Наконец, последняя, пятая часть — перед событиями Страстной недели — включает в себя беседу на горе Елеонской о Конце истории, притчу о десяти девах и о последнем Суде и завершается той же самой фразой: «Когда окончил все слова сии…» (26:1). Так же, как в Пятикнижии центральный момент — это Заповеди Божии, которые даёт Бог Моисею на горе, так и в Евангелии от Матфея главное — Нагорная проповедь: Заповеди Блаженства, которые Бог даёт людям через Иисуса на горе (поэтому мы и говорим «Нагорная проповедь»). Как в Ветхом Завете Пятикнижие — книга о присутствии Божием среди людей, так и Евангелие от Матфея включает в себя — как главную тему — весть о присутствии Божием среди людей в лице Иисуса. Уже в самом начале, как бы задавая тон всей книге, звучит стих пророка Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1:23). Это имя Иисусово, данное Ему через пророка, — ключ ко всему остальному тексту. В лице Иисуса — с нами Бог. Если мы пойдём по евангельскому тексту дальше, то обнаружим фразу Спасителя о том, что не могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними жених. Слово «Жених» в Ветхом Завете очень часто заменяет слово «Бог» — Жених с ними, с сынами чертога брачного. Если мы — «сыны чертога брачного», значит, с нами Жених, то есть с нами Бог. Далее, в 18-й главе читаем: «…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (18:20). И наконец, последний стих ещё раз повторяет эту формулу — «Аз есмь»: «…и се, Я с вами до скончания века» (28:20). С нами Бог, с нами Эммануил — вот главная тема всего Евангелия от Матфея, через которое Господь как бы открывает нам Своё присутствие среди нас, причём этот важный для христианства момент подчёркнут только в Евангелии от Матфея. От начала до конца, целиком, только в нём содержится Нагорная проповедь. Но если мы разделим Нагорную проповедь на отдельные части, то окажется, что почти весь её текст можно найти и у Луки, и у Марка, и отдельные слова — в Евангелии от Иоанна. Из 111 стихов Нагорной проповеди лишь 24, то есть меньше четверти, отсутствуют в других Евангелиях. Поэтому важно обратить внимание именно на них. «Не нарушить пришёл Я, но исполнить»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

непосредственно не видно никакого стеснения для добровольного поведения человека, так что слова «входите тесными вратам» по смыслу не идут к словам «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, чем более Отец ваш небесный даст блага просящим у него» – ст. 11, 7 гл. А если и возможна связь между ст. 11 и 13, 7 гл., то лишь при таком посредствующем суждении: таково основоположение нравственного закона, которое ограничивает и стесняет произвол человека, но вы «входите тесными вратами». А такое суждение, посредствующее между ст. 13 и всей Нагорной беседой до ст. 11, 7 гл. и выражает ст. 12-й этой главы, в словах «ибо в этом закон и пророки». В этих словах содержатся, объединяются и заключаются все суждения Господа об отношении Нового Завета к Ветхому, – обо всех видах выполнения и восполнения заповедей, как выражений одной основной христианской заповеди о любви к ближним в духе и совершенстве любви Отца небесного. Во всей Нагорной проповеди небесный Учитель желал показать, в чем состоит восполнение Ветхого Завета совершеннейшим новым. Это Он и показал, и указывает, наконец: ουτος γαρ εστιν о νομος και οι προφηται ουν, – «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (ст. 16, 5 гл.). Если не здесь–в 7 гл.; то в ст. 42, 5 гл. по-видимому, оправдывается мнение Эвальда об искусственной связи в Нагорной беседе. Стих 42, 5 гл. представляется ему не имеющим никакой естественно логической связи с предыдущими и последующими ст. 41–43. Как же это, однако? «Так как, говорит Эвальд, в предыдущих стихах речь идет о том, что не должно сопротивляться злому, – тому, кто ударит в щеку, кто захочет судиться и кто принудит идти с собой поприще: 39–41 ст.; а в ст. 42 говорится: «просящему у тебя дай» – что не стоит в связи со ст. 39–41. «Но, замечает Мейер, между этими стихами, если бы они не были в существенной связи с предыдущими, находится