ПРИЛОЖЕНИЕ 17 Сотрудничество двух вождей тоталитаризма было вызвано не одними тактическими соображениями. Несмотря на своё соперничество, они были органически связаны друг с другом, будучи порождены одним и тем же соблазном, возникшим в недрах христианского человечества – страхом свободы и ответственности за свою жизнь. Жертвы этого недуга стали искать спасения в подчинении вождям, в растворении в коллективе. Одни из них видели в коммунизме осуществление своих чаяний и назвали Ленина и Сталина вождями «прогрессивного человечества», другие возлагали свои надежды на Гитлера. И советские и нацистские диктаторы и их последователи ненавидели Богочеловека Иисуса Христа и ту свободу, которую Он принёс людям. Они горели желанием сокрушить гуманистическую культуру Европы и считали, что они смогут обеспечить благоденствие своих сторонников, только после уничтожения всех непослушных, а среди последних самая многочисленная группа состояла из христиан. Поэтому эти «благодетели» двадцатого века сосредоточили всю свою энергию на создании мощной полиции и огромной армии. Представители западных демократий, из-за своего религиозного релятивизма и скептицизма, не были способны понять демоническую природу тоталитаризма и потому совершили столько дорого обошедшихся им ошибок в сношениях со Сталиным. Они же продолжают делать их и в переговорах с его учениками и преемниками. 2. Первые дни войны (М.М. Зернова-Кульманн) В середине сентября я вернулась за сыном в Вандею и провела там три недели с ним и с моею матерью. Это были незабываемые дни жизни в трагической, обречённой Франции. Лицо народа изменилось. Мужчины ушли на фронт, остались старики, женщины и дети. В сердцах у всех – только война, все мысли и чувства переполнены ею. Все переживают ужас и тревогу. Наша семья с новой силой ощутила своё единство; даже отношения с незнакомыми стали братскими. Мой шестилетний сын Мишка до странности трепетно относился к самому слову «война». Он никогда не произносил его и густо краснел, когда мы о ней говорили. Я пыталась несколько раз освободить его сердце от этого страха и мирно рассказать ему о войне, но он всякий раз убегал, крича: «Не надо говорить, не хочу слушать».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Александр Осипович Долин Примечательна биография Александра Осиповича Долина. Он родился в бедной многодетной семье в Бессарабии. С 12 лет он учился в гимназии и на звание аптекарского ученика. До революции Долин работал фармацевтом в Николаеве. В 1918-м г. А.О. Долин уходит добровольцем в Красную гвардию, затем он служил пулеметчиком в Красной армии в бригаде Г.И. Котовского, потом – комиссаром Одесского Артиллерийского училища. В 1921–1925-м годах учился на медицинском факультете Московского Государственного Университета. После его окончания А.О. Долин – в 1926–1930-м годах – ассистент клиники нервных болезней Московского областного клинического института . Затем он переезжает в Ленинград и в 1931–1941-м годах руководит лабораторией Ленинградского филиала Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ), а также клиникой нервных болезней этого института. В то же время он являлся доцентом Ленинградского института для усовершенствования врачей им. С. М. Кирова (ЛенГИДУВ, 1935–1941 и 1945–1951). Ознакомившись с работами Долина, академик Павлов представляет его к ученой степени доктора медицинских наук без защиты диссертации. Заметим, что А.О. Долин был участником еженедельного семинара И.П. Павлова . В 1941–1945-м годах – начальник эвакогоспиталя 1444 Ленинградского фронта, на этом посту был награжден медалью за оборону Ленинграда . майор медицинской службы (военврач 2 ранга). Отметим, что в числе заслуг А.О. Долина – организация дробного кормления голодающих по 6 раз в день, которое спасало им жизнь . В числе заслуг А.О. Долина – организация дробного кормления голодающих, которое спасало им жизнь Школа Павлова сказалась даже в его поведении в экстремальных ситуациях. Вот какой интересный эпизод сохранил Ф.Ф. Грачев: « – Странный человек наш начмед, – заметила, укладываясь на носилки, Надежда Никитична Наумченко. – Прихожу к нему, докладываю, что назначена в госпиталь. Он спрашивает: А почему у вас руки трясутся?” Говорю: По дороге под обстрел попала”. А он мне: Пустяки! Это у вас утрированный оборонительный рефлекс страха, который нужно научиться подавлять. Так и знайте, что страх порождает эгоцентрическое поведение”. И прочел мне чуть ли не лекцию об условных и безусловных рефлексах… – Что здесь удивительного? – отозвалась старший ординатор Кувшинова. – Ведь профессор Долин – физиолог, ученик самог о Павлова» .

