С. Четвериков, Оптина пустынь. Париж, 1926. S. etverikov, Das russische Starzentum//Die Ostkirche. Sonderheft der Zt. «Una Sancta». Stuttgart, 1927. S. etverikov, Les «Starets» russes. La recherché des voies du Seigneur//Irénikon 3 (1927). P. 143–146. M. Федотов, Гоголь и Оптина пустынь//ЖМП. 1988,11. С. 68–72. М. Garzaniti, Starestvo//Diz. Enc. di Spirit. 2-nd ed. Vol. III (1990). P. 2408–2411. I. Hausherr. Direction spirituelle en Orient autrefois//OCA 144. Roma, 1955; Spiritual Direction in the Early East. Kalamazoo (Mich.), 1990. И. Ильичева, Старец Амвросий Оптинский //ЖМП, 1988,11. С. 62–68. К. Леонтьев , Православный Немец, отец Климент Зодерхольм, иеромонах Оптиной пустыни. Варшава, 1880. F. von Lilienfeld, Hierarchen und Starzen der Russischen Orthodoxen Kirchë Aufsätze der Zt. Des Moskauers Patriarchats. Berlin, 1966. V. Lossky, N. Arseniev, La paternité spirituelle en Russie aux XVIII е et XIX е siécles//Spiritualité orientate 21. Bellefontaine, 1977. V. Lossky, Les startsi dOptino//Contacts 13 (1961). P. 4–14. R. M. Mainka, Der Konflikt des Starzen Artemij mit de russisch-orthodoxen Kirche//Ostkirchliche Studien 15 (1966). S. 3–34. Игум. Назарий (Кондратьев), Старческое наставление отца Назария, игумена Валаамского, с кратким сказанием о его жизни и подвигах. С.-Петербург, 1912. Paisij Velickovskij, Autobiografia di ипо starets//Scritti monastici 10. Praglia, 1988. M. J. Rouet De Joumel, La direction spirituelle dans la Russie ancienne//Rev. Et. Slav. 38 (1961). P. 173–179. I. Smolitsch, Studien zum Klosterwesen Russlands: I. Der Wedergang des russischen Starzentums//Kyrios 2 (1937). S. 95–112; II. Zum Problem des Kloterwesens im 15. und 16. Ihr.//Ibid. 4 (1939). S. 29–38. I. Smolitsch, Leben und Lehre der Starzen. Wien, 1936; Köln; Olten, 1952; Santita e preghiera. Vita e insegnamenti degli «starets» della santa Russia. Torino, 1984. А. Соловьев, Старчество no учению Святых Отцев и аскетов. Семипалатинск, 1900. T.Špidlík, La direzione spirituale nel monachesimo orientale//E. AN-CILLI, Mistagogia е direzione spirituale. Roma; Milano, 1985. P. 73–88.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Для возобновления монашеской жизни в обители митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) вызвал из Саровской пустыни известного своей подвижнической жизнью иеромонаха Назария (Кондратьева). Указом Консистории от 7 марта 1782 года отца Назария назначают строителем Валаамского монастыря с возведением в сан игумена. Трудами и попечением игумена Назария обитель Валаамская возродилась из запустения. Игумен Назарий составил план и проект каменных монастырских строений: Спасо-Преображенского собора и корпусов внутреннего каре. План был утвержден митрополитом Гавриилом 10 февраля 1785 года и в течение восьми лет, с помощью благотворителей, все монастырские постройки были возведены. Определенное в нем расположение частей монастырского комплекса сохранилось до сих пор: на восточной стороне возвышался каменный двухэтажный собор, по обеим сторонам которого, над кровлей келейных корпусов, появились главы Успенской и Никольской церквей. Собор возводился вновь пятиглавым, с куполами в форме луковиц. Несмотря на то что колокольня теперь вплотную примыкала к собору, в основных ее формах проявились черты прежнего деревянного здания: средняя часть звонницы представляла собой восьмерик, поставленный на четверике, много общего сохранилось в абрисе кровли – это создавало впечатление строгости и монументальности устремленного ввысь силуэта. Двухэтажный в плане Спасо-Преображенский собор представлял собой вытянутый прямоугольник, разделенный шестью столбами на три нефа, но в нижнем этаже боковые части храма были заняты подсобными помещениями. Таким образом, пространство в нижней церкви имело очертания греческого креста с полукруглой алтарной апсидой на востоке. Нижняя церковь собора, во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, была освящена в 1789 году, верхняя, в честь Преображения Господня, – в 1794-м. Впервые на Валааме появился храм с посвящением в честь основателей монастыря, преподобных Сергия и Германа, церковная служба которым была официально утверждена Святейшим Синодом только в 1819 году. Есть основание считать, что одной из причин этого посвящения стал чудесный случай, произошедший до начала строительства храма с помощником игумена Назария, казначеем отцом Иннокентием. Ему приснился сон: он увидел множество людей, ожидавших прибытия митрополита Гавриила для начала закладки фундамента собора. Преосвященный владыка явился в мантии с архиерейским жезлом в руках. Его сопровождали два светолепных схимника. Приблизившись к месту, где пребывали мощи преподобных Сергия и Германа, они остановились, осенили крестным знамением могилу и все пространство, предназначенное под строение, и стали невидимы. Отец Иннокентий рассказал игумену Назарию о своем видении. Мудрый старец увидел в этом благоволение Валаамских чудотворцев к возобновлению древней обители, а в сновидении познал преемника и деятельного продолжателя своего великого подвига.

