Познание и само-познание личности еще раз оказывается не столько прерогативой чистого «“разума”, сколько прерогативой свободы личности, поэтому всегда остается живым и динамичным» 1045 . Повторяя мысль Ф. М. Достоевского, преп. Иустин пишет, что «личное самосовершенствование не только начало всему, но и продолжение всего и исход» 1046 . Жития святых призваны наглядно показать, «как совершенная человеческая личность, совершенный человек строятся и образуются» 1047 , как динамика личности меняет свой вектор от слепого и разрушительного для личности эгоцентризма на созидательный для нее «теоцентризм» 1048 . Жизнь в целом убедительно показывает, что человек действует в своей личной и общечеловеческой истории «как творческое существо, одаренное исключительным динамизмом» 1049 . С точки зрения верующего наблюдателя, можно говорить об исторической «эпопее кристаллизации личного и национального характера» 1050 христианских народов, о «постоянном созидании личности, нового человека» 1051 с помощью Христовой веры. Именно «религия становится средством… расширения, углубления, обесконечивания человеческой личности» 1052 . Динамизм человеческой личности направлен к созиданию т. н. «всечеловеческой личности» 1053 , подобной Личности Христа в своей всеобъемлющей любви. Однако свобода человеческой личности открывает возможность и отрицательной ее динамики. Так, в результате грехопадения «личность обесценена и разорена», человек стал вещью 1054 . Грех ведет к личностной «дезинтеграции», к «обезличиванию личности» человека 1055 . Свою свободу и власть личность в состоянии греха уступает сатане, который «восседает, как царь, на троне человеческой личности – на уме, и обладает всем человеком, всеми его познавательными способностями, всеми понятиями и знаниями» 1056 . Вместо креативной и подлинно свободной синергии личностей Бога и человека возникает разрушительная синергия «комбинированного человеческого духа с греховным духом сатаны» 1057 . В подобной динамике состоит «экзистенциальная угроза обезличивания и бессмысленности всего человеческого» 1058 бытия. 2.5.10. Общение, кафоличность и перихоретичность личности Кроме того, сербская богословская мысль XX в. определяет человеческую личность как призванную к соборности 1059 , т. е. имеющую онтологическую потребность в общении с себе подобными. Человек как личность «существует в отношениях» 1060 и, по образу Троичной гармонии Ипостасей, интуитивно стремится к «симфонии личностей» 1061 . Личность человека органически связана с обществом, а общество – с каждой отдельной личностью. Сообщность людей, как «собор реальных личностей» 1062 , может стать образом внутри-троичного бытия в динамике Божественной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

С другой стороны, другая всех привела в замешательство, обвиняя царя и говоря: «Ты рассудил правильно, о царь, украшает тебя суд, увенчивает тебя убийство. Ты благочестиво учреждаешь законы и, запятнавши себя убийством, исполняешь свой долг. Да будет написан для всей вселенной такой закон: “Если кто-то имеет ребенка, расчленив его, пусть разделит с той, которая не имеет». Я хвалю закон, хотя и обижена; я одобряю суд. Почему медлит меч? Несправедлив ко мне палач: для того, чтобы отдавать жестокие приказания, палачи нуждаются в палачах: прибавь к жестокости нравов и гнев, рождающийся от скорби. Воистину, подобного тебе не было и после тебя не будет». На это ответил Соломон: «Ты не склонишь меня на свою сторону лестью, о женщина, и из-за восхвалений я не подарю тебе чужого, ибо, по моему мнению, то, что ты беспощадна к младенцу, показывает, что не ты его родная мать. Итак, уходи домой, взяв своего, мертвого, и его рассекай, как хочешь, угождай зависти и воюй с природой».  