В. А. Никитин Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Метехский храм). XIII в. Тбилиси. По благословению Католикоса Картли Самуила VII (780 - после 790) Иоанн Сабанисдзе, свидетель мученической кончины А. Т., написал его житие «Мученичество Або Тбилели» (786-790), признанное одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения офиц. истории Грузии ( Картлис Цховреба ), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы Картлис Цховреба сведения относительно соседних с Картли стран - Абхазии (Абазгии), Хазарии, Византии и Аравии. «Мученичество» делится на 4 части («Наставление для благочестивого», «Крещение Або», «Мучение Або», «Похвала святому Або»), предваренные письмом Католикоса Самуила VII, предлагающего И. Сабанисдзе описать мучение А. Т., и ответом автора Католикосу. По мнению исследователя К. Кекелидзе , автор «Мученичества Або Тбилели» является высокопоставленным светским лицом, получившим прекрасное образование. В «Мученичестве» проводится мысль о необходимости национального возрождения Грузии в условиях араб. оккупации. Мученический подвиг А. Т., араба по происхождению и воспитанию, представляется автором как укор и назидание грузинам, «держащим христианскую веру 500 с лишним лет». В «Мученичестве» отмечается ряд заимствований: оформление текста - у свт. Василия Великого («О Святых сорока мучениках, которые пострадали в г. Севастии»), учение об именах Божих - из сочинений «Об именах Божих» Ареопагитик ; композиция текста аналогична «Мученичеству Стефана Первомученика». Автор также использовал груз. жития «Мученичество Шушаники» и «Мученичество Евстафия Мцхетского» (V в.). «Мученичество Або Тбилели» было популярно в Грузии и входило в древние литургические сборники «Мравалтави» (Многоглавы). Существуют также синаксарные редакции жития, к-рые неоднократно издавались. На месте сожжения А. Т. был воздвигнут Метехский храм, где хранилась чудотворная икона А. Т. Позже, С. В. Сафонов, получивший исцеление от иконы святого, устроил в каменной скале часовню. В 1868 г. она была возобновлена и украшена попечением М. Сабинина, в нач. XX в. разобрана, в наст. время возведена заново.

http://pravenc.ru/text/62468.html

Немного уцелело стенной живописи и в алтаре: над горним местом икона Спасителя, которая, как я уже сказал, поразила меня своей колоссальностью при самом входе. Он сидит на огненных колесах Херувимских, по видению пророка Иезекииля, ибо в святилищах Грузии любили олицетворять Херувимскую песнь; в руках его Евангелие с греческими словами: «Аз есмь пастырь добрый». Письмена сии знаменуют глубокую древность, ибо, конечно, в позднейшее время их написали бы по-грузински; но лик Спасителя носит горькие следы опустошения Лезгин, которые не раз врывались в святилище и целью стрел своих избрали очи Господни; только недавно вынуты были из них лезвия нечестивых стрел. Язвы сии, в самых очах Господа, не выражают ли вполне характер Востока, где доселе ослепление есть обычная казнь, и бедственное положение Грузии, которая не могла защитить от поругания Агарянского даже главную свою святыню. Под иконой Спасителя изображена Божия Матерь с предвечным Младенцем, одиннадцать по сторонам Апостолов и Дух Святый над ними. Замечательно само устройство алтаря, иконостас несколько отступил от стены, так что сбоку народ может видеть богослужение. Горнее место сохранилось во всем его иерархическом достоинстве: на нижней ступени сидели пресвитеры кругом всего алтаря, на второй епископы, для коих сделаны были шестнадцать углублений в полукружии стен; высшая ступень предназначена была для одного Католикоса. По словам летописи Грузинской, Царь Вахтанг Гург-Аслан, один из величайших властителей Грузии, был учредителем ее церковного быта: он испросил у Патриарха Константинопольского Католикосов, не зависящих от престола Антиохийского, и самостоятельность кафедры Иверской признана была соборно, по свидетельству