Учиться путям YHWH – это теория. Но одной теории мало, важно ходить () по этим стезям, то есть научиться практическому исполнению заповедей. Путями и стезями Божьими здесь, как во Второзаконии ( Втор.8:6, 10:12, 11:22, 30:16 ) и во второзаконнической истории ( Нав.22:5 ; 3Цар.2:3, 3:14, 8:58 ) метафорически называются Божьи заповеди, то есть – Его Тора, Его слово: Ибо от Цийона выйдет Тора, слово YHWH – из Йерушалаима. Пути, стези, слово YHWH, Тора – это всё синонимы, также как в 119/118-м псалме и во многих других местах Танаха. С одной стороны Цийон () здесь отождествляется с Храмовой горой ( Мих.4:1 –2a) 187 , с другой этим названием метонимически обозначен весь город (Цийон и Йерушалаим находятся в синонимическом параллелизме). Цийон станет местом откровения Бога всем народам, как когда-то Синай стал местом Его откровения Исраэлю. В целом в книге Михи упоминается девять раз, из них шесть раз – в 4-й главе. Значение слова Тора () греки сузили до закона (LXX: νμος). На самом же деле Тора значит учение. В этом стихе Тора отождествляется со словом Господним ( и находятся в синонимическом параллелизме), поэтому союз оставляем без перевода. В узком смысле Тора – это , Моисеева Тора ( Нав.23:6 ; Мал.3:22 188 и др.), в широком смысле – всё религиозное и нравственное учение иудаизма, включая, конечно же, и учение пророков 189 . Источник этого учения – сам Господь, оно – Его слово. Тора, божественное учение выйдет от Цийона, чтобы распространиться по всей земле. Народы, стекшиеся в Йерушалаим и наученные самим Богом, вынесут это учение с Цийона и принесут в свои земли. Нетленный свет Торы просветит всё человечество, включая людей, которые живут на самых дальних островах (ср. Ис.66:19 ). Эффект от этого просвещения будет потрясающим – на всей земле установится полный и нерушимый мир ( Мих.4:3 ). Он рассудит многие народы, решит тяжбы могучих далёких народов… Привлечённые на Цийон чудесной и могучей силой Торы, народы (; ) подвергнутся Божьему суду. Всевышний выступит арбитром в решении международных споров. Народы охотно примут этот божественный суд и навеки примирятся друг с другом. Станет явью вековая мечта людей – наступит вечный и всеобъемлющий мир между всеми народами 190 . Божьей волей свершится то, что человечество никогда не могло осуществить своими силами. Основой глобального нерушимого мира станут не резолюции ООН и не решения мирных конференций (всё это суетная и бестолковая возня, не могущая привести к прочному миру), а Божья воля и Его святое Учение. Единственным и абсолютным авторитетом люди признают YHWH, Бога Исраэля. Подчинившись Его воле, люди перестанут враждовать между собой. Примирившись с Богом, люди примирятся и друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Такое совместное употребление этих двух названий, несомненно, показывает, конечно, что под ними разумеются у писателя книги Паралипоменон две различные по кругу деятельности должности; но что и самые названия по этимологическому своему значению имеют совершенно различный смысл, это с положительностью не может следовать потому уже, что одного различия этих должностей по кругу деятельности и общественному значению было совершенно достаточно писателю Паралипоменон для того, чтобы употребить рядом оба эти названия. Входить в подробное рассмотрение библейских свидетельств, на которых основывается с положительностью признанное (см., например, Кейля Handbuch d. bibl. Archäol. II, 241, l49 и Заалшутца Das Mosaisches Recht, 58–64) различие между шотерим и соферим, не можем здесь и ограничимся выражением того положения, что шотерим исполняли между прочим обязанности теперешней полиции, наблюдая за обнародованием и исполнением высших распоряжений ( Нав. 1:10 ; Нав. 3:2–4 ; Исх. 5:6 и далее) и применением законов, например, о воинской повинности в подведомственном им кругу граждан ( Втор. 20:5–11 ), тогда как название „софер”, не встречающееся в Пятикнижии и книге Навина (см, Fürstii Concordantiae, 775), носил со времени установления царской власти один из высших