Я, конечно, не смогу в одной лекции изложить все нравственное учение христианства, но приведу вам некоторые примеры, которые покажут, что христианская нравственность, во-первых, имеет с точки зрения верующего во Христа абсолютный характер, а во-вторых, не всегда совпадает с тем, что считается нравственностью по обычным человеческим понятиям. Я обращусь к тексту, который является своего рода квинтэссенцией нравственного учения Христа, − это Нагорная проповедь, которая содержится в 5−7 главах Евангелия от Матфея. Проповедь эта начинается с того, что Иисус Христос восходит на гору, к Нему приступают ученики, и Он начинает учить их, говоря: «Блаженны (то есть счастливы – прим.) нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, − радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах» (Мф. 5. 3−12). С этих заповедей начинается Нагорная проповедь, причем очевидно, что подобные изречения Иисус Христос произносил не один раз − даже в Евангелиях имеются две версии тех же самых блаженств. В Евангелии от Луки говорится о том, что Христос произносил аналогичные слова, стоя на ровном месте, а не взойдя на гору, говоря к народу, а не к ученикам, и обращаясь к ним во втором лице, а не в третьем: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6. 20). То есть Христос, по-видимому, много раз повторял эти слова, они запомнились ученикам, и потом евангелисты их зафиксировали. Но сам этот набор блаженств − дефиниций, говорящих о том, кто является счастливым человеком, говорит о том, что христианский стандарт очень сильно отличается от стандартов обычного человека. Ведь обычный человек считает, что счастливы не те, кого злословят, но те, кого хвалят; не те, чьи речи воспринимают неадекватно, а те, чье слово находит отклик в сердцах людей; не те, которые плачут, но те, которые радуются. И уже в этой начальной преамбуле к тому, что говорится дальше, Христос показывает, что закладывает в сердца людей совершенно другой нравственный стандарт, чем тот, который воспринимается ими в качестве естественного.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-pre...

Поэтому, с одной стороны, Иисус подчеркивает важность закона (ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все...) и говорит о Себе не как о разрушителе, но как об исполнителе закона (Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить). Но, с другой стороны, отталкиваясь о того, что «сказано древним», Он сознательно и последовательно переосмысляет Моисеево законодательство. В чем здесь главные различия? Если заповеди, данные Богом через Моисея, были обращены к израильскому народу в целом, то заповеди Иисуса обращены к конкретному слушателю. Если закон Моисеев ставит определенную нравственную планку, то Иисус эту планку поднимает значительно выше. Если в законе Моисеевом Бог говорит почти исключительно о внешних аспектах поведения, то Иисус больше внимания уделяет внутреннему состоянию человека. Заповеди Блаженства не отменяют десять заповедей, а прочий материал Нагорной проповеди не отменяет других установлений закона Моисеева. Однако в Нагорной проповеди взаимоотношения между Богом и человеком выводятся на новый духовно-нравственный уровень, благодаря чему заново выстраивается и вся система взаимоотношений между людьми. 3. «Взошел на гору» Изложение Нагорной проповеди предваряется словами евангелиста: Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря... ( Мф. 5:1–2 ). Горы всегда имели особое значение для человека. Даже в наши дни пребывание в горах ассоциируется в сознании многих людей не только с чистым воздухом и прекрасными пейзажами, но и с освобождением от суеты, возможностью побыть наедине с собой, с природой и с Богом. В сознании ветхого Израиля горы однозначно ассоциировались с присутствием Божиим. Псалмопевец говорит: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю ( Пс. 120:1–2 ). Если для того, чтобы получить помощь от Бога, достаточно возвести очи к горам, то для того, чтобы встретиться с Богом, необходимо подняться на гору. Нередко Бог назначает человеку свидание не где-нибудь, а именно на горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Образ дерева, которое срубают и бросают в огонь, является буквальным заимствованием из проповеди Иоанна Крестителя, говорившего тем, кто приходил к нему: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:10 ; Лк. 3:9 ). Иисус начал Свою проповедь с дословного повторения слов, которые были лейтмотивом проповеди Предтечи: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 3:2; 4:17 ). Нагорная проповедь в том виде, в котором она зафиксирована Матфеем, является первым публичным выступлением Иисуса. Несмотря на ее в целом абсолютно самобытный характер, в ее завершающем разделе мы вновь слышим голос Предтечи. Правда, у Предтечи изречение о ветвях, срубаемых и бросаемых в огонь, имело иной подтекст: оно указывало на людей, не приносящих плод покаяния. Иисус же использует похожий образ для указания на лжепророков. Параллель к рассматриваемому тексту мы находим в Евангелии от Луки, где он предстает перед нами в более сжатой и обобщенной форме: Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника... Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? ( Лк. 6:43–44, 46 ). Здесь нет никаких ссылок ни на лжепророков, ни на Страшный суд. На основании этого сторонники гипотезы, согласно которой Матфей и Лука работали с единым общим первоисточником (гипотеза Q), утверждают, что текст Луки, как более краткий, является более аутентичным, а Матфей дополнил и развил этот текст в интересах своей общины 457 . Как и в других случаях, мы не видим оснований для такой трактовки труда Матфея и считаем, что Иисус вполне мог в разных аудиториях говорить сходные вещи – где-то длиннее, где-то короче, при этом по-разному расставляя акценты. Образ доброго и худого дерева даже в Евангелии от Матфея встречается в речи Иисуса дважды. Отвечая на упрек иудеев в том, что Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского, Иисус говорит: Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста ( Мф. 12:24, 33–34 ). Здесь образ дерева употреблен в совершенно ином контексте, чем в Нагорной проповеди: под добрым деревом, приносящим добрые плоды, здесь понимается деятельность Иисуса, которая противопоставляется худым плодам деятельности фарисеев. Напомним, что выражение порождения ехиднины первым употребил в отношении фарисеев Иоанн Предтеча: мы вновь видим, как прочно его фразеология вошла в речь Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Парадоксально, но факт: при наименьшем, по сравнению с другими Евангелиями, объеме (16 глав; Мф. — 28; Лк. — 24; Ин. — 21) Мк. наиболее содержательно в смысле фактов. Слов Иисуса — минимум, хотя и притчи, и поучения все же встречаются. В этом отношении показательно, с чего начинается основная часть евангельского повествования (после пролога, имеющегося в каждом Евангелии). Если в размеренно-поучительном Мф. первое общественное выступление Иисуса — Нагорная проповедь, то в Мк. это рассказ о чуде изгнания нечистого духа из одержимого (Мк. 1, 21-27). Чудо сразу вызывает вопрос: Что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? (1, 27) Примечательна и такая деталь. Рассказ о чуде предваряют два предложения: 21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. 22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. (1, 21-22). В Мф. между «и учил» (5, 2) и «народ дивился учению Его, 29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (7, 28-29) располагается Нагорная проповедь, занимающая три главы, и имеющая в Мф. также начальное, «программное» значение. Иначе говоря, учение Иисуса Марк излагает не в виде слов, а в виде дел Иисуса. Это тем более явно и удивительно, что приведенный выше (ст. 27) вопрос-изумление о «новом учении» есть реакция на чудо изгнания беса, а не на проповедь (т. е. собственно учение), как в Мф. Показателен и такой штрих. Все синоптики говорят об искушении Иисуса в пустыне (Марк — кратко, Матфей и Лука — подробно). Но при этом интересно обратить внимание на то, как евангелисты говорят о самом факте появления Христа в пустыне. Если в Мф. 4, 1 мы читаем a)nh/xqh, что букв. значит «был возведен» (=СП), в Лк. 4, 2 — h)/geto, «был водим» (СП: «поведен был»), то в Мк. 1, 12 — Kai eu)quj to pneu=ma au)ton e)kba/llei ei)j thn e)/rhmon.=«И тотчас Дух Его выбрасывает (выталкивает) в пустыню». СП нивелирует столь напряженную динамичность: «Дух ведет Его»; ЕК: «Дух уводит Его»; перевод Аверинцева: «Дух гонит Его». «Печать» личности ап. Петра

