Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа: Духовный смысл — в освящении воды, а не в купании — Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем». (С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2) По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати. Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

http://pravmir.ru/kreshhenie-kupatsya-il...

Девы, о которых поет здесь псалмопевец – не столько Назаретские девы, некогда сопровождавшие Богоотроковицу, сколько души, верой и делами веры стремящиеся приблизиться к Ней. Господь избрал Божию Матерь в селение Себе за Ее необычайную святость, и мы, конечно, не имеем в себе Ее святыни. Но Она родила нам Искупителя, Который Своей крестной жертвой умоляет Отца принять нас в Свое обручение, особенно когда здесь, в храме Божием, мы с верой и благоговением приступаем к Божественному Причастию. И если Ей для входа во Святое святых нужна была чрезестественная святость, для нас, грешных, остается другой путь – покаяние и вера в Искупителя. Шествуя этим путем, по благодати Божией отторгая от себя соблазны мира и противостоя живущему в нас греху, мы сможем Духом Святым утвердиться во внутреннем человеке 11 и устроить храм своей души в селение Божие. Тогда и при кончине этого века мы войдем в Небесное Царство, в горний Иерусалим, где уже не будет храма, ибо храм вышнего Града и светильник его – Сам Бог Вседержитель и Агнец 12 , Господь Иисус Христос . Туда не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи 13 , но только убеленные в крови Агнца Христа души, покаянием, смирением и чистотой последовавшие за Пречистой Девой. Аминь. Литература. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издание, подготовленное к 2000-летию Рождества Христова. М., 1999. Псалтирь. СПб., 2008 (репринт издания: М., 1913). Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена , изъясненная по свято-отеческим толкованиям (репринт издания: Киев, 1882). Минея праздничная. М., 1993 (репринт издания: М., 1914). Жития святых. Сентябрь–Ноябрь. Тутаев, 2001 (репринтное издание). Свт. Феофан Затворник . (Два слова на) Введение во храм Пресвятой Богородицы//Он же. Любовью назидая. Слова и проповеди . М., 2002. С. 421–438. Еп. Вениамин (Милов) . Чтения по литургическому богословию. Киев, 1999. Митроп. Вениамин (Федченков) . Введение во храм Пресвятой Богородицы//Он же. Царство Святой Троицы. М., 2006. С. 181–261. Читать далее Источник: Феодор (Юлаев), иеромонах. Введение во храм Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]// Московская духовная академия Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Гурнов Александр. Нет царя в своем отечестве?//Комсомольская правда. 1993 (дата не уточнена). Мурзина Марина. Мистика документа//We-Mы. 1993, 12. Дмуховский Мечислав. " Неужели никогда не закончить мне эту книгу? "http://Собеседник. 1993, 43. Рыбас Святослав. Тайна головы императора//Новая Страшная Газета. 1993, 5. Шипунов Фаттей. Накануне Третьей Mipoboй Войны//Вече (Новгород). 1993, 14-15. Мосолов А.А. При дворе последнего Российского императора. Записки начальника канцелярии Министерства Императорского двора. М., Анкор, 1993. Мельник Т.Е. (урожденная Боткина). Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции. М., Анкор, 1993. Волков А.А. Около царской семьи. М., Анкор, 1993. Романовы и Крым [фотоальбом]. М., Российское дворянское собрание, Рюрик Лтд., Крук, 1993. Чулков Г.И. Императоры. Психологические портреты. М., Художественная литература, 1993. История евреев в России: Проблемы источниковедения и историографии. СПб., Петербургский еврейский университет, 1993. Крапивин М.Ю. Противостояние: большевики и церковь (1917-1941 гг.). Волгоград, Перемена, 1993. Холмогорская секретная комиссия: грустная повесть об ужасной судьбе Российского Императора и Его Семьи, написанная В.Стасовым для другого Императора и извлеченная с архивной полки для читателя Л.Левиным (об Иоанне Антоновиче). Архангельск, Северо-Западное книгоиздательство, 1993. Празднование 300-летия Дома Романовых в Костромской губернии 19-20 мая 1913 г. (репринт издания 1914 г.). Кострома, Государственный архив Костромской области; Дирекция международного историко-художественного фестиваля " Вехи " , 1993. Хвалин А.Ю. Восстановление монархии в России. Приамурский Земский Собор 1922 года (материалы и документы). М., 1993. Бергхольцас И. Тайна зверских преступлений на Урале (Версии судьбы семьи царя Николая II). Рига, 1993. Петров И. Кто стрелял в Николая Второго? (Документы, факты, размышления)//Омская старина. Вып. I. Омск, 1993. Фадеев Евгений. Телеграмма? Подделана... " Царскую семью не расстреляли в Екатеринбурге, ее вывезли из России " , – так утверждает принц Алексей Романов-Долгорукий-Неманич//Правда. 1993. (дата не известна).

