Иванов Вячеслав Иванович (1866–1949), поэт 107, 125, 134, 180 Иванова Варвара Николаевна (урожд. Оттенберг) (1888–1946), жена Р. В. Иванова-Разумника 358, 371–372, 516, 529 Иванова Ирина Разумниковна, дочь Р. В. Иванова-Разумника (1908–1996) 371–372. Ивнев Рюрик (наст. имя и фам. Михаил Александрович Ковалев) (1891–1981) 331 Игнатов Василий Николаевич, один из организаторов группы «Освобождение труда», племянник матери М. М. Пришвина 12 Игнатов Иван Иванович, дядя М. М. Пришвина 14, 50–51, 525 Игнатов Илья Николаевич (1858–1921), двоюродный брат М. М. Пришвина 90, 141 Игнатова Евдокия Николаевна (1852–1936) (Дуничка), двоюродная сестра М. М. Пришвина, учительница 12–14, 38, 141, 205 Игнатова Мария Васильевна (Марья Моревна) (18…—1908), двоюродная сестра М. М. Пришвина 15—16 Измалкова Варвара Петровна (Варя, В.), первая любовь М. М. Пришвина 63–66, 69, 71–75, 118–119, 136, 182–183, 200, 253, 288, 400, 428–429, 431, 497, 525 Ильенков Василий Павлович (1897–1967), писатель, сотрудник редакции журнала «Октябрь» 457 Ильин Иван Александрович (1882–1954), философ 400 Илья Исидорович см. Фондаминский И. И. Инбер Вера Михайловна (1890–1972), поэтесса 235 Каганович Лазарь Моисеевич (1893–1991), государственный и партийный деятель 331 Казин Василий Васильевич (1908–1981), поэт 473 Калинин Михаил Иванович (1875–1946), государственный партийный деятель 293, 447–448, 460, 528 Калмыков Бетал (1893–1940), руководитель Кабардино-Балкарии 359 Каманин Федор Георгиевич (1897–1979), писатель 414, 416–417, 420, 493 Каменев (наст. фам. Розенфельд) Лев Борисович (1883–1936), деятель большевистской партии 292, 318–319, 357 Кант Иммануил (1724–1804), немецкий философ 66 Капица Петр Леонидович (1894–1984), ученый-физик 474, 477, 489, 493 Каплан Фанни (наст. имя Фейга Хаимовна Ройтблат) (1887–1918), эсерка, совершившая покушение на Ленина 191 Караваева Анна Александровна (1893–1979), писательница 378 Карсавин Лев Платонович (1882–1952), историк 224 Карташов (Карташев) Антон Владимирович (1875, по другим данным, 1870–1960), философ, историк церкви 126, 128, 165, 430—432

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Форш (урожд. Комарова) Ольга Дмитриевна (1873–1961), писательница 235 Франк Семен Людвигович (1877–1950) 53, 77 Франс Анатоль (наст. имя Анатоль Франсуа Тибо) (1844–1924), французский писатель 173 св. Франциск Асизский (1181(1182)—1226) 191 Фриче Владимир Максимович (1870–1929), литературовед и искусствовед 174 Хлебников Велимир (Виктор Владимирович) (1885–1922), поэт 474 Хмельницкая Тамара Юрьевна (1906–1997), литературовед 530 Ходасевич Владислав Фелицианович (1886–1939), поэт, критик 254 Хрущов, знакомый М. М. Пришвина по Ельцу 23 Хемингуэй Эрнест Миллер (1899–1961), американский писатель 142 Чапыгин Алексей Павлович (1870–1937), писатель 235, 372 Чернов Виктор Михайлович (1873–1962), один из основателей партии эсеров 175, 365 Черномашенцев, владелец лавки в Ельце 24 Чернышевский Николай Григорьевич (Гаврилович) (1828–1889), революционер-демократ, писатель, литературный критик 302, 482–483, 487 Чертков Владимир Григорьевич (1854–1936), издатель, публицист 427 Чертов Николай, соученик М. М. Пришвина по гимназии 23—24 Чехов Антон Павлович (1860–1904), писатель, драматург 12, 22, 63, 99, 113, 137, 208, 228, 362, 429 Чичирев Василий Алексеевич, знакомый М. М. Пришвина в 20е гг. 245 Чкалов Валерий Павлович (1904–1938), летчик-испытатель 379 Чуковский Корней Иванович (наст. имя Корнейчук Николай Васильевич) (1882–1969), критик, поэт, переводчик 74, 137, 302 Чулков Георгий Иванович (1879–1939), поэт 115 Шагинян Мариэтта Сергеевна (1888–1982), писательница 169, 235, 360 Шахматов Алексей Александрович (1864–1920), филолог 93 Шахов Александр Александрович (1895–1956), писатель 45 Шекспир Уильям (1564–1616), английский драматург и поэт 59 Шестов Лев (наст. имя Лев Исаакович Шварцман) (1866–1938), философ 104, 132 Шингарев Андрей Иванович (1867–1918), министр Временного правительства 164 Шишков Вячеслав Яковлевич (1873–1945), писатель 51, 102, 231, 235, 304, 475 Шкапская (урожд. Андреевская) Мария Михайловна (1891–1952), писательница 233 Шкловский Виктор Борисович (1893–1984), писатель, литературовед 40, 259, 342, 350, 360

