— Вестминстерское аббатство — место погребения монархов, государственных деятелей и выдающихся граждан Англии; многие надгробия увенчаны статуями. 15 Шейлок — персонаж из драмы Шекспира «Венецианский купец»; ростовщик, жестокосердный скряга. 16 «Если Питер Пайпер подобрал пинту перца…» — английская скороговорка. 17 …призраку одной из многих голов, когда-то украшавших соседний Тэмпл-Бар… — Тэмпл-Бар — ворота Сити — района, где помещается городское управление Лондона. До 1772 года на них выставлялись головы казненных. 18 Твоими глазами смотрю на него… — искаженные строки из шотландской «Застольной» в обработке Р. Бернса. 19 Когда на сердце облако забот… — песенка из «Оперы нищих» английского поэта и драматурга Джона Гэя (1685—1732). 20 «Голова Сарацина» — популярное в Англии название кабачка. 21 …почему он до сих пор не занял место на мешке с шерстью. — На мешке с шерстью сидел в палате лордов лорд-канцлер. В настоящее время мешок заменен кожаной подушкой, набитой шерстью. По старой традиции это должно напоминать о том, что шерсть занимает значительное место в экономике Англии. 22 Ричмонд — город на южном берегу Темзы, входящий в состав Большого Лондона. 23 …где был изображен кинжал, пресекший жить Уота Тайлера. — Вождь крестьянского восстания XIV века Уот Тайлер 15 июня 1381 года был предательски заколот мэром Лондона Уолвортом. 24 Здесь тенистый приют уготован тебе… — строфа из стихотворения английского поэта Томаса Мура (1779—1852) «Обитель Эвелины». 25 Масоны — члены тайного религиозно-философского общества, возникшего в Англии в XVIII веке. 26 И перед флотом Нельсон рек… — строки из песни «Смерть Нельсона», написанной поэтом Арнольдом. Первоначально песня входила в оперу английских композиторов Джона Бра-Эма и Мэтью Кинга (1773—1823) «Американцы» (1811). 27 …подняло с земли… старого инвалида… — В Гринвиче находился знаменитый приют для престарелых моряков. 28 …воспоминания о праздничных открытках в день святого Валентина… — 14 февраля, в день святого Валентина, молодые люди посылают своим избранницам анонимные объяснения в любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Духовник, исповедав и причастив его, испросил у него себе благословение. Ему умирающий отдал на память свой молитвенник, на коем написано было: Смиренный митрополит Ростовский Арсений». Другое ж сказание, записанное в старинной тетради, свидетельствует, что опальный Арсений на пути своем к месту заточения упросил сопровождавших его стражей остановиться у ближайшей церкви и позволить ему исповедываться и причаститься. Когда, по исполнении таинства покаяния, в конце обедни, открылись Царские двери для преподания Св. Даров, Арсений вдруг явился в архиерейском облачении и приступил к Божественной Трапезе; потом опять принял прежний вид арестанта. Таковые обносятся в Русском мире предания, которым хотя и нельзя дать вполне фактического значения, но представляем их, как свидетельство живейшего участия духовенства и народа в печальном жребии бывшего митрополита Ростовского. Г. Семевский, не указывая фактического доказательства, назначает место заключения и кончины Мациевича в каземате Шлиссельбургской крепости 20 . По свидетельству же одного путешественника, могилу этого страдальца показывают при Верхнеудинской кладбищенской церкви 21 . Как время кончины Арсения, так и место его погребения определяют различно: то в 1772, то 1779, то 1787 году. В таких превратностях и тяжких испытаниях провел остальное десятилетие своей жизни последний митрополит Ростовский, живший при четырех Императорах и при четырех Императрицах. Тяжба его, через столетие, обратила на себя внимание и участие русского мира; подняты его дела, таившиеся в пыли архивов; некоторые тайны распечатаны, об нем обнародованы письменные свидетельства и предания, возбуждены вопросы, вызваны на суд света сам Арсений, его судьи, друзья и враги. Почти вся жизнь его представляет нам непрерывную борьбу, то с духовною и светскою властью, то с раскольниками и вольнодумцами, то с личными его врагами и гонителями. В его поступках обличается его твердый до упорства, прямой до упрямства характер, который не поддается власти и не уступает силе, когда действия их несогласны с его убеждениями и правилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

