Абхазская Кафедра в Пицунде Герман (Гоголашвили) епископ, рукоположен с 8.09.1851 по 2.09.1856 еп. Имеретинский Геронтий (Папиташвили) епископ, рукоположен с 6.10.1857 по 16.11.1859 еп. Мингрельский Александр (Окропиридзе) епископ, рукоположен с 4.03.1862 по 30.05.1869 еп. Горийский, викарий Карталинской (Грузинской) епархии; † 9.11.1907 Гавриил (Кикодзе) епископ Имеретинский с 30.05.1869 до 1886 временно управлял † 26.04.1896 С 12 июня 1885 года восстановлена как Сухумская епархия. См. Сухумская епархия. Алавердская Алавердская и Кахетинская С 30 июня 1811 года Кафедра в Алаверди Иоанн (Бобдель-Макаев) архиепископ, бывший архиеп. Бодбийский с 14.07.1811 по 30.08.1814 митр. Бодбийско-Сигнахский (Кизикский); † 24.09.1837 Алавердская и Телавская (Телавская и Грузино-Кавказская) С 30 августа 1814 года Кафедра в Телави Досифей (Пицхелаури) архиепископ, бывший еп. Горийский, викарий Грузинской епархии с 30.08.1814 по 14.05.1817 уволен; † 19.11.1830 28 декабря 1818 года соединена с Сигнахской (Бодбийской) епархией и в 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии. Возобновлена в 1886 году в качестве викарной кафедры при Карталинской епархии. до 23.01.1801 член Святейшего Синода, с 8.07.1811 экзарх Грузии Иоаким епископ, рукоположен с 13.10.1803 Бодбийско-Сигнахская Бодбийская и Кизикская 83 Кафедра в Бодби Иоанн (Бобдель-Макаев) архиепископ, рукоположен с 1792 по 14.07.1811 архиеп. Алавердский и Кахетинский Сигнахская и Кизикская С 30 августа 1814 года Кафедра в Бодби Иоанн (Бобдель-Макаев) митрополит, бывший архиеп. Алавердский и Кахетинский с 30.08.1814 по 18.12.1828 † 24.09.1837 В 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии, а в 1886 году – к Алавердской викарной епархии при Карталинской епископии. Владикавказская и Моздокская С 23 апреля 1885 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, бывший еп. Владикавказский, викарий Грузинской епархии с 29.06.1885 по 22.07.1888 (1889) на покое, † 24.07.1890 Петр (Лосев) епископ, бывший еп. Сумской, викарий Харьковской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Большой и малый придворные соборы в зимнем дворце История их Зимний дворец, составляющий резиденцию, Государя Императора заложен в1754 году архитектором графом Растрелли. Императорское семейство начало жить в нем с 1762 года; хотя окончательно он был достроен только в 1767 году. После пожара 1837 года, здание это отделано еще с большей роскошью, чем прежде, но главнейшие черты внутреннего расположения оставлены в прежнем виде. Одновременно с помещением Императорского семейства во Дворце в 1762 году, устроена в здании его придворная соборная церковь , и освящена в том же году, 6 апреля, новгородским архиепископом Димитрием Сеченовым, во имя Воскресения Господня 49 . На подвижном амвоне, на оборотной его стороне находится медная дощечка с надписью: «устроен 1762 г., возобновлен 1837 г.» В следующем году, при перенесении в собор древнего образа Христа Спасителя на Убрусе, храм сей, по воле Императрицы Екатерины II, освящен вновь 12 июля 1763 года, преосвященным Гавриилом, архиепископом С.-Петербургским и Шлиссельбургским – во имя Спаса Нерукотворного образа, как видно из книги церковной описи. Антиминс за подписью этого преосвященного хранится в ризнице. По возобновлении, после пожара 1837 года, храм освящен в 1839 году 25 марта во имя Нерукотворного же образа, высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким. В том же здании Зимнего Дворца на северо-западе от большого собора находится второй храм – малый собор, или малая церковь комнатная Императорского семейства. Престол в ней во имя Сретения Господня, первоначально освящен в 1768 году 10-го января, как видно из книги церковной описи, преосвященным Димитрием, архиепископом Новгородским. После пожара 1837 г., эта церковь возобновлена и освящена во имя Сретения же Господня, Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким в 1839 году 1-го февраля; за подписью сего преосвященного хранится в ризнице и святой Антиминс. 