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

981 См.: Roques R. Structures theologiques de la Gnose à Richard de Saint Victor. Essais et analyses. Paris, 1962. P. 63–91. 982 См.: Chevallier Ph. Jesus-Christ dans les oeuvres du Pseudo-Areopagite. Paris, 1951. P. 9–10; WecheK.P. Christological Doctrine and Liturgical Interpretation in Pseudo-Dionysius//St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1989. Vol. 33. P. 65–66. 983 См.: Hauken A.T. Incarnation and Hierarchy. The Christ according to Ps.-Dionysius//Studia Patristica. 1984. Vol. 15, pt. 1. P. 318–319. Иногда эту двусмысленность связывают с «нарочитой двусмыленностью» (the deliberate ambiguity) «Энотикона», обозначившего как бы основные ориентиры религиозной политики государственной власти в Византии в конце VI века. См.: Louth. A. Denys the Areopagite. Wilton, 1989. P. 14. 985 См.: Roques R. L’Univers dionysien. Structure hiérarchique du monde selon le Pseudo-Denys. Paris, 1983. P. 310–313. 987 См.: Pelikan J. The Christian Thadition. A History of the Development of Doctrine. Vol. 2. Chicago, 1974. P. 65; рус. пер.: Пеликан Ярослав. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. 2: Дух восточного христианства (600–1700). М., 2009. С. 63. 988 См.: Сидоров А.И. Проблема «единого действия» у Анастасия I Антиохийского: К вопросу о создании идейных предпосылок монофелитских споров//Byzantinoslavica. 1989. Т. 50, fasc. 1. Р. 25–26; см. с. 352–367 наст. изд. 989 См.: Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidus des Nestorius. Louvain, 1963. S. 191; Chesnut R.C. The Two Prosopa in Nestorius’ Bazaar of Heraclides//Journal of Theological Studies. 1978. Vol. 29. P. 402. 990 Более подробно см. нашу работу: Святой Ефрем, патриарх Антиохийский . Его жизнь, литературная деятельность и защита им Халкидонского собора//Преподобный Анастасий Синаит . Избранные творения. М., 2003. С. 321–368; см. с. 307–351 наст. изд. См. также: LebonJ. Ephrem d’Amid, patriarche d’Antioche (526–544)//Mélanges d’histoire offerts à Ch. Moeller. T. 1. Louvain; P., 1914. P. 197–214; Downey G. Ephraemius, Patriarch of Antioch//Church History. 1938. Vol. 7. P. 364–373.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ирмос (именуемый в наст. время неправильно 1-м тропарем) воскресных тропарей на блаженнах посвящен теме покаяния и прощения разбойника, распятого одесную Спасителя, что обусловлено начальной фразой:       (слова разбойника - Лк 23. 42), поставленной перед стихами заповедей блаженств. Тропари на блаженнах посвящены Распятию и Воскресению, освобождению Адама, женам-мироносицам и апостолам; иногда и в них присутствует тема разбойников, распятых вместе со Христом (напр., во 2-м тропаре 1-го гласа:              ; в 5-м тропаре 5-го гласа:                ). Нек-рые из песнопений воскресных служб стали мелодико-ритмическими образцами-самоподобнами для составления др. песнопений: 1-я стихира на хвалитех 8-го гласа            , 3-я стихира на хвалитех 6-го гласа            , 1-й седален по 1-м стихословии 1-го гласа       и др. О В. И. Х. часто говорится и в евхологических текстах, особенно в текстах Божественной литургии: все анафоры так или иначе упоминают Страсти и Воскресение Господа (напр., в анафоре литургии свт. Иоанна Златоуста:            ); согласно принятому в наст. время в правосл. Церкви чину, сразу после Причащения священнослужители читают неск. песнопений пасхального последования ( «Воскресение Христово видевше» ; ирмос и тропарь 9-й песни канона), исповедуя этим, что сподобились приобщиться к Телу и Крови Воскресшего Спасителя. А. А. Лукашевич Иконография Сошествие во ад. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 63 об.) Сошествие во ад. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 63 об.) Отличается длительной по сравнению с др. праздничными иконами историей формирования. Особенностью ее развития является то, что ее лит. основа, сложившаяся в ранний период, не претерпела существенных изменений, а изображение на протяжении III-XVII вв. видоизменялось. Тексты Свящ. Писания, святоотеческие творения, гимнография, а также апокрифы, лежащие в основе изображения В. И. Х., развивали одну и ту же тему победы воскресшего Христа над адом и смертью. Однако создание иконографии таинственного события, очевидцев к-рого на земле не было, представляло сложную задачу. В связи с тем что в Евангелиях нет описания В. И. Х., в раннехрист. искусстве оно изображалось символически через прообразы, содержащиеся в ВЗ, напр. в знамениях прор. Ионы (Мф 12. 40; 16. 4). Многочисленные композиции на эту тему известны с III в. Они сохранились в росписях катакомб III-IV вв. (Присциллы, Петра и Марцеллина, Претекстата, Майского кладбища, Джордани), в мозаиках собора св. Феодора в Аквилее (IV в.), на рельефах саркофагов. Подобная композиция встречается и в искусстве более позднего времени. Так, на миниатюре Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 157, сер. IX в.) изображение Ионы во чреве кита иллюстрирует текст: «Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой».