http://religare.ru/2_47504.html

Похвальное слово на всечастное Успение пресвятой Богородицы//Журнал Московской патриархии.  – 1992 – 8. Слово на преславно Преображение Господа нашего Иисуса Христа//Сборник проповеднических образцов (Проповеди свято–отеческие и церковно–отеческие). – М., 2001. (Репринт издания 1912 г.).  Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.12. – Месяц август. Творения преподобного Иоанна Дамаскина: Христологические и полемические трактаты/Пер. и  коммент.: свящ. Максима Козлова и Д.Е.Афиногенова. – М.: Мартис, 1997. Точное изложение православной веры/Пер.  с греч.: А.Бронзов. – М.: Сретенский монастырь, 2002. (Репринт издания 1894 г.). Точное изложение православной веры//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. – СПб., 1913. – Т. 1. Третье защитительное слово против опровергающих святые иконы//Символ. – Paris, 1987. – 18. Три защитительных слова против порицающих святые иконы/Пер.  с греч.: А.Бронзов. – СПб., 1893. То же: Сергиев Посад: Свято–Троицкая Серигиева Лавра, 1993. (Репринт). Три слова в защиту иконопочитания. – СПб.: Азбука, 1999. То же: СПб.: Азбука–классика, 2001. (Богословие). Философские главы (Диалектика). Гл. 66/Пер.  с греч.: М.А.  Гарнцев//Логос. – 1991. – Вып. 1.  Фрагменты сочинений//Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2. – Т.1. – Ч. 2. Фрагменты сочинений//Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви/Составил профессор Николай Сагарда. – М.: Паломник, 1996. Фрагменты сочинений//История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.  – Фрагменты сочинений//Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998.– Ч. 1. Ямбический канон на Рождество Христово/Пер.  С.С.Аверинцев//Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968. 

http://bogoslov.ru/person/2861150

В четырнадцатой главе Евангелия от Иоанна Христос говорит Своим ученикам: Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить (Ин 14:19). На вопрос одного из учеников: что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус ответил: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22–23). Богоявление — Богочеловеческая встреча. В этой встрече мы уже призваны, уже избраны, она происходит тогда, когда “во-первых” — не мы, а Господь: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин 15:16), когда — Он избрал и Он возлюбил. Когда на призыв Духа и Невесты: прииди! слышавший да скажет: прииди! (Откр 22:17), когда жаждущие и желающие воды жизни все вместе, как Церковь, взывают: Ей, гряди, Господи Иисусе! В воспоминании митрополита Антония Сурожского о том, как он встретил духовника, есть такие слова: “И вот он поднимался из церкви, и я видел сияние вечной жизни” 46 . Истинное “место” Богоявления — Церковь Божия — во Христе, в ней Христос посреде нас, и есть и будет! 1 Из “Программы путешествия” по Святой Земле в государстве Израиль Всемирного фонда паломничества с 25 ноября по 1 декабря 1996 года. 2 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 (репринт изд. преемников А. П. Лопухина. Петербург, 1911–1913). Кн. 3. Т. 9. С. 19. 6 Полный богословский энциклопедический словарь (репринт: Изд. П. П. Сойкина, СПб.). Т. 1. М., 1992. С. 516. 13 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. М., 1993 (репринт изд.: М., 1846). Ч. 3. С. 277. 19 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VШ веков. Герменевтика, 2001. Т. 2. С. 4. 26 Гладков Б. И. Толкование Евангелия. М., 1991. С. 146 (воспроизведение с издания: С-Петербург, 1907). 29 Блаженный Феофилакт архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 2001. С. 252. 30 См., например: Творения святителя Кирилла Архиепископа Александрийского. Кн. 3. М., 2002. С. 394; Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом. Париж-М., 2004. С. 127.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