ученого Вальсашона и Кодина, в его списке епархий православных. Вахтанг, стараясь о распространении Христианства в своих пределах и между дикими племенами, основал 12 Епархий в Карталинии и 12 – в Кахетии, кроме Имеретии и Сомхетии; посему устроено было им в соборе Мцхетском много мест Епископских кругом кафедры Католикоса для соборного с ним служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Груз. общественность, еще во 2-й пол. XIX в. поднявшая вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ, возлагала большие надежды на Февральскую революцию. Однако, когда стало ясно, что Временное правительство, обещавшее восстановление независимости ГПЦ, сохранило Г. Э. и все права экзарха, груз. духовенство приняло решение объявить о неподчинении Временному правительству (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3238. Л. 52; Оп. 27. Ед. хр. 4671. Л. 31; Ед. хр. 5412. Л. 3; Ф. 488. Ед. хр. 26429. Л. 3; Иверия. 1906. 4. С. 12; Цагарели. 1912. С. 324-327; Закавказье. 1907. 188. С. 3). Мцхетский Собор и провозглашение восстановления автокефалии ГПЦ 12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем соборе Светицховели был проведен Собор духовенства всей Грузии, где была провозглашена автокефалия ГПЦ. В Постановлении Мцхетского Собора, зачитанном в тот же день в Светицховели в присутствии 10 тыс. чел., говорилось: «Приняв во внимание, что 1) в Грузинской Церкви, имевшей, согласно с канонами Вселенских Соборов, автокефальное существование, уничтожение или упразднение которого не подлежало компетенции никакой силы, за исключением Вселенского Собора, совершенно антиканонически приостановлено было автокефальное управление и что 2) в России установилась новая форма государственного управления, с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви, признали необходимым и единогласно и единодушно постановили: с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление в Грузии и, пока произведены будут канонические выборы Католикоса Грузинской Церкви, местоблюстителем его назначить преосвященного Леонида (Окропиридзе), епископа Гурийско-Мингрельского, и при нем для управления Церковью, под его председательством, учредить Временное Управление Грузинской Церкви в составе духовных и светских лиц» ( Егоров. 1917. С. 9). Во Временное управление (ВУ) ГПЦ вошли: епископы Антоний (Гиоргадзе), Леонид (Окропиридзе), протоиереи Н. Талаквадзе, К. Кекелидзе, свящ. Василий и прот. Полиевкт Карбелашвили, миряне И. Вартагава, В. Барнов, С. Георгадзе, Т. Сахокия, Г. Кипшидзе, С. Мгалоблишвили, Д. Давидов-Давиташвили, А. Натрошвили (Сакартвело. 1917. 59. С. 4). ВУ должно было разработать необходимую документацию для передачи ее во Временное правительство, Положение об управлении ГПЦ, а также взять на себя подготовку груз. Архиерейского Собора, к-рый должен был подтвердить акт восстановления автокефалии ГПЦ и избрать Католикоса-Патриарха всей Грузии. Кавказский Экзархат (1917-1920)

http://pravenc.ru/text/168201.html

В 1960 г. будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую Духовную Академию, и за сочинение на тему «История Афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора г. Батуми. В 1961 г. был возведен в сан игумена, а затем — архимандрита. 26 августа 1963 г. хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II. С 1963 по 1972 г.г. епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской Духовной Семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 г. был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 г. возведен в сан митрополита. 23 декабря 1977 г. был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Чин интронизации Илии II состоялся 25 декабря того же года (Илия I был предстоятелем Грузинской Церкви 1600 лет назад, в 390–400 г.г.). В 1978–1983 г.