876 См.: И. А. Абуладзе. Грузино-армянские литературные связи в IX-X вв. Исследования и тексты. Тбилиси, 1944, с. 114–123. 878 См.: Г. Алишан. Памятники страны Армянской, т. II, гл. 24, с. 276 (на арм. яз.); Я. Я. Марр. Указ. статья, с. 23–24. 880 Ниже приводим фрагменты из истор. трудов, содержащие сведения о Иезидбузиде. Арсен Сапарели: «Как только епископ Нершапух известил Нерсеса [Нерсеха] католикоса... повелели созвать второй великий собор в том же Двине во второй год [патриаршества] и на втором году правления Хосрова [Хусаро], в тот год, когда был замучен св. Издбузит [Азид-бузит]» (Л. Меликсет- Бек. Грузинские источники об Армении и армянах. Ереван, 1934, с. 40). Степанос Таронеци: «На 14-ом году [царствования] императора Юстиниана и на 24-ом году [правления] Хосрова, сына персидского царя Кавада, ввели армянское летосчисление. В год, когда св. Иезидбузид почил во Христе. Армяне в этот год и в это время отказались от общения с греками». (Степанос Таронеци. Всемирная история, с. 83). Самвел Анеци: «Юстиниан и Хосров заключили мир, и процветало согласие во всей церкви. Св. Иезидбузид, он же Махож, мученически отошел ко Христу. [С ним] также Саак, Самвел и Иызытмухаст из того же народа». (Самвел Анеци. Хроника, с. 75). Вардан Аревелци: «Владыке Христофору наследует владыка Хевонд – 2 года; владыка Нерсес – 9 лет. В его время царь парсийский Хосров совершил набег на Армению с целью взять Варда: на поле Хазамахском произошло великое сражение, на котором было истреблено парсийское войско при содействии молитвы св. патриарха Нерсеса. В это же время св. Издбузит, что означает «Богом спасенный», умер мученическою смертью в Девине от руки марзпана Вахана; ибо после Варда марзпаны назначались из Парсов. Св. патриарх Нерсес предал земле тело св. мученика, близ патриаршего дворца, построив над ним церковь из тесаного камня» (Всеобщая история Вардана Великого. Пер. Н. Эмина, с. 73). Мхитар Айриванеци: «552 г. – Основание церкви святой Софии Юстинианом, мученичество Иезидбузида». (История Армении. М., 1860, с. 48).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Мхитар является основателем лексикографической традиции М. Он - автор Словаря армянского языка (1749. Т. 1; 1769. T. 2), последние исправления в котором делал уже на смертном одре. В 1-м томе содержится 37 тыс. слов и их толкования; всего же в словаре ок. 100 тыс. слов, собранных из всех опубликованных к тому времени на арм. языке печатных книг, а также известных М. рукописей. Для армян, говорящих по-турецки, дан перевод на турецкий, приведены греческие и латинские аналоги каждого слова. После приобретения новых ценных рукописей, содержащих примеры неисследованных древнеарм. сочинений, М. предприняли 2-е издание словаря - Новый словарь армянского языка (Венеция, 1836. 2 т.). Труды по изучению богословской литературы Переводы М. религ. сочинений содержат толкования Свящ. Писания, нравственно-этические труды, общие вопросы христ. воспитания, но среди них нет произведений на богословские темы или отражающих межцерковные споры по вопросам, актуальным в то время. Так, одним из важных трудов является краткое изложение Мхитаром «Теологии» Альберта Великого (XIII в.), изданное в 1715 г., а также издание в 1720-1721 гг. переводов «Книги заблуждений» и «Книги добродетелей» (1721) Петра Арагонского (XIV в.). Переводы произведений религиозного и этического содержания в основном создавались М. в XVIII в., когда арменоведение еще не стало окончательно ведущим направлением в деятельности ордена. В позднейший период в работах М. преобладают издания средневек. толкований, к-рые ценны как публикации рукописных первоисточников. Опубликованные М. толкования Свящ. Писания можно разделить на 3 группы: комментарии арм. средневековых мыслителей; арм. переводы библейских комментариев отцов Церкви (напр., святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста); авторские толкования. Сочинения Мхитара Себастаци «Комментарий на Книгу Екклезиаста» (1736) и «Толкование на Евангелие от Матфея» (1737) положили начало традиции издания авторских толкований М. Согласно канонам средневек. лит-ры, в этих трудах в начале каждой главы излагается ее основной смысл и духовное содержание, затем дается разъяснение к каждому слову и к каждой строке, приводятся соответствующие строки из комментариев арм. средневек. авторов, толкования католич. теологов Нового времени. По тому же принципу позже были написаны комментарии к «Псалмам Давида» Микаэла Чамчяна в 10 томах, а также сочинения Габриэла Аветикяна в 2 томах, посвященные толкованиям 2 Посланий ап. Петра. Издания Библии

http://pravenc.ru/text/2564514.html