Итак, нынешние события, вплоть до самого суда, подобны тем, о которых рассказано. С одной стороны, отец уступил свое место тем, кто стремился к этому 1048 , и присоединил, если бы они захотели, ради любви к детям и свою душу; с другой стороны, и тех, кого [отец] родил словом, и тех, кого он не родил, но кто был совершенным и возжелал отеческого гласа, – всех тот, кто обладал властью, счел справедливым уничтожить руками палачей. Но в суде есть различия. Ибо щадящий детей и являющийся истинным отцом был изгнан, а другой, жаждущий их убийства, был сочтен отцом. Ибо в то время судьей был не молодой Соломон, сын Давида, а старый, сын Астарты 1049 . Ведь именно он, вовсе не по причине самой истины, а по отсутствию мужества, уступая естеству, присущему мужскому полу, прибег к женскому и избрал тех, от которых научился и немощи чьей природы и сребролюбивому нраву подчинился, чтобы иметь возможность посрамить истину. 1050 Диаконисса Олимпиада. Среди них неразумный поставил и ту дивную жену 1051 , если, конечно, можно назвать ее, в большой мере превзошедшую силой и мудростью даже мужскую природу, женщиной 1052 , Олимпиаду, новую Фиву 1053 , деву, мудрствующую во вдовстве 1054 , бедную в богатстве и богатую в бедности, всегда униженную ради Христа, как будто она господствовала над наполненным глиняным сосудом 1055 , воспринявшую мужество, превзошедшую всякую мужскую мысль, но обладающую, в то же время, свойственной женщинам нежностью тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Месопотамии или плоской Сирии, и Арама Цованского 1046 и Арама Дамасского 1047 ; а потому правильнее думать, что и название Ассирийским еврейского квадратного шрифта, производимого некоторыми учеными из Сирии, основывается не на этом происхождении его и следовательно не на смешанном употреблении имен обеих стран одного вместо другого, но на древнем предании, которое первоначальным отечеством названного шрифта считало Ассирию, откуда вероятно и заимствовали его сперва Сирийцы, а потом чрез этих последних и Евреи 1048 . Впрочем если бы даже и можно было допустить употребление на библейском языке имени Ассура для означения Сирийского царства Селевкидов, то и тогда бы содержание псалма одинаково не соответствовало историческим обстоятельствам Маккавейского периода; потому что при участии в союзе против Иудеев могущественное в то время царство Сирийское должно бы было занимать первенствующее и господствующее положение между союзными, большею частью зависимыми от него народами, между тем как в псалме Ассур занимает второстепенное и подчиненное положение, являясь помощником Моавитян и Аммонитян: «Ассур пристал к ним (союзным народам); они стали мышцею сынов Лотовых» (ст. 9). Нельзя наконец не заметить и того, что по описанию псалмопевца все исчисленные им народы состояли в союзе против Израиля; между тем во времена Иуды Маккавея многочисленные враги Иудеев, если по своим именам и совпадают большею частью с врагами, названными в псалме 1049 , то почти все они действовали против них отдельно, не вступая в союз между собою, и отдельно были отражаемы и усмиряемы Иудою 1050 . Таким образом, ни одно из трех приведенных мнений о происхождении 82-го псалма, не смотря на кажущуюся с первого взгляда некоторую вероятность, не выдерживает здравой исторической и логической критики. По сличению описанного в нем враждебного союза с описаниями других подобных союзов против Израиля в его истории, наиболее сходства и отсутствия исторических несообразностей представляет враждебный союз против Иудеев, бывший в царствование Иосафата 1051 , который потому кажется всего вероятнее признавать историческим поводом к написанию псалма 1052 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Праведно стязание сердца да содеет, по тому познание прияти успеет. Аще бо смирением противен гордости и благоволением въпреки есть зависти: Аще язык ласкающ сердца 1048 не