1048 В 1000 г. еще раз приходили послы от папы в Киев вместе с послами от королей чешского и венгерского, но с какою целию – неизвестно 1049 . Наконец, летописи наши упоминают, что в 1001 г., когда Владимир отправил своих гостей и послов в разные страны соглядати обычаев их, то, между прочим, отправлены были послы и в Рим, но это посольство не имело религиозной цели 1050 . Из западных писателей довольно привести свидетельства: 1 . Монаха Адемара, как современника Владимирова, который говорит, что “чрез несколько дней (вслед за проповедниками римскими) пришел в Россию греческий епископ, обратил всю средину страны и ввел там обычай греков...” 1051 2 . Самого папы Иннокентия III, который в 1207 г. писал ко всему русскому духовенству и мирянам: “Хотя вы доселе были удалены от сосцов вашей матери, как дети чуждые, но мы по врученной нам, недостойным, от Бога пастырской обязанности просвещать народ свой и движимые отеческими чувствами, не можем не заботиться о том, чтобы здравыми увещаниями и учениями соделать вас как члены, сообразными вашей главе, чтобы Ефрем обратился к Иуде и Самария – к Иерусалиму...” 1052 3 . Польских летописцев и историков, которые, как соседи русским, могли получить о России более достоверные сведения. Все эти писатели совершенно согласно с русскими летописями излагают обстоятельство крещения нашего князя и народа, говорят с большею или меньшею подробностию о проповедниках разных вер, приходивших к Владимиру, о послах его для испытания вер на месте, о совещаниях его по возвращении послов и заключают, что Владимир принял веру из Греции. Вот, например, слова а) Длугоша: “Таким образом Владимир склонился на мнение придворных и принял крещение по обряду греческому” 1053 ; б) Кромера: “Итак, с того времени Русь упорно держится обрядов греческих” 1054 ; в) Стрыйковского: “Итак, с того времени, т. е. с 6497 года от сотворения мира, по счислению всех русских и греческих летописей, а от Христа с 989-го, что составит в нынешнем 1579 году, когда это пишется, 599 лет, все русские народы Белой и Чермной, восточной, северной и южной России пребывают твердо и непоколебимо в вере христианской по обрядам и обычаям греческим, в верховной зависимости от патриарха Константинопольского” 1055 ; г) Бельского: “Владимир был склоняем татарами к принятию их веры, но не хотел склониться; также и жидовской не хотел принять, и латинской также не захотел, а принял греческую” 1056 ; д) Сарницкого: “По отправлении послов для узнания, какая вера в мире основывается на самых лучших началах, он (Владимир) принял учение христианское и обряды и обычаи Церкви Константинопольской, в каковом исповедании и доселе русский народ стоит твердо” 1057 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Не раз преподобный Трифон являлся во время бури на море и спасал погибавших 1046 . Таков преподобный Трифон, благодатию Святой Троицы! День шестнадцатый Преставление преподобной княгини Софии Юной дочери боярина Юрия Константиновича Сабурова неожиданно выпала блистательная доля. Для наследника Московского престола, по воле великого князя, собраны были девицы-невесты, лучшие по красоте и здоровью; из 500 выбрали 10, и из этих десяти молодой князь Василий выбрал себе невесту 1047 . Это была Соломония Юрьевна Сабурова. Сентября 4-го 1505 года совершен был законный брак, а с 28 октября Василий был уже великим князем. Но прошло пять, десять, 15 лет, а великая княгиня бездетна. Это – скорбь для супруга, а еще более для супруги. Великий князь сперва охладел в любви к супруге, потом стал обнаруживать и негодование. Один посланник при дворе великого князя говорит: «Не имея детей, Василий не уважал супруги, так что я, находясь в Москве, должен был ходатайствовать о свободе брата ее, сидевшего в темнице за легкую вину» 1048 . Наконец, в 1525 году великий князь решился развестись с неплодною Соломонией, чтобы вступить в брак с княжною Глинскою. Государству, говорили, необходим наследник престола. Если бы у Василия не было и братьев, добрая цель не оправдывает собою незаконного средства, и не благословение, а гнев Божий низводят на государство дела незаконные. Так говорили и лучшие современники Василия 1049 , между прочими преподобный Максим Грек . Но пред силою закон бессилен; страсть князя к Глинской признали обидою для себя голоса чистой совести 1050 . От невинной Соломонии потребовали, чтобы она по воле приняла монашество. Она отвечала, что не чувствует в себе такого желания. Ее вывели из дворца. Ноября 25-го 1525 года «великий князь Василий велел постричь свою великую княгиню» 1051 . При выполнении этой воли слуги князя