3 См. полемику по этому вопросу: Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur. IV-er Band. I u. II Auflage. Freiburg im Breisgau, 1924. – S. 558; Mar¬rou H. J. La patrie de Jean Cassien//Orientalia Christiana Periodica. Vol. XIII. ? III-IV. 1947. – Р. 588; Он же. Le fondateur de Saint-Victor de Marseille “Jean Cassien”//Provence Historique. XVI. 1966. – Р. 297–308; Constantinescu Pr. Al. Sf?ntul Jean Scitul, nu Romanul//Glasul Bisericii. XXIII-e 7–8. 1964. – Р. 699–703. 4 См. Геннадий Марсельский, Указ. соч. – Р. 82. В своих писаниях Геннадий пять раз указывает на то, что Иоанн – “natione scytha”. 5 Сотап J. Le patrimoine de l’cum?nisme chr?tiendu IVe au VIe si-cles en Scythie-Mineure (Dobroudja)//Contacts. Revue Fran›aise de l’Orthodoxie. XXIIe 69. 1er tr. 1970. – Р. 61–85 (с указанием литературы по данному вопросу). © Ю. Г. Малков, 1999 6 Marrou H. J. La patrie de Jean Cassien. – Р. 588, 596; Guy J.-C. Jean Cassien. Vie et doctrine spirituelle. Paris, 1961. – Р. 14. 7 См. Ioannes Cassiani. De Institutis Coenobiorum et de octo principalium vitiorum remediis. Pr. 1, 2/Ed. M. Petschenig. 1888//Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum. XVII, 1. Prague-Wien-Leipzig, 1888. – Р. 3. 8 P„rvan V. Descoperini nou…?n Scythia Minor. St?ncile ou inscriptii grecesti din p…durea Seremetului//Analele Academiei Rom„ne. Ser. II. T. XXXV. 1912–1913 (Memoriile Sectiunii Istorice, Bucuresti, 1913). – Р. 535–537. 9 Jean Cassien. Collatio XIV, 12//PL 49, 974BC-979A. Русск. пер.: Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина /Пер. с лат. епископа Петра. Изд. 2. М., 1892 (Репринт – М., 1993). Здесь и далее ссылки в тексте статьи, помещенные в скобках, обозначают страницы по московскому изданию 1892 г. Издания текстов преподобного Кассиана также: “Собеседования” – Jean Cas¬sien. T. I-III/Ed. par E. Pichery//Sources chr?tiennes. ?? 42, 54, 64. Paris, 1955–1959; “О постановлениях киновитян” – Jean Cassien. Institution c?nobitiques/Ed. par Guy J.-C.//Sources chr?tiennes. ? 109. Paris, 1965.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

