499 . Натроев А. Иверский монастырь на Афоне, в Турции, на одном из выступов Халкидонского полуострова. (Историко-археол. справка по вопросу о споре грузин с греками на право владения имениями означенного монастыря). Сост. А. Н. Тифлис, изд. П. И. Туманова, 1909. II. XII, 455 с.; 6 л. илл. На обл. дата: 1910. 500 . – Памятная записка об Иверском монастыре на Афоне – Халкидонском полуострове. Ист.-археол. справка. Исследование А. Натроева. Тифлис, изд. П. И. Туманова, 1913. III, 73 с.; 1 л. илл. 501 . Недзвецкий В. К. У колыбели религии и цивилизации. Путешествие на Восток: Константинополь, Афон, Палестина, Египет, Афины. – «Вера и Церковь », 1901, 4, 5. Отд. изд. М., 1901. 74 с. О Святой Горе Афон: с. 20–33. 502 . Некрасов И. Пахомий Серб, писатель XV века. Исслед. И. Некрасова. Одесса, 1871. 2, 102 с. Из «Записок Новорос. Ун-та». Гл. I. Влияние Сербии и Афона на русскую литературу в XIV и XV веках, с. 1–26. 503 . Нелепость об Афонском монастыре. – ЦВ, 1888, 20, с. 401. 504 . Нелюбов Б. Пребывание на Святой Горе группы паломников Русской Православной Церкви (в январе 1971 г. во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом). – ЖМП, 1971, 4, с. 19–20. 505 . Никанор, епископ Архангельский и Холмогорский (Каменский Н. Т.). Путешествие па Афон. Публичное чтение Преосвященного Никанора, епископа Архангельского и Холмогорского, в зале Архангельской Городской Думы 23 января 1894 года. – АГВед, 1894, 11, 12, 13. Отд. изд. Архангельск, 1894. 22 с. 506 . Никанор, епископ Смоленский и Дорогобужский (Каменский Н. Т.). Воспоминания о Святой Земле и Афоне. СПб., 1898. 507 . Никанор, архиепископ Варшавский и Привислинский (Каменский Н. Т.). Воспоминания о святых местах Востока (Константинополь – Афон – Палестина – Египет – Рим) Никанора, архиепископа Варшавского и Привислинского (б. епископа Смоленского). Изд. 2-е. СПб., ППО, 1906. 220 с. с илл. Об Афоне: с. 29–59. 508 . Никодим, архимандрит (Ротов Б. Г.) Несколько дней в Греции и на Святой Горе. – ЖМП, 1959, с. 65–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Пожар 12 дек. 1865 г., сопровождавшийся сильным ветром, нанес мон-рю большой урон. И. м. был восстановлен на средства жертвователей по проекту греч. архит. султанского двора Костиса Калфы. В кон. XIX в. были заново построены сев. и вост. корпуса (Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 469-475; Μαμαλκης. 1971. Σ. 519). И. м., несмотря на то что к этому времени был уже полностью греческим, сохранял связи с Грузией, вошедшей в состав Российской империи. Так, из официальной ведомости 1874 г. известно, что И. м. на территории Грузии (в разных уездах Тифлисской и Кутаисской губерний) принадлежало 2440 дес. земли со 174 дворами монастырских крестьян, приносившими ежегодный доход в размере 4651 тыс. р., а также свыше 350 код пшеницы, ячменя, кукурузы, фасоли, проса и др., свыше 40 код вина и 10 код орехов (Натроев. 1909. С. 421-428). В 1863 г. в ходе реформ кн. Александра Кузы были секуляризированы владения И. м. (как и др. греч. мон-рей) в Румынии. В Бессарабии И. м. принадлежало 1658 дес. земли, значительную часть к-рых занимали леса и виноградники (Там же. С. 272). В 1873 г. имения греч. монастырей К-польского и Иерусалимского Патриархатов (в т. ч. И. м.) в Бессарабии и на Кавказе были переданы в ведение Мин-ва гос. имуществ с уплатой определенной суммы из получаемых доходов. В 1881 г. последовал указ об обратной передаче имений под управление представителей греч. монастырей на Кавказе (Там же. С. 348-350), но при этом был поставлен вопрос о выделении части доходов в пользу груз. келлии ап. Иоанна Богослова (см. подробнее в разд. «Скиты и келлии, принадлежащие И. м.»). Окончательная грецизация мон-ря проявилась в замене подписей-посвящений икон и фресок с изображениями груз. святых греческими: груз. ученый Г. Надареишвили, посетивший И. м. в 1882 и 1887 гг., во время 2-го путешествия зафиксировал эти изменения (Кончошвили. 1901. С. 165, 175; Надареишвили. 1903. С. 268-269). В 1905 г. строения мон-ря пострадали от землетрясения. В 1916 г. И. м. потерял владения в Грузии и Бессарабии (Μαμαλκης. 1971. Σ. 543). В нач. 20-х гг. XX в. был закрыт Никольский мон-рь в Москве.