http://pravenc.ru/text/155304.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЛЕНСКИЙ V СОБОР Источники V Вселенский Собор. Роспись собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г. V Вселенский Собор. Роспись собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г. [II Константинопольский]. Акты Собора известны только в лат. версии, в 2-х редакциях (пространной и краткой), возникших уже в 553 г., т. е. вскоре после окончания Собора и составления первоначального греч. текста деяний, от к-рого до наст. времени сохранились лишь отдельные фрагменты. Пространная редакция, вероятно появившаяся сразу же после закрытия Собора, существенно отличается от краткой, особенно в тех местах из деяний 1, 2 и 7, в к-рых дискредитируется Римский папа Вигилий , не принимавший участия в работе Собора (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 11-12, 24-28, 184-188, 198-199, 200-202). Эта редакция представлена в единственной рукописи IX-X вв., хранящейся в Национальной б-ке Франции (Parisin. lat. 16832, бывш. Notre Dame 88). Краткая редакция была составлена после того, как 8 дек. 553 г. папа Вигилий согласился анафематствовать «Три Главы»; тогда же были устранены все неудобные для него места в актах. Эта редакция в наст. время существует в единственной дефектной рукописи - Codex Sangallensis 672, IX в., из собрания Санкт-Галленского мон-ря (текст обрывается на 4-м деянии: ACO. T. 4. Vol. 1. P. 63, далее следует текст канонов и подписи участников Собора: Ibid. P. 215). Др. 2 утерянных манускрипта этой редакции использовали в своих изданиях соборных актов Лаврентий Сурий, воспроизводивший рукописный текст не всегда критично (Conciliorum omnium... tomus primus: [In 4 vol.]. Coloniae Agrippinae, 1567. Vol. 2. P. 490-602), и Э. Балюз ( Baluzius S. Nova collectio Conciliorum. P., 1683. T. 1). В основе перевода соборных деяний на рус. язык, осуществленного в сер. XIX в. в КазДА, лежит издание Ф. Лаббе и Г. Коссара ( Labbeus Ph. , Cossartius G. Sacrosancta Concilia. P., 1671. T. 5. P. 416-586), к-рое в общем повторяет издание Сурия.