16 См. выдержки из их сочинений, касающихся этого предмета, в сочинении Тамопа «Die Wunder Muhameda und der Character dieses Religion Stifters», vou Tholak. 1839. 17 Подробнейшее исчисление этих сочинений можно найти в 1-м т. Bibl. Theolog. Walchii, ed. 1757, Ienae, и во многих других подобного рода указателях. 20 В третьем издании названного сочинения Дарвин исключил эти слова, как непроизвольную обмолвку; поэтому, между прочим, большинство исследователей считает его в настоящее время последователем материалистической школы. 21 По этой черте в Германии весьма метко и характеристично деистическому рационализму усвоено название «Grobe Rationalismus» – грубый рационализм. См. сочинение Руккерта «Der Rationalismus» 1859 г. 22 Ньютон защищал откровенный характер христианской религии из рассмотрения пророческих частей книги Даниила и Апокалипсиса Иоанна Богослова в своем сочинении «Observations upou the prophecies of Daniel and the Apocalypse of Sa Johna 1733. 23 Галлер известнейший немецкий физиолог и анатом (1708 – 1777) защищал откровение против деистических‚ скептических и материалистических теорий в нескольких специально апологетических сочинениях. Из них мы назовем здесь его: «Briefe uber die vornehmsten Warheiten der Offenbarnng». 1772. «Briefen uber einige Einwurfe noch lebender Freigeister wider die Offenbarung». 1774. 5. Thl. «Uber practischen Folgeu des Unglaubens». 1750. «Prufung der Secte, die an Allem zweifelt». 1750 и др. 24 Паскаль выразил с достаточной ясностью свой противо-деистический образ мыслей в известном сочинении: «Pensées sur la religion», art XV. 25 Эйлер, которого Гёте называет одним из первых людей, решившихся на открытие новых путей в области физических и математических исследований, после долгого периода безусловного господства Ньютона, выразил свою веру в откровение в двух апологетических сочинениях: «Essai de defense tonchant la revelation divine contre les esprit forts». 1747. и «Lettres à une princesse d’ Alemagne (Dessan) sur differentes questions de physique et de philosophie». Petersburg 1768 r. 3 vol.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

уже в чине тайного советника и генерал-поручика он был направлен в экспедицию (ее еще называли Киргиз-Кайсацкой), чтобы привести в исполнение план своего предшественника И. К. Кириллова, построить ряд крепостей и проложить охраняемый путь до Средней Азии для удобства торговли со странами Ближнего и Среднего Востока. 19 Исследователь писал об этом: «Известно, что Татищев участвовал в событиях 1730 г. Когда Верховный совет предложил дворянству представить свои соображения о лучшем образе правления, составилось много кружков. В одном из них действовал Татищев. (...) он составил и подал мнение о несправедливом присвоении верховниками власти избирать государя и издавать законы и о неприкосновенности монархической самодержавной власти. Вместе с тем, он представил соображения, принятые наибольшим числом дворянства, об устройстве Сената и издании новых законов, об учреждении народных училищ, об улучшении быта духовенства и купечества и об учреждении правильного престолонаследия. Наконец, Татищев принимал участие в поднесении императрице адреса о принятии ею самодержавия. Императрица была довольна образом его действий и назначила его церемониймейстером при своей коронации» (Чистович, с. 616). 20 Татищев получил этот чин ко времени коронации Анны Иоанновны – к апрелю 1730 г. Ему был пожалован также чин действительного статского советника (гражданский чин IV класса по ХІ-классной Табели о рангах) и деревня с тысячью душ. 21 Граф Бирон Эрнст Иоганн (1690–1772), с 1737 г. – герцог Курляндский; министр императрицы Анны Иоанновны, ее фаворит и фактический правитель государства; при нем в государственной и общественной жизни страны началось засилье иноземцев, главным образом, немцев; нещадно разграблялись богатства страны; стали нормой жизни репрессии против недовольных бироновщиной, царили шпионаж и доносы. 