http://isihazm.ru/1/?id=748

Загоревшись идеей возрождения груз. монашества на Афоне, Барклая по совету Иеронима , духовника Русского Пантелеимонова мон-ря, возвратился на родину, принял монашеский постриг с именем Венедикт и, заручившись сопроводительными грамотами 3 груз. архиереев, собрал 35 тыс. р. для покупки заброшенной иверской келлии ап. Иоанна Богослова. В 1869 г. он вернулся на Афон с 12 соотечественниками и посредством щедрых даров иверской братии добился выкупа келлии за 3 тыс. р. (45 тыс. гроссов) на 3 лица и начал интенсивное строительство, что сразу осложнило отношения с братией И. м. ввиду сооружения большого храма с куполом, не соответствовавшего статусу келлии. Было воздвигнуто 3-этажное здание с 50 комнатами (1871-1875). Владеющий мон-рь не только отверг претензии келлии (братия которой увеличилась до 40 чел.) получить статус скита (1882), но и всячески препятствовал строительству и требовал выдворения груз. монахов, кроме вписанных в омологию (договор об аренде мон-рем к.-л. келлии, в к-рый вписываются лица, заключающие договор, после смерти которых келлия переходит во владения мон-ря). Изгнание удалось предотвратить из-за угроз российского правительства подвергнуть секвестру владения И. м. на территории Российской империи. Александр III пожертвовал келлии 15 тыс. р. из собственных средств и велел отпускать ежегодно по 3 тыс. р. до окончания спора с греками ( Натроев. 1909. С. 371). Этот спор продолжался в течение 50 лет, до первой мировой войны греч. и груз. насельники так и не пришли к соглашению. Грузинская братия именовала келлию Новоиверской обителью и назначила иером. Венедикта ее игуменом. Но греки не разрешали более никого вписывать в омологию, где были указаны 3 насельника, чтобы по их смерти келлия по афонским правилам снова перешла И. м. Когда Афон занял русско-франц. отряд (4 янв.- 30 июня 1916), то были сделаны максимальные уступки: И. м. дал разрешение на освящение храма келлии (это разрешение ожидалось в течение 30 лет), на рукоположение иноков во священнический сан, на проведение воды и на ежегодное получение определенного количества дров ( Павловский. 2004. С. 611).

http://pravenc.ru/text/293365.html

1967. Т. 2. С. 38-105; Аристакес Ластиверци. Повествование вардапета Аристакеса Ластиверци/Пер. с древнеарм.: К. Н. Юзбашян. М., 1968. С. 19, 20, 64-67; Василий Багратисдзе. Житие прп. Евфимия Мтацмидели//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340; Греческое «Житие» Иоанна, Евфимия и Георгия Афонцев/Греч. текст, груз. пер.: М. Мачханели. Тбилиси, 1982. С. 74-120 (на груз. яз.); Acte de vente (N 3), 16 avril, 982//Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1. P. 114-116; Acte de garantie (N 4), juileet, 982//Ibid. P. 117-129; Acte d " echange (N 5), juillet, 982//Ibid. P. 129-134; Acte du prôtos Léontios (N 24), decembre, 1020//Ibid. P. 228-233; Acte du juge Léon (N 32), avril 1059 plutot que 1074//Ibid. P., 1990. Vol. 2. P. 80-87; Acte du prôtos Paul (N 42), octobre, 1080//Ibid. P. 135-140; Описание груз. рукописей: Афонская коллекция/Под ред. Е. П. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.); Бердзенишвили Н. Агапы Афонского Иверского мон-ря. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.). Лит.: Джанашвили М. Общие сведения о Картлис Цховреба и ее источниках. Тифлис, 1886. С. 47 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. История Грузии: С древнейших времен до X в. Тифлис, 1889. С. 245 (на груз. яз.); Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. С. 30-48, 76-77, 81-83, 183-185, 188, 206, 313-331; Adontz N. Tornik le Moin//Byz. 1938. Vol. 13. P. 143-164; Ломоури Н. К истории восстания Варды Склира//Труды/ТГУ. Тбилиси, 1957. Т. 67. С. 29-46; Lefort J. Histoire du monastére d " Iviron des origines jusqu " au milieu du XIe siécle//Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1. P. 7-12, 15-25, 30-33; idem. Histoire du monastére d " Iviron du milieu du XIe siécle à 1204//Ibid. 1990. Vol. 2. P. 19, 22; M é tr é v é li H. Note sûr le Synodikon d " Iviron//Ibid. 1990. Vol. 2. P. 13-16. Н. Т.-М. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/578028.html

