Итак, вот вам верное и единственное средство для получения счастья, а потому если вы знаете семью, в которой господствует несогласица, то внушите ей, чтобы она почаще призывала с верой имя Господа. Он явится к ней и сквозь закрытые двери, как Он являлся ученикам по воскресении Своем, и поселит между ними любовь и счастие. Отрадно вспомнить о благодатном времени первых христиан, когда они еще в катакомбах совершали свои молитвенные возношения; они соединены были такой братской любовью, что, отправляясь куда-нибудь, они прощались друг с другом и говорили: «А может быть, здесь мы больше и не увидимся», «А может быть, мы уже нынче будем там». Вы слышали песнопение «Свете Тихий», оно составлено епископом первых времен христиан из стонов и скорбей первых христиан. Вот где было семейное счастье, где была семейная любовь. Итак, для того чтобы в семье было счастье, была благодать, то нужно как можно чаще призывать имя Спасителя. Призывай Спасителя, и Он вселится в семью. А для того чтобы нам еще более укрепиться верою и любовью к Нему, то обратимся к Нему, говоря: «Иисусе, Сыне Божий Сладчайший, помилуй нас!» 21 марта. Прошло шесть недель святой Четыредесятницы, и наступает неделя Страстей Господних. Еще на прошлой неделе вы слышали песнопение, что пост уже кончается и наступит скоро Страстная седмица. Преддверием же к Страстной седмице Церковь установила праздник – Лазарево воскресенье. Для того чтобы поднять умершего Лазаря, достаточно было одного слова Спасителя. Но чтобы поднять и оживить нас, Церковь многократно просила, советовала, угрожала нам в продолжение всех истекших седмиц, и если гром всех увещаний и угроз не подействовал на наши души, то уже не для нас, конечно, наступающая седмица Страстей Господних, не для нас и последующие седмицы. И вот нынче празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим. В Иерусалиме был восторг, ликование, радость, жизнь, бессмертие; рассказывать эту историю я не буду, потому что это было бы для всех повторением тех уроков, которые вы слышали в школе, дома и в храме. Но замечательно то, что со всех сторон стекался народ и восклицал: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне!» Каждое слово этого песнопения имеет огромный смысл; этими словами мы приветствуем Господа, Который воплощает в Себе мир и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Итак, повторяю слова Господа: «Если не отпустите людям согрешения их, и Отец ваш небесный не отпустит вам ваших согрешений». Как же быть нам, чтобы получить прощение от Бога? Послушаем совета великого Златоуста. Для того чтобы легче было простить нам нашим врагам и отплатить им добром, нужно относиться к недругу как к человеку, который приносит нам пользу. Какую же пользу он может принести нам? А вот какую. Никто так не знает о наших пороках и недостатках, как наши недруги, а потому если мы хотим искоренить в себе недостатки, то мы должны обращаться к ним, и если мы хотим знать самих себя, то мы должны прислушиваться к мнению о нас наших недоброжелателей, у которых глаза как бы увеличиваются, – а не слушать мнения наших друзей и родных, так как родные и друзья наши страстны и пристрастны. Кому не известно, что матери горбатое дитя кажется красивым и великорослым? Точно так же мы должны относиться к наемнику, который работает на нас за плату: мы должны относиться к нему как к человеку, который доставляет нам пользу. Итак, вот, братья мои, мы вступаем теперь, можно сказать, в море поста; мы должны знать, что море это большое, широкое, перейти которое крайне трудно; если же мы благополучно перейдем его, то только благодаря Божией помощи, Божией милости. Итак, прежде всего нам нужно простить людям, имевшим что-нибудь против нас, мы должны простить всем и все, так как Господь сказал: «Если принесешь дар твой к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь тут дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда, пришед, принеси дар твой». Что Богу наши усиленные молитвы, наш пост, паше бдение, если мы не имеем любви к людям, не имеем всепрощения к ним. И вот с этого святого места я, недостойный иерей, прошу прощения у всех вас во всем, в чем я согрешил против вас своими словами, делами и мыслями; я же, со своей стороны, буду просить Господа, чтобы благодать Божия присутствовала в духе вашем во всю вашу жизнь. Аминь. 14 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

