Еще один важный аспект христианского отношения к Декалогу заключается в том, что с обретением полноты Божественного Откровения, свершившегося в воплощении Сына Божьего и Его Искупительном подвиге, ветхозаветные заповеди отныне не считаются основным содержанием завета между Богом и человеком . Христос указывает, что главными нравственными заповедями, покрывающими содержание всех остальных десяти, являются следующие: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37–40 ). Именно на них, по слову Господа, «утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:40 ). Таким образом, сохраняя духовное преемство с Законом Моисеевым, Иисус Христос наполняет его новыми глубокими смыслами, поднимает планку нравственных требований на неизмеримую высоту, призывая человека в первую очередь следовать не букве, а духу закона, сообразуя свои действия с заповедями любви к Богу и ближним. Заповеди блаженств В Нагорной проповеди Иисус подтвердил преемство Нового Завета с Ветхим и раскрыл человечеству в полноте глубинное содержание Моисеева Закона. Нагорная проповедь – это своего рода квинтэссенция Евангельского учения, сформулированного в виде так называемых «заповедей блаженств». Христос произнес эту проповедь в ответ на ожидания и чаяния евреев, предполагавших, что Мессия принесет богоизбранному народу политическую свободу от римского владычества, поработит Израилю все земные народы, дарует земное блаженство и благополучие, положив конец его страданиям и унижениям. И Господь отвечает на эти мысли и чувства, открывая людям, что есть настоящее счастье и блаженство. Наиболее полно Нагорная проповедь изложена в 5-й главе Евангелия от Матфея. Приведем здесь текст самих заповедей блаженств, которые составляют лишь часть этой проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Поскольку проникает современное знание в прошлое человечества, видно, что изначала человеку были присущи эти два великих понятия: вера в Бога и мысль о вечности (в Библии - о райском " древе жизни " ). Сознавалось, что если вообще нет вечности в Боге, то и для человека впереди, после краткого и всегда непрочного, - а хотя бы и " счастливого " пробега жизни, -впереди смерть, а это значит- провал, пустота, тьма. И это безнадежное второе - смерть - зачеркивает весь смысл первого: земной жизни. В самом " мировоззрении " неверующего человека последняя строка - пустота и тьма. Не таково христианское мировоззрение, именуемое кратким словом " вера " . О нем наставлял наш Господь Иисус Христос Своих учеников и народа в Нагорной проповеди. " Собирайте себе сокровище на небесах, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше " . - " Светильник телу твоему есть око. Если око твое будет чисто (в слав., " просто " , т.е. в прямом, здоровом состоянии), то все тело твое будет светло " (Мы будем ясно видеть самих себя, свои шаги, свои действия). " Если же око твое будет худо (в слав., " лукаво " ), то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, - то какова же тьма!? " (в слав.: " то тьма кольми? " т.е., во сколько же раз она сильнее! - Матф. 6:21-23). - Какая же тьма ожидает человека в будущем, когда он еще на земле выключил себя от Божественного Света... Храни же себя, человек, чтобы не объявить самому себя неверующим, атеистом, атеисткой, этим наперед предназначив себя во тьму " кромешною " ( " кроме " , " без " - Божия света), внешнюю по отношению к Богу вездесущему... Писатель неканонической, но почитаемой Церковью, книги " Премудрости Соломоновой " в последних двух главах книги дает устрашающий образ абсолютной " египетской тьмы " , поразившей Египет пред исходом оттуда иудеев, - это как бы символ той иной, " вечной тьмы " . Для верующего же человека, для христианина, " Свет во тьме светит, и тьма не объяла его " .. К приведенным выше словам Нагорной проповеди евангелист Лука присоединяет следующие слова Господа: " Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так как бы светильником освещал тебя сиянием " (Луки 11:36). Вот, на таких светильниках веры стоит от начала своего бытия и утверждается единая, святая, кафолическая апостольская Церковь. Церковь Христова, по учению преп. Симеона, Нового Богослова

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2224...