г. Католикос-Патриарх Илия II был президентом Всемирного Совета Церквей. В 1997 г. Грузинская Православная Церковь вышла из этой организации. За время патриаршего служения Илии II число епархий Грузинской Церкви возросло с 15 до 27, число монастырей — с 11 до 53. Были совершены прославления новых святых, открыты новые духовные учебные заведения. В Тбилиси началось строительство самого большого храма Грузии — кафедрального собора во имя Св. Троицы. Св. Синод Грузинской Православной Церкви состоит из всех архиереев под председательством Католикоса-Патриарха. В Грузинской Патриархии есть канцелярия, отдел иностранных дел, служба информации, финансово-экономический совет, отдел миссии и евангелизации, отдел взаимодействия с вооруженными силами и правоохранительными органами, отдел взаимодействия с заключенными, архитектурный центр, отдел поиска и охраны святынь, отдел изучения неправославных религиозных направлений, учебный комитет, издательский отдел, радио «Иверия», паломническая служба, молодежный центр «Дзлеваи» («Преодоление»), архив. 5.2.3. Святые и святыни Грузинской Православной Церкви

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Решение, принятое Кирионом, легче понять в контексте тех условий, которые существовали в самом армянском католикосате. В 574 г. армянский католикос Иоанн II, избежав персидских преследований, ушел в Константинополь, где перед смертью (594) признал Халкидонский собор. При императоре Маврикии в занятой римлянами Армении ему был избран преемник, халкидонско–православный католикос Иоанн III, проживавший в Аване (на реке Азат, против занятого персами Двина). Итак, в последние годы VI в. было два армянских католикоса, и поэтому, признавая халкидонское православие, мцхетский католикос порвал не со всеми армянами, а лишь с упорно антихалкидонскими католикосами Двина, Моисеем и Авраамом, пользовавшимися персидским покровительством. В переписке, существовавшей между Мцхета и Двином в 601—608 гг., армянская сторона ссылалась на единство империи (Персидской!) , тогда как Кирион подчеркивал «истинность веры (православно–халкидонской), которой придерживается Иерусалим». Кирион, кроме того, вошел в сношения с известными церковными людьми на Западе, в том числе с папой Григорием Великим. В 607—608гг., после убийства Маврикия Фокой, война между персами и римлянами возобновилась. Хосрой II скоро захватил всю Армению. Православно–халкидонский католикос Иоанн III был взят в плен и умер в заточении; та же часть его паствы, которая хотела держаться халкидонской веры, бежала либо в Византию, либо в Грузию. Тогда и произошел окончательный разрыв между Двином и Мцхета, и двинский католикос Авраам предал анафеме Кириона, грузин, агуанов (албанцев) и всех, кто на их стороне (Третий Двинский собор 608–609гг.). Несмотря на то что источники, описывающие эти события, скудны и, как правило, пристрастны к тому или другому лагерю, очевидно, что действия Кириона были не просто утверждением грузинской церковной независимости; их следует понимать в контексте той возможности объединения всех христиан в халкидонском православии, на которую давало надежды царствование византийского императора Маврикия. В византийской Малой Азии продолжало существовать многочисленное армянское население халкидонской веры, а в каноническом ведении грузинского мцхетского католикоса до XI в. оставалось несколько армянских халкидонских епархий . Важную роль в завершении раздела Армянской и Грузинской церквей как различных национальных и религиозных групп неизбежно сыграло турецкое завоевание Малой Азии после битвы при Манцикиерте (1071), сделавшее невозможным византийское покровительство халкидонским армянам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