http://sobory.ru/article/?object=05454

Таким образом, в короткое время, благодаря усердию настоятеля о. Ефрема, Валаамская обитель обстроилась, но – к 1781 г. монастырские строения начали ветшать, а в 1785 г. они уже представляли весьма печальную картину. На это печальное положение Валаамского монастыря обратил внимание тогдашни митрополит Новгородский и С.-Петербургский Гавриил. Деятельный архипастырь, желая восстановить древний Валаам, вызвал в 1781 г. из Саровской пустыни, Тамбовской епархии, опытного старца Назария, который 7 марта 1782 г. и был определён строителем в Валаамский монастырь. Старец Назарий, следуя по пути предшественников своих, Валаамский монастырь обстроил еще более. Он составил план каменного монастырского здания, существующего по настоящее время и составляющего его четырёхугольник. С помощью благотворителей, лет в восемь возведено было все монастырское здани, в окружности слишком 140 саж. Был построен каменный двухэтажный собор, колокольня, церкви Успенская и Никольская, кельи, дома для рабочих, дом для странников и каменная же пустынная келья отца Назария–место повременного духовного отдохновения старца от тяжких трудов настоятельства. Внешнему устройству монастыря, кроме других, весьма много споспешествовал митрополит Гавриил – и своими средствами и через других. Преемник о. Назария, о. Иннокентий, усердно продолжал начатое предшественником. Он построил больницу с церковью, и его стараниями возник почти весь, по настоящее время существующий, внешней четырёхугольник монастырского корпуса. В 1811 г. все монастырские здания были уже каменные. По смерти о. Иннокентия, около 7 лет управлял монастырём игумен Ионофан, и в это короткое время на северо-западной стороне внешнего монастырского корпуса он построил двухэтажный домик и на северо-восточной–одноэтажный флигель, где помещается в настоящее время библиотека, распространил монастырскую трапезную, переделал старую больницу и обратил ее в ризницу, оградил каменною стеною братское кладбище и во храме преподобных установил отправление ранних заупокойных литургий. V. Внутреннее монастырское управление и жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Он был возвращен из забвения державной волею Петра I. Духовное устроение монастыря обязано личности подвижника, не связанного непосредственно с Паисиевой школой. В 1781 году митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров, 1730—1801) вызвал из Саровской пустыни, сохранявшей и в «упадочном» восемнадцатом столетии традиции иноческого делания, иеромонаха Назария (Кондратьева), который в течение последующих двадцати лет, в сане строителя, а затем — игумена, занимался возрождением Валаама, уделяя главное внимание внутреннему строю монастырской жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так охарактеризовал деятельность игумена Назария: «Почти в наше XIX столетие Валаамская обитель выставляет одного из великих своих мужей, приснопамятного старца, подвижника, пустыннолюбца, отца игумена Назария, со славным именем которого на тверди валаамской появилась целая рать пустынных подвижников, воскресивших времена Египта и Фиваиды, которые, искали одного — единения со Христом... Двадцать лет провёл игумен Назарий в Валаамском монастыре, построил здесь каменные здания внутреннего монастырского корпуса, соорудил три каменных храма, умножил братство и по воле митрополита Гавриила ввел в Валаамском монастыре устав Саровской пустыни, на основании которого братия преуспела здесь во всех трёх родах подвижничества: общежитии, жизни скитской и отшельничестве». Дни своей земной жизни игумен Назарий, современник преподобного Серафима Саровского, окончил 23 февраля 1809 года в Саровской пустыни, куда он возвратился с Валаама в 1804 году.    Митрополит Гавриил (Петров) — ревнитель монашества, стремившийся к возрождению аскетических традиций и жизненного уклада русских монастырей, состоял в переписке с преподобным Паисием Величковским, способствовал изданию «Добротолюбия» на церковнославянском языке, привлекал учеников старца в качестве настоятелей и духовных наставников опекаемых им монастырей (в частности — Кириллова Новоезерского). Но все же основы самобытной валаамской традиции были заложены представителем Саровской пустыни игуменом Назарием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4092...

