В основных чертах богословские воззрения св. Мефодия представляются в следующих положениях. В своем тринитарном учении Мефодий признает полное божество Слова, Сына Божия, не Сына по усыновлению, но вечного Сына, Который никогда не начинал быть и никогда не перестанет быть Сыном Божиим (Sympos. VIII, 9). Однако в некоторых местах можно видеть черты субординационизма (De creatis 9; 11; Sympos. III, 4; 6; VII, 1). Что касается Св. Духа, то св. Мефодий видит в нем κπορυτ πστασις [исходящую Ипостась], Которая исходит от Отца, как Ева вышла из Адама (фрагм. IV у Bonwetsch " a, 355 1043 ). Всемогущий Бог по любви, ради людей, создал из ничего этот мир. Мир не вечен, но так как Бог не был никогда недеятельным, то потенциально (δυνμει) он от вечности был в Боге (De autexusio 22. 1044 ). Он создал его своим Словом – Логосом во времени. Существенным признаком созданного Богом во времени человека являются свобода и бессмертие: он самовластен, самодержавен, имеет самовладычественную волю и самопроизвольный выбор доброго, так как Бог создал человека для бессмертия и сделал его образом Своей вечности (De resurr. I, 36.2 1045 ; 34.3 1046 ; 57.б 1047 ; Sympos. VI, 1–2; [VIII, 15–17; ΙΓ7] 1048 )· Св. Мефодий опровергает учение о предсуществовании душ и грехопадении их, предшествующем соединению их с телом (De resurr. I, 55.4 1049 ). Грехопадение произошло по зависти диавола (De autexusio 17.5 1050 ; 18.4 sqq. 1051 ), т. е. человек направил свою свободу на непослушание заповеди Божией. Но зло в человеке не есть сущность, а дело свободы (De autexusio 13.5 1052 ). И хотя вина за грех падает не на плоть, а на душу, однако похоти господствуют над человеком посредством плоти (De resurr. И, 4.3 1053 ). Но зло в человеке не бессмертно – Бог, по благости, установил смерть (De resurr. I, 39.5 1054 ; 38.1 1055 ; 45.6 1056 ; II, 6.3 1057 ). Смерть – наказание за грех, но, как всякое наказание, оно должно служить к исправлению и обновлению (De resurr. I, 31.4 1058 ; II, 18.4 1059 ). Как художник испорченную завистью статую разбивает, чтобы обратить в массу, так поступает и Бог, когда допускает человеку умереть (De resurr. I, sq. 1060 ). Таким образом, телесная смерть в домостроительстве спасения является средством к восстановлению человека в состояние совершенного богообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Отсечение своей воли особенно необходимо монашествующим. Поэтому схиархимандрит Илиодор так много заботился об искоренении своеволия и самолюбия в своих духовных чадах. Он писал, что всякий монах, если хочет быть истинным монахом, должен отсекать свою волю и иметь смиренномудрие. «Это для всякого так необходимо, что не имея у себя того и другого, никто не может сказать о себе – я монах» 1045 . Новоначальной, поступившей в обитель, о. Илиодор объяснял: «Теперь предстоит тебе новый подвиг – учиться так жить, чтобы взявши на рамена свои спасительный крест монашеского терпения, нести оный мужественно и следовать за Христом… Подвиг же, о котором сказано выше, заключается в отсечении своей воли и покорении оной другому. Последнее для нас столь же важно, как и первое, ибо отвергая свою волю, мы с тем вместе отвергаем и пагубные советы врага, а покоряя оную другому, мы покоряемся Самому Богу» 1046 . Старец учит: «Отсечение своей воли есть первая обязанность находящихся в заведовании у старцев» 1047 . Он убеждает, что «новоначальный ничем так не совершенствуется в духовной жизни, как покорностью и отсечением своей воли» 1048 . Монахине, спрашивавшей «Что есть своя воля?», о. Илиодор отвечал: «Исполнение временных желаний, не соответствующих воле Божией, и увлечение сердца к тем предметам, в коих грешит душа» 1049 , и добавлял: «Живя по своей воле, не успеешь ни в чем» 1050 . Желающих направлять свою волю по внушению собственных мыслей о. Илиодор предостерегал от опасности: «Чадо! будь осторожна в своей жизни и не доверяй своему рассуждению, оно бесполезно» 1051 . В другом письме он писал: «Не составляешь ли своего мудрования. Этого ты берегись, иначе потеряешь навсегда и время, и подвиги, и надежду, и награду за труды» 1052 . По учению старцев всякий подвиг должен совершаться с рассуждением, соразмерно со своими как духовными, так и телесными силами, и с благословением отца духовного. Но кто живет по своему разуму и произволу, такой человек, хотя бы нес большие подвиги, однако не может преуспеть в духовной жизни, потому что все сделанное по своей воле не всегда бывает угодно Богу по причине тщеславия и превозношения 1053 . Отец Илиодор неоднократно писал об этом своим чадам, предостерегал их, казалось бы, и добрые дела начинать без благословения. «Из письма твоего видно, что у тебя есть великое желание размышлять о смерти, об участи грешных и о страшном суде Божием. По-видимому, желание у тебя и благое, но дело опасное, если ты будешь углубляться мыслию в эти страшные явления по самочинию. Поэтому и советую тебе не вдаваться ни в какие размышления без благословения старицы, чтоб… не отчаяться. Равно и о способе молитвы ты должна спрашивать и учиться у нее же, ибо и молитва поставляется в грех, если она не будет соответствовать духу смиренномудрия» 1054 . Умудренный старческим опытом, о. Илиодор объяснял, что правильный образ мыслей рождается при искреннем смирении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Единственный вопрос биоэтики, который не обсудили подробно - вмешательство в геном человека. Тем не менее, часть этой проблематики косвенно включается в позицию профессора Энгельгардта о клонировании и стимулировании воспроизводства. Конечно, вмешательство в гены подробно разбирается в его многочисленных работах. «Пемптусия», 20 Апр. - Июль 2006, с. 120-147, http://www.bioethics.org.gr/03_frame.html Здесь переводится как «светский» английский термин secular, который означает нерелигиозного и не церковного человека или объект. См. A.S. Hornby, E. V. Gatenby, H. Wakefield, The Edvanced Learner " s Dictionary of Current English, second edition, Oxford University Press 1963, с. 897. Для лучшей передачи на греческом языке термины «светский» и «обмирщеный» чередуются. См. Ι. Χρυσοστμου, Εις το Κατ Ματθαον, PG 58, 548 и Εις την Α Προς Κορινθους PG 61, 52. См. Ι. Χρυσοστμου, Ομιλα Κ εις την Προς Εφεσους, PG 62, 135. См. Мк. 10. 6. Православная этика зачастую ведет себя и как антиэтика. Для более подробного ознакомления с этой точкой зрения см. Γ. Μαντζαρδη, Παγκοσμιοποηση και Παγκοσμιτητα, Θεσσαλονκη 2001, c.123 и далее. Tom Beauchamp и James Childress, Principles of Biomedical ethics, New York, Oxford University Press 1979. См. Быт. 5. 22-24 См. Быт. 6. 9 См. Гал. 4.3 См. Ефес. 5.22 Μ. Βασιλεου, ροι κατ πλτος, ερτησις 55, PG 31, 1044 CD и 1048 BC SOPHIA=Society of Orthodox Philosophers in America. Речь идет о настоятеле Ватопедского монастыря архимандрите Ефреме. Μ. Βασιλεου, ροι κατ πλτος, ερτησις 55, PG 31, 1045 BC. Μ. Βασιλεου, ροι κατ πλτος, ερτησις 55, PG 31, 1052 BC. Γρηγορου Παλαμ, Υπρ των ιερς ησυχαζντων 2,2,30 εκδ. Π. Χρστου, τομ. 1 Θες/νικη 1962 с. 535-536. См. Γρηγορου Παλαμ, Ομιλα 53, εκδ. Οικονμου, Αθνησι 1861, с. 174, «νου δε ργανον ουδν εστν» Здесь идет речь о генной несовместимости, которая и является основной проблемой при трансплантациях. Брайан Кристофер Патридж - зять Энгельгардта (муж его дочери Христины) и директор Центра Культуры, Этики и Окружающей Среды в Гомере (Аляска).