22 Кажется, что жена Василя Никитича была дважды вдовой; ее знала Анна Васильевна, урожденная Андреевская; это известие находим мы в наследовании Чистовича (Феоф. Прок., и его время), который говорит, что Василий Никитич женился в 1714 году на вдове Редкиной, а бабушка говорила, что она была прежде Батвиньева, следовательно, полагать, что Анна Васильевна была за Батвиньевым, потом за Редкиным в 1714 году за Татищевым, который имел от нее: Евпраксию Васильевну (родилась или в 1715, или 1716 году) и Евграфа Васильевича, который родился в 1717 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Так в указе 1772 г. Ноября 19 читаемы «Святейший Правительствующий Синод, имея рассуждение, что указания его 1767 г. Мая 21 (Июня 7) и 1780 года Мая 13 (20) в духовных командах не велено чинить священникам, иеромонахам, протодиаконам, иеродиаконам и диаконам никаких телесных наказаний по тому резону, дабы они чрез то не могли терять должного по характеру своему от общества почтения и не было бы от того пастве их соблазна и причины к презрению и исправлять бы их приличными духовными трудами и отрешением от дохода и от прихода по рассмотрению. Каковое Св. Синода к священно-служителям снисхождение и уважение сана их и подавало Св. Синоду надежду, что священнослужители, тому соответствуя, будут вести себя исправнее, сходственно с должностью их пастырскою. Но при всем том из дел в Святейшем Синоде усматривается, что некоторые священнослужители ведут себя непорядочно, а особливо пьянствуя, во многия впадают бесчиния и тем на чин духовный наводят нарекание, а пастве своей бывают не примером добрым, но одним соблазном». 643 При таком нравственном состоянии и общественном положении духовенства русской церкви, когда в ней распространялась секта старообрядцев, возмущавших народ против духовенства, как же мог не распространяться раскол, особенно беспоповщинский! Могли ли эти священники, пред всеми чернившие свое поведение самыми мрачными делами, заслужил уважение от всех своих прихожан? Очевидно, нет! Православные, которые желали видеть в своих пастырях живой образ благочестивой христианской жизни, желали учиться из их примера всему нравственно доброму и благоприличному, невольно чуждались таких неблагонравных пастырей, даже гнушались ими, с презрением отвращались от них и уклонялись в беспоповщину. А расколоучители беспоповщинские еще более поддерживали и распространяли в народе предубеждение против таких неблагонравных священников, а из-за них и против всего православного священства: они ходили по православным приходам и на основании какого-нибудь мнимого Ипполитова предсказания, распространяли в народе нелепую молву, будто «все уже православные священники возлюбили тьму, будто они суть яко волцы, а молитвы ихъ суть мерзость пред Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Не имея точных данных о динамике доходов Е. в. м. в XVI-XVIII вв., по мн. признакам можно сделать вывод, что его финансовое положение в нач. XVIII в. ухудшилось в связи с общим кризисом Османской империи, терпевшей поражения в войнах с европ. гос-вами. Труднее стало содержать обитель и откупаться от бедуинов, что в свою очередь привело к осложнению отношений с кочевым окружением. Из разных источников известны осады мон-ря бедуинами в 1727-1728, 1772 гг., попытка штурма обители в 1782 г.; в реальности, несомненно, столкновений было намного больше. Проезд архиепископа в мон-рь был сопряжен с выплатой бедуинам непомерной дани. По этой причине архиепископы перестали посещать Синай, избирая своей резиденцией Джуванию или балканские подворья. Так, после приезда в 1761 г. в Е. в. м. архиеп. Кирилла монастырские ворота не открывались мн. десятилетия. Когда в 1797 г. от ветхости обвалилась часть сев. стены Е. в. м., монахам с трудом удалось удержать бедуинов от немедленного разграбления обители, но мон-рь не имел средств ни на проведение ремонта, ни на то, чтобы откупиться от бедуинов. Однако после занятия Египта войсками Наполеона Бонапарта франц. администрация, исходя из военно-стратегических соображений, оказала содействие в восстановлении стен мон-ря, к-рое было завершено в 1800 г. Из Каира были посланы 42 каменщика, необходимые материалы были доставлены на 150 верблюдах ( Eckenstein. 