После того как провозглашение Блаженств возвестило пришествие нового эона, в Нагорной проповеди в теснейшей связи с этим следуют рассуждения о «законе». «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5,17-18). В истории христианства на эти слова нередко ссылались ересиархи для доказательства необходимости соблюдения Ветхого Закона. На деле же именно эти слова в контексте Нагорной проповеди кладут конец «эону закона». Да, «не нарушить пришел Я, но исполнить». Но исполненное – пройдено. «Потому что конец закона – Христос» (Рим. 10,4). «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота…» Но в том-то и дело, что с тех пор, как «Слово стало плотью» – «небо» и «земля» прешли. Более не существует их ветхозаветной противопоставленности; «земля», материальность, «плотяность» от воплощения Небесного Царя перестают быть преградой к Богообщению: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их… ибо прежнее прошло» (Откр. 21,3-4). «Прежнее прошло» – пришло другое время, другой мир, в котором Бог «обитает с нами». Естественно, что закон «прежнего эона», раздельной жизни Бога и людей («Был Бог – и были люди» – так описывал ветхозаветную ситуацию Карл Барт) преходит вместе с прежним противостоянием «неба» и «земли». Далее Христос дает новый «закон», и чтобы раскрыть слушающим необходимость и своевременность нового закона, перед этим, в проповедях Блаженств, Он и возвещает им конец эры закона. Не только Павел – любой иудей того времени мог сказать, что «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3,24). Собственно, предощущение временности, преходящести закона, его служебности – лишь до Христа – срастворено Ветхому Завету. Вопрос, разделивший Павла и его учителей, как и всех христиан и иудеев, лишь в том, кто именно Христос: Иисус из Назарета или кто-то, еще не пришедший.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В-четвертых, мотивация, которую предлагает Господь, – подражание Богу, изливающему Свои блага на «неблагодарных и злых», указывает на всех людей вообще, включая все категории врагов. Как обращает на это внимание св. Иоанн Златоуст , «Объясняя, затем, в чем состоит Богоподобие, Он говорит: «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных», то есть, Бог не только не ненавидит оскорбляющих Его, но даже благодетельствует им». Этика Нагорной Проповеди вытекает из догматики Этика, которую Господь проповедует в Нагорной Проповеди, тесно связана с той картиной мира, которую Он провозглашает. Такое отношение к людям вытекает из того, что они сотворены Богом, Который создал весь мир и поддерживает его в бытии. Причем это не Бог деизма – запустивший механизм мироздания и удалившийся от дел, – а именно Бог библейского теизма, Который постоянно заботится о творении. Как говорит Господь, «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего» ( Мф.10:29 ). Псалмопевец говорит о том, что Бог соткал его в утробе матери и имеет о нем личный замысел: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» ( Пс.138:13–16 ). Бог помнит каждого сотворенного Им человека, слышит каждую обращенную к Нему молитву. Бог привел каждого человека в бытие (и поддерживает его существование) из любви, потому что желает, чтобы Он был. Как говорит митрополит Сурожский Антоний , «И это дивное сознание – что нас привлекла к жизни, к существованию любовь Божия, а не только творческая Божественная сила. Какое глубокое отношение это создает между Ним и нами; как дивно, что когда меня еще не было, Господь сказал: Гряди, без тебя Мое мироздание неполно!».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В. Зачем добавлено: «даждь нам днесь», т. е. на нынешний день? О. Чтобы мы не обременяли своего сердца чрезмерными заботами и опасениями, и не надеялись в том на себя, а всегда надеялись на Бога. «Не заботьтесь о завтрашнем дне, – сказал в нагорной проповеди Господь: – ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. 63 Ибо знает Отец ваш Небесный, что вы во всем этом имеете нужду» ( Мф. 6, 32–34 ). В. Что ещё испрашивают благочестивые христиане под именем насущного хлеба? О. Небесного хлеба, коим являются Тело и Кровь Христовы, а также и Слово Божие. Ими питает себя христианин и в душе своей. «Плоть Моя есть истинная пища, – сказал Христос, – и Кровь Моя есть истинное питие» ( Ин. 6, 55 ). 