408       The Third-Century Armenian Arsacids: A Chronological and Genealogical Commentary//Revue des études arméniennes. 1969. 6; The Mamikonids and the Liparitids//Armeniaca Venise. 1969; Manuel de généalogie et de Chronologie pour l’histoire de la Caucasie chrétienne Albanie). Rome, 1976; Aransahikides ou Haykides? Derniers rois de Siounie//Handes Amsorya. 1976; Heraclids and the Arsacids//Revue des études arméniennes. 1985. 19; Les dynasties de la Caucasie chrétienne de l’Antiquté jusqu’au XIXe siècle: Tables généalogiques et chronologiques. Rome, 1990. 409       Sherbowitz-Wetzor von O., Toumanoff C. L’Ordre de Malte et de Russie 11 Annales de l’Ordre souverain militaire de Malte. 1967. Pt. I–IV; L’Ordre de Malte dans de Russie: Grand-Prieuré Catholique de Russie//Rivista Araldica. 1973. Maggio/Giugno. Авторы впервые за всю историю существования Мальтийского ордена были допущены в Русский архив Великого магистра ордена, хранящийся в Риме. Вторая работа интересна тем, что в ней приводится материал о русских католиках из числа членов царской семьи и придворных (начиная со времен Павла I). 410       Ani: World Architectural Heritage of a Medieval Armenian Capital. Leuven, 2001 (Univ. of Pennsylvania Armenian Texts and Studies, 16). 411       Commentary on the Divine Liturgy (American Church Classics) by Xosrov Anjewac’i. [N.Y.,] 1991. Епископ Хосров Андзеваци (X в.) – богослов, мыслитель, автор многих религиозных произведений, знаток духовной музыки, композитор, духовный предводитель области Андзевацеац, отец поэта Григора Нарекаци. 412       The Armenian Version of Daniel. Atlanta (GA), 1992 (Univ. of Pennsylvania Armenian Texts and Studies, 9). 413       Св. Мхитар Саснеци (Банахюс, Керманеци) (1260–1337) – богослов, настоятель Мецопского монастыря, противник униатов. Он написал пятнадцать речей «для пользы и блага любознательных отроков св. Церкви», в которые, «как в цветник, украшенный прекрасными разнообразными цветами, вместил все доброе и мудрое из наук». «Помимо сего, – сказано в его житии, – мы имеем и другие произведения блаженного [мужа] нашего, сиречь толкование трех Соборных посланий святого и богоречивого евангелиста Иоанна, а также Толкование Успения того же евангелиста Иоанна. Располагаем и его речью на Послание злонравного [папы] Льва, данное с приличествующим толкованием».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одновременно с укреплением экономических связей Османской империи с Европой в XVII-XVIII вв. происходил рост пропагандистской активности католич. Церкви. ААЦ в целом занимала резко негативную позицию по отношению к миссионерской деятельности Рима среди армян. Тем не менее в сер. XVII в. наиболее значительная арм. колония в Европе - в Речи Посполитой - под мощным политическим и идеологическим давлением приняла католичество, вскоре после чего эта многочисленная и процветавшая арм. община ассимилировалась, слившись с местным населением (хотя многие из потомков польск. армян еще помнят о своем происхождении). В нач. XVIII в. арм. епископы Халеба и Мардина открыто высказывались в пользу перехода в католичество. В К-поле, где пересекались политические интересы Востока и Запада, европ. посольства и католич. миссионеры из орденов доминиканцев, францисканцев и иезуитов развернули активную деятельность среди арм. общины. В результате влияния католиков среди арм. духовенства в Османской империи произошел раскол: неск. епископов приняли католичество и при посредничестве франц. правительства и папства отделились от ААЦ. В 1740 г. при поддержке папы Бенедикта XIV они образовали Армянскую католическую Церковь , перешедшую в подчинение Римского престола. Вместе с тем связи ААЦ с католиками сыграли существенную роль в возрождении национальной культуры армян и распространении европ. идей Ренессанса и Просвещения. С 1512 г. в Амстердаме (типография мон. Агопа Мегапарта), а затем в Венеции, Марселе и др. городах Зап. Европы начали печататься книги на арм. языке. Первое арм. печатное издание Свящ. Писания было осуществлено в 1666 г. в Амстердаме мон. Эчмиадзинского мон-ря Восканом Ереванци. В самой Армении культурная деятельность была сильно затруднена (первая типография открылась здесь только в 1771), что заставляло мн. представителей духовенства покидать Ближ. Восток и создавать монастырские, научно-просветительские объединения в Европе. Мхитар Себастаци, увлекшийся деятельностью католич. миссионеров в К-поле, в 1712 г. основал мон-рь на о-ве Сан-Ладзаро в Венеции. Приспособившись к местным политическим условиям, братия мон-ря признала примат Римского папы; тем не менее эта община и возникшее ее ответвление в Вене старались оставаться в стороне от пропагандистской деятельности католиков, занимаясь исключительно научно-просветительской работой, плоды к-рой заслужили всенародное признание (см. Мхитаристы ). В XVIII в. большое влияние среди армян, сотрудничавших с католиками, приобрел католич. монашеский орден антонитов . Общины антонитов на Ближ. Востоке формировались из представителей Вост. Церквей, перешедших в католичество, в т. ч. из ААЦ. Орден арм. антонитов был основан в 1715 г., и его статус утвержден папой Климентом XIII . К кон. XVIII в. большинство архиереев Армянской католической Церкви принадлежали к этому ордену.