государственных сановников, самых близких к государю, исполнявший при нём в мирное время обязанности секретаря ( 2Цар. 8:17 ; 2Цар. 20:25 ; 1Пар. 28:32 ; 3Цар. 4:3 ; 4Цар. 19:32 и др.), а в военное – теперешнего главного начальника штаба (иное несколько представление об этом в Толковании на кн. Иеремии у И. С. Якимова, 788), насколько можно судить об этом на основании 2Пар. 26:11 . Приписываемое здесь соферу вместе с шотером при царе Озии составление списков лиц, подлежащих воинской повинности, и распределение их по отрядам служат фактическим, хотя в довольно поздним, указанием причины, по которой эти две должности могли носить сходные по смыслу названия: несмотря на различие в круге деятельности и общественном положении, должности шотера и софера имели то общее между собой, что для их исполнения требовалось знание письма и соединённое с тем большее образование, так как ( 1Пар. 27:32 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

243 См. напр. Euseb. Pamphyl. Histor. Eccles. (ed. Alb. Schwegler. 1852), lib. I, cap, 2, pag. 7–8. Hofmann. Schriftbew. I, s. 385 и мн. др. 244 Hirschfeld замечает: Ангел Иеговы ( Исх. 23:20 ) совсем не принадлежит к небесному воинству (Gesch. des Volk. Isr. Bd. II, с. 276). В действительности не Ангел Иеговы, как личность божественная, не имеет отношения к сонму ангелов, а библейское учение о Нем имеет лишь весьма слабую, ограничивающуюся едва ли не Нав. 5:14 , связь с библейским воззрением о zeba Iehovah. 245 Так полагали некоторые раввины. Cornel, a Lap. II, р. 98; 1ос. Флавий Antiquit. lib. V, II, 7. .Из новых экзегетов особенно Rosenmuller. Bertreau и J. P. Lanse считают Малеаха данного места пророком (Берто) или первосвященником (Лянге). I. P. Lange. Bibelwerk Th. V. Richter u. Ruth, s. 21. cp. Hofman, Schriftbeweis I, s. 387. Rosenm tiller. Scholia in V. T. P. IV, v. 1, p. 808. 246 Если говорят, что ангел обычно не говорить целому обществу, а лишь избранным лицам, то забывают, что, по крайней мере, десятословие с Синая было произнесено вслух всего народа ( Исх. 20:1 ; Втор. 6:22 ), и только боязнь народа непосредственно слушать слова закона побудила Бога или Ангела Иеговы говорить к одному Моисею. Притом возможно, что в данном случае Ангел говорил к народу в лице его представителей – старейшин. (Ср. Нав 24:2 ). Равно и переход ( ) Ангела от Галгала в Бохим, на что также указывают (Lange) сторонники указанного мнения, столь же мало говорит против того, что Явившийся есть Ангел, сколько переход двух Ангелов в Быт. 18–19 от Хеврона до Содома может доказывать, что они – только anaschim, а не вместе и maleachim. 248 Здесь опять под Maleach Iehovah многие экзегеты видят человека: Барака (халд. тарг.), первосвященника или саму Девору (Cajetan, Lange), но гораздо естественнее видеть здесь того Ангела Иеговы, князя воинства Иеговы, который содействовал Израилю при завоевании первого города в земле ханаанской ( Нав. 5:13  след.) и, может быть, являлся и Деворе, как И. Навину. Ср. Cornel, a Lap. II, р. 120; Clericus II, p. 91 Lange, В. Richtef, s. 58.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Изначально термином обозначались военачальники: Нав.10:24 . Ср.: Mays J. L. Ibid. P. 78. Renaud B. Ibid. P. 58–59. Интересно, что в книге Судей ( Суд.11:11 ) Ифтах назван одновременно «главой и правителем» ( ). Вообще, следует сказать, что у терминов и , как и у термина («судья») нет в Танахе чётких границ. Все три слова имеют слишком общее, неопределённое значение и могут использоваться как синонимы. Похоже, что в Мих.3:1 и как раз являются синонимами, обозначающими вообще всех начальников и чиновников, от которых зависит жизнь и благосостояние простых людей. Ср.: Sicre J. L. «Con los pobres de la tierra». La justicia social en los profetas de Israel. Madrid, 1984. P. 281–282. 153 Скандрольо считает, что понятие «не ограничивается одной лишь юридической сферой, но включает в себя и дела управления, направленные на охрану и осуществление правопорядка в обществе»: Scandroglio M. Ibid. P. 93. Задача правителей – защищать простых людей от произвола и насилия. Когда притеснителями народа являются его правители, кто этот народ защитит? 