http://pravenc.ru/text/155498.html

Религия. Христиане составляют 68% населения страны: 63% - католики, 5% - протестанты; мусульмане - 1%; традиц. верований придерживаются более 30% бурундийцев (среди пигмеев тва - 90%). Распространение христианства. Первыми в страну прибыли католич. миссионеры из конгрегации «Белых отцов», создавшие в 1879 г. первую миссию. В 1881 г. 2 священника и помощник мирянин были убиты, и миссия закрылась до 1899 г. После присоединения Б. к Германской Вост. Африке там начали работу миссии нем. лютеран (Neukirchener Mission; Bethel Mission), к-рые просуществовали до 1916 г., когда территория Б. была занята бельг. войсками. На смену нем. миссионерам приехали представители Дании, Швеции, Великобритании и США: адвентисты седьмого дня (1921), баптисты (1928), квакеры (1932), англикане (1935), методисты (1935), пятидесятники (1935). В 1935 г. был создан Союз протестантских церквей Б., объединивший англикан, методистов, баптистов и квакеров. Римско-католическая Церковь . В 1922 г. в Б. было учреждено апостолическое вик-ство (5 миссий, 18 миссионеров). В 1925 г. был рукоположен первый священник-африканец. В 1959 г. был назначен первый епископ-африканец, страна стала церковной провинцией. В наст. время (2003) в Б. существует 1 митрополия, 6 епархий, 140 приходов. Протестантские церкви, деноминации и секты . Англикан. Церковь в Б.- офиц. название Епископальная Церковь Бурунди - является автономной церковью, входящей в Англиканское содружество . В 1965 г. был образован первый диоцез, охватывавший всю страну, и рукоположен первый местный епископ. В наст. время в Б. существуют 5 диоцезов, 140 приходов (625 тыс.). В стране действуют также методисты (Объединенная методистская церковь (ок. 62 тыс.)); баптисты (Союз баптистских церквей Бурунди, входящий в Баптистский всемирный альянс (32 тыс.)); пятидесятники; квакеры, адвентисты седьмого дня (ок. 61 тыс.). Существуют общины свидетелей Иеговы (2400 чел.; 48 орг-ций), мормонов (1 орг-ция), бахаитов, кимбангистов. Законодательство о вероисповедании. Конституция 1992 г. провозглашает равенство всех граждан страны перед законом вне зависимости от религ. убеждений и право на свободу вероисповедания.

http://pravenc.ru/text/153679.html

В этот период обычным становится более редкое, чем в предшествующую эпоху, причащение - даже среди монахов. Так, если прп. Феодор Студит еще призывал монахов приступать к Св. Таинам за каждой литургией, то практика ежедневного причащения, к-рой придерживался прп. Симеон Новый Богослов (949-1022), в его время была уже исключением, а в одном из наиболее известных монастырских уставов 2-й пол. XI в., Евергетидском Типиконе , говорится, что даже «достойные» монахи могут причащаться Св. Таин только трижды в неделю, тогда как находящимся «в плену страстей» предписано приступать к Чаше раз в неделю или вовсе не причащаться. В любом случае, хотя Евергетидский Типикон и принадлежит к студийской традиции, решение вопроса о частоте причащения предоставляется в нем не самим монахам (как предписывал прп. Феодор Студит), но игумену мон-ря. В этом же памятнике имеются указания о необходимости исповеди перед причащением и о чтении правила ко св. Причащению, что является одним из древнейших свидетельств об использовании этого правила в визант. традиции. В рукописях правило ко св. Причащению выписывается с XI в. и приобретает тот вид, который оно имеет сейчас, далеко не сразу, хотя его основные молитвы, надписанные именами святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста (они есть и в принятых в наст. время печатных изданиях), присутствуют уже в его древнейших рукописях (см.: Alexopoulos S., Hoek A., van den. The Endicott Scroll and Its Place in the History of Private Communion Prayers//DOP. 2006 Vol. 60. P. 145-188). Содержащийся в правиле канон (2-го гласа, с алфавитным акростихом, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Αρτος ζως αωνιζοσης (      )) встречается в рукописях с XIV в. В дониконовской рус. практике был известен и иной канон (того же гласа и с тем же 1-м ирмосом - но в целом наборы ирмосов в двух канонах не тождественны,- нач.:         греч. оригинал канона не выявлен), имевший широкое распространение (он до наст. времени печатается в старообрядческих изданиях правила). 1-й из этих канонов иногда дополняется тропарями из 2-го (напр., в нек-рых изданиях и рукописях рус. Каноника - напр., в Канонике из коллекции Скалигера, 1331-1332 гг., являющемся одной из древнейших рукописей визант. канона ко Св. Причащению; см.: Baar A. H., van den. A Russian Church Slavonic Kanonnik. Hague; P., 1968. P. 46-63).