С. 255-262; он же. Новое слово об Афоноиверской иконе Богоматери//ЧОЛДП. 1879. Март. С. 380-386; Сергий (Спасский), архим. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и ее списки в России. М., 1879; он же. Иверская икона Божией Матери на Афоне//ЧОЛДП. 1880. Июнь. С. 646-658; Bury J. B. Iveron and Our Lady of the Gate//Hermathena. Dublin, 1897. Т. 10. N 23. P. 71-86 [исслед.]; Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. С. 94-105; Dawkins R. The Monks of Athos. L., 1936. Р. 257-271; Τ Αγιον Ορος νικητς το χρνου κα τς φθορς: Παναγα «Πορτατισσα», Ιερ Μον Ιβρων, Αγιον Ορος. Αθνα, 1997; Παζαρς Θ. Ν. Ιστρηση της θαυματουργικς λευσης της εικνας της Παναγας Πορτατισσας στη Μον Ιβρων//ΔXΑΕ. 1998. Περ. 4. Τ. 20. Σ. 385-398; Θεοφλακτος (Μαρινκης), ρχιμ. Θαυματουργς εκνες τς Παναγας στ Αγιον Ορος. Θεσσαλονκη, 20012. Σ. 155-217; Chryssochoidis K. The Portaitissa Icon at Iveron Monastery and the Cult of the Virgin on Mount Athos//Images of the Mother of God. Ashgate, 2005; Хрисанф, иером. Сыны Света: Воспоминания о старцах Афона. М., 2009. Согласно 1-й версии Сказания об И. и. («О Святогорском монастыре, зовомем Иверский, в нем же церковь Успение Пречистыя»), она принадлежала некоему богатому купцу (назван также «человеком от великих вельмож»), жившему в Трапезунде и имевшему единственного сына, не названного в тексте по имени. После смерти купца его имущество было расхищено приказчиками, воспользовавшимися малолетством наследника, к-рый сумел сохранить только семейную икону в драгоценном окладе. Отрок обратился к Богоматери с сетованием на опекунов, умоляя Ее защитить икону и его от житейских напастей. После этого он отправился в порт и с плачем и молитвой пустил икону по воде, а она поднялась в воздух и исчезла. Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря (не названного в тексте Иверским). Здесь ее увидел монастырский повар, пришедший за водой, и трижды пытался взять образ, но тот троекратно «отскочи от руку его».

