Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОШАВАНК мон-рь в с. Гош обл. Тавуш Республики Армении, в исторической пров. Арцах. Его основатель — политический деятель, ученый, писатель Мхитар Гош (при содействии кн. И. Закаряна (Мхаргрдзели)) отстроил в 1188 г. на месте разрушенного землетрясением мон-ря Гетик новый мон-рь — Нор-Гетик, к-рый после смерти Гоша (1213) стал называться Г. В XIII в. Г. являлся крупным духовным и культурным центром Армении, имел скрипторий. При мон-ре существовало высшее учебное заведение (в источниках называется школой, ун-том, семинарией), из стен к-рого вышли выдающиеся деятели Церкви, учителя, в их числе — Киракос Гандзакеци, автор «Истории Армении». В этот период мон-рь получил в дар земельные угодья, деньги, книги. В 1242–1250 гг. князья Закаряны продали Г. за 40 тыс. дукатов выходцу из г. Карина парону Умеку, в собственности его потомков мон-рь пребывал ок. 100 лет. За упадком, постигшим Г. с XIV в., последовало временное оживление в XVII в.; в кон. XIX в. мон-рь прекратил существование. Первая деревянная церковь Г. не сохранилась. Архитектурный ансамбль мон-ря сформировался в кон. XII — 1-й пол. XIII в. В 1191–1196 гг. была возведена главная ц. Сурб-Аствацацин (Пресв. Богородицы; архит. Мхитар Плотник) — купольный зал с примыкающим к апсиде купольным квадратом и с приделами в 2 ярусах по сторонам апсиды. На освящение церкви супруга ктитора кн. Вахтанга Атеркеци, Арзухатун, подарила вышитую ею с дочерьми завесу с образами Спасителя и святых, к-рая, по свидетельству Гандзакеци, поразила очевидцев. Перед храмом в 1197–1203 гг. тем же зодчим был построен большой 4-колонный гавит. Гош основал еще неск. церквей, в т. ч. на холме к югу от мон-ря часовню-мавзолей Сурб-Амбардзман (Воскресения), где он и был похоронен. В 1254 г. рядом с усыпальницей возвели купольную церковь с кубовидным основным объемом. В 1231 г. к югу от ц. Сурб-Аствацацин была сооружена типологически схожая с ней ц. Сурб-Григор. В 1237–1241 гг. кн. Григор Тга вплотную к юж. стене гавита главной церкви возвел маленькую сводчатую ц. Сурб-Григор Лусаворич (св. Григория Просветителя), украшенную насыщенным резным декором. Снаружи здание огибает аркатура, завершающаяся на углах фасадов полуарками. Ее архивольты, как и элементы портала, покрыты ажурной резьбой. В интерьере выделяется изящная аркатура апсиды, завершенная геометрической плетенкой, и пилястры, украшенные мелкими витыми каннелюрами и валиками. В кон. XIII в. по сторонам от входа в церковь были установлены 2 больших каменных креста-хачкара (мастер Погос; юж. крест, отличающийся особой филигранностью резьбы, в 1935 перенесен в Гос. музей истории Армении, Ереван).