157 «Когда власть перестаёт осознавать себя слугой народа, народ становится её добычей» (Sicre J. L. P. 282). 160 Скандрольо квалифицирует веру этих господ не только как лицемерную, но и как идолопоклонническую: Scandroglio M. «Essi divorano la carne del mio popolo» (Mi 3, 3). Il discernimento profetico di Michea sulla società del suo tempo. In: Benzi G., Scaiola D., Bonarini M. (edd.). La profezia tra l’uno e l’altro Testamento. Studi in onore del prof. Pietro Bovati in occasione del suo settantacinquesimo compleanno. Roma, 2015. P. 267 (вся статья – p. 259–271). Идолопоклонство, с точки зрения автора этой статьи, состоит в «культивировании иллюзии» общения с Богом, который, по убеждению этих «богомольцев», только и должен, что защищать их и благословлять, невзирая на все безобразия. «Дегенерация веры в Исраэле проявляется, среди прочего, в стремлении трансформировать самого YHWH в некоего идола, в инструмент для удовлетворения собственных желаний» (Ibid. P. 269). В общем-то, такую веру, где Богу отводится роль «золотой рыбки» на посылках или «палочки-выручалочки», и нельзя назвать верой в Бога, скорее, это вера в самих себя – она сродни вере тех, кто весной 2020 года пытался украсить главный храм вооружённых сил РФ скандальными мозаиками с изображениями живых и здравствующих правителей страны. Эти мозаики вполне наглядно показали, каким богам служат их создатели. 161 Мелло А. Страсти пророков. Москва, 2016. С. 126. Ср.: Vogels W. Comment discerner le prophète authentique? NRT 99 (1977). P. 681–701. 162 Это и сейчас так. В харизме проповедника есть что-то от пророческой харизмы. Но поди-ка сходу определи, чем занят тот или иной проповедник – слово Божье толкует, или, что называется, «пургу гонит».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Откройте Библию : вы с первых страниц будете шокированы цифрами, обозначающими продолжительность жизни героев. Адам прожил 930 лет; Сиф 912 лет; Енох 905 лет; Каинан 910 лет; Малелеил 895 лет; и самый старый, Мафусаил, умер почти тысячелетним в возрасте 969 лет. Эти годы, которые служат здесь эсхатологическим задачам, всегда ставили в тупик толкователей. В отношении продолжительности жизни патриархов выдвигаются разные гипотезы – необходимо определить ее в разумных пределах. Одни предполагали, что годы – это попросту месяцы, тогда получается, что Адам умер около 77 лет от роду, а Мафусаил совсем не тысячелетний, а едва восьмидесятилетний старец. Эта замечательная гипотеза наталкивается, однако, на препятствие. Если делить на двенадцать данные этой генеалогии, то получается, что Адам стал отцом в 10 лет, Енох – в 7 с половиной, а Малелеил – в шесть. Были другие варианты пересчета. Изобретательность экзегетов может здесь сравниться лишь с мистикой самих текстов. Быть может, эти преувеличения относятся к определенным мифологическим представлениям, которые нам недоступны, как в вавилонской традиции, где герои умирают в еще более почтенном возрасте. Обратимся же к фактам, которые нам открываются, благодаря останкам из известных некрополей. Мы уже отметили, что существовала определенная мораль в отношении детей, связанная с кругом традиционных представлений. Родить ребенка – это еще далеко не все, необходимо его воспитать ( Ис.1:2 ). В семье этого времени смерть – частая спутница, ее соседство пугает, но не заставляет содрогаться – она почти каждый день приходит то в один дом, то в другой. Стоит отвлечься от возраста патриархов, и библейские данные подтверждаются данными археологии. Моисей, говорит текст, прожил 120 лет, Аарон – 123 года, Навин – 110 лет ( Втор.34:7 ; Чис.33:39 ; Нав.24:29 ). Цифры, конечно, еще отдают дань символике, но в дальнейшем мы уже сталкиваемся с нормой, эквивалентной нашей: Илия прожил 98 лет; Халев – 85 лет. Двенадцать царей, которые следовали друг за другом на протяжении более 500 лет, умирают в среднем в возрасте 47 лет. Самому старому было 77, самому молодому 23 (Речь идет о Ровоаме (58), Иосафате (60), Иораме (40), Охозии (23), Амасии (54), Озии (68), Иофаме (41), Ахазе (36), Иезекии (54), Манассии (78), Амоне (24), Иосии (39); 3Цар.14:21 – 4Цар.22:1 . Септуагинта дает существенно другие цифры и ограничивается средним возрастом для царей не более 52 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как же Халев дал бы имя и последнее могло бы утвердиться за городом, не принадлежавшим ему и его сыну? .    