прелщает и о чуждем блаженстве радость в себе знает, И аще зла не хощет за зло воздаяти, паче же благостынми 1049 злобы побеждати; Аще хощет обиды многия забыти, подобие Божие в себе сохранити, Иже на праведники дождь Свой изливает 1050 и неправедных дара того не лишает, И елма на благия солнце Си сияет, в то же время и злыя люди озаряет; Аще наконец любовь совершенну в себе, во-первых, к царствующу Господу на небе Обрящет, потом к ближним, во мире живущим 1051 , паче же и ко врагом, злохотником 1052 сущим 1053 , Им же, яко самому себе, благ желает и молитву ко Богу о них возсылает, Подобяся Христови, о вразех молившу Отца и прощения грехов им просившу; Сия аще кто в сердце своем обретает, известно, яко в нем Бог живет, то да знает. Ибо сия доброты не могут пребыти, амо же не изволит Бог всещедрый жити. Бог неизменен 1054 Господь Бог неизменен выну пребывает, ибо по естеству Си смерти не познает. Ни иначествуется, выну единаков, каков бяше прежде век, присно будет таков. Ни же местом 1055 пременен, ибо недвижимый, вся места исполняет, не местно держимый. И воля постоянна 1056 есть во веки Его, никогда хотения менит Он Своего. И действа образ той же выну соблюдает; словом. Бог непреложен всяко пребывает. Бога не знающий Иже Бога не хощет в животе си знати, того в год смерти Господь не имать познати. Богоподобие Демосфин, вопрошенный: Что уподобляет Богови человека? сице отвещает: Подобит Богу, еже всем благотворити и, лжю ненавидяще 1057 , истинну любити. Богатии неудобь входят в небо Неудобь богатии во царствие входят, зане же им богатства препятия родят. Неудобь богатии ко Божию слову, еже послушати, мысль имеют готову. Яко бо клас в тернии удавлен бывает, тако слово в печалех богатств исчезает. К тому, чуждая оным нрав есть удержати или от родителей в наследстве прияти. Чуждая же держащим 1076 несть мощно спастися;

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

1051 зак. о сост. т. IX, св. изд. 1876 г. и согласно ст. 275-й уст. Дух. Кон., выдача метрических свидетельств поверенному может быть разрешена только при таком условии, если в выданной ему доверенности, общей или специальной, определительно выражено уполномочие на получение им именно «метрических свидетельств о событиях, касающихся личности его доверителя»; в тех же случаях, когда поверенным испрашиваются метрическия свидетельства о событиях, касающихся или умерших уже родственников его доверителя, или же таких, находящихся еще в живых лиц, свидетельства о которых вправе испрашивать сам доверитель просителя, по ст. 1048, 1052 и 1053 тех же законов о состояниях метрическия свидетельства должны быть выдаваемы поверенному доверителя на общем основании выдачи всякаго рода документов поверенным, без требования от просителя доказательств специальнаго уполномочия на право получения им собственно метрических свидетельств» 25 ; что касается выдачи новых метрических свидетельств, то указания на это находим в ст. 276 уст. конс, и ст. 1050-й т. IX Св. Зак. изд. 1876 г.; вторичная же выдача метрических свидетельств по частным просьбам запрещается ст. 1049-й т. IX Св. Зак. изд. 1876 г., чего не находим в Уст. Д. Кон. 26 ; в разъяснение же вопроса о том, могут ли быть выдаваемы справки из метрических книг о событиях рождения и брака тем лицам, коим выданы уже метрические свидетельства о сем, Св. Синод циркулярными указами к Епарх. Преосвященным и др. духовным властям 27 мая 1888 г. сообщил: «по делам, производящимся в административных присутственных местах и по делам, производящимся в судебных местах прежняго устройства, сами сии присутственныя места, по просьбам частных лиц и по собственному усмотрению, в случае надобности, могут обращаться в Консистории с требованиями справок, или сведений из метрических книг и таковыя сведения должны быть доставляемы Консисториями (Уст. Д. Кон. ст. 263 и 264). В местностях же, в коих введены в действие Судебные Уставы, судебныя места ни в каком случае не собирают доказательств или справок сами, а основывают решения исключительно на доказательствах, представленных тяжущимися (82 и 367 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