http://pravenc.ru/text/351651.html

По данным уполномоченного Совета по делам РПЦ в Татарской АССР, в 1958 г. были крещены 45% детей, венчаны 9% супружеских пар и отпеты 63% умерших (подсчеты велись от числа родившихся, вступивших в брак и умерших всех национальностей, кроме татар), в следующие годы положение не менялось. Высокий уровень религиозности населения подтвердили также итоги учета религ. объединений и духовенства (1961), по которому в Татарской АССР были зафиксированы 167 нелегальных общин РПЦ и 9 подпольных групп истинно православных христиан . В 60-х гг. XX в. гонения на Церковь усилились. В 1963 г. по распоряжению уполномоченного были уничтожены св. источники с часовнями в с. Куюки и дер. В. Девлизеры Пестречинского р-на, в с. Бима Лаишевского р-на. Также ликвидация св. источников была проведена в Марийской АССР. В апр. 1966 г. уполномоченный Совета по делам религий по Марийской АССР обратился к председателю Совета с предложением об упразднении Казанской епархии (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 5. Д. 33). В ответ на многочисленные жалобы духовенства и прихожан 13 апр. 1967 г. состоялось заседание Совета по делам религий при СМ СССР, на котором рассматривались факты грубых нарушений законодательства в отношении общин РПЦ в Оршанском и Медведевском р-нах Марийской АССР и указывалось на ошибки в деятельности уполномоченного по делам религий по Марийской АССР В. Савельева. В связи с многочисленными жалобами верующих 28 апр. 1967 г. Совет принял беспрецедентное для этого периода постановление, отказавшись утвердить решения СМ Марийской АССР о закрытии церквей в с. Нурма Медведевского р-на и с. Кучка Оршанского р-на и потребовав от местных властей восстановить законность в отношении общин верующих. В 1975-1988 гг. епархией управлял еп. Пантелеимон (Митрюковский). В 1975 г. в связи со сносом дома на ул. Лесгафта епархиальное управление переехало на дальнюю окраину города на ул. Челюскина, где находится и в наст. время. Во 2-й пол. 70-х гг. наметились позитивные изменения в отношении властей к Церкви. В 1979 г. общине верующих было разрешено открыть новое молитвенное здание в частном доме взамен подлежавшей сносу аварийной церкви в с. Сумки Горномарийского р-на Марийской АССР. В июне 1980 г. была зарегистрирована новая община РПЦ в г. Бугульма, местные власти разрешили общине начать строительство ц. в честь Казанской иконы Божией Матери лишь в 1987 г. В июне 1981 г. легализирована община в с. Боровецком (ныне в черте Набережных Челнов), верующим был возвращен Вознесенский храм. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. ежегодно 1-2 человека из К. е. направлялись в духовные учебные заведения. Выпускники семинарий и академий 70-80-х гг. в наст. время составляют самую уважаемую часть епархиального духовенства.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Введенский монастырь был закрыт в 1926 г. Гробница Д. во Введенском соборе (в наст. время там размещен спортзал) не сохранилась. 4 дек. 1998 г. был освящен поклонный крест, установленный близ алтаря Введенского собора насельниками тихвинского Большого Успенского монастыря. Перед крестом духовенство тихвинского Успенского монастыря совершает панихиды по Д., др. игумениям и насельницам Введенского монастыря. Арх.: РГАДА. Ф. 135. Отд. 4. Рубрика 2. 19. Соч.: Бередников Я. И. Письма 4-й супруги царя Ивана Васильевича Грозного к боярину Салтыкову//Сын Отечества. 1829. 32. С. 333-346; ВОИДР. 1851. Кн. 9. Смесь. С. 61-63 [«Духовная грамота» Д.]. Ист.: ААЭ. Т. 1. С. 329-332 [соборное определение о 4-м браке царя Иоанна IV]; ПСРЛ. Т. 31. С. 160. Лит.: Смелков М. Несколько страниц из истории тихвинского Введенского девичьего мон-ря и жизни царицы-инокини Дарьи Алексеевны, 4-й супруги царя Иоанна Грозного, почивающей в этом мон-ре//Новгородские ЕВ. 1904. 3. Ч. неофиц. С. 159-168; Описание Введенского девичьего 2-кл. мон-ря в г. Тихвине Новгородской губ. Тихвин, 1914; Веселовский С. Б. Исследование по истории опричнины. М., 1963. С. 194, 301, 397; Зимин А. А. В канун грозных потрясений. М., 1986. С. 8, 246; Гордиенко Э. А. Изображения Новгорода на иконах XVI-XVII вв. и связь их с обществ.-полит. ситуацией своего времени//НИС. Л., 1989. Вып. 3(13). С. 104-107; она же. Новгород в Xvi в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 304, 330; Горский С. Жены Ивана Грозного. М., 1990. С. 38-43; Смирнов С. М. Дарья царица//Тихвинец. 1990. 2. С. 22-25; Мордовцев Д. Л. Русские женщины: Биогр. очерки из рус. истории. М., 1993. С. 63-64; Астафьев В. В. Анна Колтовская - 4-я жена Ивана Грозного// Он же. Тропинки в прошлое: Ист.-краевед. статьи и очерки. Волхов, 2003. Вып. 3. С. 8-13; История Тихвина в лицах: Библиогр. указ. Тихвин, 2004. Вып. 1. Ч. 1. С. 63-65; Виноградова Л. Тихвинский Введенский девичий мон-рь. СПб., 2005; Морозова Л. Е. , Морозов Б. Н. Иван Грозный и его жены. М., 2005. С. 176-203.