доходили до того, что ругали и даже били бывшую княгиню. Ее постригли в Рождественском девичьем монастыре с именем Софии и отправили в Суздальский Покровский девичий монастырь 1052 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Чтобы познать «логои», человек должен быть «логикос» Христологический аспект божественной благодати, необходимой для созерцания, лучше всего можно выразить понятием логикос 1044 . Уже св. Иустин Философ использовал этот термин 1045 . После обоснования определенного равенства между Христом и Логосом стоиков он обозначает Логос, распыленный в человечестве, как «семя Слова» и «семя истины». Ориген открыто признавал, что не может быть истинного гносиса вне тесного единения со Христом. Для него истинным образцом гностика был апостол Иоанн, возлежавший на груди Иисуса 1046 . И значит, термин λογικς приобретает значение сверхчувственное, выражающее участие «разумной» твари в высшем «Разуме», в божественном Логосе. Однако весьма трудно отделить в гносисе то, что относится к человеческим способностям, от того, что является даром Божиим, поскольку в глубине эти элементы переплетены друг с другом и их трудно разделить 1047 . Наряду с этим «субъективным» смыслом, выражающим участие разумной твари в Логосе, понятие логикос имеет и «объективное» значение: эта «пища разума» есть таинственная реальность в сущих, исходная точка для духовного познания мира 1048 . Итак, Христос – это Тот, благодаря Кому можно видеть, и вместе с тем Он и Тот, Кого мы видим в процессе созерцания. От веры к гносису Жизнь света – это божественная жизнь в человеке 1049 . Постепенно она возрастает по мере того, как возрастает освящение человека, начиная от простой веры и крещения. Согласно Оригену , познание, гносис, – это совершенство веры. И значит, это «не простое возрастание, но все более прозорливое понимание религиозной реальности» 1050 . Климента Александрийского и Оригена часто упрекают в том, что они исповедовали тот самый гностический «аристократизм», с которым боролись у еретиков. Но такое сближение неверно, поскольку оно закрепляет в достаточно неподвижных «категориях» или «классах» постоянное восхождение, к которому призван каждый верующий 1051 . Кроме того, восхождение веры к гносису не происходит только в чисто интеллектуальной сфере обучения. Лишь позднее христианскую жизнь будут пытаться сводить к диптиху, ставшему традиционным как для Востока, так и для Запада: вера и дела 1052 . Такое разделение чревато опасностями; из этого ущербного понятия веры в период Реформации возникнут бесплодные споры об оправдании «только верою». Для ап. Павла слово «вера» включает в себя всю христианскую жизнь 1053 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

За тем поручая себя Вашим святым молитвам, имею честь быть готовый по услугам Вашим. Благочинный — Архимандрит Игнатий. 1845 года, марта 5-го дня, Сергиева Пустыня. Получено 19 мая 1845 года. Преподобнейший отец Игумен Дамаскин! Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Митрополит Антоний [ 1047 ] поручил Его Преосвященству, Преосвященнейшему Иустину [ 1048 ] осмотреть монастыри Валамский и Коневский. Его Преосвященство предполагает выехать из С.-Петербурга в сопровождении Благочинного Монастырей [ 1049 ] 5 июня, 10 служить в Коневском монастыре [ 1050 ], 11 рано утром оттуда выехать, с тем, чтоб 12 быть в Сердоболе. Ваш катер должен быть уже 11 в Сердоболе, чтоб при приезде Его Преосвященства не могло произойти ни малейшего замедления. Келлии для Его Преосвященства должны быть очищены настоятельские; равно и в Скиту должны быть приготовлены таковые же. Служить он намеревается у Вас 17, а на другой день рано утром от Вас выехать. Встретит его в Сердоболе казначей [ 1051 ], а Вы с братиею в облачении и с крестом на берегу. Крест должен быть положен на блюдо, так чтоб рукоять его приходилась против правой руки Преосвященного. При отъезде Преосвященного Вам следует проводить его до Сердоболя. Свита будет на пароходе. Благочинный Архимандрит Игнатий. 