его переводную «речь») касается вопроса об «эволюции и этике» 1046 . Речь последнего, хотя и встреченная известною, расположенною к выводам эволюционизма, частью общества сочувственно, может в действительности только сбить с толку человека неустойчивого в своих убеждениях. Статья Бекетова не оправдывает имени автора. Некоторые статьи занимаются решением «вопроса о свободе воли» (напр., Н. Зверева... 1047 , значение которого в системе этики уже намечено выше 1048 . Помимо отмеченных статей, занимающихся вышеуказанными вопросами, весьма важными и часто коренными, многие посвящены то изложению, то вместе с тем и критике нравственного мировоззрения тех или иных представителей философской морали. Так, проф. Лопатин посвящает свою статью выяснению «нравственного учения Канта» 1049 , Бао – «Вундта» 1050 , В. Преображенский – «Фр. Нитше» 1051 ; Э. Радлов пишет «об этических отрывках Демокрита» 1052 ; Б. Н. Чичерин и Шершеневич дают статьи «по поводу книги В. С. Соловьева Оправданье Добра» 1053 ; г. Штейн характеризует Леопарди и его пессимизм» 1054 ... Ср. статью Астафьева: «Генезис нравственного идеала декадента» 1055 . В названном ряду статей особенное внимание обращают на себя принадлежащие – Б. Н. Чичерину, П. Е. Астафьеву, В. Преображенскому и отчасти друг. Обращают на себя внимание также статьи, вызванные известною теорией Ломброзо. Здесь могут быть названы следующие: Д-ра А. Е. Щербака «Преступный человек. Врожденный преступник – нравственно помешанный – эпилептик. По Lombroso» 1056 (интересна строгая критика воззрений последнего, делаемая русским ученым); П. Матвеева «Атавизм в современном французском романе» (т. е., в «Человеке-звере» Золя) 1057 (автор статьи прекрасно разбивает «доктрину атавизма», отрицая за ней «научное значение»). Обе статьи и интересны, и поучительны в большой степени. Здесь-же попутно назовем и порекомендуем обстоятельную и важную статью проф. В. Ф. Чижа: «Нравственность душевно-больных» 1058 , заслуживающую такого же серьезного внимания, на какое имеют право и другие подобного же характера его статьи 1059 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

1043 Эту греховную связь ума (Адама) с чувством (Евой) порождает δον [удовольствие] (змей); последнее, как начало отрицательное, – оно уничтожает добродетель и порождает порок, 1044 – и есть, собственно, основание греха. 1045 Но так как седалищем удовольствий и пожеланий ( δονν γρ κα πιθυμιν χρα τ σμα 1046 ) и вообще чувственности 1047 является тело, которое, согласно убеждению Филона, есть нечто, само по себе мёртвое и мертвенное, 1048 есть некая сама по себе вредная вещь, 1049 есть тень 1050  и прах ( χος 1051 ), то в нём Филон, как истый пифагореец, и видит источник всякого зла. 1052 Отсюда, хотя александрийский философ и признаёт вместе со стоиками много аффектов, однако начало их полагает не в γεμονικν, как стоики, а в чувственной части человека и, именно, в теле. 1053 «Зло, – говорит он, – появилось на земле 1054 тогда, когда души, дотоле чуждые всякой телесности, приняли настоящие тела и через то лишились чистоты своей природы 1055 и связанного с нею созерцания Божества 1056 ; грех скрыт, таким образом, в самом акте рождения человека и появления его в этом материальном мире». 