·        Беляев, Ив. (1862), Святые Константин (нареченный Кирилл) и Мефодий учители словенские. В: Душеполезное чтение, ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания. Год 3, часть 2. Москва. 331–363. ·        Беренский, Н. (1899), Архимандрит о. Павел (Прусский) и его противораскольничья деятельность. Киев. ·        Бессонов, П. А. (1865) В память первоучителей славянства. В: КМС. 449–109. ·        Бугаева, И. В. (2006), Агионимы в ономастическом пространстве русского языка. В: Известия на Научен център «Св. Дасий Доростолски». Силистра към Русенски университет «Ангел Кънчев». Кн. 1. Силистра. ·        Бугаева, И. В. (2010), Язык православной сферы: современное состояние, тенденции развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Москва. ·        Булгаков, С. В. (1913), Настольная книга для священно-церковно-служителей (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). Киев, 1913 [Репринт. Москва, 1993]. ·        Бусева-Давыдова, И. Л. (2007), «Святая Русь»: к вопросу о содержании понятия. В: Вестник истории, литературы и искусства. Том 4. Москва. ·        Буслаев, Ф. И. (1865), По поводу памяти св. Кирилла и Мефодия. В: КМС. 510––525. ·        Верещагин, Е. М. (1980), Лингвострановедческая теория слова. Москва. ·        Верещагин, Е. М. (2012), (Пере)осмысление имени сакрального лица как стратегия (альтернативной) адресации в религиозных текстах. В: Логический анализ языка: Адресация дискурса. Москва. 151–164. ·        Верный месяцеслов (1903): Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему синоду преосвя-щенных всех епархий в 1901–1902 годах. Москва. ·        Вечная правда. Издание старообрядческой типографии, 1895 г. (?). ·        Вздорнов, Г. И. (1986), История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. Москва. ·        Вознесенский, А. В. (1996), Старообрядческие издания XVIII – начала XIX века. Введение в изучение. Санкт-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

76 . Кушнир И. И. Архитектура Новгорода. Ленинград. Стройиздат, 1991. 77 . Историческия сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых. Вологда. 1880. (Репринт: Свято-Тихоновский Богословский институт). 78 . Никандрова пустынь. Житие, история. Псков. 2002. 79 . Журнал «Благодатные лучи». Вестник Псковской епархии. 1996. С 22. 80 . Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. Новгород 1910. 81 . Православный церковный календарь. 2003. Издательский Совет Русской Православной Церкви//Собор Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице). С 89–91. 82 . Атлас истории СССР. Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. М., 1987. 83 . Свято-Юрьев монастырь. По заказу Новгородского Свято-Юрьева монастыря. М., 2001. 84 . Автор-составитель Борис Приказов. Александр Невский. Минск. Лучи Софии, 2001. 85 . С. В. Булгаков . Настольная книга священно-церковно-служителей. М., 1993. Репринтное воспроизведение издания 1913 г. 86 . Слезкинский А. Г. Кириллов монастырь: Из экскурсии по окрестностям Новгорода//Исторический вестник. – 1901. – Т. LXXXVI. – с. 700–716. 87 . Соловецкие острова/Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР. – М., 1980. 88 . 525 лет Иосифо-Волоцкому монастырю: Юбилейное издание/Издательский отдел Московского патриархата. – М., 2004. 89 . Архимандрит Макарий (Веретенников) . Жизнь и труды святителя Макария митрополита Московского и всея Руси/Архимандрит Макарий (Веретенников) ; Издательский Совет Русской Православной Церкви. – М., 2002. 90 . Федотов Г. П. Святые Древней Руси/Федотов Г. П. – М., 1990. Г. Столова. Новгородское чудо 52 Минувшим летом (1991 г. – Сост.) Русской Православной Церкви были возвращены древнейший храм России – Новгородский Софийский Собор, одна из наиболее почитаемых русских чудотворных икон «Знамение Божией Матери» XII века, знаменитые некогда Варлаамо-Хутынский и Юрьев монастыри. Впервые Церковь вновь обрела святыни и произведения религиозного искусства такого уровня и значения. Вместе с этим наступил новый этап в сохранении и осмыслении национального художественного наследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О родстве и свойстве как препятствии к браку см. также: 1 . Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002 (1-е изд. – Сергиев Посад, 1902). С. 222–223 (о восприемниках), 239–256 (кровное и духовное родство, а также свойство и усыновление как препятствия к браку). 2 . Никодим (Милаш) , еп. Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви с толкованиями: [В 2 т.] Т. 1. СПб., 1911. С. 538–545 (комментарий к 53-му и 54-му правилам VI Вселенского Собора). 3 . О браке и разводе, о детях внебрачных, узаконении и усыновлении и о метрических документах: Сборник церковных и гражданских законов с дополнениями и разъяснениями на основании циркулярных указов и сепаратных определений Святейшего Синода, с отдельной статьей о родстве и свойстве и с приложением графической таблицы степеней свойства/Сост. С. Григоровский. 12-е изд. СПб.: Синод, тип., 1912. 328 с. 4 . Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Ч. П. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 (репринт издания 1913 г.). С. 987–994 [восприемники при крещении]; 1174–1188 [родство как препятствие к браку]; 1264–1273 [определение родственных отношений между брачующимися]. 5 . Цыпин В. , прот. Препятствия к браку//Журнал Московской Патриархии. 1989. С. 75–76; 1989. 4. С. 73–74 (в соавторстве с прот. Геннадием Нефедовым ); 1989. 5. С. 75–76 [о кровном, духовном и гражданском родстве, а также свойстве]; 1989. 6. С. 75. 6 . Он же. Последствия брака//Там же. 1989. 6. С. 75–76; 1989. 7 С. 75–76 (в соавторстве с прот. Геннадием Нефедовым ). 7 . Ригин В., прот. Применение канонов о браке в современных условиях//Вестник пастырского семинара/ПСТБИ. М., 1996. 2. С.15–24. 8 . Цыпин В. , прот. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 182–183 (о восприемниках), 561–567 (кровное и духовное родство, а также свойство и усыновление как препятствия к браку). 9 . Макарий (Веретенников) , архим. О степенях родства//Альфа и Омега. 4 (38). М., 2003. С. 102–111 (литература). 10 . Цыпин В. , прот. Брак. Препятствия к заключению Б.//Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 153–160.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prepja...