Кто же и когда дал имя Хеврон? На первый вопрос Библия не дает ответа, а на второй отвечает, что имя Хеврон древнее даже и Моисея. Оно упоминается без пояснений в описании первых путешествий Авраама (Быт.13:18), погребения Сарры (23:19), в истории соглядатаев (Числ.13:23) и перед завоеванием обетованной земли (Нав.10:5). Оно было известно и современным Моисею египтянам и встречается в надписи в храме Мединет Хабу, сделанной фараоном Рамзесом III, к царствованию коего египтологи относят исход из Египта (Brugsch. Geografische Inschriften altaegyptischen Denkmaler. 58 s.). Стало быть, Моисей мог употребить это общеизвестное и древнее имя, а потому некоторые современные критики, например Ригм, имя Хеврон, а равно и Вефиль (Быт.12:8), не считают анахронизмами.    Еще критики обращают внимание на имя города Дана (Быт.14:14; Втор.34:1). По свидетельству книг Иисуса Навина (19:47) и Судей (18:29), колено Даново, во времена И. Навина и судей, завоевало города Ласем и Лайсу и дало им по имени своему имя Дан. Стало быть имя Дана явилось после Моисея и не могло быть им употреблено. Но следует ли непременно отождествлять Дан, упоминаемый Моисеем, с Даном колена Данова? В истории преследования Авраамом Ходоллогомора, бежавшего из Содома в Дамаск (Быт.14 гл.), странно видеть город Дан колена Данова, потому что он был совершенно в стороне от их пути. Во Второзаконии слова: показал Господь Моисею всю землю Галаад до самаго Дана (Втор.34:1), заставляют думать, что Дан этот находился за Иорданом и составлял северную границу Галаада. Кажется, этот заиорданский Галаадский город разумеется в 2Цар.24:6: «u перешли они (Иоав и др.) Иордан... и прийти в Галаад и в Дан-Яан.» Этот Галаадский Дан мог быть ближе к пути Ходоллогомора, нежели находившийся в Дановом колене. Связывать происхождение его имени с Дановым коленом Библия не дает оснований. Кроме того, по свидетельству 3Цар.15и 2Пар.16:4, был город Дан в колене Неффалимовом: «и послушался Венадад (царь Сирийский) и послал военачальников своих против городов Израильских и поразил Айн и Дан... по всей земле Неффалима.» Этот город также мог иметь очень древнее имя, был близок к Дамаску и мог лежать на пути Ходоллогомора. — Так, кроме городов Данова колена, были еще города с именем Дана, которых имя мог употребить и Моисей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

57) Враг крепко лютует на нас; но если смиримся, то Господь упразднит его. Будем всегда укорять себя самих; и победа всегда будет на нашей стороне. Три вещи всегда победоносны: укорять себя, оставить волю свою позади себя, и почитать себя ниже всей твари 58) Постараемся очистить сердце наше от страстей ветхого человека, которые ненавидит Бог: мы Его храмы, и Бог не живет в храме, оскверненном страстями 59) Предоставь Богу заботиться о тебе, возложи на Него все свои попечения, и Он устроит все, что до тебя касается, как Ему угодно. Кто предает себя Богу, должен предать Ему все от всего сердца, даже до смерти. Бог ничего от тебя не требует, кроме благодарения, терпения и молитвы о прощении грехов 60) Знай, что те, которые желают покоя во всем, услышат некогда: «восприясте благая в животе вашем» (Лк. 16, 25). Не будем ослабевать; мы имеем Бога милостивого, Который знает и немощь нашу более нас. Чтоб не малодушествовать и не отягощаться, взирай на конец терпения. Близок Бог, сказавший «не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити» (Евр. 13, 5; Иис. Нав.1, 5) 61) О посте чувственном не скорби (если не можешь его понести): он ничего не значит