http://pravoslavie.ru/37536.html

При характеристике нравственно-психологического состояния аскета в конечном периоде его подвижничества, в моменте проявления в его жизни осязательных благодатных плодов его подвига, наиболее часто и обычно встречаются термины: «суббота суббот” и «жатва жатвы“. 1044 Этими терминами «аскетические писатели старались охарактеризовать внутреннее состояние подвижников, свободное не от мысли только о делах житейских, а главное и от движения страстей и работы зла. 1045 Названные термины «характеризуют дух подвижника в конце аскезиса лишь с отрицательной стороны: они говорят только, что в душе аскета тогда не бывает страстей, но что именно представляет из себя душа, этого они не решают; последнее исчерпывается истолкованием видения пророка Иезекииля, которое таким образом, касается положительной стороны нравственного состояния духа подвижнического“. 1046 Общий смысл этого толкования сводится к мысли, что «духовная природа аскета бывает тогда не только чуждой страстей, но еще, по своей чистоте, становится подобной свету солнца. 1047 Такова общая характеристика того «нравственного состояния, которое является следствием подвижничества”. 1048 Но в аскетической литературе даются и более частные черты и более конкретные определения 1049 характеристики подвижнического совершенства. «По отношению к чувству определяющим началом является любовь к Богу”, 1050 отличающаяся особенной интенсивностью, характером горячей ,,пламенности”, 1051 так как объект любви созерцается непосредственно, 1052 а не при помощи каких бы то ни было понятий поскольку эти последние и всякое вообще “посредствующее начало между духом человека и Духом Божественным” 1053 устраняются совершенно. Особенность состояния ,,теоретико-познавательной способности духа человеческого” «святоотеческая аскетика видит» “в отсутствии множественности” и даже «двойственности” мышления, или, говоря положительно, видит ее в том, что тогда предметом нашего ума и притом непосредственным будет единственно и неизменно одно только Божество”. 1054 «Что касается, наконец, воли, то в состоянии святости она определяется предикатом истинной свободы”. 1055

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

1030. Вар. «подчиняешься ты Ему в свободе детей». 1031. Букв. «воспринять полноту этих вещей». 1032. Термин «песни» (tešbhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением. 1033. Вар. «с молитвенной целью». 1034. Букв. «намерением». 1035. Букв. «склоняется». 1036. Букв. «лишь отдельные " . 1037. Букв. «великого нашего подвижничества (образа жизни)». 1038. Или «удерживается от нас». 1039. Букв. «насколько удаляется он от мира разумом своим, просветленным образом, из любви к Богу». 1040. Или «в нас». 1041. Сир. " alma d–qeryana. Термин qeryana означает прежде всего чтение Писания. 1042. Букв. «и плавает он, и радуется». 1043. Вар. «из писаний Духа». 1044. Букв. «на тему домостроительства». 1045. Т.е. из догматических и аскетических сочинений учителей Церкви. 1046. Или «от цели, которая в Боге», «от мысли, к Богу». 1047. Сир. " amtana w–qutta " a. Последний термин соответствует греческому akedia (уныние, отчаяние, безнадежность). 1048. Букв. «вытаскивает». 1049. Букв. «крестит». 1050. Букв. «от этого телесного мира с его помышлениями (sukkale)». 1051. Букв. «от чтения своей меры». 1052. Т.е. для того уровня, о котором идет речь в настоящей Беседе. 1053. Букв. «этим целям», или «этим темам», т. е. книгам, написанным на эти темы. 1054. Вар. «с божественным намерением». 1055. Букв. «Средняя вершина уменьшает их». 1056. Букв. «Третья вершина уменьшает». 1057. Букв. «сопутствуют». 1058. Букв. «от простоты своей внешней продвигаются они внутрь». 1059. Букв. «вершине». 1060. Букв. «небольшого количества писания и службы псалмов». 1061. В псалмопении и молитве. 1062. Ср. авва Исаия. Слово 24,1 («О бесстрастии»): «На пути добродетелей есть падения, ибо есть враги, есть перемены, есть изменение…» 1063. Сир. hulapa означает «обмен», «замена», «перемена». 1064. Сир. (uhlapa означает «изменение», «разница». 1065. Букв. «на их пути, который в безмолвии» 1066. Текст настоящей главы переведен нами свободно. Дословный перевод затруднителен.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