15 мая 1845 года. Получено 20 июля 1846 года. Высокопреподобнейший отец Игумен! Приношу Вам сердечную мою благодарность за приглашение Ваше участвовать при закладке храма в Скиту Валаамского монастыря [ 1052 ]; я бы удовлетворил желанию Вашему с большим удовольствием, но обстоятельства мои никак не позволяют мне оставить Сергиевой Пустыни в настоящее время, когда обитель сию посещает многочисленная и избранная публика. Имея нужду видеть лично рясофорного послушника обители Валаамской Ивана Байкова [ 1053 ], прошу Вас выдать ему билет до меня и обратно на 14 дней. Поелику же обстоятельство, по которому я его вызываю, требует, чтоб я имел о нем точные и полные сведения, то потрудитесь препроводить мне с оным Байковым его формулярный список, отметив правильнейшим образом его поведение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Как ни часто св. Киприан упоминает в своих творениях имя антихриста, однако же его указания на этот предмет слишком недостаточны для того, чтобы точно определить, каково его представление об антихристе 1047 . Чаще всего св. отец разумеет под антихристом то бедственное и тяжелое состояние церкви Христовой, которое наступит перед вторым пришествием Иисуса Христа и кончиной мира. Так христиан-тибаритян он утешает во время гонения тем, что это гонение не должно ни устрашать, ни удивлять их, так как они должны видеть в нем только лишь приближение предуказанного Господом времени антихриста 1048 ; а потому св. отец с особенной силою убеждает их противостать «в этот день лют», с духовным оружием в руках, угрозам дьявола 1049 . Точно также слова св. Киприана из его трактата «de exhortatione martyrii», – что «тяжесть преследования и притеснения начинается, и гибельное время антихриста (tempus infestum) пред концом и истощанием мира приближается» 1050 , – наводят на предположение, что св. отец представлял антихриста в самом общем смысле, – в смысле гонений и нападений на церковь Христову со стороны враждебных ей сил 1051 . Но иногда св. Киприан высказывает об антихристе более определенное представление, как о человеке, как о могущественном властелине, который наведет на мир великое бедствие. Так в третьей книге его «Adversus Judaeos», гл. 118, говорится: «об антихристе сказано, что он придет в образе человека (in homine, по другой редакции – in hominem)» 1052 . Затем, там же св. отец приводит слова пророка Исаии: сей человек раздражаяй землю, потрясаяй цари, положивый вселенную сею пусту ( Ис.14:16–17 ). Но высказывая мысль о явлении антихриста в образе человека, св. Киприан большей частью не разумеет под ним одного, известного и определенного человека, а вообще разумеет под ним гонителей и мучителей христиан 1053 . В этом же общем смысле называет он антихристом всякого противника Христова, противоборствующего успехам Евангелия и извращающего его догматы . «Те, кои усиливаются разорить и побороть церковь Христову – говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

I, и у Павлова 1046 Последнее приглашение – в Актах Истории т. I, и у Павлова (Повольная грамота, напечатанная без имени епископа в I т. Дополнений к Актам Истории, принадлежит не этому Моисею, как предполагал преосвященный Макарий, – VI, 41, а его преемнику Геннадию, см. у Павлова 1047 Магомет II нарочно спрашивал, как поступали императоры при утверждении патриархов, дабы самому поступать совершенно таким же образом, см. у Крузия в Туркогреции Πατριαρχικν στοραν, стр. 108. 1048 В Памятниках Павлова col. 711 начало (Последние слова: «православие изрушилося» Иван Васильевич влагает в уста константинопольского патриарха). Что касается до времени митрополита Ионы, то – собор московских епископов в своём послании к собору литовских епископов от 13 Декабря 1459 года говорит: «по грехом нашим и попущению Божию, ныне царяградская церковь поколебалася, от нашего православия отступила и обладаема языки»... ibid. col. 633 fin.. Сам митрополит Иона в своём послании к тем же епископам от того же года говорит о своём путешествии в Константинополь после смерти Фотия: «и достигох Царствующаго града, цветущаго в прежнем благочестии греческого православия»... ibid. col. 646. 1049 Известие о начале патриаршества в России, – Дополнение к Актам Истории т. 2, стр. 189 col. 2. О уверении и о крещении Руси в Никоновской Кормчей, лист 10. 1052 Летом 1454 года был в России за милостыней цареградский митрополит Игнатий, см. 1 и 2 Псковские летописи под этим годом. Может быть, с ним патриарх и прислал приказ и писание. 1054 Несколько подозрительно в показании Паисия то, что, по его словам, пришедши во второй раз из Константинополя, Кассиан был отпущен великим князем в своё пострижение на Каменной, между тем как он возвратился в Каменский монастырь из Кириллова в 1468–69 году, что было уже после смерти Василия Васильевича. 1056 «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню», у Попова в Историко-литературном обзоре древнерусских полемических сочинений против латинян, стр. 382. 1060 Собрание летописей VI» 196.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