http://pravenc.ru/text/76124.html

Начался визит председателя ОВЦС в Армению Ереван, 12 декабря 2010 г. 11 декабря 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Армению, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС . В аэропорту Звартноц (Ереван) митрополита Илариона встречали архиереи и клирики Армянской Апостольской Церкви: заведующий Отделом межцерковных отношений Первопрестольного Святого Эчмиадзина епископ Оваким, епископ Гегаркунийский Марк, глава Новонахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас, заведующий Информационным отделом Первопрестольного Святого Эчмиадзина насельник Эчмиадзинского монастыря иеромонах Мхитар (Григорян), директор Информационного отдела священник Ваграм Меликян, секретарь Отдела межцерковных отношений диакон Давид Минасян. Председателя ОВЦС также встречали настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Канакере протоиерей Арсений Григорянц и Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Армении В.Е.Коваленко. Из аэропорта председатель ОВЦС и его спутники направились в Святой Эчмиадзин – резиденцию Верховного Патриарха и Католикоса всех армян, где высокого гостя принял Его Святейшество Гарегин II. В тот же день делегация Русской Православной Церкви посетила кафедральный собор во имя святого Григория Просветителя и ознакомилась с экспозицией музея Святого Эчмиадзина. Визит председателя ОВЦС в Армению продлится до 14 декабря. В программе поездки – встречи и общение с Католикосом всех армян Гарегином II и епископатом Армянской Апостольской Церкви, посещения армянских храмов и монастырей, духовной семинарии Армянской Церкви на озере Севан и молодежного центра в Ереване, возложение венка к мемориалу, посвященному жертвам геноцида армян, выступление по армянскому телевидению и общение с представителями прессы. В поездке вместе с митрополитом Иларионом участвуют сотрудник Отдела внешних церковных связей иеромонах Иоанн (Гуайта), референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин) и помощник председателя ОВЦС Л.М.Севастьянов. 12 декабря 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/43431.html

никаких материальных следов его не имелось, пока на раскопках гробницы монаха в Ахиме в Северном Египте не был обнаружен большой фрагмент в рукописи 8 в.; еще один фрагмент, меньшего размера, датируемый 2–3 вв., обнаружен в Оксиринхе), Никодима, Фомы (один из самых древних апокрифов, датируемый 1–й половиной 2 в.; обнаружен в греческих фрагментах на Оксиринхских папирусах 1, 654, 655 и в коптской рукописи из Хенобоскиона, или Наг–Хаммади) 18 , Филиппа (найдено в Наг–Хаммади в 1945 г. в коптской рукописи, датируемой временем около 350 г. и представляющей собой, вероятно, перевод с греческого подлинника 2–3 вв.), Марии (также из Наг–Хаммади); евангелия детства; упоминаемое Оригеном протоевангелие Иакова; Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Христа (т.н. Фомино евангелие детства) и др. 2006 г. в публичный оборот (с налетом таинственности и неоправданной сенсационности) силами Национального географического общества США был введен текст т.н. евангелия от Иуды 19 – перевод с коптского. Как справедливо пишет Мецгер, «непредвзятому читателю хватит и беглого взгляда на эти евангелия и их особенности, чтобы понять: никто их из Библии не исключал, они сами себя исключили». Со временем были составлены списки апокрифических книг для предостережения верных от того, чтобы принимать их за часть Св. Писания. Один такой список вошел в ранний латинский документ, составленный в Италии (не в Риме) в начале 6 в., – т.н. Decretum Gelasianum, который рукописные источники приписывают одновременно папам Дамасу (366–384), Геласию (493–496) и Гормизду (514–523), к коим он, как установлено, не имеет никакого отношения. Этот список содержит 62 названия апокрифов и 35 имен еретических авторов. Недавно открыт список 35–ти «подложных евангелий», включенный в секцию римской эпохи Самаритянской еврейской хроники 2. Армянский хронист Мхитар Айриванеци (ок. 1290) включил в свою «Хронику» список апокрифов Ветхого и Нового заветов, причем некоторые из них, по его мнению, должны были бы войти в канон – например, Совет Божьей Матери апостолам, Книги Криапа (Criapos 20 ; в литературе выправляется на «Крисп») и Послание Варнавы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   МХИТАРИСТЫ (или мехитаристы) — арм. монаш. Орден. Мхитар — осн. Ордена Мхитаристов (XVII-XVIII в.)    