1. Большой собор. Описание большого собора Храм во имя Спаса Нерукотворного образа одно-престольный. Антиминс на престоле новый, священнодействован Леонтием, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. В ризнице собора хранятся прежние, обветшалые Антиминсы, с обыкновенными надписями и священными изображениями, именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Василий Андреевич Жуковский в Крыму 13.05.2014 1544 Время на чтение 7 минут Очерк В 1837 году для наследника Николая I - будущего императора Александра II - было организовано почти восьмимесячное путешествие по 28 губерниям России с тем, чтобы показать великому князю страну, которой ему предстояло править. Впервые будущий русский царь пересек Урал, оказавшись в Сибири. Маршрут этого путешествия - «Путеуказатель» - разрабатывался под руководством наставника цесаревича - великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского, учителя национального гения России - А. С. Пушкина и организатора выкупа из крепостной неволи национального гения Украины - Т. Г. Шевченко. Как известно, именно воспитанный Жуковским русский царь Александр II в 1861 году отменит в России крепостное право и получит титул «Освободитель». 25 августа (6 сентября по н. ст.) 1837 года Василий Жуковский сопроводит наследника в город Вознесенск ( Украина , Николаевская область) для участия в больших военных маневрах, на которые было собрано необыкновенное количество кавалерии и пехоты. Будущему Главнокомандующему страны этому тоже надо было учиться. Наставник цесаревича - человек сугубо гражданский. Ему это не интересно. Он передает ученика в руки императора, которого окружали многочисленные военачальники и иностранные гости, представлявшие в буквальном смысле слова всю Европу. Жуковский задумал в это время совсем другую поездку - он отправляется на целый месяц в Крым. К этому его побуждали две причины. Первая была связана со смертью 29 января (10 февраля по н. ст.) 1837 года после ранения на дуэли его младшего друга А. С. Пушкина. Именно в Крыму в 1820 году молодой поэт задумает ряд произведений, включая поэму «Бахчисарайский фонтан» и роман «Евгений Онегин», - которые принесут ему настоящую славу. В год смерти Пушкина Жуковский решает посетить столь благодатную для его ученика крымскую землю и совершить паломничество по местам, хранившим память о нем. Готовить эту поездку Василий Андреевич, судя по всему, начинает через месяц-два после кончины поэта. Для этого в «Путеуказатель» им заблаговременно закладывается посещение царской семьей в сентябре 1837 года Крыма и Бахчисарая. Жуковский задумал провести в Крыму вечер памяти погибшего друга.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава девятнадцатая. Душа их во благих водворится 1837–1839 А жизнь продолжалась. В год смерти Пушкина начинались торжества, посвященные 25-летию Отечественной войны, Заграничного похода и ответного визита в Париж. На Москве готовились начать новое строительство храма-памятника во имя Христа Спасителя, посвященного воинам, одолевшим Наполеона. Поскольку изгнание «Великой армии» состоялось в Рождество Христово, то и храм решено было посвятить этому второму по значению после Пасхи православному празднику. Еще в 1831 году государь выбрал новое место для строительства – на высоком берегу Москвы-реки, «на том месте, где ныне существует Алексеевский монастырь, обратя в площадь сей постройки... ту гору против дому князя Сергея Михайловича, где пожарное депо и дом бывший Бекетова, что ныне Сипягина, образуя сию гору вплоть до Москвы-реки. Мысль дивная, достойная Николая I, который желает, чтоб новый памятник смотрел на древний Кремль», -сообщал великому князю Михаилу Павловичу сенатор А. А. Башилов, заведовавший Комиссией для строений города Москвы. Место для Филарета весьма удобное, ибо дом князя Сергея Михайловича Голицына он продолжал постоянно посещать и здесь его по-прежнему встречала обстановка домашнего уюта и огромной любви. Так что, когда спрашивали его мнения о месте строительства храма Христа Спасителя, владыка горячо поддерживал сей выбор. Кстати, сам Сергей Михайлович в 1837 году стал вице-президентом Комиссии по строительству храма-памятника. Президентом являлся военный генерал-губернатор Москвы Дмитрий Владимирович Голицын. Единственной причиной возражений по поводу сего места мог стать Алексеевский женский монастырь, основанный митрополитом Алексеем Московским, родные сестры которого стали первыми монахинями сей обители. Алексей наравне с Сергием Радонежским особо почитался святителем Филаретом. Вернувшись из Петербурга в Москву, 20 мая 1837 года на день обретения мощей Алексея Московский Златоуст вновь и вновь говорил о значении этой личности в отечественной истории и, кстати, напоминал о том, что тот тоже переводил Библию , «так особенно потрудился в чистом изглаголании слова Божия, когда славенское преложение святого Евангелия с греческим подлинником поверил, и от несовершенств старого наречия и от описок невнимательных переписчиков очистил и исправил». И далее Филарет возглашал:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Днепропетровская Основана 09.09.1775 Образована из областей, присоединенных от Турции. Архиепископия в 1775–1823 гг. (с 1823 г. обычно замещалась епископами). Местопребывание: до 1797 г. – в Полтаве (в 1791 г. назначено местопребывание в Самарском (ок. Екатеринослава) Пустынно-Николаевском монастыре), 21.12.1797 – 1803 г. – в Новомиргороде, с 1803 г. – в Екатеринославе (с 1926 г. – Днепропетровск). Именовалась: Славянская и Херсонская; с 28.11.1786 – Екатеринославская и Херсонеса Таврического (Высочайший указ от 09.09.1786 гласил: «...