М., 1975; Киселева Л. И. Западноевропейская книга вв. Л., 1985. Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т. 1.: Литература техники и прикладных наук от средних веков до Возрождения. М.-Л., 1933; Т. 2: Образование и наука в эпоху Ренессанса в Италии. М.-Л., 1934; Т. 3.: Галилей и его время. М.-Л., 1933. Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996. С. 217. Рождественский Ю. В. Там же. С. 222. Чернышевский Н. Г. Эстетическое отношение искусства κ действительности. М… 1958. С. 152–153. Leclerc de Buffon G.-L. Discours sur le smyle. (1753) Oevres. Т. 1, Р., 1893. Р.12. Виноградов B. B. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. Рождественский Ю. В. Там же. С. 232. Рождественский Ю. В. Там же. С. 239. Описание характеристик информатических текстов содержится в “Общей филологии” Ю. В. Рождественского (с. 250–261); в дальнейшем изложении они специалыю не рассматриваются. Рождественский Ю. В. Там же. С. 245. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Аристотель. Риторика. – Античные риторики. М., 1978. С. 21. Здесь и в дальнейшем изложение вопросов культуры ведется на основе работ: Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. М., 1996; Принципы современной риторики. М., 1999. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М., 1999. С. 33. Рождественский Ю. B. Теория риторики. М., 1999. С. 69–70. Рождественский Ю. В. Там же. С. 69. Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский. Статьи и речи. Т. 3. Святитель Феофан Затворник . Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 213. Святитель Феофан Затворник. Гам же. С. 238. Святитель Феофан Затворник. Там же. С. 246. Мопгое А. & Ehninger D. Principles of Speech Communicamion. 7th ed. Glenwiw. 1975.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

На пути был к нему глас с неба: «Неание, на кого идешь и на кого возстаешь?» – «Послан от царя, отвечал со страхом воевода, убивать всех верующих в Распятого». – «О, Неание, и ты идешь на Меня?» – «Кто Ты, Господи? Я не могу знать Тебя!» В это время показался ему на воздухе пресветлый крест, и слышан был глас от креста: «Я Иисус распятый, Сын Божий!» – Неаний с трепетом спросил: «если Ты воистину Сын Божий, то как иудеи могли надругаться над Тобой, распять Тебя и умертвить?» Снова был глас от креста: «для рода человеческого волею подъял Я сие, да избавлю грешных от власти диавольской, взыщу погибших и оживотворю мертвых. Если бы Я не был Сын Божий, то мог ли бы говорить с тобою?» После сих слов крест восшел на небо (Ч. М. июля 8 д.). (Сн. кн.: «Православное исповедание христианск. веры в Четиих Минеех». Прот. А. Свирелина , Спб. 1893 г. стр. 100–107). Сентябрь месяц. 25-й день. Преставление преп. Сергия, радонежского чудотворца Еванг. от Лук., зач. 24, гл. VI, 17–23 ст. I. Евангелие о путях к блаженству, читаемое во дни преподобных, которые шли этим путем в царствие небесное Одна из бесед Спасителя, слышанная ныне из евангелия св. Луки, передана нам с особенною подробностью евангелистом Матфеем. Это – нагорная проповедь Спасителя об условиях к достижению вечного блаженства. Спаситель начал проповедь Свою следующими словами: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Блаженны миротворцы, ибо они назовутся сынами Божиими. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать за Меня, ибо награда ваша велика на небесах». Мы часто слышим в церкви переданные здесь слова Спасителя; они читаются или поются за обеднею, перед выходом со святым евангелием. Великим постом они поются после часов, с прибавлением молитвы кающегося разбойника: «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствие Твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением руки священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникая в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя”. ( 1Тим. 4:12-16 ). “Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия” ( 2Тим. 1:6-7 ). Что добавить к этому? — все так просто и ярко сказано первоверховными апостолами… Но — раскрытие апостольского откровения о пастырстве есть дело целой жизни, а потому и многих слов, направленных ко благу, чтобы прежнее и вечное сказать по-новому, приложить к новым условиям жизни и страданий Церкви. Философия православного пастырства О. Михаил Грибановский , епископ 1893 г. Дорогой о. Антоний, с большой радостью получил Ваше письмо. Храни Вас Господь за братскую любовь и память. Ваши “письма к пастырям” читал с искренним удовольствием и полным сочувствием. Вы знаете, что я говорю правду. Так скажу Вам, что ни одна Ваша статья не была так близка нашему сердцу и уму, как эти письма. Прекрасно это жизненное противоположение мира Церкви миру земли. Всеми силами на этом нужно настаивать в настоящее время. Прекрасно изображение брачной радости пастыря, венчающегося своей Невесте — пастве. Внутренний Ваш огонь передается душе, и я наслаждался. Прекрасно указаны методы и способы влияния на разнородного умственного и нравственного склада людей… Только одно могу сказать, что у Вас мало оттенено то, что Вы имеете в виду методологию пастырского делания… Вы справедливо говорите, что надо входить в настроение, в мысли пасомых и от них уже возводить их ко Христу, к Церкви, что тут догматические и канонические споры ни к чему не приведут. Но посмотрите на пастырей, как они есть. Но разве они уж этим особенно страдают — ревностью по догматам и канонам? Не смотрите на проповеди — это официя, не смотрите на споры — тут берется то, что есть под рукой, что легче, привычнее… Разве мы мало знаем пастырей, готовых спуститься с пасомыми в какие угодно дебри их мыслей и сомнений, но ничуть не умеющих ни себя, ни их вновь возвести в свет церковной тишины? Ведь может случиться, что мы, ловя овец, сами запутаемся с ними.

http://azbyka.ru/pastyrstvo

– Определенно, Петр. Это очевидно. – Верно, Марыся, верно! Он решительно входит в священную историю и становится одним из ее ярчайших героев – после Самого Христа, разумеется. Скажи, по-твоему, какой евангельский эпизод может служить наиболее выразительной иллюстрацией человеческой веры в Спасителя? – Ну, не знаю, Генрик… Может быть, исцеление слуги римского сотника? Встреча с самарянкой? Исцеление кровоточивой женщины? Как бы ты сам ответил на свой вопрос? – Хождение по воде. Помнишь, апостол Петр идет по воде навстречу Учителю?.. Израиль времен императора Тиберия. На берегу Генисаретского озера Проповедник из Галилеи только что совершил чудо, накормив пятью хлебами пять тысяч человек. Сразу после этого Иисус понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. В четвертую стражу ночи Иисус пошел к ним прямо по воде. И ученики, увидев Его идущим по морю, встревожились. Заметив, что ученики испугались, Иисус тотчас заговорил с ними: – Ободритесь. Это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: – Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. – Иди. Выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: – Господи! Спаси меня! Иисус тотчас простер руку, поддержал его и сказал: – Маловерный! Зачем ты усомнился? Когда вошли они в лодку, ветер утих. И, переправившись, прибыли в землю Генисаретскую. Рим 1893 года. Собор святого Петра. Супруги Сенкевич продолжают беседу. – И все же я не пойму, Генрик, чем твой выбор евангельской иллюстрации веры лучше эпизодов, предложенных мною? – А ты подумай, Марыся: в других случаях чудеса, творимые Христом, имеют трагический и торжественный смысл. А здесь? Какой смысл выходить из лодки навстречу Иисусу, когда Он Сам идет к ожидающим Его апостолам? В том-то и дело, что никакого! Со стороны Петра это была чистая авантюра, реакция по-детски непосредственной души на чудо, совершаемое Спасителем. Ему захотелось самому так попробовать. И Господь сказал: хочешь – иди.