Строгое исполнение иноческого устава было всегдашней заботой отца Назария. Вся жизнь его была подвигом. Душа его так была проникнута мыслью и Божественных предметах, чтобы единственным предметом его бесед было слово о пользе души. О делах мирских он не знал и слов, как говорить о них. Но если отверзал свои уста, чтобы говорить о подвигах против страстей, о любви к добродетели, то его беседа была неиссякаемым источником сладости. И как сам он, так и слушающие, забывали часы и время в усладительной беседе. Слова его были правы, прямы и резки. Без Слова Божия как основания не любил он и начинать разговоров, - так учил и других, чтобы душеспасительные советы основывать не на своем разуме, но на слове Божием. Строгий и как бы недоступный по виду, он своими словами привлекал сердца всех к любви и послушанию к нему. Смиренный сам, он и всех, которые просили у него наставления, прежде всего, учил смирению. Жизнь проводил неизменяемо постническую и нестяжательную; едва только не рубище употреблял для одежды своей. 5 декабря 1780 года " о.Назарий с товарищи в Москву отправился " , - как писал епископ Владимирский Иероним (Формаковский) . Видимо именно в это время они посетили Соловецкий монастырь . Увидев запустение Анзерского скита , о.Назарий обратился в Святейший Синод, с донесением, в котором он описывал условия жизни Анзерского скита, Соловецкого монастыря и о его запустении. В начале 1781 года в письме к строителю Саровской пустыни иеромонаху Пахомию митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) просил о высылке иеромонаха Назария для восстановления Валаамского монастыря и для заведения в оном устава Саровского. Отец Пахомий на это не совсем охотно соглашался, между прочим выставлял на вид и малообразованность братии. Равно и о. Назария представлял как человека малоумного и неопытного в духовной жизни. Преосвященный Гавриил проник в тайну смирения Назариева: " У меня много своих умников - отвечал им, - пришлите мне вашего глупца " . Таким образом о. Пахомию невольно пришлось отпустить смиренного подвижника.

http://drevo-info.ru/articles/13671973.h...

847 . [Назарий (Кондратьев), игумен]. Старческое наставление отца Назария, игумена Валаамского с кратким сказанием о его жизни и подвигах. СПб. 1912. 848 . Онуфрий (Маханов), иеродиакон. Отец русского монашества: Жизнеописание Назария, игумена Валаамского//Духовный собеседник. 2001. 3. 26–68. [Публ. содержит важные сведения по истории слав. «Добротолюбия " ]. 849 . Охотина Н. А. «Сказание о Валаамском монастыре» – неизвестное сочинение второй половины XVI в.//ТОДРЛ 1994. 47. 121–147. 850 . Охотина-Линд Н. А. Рукописное наследие Валаамского монастыря XV-haчaлa XVII вв.//ТОДРЛ 1996. 49. 440–470. 851 . Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб. 1996. 246, факс. (Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях). [Часть текста на старослав. яз. Имен. указ., геогр. указ.: 232–245]. 852 . Пантелеймон (Сархо), архим. Отец Иоанн: Жизнь Валаамского старца (1873–1958). Новый Валаам (Финляндия); СПб. 1992. 95. 853 . Петров Н. А. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. (Историко-литературный очерк). Воронеж. 1906. 53. 854 . Сказания о жизни и чудесах преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Собранное из книги «Валаамский монастырь и его подвижники» и из рукописного сборника чудес их, хранящегося в монастырской библиотеке. СПб. 1890. 140. [На обл. 1889]. 5 1908. 160. 855 . Спиридонов А. М., Яровой О. А. Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия: (Очерки истории Валаамского монастыря). М. 1991. 126, ил. 856 . Старый Валаам: Воспоминания архимандрита Афанасия (Нечаева) //Север. Петрозаводск 1991. 9. 74–88. 857 . Три слова о монашестве: Сочинение, написанное в Валаамском монастыре. М. 1995. 46. [Репр. изд.: СПб. 1888]. 858 . Широков Сергий, свящ. Валаамский монастырь и американская духовная миссия: История и духовные связи. М. 1996. 174. 859 . Янсон М. Валаамские старцы. М. 1994. 63, ил. 860 . Янсон М. Большой скит на Валааме. СПб. 1997. 87, ил. 861 . Little Russian Philokalia II. Abbot Nazarius of Valaam/Transl., ed. hierom. Seraphim (Rose). Platina, CA. 1983. 2 Ib. 1996. 143.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