1921. P. 184). Одно из укреплений получило название башни ген. Ж. Б. Клебера. В 1798 г. Бонапарт даровал Е. в. м. грамоту, в к-рой гарантировал обители свое покровительство, защиту от притязаний бедуинов, освобождение от податей и неподконтрольность посторонней духовной власти. Известны разрешения, выданные франц. генералами в 1799-1801 гг. на свободный проход караванов в мон-рь. Е. в. м. посещали ученые, сопровождавшие экспедицию Бонапарта ( Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 287-290). К. А. Панченко XIX - нач. XXI в. Число монашествующих в Е. в. м. оставалось на протяжении XIX в. стабильным: в 1800 г. подвизалось 28 насельников, в 1816 г.- 23, в 1838 г.- 21, в 1845 г.- 25, в 1871 г.- 28, в 1890 г.- 20-30 чел. ( Он же. Синайская обитель. 1848. С. 186; Eckenstein. 1921. P. 184, 187; Burckhardt. 1992. P. 548-549). Большинство синаитов в XIX в. составляли греки с островов Эгейского м.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Началась история Преображенской церкви на Пятницком кладбище в начале 70х г.г. XVIII в. в разгар работ по устройству города Вышнего Волочка. В 1770 г. Екатерина II подписала Указ Сенату об учреждении Вышневолоцкого яма городом. Работы по приведению будущего города в соответствие со стандартами Российской Империи затянулись на два года. По законам Российской империи с 1771 г. кладбища внутри селений устраивать запрещалось. Поэтому место для кладбища было устроено за пределами города «и то определено было оградою и посажено берёзами и сделана была на первой случай часовня». 27 июля 1772 г. Вышневолоцкая воеводская канцелярия подала прошение в Новгородскую духовную консисторию о разрешении устраивать захоронения на новоотведённом кладбище. Но в ответ Новгородская консистория выслала указ, в котором ссылаясь на указ Императрицы Анны Иоанновны от 1734 г. запрещающий строить часовни внутри городов, в свою очередь предписала «построить на том месте церковь, хотя небольшую деревянную, а не часовню». 21 августа 1772 г. этот указ был направлен и Новгородскому генерал – губернатору Якову Ефимовичу Сиверсу, который в силу своей должности занимался устройством города Вышнего Волочка. Тот в свою очередь 6 сентября 1772 г. получил от вышневолоцких жителей соглашение на постройку церкви на новом кладбище и передал это соглашение в консисторию. А 20 сентября Вышневолоцкое Духовное правление сообщило в Консисторию о том, что «вышневолоцкое мещанство на означенном от его превосходительства для погребения мертвых тел за городом на кладбище деревянную теплую церковь городским коштом построить желают трехпрестольную во именование, а именно: Преображения Господа нашего Иисуса Христа с приделом святаго пророка Илия и святыя мученицы Параскевы нареченныя Пятницы, что празднуется октября 28 дня». В ноябре 1772 г. Духовное правление сообщило в Консисторию о желании городских жителей разобрать ветхую деревянную Богоявленскую церковь, что стояла на Отмойном острове в центре города близ Казанского и собора и часть этой церкви перенести на кладбище, где из неё устроить новую церковь. В ответ на это, 6 сентября 1773 г. губернатору Я.Е. Сиверсу было сообщено, что церковь разрешается строить каменную. Это же решение было отослано и в Вышневолоцкое Духовное правление. Но прошло два года и священники городского собора, а так же степенной городской голова Сергей Сорокин, снова подали прошение Новгородскому и Санкт-Петербургскому Архиепископу Гавриилу о разрешении разобрать деревянную Богоявленскую церковь и часть её перенести на новое кладбище, в городском же соборе устроить придел во имя Богоявления Господня.