http://pravoslavie.ru/150516.html

Внешнеполитические и имущественные интересы, связанные с наследием ИППО на Ближнем Востоке, позволили Обществу выжить в условиях революционного катаклизма и в советский период. Внутри советского периода также можно наметить определенные хронологические градации. Первые восемь лет (1917–1925) мы определили бы как период «борьбы за выживание». Растеряв в революционной ломке и разрухе старорежимные титулы, Российское Палестинское Общество при АН СССР (так оно теперь называлось) только в октябре 1925 г. было официально зарегистрировано НКВД. После нескольких «спокойных» (т.е. никакой деятельностью не отмеченных) лет, в течение которых ушли из жизни и из науки большинство дореволюционных деятелей Общества, в том числе, академики Ф.И. Успенский (председатель РПО в 1921–1928 гг.) и Н.Я. Марр (председатель в 1929–1934 гг.), РПО плавно переходит в совершенно виртуальный режим существования: никем формально не закрытое, оно мирно прекращает функционирование. Это «усыпленное» состояние продолжается до 1950 г., когда по «высочайшему» указанию Общество было реанимировано в связи с изменением ситуации на Ближнем Востоке – возникновением в 1948 г. государства Израиль. Распад Советского Союза в 1991 г. и последовавший всесторонний политический и экономический кризис, казалось, вновь поставили под вопрос само существование Общества. Лишенное материальной и всякой иной поддержки, оно вынуждено было искать для себя новый статус и новые, независимые источники финансирования. Воспользовавшись ситуацией, Общество смогло восстановить свое историческое имя: Императорское Православное Палестинское Общество (постановление Верховного Совета от 25 мая 1992 г.). Названная дата открывает новейший период в истории ИППО. Духовное обновление России, новые отношения между Церковью и государством, вселяют надежду на дальнейшие перспективы Императорского Православного Палестинского Общества с его неустаревающим наследием, высокими традициями и идеалами. Состояние Палестинского Общества в канун Первой мировой войны характеризовалось двумя противоречивыми тенденциями. С одной стороны, Общество, казалось, достигло пика своей активности и благосостояния. В нем состояло около 3 тыс. членов, отделы ИППО действовали в 52 епархиях Русской Православной Церкви. Подворья и странноприимные дома, принадлежавшие Обществу в Палестине, вмещали единовременно до 6–7 тыс. паломников, а в целом за год – до 9–10 тыс. В условиях революционных кризисов и общего спада общественного интереса к каким-либо духовным и церковно-политическим инициативам ощутимо снижаются цифры ежегодного Вербного сбора, что вело к нарастающей экономической зависимости Общества от бюджетного финансирования и единовременных казначейских вливаний. Последние крупные строительные проекты в Палестине оказались возможны лишь благодаря государственной беспроцентной ссуде в 500 тыс. рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ставка Верховного Главнокомандующего. В центре (четвертый слева направо) Верховный Главнокомандующий Российской Армией генерал от инфантерии М.В. Алексеев (фотография сделана незадолго до его отставки). Слева от М.В. Алексеева: начальник штаба Верховного Главнокомандующего, Генерального Штаба генерал-лейтенант А.И. Деникин. Справа от М.В. Алексеева: 1-й генерал-квартирмейстер, Генерального Штаба генерал-майор Я.Д. Юзефович, 2-й генерал-квартирмейстер, Генерального Штаба генерал-майор С.Л. Марков и другие офицеры. Могилев, май 1917. А.И. Деникин. Очерки русской смуты. Париж, Берлин. 1921-1926. Государственная публичная историческая библиотека России Крушение В Петрограде Марков преподавал недолго и зимой 1917 года вернулся в войска на должность генерала для поручений при командующем 10-й армией Западного фронта генерале от инфантерии Владимире Горбатовском. После Февральской революции Марков командовал 10-й пехотной дивизией V армейского корпуса 11-й армии Юго-Западного фронта, в мае — июне служил в Ставке, в должности 2-го генерал-квартирмейстера штаба Верховного Главнокомандующего генерала от кавалерии Алексея Брусилова, а затем исполнял должность начальника штаба армий Западного фронта, которым командовал генерал-лейтенант Деникин. Войска — особенно пехота — стремительно деградировали, солдатская масса разлагалась под влиянием большевистских призывов и лозунгов. «Не по мне эта штабная служба, — хмурился в разговорах с сослуживцами боевой генерал. — Святое дело строй, но где же он?.. Кажется, снял бы свои генеральские погоны и бросил в лицо этим негодяям, погубившим русскую армию… Но надо подождать». Июльские события в Петрограде и подавление первого большевистского выступления, казалось, внушали надежду на оздоровление армии. Генерал-квартирмейстер Верховного Главнокомандующего Российской Армии, Генерального Штаба генерал-майор С.Л. Марков. Ставка, Могилев, 1917. Белая Россия, альбом 1. Сост. Генерального Штаба генерал-лейтенант С.В. Денисов. Издание Главного правления Зарубежного союза русских военных инвалидов. Нью-Йорк, 1937. André Savine Collection, University of North Carolina at Chapel Hill

