Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич) Дата рождения: 4 января 1933 г. Дата хиротонии: 26 августа 1963 г. Дата пострига: 16 апреля 1957 г. Страна: Грузия Биография: Родился 4 января 1933 г. во Владикавказе. Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили — из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе — из села Сиони. В 1927 г. они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий Патриарх. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II. В 1952 г. Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 г., а затем продолжил обучение в Московской духовной академии . 16 апреля 1957 г. в храме святого Александра Невского в Тбилиси cmyдehm II курса духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III был пострижен в монашество с именем Илия в честь пророка Божия Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший монаху Илии Патриаршее служение. Два дня спустя Католикос-Патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе в Тбилиси. 10 мая 1959 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I рукоположил иеродиакона Илию во иеромонаха. В 1960 г. будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую духовную академию. За сочинение на тему «История афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора в Батуми. В 1961 г. был возведен в сан игумена, а затем в сан архимандрита. 26 августа 1963 г. архимандрит Илия был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II. С 1963 по 1972 г. епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 г. был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 г. возведен в сан митрополита.

http://patriarchia.ru/db/text/73195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХТАЛА АХТАЛА [груз. , от тюрк. ак-тала - белая долина; до XIV в. Плиндзаханк, арм. Pxn4ahanq - медный рудник], крепость и мон-рь на небольшом плато в ущелье р. Дебед (в наст. время поселок городского типа адм. окр. Лори, Армения). В X в. крепость А. стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов. Арм. надпись на хачкаре сообщает о возведении в 1188 г. Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, ц. Пресв. Богородицы. В нач. XIII в. атабек Иване Мхаргрдзели (Долгорукий) из рода Захарянов, влиятельное лицо при дворе груз. царицы Тамары, перешедший из Армянской Апостольской в лоно Армянской халкидонитской церкви, передает мон-рь халкидонитам и перестраивает храм. В XIII в. владельцами мон-ря были Захаряны, А. стал крупнейшим халкидонитским мон-рем и культурным центром Сев. Армении, но административно являлся центром епархии Грузинской Православной Церкви. В алтарной апсиде главного храма была сделана предназначенная для архиерейского богослужения ниша, нетипичная для халкидонитских храмов Сев. Армении. В сер. XIII в. в мон-ре работал Симеон Плиндзаханеци, о чем свидетельствует сохранившийся в рукописи 1248 г. колофон, «выполненный рукой недостойного Симеона» [Плиндзаханеци], к-рый переводил «с грузинского языка на армянский язык в стране армянской, в монастыре грузинском, который называется Плиндзаханк» (цит. по: Памятные записи армянских рукописей XIII в. Ереван, 1984. 199. С. 248-249). В XIV в. название «Плиндзаханк» исчезает из исторических источников. Предположительно с 30-х гг. XIV в. мон-рь вошел в Ахтальскую митрополию Мцхетского Католикосата. В 1438 г. впервые в источниках упоминается деревня с названием Ахтала как собственность Грузинского Католикосата. Церковь Пресв. Богородицы. XIII в. Фотография кон. XIX в. (ГИМ) Церковь Пресв. Богородицы. XIII в. Фотография кон. XIX в. (ГИМ) В нач. XVIII в. мон-рь пришел в запустение, при Атени Сиони существовало подворье епископа Ахтальского. В 1801 г. указом российского имп. Александра I А. преобразована в центр Греческой Православной Церкви в Закавказье.В наст. время остается важнейшим местом паломничества греков, ежегодно 21 сент. отмечающих в А. праздник Рождества Богородицы.