http://sobory.ru/article/?object=02444

16. Новая переплетная. Сооружена на экономическом дворе в 1903-1094 г.г. по проекту Е.Ф. Ермакова. Двухэтажное здание с глубоким подвалом. 17. Сборочные мастерские. Двухэтажное здание сооружено в 1898 г. 18. Онуфриевская или Палатная башня. Возведена в 1689 г. в восточном углу монастырских стен между Малярной башней и южными воротами. На втором этаже находилась церковь Онуфрия. Не исключено, что название палатная связано с нахождением в башне палат гетмана Мазепы. 19. Старая переплетная. 1757-1770 г.г. Размещена на территории экономического двора. Построена мастером С.Д. Ковниром. Здание в стиле барокко кирпичное одноэтажное на высоком цоколе прямоугольное в плане, с главным входом с лестницей и тамбуром по продольной оси. Перекрытия плоские балочные, цокольного этажа – сводчатые. 20. Ледник. Одноэтажное с подвалом каменное здание в форме параллелограмма сооружено в 1893 г. В советское время значительно перестроено. 21. Котельная. Первоначально в одноэтажном каменном здании располагалась печатная мастерская. В 1830-х г.г. перестроена. В 1862 г. по проекту военного инженера Г. Водопьянова одновременно с благоустройством подворья типографии сделана надстройка второго этажа. В 1890-х гг. плоская крыша перестроена и проведен ремонт помещения. 22. Словолитная мастерская. Каменное здание на этом месте существовало до 1772 г. После пожара 1772 г. отремонтировано. Перестроено в 1803 и 1830 г.г. В 1862-1863 г.г. по проекту военного инженера Г. Водопьянова надстроен второй этаж. В 1890-х г.г. проведен капитальный ремонт, во время которого перестроена крыша и устроены перекрытия. 23. Хозяйственный флигель Верхней Лавры. Сооружен в 1862-1863 г.г. по проекту военного инженера Г. Водопьянова одновременно с благоустройством подворья типографии. 24. Экономический корпус. Сооружен в 1720-1723 г.г. Построен на месте сгоревших в 1718 г. келий с использованием сохранившихся стен. Заново возведена только южная часть. Об этом говорит также разностильность в обработке фасадов в северной и южной частях здания. Первоначально корпус был одноэтажным с барочными архитектурными формами. В 1848 г., по другим источникам в 1843 г. надстроен второй этаж (архит. П.И. Спарро). Корпус кирпичный побеленный двухэтажный прямоугольный в плане длиной 100 м, планировка секционная, перекрытия первого этажа сводчатые, второго – плоские.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Платон, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Любарский Петр) Родился в Черниговской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Ярославской духовной семинарии. Заканчивал образование в коллегиуме и в Киевской духовной академии. По окончании курса поселился в Вятской епархии, где епископом был его родственник Варфоломей (Любарский, † 1776), и в этой епархии с 1762 года исправлял должность проповедника. С 1763 по 1772 год – префект и преподаватель разных предметов Вятской духовной семинарии. 18 ноября 1770 года (по другим источникам, 5 августа 1771 года) пострижен в монашество. В 1771 году возведен в сан игумена Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря, который в 1769 году был соединен с Слободским Богоявленским монастырем. 5 августа 1772 года назначен ректором Казанской духовной семинарии, учителем и настоятелем Спасо-Преображенского Казанского монастыря. В 1773 году возведен в сан архимандрита. В 1779 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург. С 30 октября 1785 года – настоятель Свияжского Богородицкого Успенского монастыря. 21 июня 1788 года переведен в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. 31 марта 1792 года переведен в Московский Донской монастырь. 30 мая того же года назначен вторым членом Московской Синодальной конторы. 26 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Пензенского. 11 марта того же года назначен епископом Астраханским и Ставропольским. 1 апреля 1796 года возведен в сан архиепископа. С 16 октября 1799 года стал именоваться Астраханским и Моздокским. С 4 декабря 1803 года стал называться Астраханским и Кавказским. 18 августа 1805 года назначен архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим. В 1809 году получил алмазный крест на клобук. Скончался 20 октября 1811 года в Екатеринославе. Погребен в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре (приписан в 1791 году к архиерейскому дому) в Николаевской церкви. Об архиепископе Платоне известен анекдот, появившийся около 1810 года. Случилось однажды, что преосвященному Платону в один день предстали благочинный из Олешек с двенадцатилетним сыном и дьячок из села Романково с двумя сыновьями, девяти и восьми лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010