http://pravmir.ru/blagodaryu-vas-matushk...

С измальства царские книги читал , а потом запил , от того , что Советская власть победила. 75. Свободно на магазинных и библиотечных полках те книги не стояли. В книжных магазинах вообще ничего не " стояло " !В библиотеке было всё,что порочило Царскую Великую Россию.Тот же " Сиволот " Иванов.Брал,к великому удивлению библиотекарей 4-5 книг на десять дней.Сначала не разрешали,потом убедившись,что вовремя возвращаю,не пачкаю,не ворую,как остальные страждущие,любую партию книг отпускали.Политические книги,сначала отговаривали,дескать маловат по возрасту,что бы читать оную литературу.Тяга к чтению не моя заслуга,а генетическая база сработала.Дедушка очень уважал Пушкина,Чехова.Просил почитать " На деревню дедушке " - " Ваньку " Чехова.Главное достоинство дореволюционных писателей-это великая русская школа изложения.Не наукообразная,не показная писательская виртуозность.Но,что бы оценить того же Лермонтова,это надо быть чуток постарше,чем школьник. 74. Ответ на 65, Русский Сталинист: Как русские люди воспринимали Октябрьскую революцию отражает картина Юона " Новая планета " , написанная в 1921 году. Это произведение не просто в духе импрессионистов изображает необычное явление – рождение новой планеты. Используя символы и аллегории, размышляя о прошедших грандиозных событиях, К.Ф. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции. Для него революция – это не просто переворот, произошедший в одном конкретном государстве. Нет. Это явление вселенского масштаба. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна. На картине «Новая планета» рождение нового космического тела сопровождается яркими всполохами, которые освещают людей. Свидетели необычного явления, разрушающего привычный уклад жизни, старый мир, по-разному реагируют на происходящее. Кто-то видит в этом рождение нового прекрасного мира. Они с надеждой протягивают руки навстречу яркому свету. У некоторых нет сил идти. Они падают в изнеможении и ползут из последних сил к этому новому. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/09/sh...