http://pravenc.ru/text/171388.html

Кн. 4. С. 108-112; Перерва В. С. Biдkpummя цepk.-napaфiяльhux шkiл у Kuïbcьkiй (сер. XIX ст.)//Проблеми ryмahimaphux наук: Наук. зап. Дрогобицького державного пед. ун-ту iм. I. Я. Франка. 2000. Вип. 5. С. 116-129; он же. Haцiohaльhuй фактор у ocbimhiй дiяльhocmi духовенства у Kuïbcьkiй та Фihcьkiй в XIX ст.//Emhiчha icmopiя hapoдib К., 2001. Вип. 10. С. 63-66; он же. Icmopiя шkiльhuцmba в мicmax i селах Киïвщини XIX - поч. ХХ ст. Бiлa Церква, 2008; Войналович В. А. Дyxobhi habчaльhi заклади Украïни (друга пол. 40-х - перша пол. 60-х рр. XX ст.)//Украïнський icm. ж. 2003. 2. С. 24-38; 4. С. 61-74; Степаненко А. В. «Киевский почин» о. Петра Лебединцева: Попытка микроист. анализа//Проблеми icmopiï Украïни XIX - поч. XX ст. К., 2008. Вып. 15. С. 320-334. В. Г. Пидгайко Чудотворные и чтимые иконы К. е. Одними из наиболее почитаемых святынь К. е. являются древнейшие чудотворные иконы Киева: Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы» (не сохр., в наст. время почитается список XIX в. из Крестовоздвиженской ц. в Киево-Печерской лавре); икона свт. Николая Чудотворца «Мокрого» из Софийского собора, перед к-рой, согласно Житию святого, был обнаружен живым утонувший в Днепре младенец ( Закревский. 1868. Т. 2. C. 824); икона свт. Николая Чудотворца «Слупского» (Столпового) из Пустынно-Николаевского мон-ря, явившаяся блгв. кн. киевскому Мстиславу (Феодору) Владимировичу (не сохр.). Одновременно с Владимирской иконой Божией Матери (до 1130, ГТГ, ц. свт. Николая Чудотворца в Толмачах), ставшей главной святыней правосл. Руси, была привезена в Киев из К-поля известная только по летописным источникам Пирогощая икона Божией Матери и поставлена в ц. Успения Пресв. Богородицы (Пирогощей) на Подоле (ПСРЛ. Т. 2. С. 78). Игоревская икона Божией Матери , моленный образ блгв. кн. киевского Игоря (Георгия) Ольговича († 1147), до нач. 40-х гг. XX в. находилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры (не сохр.). История иконы свт. Николая Чудотворца «Доброго» связана с одноименной киевской церковью на Подоле (не сохр., в наст.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010