http://pravenc.ru/text/293359.html

Пожертвования атабагов привозил в И. м., а также в Иерусалим и на Синай воспитанник Кайхосро Амвросий (впосл. архиепископ Самцхе-Саатабаго), доставивший иверским монахам дары на сумму 25,5 тыс. туманов. На свои средства он украсил серебряным окладом икону Божией Матери Портаитиссы, о чем свидетельствует вычеканенная асомтаврули надпись на нижнем поле оклада иконы (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 196; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 167; Натроев. 1909. С. 96-98; Схиртладзе. 1994. С. 78). XVI в. Возрождению И. м. способствовали также правители Валахии. На перестройку кафоликона, видимо, были использованы пожертвования господаря Раду Великого (1495-1508). Нягое Басараб (1512-1521) оплатил проведение в мон-рь воды, его супруга Милица Деспина подарила шитую пелену (ныне утрачена) под икону Божией Матери Портаитиссы. Имена воеводы Раду Паисия и его сына Влада указаны на др. пелене, вложенной в мон-рь в 1544-1545 гг. (Nsturel. 1986. P. 107-110; Moldoveanu. 2002. P. 187). Изображение на юж. стене кафоликона валашского воеводы Михни II Потурченца (1577-1583; 1585-1591) c сыном Раду Михней (1611-1616; 1620-1623) (см. подробно в разд. «Иконное собрание») позволило предположить, что храм был расписан на средства, предоставленные этим правителем. Существует предание, что господарь Михня II, потеряв престол и будучи вынужден принять ислам, укрыл Раду Михню в И. м., откуда монахи отправили его в Венецию и затем в Падую. Позже, взойдя на трон Валахии, Раду Михня щедро отблагодарил ивиритов (Nsturel. 1986. P. 111). В 1582 г. (или даже ранее) И. м. получил во владение от спафария Стели мон-рь Успения Пресв. Богородицы (Стеля) в Бухаресте (Μαρινσκου. 2007. Τ. 1. Σ. 24). Согласно хронике «Рассказ о прекраснейшем монастыре иверов», число груз. насельников в нем уменьшалось и постепенно всей обителью овладели греки. Однако долгое время И. м. фактически продолжал считаться собственностью Грузии, поскольку за помощью иверские монахи по-прежнему обращались к груз. царям и князьям, «надеясь на главный источник своего материального существования» (Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 80). Так, в 1592 г. монахи И. м. в знак повиновения передали ключи от обители груз. царю Александру (вероятно, царь Кахети Александр II (1574-1605)), а он предоставил И. м. для уплаты долгов 12 тыс. флоринов (Там же).

http://isihazm.ru/1/?id=748

Одним из основных письменных источников по истории И. м. является хранящееся в его ризнице собрание древних греч. документов (актов) обители X-XV вв. Это хрисовулы визант. императоров: 946 и 957/8 гг.- Константина VII Багрянородного, 960 г.- Романа II, 979/80 г.- Василия II Болгаробойцы, императоров XI в. и др., указы и документы К-польских патриархов и визант., груз. церковных и светских деятелей: Иоанна Халда (995), Феодора Далассина (1063), митр. Серрского Стефана (1071), еп. Эзевского Феодора (1085), митр. Анкирского Вавилы (1300) и др., завещания куропалата Сумбата Бакуриана (1090) и его супруги, мон. Марии (1098), практиконы севаста Иоанна Комнина (визант. имп. Иоанн II) (1103) и севаста Димитрия Апелмене (1301) и т. д., большинство из к-рых - подлинники. Первым путешественником, ознакомившимся с архивами И. м., был В. Г. Григорович-Барский, побывавший на Афоне в 1744 г. В XIX в. еп. Порфирий (Успенский), И. Мюллер, Ш. В. Ланглуа, З. Цахарие фон Лингенталь, митр. Евлогий (Курилас) и др. изучали и издавали акты. Фотокопирование архива И. м. осуществили в XX в. К. Хрисохоидис (Центр византологии Национального исследовательского ин-та в Афинах) и Ф. Й. Дёльгер. Значительным в научном отношении является 4-томное парижское издание актов И. м., подготовленное франц. византинистами при участии груз. ученых (Actes d " Iviron. 1985-1995. Vol. 1-4) и снабженное очерками по истории И. м. франц. византиниста Жака Лефора. В 2008 г. в Тбилиси также в 4 томах было осуществлено издание на груз. языке. Ценные сведения об истории И. м. содержатся также в «Книге агап Афонского Иверского монастыря» («Книга агап») X-XVII вв.- это 167 расположенных в круге календарного года поминальных записей (Хаханашвили. 1901; Натроев. 1909. С. 313-331; Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1; Метревели. 1998; Бердзенишвили. 2007); в колофонах груз. рукописей афонской коллекции X-XVIII вв., имеющих хронологические и просопографические сведения (Blake. 1931/1932. Vol. 28. P. 289-361; 1933/1934. Vol. 29. P. 114-159, 225-269; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 3-10; 1990. Vol. 2. P. 3-12; Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1); в материалах др. рукописей, связанных с И. м.