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Есть еще одно место в Новом Завет где говорится о том же самом. (Иакова 5:20) «Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». См. также: - Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. 1974 г., Свято-Троицкий монастырь, Джорданвиль, мягк. обл., 334 стр., по ст. орф. Пожалуй лучший учебник на уровне семинарии. Текст слегка отредактированный. - Епископ Александр (Милеант). Нагорная Проповедь. Основа христианского учения 17 сентября 2010, 07:58 По учебнику Протоиерея Аполлония Темномерова, Священная История Новаго Завета, Петроград, 1915 г. Основа христианского учения находится в жизни, чудесах, притчах и учении Господа Иисуса Христа. Все молитвы, богослужения в течение целого года, праздники, история Церкви, нравоучение, учение о жизни, все, все в христианстве исходит оттуда. Содержание: 1. Введение 1 – Десять Заповедей Ветхого Завета. (Исход 20:2-17; Второзаконие 5:6-21). Десять Заповедей были даны еще в Ветхом Завете (1615 лет до Рождества Христова), пророку Моисею на горе Синай, на пятидесятый день Исхода евреев из Египта. Вся проповедь Иисуса Христа основывается на Ветхом Завете и углубляет его. Когда древние евреи Его обвинили что Он учит что-то другое, то Он им ответил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мат. 5:17). Таким образом евреи разделились и одна группа пошла за Иисусом Христом, а другая нет. 10 заповедей из Ветхого Завета и Заповеди Блаженства из Нового Завета (Евангелия), в течение почти 2000 лет, являются основой всех цивилизованных обществ. Наши гражданские законы основываются на этих заповедях. Соблюдение заповедей создает благополучие в нашей жизни на земле, а также и вечное спасение. (Последнее время наблюдается постепенное отступление от них). Внизу они даются в сокращенном виде. 1. Я Господь Бог твой, (Исход) да не будет у тебя других богов, (20:2,3) 2. Не делай себе идолов и не служи им, (20:4) 3. Не говори имя Господа Бога если не нужно, (20:7) 4. Шесть дней работай, а седьмой день отдавай Господу Богу, (20:8) 5. Почитай отца и мать твоих, (20:12) 6. Не убивай (20:13) 7. Не прелюбодействуй, (20:14) 8. Не кради (20:15) 9. Не говори неправду про других, (20:16) 10. Не желай ничего чужого; не завидуй. (20:17)

http://zavet.ru/a/page_all_81.html

Сущность всей Нагорной проповеди В Нагорной проповеди Христос объяснил ученикам Своим и другим слушателям цель кратковременной земной жизни человека, указал и средства к достижению этой цели, а в конце проповеди опять напомнил им, что только указанные Им средства, то есть исполнение Его заповедей, добрые дела, могут привести к желанной цели. Апостолы, первые толкователи слов Иисуса Христа, так и понимали изречение Его – не всякий, говорящий Мне ... Они учили, что вера тогда только и сильна, тогда только и спасает, когда доказана на деле. Апостол Иаков в соборном послании своем говорит: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?., вера без дел мертва ( Иак. 2, 14–26 ). Апостол Павел писал Коринфянам: Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто ( I Kop. 13, 2 ). Апостол Иоанн в первом соборном послании своем сказал: Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины ( 1Ин. 2, 4 ). Основываясь на приведенных заключительных словах Иисуса Христа и на толковании их Апостолами, Православная Церковь признает, что мы, грешные люди, не можем оправдаться перед Богом одной только верой, – что для оправдания себя, для невменения нам в вину наших грехов, мы должны представить свои добрые дела, которые на весах божественного правосудия могли бы перетянуть тяжесть наших грехов, – что вера без дел не спасет нас и не откроет нам врата Царства Небесного. Католическая Церковь тоже признает невозможным оправдаться одной верой. Но протестанты, отделившиеся от Католической Церкви, считают, что только вера может оправдать человека, а не дела его. Такое положение своего вероучения они основывают на других изречениях Иисуса, из которых главнейшие: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя, и по вере вашей да будет вам ( Мф. 9, 22, 29 ). Хотя этими изречениями Христос весьма ясно, вполне удобопонятно объяснил и женщине, страдавшей кровотечением, и двум слепым, что исцеление, а не оправдание, мог получить только человек, веровавший в Его всемогущество, то есть способный воспринять Его чудотворную силу, однако протестанты, ложно толкуя Его учение, находят добрые дела и вообще исполнение заповедей