5-е, 6-е и 7-е прошения молитвы Господней В. Что разумеется в 5-м прошении под именем «долги наши»? О. Наши грехи. Несомненно, все мы являемся, когда грешим, должниками пред правосудием Божиим, ибо как всё, что имеем, мы получили от Бога, так должны всё и отдавать Ему, т. е. всё покорять Его закону и Его воле: но этого-то главного нашего долга и не исполняет никто из нас. В. А кто наши должники? О. Другие люди, когда они не оказывают нам того, к чему всех людей обязывает наш евангельский закон, в особенности – когда вместо любви они проявляют вражду и обиды. В. Почему мы можем и должны надеяться на возможность прощения для нас долгов, т. е. грехов? О. Потому, что это прощение исходатайствовал грешному человеческому роду Спаситель наш, Иисус Христос. Ап. Иоанн Богослов, призывая нас 64 не грешить, далее пишет: «а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2; 1–2 ). В. При каком условии Спаситель обещал нам простить наши грехи? О. Тогда, когда мы САМИ ПРОЩАЕМ ИХ ДРУГИМ, как и читаем: – «яко же и мы оставляем должником нашим». Иначе – сами мы не получим прощения. И это условие Господь поставил настолько важным, что давши в Нагорной проповеди текст молитвы Отче наш, Он дальше добавляет: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если НЕ будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный НЕ простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6, 14–15 ). Поэтому-то внимательные к себе, христиане, идя на молитву, примиряются в сердце (а по возможности – и вовне, попросив прощения у обиженных ими) с обидчиками своими. Хорошо это делать при возгласе литургии: «возлюбим друг друга». Но всего более обязаны мы прощать, и самые тяжкие обиды и огорчения, которые трудно простить, в пору говения – пред исповедью и Причастием. 65

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Нагорная проповедь в деталях изображает именно то, что имел в виду Иисус, и именно это изображение казалось таким абсурдным как студентам двадцатого века в Техасском А&М, так и евреям в первом веке в Палестине. Используя Тору в качестве отправной точки, Иисус трактовал закон в том же направлении, смелее, чем отваживался трактовать его кто–либо из фарисеев, смелее, чем кто–либо из монахов отваживался по нему жить. Нагорная проповедь стала новой звездой во вселенной нравственности, которая обладала своей собственной силой притяжения. Иисус сделал закон невозможным для следования ему, а потом велел соблюдать его. Обратим внимание на некоторые примеры. В каждом человеческом обществе в истории был закон против убийц. Конечно, существуют разные варианты: Соединенные Штаты разрешают убийства в целях самообороны и в чрезвычайных обстоятельствах, таких, как жестокое обращение с членами семьи. Но ни одно общество не додумалось до того определения убийства, которое сформулировал Иисус: «Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… а кто скажет „безумный " , полежит геенне огненной». Поскольку я вырос вместе со старшим братом, меня беспокоила эта фраза. Могут ли два брата выдержать штормы взросления без того, чтобы обращаться к таким словам, как «тупица» и «болван»? В каждом обществе также существуют табу на сексуальную распущенность, сегодня, по крайней мере, один колледж требует от студентов мужского пола спрашивать разрешение женщины на каждый шаг в их сексуальном общении. Между тем, некоторые феминистически настроенные группы пытаются найти реальную связь, существующую между порнографией и преступлениями, совершаемыми против женщин, но ни одно общество никогда еще не формулировало правила так строго, как Иисус: «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от тебя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