СОЛЯРСКИЙ Павел Федорович (1803—90), духовный писатель, протоиерей. Преподавал в Главном педагогическом институте в Петербурге. Главный труд “Опыт библейского словаря собственных имен” (т. 1—5, 1879—87).    МАРТЕНСЕН — маститый протестантский проповедник, признаваемый в свое время за лучшего моралиста-теолога, наиболее свободного от вероисповедных заблуждений    ПЕВНИЦКИЙ (Василий Федорович, родился в 1832 году) — писатель, сын священника. Окончил курс в Киевской духовной академии, где состоит профессором по кафедре гомилетики и истории проповедничества. Главные его труды: “Святой Ипполит, епископ римский и дошедшие до нас памятники его проповедничества” (Киев, 1885); “Святой Лев Великий и его проповеди” (Киев, 1871); “Святой Григорий Двоеслов” (докторская диссертация, Киев, 1871), “Средневековые гомилетики” (1895); ряд статей, обозревающих историю гомилетики после реформации, в “Трудах Киевской академии” за 1896 – 98 годы; “Священник. Приготовление к священству и жизнь священника” (Киев, 5-е изд., 1897); “Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан” (Киев, 3-е изд., 1898); “Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении” (Киев, 2-е изд., 1897). Его новейшие труды: “Из истории гомилетики. Гомилетика в новое время, после реформации Лютера” (Киев, 1899); “Об отношении к церкви нашего образованного общества” (Киев, 1902); “О загробной жизни” (ib., 1903); “О промысле Божием” (ib., 1899); “О счастии. Где ищут счастия и где нужно искать его?” (ib., 1900); “Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни” (СПб., 1901 – 1902) и другие.    РЕДСТОКИСТЫ, название во 2-й пол. 19 в. в России секты евангельских христиан по имени английского лорда Г. Редстока, проповедовавшего ее учение в Петербурге. Позднее название — пашковцы.    Секта ИРВИНГИАН принадлежит к разряду мистических сект, возникших в 19-м столетии. В ней выразился протест против слишком большого отклонения всех протестантских обществ от апостольской церкви, а также против рационализма, который приводил к отрицанию откровения, пророчеств, чудес и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕРСЕС МШЕЦИ [Арм. ; Таронаци] (нач. XIII в., Муш - 1284, мон-рь Ахберц, Армения), арм. педагог, рабунапет, мыслитель. Биографические данные о нем скудны. Начальное образование Н. М. получил в мон-ре Сурб-Аракелоц (св. Апостолов) в Муше ; нек-рое время там же занимался педагогической деятельностью. Впосл. Н. М. прошел курс дальнейшего обучения в основанной Варданом Аревелци школе вардапетов при мон-ре Хор-Вирап (1255), к-рый с XIII в. превратился в известный общеарм. центр образования и науки. В этой школе по 9-летней программе изучались языки и т. н. энциклические науки, куда входили дисциплины тривиума и квадривиума, изучение Свящ. Писания, богословие, «тонкие письмена» и др. Многие из учеников хор-вирапской школы стали выдающимися учеными-вардапетами: Ованнес Ерзнкаци, Геворг Скевраци , Есаи Ничеци , Григор Балуеци, Григор Бджнеци, Степанос Сюнеци , Ованнес Арчишеци, Мхитар Саснеци и др. Среди них был и Н. М., полностью освоивший преподаваемые науки, владевший греческим и латынью. После смерти Вардана Аревелци в 1271 г. Н. М. стал рабунапетом (главой вардапетов) и заменил своего учителя на его посту главы школы. Спустя некоторое время школа была перенесена в Муш, в мон-рь Сурб-Аракелоц, где в то время ученики могли находиться в большей безопасности. В 1281 г. школа была временно закрыта, и Н. М. вместе с Есаи Ничеци переехал в мон-рь Мецопаванк, а ок. 1282 г.- в Вайоц-Дзор . Вскоре князья Прошян, правители области Вайоц-Дзора, предоставили школе Н. М. мон-рь Ахберц. Сюда собрались ученики Н. М., и школа возобновила свою деятельность. Спустя некоторое время Н. М. назначил рабунапетом Есаи Ничеци. После смерти Н. М. школа продолжала свою работу и стала именоваться Гладзорским университетом под покровительством князей Прошян и Орбелян. Лит.: Католикосы всех армян. Ер., 2001. С. 114 (на арм. яз.); Христианская Армения: Энцикл. Ер., 2002. С. 786 (на арм. яз.); Тер-Саркисянц А. История и культура арм. народа. М., 20082. С. 417. М. Э. С. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.)