http://pravenc.ru/text/546363.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богословие МЕФОДИЯ ПАТАРСКОГО ОТКРОВЕНИЕ визант. эсхатологическое сочинение VII в., составленное на сир. языке и приписывавшееся сщмч. Мефодию еп. Олимпийскому (Патарскому) МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОДЕРНИЗМ употребляющееся в полемическом ключе в религии обозначение богословских мнений, учений, обрядовых изменений, направленных на сближение с современностью МОЛИНОС Мигель де (1628 - 1696), католич. богослов, мистик - о жизни, сочинениях и учении см. в ст. Квиетизм МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МОНОФЕЛИТСТВО еретическое учение, согласно к-рому в Иисусе Христе одна воля, в противоположность православному дифелитству, т. е. учению о двух волях Христа МОНОФИЗИТСТВО еретическое учение, согласно к-рому во Христе одна природа; противоположно православному дифизитству, т. е. учению о том, что во Христе две природы, божественная и человеческая, соединенные в Ипостаси Бога Слова МОНОЭНЕРГИЗМ еретическое учение, согласно к-рому в Иисусе Христе имеется одно действие, в противоположность правосл. диэнергизму МОР Томас (1478-1535), англ. писатель, философ, богослов, видный представитель англ. гуманизма; юрист, церковный и политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532); в католической Церкви почитается как мученик (пам. 22 июня) МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/122390_16.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель МЦЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мценский во имя святых апостолов Петра и Павла мужской монастырь, располагался на сев.-зап. окраине г. Мценска МЦХЕТСКИЙ (ВОСТОЧНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ [Картлийский Католикосат, Картлийская Церковь] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (60-е гг. V в.- 1811), древняя правосл. Церковь на территории Вост. Грузии МЦХЕТСКО-ТБИЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ [до 1936 Мцхетско-Тифлисская] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрами в городах Мцхета и Тбилиси МЫГЛИЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь Старо-Загорской епархии Болгарской Православной Церкви МЮНХЕНСКОЕ (ШТУТГАРТСКОЕ) ВИКАРИАТСТВО Мюнхенское (Штутгартское) викариатство Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) МЮНЦЕР (ок. 1490 - 1525), нем. проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров радикальной Реформации НАГРАДЫ ЦЕРКОВНЫЕ один из видов поощрения клириков и мирян, в исключительных случаях также лиц, не принадлежащих к Церкви, за их заслуги в служении Церкви на разных поприщах НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) НАМЕСТНИК должностное лицо в России в разные периоды ее истории, в Великом княжестве Литовском и нек-рых др. гос-вах, а также в РПЦ НАРВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1887-1927 гг. 2. Эстонской Православной Церкви, существовало в 2009-2011 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121236_176.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLVIII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLVIII МУРТИ [фигура, статуя, вид, изображение, обличье, воплощенная форма или проявление, а также изваяние, идол, личина], персонифицированное изображение инд. божества, объект религ. поклонения в индуизме «МУСИКИЙСКАЯ ГРАММАТИКА» общее наименование, применяемое исследователями к группе но связанных сочинений о музыке Н. П. Дилецкого МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель МУСТИОЛА И ИРИНЕЙ († между 270 и 275), мученики (пам. зап. 3 июля), пострадали в г. Клузий (совр. Кьюси, Италия) МУТАЗИЛИТЫ представители мусульм. рационалистического богословия, игравшего значительную роль в религиозно-политической жизни Омейядского и особенно Аббасидского халифатов в VII-X вв. МУФТИЙ духовное лицо у мусульман-суннитов, наделенное правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения о том, как применять шариат на практике МУХАММАД [Мухаммед, Магомет (Магомед) ], Ахмад ибн Абдаллах (ок. 570-632), основоположник ислама и основатель 1-й общины мусульман МУШ город в Вост. Турции (адм. центр иля М., в эпоху Османской империи столица Битлисского вилайета), тесно связан с историей и христ. культурой Армении 97-100 100-102 МХИТАР АЙРИВАНЕЦИ деятель арм. христ. духовной культуры, педагог, ученый, историк, церковный поэт, композитор 102-104 МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель 104-106 106-109 МЦЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мценский во имя святых апостолов Петра и Павла мужской монастырь, располагался на сев.-зап. окраине г. Мценска 109-111 МЦИГНОБАРТУХУЦЕСИ должность высшего сановника при грузинском царском дворе, возглавлявшего личную канцелярию царя, глава 26 мцигнобари - делопроизводителей, нотариев

