Квирике IV (1084-1102) и союзных ему турок. В 1101 г. св. царь, выиграв битву у р. Арагви, взял крепость. В течение года овладев Кахети, св. Давид смог за 2 последующих года освободить и занятый турками Тбилиси. Крепостные сооружения сложены из кирпича и тесаного камня, в юго-зап. части крепости имелись 2-этажные ниши. Площадь позволяла укрыться 6 тыс. чел. Сохранились фрагменты жилых помещений, за оградой найдены врытые в землю квеври - кувшины для хранения вина. Ист.: Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-58 (на груз. яз.); ПДГАЛ. Т. 1. 1963. С. 3-68, 191-217; 1971. Т. 3. С. 83-107. Лит.: Dubois Er. Voyage autour du Caucase, cher les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et Crimée. P., 1839. Vol. 2. P. 43; 1840. Vol. 4. P. 239, 244; Муравьев А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1. С. 254-262; Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Вып. 1. С. 55-56; Пурцеладзе Д. Груз. церк. гуджары. Тифлис, 1881. С. 97-109; Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900. С. 10-14; Такаишвили Е. Хроника Месхийской псалтири//СМОМПК. 1900. Вып. 28. С. 10-12; Рункевич С. Г. Груз. экзархат//ПБЭ. 1903. Т. 4. С. 747; Амиранашвили Ш. Я. Зедазенский мон-рь//Тифлис и его окрестности. Тифлис, 1925. С. 332-333; Микеладзе Д. Зедазени//Там же. С. 327-331; Меликишвили Г. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахети. Тбилиси, 1959. С. 97-109 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 111-115; Шмерлинг Р. О. и др. Окрестности Тбилиси. Тбилиси, 1960; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Вып. 1. С. 268-273; Канделаки Б. Зедазени. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Вольская А. Рельефы Зедазени//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тбилиси, 1971. 26. С. 11-16 (на груз. яз.); Чубинашвили Н. Г. Зедазени, Кликис Джвари, Гвиара//Ars Georgica. Сер. А: Древнее искусство. Тбилиси, 1971. Т. 7. С. 27-66; ОИГ. 1989. Т. 1. С. 259-260, 395-399; Андгуладзе Н., Девдариани Ф. Зедазени: Опись истории Грузии и памятников культуры. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 284-287 (на груз. яз.); Гуниа И. Груз. мон-ри: Энцикл. справочник. Тбилиси, 2005. С. 68-69 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/199695.html

Лит.: Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Тифлис, 1900. С. 17-21; Tschubinaschwili G. Untersuchungen zur Geschichte der georgischen Baukunst. Bd. I. H. 1//Die Kirche des heiligen Kreuzes von Mzcheta. Tiflis, 1921; Джавахишвили И. А. Новооткрытые древнегруз. рукописи и их значение для науки//Сообщ. Тбилисского ун-та. Тифлис, 1922/1923. Вып. 2. С. 324-336 (на груз. яз.); он же. Мат-лы к истории материальной культуры груз. народа. Тбилиси, 1962. Т. 3/4. С. 5-12 (на груз. яз.); он же. Введение в груз. письменность, или Палеография//Собр. соч. Тбилиси, 1982. Т. 3. С. 155-163 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. История груз. искусства. Тбилиси, 1936. Т. 1. С. 87, 94, 108-109, 115, 142-149 (на груз. яз.); он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948; idem. I monumenti del tipo di Gvari. Mil., 1974; он же. Двани, храмы Грузии типа Croix Libre, или «писанного в прямоугольник креста» в VI и VII вв.//Средневек. искусство: Русь, Грузия. М., 1978; Чхиквадзе М. А. Архитектура Джвари. М., 1940; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. Тбилиси, 1944. С. 164-174 (на груз. яз.); он же. То же. М., 1950. Т. 1. С. 113-114, 127-128; Северов Н. П. , Чубинашвили Г. Н. Мцхета. М., 1946. С. 31-40; Северов Н. П. Памятники груз. зодчества. М., 1947. С. 171-172. Ил. 6-8; Беридзе В. В. Архитектура Грузии. М., 1948. С. 22-27; он же. Джвари. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); он же. Груз. архитектура раннехрист. времени, IV-VII вв. Тбилиси, 1974. С. 25-31; Абуладзе И. В. Образцы груз. письма: Палеогр. альбом. Тбилиси, 1949. С. 4-6 (на груз. яз.); он же. Замечания по поводу ст. П. М. Мурадяна «Армянская надпись храма Джвари»//Мацне. 1968. 4. С. 171-189 (на груз. яз.); Андгуладзе Н. Мцхетский Джвари. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Djobadze W. The Sculptures on the Eastern Facade of the Holy Cross of Mtskheta//OrChr. 1960. Bd. 44. Р. 112-135; 1961. Bd. 45. Р. 70-77; Гвердцители Р. Мцхета. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Закарая П. П. Мцхетский Джвари. Тбилиси, 1966; он же. Памятники Вост. Грузии. М., 1983.