к Петру, не к Церкви; – ключи неба здесь Господь оставил Петру и через него Церкви»? Но это Тертуллиан говорит в своих сочинениях монтанических, где на счет власти решить и вязать он постоянно противоречит самому себе. По Тертуллиану 1047 , «Петр наследовал ключи царствия и власть решить и вязать»? Это правда; но отсюда в пользу главенства Петрова ничего не следует; это говорит Тертуллиан с целью доказать только, что Петр был апостол не меньший Павла. По Оригену 1048 , «велико различие и превосходство сказанного Петру (еже аще свяжеши...) сравнительно с тем, что сказано другим (елика аще свяжете)»..? Но здесь под другими, Ориген разумеет не прочих апостолов, а всех тех из христиан, которые трижды обличили согрешающего брата и потом отреклись от него, и, значит, отличает Петра не от апостолов, но как первого из апостолов от прочих христиан: по Оригену 1049 , ко всем апостолам обращено было обетование: дамъ ти ключи в лице Петра, как числившегося первым в сонме апостолов. По Киприану 1050 , «всем апостолам равную (Петровой) власть усвоил Господь словами: приимите Дух Свят; имже отпустите грехи…; все были то же, что был Петр, равной долей одаренные и чести и власти»: но «чтобы показать и установить единство Церкви, чтобы начало единства Церкви исходило от одного», власть решить и вязать дарована Господом «Петру во-первых», или даже ему одному первоначально обетована, как началу и представителю церковного единства, как первому из апостолов. В. Не признавала св. Петра единовластным правителем Церкви и князем апостолов. а) По Оригену 1051 : «Петру вручена была высшая власть в отношении к пасению овец»? Но это выражение, в подлиннике не сохранившееся, могло быть там по значению слабее; в двух новейших и лучших изданиях Оригеновых творений этого выражения мы не отыскали; и в этом виде оно удовлетворительно может быть истолковано в смысле апостольства и первенства Петрова, что Петру, как каждому апостолу, и первому из апостолов, принадлежит высшая власть пасения овец. По Киприану 1052 : как «на одном Петре Господь основывает свою Церковь », так «ему же вручаем для пасения и овец своих»? Но, по мысли Киприана, как со словами: на семь камени созижду Церковь мою, так и со словами: паси овцы моя, паси агнцы моя ( Ин. 21,16–7 ), Господь обращается к одному Петру с тем, чтобы «в нем установить и показать единство Церкви, чтобы начало этого единства сделать исходящим от одного; Петру даровано первенство»: хотя в то же время «всем апостолам даровал Господь равную власть»; хотя все они «были то же, что был Петр, равной долей одаренные и чести и власти; все были пастыри, которые пасли едино Христово стадо единодушным согласием».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Гл. 11. § 4. Самоукорение. – Плач. 1035 Преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство к духовной жизни. С. 344. Вопрос-ответ 540. 1039 Здесь будет выясняться не догматическая сторона таинства, но исключительно практическая, т. е. будет говориться, собственно, о причащении Св. Таин. 1042 Письма Святогорца к друзьям своим о св. горе Афонской. М., 1913. С. 474–475. Ч. 3. Письмо 10. 1048 Древний Патерик, М., 1899. С. 144. Глава 9, 6. О совершении Божественной литургии на дому у затворников и отшельников см. еще в: «Основы» Отдел III. Гл. 3. § 2. Осуждение... В «Достопамятных сказаниях» (СПб., 1871. С. 246. Об авве Марке Египетском) приводится тот же рассказ, как пресвитер приносил затворнику св. причащение в келью. 1051 История этих юношей изложена в житии св. Онуфрия Великого (Четьи-Минеи, 12 июня). Родители сих великих святых – начальники города Оксиринха. Жизнь этого города сама по себе замечательна (см.: «Основы» Отдел III. Гл. 5. § 5. Сподвижничество...) и дает некоторую возможность понять, каким образом у столь молодых людей оказались такие великие добродетели. А дело было просто. С детства эти юноши, вскормленные млеком Писания и святоотеческих словес, воспитанные с помощью святых молитв, видели одно добро. Отсюда можно сделать вывод о великом значении в деле воспитания церковной среды и о благодатном влиянии таинств на младенца! 1052 Из этого вопроса, непременно предлагаемого всем св. Пафнутием, видно, какое важное место занимал он в жизни египетских монахов четвертого века (и тем более был насущным для мирян). 1053 Как вне Православной Церкви нет иной другой истинной Церкви, так и вне таинств ее нет других истинных таинств. В «Луге Духовном» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1896. С. 38–39. Глава 29) есть целый рассказ, поясняющий и доказывающий чудесным образом эту истину. Здесь передается, как еретическое причастие, положенное в раскаленный сосуд, моментально сгорело, а св. Причастие Православной Церкви доведенный до белого каления сосуд охладило, а само осталось целым и невредимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Ходили слухи о том, что некоторым членам семьи казненного императора удалось выжить: поговаривали, что в Александрии скрывается его сын, 1048 а в Иерусалиме, возможно, находятся его сестра и дочь, разыскиваемые Фокой и его приспешниками. 