С 5 марта и до сего дня я хворал затяжным гриппом. Теперь, благодарение Господу, поправляюсь. Прося Ваших святых молитв, остаюсь душевно преданный Вам Петр Остроухов. Д. 39. Л. 8–9 об. Подлинник. Автограф. 6. 27 апреля 1962 г. Прага, 27 апреля 1962 г. Христос Воскресе! Ваше Преосвященство, глубокочтимый Владыко, со всей своей семьей приветствую вас с Светлым Праздником Воскресения Христова и от всего сердца желаю Вам провести эти святые дни в радости духовной и всяком благополучии. Прошло часа два, как я пришел домой из церкви, где я при отце Михаиле исполнял обязанности псаломщика на «Выносе Плащаницы» и на последовавшей затем после небольшого перерыва «Утрени Великой Субботы». Читал с о. Михаилом «Статии», читал знаменитое «Пророчество Иезекиилево», слушал с душевным волнением пение стихиры об ублажении Иосифа Приснопамятного. А друг наш по-прежнему томится и лишен возможности присутствовать при всем этом 239 . Говорят, что он работает над переводами, но здоровьем своим не очень доволен... За это время увеличилось число его внуков: у старшего сына родился второй сын, а у младшего – первенец Николай, которого крестил о. Михаил при мне, как псаломщике. П[етр] Н[иколаевич], получив известие о рождении внуков, возрадовался зело и воспрянул духом... Сердечно благодарю Вас, Владыко, за присылку календаря, интересного своими иллюстрациями и весьма полезного во время отсутствия нашего календаря. Прошу, Владыко, Ваших святых молитв. Ваш П. Остроухов. Д. 49. Л. 40–41. Подлинник. Автограф. 225 Месяцеслов Православной Кафолической Восточной Церкви. I часть (сентябрь-февраль). Немецкий перевод с параллельным славянским текстом, проверенным по греческим оригиналам, протоиерея Алексия Мальцева, mag. theol.. Настоятеля церкви при Императорском Российском Посольстве в Берлине, Почетного члена Казанской Духовной Академии, Королевско-Греческаго Общества «Χριστιανι ρχαιολογι ταιρεα» и Королевско-Сербского Дружества Св. Савы. – Берлин: Карл Сигизмунд. 1900. С. VII – XVII. 228 См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей... Харьков, 1883. Киев, 1913 (3-е изд.). М., 1993 (репринт).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Подробнее о толстовстве см.: По поводу отпадения от Православной Церкви графа Льва Николаевича Толстого. Сб. статей «Миссионерского обозрения». СПб. 1903; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Издательский отдел Московского Патриархата. 1993 (репринт изд. 1913 г.). С. 1720–1722 (раздел «Противные Христианству и Православию учения»); Архим. Иоанн (Шаховской) . Толстой и Церковь . Берлин. 1939; Концевич И. М. Истоки душевной катастрофы Л. Н. Толстого. Мюнхен. 1956; Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой. Джорданвилль. 1960; Андреев И. М. Очерки по истории русской литературы XIX века. Сб. 1-й. Джорданвилль. 1968. Умер, как и предрекали преп. Амвросий Оптинский («Никогда не обратится ко Христу! Горды-ыня!») и св. прав. Иоанн Кронштадтский («На все отдельные мысли Толстого отвечать не стоит – так они явно нелепы, богохульны и нестерпимы для христианского чувства и слуха; так они противоречивы и бьют сами себя, – и окончательно убили душу самого Льва Толстого и сделали для него совершенно невозможным обращение к свету истины», 1902) нераскаянным. «Хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана», – подвел итог своим попыткам примирить Толстого с Церковью, специально приехавший в Астапово старец Варсонофий Оптинский . Между прочим, в квартире начальника железнодорожной станции И. И. Озолина, где умирал писатель, как у лютеранина, не было ни одной иконы. Первым актом «живой церкви» в послереволюционной России было присоединение Толстого к «церкви». На докладе о кончине писателя Император Николай II написал: «Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего, во времена расцвета своего дарования, в творениях своих родные образы одной из славнейших годин русской жизни. Господь да будет ему Милостивым Судьей». 160 Мария Николаевна Толстая (1830 †1912) – сестра Л. Н. Толстого, монахиня Шамординской Казанской Горской пустыни. В свое время она пришла за советом к преп. Амвросию Оптинскому . Благословив ее на монашеский подвиг, он поехал вместе с ней в Шамордино, сам выбрал место для келлии, нарисовав план постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