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МХИТАР ГОШ Мхитар Гош. Скульптура перед фасадом Матенадарана в Ереване. 50-е (?) гг. ХХ в. Скульптор Г. Чубарян Мхитар Гош. Скульптура перед фасадом Матенадарана в Ереване. 50-е (?) гг. ХХ в. Скульптор Г. Чубарян (Арм. ; Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34, Гандзак (Гянджа) - 1213, монастырь Нор-Гетик, ныне Гошаванк ), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви , законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель. В большинстве своих рукописей М. Г. носит титул «Ерамец вардапет» (трижды прославленный вардапет), что говорит о его важной роли и высокой репутации среди современников. М. Г. также был советником и духовным наставником кн. Закаре Закаряна и играл ведущую роль в решении важнейших гос. вопросов автономного Армянского княжества. Главным источником сведений о жизни М. Г. и его наследии является труд арм. историка Киракоса Гандзакеци «История Армении», вероятного свидетеля многих из описанных им событий. Позднейшие авторы использовали сведения Гандзакеци о М. Г. как основу. Важные биографические данные содержат также некоторые труды самого М. Г.: «Судебник», «Краткие толкования пророчества Иеремии», «Католикосы и события в Агванском мире в XII веке», «Мученичество св. Хосрова Гандзакеци», «Письмо к грузинам о православной вере». Среди др. источников можно назвать «Всеобщую историю» архим. Вардана Бардзрбердци (сер. XIII в.), «Соборное послание» католикоса Нерсеса IV Шнорали (1166), «Книгу историй» Аракела Даврижеци (XVII в.). «Житие и история Мхитара Гоша» содержится под 5 июля или 11 февр. в арм. средневек. сб. «Айсмавурк» (аналог синаксаря), к-рый составлен преимущественно на основе труда Гандзакеци. Особым источником являются также настенные записи в монастыре Нор-Гетик. Монастырь Гошаванк в с. Гош, Армения Монастырь Гошаванк в с. Гош, Армения Большую источниковедческую ценность имеет труд М. Чамчяна «История Армении». Наиболее важный вклад в изучение «Судебника» внесли В. Бастамянц, опубликовавший редакцию Б «Судебника», к-рую он считал исходным авторским вариантом М. Г., а также Х. Торосян, издавший редакции А и Г «Судебника».

http://pravenc.ru/text/2564512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богословие Восточных (нехалкидонских) Церквей (см. также " История Восточных (нехалкидонских) Церквей " ) АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ГРИГОРИЙ Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри (1225 или 1226 - 1286), сиро-яковитский еп., богослов, писатель, церковный и общественный деятель ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ИОАНН [Иваннис ] ( 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист ИСРАЭЛЬ (ок. 870 - 961), еп. Кашкарский, впосл. католикос-патриарх Церкви Востока, несторианский богослов и полемист КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей МАТТА АЛЬ-МАСКИН [Матта аль-Мескин/Мискин; араб. - Матфей Бедняк/Убогий] (1919-2006), игум., один из наиболее известных деятелей и богословов Коптской Церкви МОНОФЕЛИТСТВО еретическое учение, согласно к-рому в Иисусе Христе одна воля, в противоположность православному дифелитству, т. е. учению о двух волях Христа МОНОФИЗИТСТВО еретическое учение, согласно к-рому во Христе одна природа; противоположно православному дифизитству, т. е. учению о том, что во Христе две природы, божественная и человеческая, соединенные в Ипостаси Бога Слова МОНОЭНЕРГИЗМ еретическое учение, согласно к-рому в Иисусе Христе имеется одно действие, в противоположность правосл. диэнергизму МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ГЕРМОНЕЦИ [Колотик] (посл. треть XIV в.- 1-я пол. XV в.), арм. церковный деятель, богослов, настоятель мон-ря Ермон (Гермонского) в обл. Вайоц-Дзор, носил звание рабунапета (верховного наставника) ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ЦОРЦОРЕЦИ (сер. XIII в. - 1335?), арм. философ, богослов, экзегет, грамматик, поэт, переводчик, педагог, церковно-общественный деятель, видный представитель гладзорской школы, один из основателей цорцорской школы, последователь движения арм. униатов