6. Во имя препод. Сергия Валаамского чудотворца, на Сергиевском острове. 7. Во имя св. пророка Елисея, на Бионном острове. 8. Владимирской чудотворной иконы Божией Матери. 9. Во имя св. Бессребреников Космы и Дамиана. 10. Во имя Псковско – Печерской чудотворной иконы Божией Матери. 11. Во имя Казанской чудотворной иконы Божией Матери. 12. Во имя Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери. 13. Во имя Покрова Божией Матери. 14. Во имя Божией Матери, именуемой Утешение или Отрада. 15. Благовещения Божией Матери. 16. Во имя Всех Святых. 17. Во имя препод. Германа Валаамского чудотворца, на Германовом острове. 18. Во имя св. великомуч. Димитрия Солунского, на острове Ела. 19. Во имя препод. Нила Столбенского. Первые пять часовен обширнее прочих и благообразнее, из них первые две каменные. Иконостасы и образа во всех часовнях новые. В них имеются все священнические облачения и богослужебные книги. XI. Кресты. Всех крестов, каменных и деревянных, по разным местам островов Валаама насчитывается до десяти. Прекрасный большой гранитный крест поставлен при соединении двух скитских дорог: ездовой и пешеходной. Близ Никоновой пристани, на скале и на вершине огромной скалы в Чёрном носу, под навесом, поставлены также деревянные большие кресты. Тоже и при въезде в монастырский пролив осеняет путешественников каменный крест изящной работы. XII. Пустынные кельи. Из прежних пустынных келий в окрестностях монастыря сохранились: 1. Каменная пустынная келья о. игумена Назария. Находится близ Кладбищенской церкви и деревянной старой часовни во имя препод. Сергия Радонежского. Келья существует более ста лет. В ней о. Назарий уединялся на время во дни своего настоятельства и жил около трёх лет по увольнении от должности, до отъезда в Саровскую пустынь. Около неё разведён рассадник дубов, кедров, лип и других деревьев, и поставлен гранитный крест в память блаженного о. Назария, восстановившего Валаамскую обитель. Крест из чёрного гранита и вышиной 3 арш. Опустясь от кельи, под горку, под сенью пихт, стоить колодезь, устье которого отделано мрамором, с надписью: „Глубиною 5 арш., сделан при игумене Дамаскине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

В том же 1781 году указом Святейшего Синода о.Назарий был потребован в Санкт-Петербург , где по убеждению митрополита Гавриила определен в строители в Валаамский монастырь для устройства в нем общежития и порядка по уставу Саровской пустыни. Общежительные порядки Саровский старец ввел в Валаамском монастыре сразу же по своем назначении. При о. Назарии возник внутренний четыреугольник обители, состоящий из каменных собора, двух церквей, ризницы, трапезы и келлий. Монастырь включен в число штатных монастырей, и штат определен в 30 человек; строитель возведен в сан игумена ; императором Павлом пожалованы монастырю Кюменские рыбные ловли, главный источник его содержания. По воле митрополита Гавриила, о. Назарий ввел в Валааме общежительный устав Саровской пустыни и установил три рода жизни: общежительный, схимнический и пустынный. Слава о Валааме стала расходиться по православному миру; даже приходившие в него афонские иноки смотрели на него с удивлением, говоря, что по внутреннему устройству он выше афонских монастырей. Прп. Назарий Валаамский. Икона Отец Назарий возымел великую ревность к изданию избранных творений святых отцов. Его сподвижник, архимандрит Феофан, много рассказывал ему о великом старце Паисии и о его переводах святых отцов. Впоследствии к ним присоединился и иеромонах Филарет, воспитанник Саровской пустыни. После перевода игумена Назария и отца Феофана в Санкт-Петербургскую епархию в 1781 году, они познакомили со своими планами митрополита Гавриила, который принял самое горячее участие в этом деле. Для того чтобы получить переводы святых отцов они написали письмо к старцу Паисию, через архимандрита Феодосия, в 1780-1782 годах. Когда был предпринят перевод с греческого великой подвижнической книги " Добротолюбие " , митрополит Гавриил предписал ученым переводчикам советоваться во всем с духовными старцами и прежде всего указал на о. Назария. " Они из опыта лучше вас понимают духовные истины " , - сказал митрополит. В 1801 году о. Назарий испросил себе увольнение на покой. Сперва он уединился на Валааме в своей отшельнической келлии, куда удалялся и раньше, занимаясь молитвою и рукоделием. Но обстоятельства принудили его покинуть Валаам.

