И здесь мы видим попечительность Божию, по которой так называемое неравенство есть причина житейских удобств и основание благоустроенного общежития» (извлеч. с опущ. некот. мест из твор. блаж. Феодорита). 10. Изречения слова Божия о довольстве своим состоянием – Благочестие с довольством великое приобретение: «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» ( Притч. 15:16 ). «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» ( 1Тим. 6:6 ). Верующие должны быть довольными: а) во всяком своем состоянии: – " В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» ( 1Кор. 7:24 ). – «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, быть в сытости  и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке», – говорит св. ап. Павел ( Флп. 4:12 ). – «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» ( Еккл. 7:10 ). б) тем, чем они владеют: – «Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою» ( Притч. 16:8 ). – «Я научился быть довольным тем, что у меня есть», – говорит св. ап. Павел ( Флп. 4:11 ). в) своими доходами: – «Спрашивали Иоанна (Крестителя)... воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте... и довольствуйтесь своим жалованьем» ( Лк. 3:14 ). г) пищею и одеждою: – «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем», – учит св. ап. Павел. ( 1Тим. 6:8 ). – Лучше умеренное состояние с миром и любовию, чем изобильное с немирством и враждой: «Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с... томлением духа» ( Еккл. 4:6 ). – «Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» ( Притч. 15:17 ). – «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» ( Притч. 17:1 ); – «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтоб, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч. 30:8, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. Об этом Иасоне упоминается в Деяниях апостольских, как о подъявшем опасности весьма мужественно (Деян.17:6). А сродники они апостола не только по плоти, но и, что гораздо важнее, по благочестию; ибо если бы они не были таковыми, то не упомянул бы о них. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Великое дело - быть писцом Павла. А пишет это Тертий не для того, чтобы похвалить самого себя, но для того чтобы привлечь к себе большую любовь римлян, как послуживший в написании послания к ним. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. То есть принимавший меня у себя в доме. Далее, что Гаий принимал у себя всю Церковь и самого Павла, это великая похвала; ибо Павел не пошел бы к нему, если бы не нашел его достойным. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. То есть попечитель и казначей города Коринфа. Упоминает о нем, дабы ты узнал, что ни богатство, ни чин никому не служат препятствием в вере и правой жизни. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. В основание или в начало своего послания положил там следующие слова: благодать вам и мир (Рим.1:7). И теперь, полагая предел или конец посланию, заключает тем же, молясь, чтобы благодать Божия всегда пребывала со всеми римлянами. Это черта учителя - помогать ученикам не только словом, но и молитвой; почему и говорили апостолы: а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян.6:4). Благодать же да сохранит и нас, не от дел надеющихся найти места спасения, но всецело уповающих на божественную благодать и милосердие, а посредством ее да станем выше сетей сатаны, сокрушив их под ногами своими во Христе Иисусе, Господе нашем. Которому слава во веки. Аминь. Примечания 1. Св. Васил. Вел. Правила, кратко изложенные: Твор., ч.5. стр.352-354, Москва, 1849. 2. Когда обличаю его (смотри выше - 14:10 и след.). 3. На это есть свидетельства и в Священном Писании, и у св. отцов Церкви. Так, Господь говорит: восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса (σημεα και τρατα), чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф.24:24, ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. Об этом Иасоне упоминается в Деяниях апостольских, как о подъявшем опасности весьма мужественно (Деян. 17:6). А сродники они апостола не только по плоти, но и, что гораздо важнее, по благочестию; ибо если бы они не были таковыми, то не упомянул бы о них. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Великое дело — быть писцом Павла. А пишет это Тертий не для того, чтобы похвалить самого себя, но для того чтобы привлечь к себе большую любовь римлян, как послуживший в написании послания к ним. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. То есть принимавший меня у себя в доме. Далее, что Гаий принимал у себя всю Церковь и самого Павла, это великая похвала; ибо Павел не пошел бы к нему, если бы не нашел его достойным. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. То есть попечитель и казначей города Коринфа. Упоминает о нем, дабы ты узнал, что ни богатство, ни чин никому не служат препятствием в вере и правой жизни. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. В основание или в начало своего послания положил там следующие слова: благодать вам и мир (Рим. 1:7). И теперь, полагая предел или конец посланию, заключает тем же, молясь, чтобы благодать Божия всегда пребывала со всеми римлянами. Это черта учителя — помогать ученикам не только словом, но и молитвой; почему и говорили апостолы: а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян. 6:4). Благодать же да сохранит и нас, не от дел надеющихся найти места спасения, но всецело уповающих на божественную благодать и милосердие, а посредством ее да станем выше сетей сатаны, сокрушив их под ногами своими во Христе Иисусе, Господе нашем. Которому слава во веки. Аминь. Примечания 1. Св. Васил. Вел. Правила, кратко изложенные: Твор., ч.5. стр.352-354, Москва, 1849.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Ибо говорит он в послании к Коринфянам: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? И тотчас: пот. что храм Божий свят; а этот храм вы ( 1Кор. 3:17 ). А в послании к Ефесянам говорит; вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф. 2:19–20 ), на котором и вы, говорит, устрояетесь в жилище Божие Духом ( Еф. 2:22 ). Это и в древности предрек Бог чрез Моисея. Ибо говорит: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом ( 2Кор. 6:16 ; Лев. 26:11–12 ). А в последствии времени, как человек идя на крест и на страдание, сказал опять ученикам Своим: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ). Так и Давид богоотец и пророк, после падения как человек и сокрушения в нем дома великой премудрости Духа, помня о прежнем даровании Божием и вместе с тем с благим упованием молясь о воссоздании сокрушенного, о том говорил Богу: недоведомое и сокровенное премудрости Твоей открыл мне Ты ( Пс. 50:8 ); а об этом: сердце чистое сотвори мне Боже, и дух правый обнови внутри меня ( Пс. 50:12 ). Ибо, говорит, научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые обратятся к Тебе ( Пс. 50:15 ). Почти так выражая этим: «когда опять придет ко мне Дух оной премудрости, которой неизреченные тайны я некогда познавал, и снова созиждет и обновит падший дом души моей, то я опять и мудрым буду по-прежнему и научу беззаконников путям Твоим, и нечестивые обратятся к Тебе». На это же указывая опять и в другом Псалме, надписывает его и относит к обновлению сего дома, говоря: Псалом на обновление дома ( Пс. 29:1 ). Премудрые мужи и богословы новозаветные, изъясняя это, говорят – один 21 : «Давид поет сей псалом по освобождении от греха, и как бы по обновлении чрез покаяние души своей, которая прежде была и домом Духа Святаго»; другой же, Григорий Богослов в слове 44, на неделю Новую (Твор.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» ( 1Тим.6:7–10 ). Подобно сему учили и св. Отцы и подвижники. «Кто мир сей презирает», говорит св. Тихон Задонский , «и ищет небесных благ, в том язва сия (т. е. зависть) не имеет места. Для чего завидовать тому в земных и тленных, кто, их презирая, ищет небесная? Вельможа похвале сапожника, портного и прочих мастеров не завидит, понеже лучшую имеет похвалу так, кто к вечным стремится, временных не завидит» (Твор. 1 т. 128 стр.) Итак, братие, берегите себя от злых мыслей и желаний, сохраняйте в чистоте душу свою. Особенно, братие, берегитесь зависти чем бы кто ни владел, не завидуйте, а приучайте себя быть довольным тем, что Бог дал и что вы приобрели трудами своими. Если мы, по слову Апостола, ничего не принесли в мир, и ничего не можем и вынесть из него, то для чего же мы будем губить душу свою привязанностью в земным благам, – привязанностию, которые по слову того же Апостола, приводит нас в безрассудные и вредные похоти и погружает в бедствия и пагубу. Будем питать в душе своей истинное благочестие, которое, по слову Божию, «на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим.4:8 ). Аминь. Беседа XXXIV. Употребление учения о вере и благочестии С Божией помощию мы окончили с вами, братие, изложение христианского православного учения о вере и благочестии. Теперь мы знаем, что нужно нам для благоугождения Богу и спасения души. Но для христианина, братие, недовольно только знать свои обязанности, нужно исполнять на самом деле то, что познано, под страхом тяжкого осуждения за неисполнение. «Вот я предлагаю вам», говорил еще в ветхом завете пророк Моисей народу израильскому, «сегодня благословение и проклятие благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете в след богов иных, которых вы не знаете» ( Втор. 11:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