http://pravenc.ru/text/77216.html

До крещения Е. М., перс по происхождению, сын маздеизмского «жреца-мага» из г. Гандзак (Гянджа), носил имя Гвиробандак (Бгробандав, от персид.- раб, принадлежащий гуру). В 10-й год правления в Персии Хосрова Ануширвана (531-579) Е. М. в возрасте 30 лет переехал в столицу подвластной Сасанидам Картли (Вост. Грузия) - Мцхету и занимался там сапожным ремеслом. Еще на родине заинтересовавшись христ. верой, он стал тайно посещать церковь в Мцхете, о чем агиографу поведал диак. Самуил. Е. М. крестился у католикоса Картли Самуила IV (582-591) и женился на христианке. По сведениям арм. историка Себеоса (VII в.), магам, относившимся к низшей сословной иерархии в отличие от состоятельных слоев персид. населения запрещалось переходить в др. веру. Е. М. подвергся гонениям со стороны соплеменников ( Себеос. 1979. С. 66, 124). Однажды он отказался участвовать в одном из праздников, который отмечали жившие в Мцхете персы, и «башмачники и чувячники» донесли на него Устаму, начальнику мцхетской крепости. Узнав, что Е. М. и 7 др. персов открыто исповедуют Христа, Устам отправил их в Тбилиси на суд марзпана, наместника персид. шаха в Грузии. 6 чел., сопровождавших Е. М., носили иран. имена: Гушнак, Бахдиад, Борзо, Панагушнасп, Перозак, Зармил,- по одной версии, в тот период на Востоке смена языческого имени при крещении не была строго обязательной, др. версия объясняла этот факт тем, что в Вост. Закавказье проживали некрещеные приверженцы христианства. Эта т. зр. представляется более убедительной, поскольку марзпан отпустил этих людей, сопровождавших Е. М. (4 из них отреклись от Христа). Помилован был и 7-й, Стефан, к-рый, видимо, был христианином во 2-м или 3-м поколении и за к-рого ходатайствовали зороастрийцы. Е. М. был брошен в темницу и приговорен к смертной казни. Однако вскоре марзпан был вынужден уехать в Иран, и спустя 6 месяцев по ходатайству католикоса Самуила IV и картлийских вельмож перед марзпаном Арвандом Гушнаспом Е. М. был освобожден. Мученичество Е. М. приводит сведения о судьбе тех, кто первыми отреклись от Христа: Бахдиад стал бесноватым и умер в муках, Панагушнасп «закончил жизнь свою в убожестве, не имея хлеба на пропитание и не зная, чем бы прикрыть плоть свою».

http://pravenc.ru/text/187477.html

Провозглашение автокефалии Абхазского (Западногрузинского) Католикосата сопровождалось изданием документа «Мцнебай сасджулой» (Духовное постановление, или Наставление в вере), составленного М. или скорее от его имени (ПГП. 1970. Т. 3. С. 221-233). Этот текст обосновывал ссылками на якобы существовавшую древнюю, но утраченную традицию независимость Абхазского Католикосата от Мцхетского и духовную власть Антиохии над Бичвинтой (Пицундой), кафедрой Абхазского католикоса. М. подтверждал властные полномочия католикоса Иоакима, а также требовал от клира и паствы соблюдения церковной дисциплины, постов, праздников, семейно-брачных предписаний, угрожая ослушникам отлучениями и проклятиями, формулировки к-рых занимают 2/3 документа. В «Духовном постановлении» М. назван «патриархом Иерусалимским и Антиохийским», «действующим благодатью небесного Иерусалима и подобной небесам Антиохии», а католикос Иоаким именуется «десницей Иерусалима». Употребление столь амбициозной титулатуры свидетельствует о том, что Иерусалимский престол после смерти патриарха Иоакима († 1463/64) все еще пустовал и никто не мог оспорить присвоение М. титула Иерусалимского патриарха, или же скорее эти формулировки принадлежат груз. составителю, стремившемуся произвести максимальное впечатление на верующих. Очевидно, претензии АПЦ на юрисдикцию над Абхазским Католикосатом остались только на бумаге; впосл. неизвестны случаи участия Антиохийских патриархов в поставлении предстоятелей Западногрузинской Церкви. Еще одно упоминание о М. содержится в колофоне араб. рукописи Пятикнижия, принадлежавшей Марку, митр. Хомса. В записи, датированной янв. 1489 г. (Ж. Насралла ошибочно указал 1469), сообщается, что эта книга ранее перешла от Иерусалимского патриарха Марка во владение Антиохийского первосвятителя Михаила (дата не поддается расшифровке). Патриаршество Марка III Иерусалимского относится к периоду приблизительно между 1482 и 1505 гг. Т. о., М. продолжал занимать Антиохийскую кафедру в 80-х гг. XV в. В правление М., в 1484 г., в К-поле прошел церковный Собор, имевший целью консолидировать правосл.