1057 Ясно, что в данном случае Филон находится под влиянием учения Платона, 1058 который признавал реальное бытие только за идеями, но не за изменчивой и неустойчивой материей ( το μη ν). Правда, разграничение Платоном истинного и не истинного бытия носило больше метафизический, чем этический, характер, однако, в его учении было достаточно данных для того, чтобы его (в особенности позднейшие) ученики «сущее» отождествляли с добром, а «не сущее» со злом; по крайней мере, Платон в материи видел πρτον κακν, «в сравнении с которым всё другое может быть рассматриваемо, лишь как зло производное – вторичное или даже третичное. 1059 Наряду с таким объяснением происхождения греха мы находим у Филона и другое, согласное с библейским повествованием о грехопадении первых людей, по которому начало греха полагалось в свободной воле человека. Плоть, рассуждает Филон, не влечёт человека ко злу непреодолимо, человек сам соизволяет на него, 1060 ставя при этом на место Бога 1061 свой ум и даже чувственность и вообще на место небесных – земные и преходящие вещи, 1062 откуда, с точки зрения внутренней жизни, грех тесно связывается с себялюбием 1063 или гордостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1011 После Плиния (см. выше) это следующее по времени упоминание венедов, которых многие считали славянами. О проблемах, связанных со славянством тацитовых венедов, и анализ настоящего текста см. подробнее: Свод 1994. С. 37–45. 1017 Тацит называет эти панцири «катафрактами». Сарматская конница славилась катафрактариями – всадниками в тяжелом вооружении. 1021 Речь идет о событиях 49 г. н. э. О боспорском царе Митридате см. подробнее: Dio, LX, 8. Тацит подробно рассказывал о его судьбе в утраченной части «Анналов». 1022 Авл Дидий Галл (в 40 г. он был легатом pro praetore провинции Мезия) низверг в 46 г. с боспорского престола Митридата и посадил на его место его брата Котиса. 1024 Меотийское племя дандариев зафиксировано на Боспоре эпиграфическими документами (IOSPE, II, 66; 344). 1035 Этот эпизод борьбы римлян с сарматами известен только из настоящего текста. Далее биограф сообщает, что император Траян сделал Адриана консулом за эту победу. 1038 Предполагается, что им был Распараган, известный нам из надписей (CIL, V, 32–33), в которых говорится, что он умер, приняв римское гражданство, в г. Пола; при этом он назван в надписях rex Roxolanorum и rex Sarmatarum. 1042 Возможно, под куратором подразумевается правитель Вифинии, который в разные периоды истории Боспора курировал его дела. 1045 Германские и сарматские племена вели во время правления Марка Аврелия ожесточенные бои на границе Римской империи, особенно во время I Маркоманнской войны (166–175 гг.) и в конце его правления (конец 70-х гг.). 1048 Марк Клодий Пупиен Максим был императором в 238 г. вместе с Децимом Целием Кальвином Бальбином. 1052 Валериан – римский император в 253–259 гг., отец Галлиена, попал в 259 г. в персидский плен и вскоре был казнен. 1053 Под скифами часто понимались различные племена Северного Причерноморья, в данном случае – готы. 1063 Описание гуннов у Аммиана является самым полным и «классическим» в позднеантичной историко-географической литературе. 1066 Речь идет об Аланских, или Алаунских горах, расположенных где-то к северо-западу от Каспийского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А как нарядитца, и ему быть до государева пришествия в особой избе. А с ним быти 2-м человеком ис старых рядовых сокольников первым, из 2-й и из 3-й статьи: из 2-й Микитке Плещееву, из 3-й Мишке Ерофееву; да и ево сокольником поддатнем 1048 всем быти, которые останутца за нарядом, в лутчем платье и в нарядных рукавицах. И уредя и устроя все по чину. И станет сам подсокольничей перед нарядом, мало поотступя от стола направо. А стоит в ферезее, 1049 надев шапку искривя, и дожидаетца государева пришествия с начальными сокольники и со всеми рядовыми. СТАТЬИ ПРИ ГОСУДАРЕВЕ ПРИШЕСТВИИ 1 . Как государь, царь и великий князь, Алексей Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, придет в переднюю избу Сокольничья пути