Каждая из договаривающихся держав рекомендует не более четырех лиц, как членов этого трибунала. В случае столкновения спорящие стороны выбирают то число членов трибунала, которое они желают иметь; таким образом и составляется третейский суд. Высший надзор за организацией суда принадлежит особому бюро в Гааге, состоящему под председательством Нидерландского министра иностранных дел и состоящему из членов дипломатического корпуса в Гааге. Учреждение международного третейского суда в Гааге, осуществленное по инициативе русского Императора, опередило свое время более чем полевка. Оценивая итоги Гаагской конференции, Государь писал в 1900 году: « Результаты трудов мирной конференции, созванной в Гааге , дают полную надежду, что осуществлению такой близкой Моему сердцу задачи положены твердые основы в виду признания всеми державами возможности и необходимости ее всестороннего разрешения». Когда 9 ноября 1921 года собралась Вашингтонская конференция по вопросу о морских вооружениях, президент США Уоррен Гардинг, в своей вступительной речи, заявил: « Предложение ограничить вооружения путем соглашения между державами - не ново. При этом случае, быть может, уместно вспомнить благородные стремления, выраженные 23 года назад в Императорском рескрипте Его Величества Императора Всероссийского. С таким сознанием своего долга Его Величество Император Всероссийский предложил созыв конференции, которая должна была заняться этой важной проблемой». Император Николай II следуя своей христианской совести, сделал все, чтобы мир стал без миром без войн. Вслед за Гаагской конференцией, Император Николай II в одностороннем порядке стал воплощать её идее в русской армии. Император Николай II явил накануне мировой войны, поправшей все нормы человеческой морали, пример верховного вождя христолюбивого воинства, само понятие которого напрочь забыто вплоть до сегодняшнего дня. В 1907 году Императором был утвержден «Наказ Русской армии о законах и обычаях сухопутной войны», который являлся приложением к Уставу полевой службы. В Наказе говорилось: « 1. Войска должны уважать жизнь и честь обывателей неприятельской стороны, а также религию и обряды веры. Всякий грабеж строго воспрещается под страхом тягчайших наказаний (вплоть до смертной казни). Раненые и больные военные чины подбираются с поля боя без различия принадлежности к какой-либо армии. С пленными надлежит обращаться человеколюбиво и предоставить им полную свободу в отправлении религиозных обрядов. Содержать их также, как содержатся чины русской армии. 2. Во время военных действий воспрещается применять яд или отравленное оружие, ранить или убивать неприятеля, который сложил оружие и сдался, атаковать или бомбардировать города, селения, жилища или строения, не занятые противником, захватывать и уничтожать неприятельскую собственность (если это не является военной необходимостью)».

http://radonezh.ru/analytics/imperator-n...

– Помню, когда я в первый раз увидел эти фотографии, просто расплакался – такое это было потрясение… До этого я считал, что старая Россия окончательно исчезла, что нам остались – в лучшем случае – лишь произведения художников да черно-белые фотографии. – Я вас хорошо понимаю. Сейчас в Америке отмечается 150-летие нашей Гражданской войны. И когда мы думаем о Гражданской войне, то в голове всплывают черно-белые картинки, потому что существующие фотографии той войны – сделанные в 60-е годы XIX века, – конечно же, все черно-белые. Да и Первая мировая война рисуется нам черно-белой. А ведь все это происходило в цвете. – Мы знаем, что Прокудин-Горский был «царским фотографом». А сохранилась ли хоть одна цветная фотография царя и его семьи? И есть ли какая-то надежда найти такую фотографию? – Насколько нам известно, таких фотографий нет. Дело в том, что часть негативов утеряна. Никто не знает, где находится эта часть коллекции и сохранилась ли она вообще… Возможно, она скрыта где-то здесь, в России. Возможно, что Прокудин-Горский или его сыновья увезли эти снимки из России: в Норвегию, Англию или Францию. Так или иначе, пока не найдено ни одного изображения в дополнение к тем, что хранятся в Библиотеке Конгресса. Найдем ли мы когда-нибудь фотографию царя и царской семьи в цвете – это остается загадкой. Обед на покосе. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1909 год – Хотелось бы верить, что чудесным образом эти фотографии обнаружатся. – Да, хотелось бы. Прокудин-Горский какое-то время жил в Норвегии. Затем, около 1920–1921 годов, он переселился в Англию, в Лондон. А свою жизнь фотограф закончил уже в Париже, в 1944 году. Возможно, часть негативов осела в собрании Королевского фотографического общества. Опять же, это лишь слухи, но есть такое предположение: в свое время Королевское фотографическое общество объединилось с другими музеями и обществами, чтобы сформировать современный медиа-центр. И, возможно, в процессе слияния этих учреждений в одно новое учреждение часть прежних фондов была утеряна. Тем не менее, несколько сотрудников Библиотеки Конгресса в Америке, а также наши друзья в России продолжают поиски пропавших негативов. Если бы нам удалось найти снимки, на которых изображена царская семья, это была бы сенсация.