http://pravenc.ru/text/2563682.html

В 1029-1031 гг. М. составил завещание, известное как «Грамота [Дацерили] Мцхетскому собору», в этом тексте он упомянут как католикос-патриарх. Грамота содержит полный список всего того, что М. пожертвовал Светицховели: неск. икон (в т. ч. золотую икону, подаренную ему имп. Константином VIII, и икону Божией Матери - дар ему имп. Василия II), неск. крестов и др. церковную утварь, богослужебные книги, Евангелия, неск. книг Псалтири, жития святых и др. М. приобрел и пожертвовал Светицховели с. Задкареки в груз. исторической пров. Тао (ныне Задгерех близ г. Назрван, Армения), с. Схлуани в пров. Кларджети (предположительно, ныне с. Пейнирли близ г. Артануч, Турция), с. Схлобани в пров. Шавшети (ныне с. Пынарлы близ г. Шавшат, Турция), с. Тонтиой в пров. Джавахети (ныне с. Каурма, муниципалитет Ниноцминда, Грузия), с. Диди-Оротани в пров. Кола (ныне с. Урут, вилайет Ардаган, Турция), мон-рь Палавра с 4 селами в пров. Картли, с. Махарони близ оз. Паравани (предположительно, ныне на территории с. Владимировка, муниципалитет Ниноцминда, Грузия), село и Катехскую церковь в пров. Эрети (ныне в Белоканском р-не, Азербайджан), с. Зиари в пров. Эрети (ныне с. Зарнав, Гахский р-н, Азербайджан), часть с. Ахатани (возможно, на территории муниципалитета Телави, Грузия) и деревню Носорана в пров. Кахети (ныне урочище в ущелье р. Лопота близ с. Лапанкури, муниципалитет Телави, Грузия), а также крепостных в разных селах (ПГП. 1970. Т. 3. С. 19, 22-23). В грамоте указано, что М. выбрал себе в Светицховели место упокоения и назвал имя своего воспитанника свящ. Иоанна, к-рый должен был отслужить по нему заупокойную литургию. Причислен к лику святых ГПЦ 12 окт. 2002 г. Лит.: Мусхелишвили Л. Древние надписи Мцхетского собора Светицховели и их отношение к завещанию католикоса Мелхиседека//Картули хеловнеба (Грузинское искусство). Тб., 1942. Т. 1. 133-142 (на груз. яз.); Гамбашидзе Г. Лапидарная надпись XI в. католикоса-патриарха Грузии Мелхиседека I из христ. храма «Ткобай-йерда» (Ингушетия)//Мировые культурно-ист. процессы и Грузия: Сб. ст. Тб., 1993 (на груз. яз.); Абашидзе З. Мелхиседек I//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 43-44 (на груз. яз.); Силогава В. И. Патриарх Картли и всего Востока в Пархальской надписи X в.//ЕжБК. 2006. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/2562936.html

В династической борьбе за имеретинский трон Е. активно поддерживал царевича Георгия, внука имеретинского царя Соломона I (1752- 1765, 1768-1784), незаконнорожденного от его сына Александра. Георгий был женат на племяннице Е., чем и объясняют поддержку царевича митрополитом. В 1797 г. заговор был раскрыт, участники арестованы, Е. был изгнан из Имерети и укрылся в Одиши. Однако вскоре Соломон II помиловал опального архиерея, и тот смог на средства мон-ря Гелати воспитывать сыновей царевича Георгия, пользуясь прежним доверием царя. Именно по его совету Соломон II, уже имевший отрицательный опыт общения с представителями российских властей, согласился на встречу с ген.-майором Ф. Ф. Симоновичем. Последний убедил царя встретиться с ген. А. П. Тормасовым в Тбилиси, куда за Соломоном II последовал и Е. как его советник. Тормасов предложил царю переехать из Грузии в С.-Петербург, где для него был приготовлен один из дворцов и выделено неск. тысяч рублей годового дохода. Соломон II отказался. В кон. XVIII - нач. XIX в., в период эпидемии чумы в Зап. Грузии, Е. ухаживал за больными, причащал зараженных людей, отпевал и хоронил умерших. В 1811 г. была упразднена автокефалия Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата, в 1814 г.- Абхазского Католикосата. Был образован Грузинский Экзархат РПЦ . Экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) разработал план церковной реформы, направленной на изменение адм. структуры ГПЦ в целях сближения груз. церковных порядков с общероссийскими: намечалось сокращение количества епархий, храмов, мон-рей, штата духовных лиц, проведение секуляризации церковного и монастырского имущества, введение богослужения на церковнослав. языке и обложение церквей денежной податью. Духовенство Зап. Грузии выразило решительный протест, однако в июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы стали закрывать храмы в Имерети, Гурии и Мегрелии, натуральные подати заменять введением денежной оплаты. В 1819-1820 гг. произошло восстание под рук. сщмч. Досифея (Церетели), Е. и др. Экзарх обвинил их в подстрекательстве народа и убедил светские власти, что разрядить ситуацию можно только ссылкой архиереев. Управляющий Грузией ген. И. А. Вельяминов поручил проведение операции правителю Имерети полковнику И. О. Пузыревскому (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 547, 576, 582).