http://pravenc.ru/rubrics/122502.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД ГАНДЗАКЕЦИ Давид Гандзакеци [сын Алавика; арм. ] (1060?, Гандзак (Ганджа) - 1131), арм. вардапет, ученый, канонист. Один из образованнейших людей своего времени. В ответ на вопросы новопосвященного свящ. Аркаютюна написал кн. «Каноническое право» ( ), в 97 статьях к-рой обсуждаются убийство, воровство, осквернение, взяточничество, ростовщичество, клятвопреступление, ругательство, колдовство и проч. Это произведение имело огромное значение, т. к. в средневек. Армении правовые вопросы решались, руководствуясь «Книгой канонов», в к-рой отсутствовали ответы на мн. вопросы, связанные с мирской судебной практикой. «Каноническое право» Д. Г. было своего рода новшеством (нечто среднее между каноническим сборником и судебником), ставшим необходимым этапом в составлении последующих юридических справочников. В частности, автор 1-го в Армении судебника Мхитар Гош († 1213) при редактировании своего труда использовал «Каноническое право» Д. Г. в качестве источника. Важность труда Д. Г. осознавали его современники и последователи, высоко чтившие его образованность: Киракос Гандзакеци († 1271/72) величает его Просветителем, а Вардан Аревелци († 1271) - соратником Ованнеса Имастасера († 1129); упоминают о нем Мхитар Айриванеци († 1290?) и Степанос Орбелян († 1304). Арм. авторы сообщают, что арм. католикос учел мнение Д. Г. при назначении албан. католикоса. Появление более актуального «Судебника» Мхитара Гоша оттеснило произведение Д. Г. на 2-й план, и его труд не привлекал внимания арменистов (в частности, М. Чамчян, автор «Истории армян» (Венеция, 1785), был о нем невысокого мнения) и остается мало изучен. Соч.: Абраамян А. Г. «Каноническое право» Давида, сына Алавика//Эчмиадзин. 1952. 9/10. С. 48-57; 11/12. С. 56-67; 1953. 1. С. 56-62; 2. С. 53-60; 3. С. 51-63 (на арм. яз.). Ист.: Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 94, 136; Вардан Великий. Всеобщая история/Пер.: Н. О. Эмин. М., 1861. С. 159. М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/168548.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕСАИ НИЧЕЦИ Есаи Ничеци [Ничский; Нчеци; арм. ] (ок. 1255 - ок. 1338), арм. ученый, педагог, грамматик. Род. в с. Нич (ныне Чаталерик, Турция); образование получил в Муше, в школе при мон-ре св. Апостолов, затем в Вайоц-дзоре , в мон-ре Ахберц у Нерсеса Мушского ; был удостоен степени вардапета (доктора). С 1284 г. возглавлял школу при мон-ре Ахберц, после смерти Нерсеса Мушского Е. Н. занял его место руководителя ун-та Гладзор и преподавал дисциплины тривиума и квадривиума. Его слава великого педагога не только распространялась в Армении, но и в Киликийском арм. царстве, откуда к Е. Н. приезжали ученики. Считается, что число его учеников соответствовало числу дней в году. Многие из них стали видными учеными и деятелями арм. культуры XIV в. (Мхитар Ерзнкаци, Ованнес Арчишеци, Ованнес Воротнеци, Ованнес Ерзнкаци). Изображения Е. Н. с учениками сохранились на миниатюрах арм. рукописей. Защищая самостоятельность Армянской Церкви, Е. Н. боролся против стремления католиков подчинить своему влиянию Армянскую Церковь и против униатства в Армении. Лит. наследие Е. Н. в основном состоит из сочинений на духовно-нравственные темы: комментарии, проповеди, письма. Комментарии («Толкование на Книгу Иезекииля», «Анализ грамматики», толкование на соч. «О небесной иерархии» из корпуса «Ареопагитик») служили учебными пособиями для студентов. Большинство работ Е. Н. до сих пор не издано, за исключением «Анализа грамматики», представляющего собой эпитому основных толкований грамматики, осуществленных до него. Изд.: Послание Вардапета Есаи к господину Матфею//Чраках. 1860. C. 157-164; 1861. C. 205-211 (на арм. яз.); Сыны человеческие//Сион. 1866. C. 26-29 (на арм. яз.); Анализ грамматики/Под ред. Л. Хачеряна. Ереван, 1966 (на арм. яз.). Лит.: Погарян Н., еп. Армянские авторы V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 364-369 (на арм. яз.); АрмСЭ. Ереван, 1977. Т. 3. С. 524 (на арм. яз.); Петросян С. Послания Есаи Нчеци//Эчмиадзин. 1985. Т. 11-12. С. 95-100 (на арм. яз.); Sanjian A. K. Esayi Ncheci " s Biblical Exegesis//Armenia and the Bible/Ed. Ch. Burchard. Atlanta, 1993. P. 185-193; Хачерян Л. Есаи Нчеци и Гладзорский университет. Лос-Анджелес, 1988 (на арм. яз.); Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995. P. 117. М.-Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения

http://pravenc.ru/text/190239.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Восточные (нехалкидонские ) Церкви КЕННЕШРЕ [Кеннешрэ], средневек. западносир. (яковитский) мон-рь в Сев. Сирии, образовательный и переводческий центр КИРАКОС ДРАЗАРКЦИ (ок. 1056 - 1127), арм. вардапет, один из крупнейших деятелей арм. культуры т. н. серебряного века «КНИГА ПОСЛАНИЙ» арм. средневек. эпистолярный сборник религ. характера; содержит документы, формулирующие вероисповедание КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель КОНСТАНТИН (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), еп. Сиута (греч. Ликополь), церковный писатель, святой Коптской Церкви (пам. копт. 9 амшира (3 февр.)) КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ [Кармирванк] на Красной горе, один из арм. мон-рей Чёрной Горы, близ Кесуна (Киликия; ныне Чакырхююк, Юж. Турция) МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) МАЛАНКАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Сиро-Маланкарская Ортодоксальная Церковьдр. названия: Индийская Ортодоксальная Церковь, Маланкарская Ортодоксальная Церковь, Маланкарская Сирийская Церковь], одна из Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей МАРУТА († 2.05. 649), митр. Тагрита (ныне Тикрит, Ирак), 1-й мафриан - глава монофизитской иерархии в Персии, наместник патриарха Сирийской яковитской Церкви МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МИХАИЛ СИРИЕЦ [Михаил I; Михаил Великий] (1126-1199), патриарх Антиохийский (с 1166), глава Сирийской яковитской Церкви, церковный писатель и летописец МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/121942_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ [Кармирванк; арм. Ka8mi8 Vanq ] на Красной горе, один из арм. мон-рей Чёрной Горы , близ Кесуна (Киликия; ныне Чакырхююк, Юж. Турция). В нач. XII в. был резиденцией католикосов Армянской Апостольской Церкви ; один из важнейших миссионерских и образовательных центров в кон. XI-XIII в., где наиболее образованные представители Армянской Церкви из Киликийской Армении , а также из Вел. Армении занимались в основном богословием и переводческой деятельностью. Ок. 1086-1112 гг. владельцем мон-ря был кн. Васил Гох, глава арм. Кесунского княжества, к-рый поддерживал арм. подвижников и их труды. Он приобрел неск. мон-рей Чёрной Горы, принадлежавших ранее сирийцам, в т. ч. К. м. В 1101 г. после долгих странствий на Чёрную Гору прибыл арм. католикос Григор II Вкаясер ; в 1105 г. он скончался в К. м. Интеллектуальная деятельность в К. м. и др. обителях Чёрной Горы пока мало исследована. Однако в этом регионе развивалось сотрудничество между мон-рями, принадлежавшими к разным этно-конфессиональным группам, возрождались старые лит. традиции. В мон-рях ученые разных конфессий и национальностей, хорошо знавшие арм. язык, переводили преимущественно богословские труды с греч., лат., сир. и др. языков по заказам. В К. м. и др. обителях Чёрной Горы подвизались такие средневековые арм. ученые, как католикос Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), еп. Степанос Манук, Игнатий Черногорец (ок. 1090 - ок. 1160), Саркис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Мхитар Гош и др. Лит.: Алишан Г. Сисуан. Венеция, 1885. С. 402-411 (на арм. яз.); Гарегин I (Овсепян), католикос. Колофоны рукописей. Антилиас, 1951. Т. 1: V в.- 1250 г. С. 248 (на арм. яз.); Норайр (Похарян), еп. Армянские авторы, V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 203-206 (на арм. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах Византийской империи (XI в.). Ереван, 1980; Степаненко В. П. Из истории международных отношений на Ближ. Востоке XII в.: Княжество Васила Гоха и Византия//АДСВ. 1980. Вып. 17. С. 34-44; Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995. P. 140-141; Weitenberg J. J. S. The Armenian Monasteries in the Black Mountain//East and West in the Medieval Eastern Mediterranean/Ed. K. N. Ciggaar, D. M. Metcalf. Leuven, 2006. Vol. 1: Antioch from the Byzantine Reconquest until the End of the Crusader Principality. P. 79-94. (OLA; 147). М. С. Ширинян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2458979.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010