37 . Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М., 1996. 38 . Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том первый, Ï Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. М., 1860. 39 . Пигулевская, Н. Культура сирийцев в Средние века. М., 1979. 40 . Православно-догматическое богословие Макария, митрополита Московского и Коломенского. Изд. 4-е. Т. II. СПб., 1883 [репринт М., 1999]. 41 . Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы, Послание и Слова. Изд. 4-е. Сергиев Посад, 1904. 42 . Преподобного отца нашего Макария Египетского Новые духовные беседы. [Пер. В. Бибихина]. М., 1990. 43 . Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. 44 . Свенцицкая, И. Апокрифические Евангелия. М., 1996. 45 . Скабалланович, М. Толковый типикон. Вып. I-II. Киев, 1913 46 . Словарь библейского богословия. Под ред. К. Леон-Дюфура. Брюссель, 1990. 47 . Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. 48 . Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Т. IV. СПб.-М., 1870. 49 . Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Ч. 8. Киев, 1915. 50 . Творения блаженного Иеронима Стридонского . Ч. 2. Киев, 1894. 51 . Творения блаженного Иеронима Стридонского . Ч. 17. Киев, 1903. 52 . Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . Ч. 4. Изд. 4-е. Сергиев Посад, 1900. 53 . Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . Ч. 8. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1914. 54 . Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. IÏ Вопросоответы к Фалассию. Пер. С. Епифановича и А. Сидорова . М., 1993. 55 . Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце II-haчaлe III века. Пер. Е. Карнеева. Ч. III. СПб. 1850. 56 . Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М., б.г. 57 . Уржумцев, П. Сошествие Иисуса Христа во ад. – Журнал Московской Патриархии 4, 1958. 58 . Успенский, Н. Византийская литургия (Историко-литургическое исследование). – Богословские труды 21. М., 1980. 59 . Успенский, Н. Св. Роман Сладкопевец и его кондаки. – Журнал Московской Патриархии 11, 1966. С. 63–68; 1, 1967. С. 69–79.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

964 . Голлербах Э. История гравюры и литографии в России. – М.; Пг.: Гос. изд.-во, 1923. – 219 с.: ил. – Из содерж.: Гравюры Л. Дмитриева-Кавказского: (Резцом, крепкой водкой, сухой иглой). – С. 179–181. В перечне гравюр: 13. Игнатий, архим. Сергиевской Лавры (sic!); 14. Игнатий Брянчанинов «бывш. архим. сей Лавры» (sic!) 1882. Он же – заметка на его портрете (епископом); 22. Михаил Чихачев, бывш. архим. (sic!) Сергиевской Лавры (sic!). 965 . Дмитриев-Кавказский (Дмитриев, псевдоним – Арслан), Лев Евграфович//Художники народов СССР: Биобиблиогр. словарь. – М., 1976. – Т. 3: (Георгадзе-Елгин). – С. 401–402. Об авторе портрета свт. Игнатия (1881 г.). 966 . Святитель Игнатий Брянчанинов , епископ Ставропольский: [Открытка]. – М.: изд-во Моск. Патриархии, 1990. – 1 л. 967 . Вороно М. Гравюра с ремарками//Лад. – 1993. – 4. – С. 16–17: ил. О портрете свт. Игнатия, гравированном Л. Е. Дмитриевым-Кавказским. На ил.: портрет архим. Игнатия; три ремарки на полях гравюры – портреты еп. Игнатия, схимон. Михаила Чихачева, архим. Игнатия Малышева . Автор статьи ошибочно приписал авторство гравюры худ. В. А. Боброву. 968 . Михайловский замок: Эпоха военных инженеров/Е. Кальницкая, В. Французов; Гос. Русский музей. – СПб.: Palace Edition, 1996. – 24 с.: ил. – Из содерж.: Дмитриев-Кавказский Л. Е. Игнатий Брянчанинов : Офорт. – С. 15:969. Св. Иннокентий, просветитель Америки: 200-летие рождения (1797–1997) и 20-летие прославления: [Житийные иконы]/Предисл. игум. Германа (Подмошенского)//Рус. паломник. – Платина, 1997/1998. – 16. – С. 91–99: ил. На ил.: Пострижение в монахи о. Иоанна свт. Филаретом Московским и свт. Игнатием Брянчаниновым – с. 95:970. Виды монастырей Санкт-Петербургской епархии: Александро-Невская лавра. Свято-Троице-Сергиева мужская пустынь. – Репринт. изд. 1906–1913 гг. – СПб.: изд-во В. А. Юрженко, 1999. – с.: ил. – Из содерж.: Отцы настоятели: Архимандрит Игнатий (Брянчанинов) : [Портрет]. – С. 971 . Филимонов В. П. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. – СПб.: Сатисъ, 1999. – 334 с.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Об Иисусовой молитве см. также беседу от 19 июня 1911 г. 106 Чудесное сновидение, виденное послушником Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря 11 октября 1908 года. Репринт изд. Подворья в Москве Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1995. 