http://pravenc.ru/text/171823.html

Кипарисовый крест в Большом храме Джвари. 1995 г. Кипарисовый крест в Большом храме Джвари. 1995 г. В 1893 г. Д. был отреставрирован свт. Александром (Окропиридзе) . Груз. исследователь А. Натроев указывает на то, что в XIX - нач. XX в. источник св. Нины, Дзудзусцкали (груз.- вода из грудей), почитался как чудотворный: его воду пили матери, потерявшие молоко ( Натроев. 1900. С. 17). В 1924 г. купол храма, пострадавший от времени и сырости, был укреплен бетоном и перекрыт черепицей ( Чубинашвили. 1936. С. 86). Натроев передает древнюю легенду о том, что с купола Д., называемого также и Джачвис сакдари (груз.- церковь цепи), до патриаршего собора Светицховели в Мцхете была протянута цепь, по которой монахи спускались на службу в собор. Но по мере того как слабела вера, слабела и цепь, пока не порвалась и не вознеслась на небо. Существование мон-ря в Д. научно не подтверждено, однако во многом благодаря М. Ю. Лермонтову , опиравшемуся на местные предания и воспевшему Д. в поэме «Мцыри», традиционно считалось, что он был («Немного лет тому назад/Там, где, сливаяся, шумят,/Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/Был монастырь»). В янв. 1989 г. по благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в Большом храме Д. было возобновлено богослужение, настоятелем церкви назначен прот. Антоний (Хантадзе). В 1992 г. Д. были переданы строения близлежащего пионерского лагеря, в к-рых были устроены кельи. В 1995 г. группа молодежи по меркам древнего пьедестала изготовила кипарисовый крест (высота 4 м, вес 400 кг) с изображением 13 евангельских сцен. Крест украшен серебряными пластинами и самоцветами, внутри в нише-ковчеге помещено небольшое распятие с частицей Животворящего Креста Господня. 20 апр. 1996 г. крест торжественным крестным ходом, возглавляемым еп. Цагерским и Сванетским Николаем (Пачуашвили), был перенесен из кафедрального патриаршего собора Тбилисский Сиони в Д., 21 апр. состоялось воздвижение креста на пьедестал. В 1996 г. в Д. был основан муж. мон-рь, где на данный момент подвизаются 18 монахов и послушников; настоятель - игум. Константин (Чинчараули).