http://pravoslavie.ru/57000.html

Скачать epub pdf «Ананда Марга» Руководство: Основатель культа – Ананда Мурти (в миру – Прабхат Ранджан Саркар), родился в 1921 г. в индийской деревне в штате Бихар. Месторасположение центров Культ активно действует на территории Румынии, пытается обосноваться в России и Белоруссии. Известно, что группы «Ананда Марга» действуют в следующих городах России: Владивосток, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск, Южно-Сахалинск и др. Численность адептов: несколько тысяч человек во всем мире. Доктрина Учение культа представляет собой пеструю смесь йоги с ее медитационными практиками, шиваитского направления индуизма с акцентом на карательных функциях грозного бога Шивы и тантризма. Саркар неоднократно заявлял о том, что к нему якобы являлись Шива и Кришна, которые наделили его способностями исцеления и сверхъестественными силами. Название переводится как «путь к блаженству». Поначалу Саркар называл свой культ «Общество моралистов». Согласно его учению, «моралисты» посредством медитации должны достигнуть «высшего сознания», что сделает их братьями и сестрами, позволит им освободиться от тягот нынешней жизни и затем править обновленным миром. Саркар писал: «Я сделаю моих приверженцев богами и моих последователей великими святыми. Надо забыть свою жизнь, чтобы победить». При этом от адептов требуется полное повиновение руководителям: «Поскольку мы следуем учению «баба», наша совесть чиста. Какое нам дело до того, что говорят и думают о нас?» 593 . В учении Саркара адептов привлекают, возможно, следующие аспекты 594 : 1 . Пропагандируемые сектой гуманные цели: помощь бедным, угнетенным, исцеление страждущих, любовь ко всему человечеству (для этого предлагается сжечь частичку человечества – себя; социально значимые для всех людей цели на деле оборачиваются изуверством в отношении к самому себе и своему окружению). ¦ 2 . «Ананда Марга» представляется некоторым людям подлинным эталоном человеческого общества, семьи. Зачастую безработные, без надежд на будущее молодые люди клюют на приманки душевности, увлеченности интересным делом («идеальная семья», «истинное сообщество» Саркара является в то же время инициатором процесса разрушения реальной семьи, разрыва отношений между родителями и детьми).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Священник Виктор Низковский (Курганского уезда) убит в 1921 г. Священник Николай Марсов убит в Тобольской губернии в 1921 г. Священник отец Иоанн Снегирев (слоб. Усть-Ламинской Тобольской губернии) убит в феврале 1921 г. Во время крестьянского восстания в Западной Сибири в 1921 г. было расстреляно в одной Тобольской губернии около ста священников . Протоиерей Серапион Черных во время освящения вербы под Вербное воскресение 1921 г. в Николаевске-на-Амуре в облачении брошен в бухту. Священник Серафим Сарычев (станица Гондатьевка) расстрелян после пасхальной литургии в 1921 г. Священник Иоаким Фролов (с. Михайловское Амурской области) сожжен за селом на стогу сена в 1921 г., на пепелище остался один крест. Священник Иоанн Масловск ий (с. Верхне-Полтавки Амурской области) застрелен через окно своего дома 7 сентября 1921 г. Священник Феодор Архангельский (станица Михайло-Семеновская Амурской области) расстрелян в 1921 г. Архимандрит Сергий Шеин , секретарь Московского Всероссийского Собора, убит 12 августа 1922 г. в Петрограде. Священники г. Москвы: Заозерский, Добролюбов, Надеждин, Вишняков, Орлов, Фрязинов, Соколов и архимандрит Анемподист Телегин расстреляны в Москве в мае 1922 г. Архангельская                              Казанская                   –  24 губерния                –  49                Екатеринодарская     –  69 Астраханская        –   84               Черноморская            –   37 Петроградская      –  27                Ставропольская         – 139 Вологодская          –  27                Владикавказская       –  72 Пермская               –  34                Самарская                  –   61 Вятская                  – 41                 Челябинская              –   20 Екатеринбургская            –   29               Семипалатинская      –   12 Новгородская       –   68               Омская                       –   19 Псковская             –  31                Барнаульская             –  41 Владимирская       –   81               Уральская                   –  49