Славянского и Херсонского архиепископа переименовать в Екатеринославского. Херсонского и Таврического и подчинить ему все находящиеся там церкви...» [Родионов M., прот. Ук. соч., с. 45]); с 21.12.1797 – Новороссийская и Днепропетровская (в 1797–1803 гг. Екатеринослав носил наименование Новороссийска); с 04.12.1803 – Екатеринославская, Херсонская и Таврическая; с 09.05.1837 – Екатеринославская и Таганрогская; с 01.04.1911 – Екатеринославская и Мариупольская (в связи с учреждением Таганрогского викариатства); с 1926 г. – Днепропетровская. далее – Днепропетровская и Запорожская; с 14(27)07.1992 – Днепропетровская и Криворожская; с 14(27)07.1996 – Днепропетровская и Павлоградская. Викарные кафедры: Таганрогская, Луганская. 01.10.1775 05.05.1779 06.08.1779 28.11.1786 Никифор граф Феотоки Грек 28.11.1786 13.10.1792 13.03.1793 10.05.1793 10.05.1793 29.09.1799 01.10.1799 18.08.1805 18.08.1805 20.10.1811 07.02.1812 28.03.1823 19.05.1823 16.10.1827 28.11.1827 20.04.1828 22.05.1828 09.05.1837 Гавриил II Гозавов 22.05.1837 16.04.1838 23.04.1838 19.08.1853 19.08.1855 14.11.1864 13.12.1864 21.08..1868 Платон II Троепольский 21.08.1868 23.06.1871 Алексий Новоселов 23.06.1871 05.02.1885 16.02.1885 05.12.1891 14.12.1891 30.11.1892 05.12.1892 12.06.1896 Владимир Шимкович 12.06.1896 04.10.1911 Симеон Покровский 04.10.1911 10.1922 12.1924 Иоанникий Соколовский 09(22)12.1925 12.1925 12.1925(01.1926) 05.1927 22.04(05.05)1928 22.04(05.05)1928 05. 1934 09.1934

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коровинцы. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Украинское барокко Год постройки:1752. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Недригайловский район, Коровинцы Координаты: 50.808919, 33.750307 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В Коровинцах в середине XVIII в. было две церкви. Одна – Николая, построенная в 1751 г. «старанием бунчукового товарища Андрея Полетики»; вторая – Михайловская, построенная в 1752 г. О каком-то господине-основателе ее документы не упоминают. Итак, это была церковь общины простых казаков. В Михайловской церкви сохранилась книг расходов, в которой вписаны расходы 1820-1875 г.г. Из нее узнаем, что в 1820 г. в церкви переводили какой-то мелкий ремонт. В 1834-1837 г.г. община запасала материалы на капитальный ремонт; в 1834 г. покупают 1000 шалевок и на 75 г. дубины; в 1836 г. приобретают 26 лип; в 1837 г. докупают еще 700 штук шалевки, 17 пудов гвоздей, оплачивают «мастера за починку церкви», выплачивают Шкляру «за уставку в окончины стекол». Из этого видно, что в 1837 г. (строение уже простояло 85 лет) в церкви обшили шалевкой срубы, покрыли крыши, застеклили окна. Но этим ли и ограничились, из документов не видно. Под 1855 годом записано расходы на покупку материалов (железо круг 100 пудов, гвозди, масло, краски, злато) «для покрытия церкви». Итак, только в 1855 г., более чем за 100 лет после постройки, церквей укрывают железом, к тому же она была покрыта деревом. Упоминание об этом (плоские грани крыш) церковь сохранила и поныне. Тогда же позолотили кресты и обшили завалинку. В 1859-1860 г.г. перестилают пол и красят его. В 1863 г. красят в церкви стены и крыши. В 1866 г. под церковь подводят кирпичный фундамент; к тому же она стояла на стоянах. Ни более ранних, ни более поздних книг для записи расходов в церкви не сохранилось. Но исследование строения свидетельствует, что ремонтов, и то капитальных, было больше. Мало того, местные старожилы рассказывали нам, что раньше церковь стояла на другом месте, немного на восток через дорогу, где теперь находится школа. Итак, церковь не только ремонтировали, но и переносили с места на место и, конечно, пересыпали ее притом. И все же в основном церковь сохранила первоначальные формы. Выстроена она из дубовых пластин и выдержана в простых, суровых формах.