и, пришед, изволит сесть на своем государеве месте, и старшей потсокольничей с начальными соколники, и с рядовыми старыми сокольниками, и с поддатнями государю челом ударит. А шапка потсокольничему сняти в ту пору, как увидит государевы пресветлые очи. И челом ударя государю, подсокольничей отступит от стола и от наряду на правую сторону. И мало постояв, подступает бережно и докладывает государя, а молыт: «Время ли, государь, образцу и чину быть?» И государь изволит молыть: «Время, объявляй образец и чин». И потсокольничей отступает на свое место. И став на месте и поонравяся добролично и добровидно, кликнет начальнова сокольника четвертова и молыт: «Четвертой начальной, Терентей Толубеев, прими у Андрушки челига, розмыть, 1050 нововыборнова статьи, и поднеси ко мне». И тот начальной сокольник, приняв челига, поднесет к нему, и он велит держать подле себя по указу. А мало поноровя, 1051 подсоколничей а молыт: «Началные, время наряду и час красоте». И начальные емлют с стола наряд: 1-й, Парфеней, возьмет клобучек, 1052 по бархату червчетому 1053 шит серебром с совкою нарядною; 1054 2-й, Михей, возьмет колокольцы серебреные позолочены; 3-й, Левонтей, возьмет обнасцы и должик 1055 тканые з золотом волоченым. И уготовя весь наряд на руках, подшед к потсокольничему, начальные сокольники нарежают кречета; Левонтей кладет обнасцы и должик, Михей кладет колокольцы, Парфеней кладет клобучок с совкою. А нарядя начальные кречета, отступают к прежним своим местам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

ib. 583 A. 1046 Necessarium est.... ut Ecclesiae fidelis aggregetur et saeramenta ejus participet. Expos. Ep. Korn. IV, 10 c. 925 D. Quis divinorum sacramenta beneficiorum, quae in Ecclesia fiunt. operationi divinae gratiae, qua Spiritus S. intelligitur, nesciat specialiter ascribi? Ер. 1, 12 c. 163 AB. 1047 Si praecepto Domini ante octavam diem a circumcisione parvi inhibeantur, videtur crudelis divina sententia in damnationem talium qui et his circumcisionem necessariam institute, et circumcidi qnando possent non permittit... Sed hoc quidem objectioni in nostri quoque sacramenti institutione, id est baptismi redundare videtur, cum videlicet propter aquae tantum absentiam deesse nonnullis baptismum contingat, quem in aqua solummodo Dominus constituit, nec tamen eos, cum vel ipsi ad hoc nitantur, vel alii propter eos. salvandos esse definimus absque baptismo, nisi interveniat marturium. Providentiae itaque divinae omnem ejus dispositionem cominittentes, qui solus novit quare hunc elegerit, illum vero reprobaverit, auctoritatem Scripturae quam ipse dedit immobilem teneamur, ut videlicet tempore circumcisionis nnllos de semine Abrahae sine ilia mortuos temere asseramus salvari, nisi torte pro Domino interfecti sint, sicut de innocentibus creditur. Expos. Ep. Rom. II, 4 c. 845 CD – 846 A. 1048 Filiis primorum parentum, quibus pariter omnibus etiam pro cuipa ipsorum patrum iratus est Deus... singulis propria necessaria est absolutio, quae levissima nobis institute est in baptismo, ubt pro alieno quo obligantur peccato aliena tides patrinorumque confessio intercedat. ib. 5 c. 872 BC. 1049 В крещении ita interior homo a peccatis mundatur, sicut exterior a corporalibus sordibus. Introd, in theol. 1, 2 c. 984 A. 1052 Abrahae fides, qua in Deum credidit, reputala est ei apud Deiuu in justitiam, id est. Deus eum justum esse reputavit, et remuneratione justorum dignum judicavit. Dixi reputa est, ergo quaeramus, in ipso Abra­ham quomodo id est quando sit ei reputata fides ejus in justitiam, utrum videlicet antequam circumeideretur vel post ut per eum videlicet et de caeteris hominibus judicare possimus utrum videlicet soli circumcisi hanc beatitudinem justitiae assequantur, an non.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010