  Персы ворвались в Грузию и заняли юго- восточную часть ее, называемую Камбечоани, или Камбизоани, бесчеловечно опустошив все, что попалось им на пути. Наконец спустя некоторое время обе стороны сошлись лицом к лицу на берегах Уджармо, где произошла жестокая трехдневная битва. Потери с обеих сторон были одинаковы.   Третье утро было роковым для грузин. Густой туман расстилался на берегах реки, и обе стороны дошли почти до самых царских палат. Город Уджармо представлялся в пылу битвы, подобно Иерусалиму при Тите. У самых палат царь нанес смертельный удар сыну Кабада, Бартаму, и знамением его победы была отрубленная голова царевича. Но зато в это же самое время сам получил смертельный удар в грудь стрелой, пущенной в него персом. Победа, как следовало, осталась за грузинами. Враги были прогнаны до города Рустави, лежащего на берегах Куры, а оттуда и за самые пределы царства. Рана Вахтанга оказалась смертельной.   Предвидя скорую кончину, царь пригласил к себе католикоса, царицу и всю знать и со слезами просил их хранить веру, завещанную отцами, беречь царство, не расторгать союза с греками, снова подтвердил царство и корону за сыном своим Дачи и, приобщившись Св. Тайн Тела и Крови Христовых от рук самого католикоса Петра, мирно отошел в небесные селения в 499 году, на 60-м году от роду и на 52-м году славного своего царствования, для принятия мзды за труды своих и венца мученического.   Вся Грузия потряслась, узнав о кончине своего царя. Плач и рыдание огласили все концы царства. Народ, оплакав любимого царя, защитника Церкви и царства, похоронил его с великой честью в новом Мцхетском храме, перед святым мироточивым столбом.    Теперь на престол Грузии взошел сын его Дачи. Новый царь наследовал благочестие и веру своего отца. Первым делом своим поставил возобновление храмов 106 и городов в разоренных частях Грузии. В царствование его скончался католикос св. Петр, и по завещанию Вахтанга царь Дачи на католикосский престол возвел архиепископа Самтаврского Самуила.   По сказанию летописца, достойный царь Дачи пожелал обратить в христианство кахетинских горцев. Для этого отправил к ним послов с приглашением принять евангельскую проповедь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Церковь св. Архангелов в Никози. X–XI вв. Церковь св. Архангелов в Никози. X–XI вв. Ученица прп. Григория Феврония основала в Мере жен. мон-рь. Возводили и возрождали мон-ри и храмы и др. ученики преподобного: еп. Ишханский Савва (Ишхани), Феодор (Недзви), Христофор (Квирикецминда), прп. Михаил Парехский (Парехи). Прп. Григорий по просьбе царя абхазов Деметре (818-854) основал мон-рь Убиси (близ р. Дзирула), настоятелем к-рого поставил своего ученика Илариона. Всего в Кларджети было основано и возобновлено «двенадцать кларджетских пустыней» (Опиза, Мере, Даба, Парехи, Хандзта, Шатберди, Мидзнадзори, Цкаростави, Баретелта, Берта, Джмерки, Долискана), и «великим архимандритом двенадцати монастырей» стал прп. Григорий Хандзтийский. 2-й этап монастырского строительства не только укрепил в стране Православие, но и благодаря совместным усилиям Церкви и гос-ва заложил основу единой Грузии. Именно в этот период автор Жития прп. Григола Ханцтели Георгий Мерчуле писал, что Грузией считают «обширную страну», где «литургию совершают и все молитвы творят на грузинском языке, только кириелейсон... произносят по-гречески» (Там же. С. 123). Арабы вмешивались и во внутрицерковные дела Грузии. Так, тбилисский эмир Саак отправил своего воспитанника диак. Цкири к блгв. царю Ашоту как кандидата на пустующую после кончины епископа Анчийскую кафедру. Кларджетские пустынники и прп. Григорий неоднократно изобличали Цкири в неблаговидных поступках, однако сместить его с епископской кафедры не удалось. В Анчи был созван Церковный Собор, к-рый отлучил Цкири и лишил его сана епископа. Цкири «отправился в Тбилиси, к эмиру Сааку, господину своему» и был возвращен им на кафедру. Задумав убить прп. Григория и разрушить храм в Хандзте, он внезапно умер по пути в с. Корти. В сер. IX в. в Джавахети (вероятно, в Кумурдо) состоялся Церковный Собор, в к-ром приняли участие епископы Вост. и Юж. Грузии, настоятели мон-рей и священнослужители, а также сын Ашота Великого Гуарам