Его совершенно излишними для оправдания своих грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Беседа 12. евангелие от Матфея, глава 6, 1–4. «Нагорная проповедь. Милосердие» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея в общем цикле бесед по Четвероевангелию. И сегодня мы будем читать 6-ю главу Евангелия от Матфея с 1-го по 4-й стих. Тема всей сегодняшней беседы: «Христианское понимание милосердия». Прочитаем весь тот отрывок, который мы сегодня будем изучать: Мф.6:1–4 . «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Само слово «смотрите» , которое мы встречаем в 1-м стихе данной главы, скорее означает внимание, внимание: то есть, всякий раз, когда Господь использовал его, это слово смотрите, Он требовал повышенного внимания к тому, что Он говорил. Здесь Господь Свою речь о милосердии именно и предваряет данным словом, что понуждает нас более внимательно отнестись к Его словам, этому Его наставлению. «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» . Этими словами Господь окончательно лишает всякого смысла любую нашу милостыню, которую мы творим на показ. Но само греческое слово, которое переведено у нас как милостыни, по мнению составителей «Православной Толковой Библии Лопухина », правильнее перевести как праведность вашу. В этом смысле Господь наш Иисус Христос осуждает любое внешнее, сугубо показное проявление «праведности», о чем Он и будет говорить ниже, рассуждая о показном милосердии (благотворительности), показном посте и показной молитве. Дословный перевод 1-го стиха 6-й главы Евангелия от Матфея будет следующий: «Удерживайтесь же праведность вашу не творить перед людьми чтобы сделаться видимыми им; если же нет, плату не имеете у Отца вашего Которого в небесах». Как мы видим, здесь речь идет о людях, которые считают себя праведными и выставляют свою имитацию праведности на показ; Христос предупреждает нас ни в коем случае так не поступать. Поэтому здесь слово смотрите иногда понимается и переводится как удерживайтесь. Нам действительно необходимо сдерживать, удерживать подобные настроения в своей собственной душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Нагорная проповедь: «Ибо если вы не будете прощать людям...» Продолжая излагать Свои истины в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Матф.6:14–15 ). Как нужно понимать эти слова? Согласно учению Иисуса Христа, Бог дал человеку все условия, чтобы человек смог исполнять Закон Божий. Однако грешный человек часто нарушает заповеди Божьи из-за своего нежелания их выполнять. Грехи в своей жизни допускает любой человек. Таким образом, каждый человек в чем-либо грешен. «Нет праведного ни одного» ( Рим.3:10 ). Но грех, который человек совершил неосознанно, нечаянно, не желая его, можно искупить и замолить. И прегрешения человека могут быть прощены Богом. Для этого человек должен искренне покаяться в содеянном и никогда не совершать такого и подобного поступка. Человек после искреннего раскаяния должен попросить в своей молитве Господа Бога о снисхождении и прощении грехов. И если человек искренне раскаялся в своем грехе, сожалеет о нём и стремится его исправить, и просит Бога о прощении, то Господь, как любящий Отец Небесный, прощает человеку его грех. Тогда и человек, уподобляясь Богу и беря с Него пример, тоже должен прощать обидчиков своих. Именно об этом Иисус Христос и учит в Нагорной проповеди, сказав о том, что и сам человек должен прощать прегрешения людей, обидевших его. Тогда и Отец наш Небесный будет прощать наши грехи. Это произойдет потому что мы, прощая прегрешения окружающих нас людей, проявляем к ним снисходительность, сочувствие, сострадание, милосердие и любовь к ближним, как проявляет к нам Свою любовь Отец Небесный. Мысль о том, чтобы простить ближнего и примириться с братом своим, присутствует и в Ветхом завете. «Не враждуй на брата твоего... но люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:17–18 ). Об этом говорится и в Новом завете, и человек, враждующий с людьми, осуждается. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Иоан.3:15 ). Об этом же в Библии сказано так. «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Матф.5:22 ). В другом месте Нового завета Иисус Христос рассказывает притчу о государе и рабе. В этой притче государь, проявив милосердие, простил большой долг своему рабу, а прощенный раб не простил другому рабу намного меньшего долга. В этой притче осуждается жестокий раб и звучит призыв к проявлению доброго отношения к людям и прощению их прегрешений и обид. В конце этой притчи Иисус Христос пояснил её смысл, говоря о злом рабе так: «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» ( Матф.18:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Скачать epub pdf Глава 13. Заключительные разделы Нагорная проповедь завершается тремя разделами, тематически, структурно и терминологически связанными между собой: о двух путях; о лжепророках и о Страшном суде; о доме на песке и доме на камне. Тематически все три раздела объединяет идея посмертного воздаяния и перспектива Страшного суда. Терминологически первый и второй разделы связаны глаголом εσρχομαι («входить», «войти»), а второй и третий – частым употреблением глагола ποιω (в значении «приносить», «исполнять»). Во всех трех разделах употребляется антитетическая форма, характерная и для других частей Нагорной проповеди, и в целом для языка и мышления Иисуса: тесные врата противопоставляются широким; узкий путь – пространному; немногие – многим; доброе дерево – худому; добрые плоды – худым; исполняющий волю Отца Небесного – говорящему «Господи! Господи!»; муж благоразумный – человеку безрассудному; дом на камне – дому на песке. Преобладающим тоном является предостережение 454 . 1. Два пути В первом из трех заключительных разделов Нагорной проповеди развивается идея двух путей, имеющая ветхозаветные корни: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф. 7:13–14 ). Сокращенный вариант этого изречения есть у Луки, где рассказывается о том, как некто задал Иисусу вопрос: Господи! неужели мало спасающихся? В ответ Иисус говорит: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут ( Лк. 13:23–24 ). В обоих случаях употребляется образ врат, однако только в версии Матфея мы читаем о путях и только у Матфея путь жизни противопоставляется пути погибели. Учение о двух путях содержится в словах Бога из Моисеева законодательства: Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь... ( Втор. 30:19 ). Здесь не употреблен термин «путь», но ясно представлены две жизненные установки, из которых народу израильскому предлагается избрать только одну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Беседа 24. Евангелие от Матфея, глава 7, 6–11. «Нагорная проповедь. Просите и дано будет» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по тексту Евангелия от Матфея. И сегодня мы будем читать седьмую главу с шестого стиха и ниже: Мф.7:6 . «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Блаженный Феофилакт поясняет, что псы – это неверные, то есть неверующие, а свиньи – это хотя и верующие, но ведущие жизнь вопреки заповедям Божьим. Они грешат, но при этом не каются в своих грехах, они как бы радуются своей нечистоте и не принимают никаких усилий, чтобы от нее избавиться. Подобное духовное состояние – не редкость для наших дней. Люди наслаждаются греховным состоянием своего духа и ничего ни хотят исправить. Их проблема даже не их грех, а их отношение ко греху. Грех может быть любым, важно – соглашаемся ли мы с ним или нет? О жителях Иерусалима сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» ( Ис.3:9 ). Именно такие – как свинья. Но для многих людей осознание своей греховности есть начало подлинной святости, когда, пройдя через горнило искушений, они очищаются в огне подлинного покаяния. Сказано: «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота…» ( 1Пет.1:7 ). Такие люди становятся как очищенное золото, которое из-за примесей невозможно поначалу рассмотреть. Когда золото смешано с другой породой, то только специалист может рассмотреть драгоценность. Блаженный Феофилакт пишет далее: «Итак, не должно высказывать тайн о Христе неверным, ни светлых и жемчужных слов богословия – нечистым, потому что те, как свиньи, попирают или презирают то, что им говорят, а псы, обратясь, терзают нас, как поступают так называемые философы» . «Псы», как мы увидели выше у Феофилакта, – это безбожники, а здесь он называет их еще и философами. Это связано с тем, что многие безбожники подобно языческим философам скрывают свое неверие за пустыми, напыщенными и ничего не значащими словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010