III. В естественных науках израильтяне, кажется, не далеко возвышались над простейшими наблюдениями и эмпирическими познаниями. О Соломоне упоминается, что он говорил о растениях и животных всех видов, следов. занимался естествознанием ( 3Цар.5:13 ). О наблюдении над природою различных, даже чужеземных животных свидетельствуют книга Иова и Притчи Соломона, но так, что из всего этого нельзя вывести какое-либо точное представление об объеме и свойстве этих познаний. – Уже древние израильтяне были знакомы и с наиболее выдающимися созвездиями и их именами ( Иов.9:9; 26:13; 38:31 д.; Ам.5:8 ), но из этого нельзя еще заключать к познаниям в собственном смысле астрономическим, против которых говорит уже несовершенство их календаря. И если упомянутым у Исаии 38:8; 4Цар.20:11 указателем тени должны быть солнечные часы, 1048 то Ахаз, по всей вероятности, получил их из Вавилонии, откуда и еллины заимствовали свой гномон (указатель у солнечных часов) (Герод. 11, 109). – В математике их познания едва ли восходили выше простых, достаточных для обыкновенных потребностей жизни, четырех арифметических способов счисления (сравн. Лев.25:27,50 ), которым они могли научиться в Египте вместе с потребными при разделе земли элементами землемерного искусства. 1049 IV. Судя по частому упоминанию о враче ( Исх.15:26 ; Ис.3:7 ; Иер.8:22 ; Сир.10:11; 38:1 ; Мф.9:12 ; Мк.5:26 ; Лк.4:23 и др.), медициною израильтяне должны были особенно заниматься с древнего времени, и врачи умели лечить ( Исх.21:19 ; 4Цар.8:29 ; Иез.30:21 ) раны и внешние вереда перевязкою, елеем ( Ис.1:6 ; Лк.10:34 ), бальзамом ( Иер.46:11; 51:8 ), пластырями ( 4Цар.20:7 ) и мазями, приготовленными из трав ( Сир.38:8 ). Постановления о проказе показывают, что законодатель был довольно знаком с различными видами сыпей (сравн, § 114). И не только Моисей, но и другие израильтяне были в состоянии усвоить себе различные практические медицинские познания египтян, у которых исстари медицина так была развита, что для различных болезней имела особенных врачей. 1050 Но насколько успевали израильские врачи в этом искусстве, точных сведений нет. Из точных указаний В. и Н. Завета ясно только то, что были попытки к лечению даже внутренних болезней ( 4Цар.16:12 ; Лк.8:43 ), 1051 и что больные часто посещали целительные источники, которыми владела Палестина. 1052 Впрочем, из того, что освидетельствование прокаженного и объявление его чистым предоставляется законом священникам, никоим образом не следует, что священники преимущественно занимались врачебною наукою. 1053 То, что закон предоставляет им, нисколько не касается лечения проказы. – И об употреблении магических средств нельзя представить из Писания никакого доказательства. 1054 Глава вторая – Изящные искусства

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей Руси рано вошли в научный оборот, но их данные о русско-ордынских отношениях сравнительно мало использовались в исторических исследованиях, даже специально посвященных проблемам монголо-татарского ига на Руси и борьбы с ним. Задача настоящей работы – очертить основные вопросы русско-ордынских отношений, получившие отражение в духовных и договорных грамотах и заслуживающие специального изучения с привлечением всех других видов источников. 