http://pravenc.ru/text/187673.html

3 . Омофор. Надпись его: «Спасе Руисский, мы, надежду на Вас полагающая, дочь дадиани царица Мариам, распорядились вышить и украсили ценными камнями и жемчугом омофор сей, который пожертвовали Вам в ходатайство за душу нашу и в прощение грехов наших; и кто будете в нем священнодействовать, поминайте нас». Настоящий омофор, как показывает надпись, принадлежала Руисской кафедре, где он оказался еще при описании ее Бакрадзе 15 лет назад (см. Руиссикй храм в соч. «Кавказ в древних памятниках христианства»). Упоминаемая Мариам была родная сестра дадиани Левана II и супруга карталинского царя Ростома, умершая в 1678 или 1680 г. (Н. de la G., II, 1 livr., 626, 647). От нее мы имеем достаточное число памятников, из числа которых укажем здесь во-1-хъ, нынешний купол Мцхетского собора, надстроенный, по удостоверению надписи, кругом самого купола, ею совместно с мужем, хотя и мусульманином, взамен упавшего прежнего купола (Mél. Asiat., VIII, 251–252), и во вторых, весьма интересный вариант Грузинских летописей, переписанный по ее приказанию и для нее между 1636 и 1646 гг. и давший нам несомненные доказательства неосновательности существующего в ученом мире мнения об исправлении и дополнении их Вахтангом VI (1737) (см. Статьи по истории и древностям Грузии – Зап. Акад. наук, прилож. к LV т. стр. 11–20) 4 . Плащаница. Историческая ее надпись: «Вышивавшую плащаницу сию дочь царя царей Ираклия Елену помилуй с сыном и дочерью в сей и будущей жизни. 1725 год». Эта Елена была дочь кахетинского царя Ираклия I, вышедшая в 1715 г. за брата грузинского католикоса Доментия III, мусульманина Иесе и умершая инокиню под именем Елисаветы. Из детей их укажем католикоса Антония I, известного своими литературными трудами в пользу Грузинской церкви. (H. de. la. G., II, 1 livr., 628, 635). 79. Анчийская или Анчисхатская икона Спаса в Тифлисе Анчисхатская икона, находящаяся в церкви того же имени во Тифлисе. Древняя икона Спаса, привезенная из местечка Анчи, имевшего купольную церковь Спаса, в турецкой Грузии (см. Гелат, 40), и находящаяся ныне в Анчисхатской церкви Рождества Богоматери в Тифлисе, сохранила замечательный киот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Насколько предстоятель…(то есть извинения Папы Римского есть), насколько необходимо приносить эти извинения и идти дальше, чтобы снять эту точку напряжения, потому что все-таки люди, которые исповедуют Христа, у них не должно быть повода жить во лжи. И комплексовать, и, комплексуя, ретушировать свою историю. Мы должны помнить о каждой святыне, о каждой ране. В том числе — о тех ранах, которые наносили. Мария Антиохийская была свергнута в этот момент и Андроник Комнин решил с ней поиграть в игру: он взял своего племянника, ее сына, Алексея II, заставил его подписать приказ о смерти матери. И, перед тем как ее задушить, ей показали, что она будет казнена по приказу своего безвольного сына, который тоже был вскоре убит. Ну и, конечно, финальное, очень важный элемент, о котором нельзя не сказать, — это антиохийское богослужение. Когда мы смотрим на древневосточные дохалкидонские православные церкви, мы видим многообразие. Они все номинально говорят: мы все в общении. Копты и сиро-яковиты вообще почти всегда были в общении, но литургия у них разная. Копты и эфиопы вообще было одним патриархатом, но богослужения совершенно разные. Есть многообразие. Православная Церковь, к сожалению, это многообразие утратила. А раньше оно было. И вот Антиохийская Церковь интересующего нас времени, как и Иерусалимская, и Александрийская,— это не только Церковь многих народов, о которых я говорил, но и Церковь разных литургических традиций, разных литургических обрядов. Был как византийский литургический обряд, так и антиохийский обряд — более древний, который и породил и византийский и армянский обряд. Служились разные литургии — в Антиохийском Патриархате, в том числе, католикосате Ромагиры, в Мцхетском католикосате, то есть в лоне Грузинской Церкви. В Иерусалимской Церкви, в Александрийской — там был александрийский обряд с литургией святого Марка. Антиохийская, Грузинская и Иерусалимская Церкви — они сохраняли и западносирийский антиохийский, и византийский обряд. То есть была литургия святых апостолов, литургия мар Петра, князя апостолов.

http://foma.ru/udivitelnyie-faktyi-o-hri...