Мампали. В числе других на Соборе обсуждался вопрос о правомерности избрания католикосом свт. Арсения I Великого (860-887), сына самцхийского азнаура Мириана и ученика прп. Григория. Мириан «при поддержке малого числа епископов» возвел сына на престол католикоса, тем самым укрепив свое политическое положение и восстановив против себя епископов Картли, картлийского правителя Гуарама Мампали и ученика прп. Григория, еп. Ацкурского свт. Ефрема Мацкверели. Прп. Григорий убедил свт. Ефрема поддержать Арсения, и благодаря авторитету преподобного кандидатура Арсения была подтверждена ( Мерчуле. Житие. С. 289-291). Деятельность католикоса Арсения была настолько плодотворной, что в источнике он упоминается как «Арсений великий, католикос Картли и Мцхетского престола, венец неувядаемый» (Там же. С. 267).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Я доложу об этом Святейшему Синоду и буду ожидать от него распоряжений, а пока остаюсь, конечно, вашим Экзархом и буду пользоваться правами Экзарха и властью». Епископ Леонид не замедлил на это заметить, что, какой бы ответ архиепископ Платон ни получил, это грузин «совершенно не будет касаться»  . Свое решение церковное Управление Грузии передало в Петербург Временному правительству, которое признало автокефалию Грузинской Церкви, но только как Церкви национальной — без географических границ — оставив, таким образом, русские приходы в Грузии в ведении Церкви Русской. Грузины были недовольны этим определением и заявили Временному правительству следующий протест: «Выражая удовольствие по поводу признания Временным правительством Мцхетского акта от 12 марта 1917 года, Временное Управление Грузинской Церковью считает необходимым заявить следующее: признание за Грузинской Церковью характера национальной, а не территориальной автокефалии, не имея прецедента в истории, решительно противоречит канонам церковным, обязательным для всех православных, оно не гарантирует грузинам блага церковного и мирного сожительства с русским элементом края, ибо воинствующим представителям Русской Церкви открывается возможность создания среди грузин церковного русского прозелитизма, а равно фактического стеснения и умаления Грузинской Церкви. В целях окончательного устранения одной из главных причин русско–грузинских недоразумений Временное Управление Грузинской Церкви долгом почитает довести до сведения Временного правительства, что автокефалия Грузинской Церкви должна быть признана на территориальной основе в пределах древнегрузинского Католикосата. Русским приходам Католикосата поданной 23 марта в местный комиссариат декларацией предоставлена полнейшая свобода церковного самоопределения в лице автономного русского епископа, канонически лишь зависимого от главы Грузинской Церкви. В случае непризнания настоящего канонического ходатайства, Грузинская Церковь оставляет за собой право пред лицом всей Вселенской Церкви заявить, что она сложит с себя всякую ответственность за Могущие последовать в церковной жизни края ненормальные явления»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ] (ок. 506 - XVI в.), одна из древнейших епархий Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В источниках также именуется как Гишская ( ) или Гиш-Курмухская епархия (- ). Кафедры были расположены в Гиши (ныне сел. Киш Шекинского р-на, Азербайджан) и Курмухи (селение в 2 км к юго-востоку от Кахи). Некоторые исследователи предполагают, что кафоликон находился не в Гиши, а в мон-ре Лекарти (Лекети) (в 12 км к северо-западу от Кахи) (А. Хаханов, Г. Марджанишвили) или в Шеки (Г. Н. Чубинашвили). География Самые ранние сведения о владениях курмухели (Курмухских архиереев) сохранились в приписке 1333 г. к т. н. Магалашвилевскому Четвероевангелию. Царь Грузии Георгий V Блистательный (1314-1346) за доблесть, проявленную паствой Шеки и Курмухи в противостоянии агарянам (мусульманам), пожаловал епископу Гиш-Курмухскому земли в Ганухи (совр. Баш-Гейнюк), виноградники в Капалаке (совр. Кабала), торговые дома и 7 купеческих домов в Варташене (совр. г. Огуз, Азербайджан). Епископ имел право взимать подать «сабалахе» (одну голову рогатого скота из 100) в Шираки (степь в Вост. Грузии, между реками Иори и Алазани) и на Картвелтамта (букв.