Это Коту Леопольду можно указать на воинственные примеры из житий. Кот Леопольд не будет знать, что ответить. Это Коту Леопольду можно выдвинуть неотразимый аргумент от Гитлера — уж против Гитлера у него точно не будет приема. Но это говорит не Кот Леопольд. Это говорит Господь. Я сам не очень представляю, что делать с этими словами Господа, но я знаю, чего точно делать не стоит — не стоит делать вид, что Он их не говорил или что они не значат того, что они значат. Да, стоит привести эти слова где-нибудь в сетях, как тут же люди объяснят, что вот есть примеры в житиях, что святые воины кого-нибудь там угробили. Ты что, понимаешь Евангелие лучше святых? Святые у тебя не соответствуют Нагорной Проповеди? Боюсь, что этот довод не работает. Не мое дело оценивать, насколько святые соответствовали Нагорной Проповеди. Но вот я сейчас оказываюсь перед этой библейской страницей, и читаю эти слова: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:43,44) И что прикажете мне делать со всем этим «Я говорю вам»? «Дедушка, мы тебя все очень любим и уважаем, но иногда ты заговариваешься?» Но Он-то не дедушка. Он — Господь. Это надо понимать как-то по-другому? Я боюсь, что не получится. Это не глубины богословия, в которых легко запутаться. Это предельно ясное указание. Кого я перехитрю, если я буду делать вид, что я его не понял? Слово Божие воспрещает убийство, гнев, ненависть — «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан.3:15) Господь и Судия мироздания требует, чтобы я любил врагов — вот этих гадов, про которых вопиют все телевизоры от Тернополя до Владивостока и почти все аккаунты в сетях на обоих родственных языках. Он требует этого от меня.  И в день суда потребует от меня отчета в том, как я исполнил Его заповедь.

http://pravmir.ru/on-deystvitelno-eto-sk...

Все Его дела, единые в Духе — непрестанное явление неизреченной и необъятной милости. Спасение и милость во Христе неразрывны. Поэтому в словах Символа веры: “Верую в… Господа Иисуса Христа… нашего ради спасения сшедшаго с небес” важно увидеть и: “нашего ради помилования”. Когда Господь призывал веровать в Евангелие (Мк 1:15) и заповедал ученикам проповедовать его всей твари (Мк 16:15), Он говорил именно об этом непостижимом, безмерном снисхождении — даре помилования — милости-спасения. Попробуем же приблизиться к одной из заповедей Нагорной проповеди, исходя из главной цели Благой Вести — родить нас для встречи с этой Милостью. Ведь Сам Господь ещё через пророков свидетельствовал: милости хочу (Ос 6:6). Это не привычное для нас узкое и изменчивое человеческое свидетельство, а реальность, которой может быть пронизано действительно всё: прошлое, будущее, настоящее, сам человек и весь окружающий мир. Заповедь новую даю вам (Ин 13:34) Прежде всего уточним: в устах Христовых “дать заповедь” значит ни много ни мало вручить Свою жизнь грешникам, потому что Его заповеди — это закон Его жизни; можно сказать, что они родились вместе с Ним. Именно поэтому Он их безусловно исполнил. Но ведь вспомним: все они говорят о предельной самоотдаче. Обратимся к Нагорной проповеди, к той её части, которая говорит о бревне и сучке: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф 7:1–6). В ряду многочисленных Христовых заповедей — разнообразного проявления любви-милости, — открываются признаки новой жизни для грешников. Они выявляются во встречах с воплотившимся Сыном Божиим и с ближним, а значит, и с его грехом. Вторая встреча по существу является условием и одновременно последствием первой встречи (а без неё не бывает общей жизни) каждого человека с Царством Небесным — с Христом 2 .

http://pravmir.ru/ob-odnoy-zapovedi-hris...