без духовного. Не от немощных телом требует Бог поста, но от сильных и здоровых; снизойди немного телу, и это не будет грехом. Бог не требует от тебя поста (когда не моществует тело твое); потому что знает болезнь, которую послал тебе. — Благодари же Бога за все 62) В чем упражняться ежедневно? — Должен ты несколько упражняться в псалмопении, несколько молиться изустно; нужно время и на то, чтобы испытывать и блюсти свои помыслы. У кого на обеде много разных снедей, тот много ест и с услаждением; а кто каждый день употребляет одну и ту же пищу, тот не только без услаждения вкушает ее, но иногда чувствует, может быть, и отвращение от нее. Так и в нашем состоянии бывает. Только совершенные могут приучить себя употреблять ежедневно одну и ту же пищу без отвращения. В псалмопении же и молитве изустной не связывай себя, но делай, сколько Господь тебя укрепит; не оставляй также чтения и внутренней молитвы. Несколько того, несколько другого, и так проведешь день, угождая Богу. Совершенные отцы наши не имели определенного правила, но в течении целого дня исполняли свое правило: несколько упражнялись в псалмопении, несколько читали изустно молитвы, несколько испытывали помыслы, мало, но заботились и о пище, и все сие делали со страхом Божиим. Ибо сказано: «вся, елика аще творите, во славу Божию творите» (1Кор. 10, 31)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

…чтобы познать благодеяния YHWH. Буквально значит праведные дела 302 . Синтагма встречается в Танахе не раз (напр., Суд.5:11 ; 1Цар.12:7 ; Пс.103 /102:6), её перевод может варьироваться в зависимости от контекста. Вся забота YHWH об Исраэле, все чудеса, совершённые Всевышним для Его народа, от исхода из Мицраима до завоевания Кнаана – это Его благодеяния. Его праведные дела, которыми Господь не затруднял избранному народу путь спасения, а напротив, делал этот путь лёгким и успешным. Ср. Нав.24:5–13 . Раши: «Вы должны признать Мои праведные дела, ибо Я не утаил от вас Мою доброту и Мою помощь, пока не привёл вас в Гильгаль». Эта короткая историческая ретроспектива ( Мих.6:4–5 ) призвана показать благость Божию по отношению к избранному народу, неизменное стремление YHWH благословлять свой народ и благодетельствовать ему. Судебную тяжбу () можно считать успешной, если одна из тяжущихся сторон признала правоту другой стороны (и, соответственно, свою неправоту). Следующие стихи ( Мих.6:6–7 ), содержат прямую речь Исраэля, который признаёт свою вину перед YHWH и стремится её загладить. С чем предстану пред YHWH, склонюсь пред Богом Всевышним? Исраэль думает, что искупить вину и вернуть Божье благоволение можно торжественным богослужением с многочисленными жертвоприношениями. Тем более что и Всевышний напоминает ему об Анароне ( Мих.6:4 ), олицетворении богослужения. Но этические проблемы (о них довольно говорилось в 1–3 главах пророческой книги) не решаются с помощью культа (ср. Ис.1:11–17 ; Иер.7 ; Ам.5:21–24 ). Социальная несправедливость, экономические правонарушения, коррумпированность верхушки общества, включая «духовенство» – все эти преступления не загладить богослужениями. Бог – не человек. Он не берёт взяток. В породе nifal редкий глагол появляется только в этом месте у Михи (в породе qal (гнуть, преклонять, смирять) – ещё в четырёх местах Танаха: Ис.58:5 ; Пс.57 /56:7, 145/144:14, 146/145:8). Перевести можно как низко сгибаться, склоняться. Конечно, человек должен преклоняться перед Богом Всевышним ( ). Но чего стоит такое поклонение, даже с самыми дорогими для человека жертвами, без покаяния и исправления? Ср. Пс.51 /50:18–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