1 . Выплата дани-выхода, ее размеры, способ раскладки 1043 , порядок сбора 1044 . Следует отметить, что обычно упускается из виду, что 1480 и даже 1502 годы не положили конец платежам (в меньших, может быть, размерах, чем выход в Золотую Орду) со стороны Русского государства Крымскому, Казанскому и Астраханскому ханствам и на содержание служилых татарских царевичей и их слуг. Это были реальные и не такие уж незначительные платежи, а не просто позднейшие подарки-поминки. Их выплата фиксируется в духовной грамоте Ивана III (1504) и договорах его сыновей Василия и Юрия (1504 и 1531) 1045 . В духовных и договорных грамотах отражены разные коллизии среди русских князей по поводу дани: уплата одними выхода, в долг за других, предоставление льгот 1046 . Многократно (начиная с духовной Дмитрия Донского и его последнего договора с Владимиром Серпуховским) высказаны в грамотах надежды на то, что русские князья перестанут платить дань Орде и все собираемые средства тогда останутся у них. При этом в одних случаях речь идет о том, что «переменит Бог Орду» 1047 , а в других (начиная с Василия II, а постоянно – с Ивана III) – что великий князь, через которого шла дань, ее «не даст» 1048 . 2 . Другие повинности в пользу Орды – ям 1049 , обслуживание и содержание татарских послов 1050 . 3 . Штат обслуживания ордынских интересов на Руси – «численные люди» 1051 , «ордынцы» 1052 , «делюи» 1053 . 4 . Опасения (реальные) по поводу возможного захвата русских земель татарами 1054 . 5 . Обязательства оповещать друг друга о замыслах противников, в том числе ордынцев, против одного из договаривающихся князей, когда эти замыслы становятся известны другому («А добра ти нам хотети во всемь, в Орде и на Руси. А что ти слышев о нашем добре или о лисе от крестьянина или от поганина, то ти нам поведати в правду, без примышленья, по целованию, без хитрости») 1055 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    1048 Балдуин — младший брат Готфрида Бульонского, будущий граф эдесский и король иерусалимский (см. о нем Wollf, Koenig Balduin I ...).     1049 Чтобы выразить отношение принесшего клятву крестоносца к Алексею, Анна употребляет здесь термин δουλεα; ср. ниже δολος.     1050 По мнению Дюканжа (Ducange, In Alex., p. 612), речь идет о Роберте Парижском. Идентификация весьма гипотетична.     1051 Гемилохит (μιλοχτης) — командир «полулоха» (μιλχος). См. Ael. Tact., 5.     1052 Старый враг Византии, Боэмунд имел особые счеты с империей и особые причины для участия в крестовом походе. Роберт Гвискар оставил Боэмунда наследником земель к востоку от Адриатики, земель, которые норманнам фактически не принадлежали и которые еще должны были быть отвоеваны у Византии. В Италии же наследником Роберта стал брат Боэмунда, Рожер Борса.    Боэмунд вступил в борьбу с Рожером Борсой, которого поддерживал его дядя Рожер Сицилийский. Хотя Боэмунд и достиг в этой борьбе определенных успехов, тем не менее он не оставлял мечты осуществить заветы отца и отвоевать себе земли на Востоке. В момент начала крестоносного движения Боэмунд, объединившись со своими врагами (Рожером Борсой и Рожером Сицилийским), осаждал восставшую Амальфи и, по утверждению автора «Деяний франков», даже не знал о подготовке этого похода. Когда же крестоносные войска прибыли в Италию, он с энтузиазмом согласился участвовать в походе и снял осаду города. К Боэмунду присоединилось много знати, и в октябре 1096 г. флот Боэмунда отплыл из Бари. Из Эпира войско Боэмунда двигалось через Касторию и далее по Via Egnatia. 1 апреля Боэмунд дошел до Русия, где оставил свои войска под командованием Танкреда, а сам 9 апреля 1097 г. прибыл в Константинополь (см. Gesta, II, 5; Ord. Vit., IX, 6). Анна утверждает, что войско его было невелико. Этому соответствуют и слова автора «Деяний франков» (Gesta, Ι, 4): «Войско Боэмунда было меньше, чем Готфрида, но оно было хорошо вооружено и обучено» (см.: Setton..., Α history..., р. 270 sq.; Runciman, Α history..., Ι, p. 154 sq.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