Я доложу об этом Святейшему Синоду и буду ожидать от него распоряжений, а пока остаюсь, конечно, вашим Экзархом и буду пользоваться правами Экзарха и властью». Епископ Леонид не замедлил на это заметить, что, какой бы ответ архиепископ Платон ни получил, это грузин «совершенно не будет Свое решение церковное Управление Грузии передало в Петербург Временному правительству, которое признало автокефалию Грузинской Церкви, но только как Церкви национальной — без географических границ — оставив, таким образом, русские приходы в Грузии в ведении Церкви Русской. Грузины были недовольны этим определением и заявили Временному правительству следующий протест: «Выражая удовольствие по поводу признания Временным правительством Мцхетского акта от 12 марта 1917 года, Временное Управление Грузинской Церковью считает необходимым заявить следующее: признание за Грузинской Церковью характера национальной, а не территориальной автокефалии, не имея прецедента в истории, решительно противоречит канонам церковным, обязательным для всех православных, оно не гарантирует грузинам блага церковного и мирного сожительства с русским элементом края, ибо воинствующим представителям Русской Церкви открывается возможность создания среди грузин церковного русского прозелитизма, а равно фактического стеснения и умаления Грузинской Церкви. В целях окончательного устранения одной из главных причин русско–грузинских недоразумений Временное Управление Грузинской Церкви долгом почитает довести до сведения Временного правительства, что автокефалия Грузинской Церкви должна быть признана на территориальной основе в пределах древнегрузинского Католикосата. Русским приходам Католикосата поданной 23 марта в местный комиссариат декларацией предоставлена полнейшая свобода церковного самоопределения в лице автономного русского епископа, канонически лишь зависимого от главы Грузинской Церкви. В случае непризнания настоящего канонического ходатайства, Грузинская Церковь оставляет за собой право пред лицом всей Вселенской Церкви заявить, что она сложит с себя всякую ответственность за Могущие последовать в церковной жизни края ненормальные

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

2010. С. 44, 66). Приблизительно в тот же период была учреждена должность мцигнобартухуцеси (великого везира, канцлера), к-рую занимал митрополит Чкондидский, благодаря чему в одном лице, находившемся на 2-м месте после царя, были объединены светская и церковная власть. Чкондидел-мцигнобартухуцеси был главным советником царя по вопросам Церкви, мог вносить изменения в епархиально-адм. систему М. К., ему подчинялись царские мон-ри и церкви и т. д. Институт чкондидел-мцигнобартухуцеси в определенной степени умалял политическое значение и участие в решении гос. дел Мцхетского католикоса-патриарха, что в начале царствования св. Тамары проявилось в поведении католикоса-патриарха Михаила IV (Мирианисдзе) (1178-1187), к-рый испросил для себя у царицы должность чкондидел-мцигнобартухуцеси ( Басили Эзосмодзгвари. 1959. С. 118, 122; История и восхваление венценосцев. 1959. С. 48). Однако после подавления придворного мятежа св. Тамара вновь определила на эту должность архиеп. Антония (Сагирисдзе). Со 2-й пол. XIII в., в период монг. господства, влияние чкондидел-мцигнобартухуцеси стало уменьшаться, Мцхетский католикос-патриарх вернул себе место 1-го советника царя. В XII-XIII вв., когда росло политическое влияние Грузии на Сев. Кавказе, М. К. возобновил успешную миссионерскую деятельность среди горцев ( Басили Эзосмодзгвари. 1959. С. 147; Шавхелишвили. 1963. С. 54, 93, 94). В юж. пределах страны после присоединения Сев. Армении к Грузии М. К. стремился проводить мягкую политику в отношении монофизитов, но вместе с тем увеличивал численность армянской халкидонитской и груз. паствы, строил православные монастыри и церкви (напр., в Ани ) ( Степнадзе. 1974. С. 70). Согласно пространной грузиноязычной надписи, обнаруженной Н. Я. Марром во время раскопок Ани, в 1218 г. католикос-патриарх всей Грузии Епифаний (1210-1220) посетил город с целью разбора тяжбы, возникшей между священнослужителями и правосл. паствой из-за чрезмерной платы за требы ( Марр. 1934; ПГП. 1970. С. 153-154), что может говорить о непосредственном подчинении в то время правосл.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010