Начинается Нагорная Проповедь девятью Заповедями Блаженства. Эти заповеди дополняют ветхозаветные Десять Заповедей, данные Моисею на горе Синай. Ветхозаветные заповеди говорят о том, чего нельзя делать, в них дышит дух строгости. Новозаветные, напротив, говорят о том, что надо делать и в них дышит любовь . Древние Десять Заповедей были написаны на каменных плитах (скрижалях) и усваивались внешним изучением. Новозаветные же пишутся Духом Святым на самих скрижалях верующих сердец. Вот текст этих бессмертных заповедей. «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф. 5:1–12 ). Замечательно в этих новозаветных заповедях то, что каждая из них начинается словом «блаженны». В то время, как ветхозаветные заповеди действуют путем запрета и угрозой наказания, новозаветные поощряют к добру, влекут ввысь к нескончаемой радости у Бога. Со времени грехопадения наших прародителей люди утратили подлинное счастье и даже правильное о нем представление. Само слово «счастье» стало звучать, как несбыточная мечта, недосягаемый идеал. Но Господь Иисус Христос предлагает людям счастье, как конкретную, достижимую реальность . И здесь обещание относится не только к будущей райской жизни, но оно начинает осуществляться уже и сейчас, по мере того, как человек освобождается от гнета греха, обретает мир совести и удостаивается благодати Духа Святого. Именно Дух Святой дает человеку такую неизреченную радость, что с нею не могут сравниться никакие житейские удовольствия. Читая жития святых, мы видим, что истинные христиане, ради сохранения и усиления в себе благодати Божией, готовы были идти на любые жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Фразу всё (πντα), что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте нужно рассматривать без отрыва от ее продолжения: по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают. Акцент здесь ставится не на том, что учение книжников и фарисеев хорошо само по себе, а на противоречии между их словами и делами. Можно отнести первую часть фразы к закону Моисееву, о котором Иисус в Нагорной проповеди говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё (πντα) ( Мф.5:17–18 ). В обоих случаях Иисус употребляет слово πντα («всё»), однако ни в том, ни в другом случае оно не употреблено в буквальном или абсолютном смысле. Сделав в Нагорной проповеди заявление о важности и непреложности предписаний Моисеева законодательства, Иисус сразу же в серии антитез не только дает Свою интерпретацию этих предписаний, но и – в некоторых случаях – противопоставляет Свое учение закону Моисееву: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому... Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших... ( Мф.5:38–39, 43–44 ). То же самое мы наблюдаем и здесь: сделав сначала повеление соблюдать то, чему учат фарисеи, Иисус далее критикует не только дела фарисеев, но и их учение. Такова особенность Его речи, отличающейся яркостью, образностью, полемической заостренностью, но одновременно не лишенной и внутреннего антиномизма, не вписывающегося в строгие рамки построенного на принципах логики философского дискурса. Выражение Моисеево седалище, по предположениям некоторых ученых, может указывать на каменное сиденье, которое ставилось в синагоге для учителей и раввинов: сидя на нем, они произносили свои поучения. Такие сиденья с высеченными на них надписями на иврите, содержащими цитаты из Ветхого Завета, сохранились в обнаруженных при раскопках древних синагогах Хоразина, Делоса, Дура-Европоса и Тиберии. 89 Более вероятно, однако, что Иисус употребляет это выражение метафорически, обвиняя книжников и фарисеев в том, что они узурпировали право толковать закон Моисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 25-м стихе применена иносказательная речь, при помощи которой говорится о том, что если человек построил свой дом на скале из практического исполнения слова Божьего, то такому дому, то есть жизни такого человека не страшны никакие невзгоды. Так как защищать такого человека и помогать ему будет Сам Господь Бог. «Бог помощник мой» ( Пс.53:6 ). «Бог – заступник мой» ( Пс.58:10 ). Слова Иисуса Христа о постройке дома жизни на скале Его учения перекликаются с тем, что скрижали завета с десятью заповедями Божьими, данные Моисею, тоже были каменными. В 26-м стихе дается разъяснение истины, представленной в 24-м стихе с противоположного угла зрения, при замене положительных утверждений на отрицательные. То есть если в 24-м стихе говорится о муже благоразумном, который слушает и исполняет слова Господа, Иисуса Христа, этими действиями строя дом свой на прочной скале вероучения. То в 26-м стихе говорится о противоположности этого человека, о человеке безрассудном, который слушает, но не исполняет слов Иисуса Христа, тем самым строя дом своей жизни на песке безрассудства. В 27-м стихе описан противоположный вариант ситуации, представленной в 25-м стихе. То есть сказано о том, что дом жизни человека безрассудного, построенный без поддержки Божьей, не на скале вероучения, воплощенного в жизнь, а на песке безверия и неисполнения слова Божьего, упал, потому что не выдержал жизненных невзгод. Так как он не имел поддержки Божьей, и падение это было великим (то есть большим). Притчей о муже благоразумном и человеке безрассудном и заканчивается Нагорная проповедь. То есть она завершается призывом не уподобляться безрассудному человеку, а проявлять благоразумие и строить дом своей жизни не тем, что только слушать, но и исполнять заповеди Божьи, изложенные в Нагорной проповеди, и соблюдать закон Божий в жизни, воплощая его в своих делах. «И когда Иисус окончил слова сии...» В завершение Нагорной проповеди имеются такие строки: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Матф.7:28–29 ). Как нужно понимать эти слова?