http://pravoslavie.ru/62753.html

Отрицание принудительных государственных мер является в доктрине яснополянского реформатора прямым выводом из его заповеди о непротивлении злому насилием. Толстовец говорит про себя: „Я не могу участвовать ни в какой деятельности власти, имеющей целью ограждение людей и их собственности насилием“ 117 . Вопрос о непротивлении злу силой подробно и всесторонне обсуждался в нашей духовной и светской печати и, можно сказать, получил уже окончательное решение и не в пользу Л.Н. Толстого. Наиболее основательные и содержательные рассуждения на эту тему читатель найдёт в сочинениях проф. А.Ф. Гусева („Основные „религиозные“ начала гр. Л. Толстого“. Казань. 1893), В. С. Соловьева („Право и нравственность“. Юридич. Библиот. 14), еп. Антония (Поли. собр. сочин. т. III. Казань. 1900). В настоящей статье, посвящённой особым специальным вопросам, излишне повторять то, что сказано другими по вопросу о непротивлении. Достаточно сказать, что научно-богословская критика признает толстовское учение о непротивлении злому неосновательным и вредным. Ниже сам читатель увидит вредность этого учения. Противление же силой злому надо признать чуждым безусловному идеалу христианской, безгрешной жизни, но неизбежным и полезным в наличных условиях существования человечества. С точки зрения относительного осуществления идеальной христианской морали противодействие злому силой даже одобряется, если оно вызывается нравственно добрыми мотивами и целями. Конечно, этот способ борьбы со злом хуже духовных мер противодействия злому, должен применяться только в крайних случаях и с особенной осторожностью. Ради специальных целей журнала „Миссионерское Обозрение“ мы позволим себе сказать несколько слов лишь о главном „текстуальном“ основании толстовской заповеди непротивления. Разумеем 38–48 ст. V гл. Евангелия Матфея: „Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб ( Исх.21:24 ). А я говорю вам: не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую ( Мф.5:38–39 ) ... Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас“ ( Мф.5:44 ) ...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

п. Апостол требует также, чтобы ищущий священства имел доброе свидетельство и от внешних ( 1Тим.3:7 ) или нехристиан, т. е. заслуживал хорошее о себе общественное мнение, которое необходимо для поддержания нравственного доверия к пастырю. От диаконов, по самому служебному положению своему близко стоявших к верующим, апостол требует тех же нравственных качеств, каких от епископа и пресвитера, прибавляя, что: а) они не должны быть двуязычны, т. е. болтливы и пересудливы в отношении к тому, что они видят при служебном посещении чужих домов; б) хранить таинство веры (или христианское вероучение) в чистой совести, т. е. без всякой хитрости и притворства, a по изъяснению блаженного Феодорита , свою веру оправдывать делами. VIII. Отношение истинного пастыря к своей пастве. (Деян.20:16–35; 1Пет.5:1–4) Отношения истинного пастыря к пасомым очень подробно и живо указаны апостолом Павлом в его в высшей степени задушевной прощальной речи к ефесским пресвитерам, которых он собрал в Мелит (главный город острова Лесбоса), спеша в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Вспоминая прежде всего о своих трудах, свидетелями которых были сами ефесские пресвитеры, апостол обращает особенное внимание их на то, что он работал Господу со всяким смиренномудрием и, несмотря на разные огорчения, причинявшиеся ему злонамеренными Иудеями, не пропустил ничего полезного, о чем бы не проповедовал и не учил всенародно и по домам. В Иерусалиме также ожидали его узы и скорби, но он ни на что не взирал и не дорожил своею жизнью, лишь бы только Господь сподобил его с радостью окончить апостольское его служение, на которое он призван, и которое состоит в проповедовании Евангелия о благодатном Царстве Божием. Так как он не упускал возвещать им всю волю Божию, то совесть его чиста, и он не повинен ни в чьей погибели. С таким же вниманием к своему долгу и к интересам всей паствы апостол призывает относиться и ефесских пресвитеров. Как на особенное побуждение к такому именно самоотверженному отношению к пастырскому делу апостол указывает на то, что пресвитеры поставлены Духом Святым быть блюстителями и пастырями Церкви, которую Христос приобрел Себе Кровью Своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