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

1916–1921: Нестор Анисимов , паки 1922–1922: Софроний Арефьев, в. у. Камчатская, Курильская и Алеутская см. Благовещенская Камышинская –1923: Елевферий 1928–1931: Ираклий Попов 01(14).10.1931–24.06. (07.07).1933: Иоанникий Попов 31 .07(13.08).1933–11(24).08.1933: Георгий Садковский Камышинская (обн.) 03 .1923–12.1923: Сергий Волков 1923–1926: 1926–1926: Сергий Шубин Канадская 06(19).07.1916–1921: Александр Немоловский 1918–1920: Арсений Чаговец Канадская (заруб.) Иоасаф Нечаев Сильвестр Харун Каневская 6(19).08.1914–: Василий Богдашевский –25.02(10.03). 1933: Василий Богдашевский , паки Каневская (григ.) 9(22).05.1934–1934: Феодосий Григорович- Борисов Каневская (обн.) 1925–1926: Серапион Сперанцев, в. у. Канская (обн.) –1924: Николай Мешалкин 20 .02(05.03).1925–1926: Илия Фокин 1926–: Андрей –1933: 10 .1933–17(30).05.1934: Николай Гирченко 08 .1932–10.1934: Александр Спасский Карачевская 29 .11(12.12).1921 –12(25).05.1924: Агапит Борзаковский Каргопольская 13(26).11.1913–1924: Варсонофий Вихвелин 01(14).10.1924–1926: Иларион Бельский Василий Дохтуров Каргопольская (обн.) 5(18).10.1925–18.02(03.03).1934: Павел Герасимов Карельская см. Финляндская Карельская (обн.) Александр Надеждин Виктор Путята Николай Гиляровский Мелхиседек Николев Евгений Аметистов Карпато-Русская см. Филадельфийская и Карпато-Русская Карталинская и Кахетинская см. Грузинский экзархат Касимовская (обн.) 30 .08(12.09).1923–: Геннадий Марченков –1925: 08 .1925–1928: Алексий Покровский 1928–1929: Михаил Постников Кахетинская 1916–1917: Пирр Окропиридзе Кашинская 19 .02(04.03).1919–03.1921: Александр Надеждин 02(15).05.1921–1922: Иоасаф Шешковский- Дрылевский 1923–1923: Игнатий Жебровский Кашинская (обн.) 1923–06(19) .09–1923: Иоасаф Шешковский-Дрылевский 06(19).09.1923–27.09(10.10).1923: Игнатий Жебровский 1923–1932: 1932–1938: Сергий Андреев Каширская 24 .08(04.09).1914–27.07(11.08).1917: Иувеналий Масловский 17(30).09.1917–1920: Корнилий Соболев 26 .09(09.10).1920–05.1922: Мелхиседек Николев 06(19)08.1923–19.10(01.11).1923: Николай Могилевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010