1049 Возможно, и свидетельство о том, что военачальник Воносий (которого ненавидели не меньше самого Фоки) замышлял убийство патриарха Исаакия, 1050 имело под собой определенную почву. Тем временем партии цирка, «синие» и «зеленые», нарушили мир самого Иерусалима. 1051 Повеюду процветала магия. Иудеи и монофизиты относились к Империи со все большей враждебностью. Казалось, что самое Вера может утратить свои корни. Савваит Антиох, о котором мы еще услышим, призывая не верить снам, рассказывает историю о подвизавшемся в течение многих лет на Синае отшельнике, которому снились вещие сны. В одном из снов он увидел множество мучеников, апостолов и христиан, лица которых были темны и исполнены стыда, лица же Моисея, пророков и иудеев лучились светом и радостью. Тут же оставив Святую Гору, он пришел к иудеям, жившим в Hoape (Noara) и Ливиасе, по обе стороны Иорданской долины (Ноара находилась всего в трехчетырех милях от Хозивы), обрезался, взял себе жену и с этих пор вел открытую пропаганду против христианства. Антиох видел его в этом месте за год или за два до персидского нашествия. Иудеи почитали этого отступника, величая его вторым Авраамом. 1052 Эта история вызывает в памяти печальный рассказ Мосха о монахе из Месопотамии, который отправился в паломничество по Палестине и принял православие, увидев во сне жегомых адским пламенем Нестория, Феодора и других ересиархов. 1053 Вероятно, в первые годы правления Фоки Мосх и Софроний вновь покинули Палестину и отправились в Антиохию и в обители Сирии и Киликии. 1054 Однако угроза персидского нашествия вскоре заставила их вновь повернуть на юг и направиться в Египет, 1055 произошло же это, скоре всего, незадолго до свержения Фоки Ираклием и до поставления Никитою лаикакиприота Иоанна (ставшего известным как Иоанн Милостивый) на патриарший престол в 610 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), митр. Киевский. Биография В источниках о жизни И. сохранились немногочисленные сведения. Согласно «Повести временных лет», И. был священником («бе презвутер») в ц. св. Апостолов в с. Берестове под Киевом, в загородной резиденции киевских князей; вполне вероятно, являлся духовником киевского кн. св. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1016-1018, 1019-1054). Из автобиографической записи И. следует, что он был иеромонахом (см. ниже). Согласно летописному сказанию о начале Киево-Печерского монастыря, И. нередко удалялся из Берестова на лесистый холм (место буд. обители, ее «ветхая» часть), где, ископав себе «печерку малу двусажену... отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайне» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 156). Позднее на этом месте, ископав свою пещеру, поселился вернувшийся с Афона на Русь прп. Антоний Печерский . Поскольку в произведениях И. имеются свидетельства знания им греч. языка, хорошей богословской подготовки, прекрасного владения приемами риторики, нек-рые исследователи допускали, что святитель получил образование в Византии. Л. Мюллер высказал предположение, что И. приобрел опыт пустынножительства на Афоне, позднее, посетив Францию в составе одного из рус. посольств 1048-1051 гг., связанных с бракосочетанием кор. Генриха I и кнж. Анны Ярославны, познакомился с лат. богослужением ( Мюллер. 2000. С. 94-96). «Муж благ, книжен и постник», И. в 1051/52 г. (не позднее 1 марта 1052) был хиротонисан в митрополита Киевского по инициативе кн. Ярослава Владимировича («постави Ярослав Лариона митрополитомь русина в святеи Софьи, собрав епископы» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155) и стал первым русским, занявшим Киевскую кафедру. В рукописи, содержащей сочинения иерарха (ГИМ. Син. 591, посл. треть XV в.), на л. 203 находится запись, где от лица И. говорится: «Аз милостию человеколюбивааго Бога, мних и прозвитер Иларион, изволением Его от богочестивых епископ священ бых и настолован в велицем и богохранимем граде Кыеве, яко быти ми в немь митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу сыну Владимирю. Аминь». Именование киевского князя каганом, свойственное памятникам письменности XI в., свидетельствует о раннем происхождении данного текста.

http://pravenc.ru/text/389115.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010