17:49. Поражение Голиафа. Текст не предоставляет сведений о расстоянии между Давидом и Голиафом в момент метания из пращи. Камень, пущенный из пращи, может нанести смертельное ранение только в том случае, если попадет в определенные участки головы (которая была защищена шлемом). Своим броском Давид попал в один из уязвимых участков, в результате чего его противник потерял сознание. Это позволило Давиду подбежать, вынуть из ножен меч Голиафа и поразить пребывающего в бессознательном состоянии врага. 17:51. Обезглавливание врага. Поражение врага его собственным оружием не было беспрецедентным подвигом. Ванея отнял копье у одного египтянина, и убил его собственным копьем ( 2Цар. 23:21 ). В египетской «Истории Синухета» главный герой убил богатыря из Речену его собственным боевым топором. Вероятно, голова Голиафа была трофеем, который предполагалось выставить на всеобщее обозрение. Об ассирийском царе Ашшурбанипале рассказывали, что он обедал со своею царицей в саду, а на ближайшем дереве была выставлена голова царя Элама. 17:52. Геф, Аккарон (Экрон) и Шаарим. Аккарон, как и Геф, был одним из главных городов филистимлян. Он находился примерно в 5 милях к северу от Гефа. Шаарим – город близ Сокхофа и Азека (см.: Нав. 15:36 ). Вероятно, это современный Khirbet esh-Sharia, в миле к северо-востоку от Азека. Следовательно, Шаарим находился примерно в 6 милях к востоку от Гефа и в 7 милях к юго-востоку от Аккарона. По ведущей на запад дороге из Шаарима можно было попасть как в Геф, так и в Экрон. 17:58. Небиблейская информация о Давиде. Давид не упоминается ни в древних израильских надписях, ни в источниках за пределами Израиля, ни в относящихся к его эпохе археологических материалах, найденных в Иерусалиме. Однако обнаруженный недавно в Tel Dan фрагмент арамейской надписи IX в. до н. э. содержит слова «дом Давида», которые обозначают царскую династию Иудейского царства – государства, образовавшегося в результате распада единого царства Израиля. Таким образом, мы располагаем свидетельством враждебного государства, что иудеи возводили свою царствующую династию к некоему Давиду, который, по всей вероятности, и был прославленным библейским Давидом. 18:1–30 Давид вступает в семью Саула

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

296 Sant " Agostono. Quaestiones in Iesum Nave, 9, 3–4. Locuzioni e questioni sull " Ettateuco, XI, 2: Questioni sull " Ettateuco. P. 1139–1141. 297 Василий Великий , св. Беседа 8-я, говоренная во время голода и засухи. Творения. Т. II. Санкт-Петербург, 1911. С. 143. См. также: О подвижничестве. О суде Божием. Ibid. 290–291. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах, 47. Ibid. С. 407. 307 О локализации Гая (и Вефиля) см., напр.: Sicre J.-L. Josue. Navarra, 2002. P. 202–203. Simons J. Geographical and Topographical Texts of the Old Testament. Leiden, 1959. P. 270. Allen L. Archaelogy of Ai and the Accuracy of Josua 7,1 – 8,29. «Restoration Quarterly», (1977). Р. 41–52. Grintz M. «Ai which is beside Beth-Aven». A re-examination of the identity of Ai. «Biblica», (1961). P. 201–216. Na»aman N. Beth-Aven, Bethel and Early Israelite Sanctuaries. «Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins», (1987). Р. 13–21. (Нааман полагает, что Беф-Авен – название святилища, находившегося в Вефиле: это святилище могло давать имя и самому городу). Vincent P. Les Fouilles d " et Tell-Ai. «Revue Biblique», (1937). Р. 231–266. Zevit Z. The Problem of Ai. «The Biblical Archaelogy Review», XI/2 (1985). P. 58–69. Шульц С. Дж. Ветхий Завет говорит… Москва, 1994. С. 97–99. 308 Согласно Руссотто (Russotto M. Giosuè. Finalmente la Terra! Milano, 1998. P. 53) название города yih следует переводить как «развалины»; некоторые ученые (Kauffman, Simons, Kroeze, Zevit) оспаривают такой перевод (см., напр.: Zevit Z. Ibid.). 316 Anbar M. The Story about the Building of Altar on Mount Ebal. The History of its Composition and the Question of the Centralization of the Cult. «Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium», LXVII (1985). P. 304–309. 318 Некоторые современных комментаторы (см., напр.: Schökel L.A. (red.). Biblia del Peregrino. Bilbao, 2001. P. 378) считают, что в Нав. 8:32 не о камнях алтаря, а о каких-то особых каменных таблицах или стеллах. 320 Согласно Самарянскому Пятикнижию, алтарь был поставлен не на Гевале, а на Гаризиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010