И такая-то строгость законов не спасла общества от ужасного разврата. Но наши церковные каноны никогда не доходили до такой строгости, как это можно, для примера, видеть из 4 правила Трулльского собора: «Аще кто, священно или церковнослужитель, с женою, Богу посвященною, совокупится, да будет извержен из священного чина, яко Христову невесту поругавший; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного» 168 . Против такой ненормальности в жизни, против такой распущенности нравов, разрушавшей в самом корне семейный очаг, Христос возвысил свой голос в Нагорной проповеди : «Сказано древним, говорил он, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» 169 . «А Я говорю вам, кто разводится с женою своею, кроме вини любодеяния (παρεχτοζ Δγου πορνειαζ), тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» 170 . С христианско-идейной точки зрения, брак, как установленный Самим Богом, есть добро, а развод, следовательно, есть зло. Но Бог не может творить зла, творит его человек. А потому развод, как действие, противное установлению Бога как зло само в себе, не может быть признано и допущено Богом, – это есть дело человеческое. Эту мысль о нерасторжимости христианского брака и выразил Христос так ясно в своей Нагорной проповеди : «Всякий, кто женится на разведенной, тот прелюбодействует», потому что она – жена другого. И всякая, разведенная с мужем, когда вступает в новый брак, прелюбодействует, потому что у нее есть уже муж. И этот путь прелюбодеяния начинается с момента развода, который дает ей фактическую возможность вступить в брачную связь с другим лицом. Оговорка, вставленная здесь Христом, – «кроме вины любодеяния», – только подтверждает сказанное нами и отнюдь не разрешает развода, потому что он уже фактически состоялся. Жена, изменившая своему мужу, а равно и муж, нарушивший супружескую верность, фактически расторгли брачные узы, введши третье лицо между собою. Целое, состоявшее из двух половин, раскололось на две совершенно разные половины посредствующим между ними третьим лицом. Формальный развод только констатирует то, что в действительности уже совершилось, и дает полную свободу продолжать для одного начатое, а для другого начинающееся прелюбодеяние. Разрыв брака, учиненный преступною волею человека, не может быть санкционирован Богом, установившим и благословившим брачный союз. Бог может только прощать вину человеку и в случае покаяния, восстановлять порванную связь. Для этого им установлено таинство покаяния, а не «развод», какового «таинства» нет и не может быть в Христианстве! По учению ап. Павла, второй брак, а не развод допускается. Но этот второй брак бывает только по смерти мужа, а отнюдь не при живом муже. О естественных аномалиях в брачной жизни, дающих повод к расторжению брака – речь впереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Икона: Св. вмч. Георгий Победоносец На иконах великомученика Георгия Победоносца часто встречается многоговорящая деталь: рука, держащая копье, разжата. Копье, уходящее за поля иконы, просто лежит на ладони, именно — вложено в руку воина. По-настоящему же копьем поражает змея Кто-то Другой. Так любой дар, любое оружие, любой талант могут быть вложены в наши руки лишь если те ничем не заняты, лишь если они свободны и раскрыты для принятия дара. Вот почему приход Благой Вести, даруемой человеку, начинается с ублажения нищих духом — тех, кто в Господе имеет надежду и от Него надеется принять силу и спасение. И когда мы понимаем это, мы еще более приближаемся к пониманию того, что же значит нищий духом. Это — самый духовно богатый человек на свете, ибо в его душу, раскрытую горнему миру, входит величайшее, премирное сокровище — Христос. Вот конец Нагорной проповеди: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф 7:24-25). И вот та же самая тема о словах Иисуса, исполнении их и о созидаемом тем самым доме — в конце Его проповеди на Тайной Вечери: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14:23). Таким образом, тема духовной нищеты и смирения вновь открывает свои более чем психологические, то есть мистические глубины. Мы уже видели, что заповеди блаженств не просто обещают что-то в будущем человеку за его хорошее поведение в настоящем, но и более того — они оказываются действенны и исполнимы только в том случае, если обетованное ими блаженство находится уже в прошлом данной человеческой жизни. То состояние духа, которое ублажается Нагорной проповедью, достижимо лишь, если Бог уже коснулся своей милостью человеческого сердца. «Христос принадлежит смиренным», — пишет св. Климент и мы понимаем, что человек становится смиренным именно потому, что сердцем уже коснулся Христа. Непонятно? Но вот свидетельство преп. Макария о таких людях: «Чем более обогащаются духовно, тем паче как бы обнищевают в собственном о себе мнении, по причине ненасытимости духовного желания стремиться к Небесному Жениху, как говорит Писание: «Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать»» (Сир.