К св. мощам угодников Божиих, чтимых в православной Церкви, вышеуказанные слова пророка Иеремии не имеют никакого отношения. Православная Церковь чествуя св. мощи, служит не идолам, а единому истинному Богу во Св. Троице, и св. угодники суть первые и избранные чада ее, просиявшие в земной жизни богоугодными добродетелями. Слова же из Псалтири: Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? как видно из связи речи, относятся не к праведникам, а к тем, которые после смерти находятся «в месте тления» и «в земле забвения» ( Пс.87:13–14 ), то есть, к грешникам. В этих строках говорится о мертвецах, преданных забвению (Твор. блажен. Феодорита, часть третья стр. 111. Москва 1856 г.). А потому нельзя вышеуказанных слов относить к мощам св. угодников, которые отнюдь не предаются забвению, а, напротив, прославляются Церковью. Точно также слова пророка Исаии: спрашивают ли мертвых о живых не имеют никакого отношения к почитанию св. мощей. В этом стихе говорится о язычниках, которые верили разным волшебникам, вызывавшим умерших, волшебникам подобным аэндорской волшебнице, вызвавшей тень Самуила ( 1Цар.28:14 ), верили в нашептывания, чревовещания и проч. 4) Возражая против почитаны св. мощей, мнимо-духовные христиане говорят еще, что Христос обличал книжников и фарисеев за почитание к умершим праведникам: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников ( Мф.23:29 ). И апостол Павел, продолжают мнимо-духовные христиане, пишет: отныне мы никого не знаем по плоти, если же и знаем Христа по плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор.5:16 ). И тело первомученика Стефана христиане во времена апостолов предали погребению, не воздавая ему почитания, а сделали только великий плач ( Деян.8:2 ). Но, во-первых, что касается слов Христа книжникам и фарисеям, то в них, как это разъяснено выше, Христос упрекает книжников и фарисеев за лицемерие, а не за почитание св. мощей. Во-вторых, из Св. Писания видно, что такие великие праведники, как патриарх Иаков и пророк Моисей, относились с почитанием к мощам святых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как же можно браться за одно внутреннее, когда еще не научились трудом и опытом от внешнего восходить к внутреннему! . Видно теперь, где во всей полноте, силе и красоте является жизнь в Боге? На высших степенях молитвы. Так велика сила молитвы и так высоко ее значение!.. Молитва есть все: вера, благочестие, спасение... Кто умеет молиться, тот уже спасается»... (Преосв. Феофан. Начерт. христианск. вероучения, 399). 7. Молитва есть пища для души Молитва для христианской души то же, что пища для тела, что вода для дерева и рыбы. Св. отцы весьма часто молитву называют пищей души. «Все люди имеют потребность в молитве не менее той, – говорит св. Иоанн Златоуст ,– какую имеют дерева в воде; ибо как они не могут приносить плодов, не принимая сока от корней; так и мы, не будучи напоеваемы молитвами, не можем приносить в изобилии многоценных плодов благочестия» (Из 1-го слова о молитве). «Если ты лишишь себя молитвы, – говорит он же, – то сделаешь то же, как бы ты извлек рыбу из воды; ибо как вода составляет жизнь рыбы, так жизнь твою составляет молитва . Через молитву, как через воду, можно воспарить, перейти небеса и приблизиться к Богу» («Христ. чтен.» 1836 г., ч. 3, стр. 8). «Не оставляй молитвы, как духовной пищи, – говорит св. Геннадий,– ибо как тело, лишаемое пищи ослабевает, так и душа, лишаемая молитвенной пищи, приближается к расслаблению и мысленной смерти» («Правила о вере и жизни христ.» прав. 44 в «Прибавл. к твор. свв. отц.» г. 3-й). 8. Библейские тексты о молитве М о л и т в а заповедана: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» ( Ис.55:6 ). – «Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах» ( Плч.3:41 ). – «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф.7:7–11 ). – «Сказал также (Иисус Христос) им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ). – «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ( Кол.4:2 ). – «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). – «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). С м о л и т в о ю д о л ж н о о б р а щ а т ь с я к Богу, как нашему Отцу: «Молитесь же так: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ). – «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче! " » ( Гал.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лк.9:57 . Бысть же идýщым им по пути, речé некий к Немý: идý по Тебе, áможе áще идеши, Гóсподи. (Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.) Бысть же идущим им (Иисусу Христу с Апостолами) по пути (случилось, когда они были в пути). По сказанию еванг. Матфея, это было на берегу Галилейского озера, около г. Капернаума ( Мф.8:18 ). Рече некий к Нему (сказал некто Ему, И. Хр.). По еванг. Матфею, это был один из так называемых еврейских книжников ( Мф.8:19 ). (О книжниках чит. в объясн. 21 ст. 5 гл. и 22 ст. 9 гл.). Лк.9:58 . И речé емý Иисýс: лиси язвины имут, и птицы небéсныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главý подклонити. (Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.) Лиси язвины имут (лисицы имеют норы) и пр. Это значит, что Иисус Христос отклонил от себя книжника. Хотя книжники в большей части были люди, имевшие неправильное понятие об Иисусе Христе и ведшие предосудительную жизнь, почему весьма нередко и подвергались осуждению со стороны Иисуса Христа; тем не менее были между ними и такие, которые удивлялись учению и делам Его и желали быть Его учениками, хотя, может быть, иные – и с корыстными побуждениями; так, как думает св. Златоуст, что и сей, называемый ев. Матфеем книжником, видя многие чудеса Христовы, надеялся обогатиться от таких чудес, почему и желал следовать за ним; Господь же, предвидя тайные его намерения, отклонил его от Себя. На это между прочим указывают слова Христовы: Сын Человеческий (Он, Христос, 24 ст. 5 гл.) не имеет где приклонить голову. Слова же эти значат, что Иисус Христос, как странник, не имеет места, которое мог бы назвать Своим; тем более, что для проповеди Он должен был постоянно переменять Свои места. С другой стороны Господь вообще показывает сказанными словами, что последователи Его должны быть готовы приносить и самые тяжкие жертвы, а не ожидать веселых дней, мирской славы и богатства (Твор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