http://pravenc.ru/text/2565088.html

«История Армении» состоит из 65 глав и написана с целью сохранить память о тех событиях, к-рые произошли в мире. К. Г. отмечает, что Бог заложил в душе человека стремление к познанию прошлого и будущего («Коренится промыслом творца в природе человеческой страстная любознательность, дабы он (человек) изучал события как прошлого, так и грядущего» - Там же. С. 43), а также подчеркивает важность континуитета знания, ссылаясь на Псалтирь: «...заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род» (Пс 77. 5-6). Описывая исторические события и обсуждая их причины, К. Г. ссылается на Свящ. Писание и следует законам средневек. историографии и концепции объяснения катастроф и бедствий (в т. ч. и природных) божественной карой за грехи людей. Комментируя нравственно-этические вопросы, он, как правило, обращается к авторитету святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Тяжело переживая монголо-татар. нашествие и видя в этом признаки скорого наступления конца света, К. Г. пишет о том, что подтверждается «пророчество патриарха нашего святого Нерсеса, который предсказал гибель страны армян от племени стрелков. А мы собственными глазами видели разорение и муки, постигшие все страны» (История Армении. 1976. С. 45, 152). Он пишет, что его предшественники-летописцы начинали свои труды с описания истории царских или княжеских домов, он же обратился к Патриаршеству св. Григора Просветителя, указав прежде всего имена католикосов и все значительные события, происшедшие в их служение. Он включил в повествование и сведения о произведениях, написанных в правление того или иного католикоса и поместил в 1-ю главу «Истории Армении» своего рода краткую библиографию арм. лит-ры. Сжатый очерк порой превращается в пространные отступления, особенно когда речь заходит об известных арм. деятелях науки и искусства. Повествование соответствует хронологии служений арм. католикосов, содержит перечисления визант. императоров и персид. царей. Компилятивный и хронографический стиль 1-й части меняется на живое и яркое повествование о современности в 3-й главе «О царствовании Левона на Западе» (Там же. С. 115). «История Армении» служила источником сведений для современников К. Г. (Вардан Аревелци, Мхитар Айриванеци) и последующих арм. историков, ею пользовались и средневек. авторы из др. стран, напр. иран. историк Рашид ад-Дин (кон. XIII - нач. XIV в.).

http://pravenc.ru/text/1840141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛАЛИЙ I [Евлале, Евлати, Евлавиос; груз. ], католикос Картли (Мцхетский) (30-е гг. VI в.). Согласно груз. хронике «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) и сведениям груз. историка XI в. Джуаншера , Е. взошел на престол во время царствования груз. царя-эрисмтавари Парсмана Схваи, сменив первого католикоса-грузина Савву I (20-30-е гг. VI в.). Оба источника свидетельствуют, что во время предстоятельства Е. в Грузию пришли родоначальники груз. монашества - прп. Иоанн Зедазнийский и 12 сир. отцов. В «Хронографической истории» Мхитара Айриванеци Е. упоминается под именем Елта ( Мхитар Айриванеци. 1990. С. 36). Ист.: Обращение Картли: Шатбердский сб. X в./Ред.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 326 (на груз. яз.); Джуаншер. Житие Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 307, 315; Мхитар Айриванеци. Хронографическая история/Ред.: Л. Давлианидзе-Татишвили. Тбилиси, 1990 (на груз. яз.). Лит.: Абашидзе З. Д. Евлале (Евлати, Евлавиос) I//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 23 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН II (приблизительно кон. 20-х гг. VII в.), католикос Картли (Мцхетский), Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/text/187154.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010