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

В этом раннехристианском тексте содержится целый список условий, при которых молитва христианина будет услышана: он должен просить без сомнения, очищать сердце от мирской суеты и исполнять заповеди Божии. Однако, продолжает автор книги, даже и в этом случае прошения могут оказаться неисполненными. Если Бог не выполняет их сразу, Он может исполнить их впоследствии: ...Если иногда, прося о чем-либо Господа, долго не получаешь, не колеблись оттого, что сразу не выполняются прошения души твоей. Ибо, может быть, для испытания или за грех твой, которого не знаешь, позднее получишь то, что просишь. Но ты не переставай высказывать желание души своей, и будешь вознагражден. Если же придешь в уныние и перестанешь просить, то жалуйся на себя, а не на Бога, что Он не дает тебе 443 . Таким образом, и здесь, как и в цитированных текстах из Евангелий от Матфея и Луки, содержится призыв к настойчивой молитве. Однако ни в одном изречении Иисуса, приведенном в Евангелиях, не говорится о том, что молитва христианина может остаться неисполненной. В Нагорной проповеди обетование сформулировано с предельной простотой: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ( Мф. 7:7 ). Это тот универсальный принцип, который должен действовать безотказно в том случае, если вся Нагорная проповедь становится жизненным кредо человека. Если же человек делает для себя те или иные изъятия из нравственного учения, предложенного Иисусом, тогда перестает в полной мере действовать и данное Им обещание. Разъяснение условий, при соблюдении которых молитва бывает услышана, продолжилось и в последующих поколениях христиан. Подробное толкование на слова из Нагорной проповеди мы находим у Иоанна Златоуста : ...Не просто повелел просить, но с великим усердием и усилием, что и выражается словом «ищите». А сказав «стучите», показывает, что должны приступать к Богу с силой и теплой мыслью. Если же не сразу получаешь, то и в таком случае не отчаивайся. Христос ведь для того и сказал «стучите», чтобы показать, что, если и не скоро Он откроет двери, все равно нужно ждать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во второй части передачи митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на  сайт программы «Церковь и мир» . Вопрос: В Евангелии от Матфея есть такое место: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34). Означает ли это, что мы не должны беспокоиться о будущем и жить днем сегодняшним? И если нет, то как правильно истолковать это место? Митрополит Иларион: Процитированные слова принадлежат Иисусу Христу, и они являются частью Нагорной проповеди. В Нагорной проповеди Иисус говорит о том, что должно быть жизненным приоритетом для человека. Он говорит, что в первую очередь приоритетом должны быть духовные, а не материальные ценности. Христос не призывает к лени или к бездеятельности, или беспечности. Он не говорит о том, что люди не должны заботиться о своих детях, об их дневном пропитании, об их будущем. Но Он говорит о том, что люди, прежде всего, в своей жизни призваны уповать на Бога, и что многое можно сделать своими силами, но в конечном итоге благополучие человека зависит от Господа и от того, как он собственную жизнь выстроит по отношению к Нему. Вопрос: По какой причине четыре Евангелия, а не больше? Почему, например, Церковь не приняла так называемое евангелие от Иуды? Митрополит Иларион: Четыре Евангелия драгоценны для нас потому, что они являются либо свидетельствами очевидцев, либо основаны на свидетельствах очевидцев. И именно из этих четырех Евангелий мы получаем достоверную информацию о том, как жил и чему учил Иисус Христос. Помимо четырех Евангелий существовали различные так называемые «апокрифические Евангелия», которые во многих случаях входят в противоречие с тем, что говорится в четырех канонических Евангелиях. И когда Церковь отбирала Евангелия, и когда она отделяла свидетельства от лжесвидетельств, то целый ряд апокрифических памятников был признан лжесвидетельствами. При этом не все апокрифические Евангелия были Церковью полностью отвергнуты. Некоторые из них фактически стали частью церковного Предания. Например, так называемое Евангелие Никодима, которое вошло в богослужение христианской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5146928.ht...