Об авторе портрета свт. Игнатия (1881 г.). 966. Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский: [Открытка]. — М.: изд-во Моск. Патриархии, 1990. — 1 л. 967. Вороно М. Гравюра с ремарками//Лад. — 1993. — С. 16–17: ил. О портрете свт. Игнатия, гравированном Л. Е. Дмитриевым-Кавказским. На ил.: портрет архим. Игнатия; три ремарки на полях гравюры — портреты еп. Игнатия, схимон. Михаила Чихачева, архим. Игнатия Малышева. Автор статьи ошибочно приписал авторство гравюры худ. В. А. Боброву. 968. Михайловский замок: Эпоха военных инженеров/Е. Кальницкая, В. Французов; Гос. Русский музей. — СПб.: Palace Edition, 1996. — 24 с.: ил. — Из содерж.: Дмитриев-Кавказский Л. Е. Игнатий Брянчанинов: Офорт. — С. 15. 969. Св. Иннокентий, просветитель Америки: 200-летие рождения (1797–1997) и 20-летие прославления: [Житийные иконы]/Предисл. игум. Германа (Подмошенского)//Рус. паломник. — Платина, 1997/1998. — С. 91–99: ил. На ил.: Пострижение в монахи о. Иоанна свт. Филаретом Московским и свт. Игнатием Брянчаниновым — с. 95. 970. Виды монастырей Санкт-Петербургской епархии: Александро-Невская лавра. Свято-Троице-Сергиева мужская пустынь. — Репринт. изд. 1906–1913 гг. — СПб.: изд-во В. А. Юрженко, с.: ил. — Из содерж.: Отцы настоятели: Архимандрит Игнатий (Брянчанинов): [Портрет]. — 971. Филимонов В. П. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. — СПб.: Сатисъ, 1999. — 334 с.: ил. На ил.: Свт. Игнатий Брянчанинов — отец современного иночества — между с. 64 и 65. Справочные и библиографические издания 972. Геннади Г. Н. Краткие сведения о русских писателях и ученых, умерших в 1867 году: (Из Справ. словаря о рус. писателях и ученых, составляемого Г. Н. Геннади)//Рус. архив. — 1869. — Стб. 1985–2017. — Из содерж.: Игнатий (Брянчанинов). — Стб. 2000–2001. Отд. отт.: СПб., 1869. 973. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего правительствующего Синода (1721–1871). — СПб.: Синод. тип., 1872. — 160 с. — Из содерж.: Царствование императора Александра II: Игнатий Брянчанинов. — С. 44; Епархия Кавказская и Черноморская: Игнатий Брянчанинов. — С. 94.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010