119 Кроме сохранившихся фотографий известны также портреты кисти оптинского иеромонаха Даниила (Болотова). См. беседу от 26 декабря. 124 Причислен к лику святых в 1988 г.//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков, 15 ноября. 140 Франклин Бенджамен (1706–1790), американский просветитель, государственный деятель и ученый, создавший свою систему морального самосовершенствования. 143 В 1911 г. Калужским епархиальным архиереем был еп. Александр (Головин), но преп. Варсонофий говорит, видимо, о его предшественнике, епископе Вениамине (Муратовском), который 31 декабря 1910 г. был переведен на Симбирскую кафедру. 159 Жизнеописания отечественных подвижников Благочестия XVIII–XIX веков, 25 мая. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1993–1999. 160 О степенях молитвы Иисусовой см.: Душеполезные поучения преподобных старцев Оптинских. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. Ч. 1. С.457. 162 Схимонах Иларион. «На горах Кавказа. Беседы двух старцев-пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец через молитву Иисусу Христу, или Духовная деятельность современных пустынножителей». Баталпашинск, 1907; М, 1911; Киев, 1912. Преп. Варсонофий любил перечитывать эту книгу и часто рекомендовал ее своим чадам. В дальнейшем, подчиняясь указанию Св. Синода от 1913 г., он говорил: «Вот дело-то какое выходит. Оказывается, есть там неправильности. Помни, сила не в слове, не в имени, а в Самом Христе именуемом. Вот оно что; оказывается, предисловие этой книги все бы выкинуть надо, но сама по себе книга хорошая!» В Оптиной Пустыни, хотя и читали эту книгу, но свое отношение к ней высказывали довольно сдержанно. Вот, например, отзыв о. Анатолия (Потапова), одного из последних великих Оптинских старцев: «Я читал ее и находил в ней перлы молитвы Иисусовой, когда узнал, что Св. Синод признал в ней еретическое, я по своей прямолинейности, из послушания, как сын Православной Церкви, все выписки, сделанные из этой книги, перечеркнул. Хорошо ведь об Иисусовой молитве и у епископа Игнатия».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

16 В «Настольной книге священно-церковно-служителя» прот. С. Булгакова о присоединении отпавших от православия лиц говорится: «Все прочие совратившиеся из Православия в раскол и секты принимаются в Церковь третьим чином (т. е. через чин покаяния с отречением – прим. ред.)» ( Булгаков С. , прот. Настольная книга священно-церковно-служителя: в 2-х т. – [Репринт 1913 г.]. Т. 2. – М., 1993. С. 1017). Ср.: «таинство миропомазания, подобно таинству крещения, всегда считалось, и ныне считается неповторяемым (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105). Разность только в том, что крещение, если оно совершено правильно, не повторяется ни для кого, хотя бы кто даже отрекся имени Христова, и потом обратился вновь к Православной Церкви; а миропомазание для отрекшихся имени Христова повторяется в случае обращения их к Православию (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105)». Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие: в 2-х т. Т. 2. – СПб., 1883. С. 360. 18 В отношении отпавших от Церкви чинопоследование присоединения через миропомазание отличается по форме и содержанию молитв (за исключением формулы миропомазания: «Печать дара Духа Святаго. Аминь») от чинопоследования миропомазания новокрещенного. См.: Желтов М. , свящ. Миропомазание//ПЭ. Т. 45. С. 383. 19 Уместно отметить, в отношении неповторяемости таинства упомянутый выше прот. Н. Малиновский в своем труде замечает о помазании св. миром при венчании на царство: «Это миропомазание не есть особое таинство (в строгом смысле), ибо имеет одно основание с общим таинством миропомазания и одинаковый образ, и во всяком случае Православная Церковь признает только семь таинств. Оно не есть и повторение того же таинства, ибо имеет исключительное значение и употребление ... подобно тому, как и в таинстве священства, имеющем степени, рукоположено вновь и вновь совершает служителей веры для высших служений, но рукоположение при возведении на высшую степень иерархии не является повторением рукоположения, совершенного при поставлении на низшую степень того же служителя Церкви». Малиновский Н. , прот. Указ. соч. С. 116, 117.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/voprosy-...