«Позволительно ли человеку разводиться с женою своею по всякой причине?» Таково предложение евреев. Я же с другой стороны смотрю на цель во- —385— проса. Так как женский пол способнее к доверию и скорее склонялся к величию чудес, к восприятию и вере в Божество Христа (так и в конце, – когда человекоубийцы по своему определению влекли Господа на крест, толпа женщин и страдание оплакивала, и, следуя за Спасителем, жалобно проливала слезы) 927 : то, дабы устроить некое затруднение и неприятность Ему через коварный вопрос, они, как это думалось им, расставили сети и силки своими речами; Господь же, силою Божества усматривая готовящееся злоумышление, а вместе с тем определяя человеколюбивое постановление для жизни и соделывая тщетными козни их, предлагает ответ в защиту женщин, отогнав ни с чем волков – фарисеев, напрасно открывших рты свои для вопроса. Само творение, говорит Он, указывает цель в соединении, а не в разделении; и первый устроитель брака есть Творец, сочетавший первозданных людей брачными узами и будущим поколениям давший непререкаемый порядок сожительства, который они должны были чтить как закон Божий. Соединенные же друг с другом «уже не двое, но одна плоть; итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» 928 . Это было сказано тогда фарисеям. Но и теперь послушайте вы, приспешники их, которые легкомысленно переменяете жен, как одежды, – устрояете брачные чертоги так часто и быстро, как ярмарочные палатки, – женитесь на имениях и берете жен для своей прибыли, – даже при небольшом раздражении немедленно пишете разводное письмо и еще при жизни оставляете многих вдо- —386— вами. Уверьтесь, что брак расторгается только смертию и прелюбодеянием. Ведь в том, что совершается по закону и установлению, бывает не так, как в отношении к блудницам, (с коими) сожительство ограничивается небольшим числом дней и при этом преследуется одно только плотское наслаждение; но совершенно напротив, о человек! происходит некоторое единообщение тела и души, так что и нрав с нравом вместе соединяется, и плоть с плотью некоторым образом связуется.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Покайтесь», – сказал Он, то есть переменитесь, измените совсем свои мысли, свои чувствования, свои желания, а главное, свои действия. Мы можем сознаться, что мысли наши вращаются только вокруг нас самих, желания наши ограничиваются только нами самими, мы неправильно мыслим, неправильно желаем, неправильно чувствуем, и вот Господь обращается ко всем верующим и говорит: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Царствие Божие очень близко к нам и в то же время бесконечно далеко от нас. О Царствии Божием мы познаем только из глубочайших смыслов Священного Писания . Даже и неверующие, которые и Бога не почитают, и те не могут не признать, что приближается бо Царствие Божие, потому что и наши общественные учреждения стремятся к нему, работают для него, они стремятся утвердить правду и милость, чтобы не было несчастных, не было обиженных, не было озлобленных. Когда к Господу обратились с вопросом, где искать Царствие Божие, Он сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть». Из нас же, конечно, никто не осмелится сказать, что Царствие Божие внутри его. Но Господь Иисус Христос открыл людям, в ком из них может быть Царствие Божие. На горе собралось множество народа, и Господь поведал ему, что Царствие Божие принадлежит чистым, жаждущим правды, кротким, всем гонимым, всем оклеветанным. Итак, Царствие Божие – удел всех труждающихся, всех праведников, всех смиренных, всех страдальцев, всех тех, душа у которых так чиста, что в ней как в зеркале отражается малейший предмет, всех тех, которые живут не как хочется, а как Бог велит. И вот когда перед Господом собралось множество народа, – вот так, как и вы теперь собрались перед этой святой кафедрой, – то Он стал призывать их к покаянию, приближися бо Царствие Божие. И для тех близко оно, кто постоянно трудится, кто не стремится к почестям, не стремится к отличиям, кто живет не для себя, а живет для других. Итак, братья мои, стремитесь, главное, к тому, чтобы Царствие Божие было внутри вас, в глубине вашей души. И кто хочет, чтобы в нем был мир, благодать, радость, а также чтобы и между ближними его господствовал мир, дружба, любовь, тот должен покаяться, то есть совсем измениться; а главное, он должен искать утешения в Господе своем Спасителе, Который всегда готов помочь кающемуся; он должен помнить, что и Сам Господь сказал: «Где грех, там и благодать», а также: «Где два или три собрани во Имя Мое, там и Я посреди их».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010