связь по естественной ассоциации» 122 . Это могло быть так, но для теории требуется логическая связь, которую, впрочем, нельзя отвергать уже и по указанной ассоциации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Испытания и скорби, которым со стороны внешнего мира христиане подвергались в те первые десятилетия своей истории, во многом шли со стороны иудейства, из которого христианство вышло, но с которым неизбежно должно было разойтись. И если то неприемлемое законническое иудео-христианство, с которым полемизировал ап. Павел, еще могло как-то «усидеть на двух стульях», оставаясь иудейством и при этом «подыскав» место Христу в своей незыблемой системе богословских ценностей, то в случае с иудео-христианством, оценившим Христа по Его достоинству — т. е. как единственный путь спасения — разрыв с иудейством был неминуем. Сказывался и чисто психологичсекий фактор (языко-христиане частенько претерпевали скорби со стороны «старшего брата» — иудео-христиан), но и иудео-христианам приходилось терпеть презрение со стороны «верных» иудеев. Таков парадокс положения, в которое попало иудео-христианство, и отголоски которого слышатся в Иак. Параллели с Нагорной проповедью Приведем целый список наиболее очевидных параллелей между Иак. и Мф., а именно Нагорной проповедью (Мф. 5–7) , хотя подобные параллели можно отследить и в отношении других мест Мф. Особенно следует отметить, что при столь многочисленных близких смысловых параллелях мы не встречаем ни одного случая дословного повторения! Большинство ученых сходятся во мнении, что Иаков знал не Мф., а традицию, непосредственно восходящую к Иисусу . Также достоин особенного внимания уже сам факт наличия параллелей именно с иудео-христианским Мф с его версией Нагорной проповеди., излагающей нравственное учение христианства. Иак. Мф. 5 — 7 1, 2 С великою радостью принимайте..., когда впадаете в различные искушения 5, 11-12 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать... Радуйтесь и веселитесь... 1, 4 ... чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. 5, 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. 1, 5 ... да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. 7, 7 Просите, и дано будет вам. 1, 19 всякий человек да будет...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Евангелист Лука сообщает, что Христос избрал 12 Апостолов после того, как провел ночь в молитве на горе и спустился. Тем самым Нагорная проповедь, по Луке, произосится на равнине у подножья горы; специально оговорено, что адресована она в первую очередь Апостолам и что люди получают исцеление, прикасаясь к Господу. Само содержание проповеди практически тождественно приводимому апостолом Матфеем, но есть мелкие формальные расхождения и присутствует энергичная краткость. Этот текст более, так сказать, адресный, в нем больше прямых обращений к слушателям. Перед изложением проповеди отмечено, что Христос говорил, «возведя очи Свои на учеников Своих». Вот подумаем: Он всю ночь молился в уединении (Лука постоянно подчеркивает эту уединенность молитвы Богочеловека), после чего избрал учеников, - тех, кому Он вознамерился доверить провозглашение Благой Вести, - и вот, говорит им о самом важном. Очевидно, следует еще раз подчеркнуть, что не Христос произносил две разные, хотя и сходные проповеди, а два Евангелиста запомнили проповедь каждый так, как она отозвалась в его душе. И поскольку чтение Нагорной проповеди еще никому не повредило, приведем ее здесь целиком. «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их». Некоторые заповеди блаженств, как мы видим, здесь опущены (ср Мф 5: 3-12). Значит ли это, что Евангелист счел их второстепенными? - вовсе нет, он как талантливый писатель усилил действие Благовестия. И в его изложении вторая часть Нагорной проповеди также более динамична, чем в тщательном, подробном изложении Матфея: наряду с повторяющимся там оборотом «а Я говорю вам», мы слышим: «Горе вам!», обращенное к грешным: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их».

http://foma.ru/dela-subbotnie-izbranie-a...