http://sobory.ru/article/?object=38832

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНАРХ (в крещении Иоаким; 1806-1869, Киев), архим., иконописец. Происходил «из простых мещан Орловской губернии» ( Лебединцев. 1878. 8. С. 391). В послужных списках монашествующих Белобережской пуст. (1831-1832; дополнялись в 30-х гг. XIX в.- М. А. К.) упоминается как «казак из великороссов» из Черниговской губ. (ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 33). В 1835-1841 гг. поновлял иконы и иконостасы, выполнял стенопись в храмах и мон-рях Орла, Брянска и Брянского у. Орловской губ. В 1836 г. принял постриг в Белобережской Иоанно-Предтеченской брянской пуст., в 1838 г. рукоположен во диакона. В 1836 г. в храмах Белобережской пуст. поновлял иконы, иконостасы, делал стенные росписи. В 1837 г. по разрешению Орловской духовной консистории «безвозмездно и собственным коштом» восстанавливал алтарные иконы и иконы местного ряда в иконостасе Успенского собора Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря близ Брянска (всего 306 икон кроме чудотворной Свенской-Печерской иконы Божией Матери (не сохр.); см.: Рапорты и отношения казначея Свенского монастыря Смарагда еп. Орловскому и Севскому Никодиму и игум. Венедикту (1839) - РГАДА. Ф. 1200. Д. 1824). Сохранился документ, зафиксировавший перечень красок и других материалов, закупленных для И. (Церковные постройки и починки Белобережской пуст. (1831-1837)//ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 56. Л. 4). В 1837 г. в Орле состоялась 1-я встреча И. с митр. Филаретом (Амфитеатровым), определившая его дальнейший путь. Митрополиту понравилась обновленная в 1835-1836 гг. настенная живопись 1803 г. (не сохр.) Казанского придела орловского Никитско-Ахтырского собора, которую иконописец выполнил со старшим братом, видимо, обучавшим его живописи. Митр. Филарет пригласил И. в Киев, но тот не мог оставить начатые под руководством брата живописные работы в Орле; вплоть до переезда в Киев И. поддерживал переписку с митрополитом ( Шиденко В. А. Живописная школа Киево-Печерской лавры// Он же. Buбpahi npaцi з icmopiï лаври. К., 2008. С. 8).

http://pravenc.ru/text/673969.html

Скачать epub pdf Хиротонисан: 18.09.1821, еп. Орловский и Севский; с 22.05.1828 еп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический; с 31.12.1832 архиепископ; с 9.05.1837 архиеп. Херсонской и Таврический; с 1.03.1848 архиеп. Тверской и Кашинский; с 15.02.1857 на покое; умер: 8.09.1858. Гавриил (в миру Василий Феодорович Розанов) – архиепископ, бывший Тверской; сын сельского священника Костромской епархии, родился 26 января 1781 г. После обучения сначала в Костромской, а потом в Троице-Лаврской семинариях Розанов был назначен учителем пиитики в Костромскую семинарию, где скоро занял место префекта. В 1811 г. Розанов приехал в Петербург, где ректором Академии был товарищ его по семинарии архимандрит Филарет Дроздов , и представился митрополиту Амвросию «с поднесением слабых своих опытов труда на поприще наук». Митрополит предложил Розанову постричься и предназначал его в бакалавры по кафедре философии в Академии, но оставил это намерение вследствие противодействия своего постоянного антагониста, архиепископа Феофилакта Русанова . Постриженный 15 октября 1811 г. в монашество с именем Гавриила, Розанов был назначен префектом Вологодской семинарии и архимандритом Спасо-Каменного монастыря. Назначенный в 1814 г. ректором семинарии и настоятелем Спасо-Прилуцкого монастыря, Гавриил в 1819 г. был вызван «на чреду» в Петербург и определен законоучителем 1-го Кадетского Корпуса. Получив в 1820 г. настоятельство в первоклассном Ярославском Толгском монастыре, с исправлением должности ректора семинарии, Гавриил 18 сентября 1821 г. в Москве был посвящен во епископа Орловского. 22 мая 1828 г. был переведен в Екатеринославскую епархию, обнимавшую в то время, кроме Екатеринославской губернии, губернию Таврическую и восточную часть Херсонской. В 1829 г. он получил орден Анны 1-й степени, а 31 декабря 1832 г. был возведен в сан архиепископа. В 1837 г. Екатеринославская епархия была разделена на Екатеринославскую и Херсонскую, и Гавриил, «как пастырь опытный», был 9 мая 1837 г. назначен архиепископом Херсонским и Таврическим, причем к его епархии были присоединены и уезды Одесский, Ананьевский и Тираспольский, принадлежавшие к Кишиневской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

140. Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Чудове монастыре, ноября 20; напечатано в Воскр. Чтен. 1837 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1837 год И возращу тя зело, зело, и положу тя в народы, и царие из тебе изъидут. ( Быm. XVII. 6 ). Если день природы неодушевленной может нечто говорить внимательному, как некто подслушал и свидетельствовал, что «день дни отрыгает глагол» ( Ncaл. XVIII. 3 ): то не больше ли внятно и обильно должен говорить день человеческий, ознаменованный особенными действиями Провидения Божия, или воспоминаниями о них. – Какое слово может обнять все, что нынешний день говорит уму и сердцу Россиянина? Он говорит, во-первых, о том за четырнадцать лет бывшем дне, в который Бог в сердце приснопамятнаго Александра, и в его заветную хартию положил мысль о царствовании Николая, как преимущественно желанном и благонадежном для России; потом, о другом дне, от котораго начинаются двенадцатилетние, до ныне, опыты, удостоверяющие, что в завете Александра заключалось предусмотрительное и благотворное для России определение Божиих судеб. В царствовании полном деятелности, «день дни отрыгает глагол» Царских подвигов, подъемлемых и совершаемых в войне и мире, в законодательстве и правосудии, в усовершении устройства разных родов общественной службы, званий и состояний, в покровительствовании и распространении просвещения и благотворения, в превозможении трудностей, в отвращении опасностей, в умножении плодов народнаго благоденствия в настоящее время, в сеянии новых семен общественнаго блага на будущия времена: и естественно, что нынешний царственный день особенно полон отголосками столь многоразличных глаголов царской славы. Впрочем, когда вижу, что день сей собрал вас, верныя и избранныя чада России, привел во храм, поставил пред олтарем: то с утешением о вас заключаю, что день уже изглаголал в сердца ваши свою проповедь, и что вы уже приняли его поучение, которое в том наипаче и состоит, чтобы принести Богу славу, благодарение и молитву за Царя, Богом дарованнаго, царствующаго под осенением Провидения Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви Приводится по изданию: Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996   Цифрой в фигурных скобках обозначены примечания преосвященного Макария. Цифрой со звездочкой в квадратных скобках обозначены комментарии редакции. Цифрой в квадратных скобках без звездочки обозначен номер в списке литературы, используемой преосвященным Макарием при написании своего труда. Знаком ¤ отмечены неустановленные рукописи или издания. КНИГА ПЕРВАЯ Обращение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II по случаю выхода в свет первой книги «Истории Русской Церкви» Митрополита Макария (Булгакова) Юрий Лужков. Слово к читателю Жизнеописание высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского I. Детские годы и юность (1816–1837 гг.) II. Киевская Духовная Академия. Студент и бакалавр. Принятие иночества. Рукоположение во иереи (1837–1842 гг.) III. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Профессор и инспектор. Возведение в сан архимандрита (1842–1850 гг.) IV. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Ректор и профессор. Наречение во епископа Винницкого (1850–1857 гг.) V. Епископ Тамбовский и Шацкий (1857–1859 гг.) VI. Архиепископ Харьковский (1859—1868 гг.) VII. Архиепископ Литовский и Виленский (1869–1879 гг.) VIII. Митрополит Московский и Коломенский (1879–1882 гг.) С. А. Беляев. История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви Предисловие История христианства в пределах нынешней России до основания Русского Царства (ок. 60–862) Глава I. Проповедь Святого апостола Андрея в странах наших

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010