http://pravenc.ru/text/171823.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИОН III (II) Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание) Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 10.11.1855, сел. Квемо-Никози Горийского у. Тифлисской губ. (по др. источникам, сел. Млеты (ныне Млета) Душетского у. Тифлисской губ.; Тифлис) - ночь с 26 на 27.06.1918, мон-рь Марткопи, Грузинская Демократическая Республика), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918), автор научных трудов по истории и духовной лит-ре Грузии и ГПЦ. Ввиду того что имя католикоса Картли Кириона I (ок. 599-614/6) долгое время не было включено в официальные списки предстоятелей ГПЦ, католикос Картли Кирион II (ок. 678-683) до нач. XXI в. был известен как Кирион I, К.- как Кирион II. Жизнь Род. в семье потомственного свящ. Иеронима Садзаглишвили, служившего в Млета-Ананури, горном регионе Картли (Вост. Грузия). Предки К. были известны своей проповеднической деятельностью среди кавказских горцев. Так, прапрадед К. свящ. Виссарион был миссионером среди ингушей, дидойцев и кистов ( Натроев. 1898. С. 15); прадед К. свящ. Гавриил как миссионер среди горцев и осетин упомянут в истории ГПЦ, изданной Синодом РПЦ (История Груз. иерархии. 1826. С. 85); отец К. проповедовал среди мтиульцев. По словам К., его предки более 200 лет «служили святому алтарю» ( Натроев. 1898. С. 8). Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в. Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в. Согласно общепринятому мнению, К. род. в сел. Квемо-Никози; по мнению нек-рых ученых - в Млетах, где в то время служил его отец. X. Кокрашвили на основе автобиографических записей К. (ЦГИАГ. Ф. Кириона II (Садзаглишвили)) установил, что он род. в Тифлисе ( Кокрашвили.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Развитию духовного образования служило также Епархиально-миссионерское духовно-просветительское братство, основанное в 1895 г. в Тифлисе экзархом сщмч. Владимиром (Богоявленским), пожертвовавшим братству на оказание финансовой поддержки духовным лицам-миссионерам значительную сумму из личных средств (Там же. С. 481). Церковные издания В К.-К. е., так же как в др. епархиях Грузинского Экзархата, не было центрального духовного печатного издания. В 1864-1868 гг. прот. Георгий Хелидзе издавал ж. «Сакартвелос сасулиеро махаробели» (Духовный вестник Грузии) на груз. и рус. языках, в котором наряду с офиц. материалами печатались статьи о груз. святых, церквах и мон-рях и др. В 1883-1910 гг. под редакцией Шорапанского благочинного прот. Давида Гамбашидзе на груз. языке издавался ж. «Мцкемси» (Пастырь), в 1886-1902 гг.- на русском языке. Почти в каждом номере размещались материалы о святынях К.-К. е., приводились статистические сведения. В 1891-1906 гг. освещал епархиальные события и публиковал данные по К.-К. е. официальный печатный орган Грузинского Экзархата «Духовный вестник Грузинского Экзархата» (в 1907-1917 - «Вестник Грузинского Экзархата»). Архиереи К.-К. е.: см. список экзархов Грузии в ст. Грузинский Экзархат РПЦ . Лит.: Натроев Л. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900; Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Грузинской церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Перадзе И. Экзархи Грузии//Могзаури (Путник). Тифлис, 1901. 4. С. 353-362; 5. С. 476-485 (на груз. яз.); Гоголадзе Д. Социально-экономическое развитие Грузии в позднефеод. эпоху: Поместные взаимоотношения, 1800-1864. Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); Чантладзе В. Финансы Грузии до реформ 1801-1864 гг. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Хуцишвили М. Социально-полит. позиция Груз. Церкви в XIX-XX вв. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Из истории основания Церк. музея//Вопросы новой истории Грузии: Сб. Тбилиси, 2003. Вып. 6. С. 219-235 (на груз. яз.); он же. Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата//Анналы. Тбилиси, 2012. Вып. 8. С. 330-350 (на груз. яз.); Тадумадзе М. Церковное землевладение в Грузии, 1-я пол. XIX в. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Гурули В. Упразднение автокефалии Грузинской апостольской Церкви, 1811-1814 гг. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

33 Там же, стр. 22–23 и «Очерки Кавказа» Евгения Маркова. Изд. Вольфа. СПб. 1887 г., стр. 170–180. 37 Сведения о Вахтанге Гург-Аслане и его деятельности на пользу церкви заимствованы из соч. «История грузинской церкви до конца VI b.» М. Сабинина. СПб. 1877 г., стр. 72–99. 38 Подробности о ней можно найти в цитованном сочинении В. Потто «Кавказская война»... стр. 225–226. 45 Монастырь «Неусыпающих» был основан в V веке в Константинополе преподобным Александром († 430 г.), по смерти которого иноки этой обители переселились в Вифинию, северо-западную область Малой Азии, где основали свой монастырь и откуда впоследствии возвратились опять в Константинополь. «Неусыпающими» иноки этих монастырей назывались потому, что в обителях их богослужения совершалось непрерывно, в течение целых суток. См. «Жития Святых» на русском языке. Изд. Московской Синодальной типографии. Москва 1902 г., ноябрь, стр. 238, примечание. 46 Мцхета и его собор Свэти-Цховели. А. Натроев. Тифлис. 1901 г., стр. 437–456; История грузинской церкви до конца VI b., стр. 94–95 и 101. Краткая история грузинской церкви. Платон Иосселиани, стр. 142–152. 47 Священник И.А. Протопопов. Краткое жизнеописание главнейших деятелей грузинской церковной истории. 1902 г. Москва, стр. 17. 48 Там же, стр. 17–20; Муравьёв «Грузия и Армения», т. I, стр. 334. Мцхета и его собор Свэти-Цховели, стр. 187. 50 Подробную историю этой обители и подвигов св. Шио можно читать в брошюре «Преподобный отец наш Шио Мгвимский и его монастырь», М. Квирилы. 1802 г., стр. 1–54. 52 Подробности об этом камне в брошюре «Повествование о чудодейственном благодатном камне Давидо-Гареджийской пустыни». Е.К. Тифлис. 1899 г., стр. 1–15. 53 Наивозможно полная история жизни св. Давида и его монастыря изложена в брошюре «Давид Гареджели и его лавра». Е.К. Тифлис. 1901 г., стр. 1–14. Ср. Краткое жизнеописание главнейших деятелей грузинской церковной истории. Священник И.А. Протопопов. Москва. 1901 г., стр. 23–24. 54 Сведения о жизни св. Антония см. в брошюре «Жизнь и подвиги преп. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского». Е.К. Изд. 2-е. Тифлис. 1899 г., стр. 1–13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006