– «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи... ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9, 10 ). – «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» ( Притч. 15:16 ). 2. Чужое добро «Похищенное чужое добро, – говорит святитель Тихон Задонский , – как огонь, в дом вшедшее всё прочее имение поедает, ибо, где неправда, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует. Хищники и грабители подобны человеку, черпающему воду решетом: из рук их вытекает всё, что они похищают и собирают, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человече, похищай, как хочешь и что хочешь, однако же знай, что всё из рук твоих вытечет и твое собственное неправда, как огонь, потребит» (Твор. св. Тихона Задонск. т. IV, стр. 70). 3. Примеры строгого отношения к чужой собственности 1 . Авва Агафон шел однажды с своими учениками. Один из них, нашедши на дороге небольшой зеленый чечевичный стручек, говорит старцу: " Отче! велишь ли мне взять его?» Старец с удивлением посмотрел на него и сказал: «Разве ты положил его тут?» Брат отвечал: «Нет». Старец сказал: «Как же ты хочешь взять то, чего не клал?» (Дост. сказ. о подв. св. блаж. отцев § 11). 2 . Некто из святых, именем Филагрий, живя в пустыне иерусалимской, прилежно занимался работою, и тем снискивал себе пропитание. Однажды, когда он стоял на рынке и продавал свое рукоделие, кто-то уронил кошелек с тысячью монет. Старец, нашедши его, остановился на том же месте, говоря: «Конечно, потерявший воротится». И вот, потерявший идет и плачет. Старец отдал ему кошелек и никакой благодарности от него не принял. 3 . Когда авва Арсений жил в скиту, был там послушник, который воровал у старцев корзины. Авва Арсений взял его к себе в келью, желая исправить его и успокоить старцев. Говорит он послушнику: чего ты ни захочешь, я всё тебе дам: только не воруй. И дал ему всё, что нужно было для него. Но тот ушел от него, и опять начал воровать. Старцы, видя, что он не перестал воровать, выгнали его. Они говорили: если найдется брат, который имеет грехи слабости, то его должно терпеть. Но если он будет воровать, то изгоните его; ибо он и душу свою губит, и безпокоит всех живущих с ним (оттуда же). (Прот. Г. Д-ко). 4. Не должно брать чужого

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но такое толкование данного текста противоречит истине. Выражение: «прежде нежели я буду взят от тебя» вовсе не означает того, что пророк Илия запрещает обращаться к нему с просьбой после взятия его на небо. Здесь слово «прежде» поставлено вместо «сперва». Таких выражений в Св. Писании можно найти очень много ( Мф. 6:33 ; Иак. 5:12 ; Мф. 5:24 ; 1Тим. 3:8 ). «Проси, прежде нежели я буду взят от тебя» не означает того, что «проси теперь, сейчас, а потом, когда буду взят на небо, не проси, не помогу», но означает, что проси сперва, а затем Бог поможет тебе. И только. Но пророк Илия не запрещает здесь ученику своему Елисею обращаться к нему с просьбами по отходе Илии в потусторонний мир. Возьмем такой текст из Св. Писания ( Мф. 1:18 ): «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого». Если рассуждать по данному тексту так, как рассуждают сектанты, то можно прийти к выводу: Пресвятая Дева Мария имела во чреве плод от Св. Духа, но, как только она сочеталась с Иосифом, то уже не имела в себе плода от Св. Духа, потому что там сказано «прежде, нежели сочетались они...» Но Православная Церковь так не рассуждает; она учит, что можно обращаться с молитвами ко святым, как при их жизни на земле, так и по переходе их на небо. 5) Напрасно вы, православные, умоляете Деву Марию, чтобы она ходатайствовала за вас пред Богом. Сами ваши святые говорят, что нужно просить о помощи одного только Бога. Вот что говорит Иоанн Златоуст : «У Бога нет ничего такого; Его можно упросить без посредника» (Твор. св. Златоуста, т. 2, стр. 336). У тебя нет нужды в посредниках к Богу,– говорит Златоуст в другом месте, ни во многом обращении... Ты, призвав Бога сам собою, устроишь все вполне. Он обыкновенно склоняется не столько тогда, когда другие призывают Его за нас, сколько тогда, когда мы сами просим» (стр. 328, т. 3; также стр. 329, 465). 5) Во всех местах, в которых читают нам сектанты о превосходстве личной молитвы, ни слова нет о том, чтобы предстательство за нас святых было бесполезно, или, что вовсе не следует обращаться к Деве Марии, Пресвятой Матери Божией и св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010