http://isihazm.ru/1/?id=748

P., 1975. Vol. 15. P. 211-213). Среди др. построек 2-й пол. XVII в. следует назвать новую больницу (1673) (Γεδεν. 1885. Σ. 178). В 1675 г. И. м. получил от К-польского патриарха Парфения статус ставропигиального (Idem. 1906. Σ. 18). В. И. Силогава, В. Г. Ченцова XVIII в.- 1821 г. В XVIII в. И. м. приобрел мон-ри-подворья в Корнофолеа (Корнофолье) (1747, близ Суфлиона, Фракия), в Мелнике (1760, Болгария), на о-ве Самотраки (1774-1780), в Вевекионе на Босфоре (1796) и в Триги на о-ве Лемнос (1797). В Македонии И. м. имел подворья в Каламарии и на п-ове Халкидики, во Фракии - в Дидимотихоне, Адрианополе, Ираклице и оливковую рощу на о-ве Тасос (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 327). До нач. XIX в. груз. цари, духовные лица и вельможи делали И. м. пожертвования: в 1769, 1772, 1791 гг.- царь Картли-Кахети Ираклий II; в 1757 г.- царь Имерети Соломон I и др. Сохранился подтвержденный Ираклием II дарственный акт 1775 г. жителя г. Телави сапожника Д. Темурашвили о пожертвовании себя и своей семьи с потомством И. м. (Натроев. 1909. С. 281-298, 306-308). К нач. XX в. у И. м. насчитывалось в общей сложности 29 подворий: 22 - в Турции, 3 - в Греции, 3 - в Грузии и 1 - в России (Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 480). В кон. XVII - нач. XVIII в. в И. м. работал иером. Афанасий Ивирит, переписчик рукописей и преподаватель певч. искусства, впосл. проигумен этого мон-ря. Его ученик проигум. Неофит Ивирит называл его «лучшим из музыкантов» (Ath. Iver. gr. 1096, 1717 г.). В 1745 г. иверский проигум. Христофор из Янины издал на свои средства в Венеции «Проскинитарий Св. Горы» Иоанна Комнина. В И. м. подвизались ученые монахи Неофит, бывш. митр. Нафпактский († 1740), прп. Иерофей Иверский († 1745) и его ученик библиотекарь Мелетий, сщмч. Григорий V, патриарх К-польский († 1821), мон. и дидаскал Онуфрий (Кундуроглу) из Димицаны († 1833), а также нмч. Константин с о-ва Идра, прислуживавший в архондарике († 1800), преподобномученики Лука Митилинский († 1802), Иларион Микраяннанит († 1804), Евфимий Новый из Димицаны († 1814) и нмч. Константин Кавсокаливит († 1819). В 1740 г. пожар уничтожил значительную часть мон-ря (40 келий и 2 храма), но не распространился далее благодаря своевременной помощи: до тысячи чел. собралось на тушение пожара. В 1758 г. с приморской стороны была заново построена стена. После пожара 1804 г. патриарх Григорий V участвовал в закладке фундамента зап. корпуса и одной из 3 башен (ωρθεος. 1986. Τ. 1. Σ. 268; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 465). В 1819-1821 гг. был перестроен весь сев.-зап. угол (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 177).