2. Итак, говорят, что этой птице свойственна хитрость, ложь, изворотливость, что она умеет ловко обманывать охотника и знает способы, как увести его от своих птенцов, и не чужды ей разнообразные уловки, с помощью которых она спасает от охотника свое гнездо и кладку. И конечно, если он будет настойчив, она будет его водить за нос до тех пор, пока у потомства не появится возможность скрыться и пока она не даст знак. А когда она почувствует, что птенцы вне опасности, тогда и сама ускользает и своим лукавым искусством оставляет ловца ни с чем. 3. Говорят также, что куропатки спариваются между собой без разбора, что самцы наскакивают на самок с сильным натиском и пылкая охота их ни на кого одного не направлена. Потому и считается, что это нечистое, злокозненное и лживое животное можно сравнить с лживым врагом и обольстителем рода человеческого и с отцом нечистоты. Итак, закричала куропатка ( Иер. 17 . И), получившая имя от погибели, 1047 тот сатана, который по-нашему зовется «врагом». Закричал он сперва в Еве, 1048 закричал и в Каине, 1049 закричал и в фараоне. 1050 Дафане, Авироне, Корее. 1051 Закричал он в иудеях, когда они искали себе богов, в то время как Моисей принимал закон. 1052 И вновь он закричал, когда они сказали о Спасителе: Да будет распят, да будет распят! Кровь Его на нас и на детях наших ( Мф. 27. 23, 25 ). Закричал, когда они потребовали себе царя, 1053 чтобы отступить от Господа Бога Царя. Закричал он во всяком суетном и вероломном. 4. Этими криками собрал он себе народы, которые не он сотворил; ибо Бог сотворил человека по образу Своему ( Быт. 1. 27 ), а дьявол присвоил себе человека лживой своей речью. Собрал он себе племена и народы, собирая богатство неправедно ( Иер. 17. 11 ). Поэтому в пословице говорится о скупом богаче, что эта куропатка собирает богатства неправедно. А мой Иисус как Добрый Судия все делает по правде, Он пришел, как написано, говоря: Я изрекаю правду и суд спасения ( Ис. 63. 1 ). 5. Итак, лишив этого преимущества ту куропатку-дьявола, Он отобрал у нее неправедно собранные богатства многих и призвал от заблуждений души язычников и умы сбившихся с пути народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1048, 1052 и 1053 тех же законов о состояниях, метрические свидетельства должны быть выдаваемы поверенному доверителя на общем основании выдачи всякого рода документов поверенным, без требования от просителя доказательств специального уполномочия на право получения им собственно метрических свидетельств. Соглашаясь с таковым предложением Г. Синодального Обер-Прокурора, Святейший Синод определяет: дать знать о вышеизложенном по духовному ведомству для исполнения и руководства циркулярными указами Епархиальным Преосвященным, Синодальным Конторам и Главным Священникам и напечатать настоящее определение в Церковном Вестнике. Июля 15 дня 1887 года. 18. -слушали: представленный Председателем Училищного при Святейшем Синоде Совета, от 25 Августа сего года 435, журнал Совета за 102, относительно порядка утверждения в званиях попечителей и почётных попечителей церковно-приходских школ. Приказали: имея в виду, что некоторые Епархиальные Преосвященные неоднократно обращались в Святейший Синод с ходатайствами об утверждении в звании почётных попечителей одной школы, Святейший Синод, определяет: разъяснить Епархиальным Преосвященным циркулярными указами, что на основании § 16 правил о церковно-приходских школах лица, обнаружившие особую ревность о распространении народного образования в духе православной церкви, утверждаются Святейшим Синодом, по представлениям Епархиальных Преосвященных, в звании почётных попечителей не одной какой либо школы, а всех церковно-приходских школ одного или нескольких благочиннических округов, утверждение же в звании попечителя одной церковно-приходской школы, на основании § 15 тех же правил, зависит от усмотрения Епархиальных Преосвященных, и разрешения на сие от Святейшего Синода не требуется. Октября 8 дня 1887 года. 19. -имели суждение о необходимости издания особого еженедельного духовного журнала. И, по справке, Приказали: Все законоположения и правительственные распоряжения, состоявшиеся, по духовному ведомству, или непосредственному к сему ведомству относившиеся, были печатаемы с 1859 года в журнале «Духовная Беседа», а с 1876 года в журнале «Церковный Вестник», издаваемом С.-Петербургскою духовною академией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010