http://drevo-info.ru/articles/13671973.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН Иером. Иларион (Здобин). Литография А. П. Зеленкова с гравюры А. Г. Афанасьева. 60-е гг. XIX в. (ЦМиАР) Иером. Иларион (Здобин). Литография А. П. Зеленкова с гравюры А. Г. Афанасьева. 60-е гг. XIX в. (ЦМиАР) (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765), С.-Петербург - 12.11. 1841, Саровская пуст.), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни В миру был портным, в 1790 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь , в 1795 г. определен в послушники, 15 апр. 1796 г. игум. Назарием (Кондратьевым) пострижен в монашество, 5 июня 1797 г. рукоположен во диакона. 24 (по др. сведениям, 27) февр. 1798 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры митр. Неопатрийским Хрисанфом рукоположен во иерея. Служил пономарем, канонархом, ризничим, благочинным, стал ближайшим учеником игум. Назария. Когда 17 мая 1801 г. игумен ушел на покой, И. поселился вместе с ним в отшельнической келье. Вскоре игум. Назарий решил удалиться в Саровскую пуст. и, ссылаясь на слабость здоровья, испросил И. себе в спутники. «Для переезда и там к успокоению моему имеет крайнюю любовь... отправиться со мною»,- писал игумен (РГИА. Ф. 19. Оп. 6. 323. Л. 6). Указом С.-Петербургской духовной консистории (июль 1803) И. дозволялось лишь сопровождать игумена в Саровскую пуст., но не разрешалось окончательно оставлять Валаам: когда И. «с игуменом Назарием в Саровскую пустыню отпускался, пред Богом клятву и обещание давал, что как отца Назария означенной пустыни проводил, то, непроживая несколько времени, паки возвратиться в Валаамский монастырь непременно» (ЦГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Д. 351. Л. 3). Однако, прибыв в 1804 г. в Саровскую пуст., И. решил остаться там вместе с духовником. Впосл. этот поступок повлек многолетние дисциплинарные нарекания И. со стороны священноначалия. Рескриптом от 10 дек. 1804 г. от строителя Саровской пуст. иером. Исаии (Зубкова) было затребовано взять с И.

http://pravenc.ru/text/389177.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Назарий, игумен Валаамский. Холст, масло. Неизвестный художник. XIX в. Назарий Валаамский, Саровский ( 1735 - 1809 ), игумен , преподобный Память 23 февраля (Нижегородск.) и в Соборах Валаамских , Нижегородских и Тамбовских святых В миру Николай Кондратьев, родился в 1735 году в села Аносове Темниковского уезда Воронежской (с 1796 г. - Тамбовской) губернии (ныне пгт. Ермишь , районный центр Рязанской области), в семье причетника Михаило-Архангельской церкви. В 1752 году Николай пришел в Саровскую пустынь , при пятом строителе иеромонахе Исаакии. Здесь он пробыл три года. Его старцем был иеросхимонах Варлаам, пребывавший на покое. Присмотревшись к юному послушнику. стремившемуся к молитвенному уединению и постижению монашеского образа жизни, игумен Варлаам посоветовал Николаю отправиться к известному своими монашескими подвигами о. Мефодию (1700 - 1776), архимандриту Астраханского Спасо-Преображенского монастыря , будущему астраханскому епископу. Там, в Астрахани, Николай состоялся и как монах, и как будущий руководитель. Не без его прямого посредничества установились тесные контакты Саровской пустыни с астраханскими монастырями. 22 сентября 1760 года послушник Николай был пострижен в монашество с наречением имени в честь мученика Назария Римлянина . Постриг в приписанном к архиерейскому дому Покровском монастыре в Астрахани совершен иеромонахом Никифором, в присутствии еп. Мефодия. 22 октября того же года рукоположен в сан иеродиакона еп. Мефодием . 8 сентября 1764 года перешел в Саровскую пустынь . В 1773 году нес послушание, исполняя чреду священнослужения, в церкви нес клиросное послушание и шил для братии камилавки . В 1776 году рукоположен во иеромонаха епископом Владимирским Иеронимом . По ведомости значилось, что он исправляет священнослужение, а по немощи временно исполняет послушание в вязании четок для братии, а к другим трудам он за немощью был не способен.

http://drevo-info.ru/articles/13671973.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010