Проповедь Христа говорит о настоящем (блаженны вы сейчас) и о Самом Христе (блаженны, когда будут гнать за Меня). Мы уже говорили, что начальная фраза проповеди должна быть понятна. Действительно, слово нищие в первой заповеди Блаженств не требовало в те времена дополнительных пояснений. Одновременно начало проповеди должно быть и достаточно необычным, чтобы привлечь внимание слушателей. И это правило также осуществляется в Нагорной проповеди, когда нищим, то есть тем, кто по сути весь в будущем, говорится: вы сейчас блаженны. Но ведь израильский ани может быть блажен, только если его единственное упование уже свершилось. Без осуществления этого своего чаяния он никакого счастья и блаженства не примет. Один из этих подлинных израильских нищих скажет потом: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян» (Рим 9:3). Тем самым нищий Израилев не может принять личного блаженства, если не пришел час утешения всего Завет Бог заключает не с Моисеем и не с Петром — с собранием, с народом. И анавим ждут часа Церкви. Характерно, что евангельские анавим, тот остаток, что узнал Мессию, молятся от лица всего народа. «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» — это Захария (Лк 1:68). В посещении Бога видит славу людей Израиля Симеон (Лк 2:32)… Утешение же и слава Израиля есть День Яхве, приход Всевышнего. Значит, обещать нищим блаженство — это ни больше ни меньше как возвестить им приход «Дня Господня». Именно это и составило главное содержание Нагорной проповеди. Не «новая мораль», а осуществление эсхатологии. Главный предмет проповеди Христа всегда — Он Сам. О чем бы Он ни говорил, Он подводит к пониманию того, что главное — в Нем Самом как в Воплотившемся Сыне Божием и Господе. Заповеди Блаженств не связаны между собою жесткой логической связью, хотя такая точка зрения распространена в поздней экзегетической литературе. Они связаны гораздо более цельно — через общий подразумеваемый центр: все они соотнесены с пророчеством Исайи и через него — с возвещением Дня Господня, который меняет, перевертывает порядок мира сего и воистину «низлагает сильных с престолов и возносит смиренных».

http://zavet.ru/a/post_1318510881.html

История повторяется, и на каждом новом этапе своего развития Церковь вновь осознает актуальность предостережений Иисуса. Когда после прихода к власти большевиков в 1917 году на Церковь обрушились гонения, очень многие номинальные христиане отошли от Церкви, а некоторые из тех, кто ранее именовался членом Церкви, стали на стезю воинствующего безбожия. Гонения стали тем судным днем, который отделил овец от козлов – реальных христиан, готовых умереть за свою веру, от тех, которые не захотели идти узким путем, сопряженным со страданиями и исповедничеством, но пошли широким путем, ведущим в погибель. Что же касается тех, кто прошел узким путем до конца, то для них мученическая смерть стала теми вратами, которые открыли им вход в Царство Небесное. Образ дома, построенного на камне, в полной мере применим к делу, которым занимался на земле Иисус Христос. Он строил здесь Свой дом – Церковь , способную вместить в себя всех Его последователей. Он строил его на твердом фундаменте Ветхого Завета, включая Моисеево законодательство и свидетельство пророков. Нагорная проповедь была одним из этапов того созидательного процесса, который продолжится в дальнейшем служении Иисуса, в Его смерти и воскресении, а затем и в служении апостолов. 4. «Он учил их, как власть имеющий» Реакция слушателей на Нагорную проповедь описана Маифеем в одной фразе: И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи ( Мф. 7:28–29 ). Аналогичным образом Марк описывал реакцию слушателей на проповедь Иисуса в капернаумской синагоге: И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники ( Мк. 1:22 ). В параллельном тексте Луки читаем: И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью ( Лк. 4:32 ). Во всех трех случаях употреблено слово «власть»: при помощи этого слова евангелисты подчеркивают отличие учения Иисуса от учений книжников. Последние ссылались на авторитет закона, толковали его и апеллировали к нему, считая себя Моисеевыми учениками ( Ин. 9:28 ). Иисус не апеллировал ни к закону, ни к Моисею, ни к какому-либо иному авторитету, кроме Своего собственного, отождествляя его с авторитетом Бога. Поэтому Его проповедь казалась беспрецедентной. Служители фарисеев и первосвященников с изумлением говорили о Нем: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин. 7:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Евангелия сохранили многие поучения Спасителя. Среди них особое место занимает Нагорная проповедь ( Мф.5–7 ). В ней излагается тот нравственный закон, по которому Христос призывает жить Своих последователей. Нагорную проповедь можно назвать автопортретом Иисуса, поскольку в ней Он сформулировал те принципы, которые воплощал в Своей собственной жизни, те качества, которыми обладал Сам. Проповедь открывается серией Блаженств, содержащих в себе квинтэссенцию духовно-нравственного учения Иисуса Христа: 1 . Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2 . Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3 . Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4 . Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5 . Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6 . Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7 . Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8 . Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9 . Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 10 . Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф.5:3–12 ). Нагорная проповедь. Фреска. Фра Анжелико. 1437–1445 гг. Этот текст, прежде всего, ниспровергает общепринятые представления о том, в чем заключается счастье. Люди полагают, что счастье зависит от материального благосостояния, от успеха в профессиональной деятельности, от благополучия в семье, от отсутствия проблем, трудностей, испытаний и скорбей. Иисус учит, что подлинное счастье (блаженство) вообще не зависит от внешних факторов: оно является внутренним достоянием человека, приобретаемым благодаря его собственным качествам. Первым в списке этих качеств стоит нищета духовная, под которой принято понимать смирение – особое внутреннее духовное состояние, происходящее от памяти о Боге и чувства Его присутствия. Смирение – отнюдь не синоним пассивности или униженности. Христианин призван к активной жизненной позиции и добрым делам, однако эти добрые дела он не должен ставить себе в заслугу, помня, что всем, чем он обладает в духовном и материальном плане, он обязан Богу. Смирение противоположно гордыне (самоуверенности и превозношению над окружающими), ставящей преграду между человеком и Богом и вносящей диссонанс во взаимоотношения человека с другими людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В этом контексте следует понимать то предостережение, которое звучит в притче о сеятеле: те, кто воспринимают в слове Иисуса только его внешнюю сторону, только красивую оболочку, но не осознают его внутренней глубины, на каком-то этапе жизни под воздействием внешних обстоятельств (скорби, гонения или искушения) могут соблазниться и отпасть. Третья категория лиц, о которых говорится в притче, это те, в ком, по версии Матфея и Марка, заботы века сего и обольщение богатства душат (συμπνγουσιν) слово, и оно остается бесплодным (καρπος). По версии Луки, эти люди слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются (συμπνγονται) и не приносят плода. Эти слова следует понимать в общем контексте учения Иисуса о заботах, богатстве и житейских наслаждениях. Тема богатства постоянно возникает в проповеди Иисуса, и термин «богатство» в Его устах всегда имеет отрицательный смысл. После встречи с богатым юношей Иисус восклицает: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики приходят в ужас от этих слов, но Он повторяет: Дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ( Мк. 10:23–24 ). В Нагорной проповеди Иисус говорит: Не можете служить Богу и маммоне ( Мф. 6:24 ). А в Проповеди на равнине обращается к богатым с грозным увещанием: Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение ( Лк. 6:24 ). Теме богатства и бедности посвящена притча о богаче и Лазаре, в которой богатый после смерти оказывается в аду ( Лк. 16:23 ). Характерно, что, по версии Матфея и Марка, Иисус в притче о сеятеле говорит об обольщении богатства. Слово πτη в классическом греческом языке указывает на обман, ложь, разочарование, несбывшиеся надежды. Обманчивость земного стяжания подчеркивается притчей о богаче, набравшем такой урожай, что ему некуда было складывать его, и говорившем самому себе: Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Этого человека Иисус называет безумным ( Лк. 12:15–20 ). Термин «заботы» также имеет отрицательный смысл в устах Иисуса. Целый раздел Нагорной проповеди