23. Серафим (Роуз), иером. Православное понимание книги Бытия. М. 1998 24. Иларион (Троицкий), сщмч Христианства нет без Церкви. М -СПб. 1999, с.269, 274 25. Моррис Генри. Сотворение и современный христианин. М. 1993. с. 102 26. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1., М. 1913//Репринт. М. 1992, с.710-711 27. Сотворение. Альманах. Вып. 1. М.: Паломник. 2002, с. 207 28 Нерг Л.С. Номогенез или эволюция на основе закономерности//Труды по теории эволюции. Л. 1978 29. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. Сочинения. Т.9. Москва: Изд-во АН СССР. 1959. с. 166-242 скрыть способы оплаты Комментарии Гость 10 марта 2021, 23:06 Ярвет28 сентября 2017, 16:36 наличие у птиц и у самолетов частей, называемых " крыло " и " хвост " не доказывает, что птицы были созданы в конструкторском бюро.(с) То что самолет с его " хвостом " и " крылом " СОЗДАЕТСЯ в конструкторском бюро, а не самозарождается в процессе " эволюции " на свалке из железок, как раз доказывает, что и птицы были СОЗДАНЫ. Только РАЗУМ может иметь план, алгоритм и пр. Ярвет 28 сентября 2017, 16:36 Сергей, вы ошибаетесь, наличие в описании генетического кода (который вы упорно именуете " белковым " ) терминов информатики вовсе не доказывает того, что генетический код создан мыслью. Точно так же, как наличие у птиц и у самолетов частей, называемых " крыло " и " хвост " не доказывает, что птицы были созданы в конструкторском бюро. Сергей 7 сентября 2017, 14:27 Прежде, до открытия ДНК, хаотический мутационный процесс, как будто бы лежащий в основе эволюции, назывался неопределенной изменчивостью признаков у организмов и составлял, по Дарвину, «сырой материал» для эволюции. Нелишне напомнить, что сам Дарвин к концу жизни понял, что только случайная изменчивость, как основа эволюции – фикция. Если в белковом коде присутствуют и используются сугубо ментальные конструкции такие, как текст, чтение, узнавание, решение, математическая логика и т.д., то это естественное основание для принятия мировоззренческого положения: геном и белковый код создан мыслью, а сам геном разумен.

http://pravoslavie.ru/43090.html

Известное полемическое Послание восточных патриархов (1723 г.) даст такое развернутое понятие о молитве: «Молитва есть собеседование с Богом, прошение приличных благу Бога, от Которого надеемся получить их; она есть восхождение к Богу, благочестивое, устремленное к Богу, расположение, мысленное искание горнего, врачевстео души..., служение, приятное Богу, признак покаяния и твердого упования. Она бывает или в одном уме, или в уме и на устах. Во время молимы мы созерцаем благость и милость Божию, чувствуем свое недостоинство, исполняемся чувством благодарения, даем обет впредь покоряться Богу. Молитва укрепляет веру и надежду, учит терпению, соблюдению заповедей и особенно испрашиванию благ небесных; она произращает многие плоды, исчисление которых было бы излишне; совершается во всякое время, или в прямом положении тела, или с коленопреклонением. Столь велика польза от молитвы, что она составляет пишу и жизнь души. Все сказанное основывается на Священном Писании, и тот, кто требует доказательств тому, подобен безумному и слепому, во время ясного полудня сомневающемуся в солнечном свете» (Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. Некоторые вопросы и ответы на оные. В сборнике. Догматические послания православных патриархов 17-19 веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 191), Прп. Максим Исповедник (+662) подчеркивает в матитве элемент прошения: «Молитва есть испрашивапие тех благ, которые Богу присуще даровать людям для их спасения» (Максим Исповедник, при. Творения. Книга вторая. Изд. Мартис, 1993. С, 137), Прп. Иоанн Дамаскин (+749) говорит о том же: «Молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, что прилично» (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Книга 3. Глава 24. О молитве Господней. Полное собрание творений. Т. 1. СПб.: Репринт, 1913. С. 290). «... В художественном устройстве мира, - отмечает известный русский богослов В, Несмелое, - св. Григорий видел не вспомогательное только средство для укрепления внутреннего религиозного чувства, а совершенно самостоятельное доказательство, которое будто бы необходимо должно было привести атеиста к признанию истины бытия Божия» (Несмелое В. Догматическая система святого Григория Нисского. СПб., 2000. С, 120).