Во многих случаях Иисус обращает острие Своего учения на внутренний мир собеседника, заставляя его вглядеться в собственные глубины, выявить собственное несовершенство, задуматься о своих недостатках. Как мы говорили в книге о Нагорной проповеди 284 , от внешних предписаний, призванных оградить общество от правонарушений и преступлений, Иисус обращается к тому, что происходит внутри человека, к его сердцу. Именно там сокрыт источник преступлений и грехов. По словам Иисуса, из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Прелюбодеяние (μοιχεα) – тот самый грех , в котором была обвинена женщина, входит в этот список грехов, исходящих «из сердца». Смысловой акцент рассматриваемого эпизода лежит не на прелюбодеянии, а на том, о чем Иисус неоднократно говорил Своим слушателям: человек не должен осуждать другого, будучи сам грешен. В Нагорной проповеди эта мысль выражена с предельной четкостью: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф.7:1–5 ). Евангелист дважды упоминает о том, что Иисус «писал на земле». Что именно Он писал? В нескольких рукописях второе упоминание звучит так: «И опять, наклонившись низко, писал на земле грехи каждого из них (νς κστου ατν τς μαρτας)» 285 . Возможно, эта добавка отражает древнее предание, сопутствовавшее рассказу в устной традиции. По мнению Амвросия Медиоланского , Иисус мог писать на земле слова из Книги пророка Иеремии: «О, земля, земля!.. Запиши сих мужей оставленными…» ( Иер.22:29–30 ) 286 . Высказывают и иные предположения относительно того, что Иисус мог писать на песке 287 . Вполне вероятно, впрочем, что Иисус не писал ничего конкретного, а просто чертил линии на земле, размышляя о том, что происходило вокруг Него, или давая возможность фарисеям успокоиться, прежде чем Он заговорит с ними. Блаженный Августин толкует эту деталь аллегорически: закон Моисеев был написан перстом Божиим на каменных скрижалях для тех, у кого сердце было ожесточено; Господь пишет перстом на земле, потому что ожидает плодов 288 . Слова первый брось на нее камень ( Ин.8:7 ) могут быть скрытой аллюзией на роль свидетелей, как она описана в законе Моисеевом: при приведении в исполнение смертного приговора через побиение камнями они должны первыми бросить камни, и лишь вслед за свидетелями это может сделать народ ( Втор. 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Текст молитвы и его происхождение Молитва «Отче наш» вошла в церковный обиход в той редакции, в которой она известна по наиболее древним и авторитетным рукописям Евангелия от Матфея (за исключением завершающего ее славословия): Отче наш , Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Отче наш , сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. В Евангелии от Матфея молитва «Отче наш» входит в состав Нагорной проповеди. У Евангелиста Луки – своя версия происхождения этой молитвы. Он повествует о том, как однажды, когда Иисус окончил молиться, один из учеников попросил Его: «Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». В ответ Иисус диктует текст молитвы «Отче наш» ( Лк.11:1–2 ). При этом в наиболее древних рукописях Луки молитва приводится в несколько сокращенном варианте. Христос с учениками (отослание апостолов на проповедь). Фреска Токалы-килисе в Гереме, Каппадокия. Сер. X в. Если следовать двум версиям происхождения молитвы, которые содержатся в Евангелиях от Матфея и Луки, то их гармонизация приводит к следующему выводу: Иисус продиктовал молитву «Отче наш» Своим ученикам дважды – один раз в составе Нагорной проповеди, а другой раз в ответ на их просьбу научить их молитве. Нет ничего невероятного в том, что дело происходило именно так. Более того, Иисус мог повторять эту молитву и в других ситуациях, и ученики вполне могли начать использовать ее в собственной молитвенной практике еще при Его жизни. Было бы даже странно, если бы ученики, услышав молитву из уст Иисуса не менее чем дважды, в том числе один раз в ответ на свою прямую просьбу, потом тотчас бы ее забыли и не использовали. Сам Иисус мог произносить эту молитву вместе с учениками, и ее сохранение в молитвенном обиходе ранней Церкви было прямым продолжением той практики, которая сложилась в общине Его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся». О каком плаче идёт речь? Мы иногда говорим о ком-то: «У него глаза на мокром месте». Но здесь имеются в виду не меланхолики и не жертвы социальных притеснений, а те, кто жаждет духовного утешения. «Утешать» — одно из самых важных слов пророчества Исайи: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Ис 40:1). «Истаевает душа моя о спасении Твоём… Когда Ты утешишь меня?» (Пс 118:81-82). Симеон Богоприимец, «муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева» (Лк 2:25), говорит о Младенце, пришедшем в мир, чтобы дать жаждущим и ожидающим утешение. Блаженны те, кто всем сердцем ждут того момента, часа, когда Господь войдёт в их жизнь, ибо им действительно будет даровано и уже даруется это утешение Вспомним также 125-й псалом, где говорится о том, как плач сменяется радостью: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои». В Евангелии от Иоанна Иисус говорит ученикам в прощальной беседе: «…вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин 16:20). Плач апостолов, печаль Страстей сменятся радостью Воскресения Христова. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Мы знаем, что глагол «алкать» — «хотеть пить», «жаждать», «хотеть есть» — в русском языке требует при себе родительного падежа существительного (например, «хотеть воды»), а в Нагорной проповеди существительное стоит в винительном падеже. Значит, речь идёт не о какой-то частичной справедливости в отношении кого-то. Блажен тот, кто жаждет всей справедливости, какая ни есть на белом свете, — для всех и каждого, в полном объеме. А мы знаем, что такая воплощённая справедливость — Сам Христос. Блаженны алчущие и жаждущие Христа — того момента, когда Христос войдёт в их жизнь. Ибо Христос даст им Самого Себя под видом Святых Тайн, и они насытятся. Можно, таким образом, говорить о евхаристическом подтексте этого стиха Нагорной проповеди. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». «Суд без милости не оказавшему милости», — воскликнет потом апостол Иаков (Иак 2:13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010