- Грузинская гора, ныне хребет Гюрджадаг) и право получать подать с рыбной ловли на р. Мтквари (Куре) в Ахташе (совр. г. Агдаш, южнее Капалака) ( Джанашвили. 1894. С. 206). Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Курмухи. 1894 г. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Курмухи. 1894 г. Описание территории К. е. сохранилось в «Истории царства Грузинского» историка царевича Вахушти Багратиони : «Под горой (Б. Кавказ.- Авт.) расположен Гиши, [центр] эриставства Цукети, и стоит там церковь большая, с куполом, где восседал епископ, пастырь Елисени (левобережье р. Алазани, между реками Белакнисцкали (Белоканчай) и Гишисцкали (Кишчай).- Авт.), Цукети (верховья р. Самур и область Гиши.- Авт.) и Шахики (совр. Шекинский р-н Азербайджана.- Авт.)» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 539). Т. о., К. е. охватывала большую часть груз. исторической пров. Эрети, вост. части Кахети . В наст. время эти территории входят в состав Азербайджана (Белоканский, Загатальский, Гахский и Шекинский районы) и России (юж. часть Республики Дагестан).

http://pravenc.ru/text/2462303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ЧКОНДИДСКИЙ [груз. ] (Дадиани; г. р. неизв.- 1815, Нахаребоуский мон-рь), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 13 окт.), митр. Чкондидский Грузинской Православной Церкви (1777-1789). Сын кн. Самегрело Отии Дадиани и Гулкан, дочери Рачинского кн. Шошиты Эристави. После смерти отца воспитывался под попечительством матери при дворе брата - кн. Самегрело Кации Дадиани. Время и место пострига неизвестны. Духовную школу прошел в Мартвильском мон-ре . Нек-рое время также обучался схоластической философии у католиков-миссионеров, но вскоре расстался с ними, сочтя их учение несовместимым с Православием. Ок. 1757 г. с целью продолжения учебы направился в Тбилиси, а затем - в Телави, где в основанной царем Ираклием II (приходившимся А. Ч. свояком) школе совершенствовал свои знания. По возвращении в Самегрело (ок. 1761) был возведен в сан епископа на Цагерскую кафедру. В 1777 г. переведен в Чкондиди с посвящением в сан митрополита (в XVII-XVIII вв. главами епархий здесь становились в основном представители господствовавшей в Самегрело фамилии Дадиани). А. Ч. прославился как красноречивый проповедник, произносящий понятные народу проповеди. В 1789 г. передал кафедру своему племяннику Виссариону (Дадиани) и удалился в основанный им Нахаребоуский мон-рь. А. Ч. оказывал помощь бедным, активно выступал против торговли пленными. Он предавал анафеме занимавшихся этим дворян, не разрешал священнослужителям посещать их дома, закрывал церкви в их селениях и запрещал все виды богослужения и треб (кроме Крещения) в их семьях. Содействовал принятию подобного решения на состоявшихся в 1792 и 1794 гг. под его председательством церковных Соборах. Эти меры во многих случаях возымели действие - виновные заботились о выкупе проданных ими в рабство людей. А. Ч. во многом способствовал прекращению распрей между Гурией и Самегрело. В 1788 г. добился освобождения церковных владений от налогов и возврата церковных земель Мартвильскому, Нахаребоускому и Саирмскому мон-рям . По инициативе А. Ч. Филип Каитмазашвили осуществил переводы с арм. «Книги богословия Альфреда Мудрого» и «Великой логики», к-рые А. Ч. отредактировал. Мощи А. Ч. покоятся под спудом в Нахаребоуском мон-ре. Соч.: /. . , 1898. Лит.: . -// . , 1980. Т. 1. С. 391-395. Б. Кудава Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795)

http://pravenc.ru/text/116116.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010