http://isihazm.ru/1/?id=748

1906. Σ. 52-80). Присоединение Вост. и Зап. Грузии к России в 1801 и 1803 гг. послужило основанием для того, чтобы считать И. м. также под покровительством Российской империи и ее государей. Правительство Российской империи оказывало поддержку груз. братии келлии ап. Иоанна Богослова через своих дипломатических представителей в Турции ( Натроев. 1909. С. 339-369). В сер. XIX в. рус. иноки заселили 5 принадлежавших И. м. келлий (см. в разд. «Скиты и келлии, принадлежащие И. м.»). Арх.: АВПРИ. Ф. 52. Оп. 2. 727б; ГИМ. Син. грам. 1275, 1669; РГАДА. Ф. 52. Кн. 2; Ф. 52. Оп. 1. 1628 г. Д. 2; 1640 г. Д. 2, 3; 1647 г. Д. 14; 1649 г. Д. 2; 1652 г. Д. 35; 1655 г. Д. 22, 24; 1661 г. Д. 10; 1662 г. Д. 28; 1666 г. Д. 56; 1667 г. Д. 11; 1669 г. Д. 4, 13, 25, 26; 1670 г. Д. 42; 1673 г. Д. 4; 1676 г. Д. 2; 1681 г. Д. 3; 1686 г. Д. 9; 1694 г. Д. 3; 1716 г. Д. 1; Оп. 2. 37-38, 40, 307-308, 587, 606, 625, 701-702; Оп. 3. 34; Оп. 4. 15, 26, 56, 59-60, 68-69, 73, 80; Ф. 196. Мазур. Оп. 3. 1059. Л. 1-3. Лит.: Каптерев Н. Ф. Рус. благотворительность мон-рям Св. Горы в XVI, XVII и XVIII ст.//ЧОЛДП. 1882. Май. С. 455-461; он же. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142; Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 гг. СПб., 1887. Ч. 3; О Моск. Никольском греч. мон-ре: Сведения за первые 30 лет, 1647-1676/Сост.: С. А. Белокуров//ЧОИДР. 1903. Кн. 2. Отд. 4: Смесь. С. 1-5; Γεδεν Μ. Ι. Χρονογραφα τς ν Αθ Μονς τν Ιβρων. Κωνσταντινοπολις, 1906. Σ. 1-96; Буланин Д. М. Сказание об иконе Богоматери Иверской//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 362-365; Греческо-русские связи сер. XVI - нач. XVIII в.: Греч. док-ты моск. хранилищ: Кат. выст./Сост.: Б. Л. Фонкич. М., 1991; Αλεξανδροπολου Ο. Ο Διονσιος Ιβηρτης κα τ ργο το Ιστορα τς Ρωσσας. Ηρκλειον, 1994; eadem. Η Ελληνικ Μον Αγου Νικολου στ Μσχα: Στοιχεα π τν στορα τν Ελληνορωσικν σχσεων στ δετερο μισ το 17ου ανα//Μεσαιωνικ κα να Ελληνικ.

http://pravenc.ru/text/293365.html

   " Cuv. Ioan Ivirul, Eftimie Ivirul, Gheorghie Ivirul i Gavriil Ivirul " , сайт Calendar Cretin Ortodox (Православный христианский календарь), - http://admd.info/calendar_anual.php#luna5   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52; Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21   Lefort. 1985. Vol. 1. P. 16-17, 21-22; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52-54   Порфирий (Успенский). История Афона. К., 1877. Ч. 3/1. С. 152; Аристакес Ластиверци. 1968. С. 19, 20, 64-67; Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21-23, 37   Ath. Iver. georg. 32, 977 г.   Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 11   Диатиносис прп. Афанасия см. в: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 240-243   Ath. Iver. georg. 13-4-10, 1008 г.   НЦРГ. А 558   НЦРГ. А 130   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105   НЦРГ. S 353, XI в.; А 130, 1713 г.; 9 рукописей XVIII в.- Георгий Мцире. 1901. С. 279-351; Он же. 1946. C. 180-214; Он же//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 101-207   НЦРГ. A 97, A 193, H 2211; Hieros. Patr. 24; Sinait. iber. 4; 11 рукописей XII-XIII вв.- ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340   Ath. Iver. gr. 453 - Lambros. 1900. P. 147; Vat. gr. 2613 - BHG, N 2143; Греч. «Житие» Иоанна. 1982. С. 74-120 3 от 16 апр. 982 г.; 4 и 5 от 10 июля 982 г.; 6 от 13 дек. 984 г.; 7 от 13 янв. 985 г.; 8 от 9 сент. 995 г.; 9 от 9 дек. 995 г.; 10 и 11 от 10 нояб. 996 г.; 12 от 14 апр. 1001 г.; 15 от 22 мая 1008 г.; 16 от 9 сент. 1010 г.; 17 от 10 апр. 1012 г.; 20 от 19 апр. 1015 г.; 24 от 9 дек. 1020 г.; 25 от 20 нояб. 1036 г.   записи 13 от 7 дек.; 16 от 16 дек.; 83 от 14 июня - Хаханашвили. 1901; Натроев. 1909. С. 313-331; Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1; Бердзенишвили. 2007   Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 497   Кекелидзе. 1980. Т. 1. С. 235 Редакция текста от: 25.07.2021 08:34:25 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680579.h...

   001    002   003     004    005    006