посвящен призывам не заботиться об одежде, пище и питье, не заботиться о завтрашнем дне. В пример приводятся птицы небесные и лилии полевые, о которых заботится Сам Бог . Земным заботам противопоставляется Царство Божие и правда его: это Царство последователи Иисуса призываются искать прежде всего, а то, что им необходимо в земной жизни, приложится само собой ( Мф. 6:25–34 ). В притче о сеятеле символом мирских забот является терние (κνθαι) – колючее растение, всходящее и заглушающее пшеничный колос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Введение С первых шагов Своего общественного служения путь Иисуса Христа лежал к людям, которым Он возвещал Евангелие, т.е. благую весть Божию. Евангелист Марк приводит это краткое Евангелие: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1:15 ). Это заявление для современников Иисуса Христа звучало, как осуществление пророчества Исаии: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» … Господь возвращается в Сион, Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим» ( Ис. 52:7–9 ). С тех пор как пророк провозгласил эти слова, в иудейском народе не угасало страстное желание, чтобы когда-нибудь это произошло: «Бог – Царь! Его Царство стало действительностью!». Тогда исчезло бы всё, что мешало верующим исповедать Бога их единственным Господом. И вот, на фоне этой надежды Иисус Христос возвещает: «Царство уже здесь!». Весть о пришедшем эсхатологическом Царстве Божием была ошеломляющей. Проповедь Иоанна Предтечи возвещала Израилю беспощадный Суд ( Лк. 3:7–9 ). Народ в той проповеди был назван неверным, прелюбодейным, грешным. Иисус Христос не отказывается от этого суждения ( Мк 9:19; 8:38 ). И, тем не менее, Он возвещает народу не Суд, но спасительное Царство Божие. Условием вхождения в это Царство является покаяние и вера в Евангелие Царства. В дальнейшем покаяние обретает более конкретные черты следования за Иисусом Христом. Если для Евангелиста Марка Евангелие – благая весть о наступившем Царстве, – и этой вести надо верить, то у Евангелиста Матфея несколько иное понимание Евангелия. Евангелие – проповедь Иисуса (прежде всего, Его этическое учение, выраженное в Нагорной проповеди), готовящая людей к вхождению в Царство. Это проповедь о совершенной праведности ( Мф. 5:20 ). Чтобы быть способными к такой праведности и войти в Царство через обновление жизни и крещение, тоже требуется покаяние. Поэтому призыв «Покайтесь» является как бы воротами, открывающими Евангелие Нагорной проповеди, воротами в Царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии...» Продолжая излагать понятия Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» ( Матф.7:24–27 ). Как нужно понимать эти слова? В 24-м стихе словом «итак» Спаситель указывает на то, что делает вывод из прежде сказанных слов, касающихся лжепророков. В 24-м стихе Спаситель противопоставляет лжепророков, которые творят беззакония (на словах прикрываясь именем Господа, на деле ведут греховную жизнь), тем людям, которые не только слушают слова Иисуса Христа, но и исполняют их. Люди, не исполняющие слова Иисуса Христа, названы Им людьми безрассудными. А люди, слушающие и исполняющие слова Спасителя, уподоблены мужу благоразумному, который построил свой дом на камне. Образ мужа благоразумного, построившего свой дом на камне, является иносказательным. Спаситель в Нагорной проповеди очень часто использовал аллегорические образы для того, чтобы ясней и наглядней высказать Свои мысли слушателям. Большинство людей, присутствующих на Нагорной проповеди, почти всю свою жизнь прожили в окрестностях Галилейского озера (Генисаретского моря). Находясь на склоне горы и слушая Нагорную проповедь, они созерцали у подножья горы Курн-Хатин (на которой была произнесена Нагорная проповедь) прекрасную картину, представляющую собой раскинувшиеся внизу поля и зеленые равнины, по которым мчались быстрые потоки горных речек. Летом эти речки мелели или пересыхали. От иных оставались лишь высохшее песчаное русло. Но зато зимой, когда начинался период дождей и непогоды, эти русла наполнялись водой и превращались в бурные речные потоки, сметающие всё на своем пути. И порой даже крестьянские дома, неосмотрительно построенные легкомысленными людьми в низине, на плодородной зеленой равнине, на которой, как казалось им, не угрожала опасность, разрушались бурей и уносились разбушевавшимися потоками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010