http://bogoslov.ru/article/1245499

В. Булгаков. Настольная книга для священно–церковно–служителей. (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). М. 1913 [репринт: 1993]. II. 1622). Книга Булгакова была хотя и своеобразным, но наиболее достоверным отражением отношения к исихазму в дореволюционной России. В цитированной заметке сделана ссылка на заметку о Варлааме из другого раздела книги (церковно–исторического), где этот Варлаам внезапно оказывается еретиком, а Палама — святым (см.: там же. I. 570). — И все это даже не в коллективной монографии (ср. ниже, прим. 25, случай синодального постановления против имяславия), а в разных томах одной и той же книги одного автора! Такое можно объяснить только тем, что Булгаков добросовестно списывал, откуда мог, подбирая материал воистину непредвзято. 315 Брестская уния 1596 г., дело Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, низложенного в 1638 г., когда выяснилось, что он стал тайным кальвинистом, споры вокруг еретических положений Православного Исповедания Петра Могилы на двух соборах 1642 г. — в Яссах и Константинополе, — закончившиеся принятием Исповедания в православной редакции Мелетия Сирига, с которой Петр Могила так никогда и не согласился (в России, главным образом, с XIX в. именно этот текст неправильно именуют «Катихизисом Петра Могилы»)… Наконец, окончательное осуждение латиномудрия в духе Могилы и крипто–кальвинизма в духе Лукариса на соборах Московском 1690 и Константинопольском 1691 гг. — уже после того, когда, не без провокации со стороны сторонников этих неправославных тенденций, в Русской церкви произошел раскол… 316 Опубликовано: JAg. Nikodhmou tou JAgioreitou. Provlogo» eij» taV suggravmmata tou " ejn aJgivoi» patroV» hJmw " n Grhgorivou tou " Palama "http://jEkklhsiasthkhV jAlhvqeia. 1883. 4. 93–101. 317 Обзор основных источников и библиографии, относящихся к упомянутым выше событиям церковной жизни Греции и Западной Руси, см. в: G. Podskalsky. Griechische Theologie in der Zeit der Turkenherrschaft (1453–1821).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Для неоязычников народно-бытового, этнического и националистического направления в образовании православного мировоззрения значимы те же принципиальные вопросы, что и для оккультистов. Однако в отношении националистического направления необходимо уделить особое внимание православному раскрытию учения о человеке, семье, нации, государстве и Церкви. Это нужно сказать и об этническом, автохтонном направлении неоязычества, хотя в силу заимствований и пересечения по многим вопросам вероучения определить разграничительную черту между религиозными группами весьма проблематично 60 . VII. Необходимость согласования и благословения епархиального архиерея В соответствии с рассмотренными правилами присоединение к православию должно производиться по согласованию и благословению епархиального архиерея 61 . Для взыскующего воссоединения с Церковью, по установлению Русской Православной Церкви, надлежит подать в епархиальном управлении на имя епархиального архиерея прошение о присоединении, подтвержденное настоятелем храма, в котором обратившиеся выразили это намерение. Совершается чин присоединения по получении архиерейского благословения и после надлежащей катехизации и наставления присоединяемых (относительно истинной веры и оставляемого лжеверия) 62 . Исключение могут составлять экстраординарные случаи, в которых допускается присоединение к православию без ожидания ответа и благословения епархиального архиерея на прошение о присоединении. Например, в случае близкой кончины выразившего желание воссоединения с Церковью, страха ради смертного, принимая во внимание краткость времени и состояние слабости. Источники и литература Актуальная практика Чинов присоединения отпавших от Церкви. – М.: Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского , 2011. Бердников И.С. , проф. Краткий курс церковного права Православной Церкви – 2-е изд. перераб. и весьма знач. доп. Вып. 1. – Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1903. «Большой» Требник. – [Репр. изд.]. – СПб., 1995. Булгаков С. , прот. Настольная книга священно-церковно-служителя: в 2-х т. – [Репринт 1913 г.]. – М., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/voprosy-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010