http://zavet.ru/a/post_1318510881.html

Вместо делай Ветхого Завета Новый Завет говорит будь! «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). И «блаженства» — это внутреннее состояние духа, устроение духовной жизни. Это мы видели на примере духовной нищеты. Еще более очевидно это из того, что блаженны плачущие, кроткие, алчущие правды, милостивые, чистые сердцем. «Блажен» — по-еврейски ашре. В библейском контексте это слово часто получает оттенок «быть спасенным». Таким образом, утверждение блаженства нищих не является просто прославлением их. Ашре ани («блажен нищий») означает, что сама мечта анавим исполнилась: они мечтали о том Дне, когда Яхве будет жить со своим народом — и вот поистине с нами Бог. Остаток Израиля со времен пророка Осии знал, что пришествие Бога к нему потребует его собственного преображения и переплавки. О том, какими должны стать эти процессы, до каких невероятных пределов должны раздвинуть они эгоцентрический мирок «ветхого человека», и говорят последующие поучения Спасителя. «Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:20). Но масштабы, в которых праведность Христовых учеников должна превзойти праведность книжников и фарисеев, совершенно невероятны. И понятно, что неоднократно среди слушателей Христа зарождался ропот. «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин 6:60) В Нагорной проповеди Христос лишь начинает приоткрывать тайну Своего учения, всю полноту которого Он раскроет апостолам на Тайной Вечере. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:4-5). Лишь непосредственное, евхаристическое соединение со Христом, буквально — причастие Ему, делает возможным исполнение Его новых заповедей. В Нагорной проповеди это еще лишь едва-едва приоткрывается — через удивительный максимализм требований. Этот максимализм как раз и призван вызвать удивление (любить врагов своих — но как? не заботиться о завтрашнем дне — как?..) и чувство собственного бессилия в достижении новой праведности. Но там, где человек понял свое бессилие, свою нищету, там он уже готов к тому, чтобы принять помощь свыше. Где человек чувствует необходимость спасения, туда может прийти Спаситель.

http://zavet.ru/a/post_1318510881.html

Отвергая вообще всякое искажение Евангелия, мы, основываясь на повествовании Евангелиста Матфея, должны признать, что Иисус Христос в Нагорной проповеди Своей имел в виду развод с женой невиновной в прелюбодеянии и что, не касаясь вопроса о том, намеревается ли разводящийся муж жениться на другой или не намеревается, Он признал такой развод грехом, потому что им создается для разведенной жены повод прелюбодействовать; в беседе же с фарисеями, как бы продолжая сказанное в Нагорной проповеди, Он добавил, что разводящийся не за прелюбодеяние жены грешит еще потому, что расторгает союз, который сочетал Сам Бог, и что если такой Муж женится на другой, то сам прелюбодействует (дальнейшие объяснения учения о браке и безбрачии см. ниже, глава 30). Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои . Воспрещение клятвы На горе Синай сказано было евреям: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно ( Исх. 20, 7 ). Но евреи часто нарушали эту заповедь и легкомысленно произносили Имя Бога, ссылаясь на Него, как Свидетеля своей правоты, и призывая на себя все кары небесные, то есть кляли себя Именем Божиим, клялись; поэтому Моисей, по снисхождению к жестокосердию их, желая предохранить их от совершения более тяжкого греха, клятвопреступления, разрешил им клятву, но требовал, чтобы они не клялись ложно, не прикрывали свои ложные уверения Именем Божиим. Относительно же исполнения клятвы нет точного требования в законе Моисея, а имеется лишь требование исполнять обеты (обещания): Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех ( Втор. 23, 21 ). Но все это открыто нарушалось евреями: они клялись Именем Бога, клялись во лжи, не исполняли обещаний, данных Богу, а фарисеи измыслили для них мнимое успокоение совести; потворствуя клятве во лжи, считая весьма обыкновенным явлением нарушение клятвы, клятвопреступление, они уверяли евреев, что запрещено клясться только Именем Бога и что поэтому всякая другая клятва, хотя бы и для прикрытия лжи, безгрешна; что можно безнаказанно клясться небом, землей, Иерусалимом, головой своей и прочим; что нужно только уметь обойти закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010